Вестник древней истории журнал. Вестник древней истории

Оригинальное название: Вестник древней истории
Год выпуска: 1937-2011
Жанр: Периодика, журнал, археология, история
Выпущено: СССР, Россия, Москва, ОГИЗ, Мысль, Наука, РАН
Язык: Русский

Описание: Вестник древней истории (общепринятое сокращение - ВДИ, англ. Journal of Ancient History) - важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук. Журнал выходит с 1937 г. (регулярно - с 1946 г.); ежегодно выпускается четыре номера. Каждые пять лет печатается номер с указателем вышедших за это время публикаций. В «Вестнике древней истории» публикуются не только научные статьи, но и источники, рецензии на выходящие в свет работы отечественных и зарубежных авторов, биографические материалы, посвященные видным специалистам по древней истории, и т.д.

Доп. Информация

ISSN: 0321-0391

Главные редакторы:

Сванидзе А. С. (с 1937 года)
Мишулин А. В. (с 1938 по 1948 годы)
Машкин Н. А. (с 1949 по 1950 годы и.о. отв. редактора)
Киселёв С. В. (с 1950 по 1962 годы)
Струве В. В. (с 1962 по 1965 годы)
Утченко С. Л. (с 1966 по 1976 годы)
Удальцова З. В. (с 1978 по 1987 годы)
Бонгард-Левин Г. М. (до 30 сентября 2008 года)
Иванчик А.И. (с 10 марта 2009 года)

Нажмите чтобы закрыть спойлер: Доп. Информация

Знаете ли вы

Журнал публикует оригинальные научные статьи по всем областям древней истории, классической и древневосточной филологии и археологии античной и древневосточных цивилизаций, на русском, английском, французском и немецком языках. Главной целью издания журнала является информирование научной общественности о новых результатах и достижениях, относящихся к области интересов журнала, и всемерное способствование развитию исследований в области классической и восточной древности.

Основными разделами журнала являются:
Научные статьи. Главный раздел журнала. Включает оригинальные научные статьи по тематике журнала.
Публикации. Включает публикации новых археологических, эпиграфических, нумизматических и других памятников.
Дискуссии и обсуждения. Включает дискуссионные материалы и обсуждения спорных тем.
Из истории науки. Включает публикацию архивных материалов и статей, посвященных истории исследований в области древней истории и смежных дисциплин.
Критика и библиография. Включает научные рецензии, обзоры литературы и т.д.
Научная жизнь. Включает отчеты о конференциях, круглых столах и других событиях научной жизни.
Включает материалы к юбилеям, поздравления, некрологи и т.д.
Приложение. Включает комментированные издания и переводы древних источников.

Кроме того, в журнал включаются и иные разделы (тематические круглые столы, «Древние цивилзации: новые открытия», «В музейных собраниях мира»).

Нажмите чтобы закрыть спойлер: Знаете ли вы

Формат: PDF, DjVu
Качество: Отсканированные страницы (OCR)
Размеры листа: ~ 160x250 мм
Количество страниц: 157 x ~250

Сокращения.

АО - Археологические открытия.

ВИ - Вопросы истории.

ГАЗ - Гісторыка-археалагічны зборнік.

ГИМ - Государственный исторический музей.

ИА - Институт археологии.

ИГАИМК- Известия Государственного Института истории материальной культуры.

КСИА - Краткие сообщения Института археологии.

КСИИМК- Краткие сообщения Института истории материальной культуры.

ЛОИА - Ленинградское отделение Института археологии.

МИА - Материалы и исследования по археологии СССР.

МИСО - Материалы по изучению Смоленской области.

ПИДО - Проблемы истории докапиталистических обществ.

РА - Российская археология.

РАНИОН -Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук.

СА - Советская археология.

САИ - Свод археологических источников.

СВ - Средние века.

СЭ - Советская этнография.

Тр. - Труды.

AdW -Akademie der Wissenschaften.

AG - Archäologia Geographica.

AH - Archæologia historica.

AP - Archeologia Polski.

AR - Archeologické rozhledy.

AuF - Ausgrabungen und Funde.

AÚSAV - Archeologický ústav Slovenskej Akademie vied.

ČMM - Časopis Moravskěho muzea v Brně.

ČsČH - Československý časopis historický.

FAP - Fontes archæeologiæ poznanienses.

EAZ - Ethnographisch-archäologische Zeitschrift.

HČ - Historický časopis.

HD - Historická demografie.

HG - Historická geografie.

IHKM - Institut historii kultury materialnej.

KH - Kwartalnik historyczny.

KHKM - Kwartalnik historii kultury materialnej.

MZP - Materiały Zachodniopomorskie.

NO - Nove obzory.

PA - Památki archeologické.

PAN - Polska Akademie nauk.

PBA - Polskie badania archeologiczne.

SA - Slovenská archeologia.

Sl.Ant. - Slavia antiqua.

SNM - Sbornik národniho muzea v Praze.

SPFFBU - Sbornik praci filosoficke fakulty brnenské university.

Spr.A. - Sprawozdania archeologiczne.

SSNM - Sbornik slovenského národného muzea.

ŠZAÚSAV-Študijne zvesti Archeologickeho ústava Slovenskej Akademie vied.

VVM - Vlastivědny věstnik moravský.

WA - Wiadomośći archeologiczne.

ZAM - Zeitschrift für Archäologie des Mittelalters.

ZfA - Zeitschrift für Archäologie.

ZfAuA - Zeitschrift für Agrargeschichte und Agrararchäologie.

ZfAdM - Zeitschrift für Archäologie des Mittelalters.

ZfG - Zeitschrift für Geschichtwissenschaft.


Риер Я.Г. Очерки истории средневековых цивилизаций. Могилев. 1997.



Риер Я.Г. История средневековых цивилизаций. Часть I. Западная, Центральная и Южная Европа в V-Х вв. Часть 2. Азия, Африка и Америка в V – ХV вв. Могилев, 2001.

См. История средних веков. М. 2000, т.2.

Германия бесспорно буржуазной может считаться с ХlХ в. (Круглова Н.И. О конце средневековья и начале нового времени в Германии. Проблемы духовного развития// Идеология и политика в античной и средневековой истории. Барнаул. 1995. С. 142-151).

Либман М.Я. Позднее средневековье и начало нового времени: опыт комплексного исследования// Мировая культура. Традиции и современность. М. 1991. С.223-228.

Предприятия, применявшие труд наемных работников, работавших вручную на основе разделения труда.

История Европы. М. 1993. Т.3. С.6.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.2. М. 1988.

Горожане обычно раздавали земли в аренду крестьянам.

Эту депрессию многие западные историки раньше назвали "кризисом феодализма". Теперь эта точка зрения уже представляет лишь историографический интерес.

Наиболее активно эти процессы начались с конца ХV в.

Так возникли те, кого в пореформенной России назвали кулаками. Теперь этот удачный термин зарубежные исследователи применяют и к западноевропейским деревенским богатеям рассматриваемого времени.

Колганов М.В. Собственность. Докапиталистические формации. М. 1962. С.342.

Капитал – (от позднелат., caput – голова) в Хll-Хlll вв. означал ценности, запас товаров, массу денег, деньги, приносящие процент.

См., напр.: Коцюбинский Д.А, Малинин Ю.П. Феномен капитализма и проблемы его становления// Социально-политические проблемы в истории зарубежных стран. Сыктывкар. 1994. С.24-37.

См.: Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. 1994. С.165-166.

ХVll в. в западноевропейских городах наблюдалась эпидемия роста торговли. Всё облепили лавочки. Ряды лавок запрудили основные улицы городов, что часто даже возмущало остальных жителей, которые обвиняли торговцев в желании обогатиться, неприкладая рук. Но это – типичное проявление частной инициативы в условиях исчезновения старой формы занятости (Бродель. Ф. Что такое Франция? М. 1997. С.304-305).

См.: Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций?// Цивилизации. М. 1993. Вып. 2. С.44-62; Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса// Цивилизации. М. 1992. Вып. 1. С.9-26; Тишков В.А. Историческая эволюция и императив выживания// Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М. 1989. С.128-148.

Об этом – в следующей теме.

См.: Молдавская М.А. К вопросу о положении городских низов во Франции в первой половине ХVl века// Средневековый город. Саратов. 1989. Вып. 9. С.11-121; Средневековая Европа глазами современников и историков. М. 1995. Ч. 5. С.113.

Именно машинное производство, было основой капиталистической экономики, а не наемный труд сам по себе, ибо он существовал и в древности, и в средние века, причем даже в сельских общинах – вспомним наемных пастухов в славяно-византийских общинах Vll-Vlll вв. (по "Земледельческому закону").

Барг М.А. Место ХVll в. в истории Европы// Вопросы истории. 1985. № 3;Ивонин Ю.Е. Позднее средневековье или ранняя новая история?//Там же. 1987. С.№ 1; Рутенбург В.И. Ранние буржуазные революции// Там же. 1984. № 3. См. также: Бэрк П. Народная культура Эўропы ранняга новага часу. Мн. 1999. С.12,51.

Пролетариат – оценочный термин, означавший резкое отличие подавляющего большинства тогдашних наемных работников от положения большинства трудовых масс классического средневековья. Последние обладали, пусть порой незначительным, но личным имуществом – крестьянскими наделами, мелкими мастерскими – которые позволяли как-то существовать. В отличие от них возникавший слой наемных работников был лишен такой собственности и существовал исключительно за счет труда по найму. В средневековье такие люди были скорее исключением из общих порядков, маргиналами.

См.: Капустин Б.Г. Рец: В.А.Красильщиков. Превращение доктора Фауста// Вопросы философии. 1995. № 6. С.154-156; Кон И.С. Открытие "я". М. 1978.

Есть мнение, что амфоры туда были завезены в ХVIII в., но существуют свидетельства о пребывания людей античной эпохи в Мексике и даже Венесуэле.

Впрочем, у норманнов существовала и легенда о мифическом острове с таким названием, расположенном где-то в Атлантике.

Есть нечеткие сообщения о том, что неутомимые путешественники – ирландские монахи побывали в Северной Америке еще в VII в., а в начале II тыс. туда плавал и моряк из Уэллса. Следы викингов будто бы находили с ХII в. в Тихом океане, на о. Пасхи и в Перу. Возможно, именно память о норманнах отразилась в ацтекском мифе "о гигантах с кожей молочного цвета".

Родился он не в самой Венеции, а на одном из островов (Корчула) у иллирийского побережья Адриатического моря.

Кстати, имея в виду древнерусские земли, он заметил, что там "много царей", то есть царит раздробленность, что свидетельствует о достоверности сообщений путешественника. Впрочем, недавно китаевед Фрэнсис Вуд из Британской библиотеки выпустила книгу, в которой доказывает, что репутация лгуна дана Марко заслуженно, ибо он ездил не далее Константинополя, остальное, якобы, списал у одного мусульманского путешественника. Исследовательница аргументирует тем, что Поло "не заметил" ни иероглифов, ни китайского чая, ни Великой стены. Но так или иначе, достоверную информацию о Востоке европейцы получили.

Бродель Ф. Структуры повседневности. М. 1986. С.440.

См.: Хазанов А.М. Неизвестное о Васко да Гаме// Вопросы истории. 2000. № 8; Он же. Тайна Васко да Гама// Новая и новейшая история. 1991. № 1.

См.: Субботин В.А. Васко да Гама// Вопросы истории. 1995. № 9.

Встречающиеся сообщения, что у Колумба могли быть карты викингов, лишены оснований, ибо картография у норманнов вообще неизвестна; от них остались только рунические надписи.

Известный востоковед Дьяконов считает, что Колумб, возможно, был параноиком, и, как многие одержимые, очень энергично добивался результатов, хотя и не таких, каких ожидал. Холодные и трезвые ему отказывали в поддержке, а Изабелла известна своей экзальтированностью, то есть, тоже едва ли не паранойей. Более прагматичный ее супруг, Фердинанд, относился к Колумбу скептически. В самих же плаваниях Колумбу помог опытный мореход Антонио Пирсон (Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. 1994. С.139).

Кстати, Колумб выбрал самый прямой путь, его и теперь используют яхтсмены при пересечении Атлантики. На этом направлении постоянно дует попутный, в западном направлении ветер – пассат.

Сигары поначалу представляли собой скрученные листья табака толщиной в руку. В Испании первых курильщиков судом инквизиции отправляли в тюрьму на 3 года. Но дороговизна табака обеспечила ему моду среди знати.

Кукуруза – турецкое название, ибо в Россию этот злак попал, в ХVII в., через оккупированную османами Румынию. Здесь же можно отметить, что позднее, колонизируя Южную Америку, испанцы завезли в Европу и плоды, которые туземцы называли томатль (крупная ягода). На Пиренеях их стали называть помп дель Перу (яблоки из Перу), а итальянцы – помми д"оро (золотые яблоки: вероятно, в Италию угодили желтые плоды). В Восточной Европе помидоры появились в ХVIII в. Картофель, который сейчас возделывается в 130 странах из 167, на своей родине, в Андах, насчитывал 250 сортов, прививался в Европе очень медленно. Им боялись отравиться – и травились, поедая семена и цветы, скармливали скоту, а сами ели лишь в голодные годы. Первое упоминание о его употреблении в пищу – из госпиталя в Севилье в 1573 г. Поначалу не зная, как его готовить, ели с лимонным или апельсиновым соком, мочили в вине, варили в молоке. Распространился он в Европе лишь в ХVIII в. в связи с увеличением цен на зерно, хотя по питательности он выше пшеницы.

В 1981 г. потомки Колумба, отец и сын, которого, как и знаменитого предка, зовут Христобаль Колон (в испанском произношении) совершили на паруснике кругосветное путешествие в честь открывателя Америки.

Раньше, еще в Хlll в., малый круг кровообращения описал один о араб, но Сервет мог этого не знать.

На рубеже ХVI / ХVII вв. французский географ Самуэль де Шамплен первым высказал идею канала через Панамский перешеек.

Надо отметить, что на тогдашних географических картах было не только много неточностей, но и вымысла, причем, нередко, умышленного. Так, уже в ХVII в. у Магелланова пролива появились так называемые "о-ва Жены художника", возникшие из-за того, что когда художник рисовал карту, сидевшая рядом его жена попросила нанести хоть одну землю для нее.

Оставшееся судно попало таки к португальцам и его команда была повешена как пиратская.

Платина – от исп. плата (серебро). Первоначально тяжелый белый металл напоминавший серебро, презрительно назвали платиной (серебришком) и выбрасывали, считая бесполезной примесью к золоту. Ее даже запретили ввозить в Испанию, так как фальшивомонетчики из нее делали слегка позолоченные монеты и слитки. В Колумбии было выброшено до 4 т платины. Лишь спустя 40 лет в Испании спохватились, да и то лишь для того, чтобы выпускать порченые монеты.

Об этих государствах см. в части II данного Пособия.

Лишь в 1981 г., при строительных работах в центре Мехико на месте столицы ацтеков – Теночтитлана, было обнаружено золото, как считают, от сокровищ Монтесумы. Но не все сокровища еще найдены.

См.: Верлинден Ч., Матис Г. Покорители Америки. Колумб. Кортес// Серия "Исторические силуэты". Ростов-на-Дону. 1997. С.308-310.

См.: Дьяконов И.М. Ук. соч. С.142.

При этих перевозках происходил как бы естественный отбор – выживали наиболее выносливые, что и обусловило нынешний физический уровень американских негров.

См.: Брант М.Ю. Из истории европейской цивилизации// Преподавание истории в школе. 1997. № 4. С.31.

Цвейг С. Подвиг Магеллана. Любое издание.

Современные Фуггеры имеют капитал более 1 млрд. марок.

Латинизированное имя, при рождении – Гюйсманн.

Эразм (греч.), то же, что Дезидерий (лат.) – желанный.

Отсюда возникли представления о естественном праве, а от них – к современной концепции прав человека.

В этих воззрениях видна основа будущего западноевропейского либерализма.

Показательно, что в России педагогические сочинения Эразма переводили уже с ХVII в. Затем стали переводить и по распоряжению Петра I. В этом видно значение работ Эразма в эпоху кризиса традиционных обществ.

Обскурант – (от лат. obskurans - затемняющий) – противник прогресса, реакционер. Отсюда прозвище кельнских теологов и их сторонников – темные люди.

Надо заметить, что авторство всех писем, сочиненных Рубианом и Гуттеном, приписывалось конкретным людям – кельнским обскурантам и их единомышленникам. Так что сатира была не только едкой, но и за рамками закона. Впрочем, в то время это было распространенным явлением.

Настоящая фамилия его – Людер. Но по тогдашней моде она была латинизирована.

Реформация – от лат. reformatio – преобразование.

Именно в ответ на выступление Лютера папа Лев Х в 1518 г. канонизировал индульгенции.

Некоторые исследователи считают, что так красиво он не сказал, но смысл был именно таков.

Прокопьев А.Ю. Конфессии и политика в ранней Реформации: Фридрих Мудрый и Георг Бородатый// Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. Спб. 1996.

Закончилась работа по переводу лишь в 1534 г.

См.: Ивонин Ю.Е., Казаков М.М., Керов В.Л., Курбатов Г.Л., Федосик В.А. Очерки истории христианской церкви в Европе. Смоленск. 1999. С.96.

Конечно, переводы Библии были и раньше. Еще в 1466 г. в католической Германии был сделан ее немецкий перевод. Но это делалось не для паствы, а для внутрицерковного потребления.

О популярности лютеровского текста свидетельствует то, что за 1522-1546 гг. его переводы издавались 430 раз.

Катехизис – сборник элементарной информации о христианской догматике.

Егер О . Средние века. М. 1999. С. 654.

Кин М. Рыцарство. М. 2000. С.446.

См.: Каутский К. Предшественники новейшего социализма. М. 1925. Т.2. С.34-41.

Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С. 97-98.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии// К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. т.7. С.424.

См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон// Жизнь замечательных людей. Челябинск. 1998. С.150-155.

См.: Гутнова Е.В. Проблемы классовой борьбы средневекового крестьянства в современной немарксистской медиевистике// Современная зарубежная немарксистская историография. М. 1989.

Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции //ВИ. 2001. № 5. С.32-51.

См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон, С.168.

Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С.104-105.

Ф.Энгельс назвал это "вторым изданием крепостничества".

Лишь в 1983 г. Ватикан восстановил отношения со Швецией, прерванные после ее перехода в протестантизм.

См.: Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол в новом освещении// Вопросы истории. 1995. № 10; Горфункель А.Х. Гуманизм – Реформация – контрреформация// Культура эпохи Возрождения и Реформация. М. 1981.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб. 1996. С.191.

Но именно реформаторы повели борьбу с, как они называли, языческими пережитками в католичестве, сравнивая, например, культ Девы Марии с культом Венеры, называли святых преемниками языческих богов и героев, которые переняли у них функции лечения и защиты. Лютеране были более толерантными к народным традициям, чем кальвинсты (См.: Бэрк П. Народная культура Эўропы…, С.241,248-250).

См.:Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С.107.

Против смертной казни за прелюбодеяния выступили даже отцы города, заявившие, что тогда надо будет казнить половину населения Женевы.

Каганович Б.С. Бицилли как историк культуры// Одиссей – 1993. М. 1994.

Справедливо было отмечено, что "костер ему [Мигелю Сервету] сложил фанатизм ХVl в." (См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон, с.295).Анатоль Франс в "Восстаниии ангелов" остроумно заметил, что Кальвин – это "длинный и тощий доктор из Женевы, холодный в своем неистовстве маньяк, еретик, сжигающий на кострах других еретиков.

См.: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М. 1999.С.271-272.

Дьяконов И.М. Пути истории, С.106.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1982. С.235.

См.: Шушарин Д.В. Начало Реформации: имперские города Юго-западной Германии// Средние века. 1995. Вып. 58. С.69-87.

За последовавшие 500 лет Ватикан составил 40 таких списков.

По образцу протестантских катехизисов, стали издаваться и католические аналоги.

Вера в ведьм и колдунов свойственна любой языческой религии. С распространением христианства старые языческие боги не утратили своей силы, а стали отождествляться с дьяволом, с нечистой силой.

Рассказы об оргиях возникли и оттого, что в состав ведовских мазей, которые использовали в ХVl-ХVll вв., входили петрушка, сельдерей, белладонна, чьи алкалоиды вызывали галлюцинации и другие расстройства психических функций. Например, белладонна вызывала ощущение полета, петрушка и сельдерей, если ими натирали эрогенные зоны, вызывали сексуальные видения (Арнаутова Ю.Е. Западноевропейские средневековые "оборотни"// Вопросы истории. 1997. № 6. С.161-165).

См.: Февр Л. Бои за историю М. 1991.

Рассел Д.Б. Колдовство и ведьмы в средние века. СПб. 2001. С.59.

Это связано с более эмоциональным типом женской психики. Отсюда, кстати, и известная женская сварливость, за которую с Хlll в. во многих общинах наказывали, сажая в клетку или на специальный стул.

Хотя в эпоху Ивана lV на Руси резко усилилось преследование колдунов, но это было скорее связано с общей политикой установившегося репрессивного режима, при котором гонения, в том числе и на колдунов, служили средством запугивания населения. Но отсутствие массовой и длительной борьбы с ведьмами в православных странах было связано и с отсутствием в то время столь острых социальных конфликтов, как на Западе, ибо кризис феодализма в них наступил позднее и в иных исторических условиях.

Точнее – "Молот на колдунью", "Молот против ведьм"

Глазер Г. Небеса, преисподняя, гора и дорога// Всемирное слово. Л. 1993. № 4/5.

В некоторых исследованиях приводится цифра в 6 млн. сожженных ведьм (См.: Суховатая В.А. Женщина в религиозной истории и феминистская теология// Женщины в истории. Вып.2. Мн. 2002. С.44).

Рассел, С.345-347.

Там же, С.349-352.

Шверхофф Г. От повседневных подозрений к массовым гонениям// Одиссей – 1996. М. 1996. С.326.

Русское название возникло от польского (Jesus – Иисус).

В 1622 г. Лойола был канонизирован.

Через Речь Посполитую иезуиты проникли на территорию Беларуси и основали здесь свои учебные заведения – коллегии (самые восточные – в Могилеве и Мстиславле).

В 1816 г. орден был восстановлен и существует наши дни. Теперь в мире насчитывается более 24 тыс. иезуитов.

Сделал эту уступку известный папа-модернист Иоанн Павел ll в октябре 1999 г.

Подробнее об этом – в теме об Англии.

Для их ремонта и подготовки было вырублено около 50 тыс. лучших дубов, что значительно подорвало генетический фонд лесов, важных в стране с засушливым климатом. Оголенные горные склоны стали подвергаться эрозии, которая смыла много плодородной земли. Экологический вред этой авантюры сказывается, как считают, и в наши дни.

См.: Варьяш О.И. Этно-конфессиональные общности и право на Пиренеях эпохи Реконкисты// Общности и человек в средневековом мире. М.-Саратов. 1992. С.108-111.

Впрочем, можно вспомнить и нынешних "обманутых вкладчиков", размечтавшихся о современных Эльдорадо.

См.: Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры, С.207-208.

См.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, С.601.

По ее тексту, кстати, А.С.Пушкин изучал испанский язык.

В 1981 г. в Испании широко отмечали 300-летие Кальдерона. В Мадриде его пьесы исполняли прямо на улицах.

Голландия – лесная страна. Такой она была в древности.

Их обычно называли фризскими, хотя фризы были лишь соседями нидерландцев.

Они включали в себя и городских, и сельских ремесленников-надомников, между которыми распределялись отдельные операции по изготовлению изделий.

Рабочие трудились в общих помещениях.

Вспомним, что эта хроника – один из важных источников по истории Франции времен Столетней войны.

Дословно – сброд, оборванцы.

Полное имя герцога Фердинанд Альварец де Толедо.

Например, в 1572 г. выслала из своих портов суда бежавших туда нидерладцев, чем, кстати, ускорила восстание морских гёзов, оказавшихся в безвыходном положении.

Латинизированное имя от Гуго ван де Гроот.

См.: Телушкин Й. Еврейский мир.М. 1992. С.169-170.

Фамилия возникла от реки Рейн, на переправе через которую жила семья.

Хранится он в Санкт-Петербургском Эрмитаже, в 1985 г. была частично испорчена психопатом, вылившим на нее кислоту. Отреставрирована.

Название "Ночной" в картине возникло, вероятно, из-за потемневшего лака.

Возможно, сказался и экономический кризис 50-х годов, когда Англия запретила голландскому флоту ввоз продуктов виноделия.

Это – трудоемкая техническая культура, повышавшая плодородие.

См.: Лоудз Д. Генрих VIII и его королевы. Ростов-на Дону. 1997.С.284-285.

Там же. С.9.

Вторая беременность Анны закончилась рождением мертвого ребенка. Причем злые языки говорили, что это произошло после того, как Генрих ее избил.

Есть предположение, что жестокость похотливого короля была связана с сифилическим поражением мозга.

Очистителями – от лат purus – чистый. В народе, кстати, не любили пуританских проповедников за требования строгости нравов и за стремление воспитывать всех и вся.

Многие считают, что на религиозную политику Генриха влияли его жены: убежденная протестантка Анна Болейн, тайная католичка Екатерина Говард, к которой он прислушивался и ярая протестантка Екатерина Парр, к которой он тоже прислушивался.

По английским законам муж королевы не становился королем, а был лишь принцем-консортом.

Лишь недавно на русском языке появилась более разносторонняя монография о ней, написанная, однако, хотя и не по академически сухо, но и без сочувствия, отстраненно (Хейг К. Елизавета I Английская. Ростов-на-Дону. 1997). Представляется, наиболее глубоко исследовал и описал борьбу Марии и Елизаветы Стефан Цвейг в психологическом романе "Мария Стюарт". Интересные наблюдения над Елизаветой можно найти и у Вальтера Скотта в романе "Кенилворт".

Не случайно так много делалось для сакрализации образа Елизаветы как королевы Англии: пропагандировалась ее девственность, поставленная на службу народу (других интересов у нее нет); ежегодно на Пасху она лично омывала ноги стольким бедным женщинам, сколько ей исполнялось лет (перед этим им по 3 раза мыли ноги чиновники двора).

Бежав из Англии после воцарения Марии Кровавой, он стал одним из основателей эмигрантской кальвинистской общины в Женеве в 1555 г., с которой, как отмечалось, началось пуританское движение в Англии.

Брак с родственниками у католической знати разрешал только папа Римский.

См.: Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны. М. 1991.

Окончательное объединение Англии и Шотландии произошло лишь в 1707 г.

Это не помешало католической церкви в 1935 г. объявить Мора святым за то, что он выступил против реформы Генриха Vlll.

Гитлодей – от древнегреч. слов вздор и болтун. Утопия, также с древнегреч. – несуществующее место, вымышленная страна.

Бродель Ф. Что такое Франция?. М. 1997. Ч.2.

Грангузье (отец Гаргантюа), фр. – Большая Глотка, Обжора. Гаргантюа – великан из французских сказок. Пантагрюэль – демон жажды во французских мистериях ХV в.

Существующий русский перевод романа очень точно передает язык Рабле.

Упоминание черта по отношению к служителю Бога – святотатство.

Почти все имена в романе – говорящие, отчего так важен, в нашем случае, адекватный русский перевод.

Нострадамус – от церкви Нотр Дам, где его крестили.

Черняк Е.Б. Тайны Франции. М. 1966. С.115. См. также: Пензенский А.А. Мишель Нострадамус: мифы и реальность в свете новейших исследований// Новая и новейшая история. 2002. № 1. С.130-151. Еще недавно много комментировали предсказания Нострадамуса о большевистской власти, событиях в России, Чернобыле. Интереснее трактовки его катренов об экспансии Востока (мусульманского мира) на Европу под влиянием религиозного фанатизма.

От испорченного нем. Eidgenossen – сотоварищ, сообщинник, как называли друг друга швейцарские кальвинисты.

Иногда его называли Беарнец, так как он родился в области Беарн, близ Наварры.

Бурные события этого времени нашли широкое отражение в литературе, знакомой и русскоязычному читателю. Наиболее полно они описаны в объемных романах Генриха Манна "Молодые годы короля Генриха lV" и "Зрелые годы короля Генриха lV", а также Александром Дюма-отцом в романах "Королева Марга", "Графиня Монсоро" и "Сорок пять". Немецкий антифашист Генрих Манн, писавший в Бурбоне в эмиграции, после прихода к власти Гитлера, стремился найти во французской истории параллели и уроки для современности. Поэтому стремился к точности, исторической правде. Дюма же творил в иную, более спокойную эпоху середины ХlХ в. Для него история – поставщик сюжетов для приключенческих романов. Автор моделирует историю по своему усмотрению. Дюма писал: "Мы не притязаем на то, чтобы быть историками. Если иной раз мы становимся ими, то лишь тогда, когда история случайно спускается до уровня романа или, вернее сказать, роман возвышается до уровня истории".

См.: Костелло А. Королева Марго. М. 1999.

Она подробно описана Генрихом Манном в вышеназванном романе, но еще лучше – Проспером Мериме в его "Хронике времен Карла lХ".

Первое из них попытался осуществить еще в 1594 г. Жан Шатель.

Интересно заметить, что на русский язык "Завещание" переводилось уже при Петре l.

Одних лишь работ, ему посвященных, насчитывается более 3 тысяч и их число постоянно растет.

Это, замечу, целая антология взглядов и мыслей Сократа, Платона, Плутарха, Цицерона, Сенеки и других, дающая определенное представление об античной философии.

Он заметил, что современники прокалывают ушные мочки. Греки считали это признаком рабства.

По латыни его имя звучит "Картезий", поэтому последователей философа назвали картезианцами.

Лат. ratio, отсюда – рациональный.

Из трактата Савонаролы "Управление Флоренцией" (Цит. по: Краснова И.А. Политическое устройство Флоренции в представлениях Савонаролы// Средние века. 1994. Вып.57).

Буквальный перевод фамилии - "вредный гвоздь".

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М. 1995. С.351.

В этом Макиавелли подходит к пониманию классовой борьбы, которое позднее стало краеугольным камнем политического учения Маркса.

В этом – известное упрощение, также свойственное и марксизму. Вспомним, что ранние государства у варваров создавались скорее, как способ организации управления и обороны на определенной территории, и лишь постепенно, с монополизацией власти и крупной земельной собственности они превращались в орудие интересов сформировавшегося правящего сословия, в орудие угнетения.

См.: Юсим М.А. Макиавелли м марксизм// Средние века. М. 1995. Вып. 58.

:См. также: Бурлацкий Ф. Загадка и урок Макьявелли. М. 1977.

И в этом Макиавелли является предтечей и политической теории Маркса, и будущей практики реального социализма.

Цит. по: Юсим М.А. Макиавелли м марксизм// Средние века. М. 1995. Вып. 58. Вспомним, впрочем, О"Генри: "Хитрость мешает быть умным".

Можно вспомнить отчаяние гуманиста первой половины ХХ в., С.Цвейга, написавшего в разгар Второй мировой войны: "Политики – самая опасная раса современности".

В 1886 г. на месте казни Бруно в Риме ему воздвигли памятник с надписью: "Джордано Бруно от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер". Его сочинения были исключены из "Индекса запрещенных книг" лишь в 1948 г. А в наши дни папа Иоанн Павел ll окончательно реабилитировал Бруно.

Лишь в 1989 г. Иоанн Павел ll признал ошибочность осуждения Галилея, а его книгу вычеркнули из "Индекса…" только в 1994 г. и теперь церковь не настаивает, что Земля – плоская и является центром мироздания.

На лист бумаги кладется другой лист с отверстиями, через которые пишется текст, затем решетка убиралась и оставшееся место заполнялось произвольным набором букв. Для дешифровки достаточно было наложить на такой лист аналогичную решетку и читать в "окнах". Этот метод широко использовался в секретной переписке ХVl-ХVll вв.

По мнению А.Ф.Лосева, "Тайная вечеря" – единственное гармоничное произведение Леонардо, ибо он все время – в исканиях, так как в мире все – динамично. Главное, писал художник – научное познание, ибо "наука – капитан, практика – солдаты". Но искусство, отмечал Леонардо, может познать мир в целом, поэтому живопись – выше науки (См.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, С.399-427).

Мона – сокращенно от мадонна – госпожа.

Статуя 400 лет простояла на площади перед синьорией и лишь недавно была перенесена в помещение, а на ее месте поместили копию.

В конце ХХ в., в ходе реставрации попытались эти панталоны убрать, но оказалось, что Вольтерра соскоблил рисунки своего учителя и "раздеть" фигуры не удалось.

От ит. – вычурный.

Собственно, до археологических работ в нашем понимании там было далеко – искали античные произведения искусства и вся "научность" состояла в том, чтобы правильно выбрать место, где находок побольше, и определить их художественную ценность.

См.: Всемирная история. Т. lV. М. 1958. С.357.

Вспомним, что внешняя активность, реально означавшая агрессию против более слабых соседей, составляла одну из закономерностей феодальной эпохи.

См.: Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М. 1968. С.349.

Такая экспансия, также как испанская – в Америку и русская – в Сибирь, свидетельствует об обеднении правящего сословия (См.: Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах. М. 1992).

Одним из наиболее восточных форпостов этого ордена стал иезуитский коллегиум в Мстиславле. В Восточной Беларуси в ответ на деятельность иезуитов возникли православные братства, в которых, кстати, проявились некоторые реформационные черты – стремление горожан контролировать деятельность церквей, в частности, назначать священников и следить за финансами.

См.: Bumblauskas A. Kolizie historiograficzne w kwestii charakteristyki Wielkiego księstwa litewskiego// Lituania. 1995. 1 (14). S.29-47.

См.: Флиер А.Я. Об исторической типологии Российской цивилизации// Цивилизации и культуры. Вып. 1. М. 1994. С.94-115.

Следует заметить, что в польской и русской, в том числе и советской историографии было и есть стремление принизить роль униатской церкви. С другой стороны, в современной белорусской общественной мысли заметно преувеличение роли униатства как национальной церкви белорусов.

Книгу Коперника вычеркнули из "Индекса запрещенных книг" лишь в ХlХ в.

Структурирование польской шляхты завершилось лишь в ХVlll в., когда, чтобы отличаться от крестьян, она заговорила по-французски.

См.: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М. 1999. С.385-386.

См.: Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции// Вопросы истории. 2001. № 5. С.34-37.

См.: Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции… С.42.

Подробнее об этом см. .

3 -Известный советский германист В.Е.Майер, например, не отрицая археологических методов датировки сельских поселений, считал, что если существуют достоверные письменные данные, то можно пренеб­речь противоречащими им сведениями археологов . Проти­воречиво относился к возможностям археологии в изучении средневековой славянской проблематики авторитетный славист В.Д.Королюк. В начале 60-х гг. он оптимистично оценил роль археологических ис­следований в изучении не только материальных условий жизни общества, но и его социального строя . Но спустя десяти­летия ученый уже фактически отрицал роль археологии в познании форм "организации общественного производства и общественных отношений рассматриваемого социального организма", религиозных пре­дставлений славян У-УП вв. . Хотя к 70-м гг. западнославянская средневековая археология имела уже значительные дости­жения. Недооценка роли археологии в изучении раннеславянского общества отмечается и у внимательного к её достижениям Г.Г.Литаврина . Весьма пренебрежительно об археологических аргументах высказался петербургский историк А.Ю.Дворниченко [см. 287,с. 124]. Не случайно, в обзоре юбилейного, 50 выпуска сборника "Средние века"" отмечается роль вспомогательных дисциплин, но археоло­гические исследования не упоминаются . Вообще, скепсис историков обычно появляется тогда, когда археологические дан­ные в чем-то не согласуются с выводами, основанными на письменных материалах.

Хотя вывод Л.С.Клейна о том, что археология самостоятельно не способна реконструировать весь исторический процесс вполне обоснован, едва ли можно безоговорочно согласиться с его замечанием, согласно которому исторические выводы из археологического материала - это выход за пределы компетенции археолога, ведущий к искажению исторической действительности . Представляется, что, не избегая общеисторических выводов, археолог должен помнить данное замечание Клейна как указание на существующую опасность и необходимость осторожности в оценках. Преодолевать эту опасность возможно и постоянным сопоставлением получаемых результатов с материалами иных (лучше сопредельных) территорий, а также с выводами других исторических дисциплин: особенно истории, исторической географии, исторической лингвистики, исторической демографии и др. думается, прав П.П.Толочко в том, что главное в археологии - историзм .

Примечательно, что в недавно изданном пособии И.В.Дубова археология древнерусских сельских поселений совсем не затронута .

Л.В.Алексеев недавно отметил, что белорусской археологии надо выйти за пределы республики и подняться до уровня исторических обобщений над вещевым материалом .

Поэтому в завершающий книгу библиографический список почти не включены многочисленные небольшие по объему публикации, посвященные отдельным памятникам или иным локальным сюжетам, чрезвычайно, однако, важные в изучении массового материала. При наличии многих важных для нас публикаций одного автора в указанный список помещены обычно более поздние, в которых читатель, найдет и ссылки на опубликованные ранее работы этих авторов, использованных нами.

См. также .

На это обратил внимание Л.В.Алексеев . С этих же позиций проанализировал данные летописей А.В.Дулов .

Период сельскохозяйственных работ здесь составлял 5-6 месяцев против 8 месяцев в Западной Европе ; более длинная, чем на Западе, зимовка скота при более низких температурах, дополнительные потребности в отоплении, теплой одежде и т.п.

Гнездовое расположение поселений в VI-VII вв. носило общеславянский характер и было связано с общественными структурами [См.198, с.36]. Подробнее об этом - в разделе VI.

Появление в УШ-Х вв. на высоких крутых берегах рек украинского Левобережья, на останцах в заболоченной пойме и других защищенных местах поселений, сменивших располагавшихся у воды волынцевские селища У1-УШ вв., связано, скорее всего, не с гидрологическим режимом и хозяйственным развитием, а с военной опасностью /11,0.201-202; 347; 370/ - ситуация, аналогичная описанной в Северной Буковине в У-У1 вв.

В южнорусских землях, по подсчетам С.Н.Бибикова и П.П.Толочко, "демографический взрыв" пришелся на ХI-ХII вв., в остальных восточнославянских землях - на ХII-ХIII вв., куда уходило и избыточное крестьянское население из Среднего Поднепровья [ЗЗ].

На Черниговщине в IХ-начале XI в. возникло 17 поселений, существовавших в IХ-ХIII вв. и почти все они сохранились до середины ХIII в. В Х-Х.I вв. возникло 36 поселков, в ХII-начале ХIII в. - еще 50 селений . В западной части белорусского Полесья в IХ-Х вв. возникло 12% поселений, в ХI-ХIII вв. - 70%, в ХIV-ХV вв. - 12% . В Могилевском Поднепровье в конце IХ-Х в. появилось 18% поселений, в ХI-ХIII вв. - 73%, в ХIV-ХV вв. - всего 9%. При этом все поселения с конца IХ-Х в. существовали и в ХI-ХIII вв., так что общее число поселений ХI-ХIII вв. составило 91%. В ХIV в. в регионе оставалось 46% сельских поселений (из них 6% - старые селища конца IХ-Х в. и 32% - поселения ХI-ХIII вв.) . У вятичей в VIII-Х вв. отмечено 3% поселений, в ХI-ХIII вв. появился 31% сельских поселений, в ХIV -ХVII вв. - 13% . В Полужье плотность населения, по подсчетам Ю.М.Лесмана, в VI-IХ вв. составляла 0,1-0,2 человека на I км2 , а в ХП-ХШ вв. - уже 3 человека на I км2 (прирост в 15-30 раз . На Ижорском плато с рубежа ХI/ХII вв. до начала ХIV в. население выросло в 9 раз .

Аналогично развивался процесс расселения у соседей, в Молдове, Восточной Прибалтике, у населения Карелии, Заволжья .

Но в том же Среднечешском Полабье еще не все благоприятные для тогдашнего проживания долинные земли в IХ-ХI вв. были заселены .

Эти различия с Западной Европой (особенно с северофранцузской моделью) характерны были и для других центрально-европейских земель. Они начали проявляться ярче с Х в., когда в наиболее развитых областях к западу от Рейна завершилось складывание феодального землевладения .

На Драганской возвышенности в конце ХIII-начале ХIV в. не менее 3000 га лесов пошло под пашню .

Процесс запустения часто вел к наступлению лесов на культурные ландшафты. Особенно это было заметно в местах массового забрасывания деревень в ХV в. В районе Йиглавы, например, 45% лесов (данные 1825 г.) росли на местах древних полей. На Драганской возвышенности 15% средневековых полей теперь покрыты лесами .

В районе Мекленбурга этот процесс начался раньше: если в Х в. там были только славянские материалы, то в течение XI-X вв. следов немецкой материальной культуры здесь стало в 3 раза больше, чем славянской. Автор исследования, Э.Никель предполагает, что это отразило трехкратное преобладание здесь немецкого населения .

Этот процесс можно проиллюстрировать динамикой развития поселения Мансдорф у Бремена: в середине. III-V в. в нем жило около 80 человек, в VI-середине VIII в. - осталось всего 15-20 жителей, а во второй половине VIII-первой половине IХ в. - насчитывается уже около 75 человек .

Водораздельный тип расселения на Северо-Западе Руси с VIII в., вызванный, как отмечалось, особенностями региона, не привел к более раннему наступлению там на лесные угодья, о чем свидетельствует сеть поселений, аналогичная другим регионам лесной зоны.

Подробно влияние природной среды на историю Восточной Европы рассмотрел А.В.Дулов .

Наиболее обстоятельно подсечное земледелие изучалось П.Н.Третьяковым, Б.П.Петровым и Ю.А.Красновым .

Показательно земледелие русских переселенцев в Сибири. В период колонизации земель в. ХVI-ХVII вв. сосуществовали подсека, перелог и паровая система .

На изучавшемся нами сельском поселения у г.Чаусы кости крупного рогатого скота составили 80%, свиней - 9,4%, коз и овец - 1.6%, лошадей - 6,1%, собак - 3% .

Подсчеты О.М.Приходнюка показали, что в VI-VII вв. земледельцы Среднего Поднепровья уже имели определенный запас, то есть излишки продуктов, прежде всего - зерна .

По мнению Берановой, подсека и перелог были связаны с разными географическими условиями: перелог распространялся там, где поле, находившееся под паром, зарастало не лесом, а травой и кустарником

о Б.Новотны считает, что много свиных костей уничтожили собаки . Больше свиней должно было быть в феодальных поместьях. Ибо, по мнению М.Кучеры, мелкие и средние феодалы, пользуясь дешевой рабочей силой, были основными поставщиками мяса, тогда как крестьяне больше внимания уделяли разведению тяглового скота и хлебов .

В ХI-ХIII вв. распространился обычай подковывать лошадей, что указывает прежде всего на увеличение их роли в транспорте, тем более, что распространились появившиеся ранее хомуты и это увеличило грузоподъемность лошадей в 4 раза. Но волов быстроходные кони не вытеснили. Известны так называемые воловьи подковы, что свидетельствует о запрягании этих животных в возы. Кстати, медленное распространение подков, известных уже с латенского времени, а славянам - с VIII в., вызывалось тем, что подковы, утяжеляя ногу и ухудшая амортизацию, ограничивали подвижность коны, то есть ухудшали условия верховой езды. Поэтому распространение подков свидетельствует прежде всего об увеличении роли коней в хозяйственной деятельности. Последующее повсеместное подковывание верховых коней вызывалось увеличением количества дорог с твердым покрытием, губительным для незащищенных копыт. На феодальных поселениях встречаются и такие свидетельства верховой езды, как уздечки, наиболее характерные для ХIII-ХIV вв. .

С овец, помимо мяса, широко использовали и шерсть, о чем свидетельствуют многочисленные находки так называемых овечьих ножниц. В ХIII-ХIV вв., в условиях наивысшего развития колонизации, по письменным данным, увеличилось поголовье овец и коз .

Объединение в одном параграфе материалов о полабских славянах и германцах вызвано вполне понятными особенностями привлекаемой немецкой литературы, в которой вопросы хозяйственного развития обычно рассматриваются в рамках общегерманской территории более позднего времени. С другой стороны, как будет показано ниже, раннесредневекое хозяйственное развитие обоих этнических массивов не имело существенных различий.

По мнению Херрманна, в господском хозяйстве Торнова плуг, запряженный в лошадь, применялся уже с VIII в. .

Важно отметить, что состав стада в славянских поселениях VI-VII вв. в Восточной Германии, части Польши и на Украине практически аналогичен (в процентах) :

Близкие пропорции наблюдаются в ряде западноевропейских деревень, поселений Восточной Австрии, в Южной Франции в XI-ХII вв., а местами и позднее. Например, в чешской Мстенице (Моравия) - крупный рогатый скот - 46%, свиньи - 16%, лошади -15%, овцы - козы - 11%. В Сен-Жан ле Фруа (Южная Франция): крупный рогатый окот - 41%, свиньи - 34%, овцы - козы - 18% .

Вместе с тем, в Великопольше VI-VII вв. преобладали свиньи (их 43%, коров - 30%). В VIII-Х вв. в Западном Поморье коров стало 27% (вместо 50% в VI-VII вв.), а свиней - 61% (вместо 27%). Возможно, как отмечалось, это было связано с растительными условиями: свиней стало больше среди лиственных лесов, богатых желудями и буковыми орешками, а коров - в безлесых местах . При таком объяснении указанное увеличение места свиней в стаде Западного Поморья в VIII-Х вв. можно увязать с расселением среди лиственных или смешанных лесов. Преобладание свиней над коровами отмечено и на славянских поселениях VIII-IХ вв. в Восточной Австрии. А на первом месте там были овцы и козы . Эта ситуация объясняется, очевидно, горным ландшафтом.

Свиньи нередко превышали количество коров в укрепленных поселениях . Но это не обязательно было связано с особенностями питания господ. Например, в Торновском бурге, когда он был убежищем жителей соседней деревни (VII-VIII вв.) свиньи составляли 43,6% скота, коровы - лишь 27%, хотя в самой деревне коров было больше. Когда же на бурге появилась господская резиденция, коров там стало почти 49%, а свиней - 23%, то есть соотношение уравнялось с деревенским .

Несколько отличаются от приведенных данные о жертвенных животных, собранные в IХ-ХI вв. в Арконе. Преобладали козы и овцы, затем - свиньи и лишь на 3-м месте - коровы. У всех видов большинство составляли более молодые особи, чем на поселениях . Вероятно, более ценными видами скота старались не жертвовать.

Но едва ли можно утверждать, что гончарство первым в деревне превращается в самостоятельное ремесло [см. 133,с.55]. Скорее это относится к металлургии, требующей и многих специальных навыков, и времени, в том числе на добычу и подготовку сырья и топлива. Массовая посуда еще долго обжигалась в домашних печах. Да и необходимый для широкого производства быстровращающийся круг распространялся довольно медленно, у полабских славян - в течении ХI-ХII вв. .

Права К.Д.Авдеева, заметившая, что "частные примеры хозяйственных успехов не следует принимать за массовое явление" .

Анализ экономики славянских племен междуречья Одера-Эльбы позволил Херрманну сделать вывод о том, что производственный уровень IХ-Х вв. в 2-3 раза превосходил период VI-IХ вв., а в ХI-ХII вв. производство здесь выросло еще примерно в 2 раза . Прогресс налицо.

По славянским захоронениям VIII-IХ вв. Подонья из 41 погребенного в возрасте до 15 лет было 3 костяка, 18-30 лет - до 10, до 45-50 лет - 26; свыше 60 лет - I костяк . В целом всё это было несколько ниже, чем в Западной Европе. Самая высокая продолжительность жизни была тогда в Галлии - 45 лет, а в среднем по Европе - около 40 лет .

Это, безусловно, не означает, что люди не доживали до преклонного, по нашим понятиям, возраста. Но их было очень мало. К тому же бичом была детская смертность. В могильниках IХ-ХIV вв. Волыни, например, 44% погребений принадлежало детям 7-12 лет, 54% - погребенным в возрасте 20-25 лет и лишь 2% - зрелым и пожилым, 36-60-летним . В могильнике XI-ХII вв. при Чаусском селище (Среднее Посожье) в двух погребениях были похоронены дети 8-9 лет, а в 7-ми - люди в возрасте 30-35 лет ,.В могильниках Среднего Побужья из 62 определенных погребений было 5 детских (8,1% всех костяков), в возрасте 1,5-8 лет. Мужских погребений -39,3%, женских - 42,6%. Причем в возрасте до 25 лет среди мужчин покоилось 26,3%, среди женщин - 27,8%, а среди умерших после 50 лет мужских костяков было 21,5%, женских - 16,7%. То есть женщины чаще умирали в молодом возрасте и значительно реже доживали до старости в нашем понимании. Впрочем, по подсчетам Н.А.Макарова, среди колонистов русского Севера в Х-ХIII вв. мужской возраст составлял 30,1 год, женский - 32,8 лет .

Хорошо известные этнографические особенности женских украшений мы здесь не рассматриваем. Отметим лишь, что, как подчеркивал Рыбаков, именно деятельность сельских ремесленников способствовала сохранению местных этнических традиций .

Понимание необходимости такого подхода стало относительно массовым явлением лишь в результате накопления огромного фактическою и интеллектуального опыта с рубежа средневековья и нового времени (натурфилософия), хотя отдельные примеры этого подхода были и в древности, и в средние века. Но из-за низкого уровня знаний в обществе такие подходы не могли найти подтверждения в реальной практике и оставались лишь гениальными догадками немногих.

Собственно, ямные захоронения были и до распространения курганов. Теперь к ним вернулись в новых условиях.

Изредка встречаются скорченные костяки, что могло быть связано с погребениями волхвов, которых, как колдунов, при захоронениях связывали, клали в мешки . Но более известны так называемые "сидячие" погребения, ориентированные обычно лицом востоку. На Руси они, по мнению ряда исследователей, более характерны для Новгородской земли, где связаны с традицией предшествовавшего финно-угорского населения .

Горожане и феодалы с XI в. перешли, как известно, в основном, на христианский обряд погребения .

Добавим и нередкое сочетание в ожерельях крестиков с языческими символами (лунницами, круглыми подвесками), о чем писалось выше.

Отрицают связь процесса смены кремации ингумацией с внедрением христианства у скандинавов В.Я.Конецкий и Г.С.Лебедев .

А.В.Куза одной из основных причин "обеднения" погребений считал начавшуюся в XI-ХII вв. феодализацию, сопровождавшуюся отчуждением значительной части крестьянских доходов . Но этот процесс еще только начинался и едва ли мог привести к массовому обеднению крестьян на обширной территории древнерусских княжеств.

Показательным примером сохранения и возрождения языческих погребальных ритуалов является бытование в Северной Беларуси курганных захоронений ХIV-ХVIII вв. .

Седляки в Пфаффеншлаге составляли 69% жителей, подсоседки - 25%. Бóльшие по размерам дома, бóльшие и лучше расположенные усадьбы имели мельник и староста .

Автор согласен с Л.С.Клейном, который на вопрос, сколько надо собрать фактов, чтобы постановка проблемы и последующий вывод стали позволительными, ответил: чтобы от эмпирических исследований перейти к теоретическим, надо смелее выдвигать гипотезы, делать обобщения из имеющихся данных, ибо все факты собрать невозможно .

0 недоверии сторонников Фроянова археологическим фактам, противоречащим их взглядам, мы уже писали .

"Исследования последнего времени не дают основания считать появление "Государства Само" следствием зарождения раннефеодальных отношений, как это считалось ранее . Это был лишь военный союз племен без прочной внутренней основы .

Примечательно, что именно в этот период (ХI-ХII вв.) в деревне происходит окончательное обособление крестьянских семей - складываются отдельные крестьянские усадьбы.

Гуревич, вслед да Ж.Дюби, обосновывает более точное название этих отношений в Западной Европе - сеньериальные

Дам под оцифровку сканы любой статьи.

Публикации
Мукерджи Б.Н. (Дели) - Новые эпиграфические находки в Индии Надписи кхарошти и кхарошти-брахми из Западного Бенгала: новое направление в исследовании письменных кхарошти . стр. 73
Надпись 170-го года эры Канишки. стр. 84
Об одной надписи из Матхуры и о ее значении для проблемы яванов и Шака-Пахлавов. стр. 87
Датированное изображение Майтреи. стр. 91
Никитин А.Б. (С-Петербург) - Среднеперсидские остраки из буддийского святилища в Старом Мерве. стр. 95

Дискуссии и обсуждения
Уколова В. И. (Москва) - «Последние римляне» и парадигмы средневековой культуры. стр. 104

Доклады и сообщения
Арутюнян Р. С. (Ереван) - Некоторые особенности хеттских домашних праздников. стр. 119
Пейрос И.И., Шнирельман В.А. (Москва) - В поисках прародины дравидов (Лингвоархеологический анализ) . стр. 135
Чеченцев В.Н. (Москва) - Урожай винограда и оливок в древней Аттике (VI-IV вв. до н.э.). стр. 148
Манасерян Р.Л. (Ереван) - Международные отношения на Переднем Востоке в 80-70-х годах до н.э. (Тигран II и войска с берегов Аракса). стр. 152
Баглай В.Е. (Орел) - О правовой основе древнеацтекского общества. стр. 160


Лордкипанидзе О.Д. (Тбилиси) - Городище Вани в общеколхидском контексте. стр. 184
Дискуссия об античном Вани. стр. 209

Из истории науки
Марконе А. (Флоренция) - Петербург - Рим - Берлин: встреча М.И. Ростовцева с немецким антиковедением. стр. 213

Критика и библиография
Дандамаев М.А. (С.-Петербург) - Играр Алиев . Очерк истории Атропатены. Баку, 1989. стр. 225
Медведская И.Н. (С.-Петербург) - S. Zawadski . The Fall of Assyria and Median-Babylonian Relations in Light of the Nabopolassar Chronicle. Uniwersytet im. Adama Mickiewicza w Poznaniu. Seria Historia. Nr. 149. Poznan, 1988. стр. 226
Сапрыкин С.Ю. (Москва) - Е. Olshausen, J. Biller. Historisch-geographiche Aspekte der Geshichte des Pontischen und Armenischen Reiches. Teil I: Untersuchungen zur historischen Geographie von Pontos unter den Mithradatiden. Wiesbaden, 1984. стр. 232

В музейных собраниях мира
Немировский А.И. (Москва) - Археологические музеи Тосканы . стр. 237 (В Реконструкции сайта Новый Геродот).

Научная жизнь
Сапрыкин С.Ю. (Москва), Раев Б.А. (Новочеркасск) - Античная цивилизация и варварский мир. III археологический семинар (Геленджик, 8-12 апреля 1991 г.). стр. 245
Памяти В.И. Исаевой. стр. 250

Приложение
Гераклит. О невероятном. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В.Н. Ярхо (Москва). стр. 235
В.Н. Ярхо (Москва). стр. 252

Публикации
Трейстер М.Ю. (Москва) - Бронзовая статуэтка Юпитера Капитолийского из Мысхако. Стр. 41

Дискуссии и обсуждения
Свенцицкая И.С. (Москва) - Особенности религиозной жизни народных масс в азиатских провинциях Римской империи (II-III вв.): язычество и христианство. стр. 54

Доклады и сообщения
Сизов С. К. (Нижний Новгород) - О причинах расцвета федеративных государств в эллинистической Греции. стр. 72
Бруяко И.В., Карпов В.А. (Одесса) - Древняя география и колебания уровня моря (На примере северо-западной части Черноморского бассейна в античную эпоху) . стр. 87
Монахов С.Ю., Слонов В.Н. (Саратов) - К реконструкции античной методики расчета и моделирования древнегреческих амфор. стр. 97
Шопина Н.Р. (Москва) - Папирусные свидетельства об обучении неродному языку в греко-римском Египте. стр. 110

Personalia
Павловская А.И. (Москва) - Константин Константинович Зельин (1892-1983) (К 100-летию со дня рождения) . стр. 220
Памяти А.И. Болтуновой (1990-1991). стр. 231

Древние цивилизации: новые открытия
Коулсон У.Д. И. (Афины) - О деятельности Американской школы классических исследований в Греции. стр. 125
Думас К. (Афины) - Кикладская цивилизация бронзового века в Эгеиде . стр. 143 (в проекте Киклады портала Новый Геродот).
Хаджидаки Э. (Калия, Крит) - Критское эллинистическое пиратство . стр. 154
Беляева Е.В., Любин В.П. (С.-Петербург), Гэдэ Йоде Ф. (Абиджан) - О первоначальном заселении Западной Африки. стр. 162

Из истории науки
Хаинен X. (Трир) - Эллинистический Египет в трудах М.И. Ростовцева. стр. 163

Критика и библиография
Панченко Д. В. (С.-Петербург) - В. А. Гугоров . Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. Л., 1989. стр. 180
Гринбаум Н.С. (С.-Петербург) - Микенологические изыскания (1978-1988 гг.). стр. 182
Молчанов А.А. (Москва) - J. Chadwick . Linear В and Related Scripts. Berkeley - Los Angeles, 1987 . стр. 190
Левинская И.А. (С.-Петербург) - J. Reynolds, R. Tannenbaum. Jews and Godfearers at Aphrodisias. Greek Inscriptions with Commentary. Cambridge, 1987. стр. 196
Кошеленко Г.Л., Сарианиди Д.Я. (Москва) - Δ. Κ. Βελισσαρόπουλος . Έλληνες και "Ινδοί. Ήσυνάντησηδύο κόσμων. Τ. 1-2. Άθηνα, «Έστιας», 1990. стр. 201
Ярхо В.Н . (Москва) - Новые тома папирусов из Оксиринха (The Oxyrhynchus papyri. V. 56. London, 1989; V. 57. London, 1990). стр. 205

В музейных собраниях мира
Каковкин А.Я. (С.-Петербург) - Крупнейшие мировые собрания коптских памятников. стр. 211

Научная жизнь
Каковкин А.Я. (С.-Петербург) - Международная конференция коптологов в Перигё. стр. 233
Кожокару В. М. (Рени) - Международная научная конференция «Томис - Констанца: 2500 лет непрерывного развития, культуры и цивилизации». стр. 234
Карпюк С.Г. (Москва) - III Международная конференция «Космос и философия» (Митилини, 20-24 сентября 1991 г.). стр. 235

Приложение
Парфений. О любовных страстях. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В.Н. Ярхо (Москва). стр. 236

В музейных собраниях мира
Фаркаш Э. (Нью-Йорк) - Искусство кочевников в музеях США. стр. 195

Научная жизнь
Зуев В.Ю. (С.-Петербург) - Заседание памяти академика Б.Б. Пиотровского в Эрмитаже. стр. 205
VII Сергеевские чтения на кафедре истории древнего мира исторического факультета МГУ. стр. 208
Колесников М.А. (Афины) - II Международная конференция по греческой архитектурной терракоте классического и эллинистического времени (Афины, 12-13 декабря 1991 г.). стр. 216
Клочков И.С. (Москва) - Конференция «Культура Востока: проблемы и памятники» (С.-Петербург, 21-25 января 1992 г.). стр. 219

Приложение
Колосовская Ю.К. (Москва) - Агиографические сочинения как исторический источник. стр. 222
Мученичество четырех святых венценосных, написанное Порфирием; Мученичество святого Квирина, епископа Сискии в Паннонии; Мученичество святого Флориана. Перевод с латинского и комментарии Ю.К. Колосовской (Москва). стр. 229

Описание: "Вестник древней истории" - важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В нем публикуются не только научные статьи, но и источники, рецензии на выходящие в свет работы отечественных и зарубежных авторов, биографические материалы, посвященные видным специалистам по древней истории, и т.д.

СПИСОК ВЫПУСКОВ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ:

1) В пяти советских республиках. Ф. Грозный
2) О "хеттских" иероглифах на стелах Тель-Амара. Ф. Грозный
3) Параграфы 34 и 36 хеттского судебника. В. В. Струве
4) Успехи изучения древней истории за последние пятьдесят лет. К. Ф. Леманн-Гаупт
5) Восточное Закавказье. И. И. Мещанинов
6) Рас-Шамра или вновь найденная финикийская литература. Ш. Виролло
7) Названия древневосточных богов в грузинских песнях. А. С. Сванидзе
8) Библейская религия в свете новейших археологических раскопок. Д. Нильсен
9) "Аристотелева" "экономика". С. А. Жебелев
10) Социальная революция в Иудее в 66-73 гг. А. Б. Ранович
11) К истории восстания спартака в древнем Риме. А. В. Мишулин
12) К вопросу о податной реформе Хосроя Анушервана. Н. В. Пигулевская

1938
№ 1

1) Советская историография и задачи древней истории. А. Мишулин
2) Изучение истории древнего Востока в СССР за период 1917-1937 гг. В. В. Струве
3) Об одной интересной "хеттской" иероглифической надписи. Б. Грозный
4) Проблемы критики Библии в советской науке. Н. М. Никольский
5) Военная политика Египта в эпоху Архаики и Древнего царства. В. И. Авдиев
6) Новооткрытый текст Ибн-Фадлана. А. П. Ковалевский
7) К истории древнетюркской социальной терминологии. С. П. Толстов
8) Агонистики, или циркумцеллионы в кодексе Феодосия. Н. А. Машкин
9) Миф об Антее у древних авторов. А. В. Мишулин
10) Аттическая свинцовая табличка М. Шангин
11) Древняя иранская ткань из собрания Государственного исторического музея. Л. И. Якунина.

1) Речь тов. Сталина на приёме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938 г.
2) За передовую науку по Древней истории. А. Мишулин
3) Хеттские народы и языки. Б. Грозный
4) Согдийский рукописный документ астрологического содержания (календарь). А. А. Фрейман
5) Античное предание о Дорийском переселении. Р. В. Шмидт
6) К организации нотариата в греческой метрополии. С. А. Лурье
7) Из истории классовой борьбы на Родосе. К. М. Колобова
8) "Держава Рюриковичей". С. В. Бахрушин
9) О возникновении государства Волжских булгар. А. П. Смирнов
10) Галиатский могильник, как источник по истории Алан-Оссов. Е. И. Крупнов
11) Халды-урартийцы после падения Внского царства. В. Н. Худадов
12) Рельефы Древней Согдианы, как исторический источник. А. А. Потапов

1) О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "краткого курса истории ВКП(б)"
2) Неоценимый вклад в марксистскую историческую науку. А. Мишулин
3) О наследстве русской науки по Древней истории. А. Мишулин
4) О древнеарабской культуре и религии. Д. Нильсен
5) Последний перисад и скифское восстание на Боспоре. С. А. Жебелев
6) Некоторые надписи херсонесского музея. М. А. Шангин
7) Новое папирусное свидетельство о борьбе за Сигей. С. Я. Лурье
8) Утопический план аграрной магнезии. А. В. Мишулин
9) Разложение рабовладельческой системы и начало колоната в Римской империи. В. С. Сергеев
10) Выступление Максимина и позция сената. З. Мишина
11) К имени согдийского ихшида Гурека. А. А. Фрейман
12) К истории социальных и экономических отношений в Месопотамии VI в. Н. В. Пигулевская
13) У-суньские могильники на территории Киргизской СССР. М. В. Воеводский и М. П. Грязнов

1) Марксистско-ленинская теория исторического процесса. А. Мишулин
2) Русское византиноведение, его прошлое, его задачи в советской науке. С. А. Жебелев
3) Византия и славяне в VI-VII веках. М. В. Левченко
4) Историческое значение вопроса об этрусках. Ганс Мюлештейн
5) Стоимость раба в Древнем Египте. И. М. Лурье
6) Община в Древнем Двуречье. Н. М. Никольский
7) Подлинная причина разрушения иудейского храма на Элефантине в 410 г. до н. э. В. В. Струве
8) Монеты шахов древнего Хорезма и древнехорезмийский алфавит. С. П. Толстов
9) Витрувий и Август. Г. П. Поляков
10) Иберия и римская экспансия в Азии. А. И. Амиранашвили
11) Этюды из истории Боспора римского времени. Д. П. Калистов
12) Приложение - Прокопий Кесарийский - тайная история. (пер. С. П. Кондратьева)

1) О натуральном хозяйстве и товарном производстве в рабовладельческом обществе
2) Развитие городов и городской жизни в древней Армении. С. Т. Еремян
3) К вопросу о славянах в Крыму. проф. А. П. Смирнов
4) О возникновении товарного производства в Древней Греции. Я. А. Ленцман
5) Из истории сельского хозяйства Древней Италии. проф. М. Е. Сергеенко
6) О некоторых спорных вопросах истории становления феодальных отношений в Римской Империи. А. П. Каждан
7) Урартские клинообразные надписи (продолжение). Г. А. Меликишвили

1955
№2

1) "Народ земли". И. Д. Амусин
2) Денежное хозяйство древней Средней Азии по нумизматическим данным. В. М. Массон
3) Провинция Каппадокия в системе римской восточной политики (17-72 гг.). О. В. Кудрявцев
4) Племенной союз гетов под руководством Биребисты (I в. до н. э.). Т. Д. Златковская
5) Избранные латинские надписи по социально-экономической истории ранней Римской империи. Е. М. Штаерман

1958
№1

1) Происхождение и история хеттского термина panku-"собрание", (Окончание). Вяч. Иванов
2) Кистории Ванского царства (Урарту) второй половины VIII - первой половины VII вв. до н. э. В. В. Шлеев
3) Внешняя политика Афин 438-431 гг. в свете трагедий Эврипида. Ю. В. Откупщиков
4) Этруски в Лигурии. Н. Н. Залесский
5) Концепция государства общественного благополучия у Ашоки. Проф. М. А. Индра
6) Scriptores historiae Augustae / Авторы жизнеописаний Августов (продолжение). А. И. Доватур

1964
№4

1) Исторические надписи урукагины и история их интерпритации. В. В. Струве
2) Опыт классификации сложных глагольных форм новоегипетского языка. М. А. Коростовцев
3) Мужские союзы в поэмах Гомера. Ю. В. Андреев
4) Состав денежного обращения Херсонеса в I в. до н. э. К. В. Голенко
5) К проблеме общины на Древнем Востоке. И. М. Дьяконов
6) Шумерский героический эпос (окончание). И. Т. Канева

1) XXIV съезд КПСС и советская историческая наука о Древнем мире
2) К интерпретации декрета иссейцев о разделе земли колонистами. В. П. Яйленко
3) Торгово-экономические связи Северного Причерноморья с Грецией и их отражение в материале монетных находок (МШ-Ш вв. до н.э.) Эдит Шенерт-Гейс
4) Истрия и её соседи на рубеже III-II вв. до н.э. П. О. Карышковский
5) Роль италийских отпущенников в романизации Паннонии Ю. К. Колосовская

1984
№4

1) Об историзме гомеровского эпоса. Ю. В. Андреев
2) Мидас как символ богатства в античной традиции. Т. А. Моисеева
3) Tradition Heraclitea (A) - Свод древних источников о Гераклите. С. Н. Муравьёв
4) О некоторых спорных проблемах трактата Секста Юлия Фронтина "Стратегемы". В. В. Кучма
5) Новые санскритские тексты из Восточного Туркестана. Г. М. Бонгард-Левин, М. И. Воробьёва-Десятовская
6) Серебряные кувшины из Жигайловки. В. Г. Пуцко
7) Гемма из Армении с изображением храма Афродиты Пафосской. А. Б. Манукян

1987
№2

1) Представление о двойнике в Египте Старого царства. А. О. Большаков
2) Особенности внешней политики Афин и Спарты в начальный период Первой пелопонесской войны (460-455 годы). В. М. Строгецкий
3) Военные реформы Диоклетиана и Константина. Е. П. Глушанин

1) 50 лет работы журнала "Вестник Древней Истории" АН СССР
2) Искусство Матхуры: некоторые итоги и перспективы изучения. Г. М. Бонгард-Левин, Г. А. Кошеленко, Р. М. Мунчаев
3) Катабанский декрет о землепользовании RES 3854. Лундин А. Г.
4) Племена и племенные группы в Атропатене. И. Г. Алиев
5) Nothoi в социальной структуре Афинского полиса IV в. до н. э. Л. М. Глускина
6) Эстетические взгляды Лукреция. З. А. Покровская

1) 70-летие Великого Октября и задачи советского антиковедения. В. И. Кузищин
2) Основные итоги научных исследований в области древней истории, филологии и археологии в Грузии (1978-1987 годы). М. П. Инадзе, Н. В. Хазарадзе
3) Развитие исследований в области древней истории в Белоруссии. К. А. Ревяко, О. И. Ханкевич
4) Изучение истории Древнего мира в республиках советской Прибалтики (70-80-е годы). И. П. Вейнберг
5) К исследованию семантики антропоморфных статуэток первобытных земледельцев. Е. В. Антонова
6) Архаическая Спарта: культура и политика. Ю. В. Андреев
7) Муниципализация рудничного округа Дакии. Ю. К. Колосовская

1988
№2

1) Земельные отношения в семейной общине по "Обелиску Маништушу". Л. А. Чипирова
2) Культурная и этническая атрибуция пастушеских племён Казахстана и Средней Азии эпохи Бронзы. Е. Е. Кузьмина
3) К вопросу о сложении города. Н. Е. Сазонова
4) Горгиппия в системе Боспорского царства первых веков нашей эры. Е. М. Алексеева
5) Арианство в свете современных исследований. А. И. Сидоров

1993
№4

1) Академик В. П. Алексеев и мировое сообщество антропологов. С. А. Арутюнов, И. И. Крупник, К. Г. Тернер, В. С. Лафлин
2) Последняя встреча. Г. М. Бонгард-Левин
3) Парс и Сагестан в сасанидской религиозной политике. Г. Ньоли
4) В ожидании "греческого чуда". Ю. В. Андреев
5) Северное Причерноморье и Септимий Север. В. М. Зубарь
6) Скипетр и держава: к вопросу о царской власти у древних Майя. В. И. Гуляев

1995
№3

1) Архивы древнего Йемена. А. Г. Лундин
2) Троя и "Пра-Аххиява". Л. А. Гиндин, В. Л. Цымбурский
3) Раннеирландская традиция и языческое прошлое: проблемы и перспективы изучения. С. В. Шкунаев

2006
№3

1) Авторство и датировка надписи Monumentum adulitanum II (OGIS 199=RIE 277). М. Д. Бухарин
2) Зима и зимние кампании в "истории" Фукидида. С. Г. Карпюк
3) Правовое положение городского вольноотпущенника в эпоху Римской империи. Н. К. Спиченко

О марксистском учебнике по древней истории. А. Мишулин. - 11

Нафтали Льюис (Нью-Йорк). Из истории римского гнёта в Египте. - 19

Проф. В.И. Авдиев. Военная политика Египта в эпоху Среднего Царства. - 34

Н.А. Шолпо. О времени «введения» календаря в Древнем Египте. - 52

И.М. Дьяконов. Письмо к шумерскому царю Шу-Сину. - 59

Б.Б. Пиотровский. Урартское государство во второй половине VIII в. до н.э. - 65

C.Т. Еремян. Торговые пути Закавказья в эпоху Сассанидов. - 79

Проф. С.Я. Лурье. О фашистской идеализации полицейского режима древней Спарты. - 98

Н.В. Пигулевская. Сирийский источник VI в. о народах. Кавказа. - 107

О.И. Смирнова. О трёх согдийских монетах. - 116

А.Ф. Вишнякова. Свинцовые печати византийского Херсонеса. - 121

Критика и библиография

Проф. В. Авдиев. Из литературы по древнему Востоку.
Г. Дикманс. Экономическая и социальная история древнего Египта.
Ж. Каппар. Египет эпохи фараонов.
Г. Контено. Древняя Западная Азия.
«Древний Восток». Атлас по древней истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая. - 134

К. Зельин.
Л. Деляпорт. Переднеазиатский Восток. - 148

Проф. С. Лурье. Новые эпиграфические находки в Афинах. - 155

Акад. Н. Державин. «Троян» в «Слове о полку Игореве». - 159

М. Шангин. XII том русских рукописей из «Каталога астрологических рукописей». Автореферат. - 178

А. Тереножкин. Литература по археологии в Узбекистане. - 185

И. Умняков. Из литературы об ал-Идриси. - 191

К.К. Библиографические заметки. - 204

Л.Е. Новая иностранная литература по древней истории. - 207

Хроника

Акад. С. Жебелёв. В.Г. Васильевский в изучении византийских древностей. - 216

Л. Ельницкий. Обзор археологических открытий в области Западного Средиземноморья. - 223

С. Киселёв. Саяно-Алтайская археологическая экспедиция в 1938 г. - 252

А. Окладников. Находка неандертальца в Узбекистане. - 256

О. Бадер. Крупнейшая мустьерская стоянка у Волчьего Грота в Крыму. - 258

Е. Крупнов. Из результатов Северокавказской археологической экспедиции Гос. Исторического музея 1937-1938 гг. - 264

Т. Пассек. Трипольская археологическая экспедиция в 1938 г. - 268

Поделиться: