Какие мифы связаны с богиней исидой. Богиня Исида — её роль и предназначение

Исида (Изида) - греческое и латинское имя египетской богини Эсеты (или Исет).

Египтяне считали Эсету «величайшей из богов и богинь» и приписывали ей чудодейственную силу, которой она пользовалась исключительно для того, чтобы делать добро. Исида была сестрой и супругой бога Усира (Осириса) и родила ему сына Гора. Усир стал первым царем на свете и своими благодеяниями заслужил любовь людей. Брат Усира, Сет (Сутех), из зависти убил его, разрубил на части и разбросал по всему Египту; поэтому Усира невозможно было похоронить как следует, а по египетским представлениям это означает, что он не мог жить посмертной жизнью. Но Эсет собрала все части тела Усира, соединила их с помощью своих чар и вдохнула в него новую жизнь. После этой реанимации мужа она сошла с ним в , где Усир стал владыкой душ умерших. Эсета помогла Гору победить Сутеха и взять в свои руки власть над миром в качестве законного наследника Усира.


Греки познакомились с культом Эсеты примерно в 7 в. до н. э. и начали поклоняться ей под именем Исиды где-то с 5 в. до н. э. Из множества функций Эсеты в египетской религии они отобрали лишь небольшое число, несколько изменив их. Греки видели в Исиде небесную правительницу мира, дарительницу и охранительницу жизни, поборницу порядка в природе и в обществе, покровительницу женщин. Но всегда и прежде всего они видели в ней богиню, «великую чарами», могучую волшебницу. Греки отождествляли Исиду с Гекатой и Кибелой, иногда также с Афродитой и Деметрой. В то же время они видели в ней обожествленную Ио, которая, как они считали, была матерью первого египетского царя Эпафа. В Рим ее культ проник только во 2 в. до н. э. Впоследствии он распространился по всему Средиземноморью, на севере пересек Дунай, на юге дошел до Нубии. В отдаленных краях он просуществовал в разных формах еще целый ряд столетий после антиязыческих декретов императора Феодосия I от 383 г. н. э.

В первых числах нашего месяца ноября почитатели Исиды устраивали пышные празднества, так называемые Исеи, в ходе которых изображалось погребение и воскресение Осириса. Самые ревностные поклонники культа проходили через особый ритуал, содержавший крещение и пост и означавший посвящение в мистерии, близкие к элевсинским (см. статью « »). Считалось, что соблюдение определенных заповедей и безупречный образ жизни гарантируют посмертное воскресение к новой жизни, которая будет длиться вечно.

Начиная с эпохи эллинизма, Исида занимала, пожалуй, первое место среди всех богинь по числу храмов, посвященных ей во всем греко-римском мире, включая птолемеевский Египет; многие храмы были посвящены ей совместно с Осирисом или Сераписом. В одной только Александрии их было четыре, но все исчезли без следа. В нильской дельте поблизости от Семенуда, а также на острове Филе у Асуана имелись обширные святилища Исиды, названные Исейон (или Исей). В Греции ее храмы и святилища были в Кенхрее около Коринфа, в Пирее, в Афинах и на некоторых островах. В Риме ее храмы стояли на Эсквилине и на Марсовом поле; известен также храм Исиды в Помпеях.

Древнейшие египетские изображения Исиды относятся к началу 3-го тысячелетия до н. э.; многочисленные греческие и римские статуи и статуэтки представлены почти во всех собраниях древностей. Еще до расшифровки египетских иероглифов Европа уже знала мифы о Исиде благодаря сочинению Плутарха «О Исиде и Осирисе».

В новое время Исида в основном интересовала композиторов: мы встречаемся с ней в «Волшебной флейте» Моцарта (1791), Люлли написал «Исиду» в 1677 г., одноименную симфоническую поэму создал Абу Бакр Кайрат в 1957 г.







Имя богини, вероятно, означает «сиденье», «трон» и идентично знаку, который она несет на своей голове. Таким образом, Изида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. В мифе она нашла мертвого брата и мужа Озириса, от которого зачала сына Гора и которого похоронила и вместе со своей сестрой Иефтидой оплакивала. Сетующие богини изображались в символическом облике двух хищных птиц (коршунов). На стенках гроба она изображается в человеческом обличье и с распростертыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Изида почиталась как «колдунья», которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Изида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась «глазом Ра», Платон же, напротив, воспринимал ее как лунное божество. В эллинистический период Изида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля.

Изида и Нефтида приветствуют священного быка Аписа, несущего мешок с частями тела Озириса.

Многоцветность есть знак жизненной силы. Символическая значимость пестрых одежд египетской Исиды с особой выразительностью передана Плутархом: "Что касается одежды, то у Исиды она пестрого цвета, ибо принадлежа к материи, энергия её становится всем и все в себе заключает: свет и тьму, день и ночь, огонь и воду, жизнь и смерть, начало и конец. Одеяние же Осириса не приемлет тень и пестроту и является одним чистым подобием света, ибо начало - беспримесно, и ни с чем не смешано первичное и сверхчувственное" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 77). Пантеру и Исиду сближают не только пестрота внешнего вида. В каждой из них сосредоточена энергия космических рождений, и обе они источают волшебный запах. Согласно Плутарху, тело и волосы Исиды излучали удивительный аромат (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 15). То, что Плутарх далее говорит об Исиде, полностью приложимо к Пантере: "Исида есть женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение, почему Платон восхваляет её как "кормилицу" и как "всеобъемлющую", а большинство - как "многоименную" из-за того, что она принимает всяческие виды и формы, изменяясь по воле разумного начала" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 53). Многоцветность пантеры соотносится с бесконечной чередой зачатий, - обстоятельством, умалчиваемым автором "Физиолога". Однако языческая полнота жизни оказалась не до конца скрытой под покрывалом христианского смирения. У Данте радужное многоцветие Ада тождественно греховной фантасмагории лжи. В семнадцатой песне Ада Данте встречает великана со змеиным телом "в узоре пятен и узлов цветистых", на чьем хребте путники сходят в глубину: таков Герион - "образ омерзительный обмана" (Ад. XVII. 13-18) . На миниатюрах средневековых бестиариев шкура пантеры разрисована яркими сочными красками. В этом можно видеть отражение глубинной памяти о сакральной пестроте. Рассмотрим различные аспекты обозначенной темы. Согласно Павсанию, бог-хранитель города Элиды был изображен в хламиде, усеянной звездами (Павсаний. VI. 25. 4). Откликаясь на разные слухи о мифологических персонажах и считая их ложью, Павсаний произносит не очень ясную фразу: "Слыхал я и многое другое, будто грифы в таких же пятнах, как и леопард" (Павсаний. VIII. 2. 7). Выше говорилось о Кибеле, в свиту которой входят грифоны. В басне Эзопа "Лисица и барс" эти звери спорят между собой, кто из них красивее. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой. А лисица в ответ заявила, что у нее столь же изощрена душа (Басни Эзопа. 12; См.т.ж.: Плутарх. Пир семи мудрецов. 12). Из описания Иосифа Флавия известно, как выглядел занавес в Иерусалимском Храме. Храм имел два помещения; во внутреннее вели золотые двери в 50 локтей высоты и 16 ширины. "Перед дверьми висел, скрывая их, такой же величины занавес вавилонской работы, расшитый гиацинтом, виссоном*, багрецом и пурпуром**, - произведение, достойное всяческого удивления. Подобное смешение материалов не было случайным, но долженствовало служить подобием мироздания: багряница обозначала огонь, виссон - землю, гиацинт - воздух, а пурпур - море. Багряница и гиацинт были избраны для этой цели по сходству цвета, а два остальных - из-за своего происхождения, так как виссон происходит от земли, а пурпур - от моря. Шитье на занавесе представляло собой полный обзор неба, за исключением знаков зодиака" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 4). Пестрота смешанных красок выступает подобием мироздания, шкура пантеры также может быть уподоблена Космосу.

  • Виссон - лен; Павсаний (Описание Эллады. V. 5. 2) пишет: "Лен же в Элладе по своей тонкости не уступает еврейскому, но он не такой золотистый".
    • Пурпур, скорее всего, - ткань, окрашенная в красный цвет веществом, добываемым из морских раковин, см.: Павсаний. Описание Эллады. III. 21. 6.

Плутарх в "Застольных беседах", задавшись вопросом, каков бог у иудеев, рассуждение на эту тему вложил в уста афинянина Марагена - участника дионисийских таинств, который утверждает, что это Дионис. Мараген объясняет, что иудейские обряды напоминают дионисийские: первосвященник во время праздника носит на голове лидийскую митру, одет в оленью шкуру, шитую золотом, и длинный хитон, с одежды у него свешиваются колокольчики, как у вакхантов (Плутарх. Застольные беседы. IV. 6. 2). Согласно описанию Иосифа Флавия, одеяние первосвященника Иерусалимского Храма выглядело более впечатляюще: "Для совершения службы он надевал пояс, покрывавший ему бедра вплоть до чресел, и нижнюю одежду из льна, а сверху облекался в облегающую тело и спускающуюся до самых пят гиацинтовую одежду, обшитую кистями. На этих кистях висели, чередуясь друг с другом, золотые колокольчики и гранатовые яблоки: первые долженствовали служить символом грома, а вторые - молниями. Верхняя одежда прикреплялась к груди разноцветной повязкой, сплетенной из пяти лент тех же самых материалов - золота, пурпура, багряницы, виссона и гиацинта, - из которых, как мы уже рассказывали, были сотканы храмовые занавески. Из них же было сделано и наплечное одеяние, но золота в нем было больше, чем остальных материалов. [...] Голову покрывала тиара: она была из висона, а сверху увенчивалась гиацинтовой тканью; вокруг нее шел ещё один венец, золотой, с вырезанными в нем священными буквами, именно, четырьмя гласными. Однако это облачение он надевал не во всякое время (обыкновенно он носил более простые одежды), а лишь тогда, когда вступал в Святая Святых" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 7). Для нас важно следующее: пестрые одеяния и украшения первосвященника воспринимались сторонними наблюдателями как одежда из пестрой оленьей шкуры. Истинным гимном земным творениям звучат слова Иеронима Стридонского в "Письме к Фабиоле": "Итак, справедливо, что первосвященник Божий, нося на одеждах своих изображение всех тварей, показывал тем самым, что все нуждается в милосердии Бога; а когда приносил Ему жертвы, - жертвы эти были искупительными за весь мир; так что, и словом и одеждою, он молился не за детей, не за родных и близких, а за все творение" . Подобно тому, как мифическая пантера собирает вокруг себя всех животных, первосвященник облачается в одеяние, покрытое изображениями всех тварей. Разница лишь в том, что в ритуале символы животных сведены до уровня условных знаков. В апокрифическом "Завещании Авраама", популярном в Средние века, Бог посылает Смерть за Авраамом, предварительно повелев ей скрыть дикость, гниль и горечь и навлечь красоту, чтобы она своим появлением не испугала праведника. "Услышав сие, отошла Смерть от лица Всевышнего и навлекла на себя одежды блестящие, и сделала облик свой подобным Солнцу, и стала красива и прекрасна превыше всех сынов человеческих. [...] И вот, аромат благоуханный начал доходить до него и сияние света. Обернувшись же, увидел Авраам Смерть, идущую к нему во многой красе и славе". Авраам, не поверив тому, что перед ним Смерть, просит её явиться в истинном обличье. "Тогда совлекла с себя Смерть всю свою красоту и прелесть, и всю славу и вид солнцеподобный, который приняла, и облачилась в одежды тирана. И сделала лик свой мрачным - лютее, чем лик всевозможных зверей, и всяческой нечистоты не-чистее. И явила она Аврааму головы дракона огненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великою лютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и лик аспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска" Превращения в облике Смерти возвращают нас к теме противостояния благоухающей пантеры и зловонного дракона.

Исида - егип. ,s.t; греч. S.Іsis

В египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания (см. рис.). Культ И. пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире её называли «та, у которой тысяча имён». И. - дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора (см. рис.). Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах И. обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мёртвого Осириса, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету. В мифах подробно описывается жизнь И. в болотах дельты Нила, где она, спасаясь от преследований Сета, воспитала сына Гора. Однажды в её отсутствие ядовитая змея ужалила «прекрасного, золотого, невинного младенца. Его тело было неподвижно, его сердце было бессильно, не бились сосуды его тела» («Исида и Гор в болотах Дельты», текст т. н. стелы Меттерниха (см. рис.)). И. подняла крик, призывая на помощь богов и людей. Бог мудрости Тот успокоил несчастную мать и своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, И. явилась с ним на суд эннеады (девятки богов) и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда И. Однако мудрая богиня перехитрила Сета. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну.

В дальнейших спорах и столкновениях Гора с Сетом И. помогала своему сыну. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, то И. оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта своего сына. Имя И. упоминается почти во всех религиозно-магических текстах, посвящённых Осирису. О ней идёт речь в мифе о споре Гора с Сетом (сохранившемся на папирусе Честер Битти I). В некоторых вариантах мифов (миф о Ра и змее, сказка о фараоне Хуфу и чародеях) И. действует вполне самостоятельно и Осирис даже не упоминается. В магических текстах, написанных на т. н. стеле Меттерниха, об Осирисе упоминается лишь вскользь, а И. стоит на первом плане («Гор и Исида в болотах Дельты» и другие тексты). В мистериях, посвящённых смерти и воскресению Осириса, Осирис безмолвствовал (фигурировала его статуя, которую опускали, подымали и поворачивали), зато И. и её сестра-помощница Нефтида (их изображали жрецы) произносили длинные речи, оплакивая Осириса («Призывания И. и Нефтиды» (см. рис.). Отношение И. к Осирису и Гору считалось в Египте и затем в античном мире поучительным примером семейных добродетелей. Однако такая трактовка образа И. не являлась изначальной. Сохранилось глухое воспоминание об И., выступающей на стороне Сета, злейшего врага её мужа и сына. При этом даётся объяснение такого поведения. Когда она, заступившись за сына, вонзает свой гарпун в Сета, тот восклицает: «Что сделал я против тебя, сестра моя Исида? Позови свой гарпун, да отпустит он меня, ибо я брат твой по матери!». Потом он говорит, что Гор является для И. чужеземцем (то есть принадлежит не её роду, а роду своего отца). Смущённая этими речами, И. отзывает свой гарпун и разъярённый таким предательством Гор отрубает своей матери голову. Этот вариант мифа является глубоко архаическим. И. поступает здесь в соответствии с нормами материнского права, когда брат по материнской линии является самым близким человеком. Гор, как представитель нового поколения богов, действует уже по нормам отцовского права. Он теснее связан с отцом, а для матери менее дорог, чем родной брат. Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включён в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования.

В мифе о Ра и змее И. выступает как злая волшебница. Она создает и насылает на верховного бога Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит «великую чарами» И. об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Затем И. получает магическую власть над царем богов.

Подобно вавилонской богине Иштар, И. постепенно превращается из злой богини, которая борется за власть с богом Ра и враждует даже со своим сыном Гором, в добрую и благодетельную владычицу. Создается классический образ И. - любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына. Первоначально И. почиталась в северной части дельты Нила и центром ее культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само ее имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Почитателями И. в первую очередь были обитавшие в районе Буто рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь («И. и Гор в болотах Дельты» (см. рис.). Как богиня неба И. изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольского пантеона, т. н. Великой эннеады) владычицей неба признается мать И. богиня Нут, а сама И. выступает уже в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Почиталась И. и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно ее (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет И. выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей («Сказка о Хуфу и чародеях»).

Как супруга Осириса , И. воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зерна; греки отождествляли И. с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами И., горюющей по супругу. Судя по античной традиции, И. была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения И. с лодкой в руках.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как И. В 4 в. до н. э. храм И. был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища И. в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии культ И. распространяется начиная со 2 в. до н. э.; воздвигаются храмы И. в Риме, Помпеях, Беневеяте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе И. в Галлии, Испании, Британии. Если сначала её культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и И. выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об И. писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал).

Культ И. повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу И. с младенцем Гором. Статуэтки И. сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кёльне).

Образ И. получил отражение в поэзии [напр., у О. Уайльда («Сфинкс»), В. Брюсова («Жрец Исиды», «Встреча») и др.].

Лит.: Коцейовский А., Иератическая часть Берлинского папируса 3008. Призывания Исиды и Нефтиды, «Записки классического отделения Русского археологического общества», 1913, т. 7, с. 133-87; Mоpэ А., Мистерии Изиды, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. [с франц.], М., 1914, с. 171-225.

Д. Г. Редер

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Исида, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 3431 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 571 Словарь)]

Исида, подобно ему, была дочерью богини неба Нут и бога земли Геба . Известнейший миф об Исиде рассказывает, как после предательского убийства Осириса завистливым братом Сетом , она после долгих странствий разыскала разбросанные убийцей куски тела мужа и соединила их, создав первую мумию . В Египте считалось, что разлив Нила – это слёзы, которые Исида проливает о погибшем супруге. При помощи волшебного заклинания, превратившись в самку коршуна и распластав по мумии мужа крылья, она смогла забеременеть от тела мёртвого Осириса. Исида родила от него сына Гора , которого пришлось скрывать от Сета в болотных тростниках Дельты Нила. Став взрослым, бог Гор отомстил погубителю своего отца.

Этот миф выделяет в Исиде начала женской любви и верности. Другие легенды выставляют на первый план её мудрость и магическую силу. По преданию, Исида смогла заполучить для себя первооснову волшебного знания: узнать истинное имя отца богов – Солнца-Ра . Из слюны самого Ра Исида создала змея, который укусил его. Страдая от яда, Ра в обмен на исцеление открыл Исиде своё тайное имя, с чьей помощью можно творить любые заклинания и подчинить все загадочные силы мира. Благодаря этому Исида прославилась как матерь разнообразных знаний, изобретательница лекарств и т. п. Свои магические навыки она передала и сыну, Гору.

Гор, отнявший у Сета похищенное им владычество над Египтом, позже почитался как божественный покровитель царской власти. Вследствие этого и родительнице Гора Исиде стали поклоняться как «Матери фараонов ». Она часто изображалась кормящей царей грудью. Её традиционным головным убором стал царский трон.

Культ Исиды был распространён в Египте не меньше, чем культ Осириса. На неё стали переносить черты, качества и деяния некоторых других богинь, прежде всего Хатхор . Царский трон на голове изображений Исиды нередко стал заменяться убором Хатхор – солнечным диском в обрамлении рогов коровы.

Крупнейший храм Исиды находился на острове Филе (близ Асуана), на самом юге Египта. Этот остров считался местом захоронения Осириса. Другие крупные храмы располагались в Коптосе, Абидосе и Дендере (где, согласно мифам, Исида была рождена богиней Нут). С Исидой связан особый символ-амулет – тет (тиет), несколько напоминающий анх . Небесными воплощениями этой богини египтяне считали звезду Соптед (Сириус, с восходом которого начинался разлив Нила) и созвездие Большой Медведицы.

Развалины храма Исиды на острове Филе

Благодаря своей необычайной важности, поклонение Исиде распространилось из Египта по всему древнему средиземноморскому миру. В эпоху эллинизма с ней сопоставляли финикийскую Астарту и греческую Деметру . Затем она стала почитаться в других странах и под своим собственным именем. Исида имела немало храмов в Элладе и Италии. Культ Исиды приобрёл здесь таинственные, чувственные, иногда безнравственные формы. К нему проявляли уважение императоры

Стандартное толкование:
Я, Изида, древняя египетская богиня Неба, создающая ветер своими крыльями. Первые египетские мистерии были посвящены мне и моему супругу Осирису и легли в основу всех последующих религиозных культов. Я - покровительница оккультного знания и волшебства.
Я - тайна, интуиция и женское сознание.

Изида - греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен.
Подобно Озирису, Изида дочь Неба (Нут) и Земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом - Нилом.

Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении его и воспитании её сына Гора в болотах Дельты.
Другой миф представляет её премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя.
Как в древнеегипетской литературе, так и уклассиков (например, у Галена), Изиде приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда её эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п.

Культ её из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту, причем особенно привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии, Филе, где был оракул её, действовавший еще в V веке по Р. X.
Во время преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с Изидой были сопоставлены женские божества других циклов и номов: Гатор, Баст, Мут, Нейт.
Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальше, сопоставив с Изидой Астарту и Деметру и др. соответствующие иностранные женские божества.

Но скоро сделан был последний шаг и Изида стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ её проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в эпоху увлечения восточными религиями.

Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось её рождение.

Почитатели культа Исиды - рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно её изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц - богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой. Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды, которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально её культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Говоря об Исиде, невозможно не упомянуть о самом мифе, рассказывающем историю борьбы Осириса и Сета, ибо это самая основа египетской культуры:

Миф об Осирисе, Исиде, Горе и Сете

Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелия, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью.

Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому - доставила тело в Египет и укрыла его в болотах.

Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно - отсюда множество захоронений Осириса.
По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте.
Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ».

Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса.
Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира.

В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания.

С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Священные растения Исиды - лотос, кедр, сикомор и роза, которая стала связываться с Исидой в эллинистическую эпоху, вероятно, в результате слияния образа Исиды с образом Афродиты и её символами.
Интересно, что потребность в розах для обрядов и ритуалов была настолько велика, что создалась целая индустрия по выращиванию роз, поскольку это приносило хорошую прибыль. Венок из роз оставляли на могиле как символ Исиды.

С Осирисом и Исидой связывали звезду Сириус (он появлялся накануне разлива Нила, предвещая плодородную почву, богатый урожай и уменьшение угрозы голода), а также Луну и лунный цикл (когда Луна умирает и возрождается). Когда Исида слилась с образами Афродиты и Астарты в римские времена, с ней также стали связывать планету Венеру.

Кроме того, есть узел Исиды, называемый Тиет (Тет), что можно перевести как "благополучие" или "жизнь". Очевидно, что он очень похож на Анкх. Возможно, узел являлся частью одеяния божества, а может быть, и её жриц. Использовался также как погребальный амулет:


Мой немного вольный перевод

Исида - это преданность и упорство, готовность перенести любые испытания ради любимого мужа. Магия для неё вовсе не цель, а всего лишь средство воскресить того, кого любишь. Она даже идёт на шантаж бога солнца Ра, чтобы заполучить то, что ей нужно для воскресения Осириса.
Она настолько любит мужа, что принимает его сына от Нефтиды, жены Сета.
В общем, идеал любящей и верной супруги. Богородица.
И какая тут нафик Верховная Жрица???

UPD Кстати, если кто не в курсе, есть довольно обоснованное мнение, что Богородица – это Исида "под псевдонимом". Поскольку в христианстве, в отличие от язычества, не было женского образа богини, то его просто перенесли на единственную женщину, которая подходила для этой цели – Богородицу.
Тем более, что Исида считается как женой, так и матерью верховного мужского божества.
Вот, сравните канонические изображения Исиды и Богоматери:

Чудотворные слова: богиня исида молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Богиня ИСИДА. Ред. В те давние времена, когда цивилизация Атлантиды была в самом расцвете, прекрасный благоприятный климат, высокие вибрации Земли позволили Жить нам, Богам и Богиням в плотном теле человека. Мы познавали вашу жизнь, но и обучали вас, людей. Учили любить, отдавая, благодарить ГОСПОДА за Дар Жизни. Эту Оду Я сочинила в Своем сердце, вложила всю гамму чувств Своих, всю Мою Любовь к ГОСПОДУ. Я Жила ИМ всегда. Мы общались с Ним как с самым Дорогим что есть в Нашей Жизни. И Господь всегда нас всех одаривал Своей безграничной Великой Любовью.

Моя Ода ГОСПОДУ! Смысловой перевод.

ГОСПОДЬ Мой ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ВЕЛИКИЙ, Славлю Тебя!

Все, что Сотворено Тобой, прекрасно.

О каждой Душе ТЫ Знаешь и каждую Душу Светом Своим согреваешь.

ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ВСЕМОГУЩИЙ, Славлю Тебя!

Ты Дал нам Жизнь, вдохнул и запечатал Огонь Любви Своей,

И в сердце нашем горит Твоя Любовь, огонь не угасает, давая Жизнь и Свет.

ГОСПОДЬ ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ, Славлю Тебя!

ТЫ Создал Вселенные – всюду Жизнь Твоя.

Создал ТЫ звезды и миры прекрасные – Это все ТЫ,

Куда бы взор мы свой не обратили, везде Твоя Любовь и Сила.

О БОГ Мой ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

О Мой ГОСПОДЬ НЕПОСТЕЖИМЫЙ, Славлю Тебя!

Прошу Тебя, Великий БОЖЕ, не покидай Меня, когда Мой дух ослабнет.

Дай силы Мне, ВЕЛИКИЙ БОГ ВСЕВЫШНИЙ,

И Я тогда смогу сполна всю Себя Тебе отдать,

Чтоб насладился ТЫ Моею к Тебе Любовью.

О БОГ ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Я Тебя!

Мой ГОСПОДИН, Мой ПОВЕЛИТЕЛЬ, ТЫ наша Жизнь,

ТЫ Свет Великий, Моя Душа и Жизнь Моя,

Лишь одному Тебе принадлежу, Один лишь ТЫ надо Мною ПОВЕЛИТЕЛЬ,

О БОГ ВСЕВЫШНИЙ, Мой ГОСПОДЬ.

Нет никого Прекрасней и Могущественней, Чем ТЫ, Мой Повелитель.

Сияй Великим Светом в Душе, Мой БОГ ВСЕВЫШНИЙ,

И никогда Твой Свет не угаснет, ведь ТЫ БЕССМЕРТНЫЙ, ВЕЧНЫЙ

Пусть Моя Ода согреет ваши сердца, ваши души, очистит от страха, сомнений и лжи, от демонов, что терзают ваши души. Я всю силу Своей Любви в эти строки вложила, чтоб Светом Своим вас всех наполнить. Пусть Мои слова станут огромным притяжением Божественного Света и Любви. Пусть воссияет аура ваша и аура вашей Земли, очистится, и благодатью наполнится, покоем.

Богиня исида молитва

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧАС НОЧИ ИСИДА КАК БОГИНЯ ЛЮБВИ

Исида-Астарта. Исида-Инанна. Исида-Афродита. Эти три божества символизируют чувственные и романтические аспекты культа Исиды. Согласно мифу, Исида и Осирис впервые соединились еще в чреве своей матери, движимые непреодолимой страстью. Их союз, одновременно романтический и эротичный, был моделью образцового брака для древних египтян. Будучи супругами, они дали своему народу все искусства и ремесла цивилизации: сельское хозяйство, музыку, строительство, ткачество, письменность, пивоварение. Разделенные трагедией, Исида и Осирис поддерживают связь друг с другом даже за гранью жизни и смерти.

Осирис и Исида

История о смерти и расчленении Осириса как будто отрицает чувственность их союза, но на самом деле она предоставляет возможность для возрождения, а точнее - для восстановления жизнетворной силы фаллоса и зарождения новой жизни. Это резко контрастирует с другими мифами, например о Кибеле, где ради духовного благословения от человека требовалось жертвование собственной плотью.

Действия Исиды после смерти Осириса, когда она возвращает его к жизни на достаточно долгий срок, чтобы зачать Гора, воспринимаются некоторыми авторами как свидетельство того, что Исида побуждала своих последователей к сексуальной агрессивности.

Внешние дворы храмов Исиды иногда подвергались осуждению как места, предназначенные для тайных встреч любовников. В то же время многие почитатели и особенно жрецы Исиды давали обет целомудрия и воздерживались от интимных отношений в течение долгого времени. Одна жрица поклялась Исиде, что останется девственной до самой смерти; есть также свидетельства того, что многие женщины давали десятидневный обет воздержания перед праздником в честь богини.

Кибела, древняя богиня-мать, требовавшая человеческих жертвоприношений

При исследовании мифологии в целом становится ясно, что лишь немногие божественные супруги испытывали страстную любовь друг к другу, особенно в пантеонах стран Северной Европы и Скандинавии. В египетской мифологии боги и богини наделены сильными индивидуальными чертами, но среди них нет супругов, испытывающих друг к другу такие же чувства, как Исида и Осирис. Их зеркальным отражением является несчастный брак Сета и Нефтиды, которая не любит своего мужа и томится по Осирису.

ИСИДА И ЛЮБОВНЫЕ ЗАКЛЯТЬЯ

Нет сомнения в том, что Исида слышит молитвы с просьбами о любви и отвечает на них. Обращаясь к Исиде с просьбой о прочных и счастливых отношениях с партнером, вы доверяетесь ее воле. Но как быть с любовными заклятиями, обращенными к конкретному человеку? Очевидно, что они неэтичны, так как нарушают принцип свободы воли. Следует ли воздерживаться от подобных вещей? Мы полагаем, что да. Если вы стоите перед алтарем и обращаетесь к Исиде с просьбой о любви, но втайне надеетесь, что она удовлетворит ваше желание к конкретному человеку, то вы на самом деле творите любовное заклятие, направленное на этого человека. Можно сколько угодно делать вид, что это не входило в ваши намерения, но вы все равно будете лукавить.

Гравюра знаменитой Венеры Милосской, XIX в. Венера/Афродита часто ассоциировалась с Исидой

Молитва для неразделенной любви

О великая Исида,

Услышь мою молитву.

Знай, что в глубине моего сердца

Пылает огонь любви к___.

Пути сердца неисповедимы,

И я обращаюсь к тебе за советом и поддержкой.

Если моя любовь к___

Кажется истинной в твоих глазах,

Дай ____ знать, что меня радуют его (ее) взгляды,

Дай ему (ей) знать, что меня восхищают его (ее) речи,

Дай ему (ей) знать, что я томлюсь по прикосновению его (ее) рук

И хочу любви и счастья для нас обоих.

Если мое чувство неприятно для___,

Пусть мое сердце освободится от желания к нему (к ней);

Если ты находишь мою любовь недостойной,

Освободи мое сердце от нее,

Возьми ее силу - это мой дар тебе.

Пусть будет новая радость

И свобода от всякой печали.

О великая Исида,

Услышь мою молитву!

Соберите несколько предметов - фотографий, писем или других вещей, напоминающих вам о любимом человеке (или о том, кого вы хотели бы полюбить). Это может быть реальный человек, которого вы знаете, исторический персонаж, киноактер или образ «идеального партнера», созданный в вашем воображении. Более того, не обязательно, чтобы изображения или предметы напоминали об одном человеке; будет даже лучше, если они напоминают хотя бы о трех разных людях.

Посмотрите на предметы. Решите, какой аспект каждого образа больше всего привлекателен для вас. Возможно, фотография кинозвезды отражает ваш идеал физической формы, а цитата из любовной лирики соответствует вашему представлению о том, как лучше всего должен выражать ваш избранник свои чувства. Сувенир, оставшийся от первого свидания, может напоминать вам о первых моментах влюбленности, о тех чувствах, которые вы хотели бы испытать вновь. Один человек привлекает вас своей честностью, другой - выдающимся трудолюбием. Просите обо всех качествах, которые вы хотите видеть в своем партнере. Если у вас на примете есть человек, обладающий большинством этих качеств, пользуйтесь его образом для их воплощения, но с оговоркой, что вы ищете партнера, похожего на этого человека, а не его самого.

Выберите аромат благовония или духов, напоминающий вам об «идеальном партнере». Примите душ или ванну и оденьтесь так, словно готовитесь к встрече с любимым человеком. Воскурите благовоние (в качестве альтернативы можно воспользоваться духами), зажгите свечу и встаньте перед выбранными предметами. Глубоко подышите, каждый раз немного задерживая дыхание на вдохе.

Ты, кто направляет любящие сердца,

Прошу тебя, в твоей славе и мощи

Окинь землю своим божественным взором

И дай мне знать о том,

Кто будет приветствовать мою любовь.

(Выберите соответствующие строки.)

Кто напоминает обликом___,

Кто обладает [качество]___,

Кто вернет мне чувство, которое я знала с___,

(Добавьте дополнительные строки, если это необходимо.)

Загляни в мою душу и сердце,

Дай знать, что принесет мне истинную радость,

Позволь мне любить того, кто ответит на мою любовь,

Позволь мне обнять того, кто обретет счастье в моих объятиях.

О великая Исида,

Услышь мою молитву!

В цикле мифов о богах-олимпийцах можно найти немало примеров похоти, насилия и браков по расчету, но истории о настоящей любви между богами встречаются довольно редко. Исключение составляет история Эроса и Психеи, упоминаемая Апулеем в связи с культом Исиды, когда он пишет о своем посвящении в мистерии Исиды и Осириса.

Эрос и Психея

В этой истории прекрасная Психея становится женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходит к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна видеть его без покрова. В течение некоторого времени Психея наслаждается близостью с Эросом, но потом ревнивые сестры убеждают ее, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Они подстрекают ее к убийству мужа. В одну роковую ночь Психея зажигает лампу, чтобы увидеть монстра, но вместо этого видит прекрасного юношу. При виде его красоты ее охватывает дрожь, и несколько капель раскаленного масла попадает на кожу Эроса. Он просыпается от боли, видит нож, который она держит в руке, и в ужасе убегает прочь.

Эрос возвращается к своей матери Венере/Афродите, которая лечит его раны и всячески тиранит Психею. После нескольких трудных заданий она приказывает Психее спуститься в Нижний Мир и взять у Пер-сефоны шкатулку с частицей ее красоты. Психея не знает о намерениях Венеры, которая надеется, что девушка не переживет опасностей путешествия. Но ей удается достичь цели благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счеты с жизнью. Получив шкатулку у Персе-фоны, Психея открывает ее в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти.

Эрос, исцелившийся от ран, тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет ее. Он будит Психею, уколов ее стрелой из своего колчана, а потом улетает, чтобы убедить Юпитера принять его сторону в споре с сердитой Венерой. В конце концов им удается умиротворить Венеру. Психея и Эрос сочетаются браком, и вскоре у них рождается дочь, которую называют Наслаждением. Полный текст мифа, с подробными комментариями, см. в книге Эриха Ньюманна «Амур и Психея: психическое развитие

* Эрих Ньюманн, «Амур и Психея: психическое развитие женского начала». Изд. Принстонского университета, Нью-Джерси, 1971.

Писхея возвращается из Нижнего Мира со шкатулкой, которую Венера/Афродита приказала ей взять у Персефоны

Соседство религии с романами о любви может показаться странным. Тем не менее романтическая любовь представляет собой краеугольный камень культа Исиды. Эта тема развивается в ряде античных историй, где сочетаются черты современных боевиков, приключенческих и сентиментальных романов. Центральными героями этих историй обычно бывают влюбленные, насильственно разлученные пиратами, похитителями, грабителями, вождями варварских племен, природными катаклизмами, злонамеренными родственниками и т. д. Твердые в своей вере и любви друг к другу, влюбленные в конце концов воссоединяются и живут долго и счастливо. С незначительными изменениями подобные истории вполне могут лечь в основу сюжетов для современных кинофильмов или занять достойное место на полках книжных магазинов.

Одна из таких историй - «Эфесянка» Ксенофонта, в которой повествуется о невзгодах двух влюбленных. Главная героиня Антия стремится сохранить целомудрие для своего возлюбленного Гарбокрама. Она так прекрасна, что ее считают воплощением богини Артемиды (в описании Артемида предстает двойником Исиды). Антия упорно отстаивает свою честь перед многочисленными женихами, в то время как Гарбокрам попадает в плен и едва не погибает на берегах Нила. Когда они наконец соединяются по благословению Исиды, Антия приветствует Гарбокрама ритуальным поцелуем, сходным с поцелуем Исиды, оживляющей Осириса. Время для целомудрия миновало, и нам говорят, что «с тех пор их жизнь превратилась в один долгий праздник».

В данном случае Антия берет на себя инициативу в интимных отношениях. В своей книге «Исида в греко-римском мире» Р. Е. Уитт приводит следующую цитату: «Она прильнула к его губам в долгом поцелуе, и вместе с этим поцелуем все мысли, наполнявшие их разум, передались от одной души к другой». Уитт предполагает, что Антия таким образом имитирует Исиду, воскрешающую Осириса*.

* Р. Е. Уитт, «Исида в греко-римском мире». Изд. Корнеллского университета, Нью-Йорк, 1971.

Исида в романе Д. Г. Лоуренса

В своей последней книге «Мавр и человек, который умер» Д. Г. Лоуренс совместил и противопоставил тему воскрешения в культе Исиды с христианской верой. Лоуренс, в сущности, был язычником и апологетом древних культов и мистерий. Он ввел в западный мир того времени понятие священной любви и чувственности*.

* Д. Г. Лоуренс, «Мавр и человек, который умер». Нью-Йорк, 1953.

В романе Лоуренса Христу удается выжить после распятия, но в умственном и духовном отношении он становится отрешенным от всего, что произошло раньше. Он покидает тех, кто знал его, и отправляется в странствие, где случайно знакомится с жрицей Исиды, которая содержит маленький храм, посвященный богине. Уже долгое время она особенно чтит Исиду Ищущую, путешествующую в поисках Осириса. В Христе она находит своего Осириса и знакомит его с духовной стороной чувственности и плотской любви. Иисус переживает еще одно воскрешение - на этот раз в радостях и невзгодах повседневной жизни, а не в смерти. Они зачинают ребенка. Хотя враждебность родственников жрицы заставляет их расстаться, Иисус обещает вернуться к любимой. (Связь между Христом, Осирисом и Исидой рассматривается из иной перспективы в книге Кристы Кинслер «Луна под ее ногами»*,

* Криста Кинслер, «Луна под ее ногами: история о Марии Магдалине, служившей Великой Матери». Сан-Франциско, 1991

Лоуренс был не первым писателем, в книгах которого эротические моменты заслонили глубинный смысл повествования, что, впрочем, способствовало их популярности и широкому распространению. Наиболее полное описание посвящения в мистерии Исиды, дошедшее до нас, принадлежит Апулею в его романе «Золотой осел, или Метаморфозы». Популярно это произведение из-за откровенно эротических сцен. В эпоху средневековья этот роман переписывался в скрипториях монастырей по всей Европе, многочисленные рукописные копии сохранились до наших дней.

В магических романах Дион Форчун также ощущается влияние произведений Лоуренса. В своем романе «Крылатый бык» она косвенно признает этот факт, выбрав для главной героини, Урсулы Бренгуин, то же имя, которым пользовался Лоуренс для героини своего романа «Влюбленные женщины».

Магические романы Дион Форчун

Романы Дион Форчун, особенно «Лунная магия», «Морская жрица» и «Крылатый бык», повествуют о том волшебстве, которое рождается при полном развитии отношений между мужчиной и женщиной, с четкой поляризацией ролей. Отношения, которые она описывает, с полным правом можно назвать романтичными, но эта романтика лишена сентиментальности: любовь и страсть ценны не сами по себе, а как средство для духовного развития, открывающее перед человеком бесконечные возможности для самореализации. Герои ее романов играют роли жриц и жрецов; они посвящают и наставляют друг друга в традиции древнего культа Исиды.

Дион Форчун полагала, что чтение ее романов будет своеобразной литературной инициацией в мистерии Исиды. Поскольку таково было ее намерение, я не пытаюсь пересказать содержание ее романов. Они привели меня к вере в Исиду, и я настоятельно советую всем, кто испытывает интерес к Исиде, прочитать их. Сама я перечитываю их ежегодно и почти всегда нахожу новые откровения, которые пропустила или не смогла до конца осознать в прошлый раз.

Жизнь действующей пары жрец/жрица нельзя назвать легкой ни по каким меркам; отношения между мужчиной и женщиной достаточно хрупки и без дополнительной ответственности, которую влечет за собой религиозное и духовное совершенствование. Но конечная цель - создание слаженной пары, способной не только обеспечить собственную эволюцию, но и помочь другим людям обрести просветление, - достойна затраченных усилий.

Как подготовиться к выполнению такой нелегкой задачи? Начинать нужно не с поисков идеального партнера, как можно было бы подумать, и не с беспорядочных знакомств и разлук в надежде обнаружить желанного человека. Для того чтобы эффективно действовать вместе с партнером, человек должен сначала научиться самостоятельности. Каждый из нас должен трезво оценить свои качества, поскольку они все равно проявятся впоследствии, и часто не совсем так, как нам бы того хотелось.

Игнорирование любого полюса в «человеческой батарее» приводит к короткому замыканию, что проявляется в различных недомоганиях, как психического, так и физического свойства (хотя с духовной точки зрения между ними нет разницы). Это приводит к сексуальным отклонениям, насилию, депрессии, переутомлению и творческому параличу.

Люди, которые ведут очень активную жизнь и добиваются успеха в материальном мире, могут испытывать скованность и дискомфорт в духовном мире. Женщины иногда ощущают отголоски этого конфликта в своих месячных циклах; некоторые исследователи считают, что симптомы ПМС (предменструальный синдром) и других расстройств можно заметно ослабить, если женщины будут больше спать в определенные дни каждого месяца. У мужчин, чья активность проявляется во внешнем мире, конфликт чаще бывает в виде физических недугов, которые тоже ослабевают и усиливаются через регулярные промежутки времени.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНОСТИ

Представьте себя идеальным человеком, воплощающим черты, противоположные вашим в повседневной жизни.

Если вы пассивны и застенчивы, вообразите самого динамичного и общительного человека, какого только можете представить. Если вы вечно заняты и создаете столько новых проектов, что даже мысль об отдыхе кажется вам гнетущей, представьте одинокого философа, безмятежного в своей созерцательности.

Обратите внимание на образ, который вы создаете перед своим мысленным взором. Во что одет этот человек? Какое у него выражение лица? В какой обстановке он находится. Кажется ли вам, что он знает вас? Если нет, представьтесь своему созданию. Скажите ему, что вас восхищают его качества, и вы хотите время от времени обращаться к нему за советом. Послушайте, что он скажет вам. Подумайте о ситуациях, в которых вы могли бы обратиться за помощью к своему другому «я». Если хотите, можно делать записи или рисовать эскизы.

Возможно, вам понадобится более одного персонажа для создания целостной личности. В моем воображении существуют по меньшей мере двое: жизнерадостный, принципиальный мужчина, который не боится отстаивать свою точку зрения в любых обстоятельствах, и изящная темноволосая жрица, такая же таинственная и спокойная, как Лотосовый пруд, который я представляю у нее за спиной.

Кстати говоря, безупречное равновесие - это не самоцель. Вам нужно подняться на новый уровень осознания, позволяющий всесторонне оценивать ситуации, переключаясь с одного подхода на другой. Опыт и обстоятельства диктуют вам, какие аспекты вашей личности должны преобладать в данное время.

Земля - источник любви и плодородия. Земная Исида предстает перед нами в более темном аспекте, который нужно осознать, принять и включить в свой чувственный опыт. Более яркие аспекты богини останутся недоступными для нас, если мы не поймем глубину и богатство Земной Исиды. Короткая медитация, которая приведена ниже, может послужить отправной точкой для такого понимания.

Во многих египетских храмах есть подземные помещения и коридоры, которые находятся в прямом контакте с первичными силами Земли. Начиная эту медитацию, нужно помнить о том, что по другую сторону планеты простираются звездные поля, а глубоко внутри нее находится раскаленное ядро, «внутреннее Солнце».

Мы созданы Землей: наши тела состоят из звездной пыли, которая некогда уплотнилась под воздействием Солнца и образовала голубую сферу нашего общего дома. Исходный материал Земли пришел со звезд и в назначенный срок вернется к ним, чтобы начался новый цикл.

В любом посвящении последний переход считается прорывом в другую сферу бытия. С Землей мы входим в сферу звезд; в яростном пламени Солнца мы находим силу, противостоящую холоду межзвездных пространств; в звездной инициации мы познаем объединяющую ткань Вселенной; в инициации вод и приливов мы находим структуру, облекающую хаос.

Земная Исида - черная богиня, обугленная подземным огнем, темная и плодородная, как нильский ил. Она могуча и ужасна; ее движущая сила - не жизнь, а существование. Все вещи, которые существуют и имеют осязаемую форму, находятся в ее владении. Ей принадлежат кристаллы, колонны сталагмитов и суровое безмолвие гранита: все древнее и неподвижное, извечное, не считая моментов сотворения или уничтожения.

Ее чувственность выражается в грубом единении двух начал; позднее, гораздо позднее, появятся тонкие эмоции и эфирные нити, соединяющие ее жриц и жрецов. Однако без нее, Владычицы Тьмы, нет ничего. Она движет потоки лавы и воздвигает горные хребты, неразрывно связанные с плотью земли. Она дает начало линиям и формам.

С изначальных времен дети Земли высекали и рисовали на стенах пещер то, что высшие чувства нашептывали им о пришествии великой богини, которая будет царить над миром. Но до этого еще далеко; пока она безмолвно правит неосознанным бытием и первородной красотой юной планеты. Через тысячи и миллионы лет она,примет светлый образ Той, Кто Станет Покровительницей Человечества. А пока что она хранит и оберегает вещи, которые кажутся нам бездушными и безжизненными. Жизнь и смерть едины для нее - нет скорби, нет страданий. Когда-нибудь мы узнаем в ней богиню, которая научилась любить и познала горечь утраты. Сейчас она затеряна в бесконечной дали времен, и нет никого, кто мог бы осознать ее присутствие. У нее нет молитв, только команды: живи, существуй. Созерцай круговорот звезд на небосводе, ощущай тяжелую дрожь земных недр.

Поделиться: