Интересы, склонности, способности. Полные уроки — Гипермаркет знаний

Класс: 9

Тема: «Интересы и склонности в выборе профессии».

Цель: знакомство с признаками проявления интереса, со значением интересов в жизни человека; выявление особенностей своих интересов и склонностей; соотнесение области своих интересов и склонностей с требованиями различных профессий; формирование адекватной самооценки для определения профессионально важных качеств.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Знакомство с целью и темой занятия.

    Теоретическая часть.

Интересы и склонности и их учет в выборе профессионального труда

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других - к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия, которые встречаются и в труде.

Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке выразительного чтения, кукольном, фотокружке и т. п. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно будет выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».

Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный кинофильм?» Однако эти вопросы бессмысленны, так как интерес - это не свойство вещи (книги, кинофильма и т.п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, другому так себе, а третьему и вовсе неинтересной. Нет неинтересных предметов, а есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы различных людей неодинаковы.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах. Если человек выбирает профессию, которая ему не интересна, то он никогда не получит удовлетворения от своего труда и маловероятно, что будет успешен в профессиональной деятельности.

    Практические работы по выявлению своих интересов и склонностей.

Задание 1. Выявите свои интересы.

Итог по результатам практической работы по выполнению теста Голланда на занятии «Межгалактическая вечеринка»:

а) назовите предпочтительный для вас тип профессий;

б) назовите профессии, которые относятся к этому типу;

в) какие требования предъявляет к человеку этот тип профессий;

г) выясните, где можно получить образование по вышеназванным профессиям в вашем регионе.

Задание 2. Проверьте устойчивость своих интересов.

В течение 3 мин напишите в тетради как можно больше слов. Как можно больше!

А теперь опять-таки в течение 3 мин напишите как можно больше слов, относящихся к любимому занятию.

1. Подсчитайте процентное соотношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой деятельностью или областью знаний, к общему количеству всех написанных слов. Чем выше полученный процент, тем активнее ваше отношение к предпочитаемому виду деятельности или области знаний. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу.

2. Подсчитайте общее количество написанных слов, относящихся к любимому занятию. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу. Большое количество верно написанных слов свидетельствует об осознанности выбора вашей работы, о связи с результатами предыдущих анкет.

При анализе результатов выполнения обоих пунктов этого задания обратите внимание на следующее (при затруднении обратитесь за помощью к преподавателю):

а) насколько широко и разносторонне охватывают написанные слова предпочитаемую вами сферу деятельности или область знаний;

б) к какому аспекту деятельности (непосредственное выполнение или общение, руководство, подчинение, планирование и т д.) преимущественно относятся написанные слова;

в) насколько написанные слова взаимосвязаны между собой.

По данным заполнения карты самооценки склонностей (задание 2) и результатам выполнения этого задания можно сделать вполне определенные выводы. Например, если из предыдущего задания следует, что вас интересуют точные науки, а результаты задания 3 подтверждают этот интерес (наибольшее количество слов, связанных с занятиями точными науками), то можно сделать вывод о наличии у вас стойких профессиональных намерений и проявлении профессионального самоопределения. В случае расхождения результатов можно судить о поверхностных профессиональных намерениях и отсутствии сознательного отношения к выбору профессии.

Итог:

1. Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей:

а) область интересов... ; б) предпочтительный тип профессии.. ; в) любимое занятие....

2. Назовите профессии, которые одновременно относились бы и к области ваших интересов, и к предпочтительному для вас типу профессий, и к предпочитаемой вами сфере деятельности.

3. Какие требования предъявляют к человеку эти профессии?

  1. Как управлять интересами и склонностями

Нет неинтересных или интересных дел. Одному человеку интересно строить, другому водить машину, третьему учить детей. То, что сегодня человеку неинтересно, завтра может захватить все его чувства и мысли.

Может ли сам человек управлять своими интересами и если да, то как это делать? Обратимся к эпизоду из хорошо известного романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», когда главный герой был наказан за очередную провинность тетей Полли. И какой он нашел выход из положения? (Здесь этот отрывок приведен в сокращении.)

«Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношею... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение - блестящая, гениальная мысль.

Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался... тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.

- Что, брат, заставляют работать?

Том круто повернулся к нему:

-А, это ты Бен! Я и не заметил.

- Слушай-ка, я иду купаться... да, купаться! Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну, конечно, еще бы!

Том посмотрел на него и сказал:

- Что ты называешь работой?

- А разве это не работа?

- Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...

- Я дам тебе все яблоко - все что осталось.

Том вручил ему кисть с видимой неохотой...

Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.

Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее».

Конечно, дать однозначные рецепты, как делать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склонностями, невозможно. Но вот некоторые соображения на этот счет.

1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения цели, возбуждает, укрепляет интерес к ней. Однако это препятствие должно быть не очень большим и обязательно преодолимым.

2. Попробуем немного порассуждать. Что происходит, когда нам предстоит сесть за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна, что ничего у нас не получится. Работа еще не началась, а уже скучно. Действует установка, как, например, в цирке: выходит клоун, он еще ничего не сказал, не сделал, а нам уже весело, мы смеемся. Мы заранее знаем, что будет весело, у нас установка на веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле, потому что она поддается влиянию воображения,- это, кстати, доказано и учеными в опытах. Если бы мы могли вообразить, что будет интересно, мы внутренне настроились бы на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах! Вообразить! Задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроиться на интересное, привести себя в хорошее настроение. И эту задачу можно решить. Надо вспомнить, как вы ведете себя, когда приступаете к любимому занятию, и поступить точно так же.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Более внимательно, отдать ей больше времени. Не торопиться. Потому что тщательность - основной источник увлечения работой. Когда торопитесь, внимание распыляется: и работаете, и следите за временем. Но если внимание не сосредоточено полностью на работе, то неминуемо она окажется скучной, ибо интерес - это и есть сосредоточение внимания. Работать тщательно - значит заранее отвести на работу время с избытком и не торопиться, не выгадывать минуты.

4. Интерес сразу не сформируется, поэтому возникает вопрос: сколько же времени надо работать, следя за собой, тщательно и с психологической установкой на интерес?

Теоретически даже единственный опыт останется в памяти человека, один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели, т. е. двадцать один день. Единого мнения на этот счет нет.

Так сколько же дней надо продолжать опыт по формированию у себя интереса? Вернее всего, до первого успеха и дальше. Успех окрыляет человека и дает ему силы, ведет к увлечению.

5. И последнее. Интересы и склонности проявляются и формируются только в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес или склонность, а активнее включаться в разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности.

Если интересы и склонности к какой-то области знаний или практической деятельности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные. И это, конечно же, хорошо.

    Рефлексия.

Вопросы и задания.

1. По каким признакам судят о наличии интересов к определенной области у человека?

2. Как различаются интересы?

3. Что такое склонности и как они проявляются?

4. Может ли сам человек управлять своими интересами?

5. Какую роль играют интересы и склонности в выборе профессии?

6. Если человек занимается неинтересным делом, проигрывает не только он, но и общество в целом. Почему?

7. Вместо точек в нижеприведенном тексте вставьте пропущенные слова:

а) Применительно к выбору профессии интересы – это … отношение к определенной области труда, стремление к … и деятельности.

б) В том случае, когда с интересами связаны … планы, говорят о профессиональных интересах.

в) Интерес – это не свойство вещи, а свойство …

8. Подумайте, у кого из кратко описанных учащихся более ярко выражены склонности к практическому преобразованию окружающей общественной среды.

Ученик А. Проявляет повышенный интерес к событиям в стране и за рубежом. Много читает, хорошо играет в шахматы, и в летнем лагере был назначен старостой шахматного кружка. На занятиях кружка хорошо объясняет и показывает позиции, ведет учет посещаемости. Часто увлекается игрой сам. Работает в основном с теми, кто хорошо играет, а от непосед и шалунов старается отстраниться, избавиться.

Ученица Н. Хорошо учится, активна в учебе, в труде и спорте, в художественной самодеятельности, хотя ни в одном из этих видов деятельности не выделяется среди других. Н.- большой реалист. Когда на школьном совете обсуждали вопрос об организации комбината «Своими руками», она встала и минут пять, загибая пальцы, перечисляла, что нужно сделать. Когда же ей поручили организовать группу сильных мальчиков для переноски столов, а самый сильный из ребят отказался, Н., высказалась: «Сейчас соберу одних девчонок и ребят из младших классов, они посильнее некоторых, что с гантелями». Слово сработало.

Для правильного выбора профессии необходимо знать требования, которые предъявляются профессией к человеку, а также учитывать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Для самореализации в профессиональном плане огромное значение имеют интересы, склонности и способности личности.

Интересы и выбор профессии

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. В психологии под интересом понимается активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако это несовместимые словосочетания с точки зрения логики, поскольку интерес – это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, а другому нет. Не существует неинтересных предметов, есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы у различных людей неодинаковы.

Интересы различаются:

  • по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);
  • по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);
  • по глубине (глубокие или поверхностные);
  • по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета интересы закрепляются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности.

Склонности и выбор профессии

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Можно говорить о склонности к работе, если человека привлекает не только результат, но и сам процесс работы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело – интересоваться книгами о животных, но совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

  • склонность к работе с людьми;
  • склонность к работе с техникой;
  • склонность к работе с условными знаками;
  • склонность к работе с растениями и животными;
  • склонность к работе с художественными образами.

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Способности и выбор профессии

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди усваивают знания, умения и навыки быстрее и лучше, чем другие. Что же такое способности?

Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями. Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство.

Различают общие умственные и специальные способности.

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

  • учебные и творческие;
  • математические;
  • конструктивно-технические;
  • музыкальные;
  • литературные;
  • художественно-изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие предполагают создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

В составе математических способностей большую роль играют математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач), способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из определенных деталей новые комбинации), техническое мышление.

Музыкальные способности составляют единство ладового чувства, проявляющегося в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, абсолютного слуха (способности точно определять высоту звука), вокальных способностей.

В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение.

К художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций и световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только общие умственные и сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т. д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару и др. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

Екатерина ПАСТУШКОВА

Тема урока: Профессиональные интересы, склонности и способности

Цель урока: Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонность», «способность».

Задачи:

    Образовательная: способствовать формированию представления об «интересах», «склонностях», «способностях»;

    Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

    Воспитательная: способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

    Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку .

Методическое оснащение урока:

    Материально – техническая база:

    • кабинет ТО;

      оргтехника.

    Дидактическое обеспечение:

    рабочая тетрадь;

    методики интересов, склонностей, способностей

    материалы для контроля знаний учащихся:

    методики;

Методы обучения: эвристический, тренинговый, объяснительный, аналитический

Объект труда: методики «Профиль», «Склонность», «Экспресс - диагностика».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

(Эпиграф на доске)

Когда не удовлетворяются потребности, жить трудно;
когда не получают пищу интересы или их нет - жить скучно.
М. Эриксон

    Организационный момент.

    приветствие;

    проверка явки учащихся;

    заполнение учителем классного журнала;

    проверка готовности учащихся к уроку;

    настрой учащихся на работу;

    Актуализация знаний.

Перед каждым из нас периодически возникают проблемы, в том числе, что делать? Чаще всего, чем заняться в свободное время. В старших классах: что делать дальше – продолжить учиться или работать. Помните стихотворение В.Маяковского «Кем быть»? Кто скажет, как оно начинается? (ответ учащихся)

У меня растут года

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Поднимите руки, кто уже решил, кем станет в будущем? (ответы учащихся)

Кто скажет, совпадают ли ваши желания с вашими интересами и способностями (ответы учащихся)

Вы можете дать определение, что такое интерес, склонность, способность? (ответы учащихся)

Цель нашего сегодняшнего занятия: дать определения этим понятиям.

Прежде чем приступить к объяснению понятий, я хочу прочесть вам одну историю:

Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», - ответил отец.

«Когда я вырасту, я найду его!» - воскликнул сын.
С 14 лет он - ученик в лавке, затем - юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским - за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.

Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.

Дусавицкий А.К., Формула интереса

С обыденной точки зрения поведение Шлимана - чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья - «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью. Представим, что не было долгих лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые бы позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

    Изложение нового материала

Так что такое интерес?

Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении

Интересы различаются по содержанию (литература, музыка, техника, животные, цветы, компьютеры, спорт и т. д.), по глубине, по широте, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников - уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Определить свои интересы вам поможет следующая методика.

Задание №1. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)

Прочитайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вам нравится выполнять эти действия, и «-», если не нравится. Если сомневаетесь - поставьте «?». Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Мне нравится…

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными растениями.

24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30. Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40. Заниматься физической культурой и спортом.

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

46. Участвовать в спектаклях, концертах.

47. Изучать политику и экономику других стран.

48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов. Десять колонок с номерами вопросов в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика;

2 – химия и биология;

3 – радиотехника и электроника;

4 – механика и конструирование;

5 – география и геология;

6 – литература и искусство;

7 – история и политика;

8 – педагогика и медицина;

9 – предпринимательство и домоводство;

10 – спорт и военное дело.

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Скажите, у кого из вас совпал результат теста с вашими интересами. (Ответы учащихся).

Интерес формируется в реальном деле - пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности: спорте, литературе, искусстве, науке - в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Но чтобы все это успеть, всему научиться и запомнить, человеку нужна хорошая … (ответ учащихся) правильно память. Кто может похвастаться хорошей памятью? (Ответ учащихся). Давайте проверим с помощью игры. Расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула, вытяните вперед ноги. И, приступаем к игре.

(Игра «Хорошая память». Презентация )

Интерес - необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность.

Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, совсем другое находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.

Склонность мы можем проверить с помощью следующего теста:

Задание №2. Выберите наиболее подходящий ответ теста склонности личности человека «А» или «Б». Предположим, что после соответствующего обучения профессии вы сможете выполнить любую работу. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможных, что бы вы предпочли:

Ответы на тест - склонности личности человека к профессии

Ч - П - взаимодействие человек - природа: профессии, где происходит работа с флорой и фауной.

Ч - Т - взаимодействие человек - техника: профессии технического характера.

Ч - Ч - взаимодействие человек - человек: профессии предусматривающие общение и коммуникации.

Ч - З - взаимодействие человек - знаковая система: профессии связанные с расчетами и вычислениями.

Ч - Х - взаимодействие человек - художественный образ: профессии творческой направленности.

Ответьте, у кого результаты теста совпали с вашими склонностями ( ответы учащихся)

А теперь скажите, у кого склонности совпадают с интересами (ответы учащихся)

Чтобы правильно ответить на вопросы тестов, вы должны внимательно читать вопрос. Кто может сказать, что «я - внимательный человек»? (Ответы учащихся). Давайте это проверим это с помощью игры.

(Игра «Я – внимательный». Презентация)

Почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности? Почему два человека, занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и успешно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другие хуже? Все дело в том, что разные люди обладают разными способностями.

Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека. Способности – это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Например, если человек хорошо различает запахи и помнит их, то эта способность очень нужна химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме, то это – способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и т.д.

Способности делятся на общие и специальные.

Общие способности необходимы для всех (например, способность к творчеству) или многих профессий и видов деятельности (организаторские – для учителя, менеджера, предпринимателя др.).

Специальные способности важны для отдельной профессии или относительно узкого круга профессий (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле, устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – изготавливающим сложные изделия по чертежам и т.д.).

Вашу способности мы сейчас проверим очень быстро с помощью экспресс - диагностики способностей человека

Задание №3. Демонстрируем пять геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и зигзаг. Прошу вас выбрать одну из них. (Учащиеся выбирают карточки с фигурами, на обороте которых написаны способности)

Квадрат

Свидетельствует о наличии математических способностей. При восприятии информации он делает упор на цифры и факты. Его сильная сторона – мыслительный анализ. Вы не угадываете результат, а его вычисляете путём логичных рассуждений и последовательных действий. Отличает трудолюбие, усердие, методичность и скрупулёзность.

Треугольник

Характерно наличие лидерских качеств. Вы уверенны в себе, решительны, но нетерпеливы и категоричны. Ваше кредо – превзойти, добиться высокого статуса и быть исключительно лучше остальных. Вы умеете концентрироваться, видеть суть вопроса. Вы энергичны и изобретательны. Ваши способности связаны с искусством, сценой, ораторскими возможностями и лингвистикой.

Круг

Для вас необходима доброжелательная атмосфера. Вам важно окружение тех людей, которые вас любят и верят в ваши возможности. Вы чувствительны, ранимы и эмоциональны. Умеете больше отдавать, чем принимать. У вас развита эмпатия. Ваши способности связаны с коммуникативностью.

Прямоугольник

Это фигура поиска и самоопределения. Выбирают в состоянии тревоги, замешательства, внутренних проблем и кризисные периоды.

Зигзаг

Вас отличает мечтательность и богатое воображение. В вас развиты творческие способности (склонность к живописи, музыке и поэзии). Мышление образное. Развита интуиция. Вы одиночка. Строгий мир цифр вам чужд, а сцена или общение отнимает много энергии. Вы любите творить в своем мире грёз и фантазий.

Скажите, у кого результаты теста совпали с вашими способностями. (Ответы учащихся)

Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора - когда интересы, склонности и способности согласованы между собой и дополняют друг друга.

Посмотрите результаты сегодняшних тестов и ответьте, у кого есть все совпадения. (Ответы учащихся)

Человеку, которому предстоит выбрать правильную, нужную для него и полезную для общества профессию, необходимо много знать о себе. А для этого ему нужно хорошо ориентироваться, чтобы выбрать для себя что-то полезное. Как у вас с ориентированием? (ответы учащихся)

Давайте на минутку еще отвлечемся и проверим вашу способность к ориентированию.

(Игра «Ориентирование». Презентация)

Может ли человек развивать свои интересы, склонности?

Естественно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:

1.Повышать свою информированность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов).

2.Заниматься практической деятельностью (факультативы, дополнительные занятия).

3.Заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств

    Закрепление знаний учащихся

    Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?

    В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?

    Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?

    Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7

    Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?

    Как вы думаете, от каких усло­вий зависит развитие способностей?

    Каким образом в профессиональ­ном самоопределении учитываются общие и специальные способности?

    Подведение итогов урока учителем

    сообщение учителя о достижении целей урока;

    объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

    сообщение о теме следующего урока;

    задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

    Д/З: карточки –

    Задание: проанализируйте нижеперечисленные примеры и определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет:

    высокий рост баскетболиста;

    стремление ученика быть чем-то занятым, трудолюбие;

    хорошая осведомленность в области астрономии;

    человек хорошо различает оттенки разных цветов;

    ученик правильно декламирует на уроке стихотворение, выученное дома;

    школьник быстро запоминает и правильно повторяет мелодию новой песни на уроке музыки;

    ученица правильно решает у доски задачу.

    Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между назва­ ниями и определениями специальных способностей.

Рефлексия

«Все у меня в руках»

На доске прикреплен плакат с изображением руки, на пальцах которой написано: большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Выходя из класса, прошу оставить свое отношение к уроку, прикрепив стикер на выбранный пальчик

Спасибо за урок!!!

Ирина Алексеевна Началова
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»

Педагог – психолог, методист Началова И. А.

Лекция для учащихся «Интересы , склонности , способности и их роль в профессиональном самоопределении »

Цели лекции :

1. Дать определения понятий «профессиональный «интерес » , «склонности » , «задатки» «способности » ; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей .

2. Развивать умение осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов , склонностей и способностей .

3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей

Ход лекции

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии , являются интересы и склонности .

Интересы - это побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями : духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении, общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности, материальными (потребность в одежде, питании, жилище) . Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интерес - эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают :

2. по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

3. по глубине (глубокие или поверхностные) ;

4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес , безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес .

Склонность - это нечто большее , чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность , то предполагается и интерес .

Между интересами и склонностью много общего , но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу : с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть , а склонность отсутствует . Интересы можно выразить формулой «Хочу знать» , а склонность – «Хочу сделать» .

Как правило, область интересов и склонностей совпадает . Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того , как наступит момент выбора профессии , ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, - от способностей человека .

Способности - это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость , глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей) . Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность , чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий : художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки . Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей . Они прояв-ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью , а комплексом, сочетанием способностей , своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Виды способностей

В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться , обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности . Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.

Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности .

Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)

Литературные Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков

Технические Интерес к технике , техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей . Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.

Талант - выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность - наивысшая степень творческих проявлений личности.

Интернет -ресурсы по данной теме :

http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=O - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопроса) : 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на вопросы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответствующую сферу деятельности.

1. Закрепление знаний учащихся

1.1 Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес ?

1.2 В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных ?

1.3 Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?

1.4 Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7

1.5 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека ?

1.6 Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей ?

1.7 Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности ?

2. Физкультминутка

2.1 Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.

2.2 Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

2.3 Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

3. Практическая работа «Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик »

«Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО,

«Коммуникативно-организаторские склонности » (КОС,

«Методика определения профессиональных интересов и направленности личности»,

«Карта интересов »

3.1 Вводный инструктаж

3.2 Самостоятельная работа учащихся

3.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы ):

3.3.1 Формирование новых умений : проверка организованности начала работы учащихся ;

3.3.2 Усвоение новых знаний : проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД) ;

3.3.3 Целевые обходы :

инструктирование учащихся по выполнению задания;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся ;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися .

3.3.4 Заключительный инструктаж :

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися ;

разбор типичных ошибок учащимися ;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок ;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок .

7. Подведение итогов урока учителем

сообщение учителя о достижении целей урока;

объективная оценка результатов учащихся на уроке ; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся ;

сообщение о теме следующего урока;

задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

9. Уборка рабочих мест

Задание : покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей .

Технические Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания

Математические Способности к литературной деятельности, овладение языками

Педагогические Творческое воображение, образное мышление

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми

Литературно-лингвистические Умение логически мыслить, анализировать, обобщать

Способности к искусствам Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.

Задание : необходимо вставить в предлагаемых определениях пропущенные слова.

1. Под интересом понимается . познавательная. человека на той или иной.

2. Склонность - . заниматься определенной., постоянно. знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

3. Способности - любые индивидуально-психологические. человека, помогающие. в какой-либо деятельности и приводящиеся к знаниям, навыкам.

Интересы это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы могут быть очень разнообразными. Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности.
Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).
Особенностями интересов являются:

o активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;

o большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;

o расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

o своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны целенаправленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний важных и необходимых в деятельности личности.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».
Для удачного выбора направления внеурочной деятельности, профиля обучения, а затем и будущей профессии, большое значение имеют не только интересы и склонности личности, но также и ее способности.

Способности такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. Если выразить сущность способностей краткой формулой, то она будет звучать, как «я могу», «я имею возможность». Необходимо стремиться к тому, чтобы интересы, склонности и способности личности максимально совпадали.

Формирование и развитие интересов, склонностей и способностей неразрывно связано с деятельностью человека. Поэтому необходимо обеспечить условия для знакомства и освоения учащимися самого широкого спектра видов деятельности. Например, в Японии каждый школьник обязан освоить полтора десятка основных видов деятельности, прежде чем принять решение о выборе профессии.
Выбор профиля обучения в старших классах часто зависит от профессиональных предпочтений и интересов учащихся. Происходит отождествление школьного предмета с областью будущей профессиональной деятельности. Поэтому очень важно на ранних этапах проводить целенаправленную работу по выявлению интересов и склонностей учащихся. Необходимо также создать условия для формирования профессиональной направленности личности учащихся, развития профессиональных интересов и мотивации.
В настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Важно направить все усилия на развитие тех способностей учащихся, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.
Профориентационная работа и сопровождение профессионального самоопределения учащихся является неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки. Очень важно создать такую систему работы, чтобы она охватывала все ступени школьного обучения. Диагностическая работа должна выстраиваться таким образом, чтобы максимально выявлять интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.

Изучение интересов и склонностей учащихся может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин и внеурочных занятий до использования различных анкет, опросников. Поэтому при составлении блока методик для отбора акцент делается не на оценке актуального уровня способностей, а на выявлении индивидуальных психологических особенностей и мотивации учащихся.
Изучение индивидуальных особенностей школьников в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения и профессии. При этом необходимо ответить на ряд важных вопросов: в каком возрасте целесообразно проводить диагностику, в с какой целью, в каких формах и т.д. При этом необходимо учитывать следующее (по Т.В Орловой).

· в младшем школьном возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления;

· для младшего подростка характерны недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния и самооценки.

· недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).
Для построения ясной картины структуры интересов и склонностей учащихся удобно и эффективно использовать «Профориентационную карту учащегося», с помощью которой на протяжении практически всего пребывания ребенка в школе возможно отслеживать его предпочтения в урочной и внеурочной деятельности, а также уровень развития отдельных психологических качеств. Ведение данной карты позволяет выявить общую и профессиональную направленность личности учащегося, его индивидуальные особенности, что делает возможным более точный и профессионально оправданный выбор определенного профиля обучения в старших классах.

Г.В.Резапкина

«Методика «Твои способности»
1.Перед началом работы педагог раздает контрольные листы следующей формы:

I II III IV V VI VII VIII IX

После этого зачитываются вопросы, а учащиеся ставят рядом с цифрой ответ («+», « - », « + -»).

Верно ли, что в детстве вы очень любили:

1. Подолгу играть в подвижные игры.

2. Продумывать игры и верховодить в них.

3. Играть в шашки, шахматы.

4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри.

6. Разговаривать с незнакомыми людьми или задавать вопросы.

7. Слушать или сочинять музыку.

8. Рисовать самостоятельно или наблюдать.

9. Слушать или сочинять сказки или истории.

Нравится ли вам сейчас:

1. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной школе, секции.

2. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела.

3. Помогать ребятам решать математические задачи.

5. Участвовать в художественной самодеятельности.

6. Помогать другим людям разбираться в их проблемах.

8. Заниматься в изостудии, изо кружке.

9. Писать сочинение на свободную тему.

Получаете ли вы особое удовольствие:

1. От участия и борьбы в спортивном соревновании.

2. От своего умения расставить людей, распределить работу.

3. От решения трудных математических задач.

4. От исправления бытовых электро- и радиоприборов.

5. От игры на сцене.

6. От общения с людьми.

7. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями.

8. От посещения художественной выставки.

9. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного.

Часто ли вас тянет:

1. К длительным физическим упражнениям.

2. К делам в группе, требующим вашей инициативы или настойчивости.

3. К разгадыванию математических шарад.

4. К изготовлению каких-либо деталей.

5. Участвовать в постановке спектаклей.

6. Помогать людям, посочувствовать им.

7. Поиграть на музыкальном инструменте.

8. Порисовать красками или карандашами.

9. Писать стихи или просто вести дневник.

Любите ли вы долгое время:

1. Заниматься спортом или физическим трудом.

2. Энергично работать вместе с другими.

3. Заниматься черчением или играть в шахматы.

4. Копаться в механизмах, приборах.

5. Заботиться о младших, слабых и больных людях.

6. Думать над судьбами людей.

7. Исполнять музыкальные пьесы.

8. Рисовать, лепить, фантазируя при этом.

9. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Результаты

Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности.

I. Физическое (1,10,19,28,37)
II. Организаторское (2,11,20,29,38)

III.Математические (3, 12, 21, 30, 39).

IV. Конструкторско-техническое (4, 13, 22, 31, 40).

V. Эмоционально-изобразительное (артистическое) – (5, 14, 23, 32, 41).
VI. Коммуникативное (6, 15, 24, 33, 42).
VII. Музыкальное (7, 16, 25, 34, 43).
VIII. Художественно-изобразительное (8, 17, 26, 35, 44).
IX. Филологическое (9, 18, 27, 36, 45).

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11

Поделиться: