Особенности озеленения территории школы. Проект "благоустройство пришкольной территории"

Городские дети мало общаются с природой, их жизнь практически никак не связана с растительным и животным миром. В большинстве своем они знают названия только самых известных деревьев и цветов: береза, дуб, ель, роза, ромашка. Это до обидного мало!

Определить на практике виды растений, знать и уметь использовать их полезные свойства, понимать взаимосвязь растительного и животного мира, наблюдать за природой — делать это в мегаполисе почти негде. Развитие компьютеров, мультимедиа, вытеснение игр на свежем воздухе виртуальными привело к тому, что дети недополучают целый пласт знаний об окружающем мире.

Восполнить пробелы поможет целенаправленное экологическое воспитание подрастающего поколения. Для этого недостаточно теории, нужна практическая база. Создать ее проще всего на территории детского учреждения. Это значит — когда ведется озеленение школьной территории, нужно учитывать, что помимо декоративной, она должна выполнять учебные функции.

Озеленение территории детского сада или школы имеет свою специфику. Там, где находятся дети нельзя использовать ядовитые, а также выделяющие много эфирных масел растения, которые могут вызвать аллергические или кожные заболевания. Опасны шипы, колючки, несъедобные плоды. Важно, чтобы работы велись в строгом соответствии с СанПиНом.

Участок должен быть красив зимой и летом, поэтому особое значение отводится хвойным деревьям. Пушистые елки имеют еще одно предназначение: любимое зимнее дерево можно вместе с детьми украшать к Новому году, потом водить хоровод, встречать Деда Мороза. Если дети помогали делать игрушки, то елка станет центром зимних развлечений, поводом для конкурсов (на лучшее украшение или рисунок).

При планировании ландшафта необходимо создать чередование тенистых и солнечных участков, обеспечить «проветривание», не допуская слишком тесной посадки растений. Какие растения могут расти на территории детского учреждения? В первую очередь, это хвойные: ель, сосна, — они прекрасно смотрятся круглый год, можжевельник — отлично поддается моделированию. Хорошо чувствуют себя в городской среде неприхотливые, декоративные виды:

  • снежноягодник;
  • некоторые виды чубушника;
  • спирея;
  • сирень;
  • акация,
  • туя, можевельник.

Одна из функций зеленых насаждений – защитная. Ряды кустарников ограждают двор от пыли прилегающих улиц и способствуют созданию спокойной обстановки. Живая изгородь одновременно станет украшением, если умело провести обрезку кустарников. Сегодня модно превращать деревья и кусты в забавных зверей, но правильно смоделировать такие фигуры и гармонично «вписать» их в пространство должен ландшафтный дизайнер.

Все начинается с детского сада

Еще в конце двадцатого века делались первые попытки создать экспериментальные экологические лаборатории на базе детского сада. Дети под руководством взрослых ухаживали за растениями и животными, наблюдали за ними в естественной среде. На территории делали «уголок леса», где пытались воссоздать кусочек лесного ландшафта с характерными для данного региона (эксперимент проводился в Москве) растениями.

Самые лучшие идеи лежат «на поверхности». Дети с восторгом принимают участие в посадке огорода и радуются созданной прямо на территории «лесной полянке». Некоторые воспитатели подходят к их созданию творчески. Огород помогает изучать азбуку, если осматривая грядки запоминать буквы, на которые начинаются названия овощей. Лесная полянка, на которой весной появляются первоцветы (заботливо посаженные осенью) – повод поговорить о смене времен года.

Продуманное озеленение детского сада необходимо для воспитания у малышей бережного отношения к природе. План озеленения детского сада разрабатывается с учетом требований законодательства и санитарных норм. Лучший результат получается, если посадка растений продумывается одновременно с проектированием и дизайном веранд, выбором оборудования для детских площадок.

Организация пришкольного участка

Оригинальное озеленение пришкольной территории с разбиением участка на зоны позволяет проводить некоторые уроки и практические работы по биологии, природоведению и окружающему миру прямо на открытом воздухе. Здесь на помощь школе приходят ученые. В рамках сотрудничества МГУ со школами был разработан проект озеленения школьного двора, рекомендующий выделить на «зеленой» территории зоны:

  1. Пищевые растения.
  2. Зеленая аптека.
  3. Полезные растения (обладающие свойствами, используемыми для производства красящих веществ, масел и т.д.).
  4. Растения, характерные для данной местности.
  5. Мини-водоем для водных растений.
  6. Цветники (клумбы разных размеров и форм, вазоны).
  7. Традиционные культуры, которые выращивались в данной местности раньше.
  8. Экспериментальное поле, предлагающее неограниченные возможности для проектной деятельности целых классов.

Занятия, включающие наблюдение и уход за растениями наглядно показывают взаимосвязь человека и природы, развивают метапредметные навыки, закрепляют теоретические знания. Оформление отдельных участков – повод для проявления творческой фантазии школьников и воплощения любых идей.

Озеленение пришкольного участка играет важную роль при делении двора на функциональные участки. Если позволяет пространство, то вход можно оформить классически – аллеей из деревьев. Спорткомплекс визуально отделается от остальной территории, «парадная» часть для проведения торжественных линеек оформляется клумбами. Их цветение должно начинаться до окончания учебы. Май – время луковичных: тюльпанов, крокусов, нарциссов, ирисов. Позаботиться об их посадке нужно осенью. Следует помнить, что трава тоже нуждается в солнце и уходе, а если обеспечить эти условия невозможно, ее лучше заменить специальным покрытием.

К сожалению, далеко не все школьные дворы могут похвастаться, что над ними работал ландшафтный архитектор, но все чаще появляются необычные «зеленые» объекты и малые архитектурные формы, вызывающие улыбку, заставляющие детей гордиться своей школой. Получается, что озеленение школьного двора – начало воспитания не только экологической грамотности, но и любви к «малой родине», патриотизма.

«Театр начинается с гардероба,
а школа со школьного двора,
потому что двор – это лицо школы».

Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию у детей этического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы еще к лучшему. Школьный двор становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.

Задачи благоустройства школьной территории:
1. привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;
2. провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, родителей по выявлению предложений благоустройства школьного двора;
3. разработать и осуществить план озеленения и благоустройства территории школьного двора;
4. развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
5. привить навыки экологического поведения, воспитания любви к природе.

Озеленение - комплекс взаимосвязанных работ по эстетическому и экологическому улучшению мест отдыха и жизни человека. Озеленение наиболее часто встречаемый и настолько же малопонимаемый термин. Комплекс работ, скрывающийся под термином озеленения, включает в себя огромный список проводимых, а зачастую просто необходимых, мероприятий, нацеленных на придание исходному ландшафту логически и эстетически законченных форм.

Озеленение школьной территории прежде всего должно служить целям эстетического воспитания учащихся. Газоны, рабатки клумбы с цветочными растениями следует располагать перед зданием школы, на переднем плане школьного участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса. Для правильного использования и размещения декоративных растений прежде всего нужно постоянно помнить об особенностях участка – его увлажненности и освещенности. При подборе растений для цветов необходимо учитывать их высоту, строение побегов, окраску листьев, окраску и размер цветов. Растения должны гармонировать с окружением – зданием, дорожкой, около которой они будут расти. Планировка цветов может быть регулярной и ландшафтной. Клумбы, рабатки, бордюры, ландшафтные композиции следует располагать перед зданием, на переднем плане участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса.

Клумбы - это небольшие цветники различной геометрической формы. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, треугольными или многоугольными. Их делают перед зданием, на площадях у памятников. Поверхность клумб обычно делают плоской, вровень с газоном, или слегка приподнятой в центре, чтобы там не застаивалась вода. Чаще клумбы оформляют однолетними цветущими и декоративно-лиственными растениями, хотя можно использовать такие двулетники и многолетники.

Рабатки - цветники, которые представляют собой сравнительно узкие полосы из цветов. Рабатки бывают односторонние и двусторонние, ассиметричные и симметричные. В односторонних рабатках низкие растения располагаются на переднем плане, а высокие – на заднем. В узких и длинных рабатках красиво выглядят многочисленные сорта календулы (ноготков) с желтой и оранжевой окраской цветков в соцветиях – корзинках.
Бордюры - это узкие сплошные полосы шириной от 10 до 40 см, окаймляющие газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветника Бордюр составляют из одного вида низкорослых растений. Растения подбирают компактные, чтобы полоса выглядела аккуратно. Для таких посадок подходят крупные растения с красивой формой куста, с красивыми листьями, либо с крупными цветками или соцветиями, например, амарант, клещевина или молочай.
Если это памятник воину или герою, то следует выбрать яркие, пламенные, торжественные цветы. Это сальвии, красные бегонии, красные тюльпаны и флоксы. От того, где установлен памятник, будет зависеть форма цветника. Если он стоит на каменной площадке и свободной земли вокруг нет, можно поставить рядом один или несколько ящиков или контейнеров и расположить цветы в них. Если около памятника есть земля, можно разбить цветник. Это может быть клумба, в центре которой окажется памятник. Памятник может быть и не в центре, а в основании клумбы. Форма клумбы должна гармонировать со скульптурой. Вместо клумбы можно разбить зеленый газон и по краю его посадить красивую рабатку из 2 – 3 видов цветов. А можно – только бордюр из одного вида. Здесь подойдут и однолетники, и многолетние растения. Если в клумбе нет памятника или другого архитектурного сооружения, то высаживают высокое, эффектное растение (агаву, пальму и др.), к периферии размещают растения меньшей высоты и заканчивают края клумбы самыми низкорослыми. Для оформления переднего плана объекта подбирают растения низкорослые, с не очень яркой окраской, а для обсадки средних дальнейших планов используют более крупные, интенсивно окрашенные растения. При подборе растений по времени цветения нужно использовать растения с более ранним началом зацветания и более продолжительным сроком цветения.

Ассортимент по возможности подбирают с таким расчетом, чтобы через две недели после посадки растений на клумбах или в иных формах цветочного насаждения зацвели. Растения, быстро теряющие декоративность, после отцветания, сажают небольшими группами ближе к кустарникам или между видами, зацветающими после них.

В начале работы по озеленению любой территории, мы должны, прежде всего, обратить внимание на следующие моменты:
1. Выбор растений.
Не старайтесь посадить как можно больше видов, ограничьтесь их минимальным количеством. Растения должны быть лёгкими в уходе и иметь схожие требования к месту обитания.
2. Количество растений.
Цветочные многолетники одного вида красивее всего выглядят, если сажать их группами (минимум по два экземпляра).
3. Распределение «по росту».
Выбранные растения должны быть разными по высоте. На первом плане должны быть самые низкие виды, в середине – среднерослые, на заднем плане - самые высокие.
4. Цветовая гармония.
Новичкам обычно хочется сделать клумбу максимально яркой и пёстрой. Однако она будет выглядеть гораздо гармоничнее, если посадить цветы сочных колеров, хорошо сочетающихся друг с другом, а между ними сделать «вкрапления» спокойных пастельных тонов.
5. Растения между растениями.
Не сажайте цветы слишком тесно. Промежутки между ними на первых порах можно заполнить летниками, не забывая, тем не менее, что с каждым последующим годом, по мере разрастания многолетников, их будет все меньше и меньше.

При работе по озеленению любых территорий обязательно следует учитывать климат региона и микроклиматические особенности местности. Так, у нас, в Шпаковском районе Ставропольского края, климат резкоконтинентальный, с выраженными периодами сухой и жаркой погоды (летом), со сравнительно влажными и морозными зимами. Именно поэтому при закладке, скажем, альпинария либо каменистой горки в наших условиях необходимость в устройстве дренажа обычно отпадает, а вот на полив необходимо обратить самое пристальное внимание.
При устройстве сада непрерывного цветения совершенно необходимо учитывать не только сроки цветения разных видов, но и то, как данные растения выглядят в промежутках между цветением. Так, например, высокодекоративные луковичные и клубнелуковичные цветочные культуры, после периода кратковременного цветения становятся малопривлекательными, особенно в период отмирания вегетативных органов, однако их удаление до полного отмирания крайне отрицательно скажется на их цветении в следующем году, поэтому необходимо предусмотреть варианты декорирования участка на этот период.

Подбор растений в нашем регионе тоже имеет свою специфику: с одной стороны, мы расположены на самом юге РФ (45 параллель, как, скажем, и Краснодар), но из-за иногда случающихся сильнейших морозов, сопровождаемых ветрами и высокой влажностью, многие южные культуры в наших условиях не зимуют или не достигают полного развития (бананы, альбиция, бругмансии и т.д.) С другой стороны, большинство северных, альпийских, болотных, многие лесные растения (сольданелла, камнеломки, вересковые, папоротники и т.п.) способны пережить наше лето лишь при условии регулярного полива, увлажнения воздуха при помощи дождевания и заблаговременной тщательной подготовки посадочного места.

В завершение хочется отметить, что мир высших растений насчитывает примерно 300 тысяч видов и огромное количество выведенных человеком сортов и форм, поэтому возможности подбора декоративных растений для озеленения конкретной территории практически безграничны.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани

Проектная работа по теме:

Благоустройство

школьного двора и территории,

Макарова Оксана

ученица 7В класса

МАОУ «Гимназия №37»

Авиастроительного района г.Казани

Руководитель:

Кудашова Татьяна Николаевна

Мухаметзянова Алина Ринатовна

Руководители ДОО «Импульс»

Казань 2016

Введение c тр

1. Актуальность проблемы. 2-3

2. Цели и задачи.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

4. Сроки и этапы реализации проекта

5. Материалы и инструменты

II . Основная часть.

1. Программа проектных мероприятий 3-5

III . Заключение.

1. Ожидаемые результаты реализации проекта 6

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления 6

3. Заключение 7

Введение

Человек с древних времен тесно и неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, человек постепенно утрачивает эту связь. Особенно это ощущается в крупных городах, а иногда и в сельской местности. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди все больше внимания стали обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться быть по- настоящему счастливым и успешным. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.

Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов, которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

Территория школы – популярное место отдыха для жителей соседних домов, особенно в весенне–летний период. Поэтому ландшафтное озеленение, благоустройство зоны отдыха и территории, находящейся перед зданием школы, является необходимым.

1.Актуальность проблемы

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит скучно.

Здание МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани было построено в 1952 году. На территории школы имеются: футбольное поле, волейбольная площадка, игровая площадка для младших школьников. Перед зданием школы раньше располагалась аллея, которая ограждала гимназию от дороги, где ученики имели возможность прогуливаться, но в 2013 году на этой территории была построена станция метро « Авиастроительная». Дорожки заасфальтировали, но остались небольшие участки земли.

Анкетирование учащихся, работников школы показало, что необходимо преобразить ее. Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству что необходимо преобразить ее. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории. Мы решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительской практике.

Объект исследования

Объектом исследования является школьный двор гимназии и прилегающая к нему территория.

Предмет исследования

    Культурные растения (цветы, деревья)

    Почва (вид почвы и ее возможности)

    Технология изготовления и подбор материалов для создания малых архитектурных форм

    Цели и задачи проекта :

Цель: Разработать и реализовать проект в рамках внеурочной деятельности учащихся по решению экологических проблем и экологического воспитания общеобразовательных школ.

Изучение литературы, связанной с ландшафтным дизайном;

Ознакомление с особенностями территории для разработки плана озеленения и благоустройства;

Распределение участков по классам и назначение ответственных за выполнение работы;

Прививание элементарного опыта практической природоохранной деятельности;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к результатам своего творчества.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

2. Комплексный подход к воспитанию экологической, эстетической культуры, трудовому воспитанию.

3. Обобщение знаний о дизайнерском оформлении и благоустройстве школьного двора и прилегающей территории;

4. Создание условий для возможной организации процесса совместного отдыха детей и взрослых, способствующего их духовному сближению, рождению общих интересов и увлечений;

5. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

6. Улучшение эстетического вида школьного двора и территории находящейся за ее пределами, создание благоприятной экологической обстановки.

Теоретическая часть работы

В основу подготовки моей работы вошло изучение источников информации сети Internet и специальной литературы по ландшафтному дизайну, посещение скверов, парков, площадей с целью изучения оформления и озеленения объектов г. Казани.

Практическая часть работы

Практическая значимость моей работы заключается в привлечении учащихся, родителей и учителей к внеурочной деятельности по озеленению пришкольных участков, дала возможность применения полученных знаний на уроках биологии, ИЗО, технологии, географии, привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Все эти этапы работы привели к тому, что перед фасадом школы и на школьном дворе появились ландшафтные работы: дизайнерски оформленные клумбы, цветники, объекты малой формы, которые способствовали развитию эстетического вкуса и созерцанию чувства прекрасного в окружающем мире.

4.Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный.

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический (реализация проекта)

Направления деятельности: Учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности, просветительская деятельность, практическая деятельность в решении экологических проблем.

III этап – обобщающий.

Подведение итогов, оценка результативности проекта, сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Внеклассное мероприятие по теме проекта.

5. Материалы и инструменты

Для реализации проекта нам понадобятся материалы и инструменты:

Носилки;

Семена и саженцы;

Всё перечисленное оборудование имеется в школьной мастерской.

II . Основная часть.

План реализации проекта.

Выполненная работа

Организационный

Составление плана работы

Исследовательский

Изучение вариантов оформление цветочных клумб

Изучение видов цветочных культур

Практическая деятельность

Выращивание рассады.

Разбивка клумб.

Высадка рассады, посев семян.

Уход за цветами: поливка, прополка, разрыхление.

Май- август

Заключительный

Анализ выполненной работы

Сентябрь

Оформление проекта

Защита проекта

    Программа проектных мероприятий

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

проведения

Ответственный

Собрание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы

Каб. биологии

Сентябрь, 2014

Инициативная группа

Социологический опрос обучающихся, работников школы

Актовый зал

Сентябрь, 2014

Инициативная группа, педагоги-организаторы.

Проведение оценки экологического состояния школьной территории

Каб. биологии

Сентябрь, 2014

Учитель биологии, лаборант, инициативная группа

Конкурс на лучший мини-проект по благоустройству школьной территории.

Актовый зал

Октябрь, 2014

Педагог-организатор

Разработка коллективного проекта школьного двора и территории находящейся за ее пределами» -

составление плана озеленения и благоустройства школьного двора и территории находящейся за ее пределами» .

Кабинет биологии

Инициативная группа,

учитель биологии, лаборант.

Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка

Школьный двор

Апрель, 2015

Учитель биологии, химии, лаборант.

Выкорчевывание старых деревьев и кустарников

Школьный двор

Апрель, 2015

Завхоз школы

Разбивка новых клумб на территории школы и находящейся за ее пределами

Школьный двор

Территория перед школой

Май-июнь, 2015

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Школьный двор

Территория перед школой

Июнь-август, 2015

Учитель биологии, Инициативная группа

Благоустройство

зоны отдыха на территории школы

Школьный двор

Август, 2015

Учитель технологии

Подготовка семян и выращивание рассады

Каб. биологии

Февраль, 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Школьный двор

Учитель биологии, Инициативная группа

Уход за посаженными цветочными культурами.

Школьный двор

Май- август 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Посадка деревьев

Школьный двор

Сентябрь-Октябрь 2016

Инициативная группа

Экспресс-опрос «Проект в моей жизни»

Каб. биологии

Сентябрь, 2016

Инициативная группа

Представление отчета о реализации проекта

Актовый зал

Декабрь, 2016

Инициативная группа

В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5-8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений. Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение: В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания колеров (окрасок) между собой. Основными или главными окрасками считаются желтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который получается от смешения желтого с синим, оранжевый - от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски желтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие - фиолетовая, зеленая и синяя пассивными. Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов. Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции. В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения. Для создания своих клумб будем использовать следующие цветы: бархатцы, петунья. Бархатцы (тагетес)- семейство Астровые. В культуре известно около 30 видов, из которых широко культивируются 3. В диком виде бархатцы распространены в Центральной Америке, и особенно в Мексике. Там это растение считается магическим, и его соцветия используются в религиозных церемониях. Петунья - семейство Паслёновые. Завезена из Южной Америки в 1831 году. Известно около 25 видов петунии. К настоящему времени селекционерами созданы гетерозисные гибриды, которые отличаются очень ранним и обильным цветением, ветвистостью, устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям.

Расчет расхода материалов

Для анкетирования нам потребовалась 1 пачка бумаги. Для посадки растений на пришкольной территории и проведение работ - садовые инструменты и посадочный материал, который будет соответствовать данному типу почвы и затененности участка. Денежные средства взяты от сборов макулатуры. Расчет расхода материалов и их стоимости для озеленения пришкольного участка представлены в табличной форме.

Определение расхода материалов и их стоимости

Наименование

Кол-во в шт.

одной шт. в руб.

Стоимость материалов

Бесплатно

(есть в школе)

Бесплатно

(есть в школе)

Бесплатно

(есть в школе)

Минеральные удобрения

Семена смеси

Бумага (для анкетирования)

Итого:

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

1 этап

Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта

Проведена очистка территории от бытового мусора;

Собраны семена для посадки однолетних цветов.

2 этап

1. На территории весной участка будут установлены малые архитектурные формы: садовые скульптуры изготовленные руками учащихся;
2. Будет проведено озеленение территории: создание клумб;
3. Для сохранности благоустроенного участка планируется разъяснительная работа среди учащихся.

III . Заключение.

III . Заключение.

Исходя из данного проекта, каждая школа может:

    составить проект реконструкции озеленения пришкольной территории с учетом соответствия санитарно-гигиеническим нормам;

    провести анализ положения школы;

    изучить степень запыленности воздуха в различных участках территории;

    изучить видовой состав растительности и ее состояние;

    определить уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию.

В ходе работы мы посещали выставки разнообразных цветов, ходили на цветочные ярмарки, консультировались с учителем биологии о растениях, которые растут как в тени, так и на солнце. Прослушав лекции о цветах, мы выбрали для своего участка петуньи и бархотки.

Мы оформили территорию школьного двора стиле сказок А.С. Пушкина. И дали ему название «У Лукоморья дуб зеленый…» «Жителями» этой замечательной страны стали: кот ученый, баба яга, золотой петушок, старик со старухой и золотая рыбка, царевна лебедь…Перед летними каникулами мы провели литературный дворик посвященный творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина. В следующем году мы так же хотим оформить школьную территорию в каком-то определенном стиле, что это будет, мы определим с помощью анкетирования учащихся и педагогического состава. И мы очень надеемся на то, что наша идея станет доброй традицией МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района.

Мы надеемся, что наш проект выйдет именно таким, каким видим его мы ведь в школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. На нашем примере может быть, многие жители захотят превратить свои участки в маленькие волшебные страны и проявят свои творческие способности.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1.Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях с целью формирования экологической культуры.

2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников достаточно разработаны и описаны в научной и методической литературе.

3. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Вопрос эстетического оформления пришкольной территории и территории прилегающей к ней остается актуальным. Осуществляя данный проект мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, получаем новые знания в области экологии, активно развиваем креативное мышление. При творческой и созидательной работе на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У современного поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка образовательной программы проекта «Благоустройство школьного двора и прилегающей к ней территории» позволяющая полнее реализовать возможности формирования экологической культуры школьников.

Проект «Благоустройство школьного двора и территории находящейся за ее пределами»; дает ответы на решение вопросов экологического воспитания учащихся и является кладезем полезных материалов для работников школы, детских садов. Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям и гостям города приносит радость и пользу.

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Низкая активность и слабая мотивация на участие в основных мероприятиях программы

Активная работа с родителями

Разработка системы стимулов

Организационные:

    Непрофессиональный подход исполнителей

    Неблагоприятные природные условия

Повышение ответственности кадров через проведение совещаний при директоре школы



Территории школ - неотъемлемый элемент жилых комплексов. Школы подразделяются на городского и районного значения. К школам городского значения относятся: музыкальные, спортивные, художественные, школы-интернаты. Такого типа школы размещают в крупных жилых районах города с доступностью не более 15...20 мин от жилого дома. Участки спортивных школ и школ-интернатов принимают в 2...2,5 га на объект (район). Специализированные спортивные школы, помимо главного учебного корпуса, включают закрытые помещения спортивных залов и бассейнов, открытые футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола. Площади территорий музыкальных и художественных школ по примерным нормативам рассчитываются исходя из 15 м 2 на одного учащегося.

Архитектурно-планировочное решение территорий должно быть целенаправленно, отвечать соответствующим требованиям. Территории должны представлять собой участки с набором уютных площадок отдыха и прогулочным маршрутом движения с оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках художественных школ предусматриваются специальные площадки для занятий на плейере. Насаждения проектируются в виде одиночных, крупных растений и живописных групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки.

На территориях музыкальных школ проектируются уединенные площадки для занятий музыкой и площадки для отдыха, а также дорожки для прогулок. Насаждения должны быть представлены в виде растительных группировок деревьев и кустарников, размещенных на лужайках газона и носить психологически успокаивающий характер. Вся композиция должна располагать к отдыху после напряженной музыкальной работы и в то же время способствовать подъему творческих сил. Возможно предусмотреть спортивную площадку для игры в мяч.

Общеобразовательная школа в жилом комплексе. Территория школы является озелененной территорией ограниченного пользования. Школьный участок, как правило, ограждают изгородью из металлоконструкций высотой не менее 1,5 м. Расстояние (разрыв) от границы участка до красных линий улиц или проездов должно быть не менее 15...20 м, до стен домов жилых зданий - не менее 10, коммунальных предприятий - не менее 50 м. Планировочным центром участка является здание школы. Здание, как правило, располагается у одной из сторон участка и ориентируется по сторонам света в соответствии с действующими санитарными нормами по освещению школьных помещений. Вокруг здания предусматривается пожарный проезд шириной не менее 3,5 м с разворотной площадкой (расстояние от фасада здания до ближайшего борта не менее 8 м). При проектировании внешнего благоустройства и озеленения территории необходимо провести четкое функциональное зонирование. На территории школы в соответствии с учебным процессом и программами предусматриваются различные площадки и устройства, предназначенные как для проведения учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок подразделяется на различные функциональные зоны: спортивную (физкультурно-оздоровительную), учебно-опытную, отдыха, хозяйственную.

Насаждения должны объединять все зоны в единое целое, занимать не менее 40...50 % площади территории и играть функциональную роль, отделяя площадки друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. Размещение насаждений зависит от общего планировочного решения участка, размещения отдельных зон, площадок, дорожек. Примерная плотность насаждений (густота посадок) приведена в табл. 6.12.

Спортивная зона - одна из главных и занимает наибольшую площадь участка. Она включает комплекс площадок с оборудованием, предназначенным для занятий физкультурой, в соответствии со школьными программами обучения (2 ч в неделю для каждого класса). В спортивной зоне обычно предусматривают:

Спортивное ядро (118 х 48 м) с круговой беговой дорожкой (250 м) или, если не позволяет площадь, комбинированную площадку (96 х 37 м) с беговой дорожкой (200 м);

Таблица 6.12. Примерная плотность растений на 1 га территории школы

  • комбинированную площадку (24 х 20 м) для проведения занятий младших школьников по волейболу, баскетболу;
  • комбинированную площадку (52 х 22 м) для занятий по гимнастике и спортивных игр.

Пример планировки территории школы приведен на рис 6.17.

Рис. 6.17.

1 - здание школы; 2-5 - спортивные площадки; 6 - метеорологическая учебная площадка; 7- зоологическая площадка; 9 - парниковое хозяйство; 10 - учебно-опытные участки; 11 - площадка для младших школьников; 12 - площадка для старших школьников; 13 - хозяйственный двор; 14 - площадка для тихого отдыха

По современным нормам общая площадь спортивной зоны должна быть, по расчетам, не менее 5500...6000 м 2 . При проектировании спортивных площадок большое значение имеет рельеф территории. На пересеченном рельефе спортивную зону проектируют на террасах. Крутизна откосов при разнице отметок террас 2 м принимается 1,0: 1,5 и 1:2 - при большей разнице. В ряде случаев возникает необходимость в объединении двух школьных участков в один. В этих случаях спортивная зона может быть общей для обеих школ. Если в ближайшем районе имеется спортивная школа, то спортивное ядро может быть уменьшено в пределах 20 % от всей площади. Насаждения в спортивной зоне размещают на разделительных полосах или участках между площадками в виде рядов деревьев или живых изгородей кустарников. Между спортивной и учебно-опытной зонами могут быть предусмотрены компактные группы деревьев. Растения не должны затенять игровых полей площадок. Ассортимент подбирается в соответствии с требованиями озеленения спортивных площадок. В табл. 6.13 приводится примерное соотношение отдельных элементов планировки территории обычной общеобразовательной школы в жилом комплексе (микрорайоне).

Таблица 6.13. Примерный баланс территории школы на 960 мест при общей площади участка 1,72 га (по данным института ОАО «Моспроект-1»)

Наименование элементов

Количество, м 2

Примечание

Площадь застройки

Дороги, тротуары, отмостки

Покрытие - асфальт

Хозяйственный двор

Учебно-опытная зона

В том числе:

участок овощных и полевых культур

коллекционно-селекционный участок с парниками и теплицей

опытный участок младших классов

плодовый сад и ягодник

площадки: географическая и астрономическая

Покрытие

щебеночное

Спортивная зона

Выполнять по типовым проектам

Учебно-опытная зона предназначается для проведения занятий на открытом воздухе и практических работ по биологии. Эта зона включает следующие планировочные элементы:

  • опытный участок для выращивания полевых и овощных культур (не менее 250...300 м 2);
  • опытный участок для занятий младших классов (120... 150 м 2);
  • плодовый сад (450...500 м 2);
  • теплицы с парниками (250 м 2);
  • географическую и астрономическую площадки (100 м 2);
  • линейку для построений учащихся (400...450 м 2).

Опытный участок для выращивания полевых и овощных культур и участок для занятий младших школьников располагают смежно и рядом с плодовым садом. Теплицу и парники размещают вблизи хозяйственного двора. Все опытные участки должны быть хорошо инсолируемы и защищены от ветра. Географическую и астрономическую площадки размещают изолированно от всех остальных участков и в противоположной стороне от спортивной зоны. Насаждения учебно-опытной зоны имеют чисто функциональное назначение и служат для изоляции отдельных участков и площадок. Они состоят из разделительных рядовых полос деревьев (со стороны спортивной зоны), живых изгородей (между площадками и опытными делянками), которые должны отстоять не менее чем на 10 м от плодового сада.

Зона отдыха включает площадки для отдыха учеников (100... ...150 м 2), а также прогулок и игр детей группы продленного дня. Площадки для прогулок и игр детей 1.,.4-х классов должны иметь площадь 200 м 2 (2 площадки), а для детей 5...8-х классов - 300 м 2 (2 площадки на школу).

Насаждения в зоне отдыха размещаются в виде групп деревьев или кустарников на небольших участках вокруг площадок. Требования к размещению отдельных растений и групп те же, что и при размещении деревьев и кустарников вокруг площадок отдыха вблизи жилых домов. Площадки должны иметь как тенистые уголки для отдыха, так и хорошо инсолируемые участки. Для предотвращения чрезмерной инсоляции в южных областях следует размещать крупные ширококронные деревья на самих площадках. Расстояние от края дорожек до деревьев должно быть не менее 1,0...0,75 м. На отдельных участках зоны отдыха растения следует размещать с учетом раскрытия их декоративных качеств. Ассортимент должен быть подобран тщательно и по возможности включать интродуценты с целью изучения дендрологической флоры и расширения биологических знаний школьников в области декоративного садоводства. В зонах отдыха следует предусмотреть цветники из многолетников и открытые участки газона в разрывах между группами деревьев.

Хозяйственную зону располагают со стороны входов в производственные помещения пищеблока и изолируют рядами деревьев или живой изгородью из кустарника шириной 3...5 м. Она включает хозяйственный двор, где размещают сарай и мусоросборник. Рядом с двором предусматривается открытый участок размером 12 х 12 м для въезда и разворота автотранспорта с покрытием из асфальта на внутришкольный и внутриквартальный проезды.

У самого здания школы предусматривают одну или две рекреационные площадки для отдыха детей старших и младших классов во время перемен, а также (между проездом и зданием школы) полосы газона с небольшими группами из кустарников и травянистых многолетников, с одиночными экземплярами низких деревьев. Деревья размещают на расстоянии не менее 10 м от здания, а кустарники - 5 м, с тем чтобы школьные помещения не затенялись. При подборе ассортимента следует использовать устойчивые местные виды древесных растений из декоративных питомников. Растения должны быть разнообразны по своим биологическим и декоративным качествам. Актуально введение экзотов для обогащения растительности, которая послужит повышению биологического образования школьников. Наиболее ценные виды следует сосредоточить на коллекционном участке (виды хвойных). Не следует включать в ассортимент ядовитые растения (бересклет , волчье лыко , со-фору, аконит , наперстянку и др.)

По периметру внутренней части школьного участка предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе шириной 4...6 м, а с внешней стороны - полосу насаждений шириной 5... 10 м. Для более эффективной изоляции следует использовать липу крупнолистную, клен остролистный с живой изгородью из пузыреплодника , боярышника обыкновенного.


Актуальность и важность проекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ 2 с.п. Надтеречное». Одним, из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов - таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас - это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.


Таким образом, наш школьный двор - это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.


Цели и задачи проекта: создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы; наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы; улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов; воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе; развитие исследовательской деятельности школьников; развитие творческих способностей учащихся; формирование навыков здорового образа жизни.


Этапы проекта Первый этап – февраль-март: учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка; проводится защита ученических проектов. Второй этап – апрель –май: подготовка посадочного материала – саженцев и цветов; подготовка инвентаря; весенняя обработка почвы; работы по благоустройству территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников; весенние посадки (реализация проектов); закладывание опытов.


Третий этап – июнь –август: уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка; опытническая работа; систематическая уборка урожая. Четвертый этап – сентябрь-октябрь: осенняя обработка почвы; осенние посадки деревьев; подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов; Праздник выставки даров природы, цветов, поделок из природного материала; награждение победителей.


Содержание и этапы выполнения проекта Летом 2014 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы. 1-я зона – игровая (игровая площадка для школьников группы продленного дня); спортивная игровая площадка для игры в волейбол, баскетбол 2-я зона –внутренний дворик (двор школы, асфальтированная площадка и дорожки); 3-я зона – хозяйственная (двор школы у газовой котельной,гаражей); 4-я зона – зеленая (по фасаду школы со стороны поселка и во дворе школы) 5-я зона – учебно-опытническая (пришкольный участок).


Цели работы: 1. Разграничесние зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы. 2. Создание условий для отдыха и игры учащимся начальной школы и группы продленного дня. 3. Создание условий для проведения спортивных игр учащимся основной и старшей школы и детям, проживающим в близлежащих домах. 4. Наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе.


Заключение Мы выявили актуальность нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решать в дальнейшем. Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему. "Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы. Мы сделаем всё, чтобы вид нашей школы имел эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Ценность этой работы заключается в следующем: 1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами. 2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности. 3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов. 4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.

Поделиться: