Нормы употребления глаголов. Употребление глаголов в форме повелительного наклонения

Тема 3.2. Нормы образования и употребления глаголов и глагольных форм

    1. Нормы образования и употребления глаголов.

    2. Особенности употребления глагольных форм.
1.Нормы образования и употребления глаголов

При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычн о вызывает соотношение глаголов по виду и образование некоторых форм:

1.Правильными в русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул). Это же касается приставочных глаголов: высох, прокис, оглох Цветок без воды сохнул в вазе. Пёс оглохнул от старости.

2. Следует запомнить формы глагола «жечь»: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Крапива в огороде сильно жгётся.

3. В современных словарях слова «ложить» нет, но есть приставочные образования: положить, выложить, уложить, переложить, сложить и т.д. Глагол «класть» употребляется без приставок: кладУ, кладёшь, кладИ, клАла (заглавной буквой обозначено ударение, неправильно – клалА). Хотя приставочные формы глагола «класть» в современном литературном языке тоже встречаются: укладывать, накладывать наряду с уложить, наложить . Примеры ошибочного употребления: Зачем ты мне так много ложишь? Он склал все книги в портфель. Я достаю учебники из ранца и ложу их на стол.

4.Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, вставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, беги.

Примеры ошибочного употребления: Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. Поклади вещи на место.

5.Рекомендуются следующие формы глаголов несовершенного вида: затрагивать, осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать; опозоривать, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, уполномочивать (сохраняется гласный О).

Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

6.Из пар видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать только первые варианты нормативны, вторые характерны для разговорной речи.

Пример нежелательного употребления: Где вы слыхали об этом?

7.Для использования в литературной речи рекомендуются формы полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, сыпет, щипет – формы разговорные и просторечные).

Пример нежелательного употребления: По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды.

8.В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить, одержу победу и т.п.

Пример ошибочного употребления: Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.

9.При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш:
ловить – ловлю – ловишь, блестеть – блещу – блестишь, крутить – кручу – крутит, весить – вешу – весишь, видеть – вижу – видишь, возить – вожу – возишь.
Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут. В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!
Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хочу – хочешь – хочет – хотим, хотите – хотят. Недопустимо употребление форм хочут, захочут, хотишь, хотит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека.

10. Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть . Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею . Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке.

11.Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать – внимают и внемлют . Однако в большинстве случаев вариантные формы противопоставлены в каком-либо отношении. Так, и спользование форм каплет и капает от глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.

2.Особенности употребления глагольных форм

Причастие

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

1.Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

писать – писавший, решать – решавший. Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

нести – нёсший, везти – вёзший.

Обратите внимание, что суффикс -ш- используется также в том случае, если основа инфинитива оканчивается на -шибить-, -ереть: вытереть-вытерший, ушибить-ушибший . Ошибочные формы вытеревший, ушибивший достаточно часто встречаются в речи, но они недопустимы в литературном языке.

2.В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (-ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .

3.Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (с суфф. -ом-, -ем-, -и- ) в глаголах: арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.

4.В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.

Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет , а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет ), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.

5.Следует помнить, что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.

Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой ; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий: ребёнок, одеваемый нянькой ; ящик, сделанный столяром .

6.В русском языке нет причастий будущего времени, поэтому грамматически некорректными будут подобные конструкции:

Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

Деепричастие

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :

брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

1.Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :

будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

2.Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов: лазать – лазая, плыть – плывя, щипать – щипля, махать – маха (допустимо – маша), страдать – страдая (в художественной речи можно встретить – страждя), сыпать – сыпля (допустимо – сыпя), внимать – внимая и внемля (устаревшее).

3.Не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут ):

бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

4.Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :

беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса :

купить – купив, решить – решив.

1.От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм, типа написавши, особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса –ши вместо суффикса характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши .

Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

2.Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом (положив трубку ).
Контрольные вопросы


  1. Приведите примеры ошибочного употребления глаголов.

  2. В чем особенности употребления причастий?

  3. Какие трудности связаны с формообразованием деепричастий?
Тема 3.3. Нормы образования и употребления существительных и прилагательных

1.Трудные случаи употребления имени существительного

2.Трудные случаи употребления имени прилагательного
1.Трудные случаи употребления имени существительного

Род несклоняемых имен существительных

Родовая принадлежность несклоняемых имен существительных устанавливается на основе частных закономерностей для отдельных групп слов. Рассмотрим некоторые из них.

Род неодушевленных несклоняемых существительных

По общему правилу заимствованные нарицательные неодушевленные существительные, не имеющие форм изменения, относятся к среднему роду: новое пальто, густое молочное какао и т. п. В качестве исключения обычно называют слово кофе -- мужской род (черный кофе). Однако современные грамматики русского языка допускают его употребление в разговорной речи и в среднем роде: сгущенное кофе с молоком.

Другие исключения объясняются влиянием слова, выражающего более общее родовое понятие (сирокко -- ветер), или слова-синонима(авеню -- улица). Так, нормативными в настоящее время считаются следующие употребления: мужской род -- знойный сирокко, подул торнадо (ветер); красивый урду, хинди, фиджи (язык); великолепный пенальти (штрафной удар); распаханный га (гектар); новый авто (автомобиль) и некоторые другие; женский род -- новая авеню (улица), вкусная салями (колбаса), африканская бери-бери (болезнь), прямая стрит (улица) (но Уолл-стрит, Уолл-стриту... и т. д.).

В связи с этим в современном русском языке существует ряд вариативных употреблений:

Эсперанто (язык) звучал, звучало.

Цунами (волна) возникла, возникло.

Крепкое бренди и крепкий бренди (напиток).

Широкое авеню и широкая авеню (улица) (но Пятая авеню, Десятая авеню и т. д.).

В следующих вариантных выражениях предпочтительнее в литературном языке употребление существительного во множественном числе: новое галифе и новые галифе; очередное ралли и очередные ралли, опущенное жалюзи и опущенные жалюзи.

Род неизменяемых существительных исконного происхождения определяется следующими правилами:

1. Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду: светлое завтра, вежливое "здравствуйте", громкое ура.

2. Название букв всегда среднего рода: русское а, строчное б , заглавное М . Но при употреблении родового наименования согласование осуществляется с ним: русская буква а , письменный знак и и т. п.

3. Названия звуков имеют равноправные родовые варианты: безударное (о ) и безударный (о ) (звук) , глухое (т ) и глухой (т ).

1. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, ЗАЩИТИТЬ, ПРОСЛЕЗИТЬСЯ и др.

В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения - образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:

Я ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ;

Я ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ;

Я ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ;

Я СМОГУ ОЧУТИТЬСЯ;

Я НАДЕЮСЬ ЗАЩИТИТЬ.

2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов

Начальная форма глагола Форма повелительного наклонения (единственное число) Форма повелительного наклонения (множественное число)
ЛЕЧЬ ТЫ ЛЯГ (неправильно ЛЯЖЬ) ВЫ ЛЯГТЕ (неправильно ЛЯЖЬТЕ)
ЕХАТЬ ТЫ ПОЕЗЖАЙ (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ) ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)
РАЗЪЕХАТЬСЯ ТЫ РАЗЪЕЗЖАЙСЯ (неправильно РАЗЪЕ- ХАЙСЯ, РАЗЪЕДЬСЯ) ВЫ РАЗЪЕЗЖАЙТЕСЬ (неправильно РАЗЪЕХАЙ- ТЕСЬ, РАЗЪЕДЬТЕСЬ)
ЕЗДИТЬ ТЫ ЕЗДИ (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ) ВЫ ЕЗДИТЕ (неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ)
ПОЛОЖИТЬ ТЫ положи (неправильно ПОЛОЖЬ) ВЫ ПОЛОЖИТЕ (неправильно ПОЛОЖЬТЕ)
ГЛЯДЕТЬ ТЫ гляди (неправильно ГЛЯДЬ) ВЫ ГЛЯДИТЕ (неправильно ГЛЯДЬТЕ)
ТРОГАТЬ ТЫ НЕ ТРОГАЙ (неправильно НЕ ТРОЖЬ) ВЫ НЕ ТРОГАЙТЕ (неправильно НЕ ТРОЖЬ- ТЕ)
МАХАТЬ ТЫ НЕ МАШИ (неправильно НЕ МАХАЙ) ВЫ НЕ МАШИТЕ (неправильно НЕ МАХАЙТЕ)
КЛАСТЬ ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ) ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ)
БЕЖАТЬ ТЫ БЕГИ (неправильно БЕЖИ) ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ)
ВЫСЫПАТЬ ТЫ ВЫСЫПИ (неправильно ВЫСЫПЬ) ВЫ ВЫСЫПИТЕ (неправильно ВЫСЫПЬТЕ)
ПРОПОЛОСКАТЬ ТЫ ПРОПОЛОЩИ (неправильно ПРОПОЛОСКАЙ) ВЫ ПРОПОЛОЩИТЕ (неправильно ПРОПОЛОСКАЙТЕ)

3. Нормативным является следующее образование личных форм глаголов настоящего, будущего времени:

ЕЗДИТЬ - Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)

ЛАЗИТЬ - Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)

МАХАТЬ - Я МАШУ, ТЫ МАШЕШЬ, ОН МАШЕТ, МЫ МАШЕМ, ВЫ МАШЕТЕ, ОНИ МАШУТ.

ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) - Я ЖГУ, ТЫ ЖЖЁШЬ, ОН ЖЖЁТ, МЫ ЖЖЁМ, ВЫ ЖЖЁТЕ, ОНИ ЖГУТ.

ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) - Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЁШЬ, ОН ПЕЧЁТ, МЫ ПЕЧЁМ, ВЫ ПЕЧЁТЕ, ОНИ ПЕКУТ

БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) - Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЁШЬ, ОН БЕРЕЖЁТ, МЫ БЕРЕЖЁМ, ВЫ БЕРЕЖЁТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.

СТЕРЕЧЬ - Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЁШЬ, ОН СТЕРЕЖЁТ, МЫ СТЕРЕЖЁМ, ВЫ СТЕРЕЖЁТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.

Для литературного языка характерны следующие глагольные формы ОН МАШЕТ (неправильно МАХАЕТ), ОН ПЛЕЩЕТСЯ (неправильно ПЛЕСКАЕТСЯ), ОН КОЛЫШЕТСЯ (неправильно КОЛЫХАЕТСЯ), ОН КУДАХЧЕТ (неправильно КУДАХТАЕТ), ОН МУРЛЫЧЕТ (неправильно МУРЛЫКАЕТ), ОН МЯУКАЕТ (неправильно МЯУЧИТ), ОН ПОПРОБУЕТ (неправильно ПОПРОБОВАЕТ.),

При образовании возвратных форм глагола ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ следует использовать суффикс -СЬ, а не -СЯ.

Например: они встретились (неправильно «они встретились»), мне хотелось (неправильно «мне хотелося»), мы вернулись к этой теме (неправильно «мы вернулися к этой теме»), вы оденьтесь теплее (неправильно «вы оденьтеся теплее»).

6. Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:

СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чьё-либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЕНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.

СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО- НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ.

НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА: НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? - НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО.

Следующее стихотворное правило помогает запомнить верное употребление в речи вышеозначенных глаголов:

Нельзя надеть Надежду,

Нельзя одеть одежду.

Надеть одежду можно.

Одеть Надежду можно.

7. Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?).

В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильнее будет сказать: «Я ЕМ». Например: «Утром Я обычно ЕМ йогурт».

Лучше так не спрашивать: «Вы уже кушали сегодня?». Правильнее спросить: «ВЫ уже ели сегодня?»

8. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я ИЗВИНЯЮСЬ» (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс -СЯ). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕНЯ».

9. Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ - ОКОНЧИТЬ:

ЗАПОМНИТЕ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО; но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИВЕРСИТЕТ. НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».

10. Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ:

Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИТЕ : ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.

11. Нормативное употребление глаголов САДИТЕСЬ - ПРИСЯДЬТЕ:

НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «ПРИСЯДЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА» (вследствие многозначности глагола «ПРИСЕСТЬ» эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями», то есть «присесть на корточки»).

Нормативным является следующее употребление: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА».

12. Слова «ЛОЖИТЬ» в русском литературном языке НЕТ, поэтому нельзя так говорить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ», «СЛОЖИТЬ», «ОТЛОЖИТЬ» без приставок не употребляются. Правильно следует говорить: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».

13. Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ/ВЫЙТИ» и «СХОДИТЬ/СОЙТИ»:

Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: СОЙТИ С АВТОБУСА; это значило бы, что вы идёте с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: ВЫЙТИ ИЗ АВТОБУСА.

14. Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ - ПРЕДОСТАВИТЬ:

Глагол ПРЕДСТАВИТЬ имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства)».

Глагол ПРЕДОСТАВИТЬ имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».

15. Запомните нормативное употребление следующих глаголов:

ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)

а) Чередование обязательно, если ударение падает не на корень (укоротить – укорачивать );

б) Чередование отсутствует, если ударение падает на корень (приохотить – приохочивать ), однако в ряде слов отсутствие чередования является архаичным, искусственным (заработать, заготовить, освоить, оспорить, приспособить, закончить, успокоить, удвоить, утроить ).

в) Около 20 глаголов допускают колебания (варианты) в образовании видовых пар (с чередованием в разговорной речи, без чередования – в книжной, деловой), например: условиться – условливаться и уславиваться, удостоить – удостоивать и удостаивать , обусловить – обусловливать и обуславливать .

      В русском языке существуют глаголы, оканчивающиеся на –чь. В личных формах этих глаголов, кроме 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа, обязательным является чередование согласных г–ж, к–ч : жг у, жг ут, но: жж ешь, жж ет, жж ем, жж ете; волок у, волок ут, но: волоч ешь, волоч ет, волоч ем, волоч ете.

      При употреблении глаголов необходимо учитывать их соотнесенность с видом, образование глаголами видовых пар: писать – написать, кричать – крикнуть, налить – наливать, нагрузить – нагружать. В ряде случаев видовые пары представлены глаголами с разными корнями: класть – положить, брать – взять. Большая группа глаголов не охвачена видовыми отношениями; это одновидовые глаголы совершенного вида (ринуться, очутиться ) и несовершенного вида (бежать, наблюдать ).

      Рад затруднений в создании глагольных форм возникает при употреблении так называемых недостаточных (дефективных) и изобилующих глаголов. Недостаточные глаголы чаще всего не имеют формы 1-го лица: колоситься, разрастись, телиться, горчить, ржаветь, рассосаться, гласить, заключаться, победить, очутиться и др. Изобилующие глаголы имеют двоякие формы настоящего времени: полоскать – полоскает, полощет. Эти формы отличаются стилистически: формы без чередования употребляются в разговорной речи и просторечии, а формы с чередованием присущи литературному языку.

Синтаксические нормы

Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено незнанием 1) порядка слов в предложении, 2) координации подлежащего и сказуемого, 3) согласования определений и приложений, 4) правил управления, 5) правил использования причастных и деепричастных оборотов.

    В русском языке относительно свободный порядок расстановки слов, то есть не существует строго закрепленного места за тем или иным главным или второстепенным членом предложения. Однако имеется более или менее принятый порядок следования членов предложения в повествовательных, побудительных и вопросительных предложениях – прямой порядок я отступления от него – обратный порядок (инверсия – лат. inversio – перестановка). Инверсия используется в разговорной речи в в произведениях художественной литературы для придания речи особой выразительности. В повествовательных предложениях при прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, а тема (исходная информация) – реме (новая информация). Если это положение не соблюсти, мы получаем предложение двусмысленное и с трудом понимаем его содержание.

2. Координация (лат. con – с, вместе, совместно + ordinatio – упорядочение, расположение) (в школьном курсе употребляется термин «согласование») подлежащего и сказуемого – это синтаксическая связь, при которой происходит полное или частичное уподобление форм слов. Глагол может принимать как форму единственного, так в форму множественного числа в следующих случаях: если подлежащее выражено словом или словосочетанием со значением количества – «пришло (пришли) двое», «часть студентов не явилась (не явились)»; если подлежащее выражено сочетанием со значением совместности – «пришли (пришел) брат с сестрой»; если подлежащее выражено местоимением «кто», «кто-нибудь», «кто-либо», «кто-то», «кое-кто», указывающим на многих, – «Все, кто пришел (пришли), разместились на трибунах». Использовать только форму единственного числа глагола-сказуемого предписывает норма при: а) подлежащих, выраженных словосочетанием «существительное количественно-собирательного значения + существительное в родительном падеже множественного числа»: «Стая лебедей летела в тёплые края»; б) при подлежащем, выраженном словосочетанием «неопределенно-количественное числительное + существительное»; «На дворе у него воспитывалось несколько волчат».

Колебания рода могут происходить, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием – «писем сохранилось (сохранилась) самая малость»; именем существительным мужского рода, называющим лицо по роду деятельности, но в данном предложении относящимся к лицу женского пола, – «врач пришла (пришел)».

3. В соответствии с нормой литературного языка род определения при существительных общего рода зависит от пола лица, о котором идет речь. Поэтому о девочке, девушке, женщине мы скажем: «Она страшная растеряха (копуша, грязнуля, сластена и проч.)», а о мальчике, юноше, мужчине: «Он неисправимый задира (лежебока, злюка, соня и проч.)». В разговорной речи допустимо использовать определение женского рода для характеристики качества лица мужского пола: «Он такая растяпа». 1) при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа, например, «четыре глубоких колодца», «двадцать два маленьких окна»; 2) при существительных женского рода в этом положении чаще используется форма именительного падежа множественного числа, например, «три пышные ветки сирени», «двадцать четыре прилежные ученицы». Допустимо использовать при существительном женского рода родительный падеж множественного числа («две темные лодки», «три больших комнаты»), но такая форма встречается реже. Если определение стоит перед словосочетанием «числительное «два» (три, четыре) + существительное» или после него, то чаще всего оно ставится в форме именительного падежа, например, «следующие три года», «любые четыре определения», «две двери, заколоченные наглухо», «четыре сумки, заполненные продуктами».

4. Звание правил управления позволяет, используя падежные формы и предлоги, грамотно построить словосочетания. Рассмотрим конструкции, в которых чаще всего встречаются ошибки.

Глагол «оплатить» имеет значение «заплатить кому-нибудь за что-нибудь» и образует при помощи управления словосочетание с существительным в винительном падеже без предлога: «оплатить расходы (счет, проезд, питание, проживание, работу)». Чаще всего его существительные, не обозначающая» конкретный предмет. Глагол «заплатить» имеет значение «отдать деньги в возмещение чего-нибудь» и употребляется в словосочетании с существительным в винительном надеже с предлогом «за»: «заплатить за билеты (за продукты, за мебель)». В этом случае мы имеем дело с существительными, обозначающими конкретные предметы. Глаголы «заплатить» и «уплатить» образуют беспредложную конструкцию с существительным «налог»: «уплатить налоги, заплатить налоги».

Следует отметить часто встречающиеся ошибки в употреблении существительных с предлогами благодаря и вопреки . Оба предлога требуют дательного падежа, поэтому за пределами нормы оказываются выражения вопреки угроз , вопреки указаний , благодаря хорошего образования и проч. Предлог благодаря имеет ярко выраженный положительный оттенок, поэтому не следует его использовать, если речь идет о явлении негативном – не пришел на экзамен благодаря болезни.

В письменной речи встречается и такой стилистический недостаток, как «нагромождение» родительных падежей. Д.Э. Розенталь и И.В. Голуб приводят в своем пособии конструкцию, так описывающую владельца некой книги: «Книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа... » Особенно часто встречается этот речевой недостаток при попытках выразить родственные отношения. Авторы пособия напоминают и о найденном К.И. Чуковским в школьном пособии по литературе примере: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы… »

5. Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил; а) определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота. В предложении «Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения» причастный оборот приведенные в докладе относится к определяемому слову факты , которое стоит внутри него. Такое построение нарушает правила употребления причастного оборота; б) распространенной ошибкой является неправильная расстановка в предложении причастного оборота и придаточного определительного: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой». В данной ситуации возможны следующие варианты передачи содержания: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой»; «В комнате был камин, где давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой».

6. Деепричастный оборот обычно свободно перемещается в предложения, т.е. может стоять в его начале, в середине и в конце. Самая распространенная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом состоят в том, что авторы не всегда отчетливо осознают – основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание: «Подъезжая к городу, начался сильный ветер». Основное действие, выраженное глаголом начался , выполняет подлежащее ветер . Добавочное подъезжая , выраженное деепричастием, – автор высказывания. Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив – «Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом». В подобных предложениях нет предмета речи, и нужно следить, чтобы обязательно в них был глагол в неопределенной форме. Иначе возникнет такое безличное предложение: «Открыв окно, запахло соснами». Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом –а (я -) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, бить (исключения составляет устойчивое выражения бия себя в грудь ), мазать, вязать, мочь, жать, петь, чесать и т.д

Задания:

Нормы употребления существительных

Задание 1 . Употребите данные словосочетания в единственном числе. Если есть вариант родовой принадлежности, укажите его.

Старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, резные ставни, белые манжеты, войлочные тапки, старые боты, красивые босоножки, черные клавиши, железнодорожные рельсы, светлые залы, маленькие плаксы, большие неряхи.

Задание 2. В приведенных ниже примерах выделите индивидуальные авторские новообразования существительных женского рода. Удачны ли они, на ваш взгляд, по стилистической выразительности?

1.Все от загара медные,

сквозь астры и георгины

идут медички

географы,

географини.

Е. Евтушенко.

    Местная адвокатесса стала народным депутатом в словесной перепалке с партийными органами (из журнала "Новое время").

    "Нет, адвокатом я не буду, – говорит госпожа депутатша…– Скорей всего займусь преподавательской деятельностью." Славное намерение. Она научит (из журнала "Новое время").

Задание 3. Сгруппируйте существительные:

Группа А – существительные, имеющие форму множественного числа.

Группа Б – существительные, имеющие форму единственного числа.

Беспорядок, бумага, брюки, вода, вино, гантели, договоренность, знание, закат, качели, инициатива, лекарство, масло, мороз, ножницы, опыт, очки, радость, сливки, соль, снег, сонет, сталь, температура, подмостки, полотно, цвета, яблони.

Задание 4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Выделите существительные, имеющие варианты, отметьте стилистические различия между ними.

А. Амперы, граммы, ватты, микроны, километры, джоуль, рентген, кулон, ампер-час, грамм-молекула, вольт, баррель, герц, парсек, мегапаскаль.

Б. Ботинки, сапоги, валенки, носки, туфли, чулки.

Баклажаны, мандарины, апельсины, помидоры, томаты, яблоки.

В. Башкиры, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, узбеки, якуты,

цыгане, англичане, северяне, южане.

Г. Комментарий, поместье, свадьба, свеча, блюдце, вафля, доля, дядя,

полотенце, сомнение, рельс, сплетня, ухо, будни, дрязги, нападки,

сумерки, ясли.

Нормы употребления прилагательных

Задание 5. Образуйте формы кратких прилагательных в тех случаях, когда это возможно. Укажите на различия между полной и краткой формами (семантические, стилистические, синтаксические).

Больной вопрос, больной ребенок, строгий спрос, горький урок, ломкий материал, прыткий человек, кофейный плащ, знойный день, прямой ответ, прямой угол, фальшивый документ, фальшивый тон, черный день, черный кот, пустынный остров, деловой подход, размеренный ход, необыкновенный успех, безукоризненный ответ, посредственный ученик, старинный приятель, безнравственный поступок, откровенный разговор, отсталый взгляд, старший брат, почтенный человек, светлый вечер.

Задание 6. Сравните значения полных и кратких прилагательных. Одинаковы ли они? Если нет, то в чем их отличия?

Задание 7. Отличаются ли по значению следующие словосочетания? Чем?

Любовь матери – материнская любовь;

помощь брата – братская помощь;

совет друга – дружеский совет;

ловкость кошки – кошачья ловкость;

преданность собаки – собачья преданность;

лодка рыбака – рыбачья лодка;

платье старухи – старушечье платье.

Нормы употребления числительных

Задание 8. Запишите числительные словами, поставив их в нужном падеже. Существуют ли различия в склонении количественных и порядковых числительных?

    Мы встретились с 1574 подобными случаями.

    Нарушения отмечены у 175 пациентов.

    В 478 случаях из 866 диагноз подтвердился.

    Из 849 приглашенных журналистов аккредитацию получили около 54.

    Вес сердца кита достигает 1200 килограммов.

7. В редакцию позвонило около 679 человек.

Нормы употребления местоимений

Задание 9. Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Сформулируйте правило нормативного употребления.

    Мы ждем вас у своих радиоприемников. (Из сообщения диктора радио)

    Я представляю этого героя на своем боевом коне. (Из школьного сочинения)

    Я за вас свою работу делать не буду. (Из радиопередачи)

    Группа захвата на своей квартире обнаружила украденные накануне преступником антикварные ценности. (Из сообщения диктора радио)

    Они не могут заставить забыть его свою любовь. (Из школьного сочинения)

    Детям помогут развить свои способности художники, музыканты. (Из статьи в газете)

    Полиция задержала его после ареста своих единомышленников. (Из радиопередачи)

    Солдаты осваивают свое боевое мастерство. (Из статьи в газете)

    Сотрудники УВД обнаружили у себя в квартире труп неработающего. (Из статьи в газете)

    Друзья похоронили писателя у себя на родине. (Из статьи в газете)

    Мать попросила дочь отнести покупку к себе. (Из школьного сочинения)

Задание 10. Укажите ошибки в употреблении местоимений.Какое существительное заменяет выделенное местоимение в каждом предложении? Всегда ли однозначно можно понять такие фразы?

    Словарь был на стуле и рядом с ним лежал карандаш.

    Мать Оли стала очень нервной, когда она заболела.

    Марков сказал соседу, что его не было дома.

    Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.

    Около дома был сквер, он был огражден колючей изгородью.

    Полиции известно, что убитая вчера вечером молодая женщина не являлась его дочерью, но ей не известно, что у него есть дочь.

7. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

Нормы употребления глаголов

Задание 11. От указанных глаголов образуйте формы:

а) настоящего времени;

б) будущего времени;

в) прошедшего времени;

г) повелительного наклонения.

При наличии вариантов дайте комментарии.

А. Он (полоскать, мурлыкать, щипать, махать, сыпать, мяукать, брызгать).

Б. Я (выздороветь, победить, очутиться, ощутить).

В. Она (глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, отвергнуть).

Г. Ты/Вы (напоить, кроить, выбросить, почистить, уведомить, вылезать, выходить)!

Задание 12. Объясните, чем (значением или стилистической окраской) различаются выделенные глагольные формы.

1. Вино струится, брызжет пена (Пушкин). – Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью (М. Горький). 2. Но ползут по кругу стрелки, – время движется вперед (Маршак). – Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). 3. С трудом двигаются усталые лошади (Короленко). – Им движет посторонняя ужасная сила (Достоевский). 4. Яд каплет сквозь его кору (Пушкин). – Из дедовых глаз капают маленькие мутные слезы (М. Горький). 5. Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин). – Она мне тихо машет (Огарев). 6. Струя бежит и плещет (Тютчев). Плескает на песок хрустальная струя (Бунин).

Задание 13. Из перечисленных пар глаголов найдите варианты, которые не являются видовой парой.

Грязнеть – грязнить.

Пьянеть – пьянить.

Сыпать – рассыпать.

Решать – решить.

Отвечать – ответить.

Выйти – выходить.

Задание 14. Распределите данные глаголы в колонки: I – глагол несовершенного вида; II – глагол совершенного вида; III – одновидовой глагол; IV – двувидовой глагол.

Хранить, казнить, печалиться, менять, уходить, обещать, женить, засы`пать, искать, обитать, ранить, кричать, хлынуть, печалить, плыть, очутиться, бить, на`резать, класть, положить, воздействовать, идти, ринуться, слышать, задеть, плавать, велеть, запевать, за`сыпать, ловить, обращаться, сочетать.

Задание 15. Составьте словосочетания «глагол + существительное», «прилагательное + существительное», «существительное + существительное», главным компонентом которых стали бы следующие слова.

    Держаться, добиться, каяться, справиться, следовать, сосредоточиться, удивляться, восхищаться, преклоняться, удостоиться.

    Обидеться, обрадоваться, обрадован, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, отчитаться, препятствовать, тормозить.

    Полный, наполненный, идентичный, сходный, превосходство, преимущество, уверенность, вера.

Задание 16. Составьте предложения, используя указанные ниже деепричастные обороты.

    Подчеркивая значимость проекта, …

    Отвечая на Ваш запрос, …

    Участвуя в деловых переговорах, …

    Рассмотрев Ваше предложение, …

Задание 17. Найдите примеры неправильного употребления в речи деепричастных оборотов. Объясните характер ошибки: 1) невозможность употребления деепричастного оборота; 2) несуществующую форму деепричастия; 3) несоответствие грамматических времен деепричастия и глагола; 4) необоснованную однородность деепричастного оборота и глагола; 5) необоснованную однородность деепричастия и глагола. Запишите правильный вариант.

1. Лежа на печи тридцать лет и три года да по щучьему велению только в родных русских сказках дело делается. 2. Рассматривая данный вопрос, наша фракция пришла к выводу: не поддержать! 3. Несвоевременно проявив президентские амбиции, глава правительства отправлен в отставку. 4. Я думаю, поконча с этим законом, нам придется писать к нему пояснение. 5. Посмотрев на проблему ратификации в другой плоскости, к нам пришло удачное решение. 6. Фонд Сороса, рискуя капиталами и спасший многие российские предприятия, еще хранит надежду на спасение нашей экономики. 7. В словарь были включены историзмы и архаизмы, встречающиеся в произведениях писателей-классиков XIX века, затрудняя ученикам понимание текста. 8. Он предлагает Грушницкому отречься от клеветы, но тот, побоясь общественного мнения, не отказывается от своих слов. 9. Многие сомневались, что вернувшийся из Испании футбольный клуб сможет демонстрировать такую же яркую игру, какую он показывал до отъезда, что весь его потенциал вышел на скамейке испанского клуба.

Синтаксические нормы

Задание 18. Найдите ошибки в порядке слов предложения, исправьте их.

    Датой передачи собственности является дата зачисления денежных средств за всю партию на расчетный счет поставщика.

    При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции.

    Парламент по очереди заслушал всех министров.

    Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.

    Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.

Задание 19. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    Построены три новых дома для переселенцев.

    Абсолютное большинство хорошо подготовлены к предстоящему конкурсу.

    Два красивых панно украшало вестибюль.

    Те, кто живет плохо, более жаден на новое и более отзывчив к новому, чем те, кто живет хорошо.

    Стажировку за рубежом прошли 21 студент нашего факультета.

Задание 20. Устраните ошибки в приведенных предложения. Определите тип ошибки: 1) перегруженность придаточными предложениями; 2) отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении; 3) контаминацию прямой и косвенной речи; 4) необоснованную замену союза. Запишите исправленный вариант.

1. И, конечно, нужно отметить, что сборной России, которая фактически представляла собой не в полном смысле сборную, а команду, которая состояла из отдельных игроков, не хватало сыгранности. 2. В выступлениях участников основной была мысль, что отношение властей к проблемам старшего поколения остается прежним. 3. Во-первых, утверждает полковник, первого января его машина не была объявлена в розыск. Во-вторых, после заявления об обнаружении пропавшего автомобиля никуда я его не отгонял. 4. Он распространил среди многочисленных русских офицеров воззвание, где обвинил барона и его окружение в бездарности и воровстве. 5. Не случайно, что Татьяна хочет найти мужа именно в Москве.

Приложение 5

Грампрактикум


Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского
Факультет иностранных языков

Реферат по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Морфологические нормы употребления глагола»

Выполнила
Студентка группы А-11
Фещенко И.А
Проверил
преподаватель
Ширшаков Р.В.
____________
зачтено /не зачтено

Пенза 2011
Содержание:

1)Введение
2)Распространенные ошибки употребления глагола
А) Недостаточные глаголы
Б) Изобилующие глаголы
В) Ошибки при образовании глагольных конструкций
Г) Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов
3) Морфологические нормы употребления глагольных форм
А) Нормы употребления причастия как особой формы глагола
Б) Нормы употребления деепричастия как особой формы глагола
4) Литература

1.Введение


Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи глаголов. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариантностью норм в области морфологии. В данной работе мы рассмотрим самые распространенные ошибки, связанные с употреблением глаголов. Кроме этого, в мы рассмотрим причины возникновения данных ошибок.


2)Распространенные ошибки употребления глагола. Недостаточные глаголы.

Ошибки в употреблении глаголов, в большинстве случаев, связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.
Недостаточные глаголы – глаголы, не имеющие полного набора форм по тем или иным причинам. Эта недостаточность иногда обусловлена законами благозвучия (например: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить). Но глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмем, к примеру, такой глагол как «вызревать». Мы можем сказать «сыры вызревают» , «камамбер вызревает». Но мы не можем сказать «мы вызреваем». Это будет бессмыслицей, а значит, все личные формы кроме третьего лица буду невозможны.
В таблице представлены некоторые недостаточные глаголы:
*Повелительное наклонение у некоторых таких глаголов образуется от синонимичных глаголов(смотри, слушай)

Изобилующие глаголы

Изобилующие глаголы образуют двоякие формы одного и того же глагола. Различается два разграничения параллельных форм:
1)Стилистическое
2)Смысловое
Некоторые глаголы образуют двоякие формы настоящего времени,например «полоскать» при наличии нормативных форм «полощу», «полощет», «полощи», «полощущий», «полоща» имеет допустимые формы «полоскаю», «полоскает», «полоскай», «полоскающий», «полоская».То есть варианты различаются стилем речи.
Что касается смыслового, один и тот же глагол, имеющий два или более значения, может иметь разные формы в каждом. Например, глагол «брызгать», в значении « окроплять, опрыскивать» , имеет личные формы «брызгаю, брызгает» (брызгаю водой) , а в значении« разбрасывать капли», « сыпать брызги» имеет личные формы «брызжу» , «брызжет» (фонтан брызжет).
Глагол «двигать» в значениях «перемещать, толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы «двигаю» , «двигает», (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы «движет» , «движут» (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы «двигает – движет» (пруж ина двигает/движет часовой механизм ).Глагол «капать» ,в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы «капаю», «капает» и «каплю», «каплет» (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: « над нами не каплет»; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы «капаю», «капает» (капает микстуру).
Глагол «метать» ,в значении «шить», «прошивать стежками», «обшивать петлю» имеет личные формы «метаю», «метает» (метает кофту, метает шов ). Его омоним глагол «метать», в значении «разбрасывать, раскидывать», имеет личные формы «мечу», «мечет» (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру ). В том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма «метает» (метает гранату, диск, копье и т.д.).
В просторечии и в диалектах встречаются формы «кликает» (вместо кличет – от кликать), «мяучит» (от мяучить; литературная форма мяукает - от мяукать).

Ошибки при образовании глагольных конструкций

Речевые ошибки возникают при образовании конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления. Для их предупреждения важно правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:

    – обращать внимание (на что?) на факты
    – уделять внимание (чему?) подбору кадров
    – консультировать (кого?) клиента
    – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора
    – требовать (чего?) объяснений
    – требовать (что?) пропуск
    – основываться (на чем?) на фактах
    – обосновывать (чем?) фактическими данными
    – рекомендовать (кого?) агента
    – рекомендовать (для чего?) для участия
    – рекомендовать (к чему?) к употреблению.

    Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов

    При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
    бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
    Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс . В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:
    атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься
    Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом и без него):
    выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
    При рассмотрении морфологических норм употребления глагола следует обратить внимание на образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
    глядеть - гляди – глядите
    ехать - поезжай - поезжайте
    лазать - лазай - лазайте
    прибыть - прибудь - прибудьте
    лечь - ляг - лягте
    трогать - трогай - трогайте
    мазать - мажь – мажьте
    Нужно обрать внимание также на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехать поезжай, поезжайте . Допустима и форма езжай , но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте ! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите .

    3) Морфологические нормы употребления глагольных форм. Нормы употребления причастия как особой формы глагола.
    Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
    Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (употребление неверной формы «скакающий» вместо нормативной – «скачущий» ) и в неверном выборе формообразующего суффикса.
    При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.
    1) Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
    писать – писавший, решать – решавший.
    Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
    нести – нёсший, везти – вёзший.
    2) В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (- ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.
    Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .
    3) Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
    Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся . Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
    4)Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:
    прочитать книгу – прочитанная книга; праздновать юбилей – празднуемый юбилей.

      Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.
      Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы -ом-, -ем-, -им-
      и т.д.................

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

кто грамматических не знает норм и правил.

А.П.Сумароков

Теоретическая часть:

  1. Место глагола в разных стилях речи.
  2. Стилистическая характеристика глагольных категорий (время, вид, наклонение, лицо, число, залог).
  3. Стилистическая характеристика вариантных форм глагола.
  4. Стилистическое использование неспрягаемых форм глагола: инфинитив, причастие, деепричастие.
  5. Стилистический аспект в изучении наречия.
  6. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении глаголов и наречий.

Литература :

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 288-342.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С.309-312.
  3. Мурашов А.А. Культура речи учителя. – М., 2002. – С. 231-238.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – С. 195-220.
  5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997. –С.238-245.
  6. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. – М., 1996. – С. 135-140.
  7. Русский язык и культура речи/ Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 243-358.

Практическая часть:

  1. Выберите верно образованные формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения:

Напоить-напои, напой; махать- маши, махай; (не) ехать- едь, поезжай, не едь, не езди; лечь- ляг, ляжь; вырезать- вырежь, вырежи; оформить- оформь, оформи .

  1. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями:

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, косить, выдавить, блистать, жать, сесть, махать.

3. Составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы:

Блистают- блещут, внимают- внемлют, капают- каплют, махают- машут, страдают- страждут, сыплют- сыпят, чтят- чтут, гложет- глодает, мечет- метает, плещется- плескается.

  1. Сверяясь с «Орфоэпическим словарем» и «Словарем грамматической правильности русской речи», определите стилистическую разницу вариантов приведенных ниже глаголов. Внесите словарные данные в виде помет (разг. и др.). Сравните стилистическое качество слов левой и правой колонки и сделайте выводы:

5. Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте свой выбор:

1) Развитие науки обусл… вливает технический прогресс.

2) Мы старались приур… чивать свой отпуск к началу лета.

3) Трудно было охватить сразу весь материал, и приходилось сосредот… чивать внимание на основном.

4) За применение новых методов труда коллектив завода не раз удост… ивался высокой награды.

5) Отдельные члены комиссии уполном… чивались действовать от ее имени .

6. Какие оттенки смысла возникают за счет того, что о будущем действии говорят с помощью глагольной формы прошедшего или настоящего времени, о прошедшем- с помощью глаголов будущего и настоящего времени?

1) Ну я пошел…

2) Иду вчера домой и вдруг встречаю Игоря.

3) Сидит весь вечер- ни разу не улыбнется.

4) Ты что завтра делаешь?

5) Я не приду, мы в субботу в театр идем.

6) Если ты уедешь- я погиб!

7. Исправьте ошибки в употреблении причастий и деепричастий, сверяясь со «Словарем грамматической правильности» и другой справочной литературой:

2) Завидя нас, он издали стал махать рукой.

3) Положив руку на сердце, должен признать, что я в этом не уверен.

4) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием

5) Наплававшись, мы долго лежали на берегу.

6) Люди, приобретшие эту книгу, не будут разочарованы.

7) Так мы и вернулись, ничего не купивши.

  1. Найдите неправильно образованные наречия и исправьте их:

Вверх, взаправду, назад, навряд ли, сгоряча, напополам, вдвое, вдребезги, вовнутрь, завсегда, заместо, задаром, заново, издавна, впотьмах, зазря, напоказ .


Практическое занятие №7.

Тема: «Синтаксические нормы»

Свой язык, слова, фразы, законы речи надо

однажды и навсегда почувствовать, и, когда

они станут нашей второй натурой,

тогда надо пользоваться ими, не думая о правилах. Тогда

речь будет сама собой правильно произноситься.

К.С. Станиславский

Теоретическая часть:

  1. Понятие синтаксической нормы.
  2. Колебания и нормы в системе словосочетания.
  3. Нормы управления. Случаи синонимии / вариантности форм управления. Типичные ошибки в управлении.
  4. Стилистическая оценка вариантов согласования определений и приложений.
  5. Нормы согласования сказуемого с различными типами подлежащего. Варианты координации главных членов предложения. Устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения.
  6. Порядок слов в предложении как грамматическое и стилистическое средство.

Литература:

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 343-393.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С. 312-326.
  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. –С. 193-232.
  4. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 152-173.
  5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С. 147-154.
  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – С. 221-320.
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997. –С.246-309.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2001. – С. 205-298.
  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996. – С. 140-156.
  10. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 259-296.

Практическая часть:

  1. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим:

1) Большинство картин художников-передвижников был… воспринят… как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.

2) Большое количество студентов, преподавателей и профессоров института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам.

3) Большинство работ В.Е. Евгеньева-Максимова (десятки книг и сотни статей) посвящен… исследованию творчества Некрасова.

4) Подавляющее большинство слушателей показал… на экзаменах глубокие знания.

5) В одном из флигелей его дома жил… шестнадцать горничных.

6) Установлен… три новых мировых рекорда по тяжелой атлетике.

7) Полмесяца прошл… с тех пор, как начались экзамены.

8) За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект .

9) Операцию провел… молодой хирург Бойцова, недавно защитившая кандидатскую диссертацию.

10) Шоссе-магистраль пересекал… полотно железной дороги.

11) Клычков с Чапаевым разъехал… (ся, сь) по флангам.

12) Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал… в Москву.

13) Кто из приятельниц написал… вам об этом?

14) В лесу ночной порой и дикий зверь, и лютый человек, и леший брод…т.

15) Гибл… молодость, сила, здоровье.

  1. Раскройте скобки, выберите форму согласования определения; свой выбор мотивируйте:

1) Дети просили рассказать им о рыбе ерше, (известном-известной) им по сказкам.

2) Квартира была разделена на две (неравные-неравных) части.

3) Две (старшие-старших) сестры окончили институт.

4) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он (настоящий-настоящая) ханжа.

  1. Допишите окончания, согласуя определения с существительными:

1) Реставрирован… музей и картинная галерея открыты для посетителей.

2) Экспонаты были размещены в больш… зале и галерее.

3) Отец с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери.

4) Учительница занималась с отстающ… учеником и ученицей.

  1. Слова в скобках поставьте в нужной форме (при необходимости пользуйтесь предлогами):

Согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), уплатить (проезд), ждать (поезд), опираться (результаты эксперимента), заведующий (отделение), рецензия (книга), уверенность (успех), вера (успех), удивляться (трудолюбие), удивлен (трудолюбие).

  1. Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений. Объясните, с действием каких норм они связаны:

1) Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно.

3) В наше время женщина должна занять важную роль в политике.

4) Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность.

5) Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана.

6) Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена.

7) Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допустить ядерную войну вселяет в нас уверенность в победу дела мира.

8) Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитанников?

9) Прилагая счет на обусловленную сумму, прошу оплатить мне за проделанную работу.

10) О том, каких успехов добилась группа, видно из результатов экзаменационной сессии.

  1. Прокомментируйте следующие предложения с точки зрения порядка слов. Предложите варианты правки:

1) Печорин лишает любимого коня Казбича.

2) Раскольников убивает чисто из гуманных побуждений.

3) В это время в реках и водоемах области ловля рыбы запрещена всеми способами.

4) Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие литературной деятельности писателя.

5) Все от нас зависящие меры для повышения успеваемости в группах были приняты.


Практическое занятие №8.

Тема: «Синтаксические нормы»

Теоретическая часть:

  1. Стилистическое использование однородных членов предложения. Устранение речевых ошибок при употреблении однородных членов предложения.
  2. Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций.
  3. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи.
  4. Стилистическое использование различных типов сложного предложения. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений.
  5. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций. Устранение речевых ошибок с помощью параллельных синтаксических конструкций.

Литература:

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 394-433.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С. 326-331.
  3. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 108-196.
  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С. 154-156.
  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – С. 321-368.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997. –С. 310-326.
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2001. – С. 299-354.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996. – С. 156-170.
  9. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 296-315.

Практическая часть:

  1. Исправьте ошибки в предложениях с однородными членами; укажите характер ошибок:

1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику.

2) В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительные учреждения.

3) Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

4) В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы.

  1. Проанализируйте следующие примеры из сочинений; исправьте ошибки в построении деепричастных оборотов:

1) Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь.

2) Евгений Базаров, приезжая погостить к Аркадию Кирсанову, натыкается там на дядю Аркадия…

3) Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет.

4) Провожая сына на войну, по его щеке медленно катится слеза.

5) Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.

6) Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.

  1. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений; выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант:

1) Все говорят о том, что Коробочка олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли.

2) Сразу по приезду Чичикова в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших-«мертвых душ».

3) По продолжению всей поэмы, Чичиков разъезжает по усадьбам, губерниям, деревням и встречается, знакомится с разными людьми, отличающихся между собой чинами, родовыми сословиями, имущественным достатком.

4) Детство и юность Евгении Павловны прошло в Башкирии.

5) Русские поэты 19-20 вв. знали и использовали не только народную символику, но и обогащали образную систему стихотворной речи христианской и заимствованной из классической литературы античной символикой.

6) Печорин разочаровался и соскучился на Кавказе, а также на отдыхе.

7) Чтобы получить с должников необходимые в сущности для снабжения теплом их же самих средства, жилищное агентство проводит постоянную работу по взысканию задолженностей через суд.

8) Читая поэму, осознается простая истина, сколько бы человек ни накопил за свою жизнь, важнее всего не растратить те чистые помыслы и благие намерения, ради которых мы стремились, достигая цели.

9) Листая сегодня поэму «Мертвые души», возникают некоторые соображения, а не является ли это произведение актуальным в наше время, не видим ли мы в себе чуточку Чичикова, Собакевича или Манилова, а может быть в нас где-то скрылся Плюшкин.

10) Это чревато изоляцией страны, которую желает и подразумевает данная политическая группа.

11) На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

12) Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.

13) Группа рабочих осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который ими смонтирован из сэкономленных материалов.

14) На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

15) Повесть о школе, в центре которой стоит образ воспитателя-учителя.


Практическое занятие № 9.

Поделиться: