Все конечно же знают, что такое (кто такой) гонзо. Гонзо-журналистика - история сша

Любой стиль журналистики имеет свои особенности и характерные приемы, которые автор использует при написании каких-либо журналистских работ. Стиль гонзо-журналистики не исключение.

Разбирая характерные приемы гонзо-журналистики, следует обратиться к ранее упомянутой статье «Дерби в Кентукки упадочно и порочно», которая считается первым журналистским материалом, написанным в стиле гонзо.

После публикации одиозного материала Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» общественность впервые смогла познакомиться с тем, что гонзо-репортаж может вестись там, где даже нет прямых и ключевых событий для репортажа.

Позже Юрий Захаров и Владимир Бабенко в своих научных статьях отметили характерные приемы гонзо стиля. Одним из них стал прием свободного использования лексики. Гонзо-журналистами подобный прием используется для того, чтобы показать аудитории окружающую обстановку без какого-либо искажения Захаров Ю. «Гонзо-журналистика в современном мире» // «Медиаскоп»: электронное научное издание. 2009. 8 февраля. URL: http://www.mediascope.ru/node/737 (дата обращения: 10.12.2014)..

Другой ключевой особенностью гонзо-журналистики является крайняя эмоциональность. Данный прием достигается путем использования эмоционально-окрашенных слов Бабенко В.В. Особенности стилистики гонзо-репортажа Хантера С. Томпсона: - СПБ, 2013. С. 37..

«Но какого хрена? Любой, кто болтается по миру, постоянно повторяя "Епты, я из Техаса", заслуживает того, что с ним может случиться Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Использования эффекта присутствия, давая тем самым аудитории возможность прочувствовать событие со всех сторон. «Усиливается данный прием за счет ввода в текст огромного количества деталей»60:

«Старые негры спорят о ставках; «Подожди-ка, я глотну» (покачивая пинтой виски, в руке пригоршня долларовых бумажек); девочка сидит на плечах у парня, на футболке надпись: «Украдено из тюрьмы Форт Ладердэйл». Тысячи тинэйджеров, хором поют «Пусть восходит солнце», десять солдат стоят у американского флага и жирный пьяный мужик в синей футболке (80-й размер) ошивается вокруг с квартой пива в руке»Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Субъективный взгляд на событие: автор репортажа, оформленного в стиле гонзо-журналистики, всегда пропускает происходящее через себя, сопровождая все детали и элементы события своими собственными мнениями и оценкамиСаттаров А. «Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ» // LiveJournalURL: http://azat-sattarov.livejournal.com/49973.html (дата обращения: 30.05.2015)..

Также немаловажно для определения понятия и становления гонзо-журналистики то, что в дальнейшем журналисты, взявшие на вооружение стиль гонзо, уделяли большее внимание не самому событию, а рефлексии этого события внутри самого себя. Событие для гонзо-журналистики стало лишь фоном и дополнением к происходящему.

[…]для серьезного наблюдения за публикой почти не останется времени. А в отличие от большинства присутствующих журналистов, нам было абсолютно по барабану то, что происходит на трэке. Мы прибыли сюда посмотреть на настоящий бал монстров Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

АзатСаттаров в своей научной статье «Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ» отмечает, что автор материала в стиле гонзо должен быть непосредственным участником описываемых событий, которые, собственно, и крутятся вокруг него63.

Владимир Бабенко, в свою очередь добавляет, что журналист стиля гонзо занимает в своем материале центральное положение в структуре материала, выступая главным участником события и единственным обозревателем. Тем самым, взгляд автора преподносится как единственно возможный Бабенко В.В. Особенности стилистики гонзо-репортажа Хантера С. Томпсона: - СПБ, 2013. .

Он улыбнулся. «Знаешь, я уже думал об этом», - сказал он. «Мы приехали сюда, чтобы посмотреть на это ужасное зрелище: люди трогаются умом и блюют на себя и все такое... и знаешь, что? Мы же сами такие...» Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Отметим также то, что единственное полное и структурированное определение гонзо-журналистики в России содержит в себе те особенности стиля гонзо, о которых было сказано ранее: «гонзо-журналистика - это направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий»Мандель Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки. - М., 2014. С. 203..

В результате, можно сказать о том, что характерными приемами гонзо-журналистики являются:

Свободное использование лексики

Крайняя эмоциональность

Создание эффекта присутствия

Субъективный взгляд на событие

Журналист в гонзо-журналистике занимает в своем материале центральное положение

НОСКОВ А. С., ИГОШИНА О. А.

МЕСТО ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ

Аннотация. В статье повествуется о гонзо-журналистике, её основоположнике Хантере Томпсоне и о влиянии его наследия на современные СМИ.

Ключевые слова: Гонзо, репортаж, Хантер Томпсон.

NOSKOV A. S., IGOSHINA O. A.

GONZO-JOURNALISM IN MODERN MEDIA

Abstract. The article analyzes the phenomenon of gonzo journalism. Particularly, the authors study the works of its founder Hunter S. Thompson and their influence on modern mass media.

Keywords: Gonzo, reportage, Hunter S. Thompson.

Журналистика США непрерывно притягивает внимание исследователей как отечественных, так и зарубежных. Изучению истории СМИ Америки посвящено большое количество научных трудов. Как пишет известный исследователь С. А. Михайлов: «Средства массовой информации и коммуникации Соединенных Штатов Америки за всю историю своего существования прошли большой и сложный путь, превратившись в мощную, оснащенную по последнему слову науки и техники индустрию» . Действительно, США на сегодняшний день являются самой развитой в информационном отношении державой, что позволяет им деятельно влиять не только на мнение и взгляды собственного населения, но и на события, происходящие далеко за рубежом.

Американская журналистика всегда была одной из ведущих в мире. На методах и жанрах американской журналистики учились многие газеты и журналы различных стран мира. Также стоит упомянуть о том, что именно американская журналистика породила множество новых жанров в журналистике, такие как: «движение макрейкеров», радиовыступления Рузвельта «У камелька». После Второй мировой войны, образования различных протестных движений возникает такое специфическое направление в журналистике, как «новая журналистика» (само понятие «новый журнализм» появилось в 60-х годах и означало вид журналистики, более приближенный к прозе), внутри которой появился жанр гонзо-журналистики. Именно данный жанр, а также биографию и творческие методы создателя жанра Хантера С. Томпсона мы и рассматриваем в данной статье.

Знаменитый журналист, писатель, летописец «американской мечты» Хантер Стоктон Томпсон является создателем жанра гонзо-журналистики. Всем своим образом

жизни он давал понять, что не намерен подстраиваться под обычных обывателей, истеблишмент, как он любил их называть. Своим видом, поведением, словами он провоцировал людей, внушая им страх, и не боялся показаться в их глазах сумасшедшим. Он вообще мало чего боялся: Томпсон видел настоящие лица политиков, полицейских, журналистов и прочих представителей власти. Он ненавидел журналистику, считал, что она мешает ему стать настоящим писателем, но был вынужден работать в ней, чтобы заработать. Однако все его книги - это одни большие репортажи, наполненные автобиографией. Хантер Томпсон является, пожалуй, единственным ярким представителем данного течения, однако влияние гонзо-журналистики на последующее развитие всей журналистики в целом неоспоримо. Следы «гонзо» можно, например, заметить в лучших проявлениях музыкальной и спортивной журналистике, а также в Интернет-блогах, дневниковых записях.

Гонзо - это особый вид журналистики, а точнее репортажа, где в противовес объективному взгляду на событие ставится субъективный взгляд. В таком репортаже главную роль играют эмоции и переживания автора от происходящего и окружающей атмосферы. Если в общепринятом понятии «репортаж» подразумевается как освещение фактической стороны события с позиции участника, то в гонзо само событие отходит на второй план и полностью раскрывается то, что происходит вокруг репортёра: обстановка, люди и их поведение. Этот стиль по существу самый правдивый, в нём нет регламентированных норм, и манера изъяснения полностью зависит от характера автора. Но, как правило, главной лингвистической и стилистической особенностью текста является крайняя эмоциональность. Это проявляется в использовании ярко окрашенных выражений, использовании цитат, сарказма, юмора, преувеличений и даже ненормативной лексики, острый и нестандартный взгляд на вещи, попытка докопаться до сути вещей, которая может показаться парадоксальной, ненормальной, даже шокирующей. Также в таком репортаже совсем необязательна структура, в нём, зачастую, отсутствуют чёткие сюжетные разграничения.

Самая первая статья в стиле гонзо была опубликована в 1970 году в американском журнале «Scanlan"s Monthly» и представляла собой бессвязные наброски, которые были перепечатаны с присланных в редакцию блокнотных листков. Репортёром являлся американский писатель и журналист Хантер Стоктон Томпсон, отправившийся за репортажем в Кентукки на лошадиное дерби вместе с британским художником Ральфом Стедманом, но из-за алкоголя, наркотиков и отсутствия мест для прессы они не смогли напечатать статью. «Полный хаос, нельзя увидеть ни забег, ни даже трэк... всем наплевать. Люди стоят в длинных очередях у наружных окошек для ставок, затем встают сзади,

чтобы увидеть выигрышные номера на большом табло, словно это гигантское лото» . Статья была названа соответствующе: «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Позже друг и коллега Хантера Томпсона, редактор журнала «The Boston Globe», Билл Кардозо в своей рецензии на статью охарактеризовал ее: «Это чистый гонзо-журнализм». В дальнейшем он объяснил, что взял слово из ирландского сленга. Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости». Также в устной биографии Томпсона говорится, что слово «гонзо» было взято из названия песни Нью-орлеанского джазового музыканта Джеймса Букера. А в американском сленге слово Gonzo означает - сумасшедший, спятивший, чокнутый, рехнувшийся. В дальнейшем Хантер Томпсон продолжил работать в этом жанре, и из-под его пера вышли такие интересные художественно-публицистические репортажи, как: «Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Дикое путешествие в Сердце Американской Мечты» (экранизирован в 1998 году), «Ромовый дневник» (экранизирован в 2011 году), «Страх и отвращение в ходе 72 избирательной кампании», «Большая охота на акул» (последние два экранизированы в 1980 году под названием «Там, где бродит бизон» и его описание жизни изнутри крупнейшего и нашумевшего в своё время клуба мотоциклистов «Ангелы Ада»: «... подобно Чингиз-Хану на железной лошади, они восседают на своих монстрах-конях с огнедышащим анусом, отрывая с мясом крышки пивных банок и успевая пощупать за ляжку твою дочь, не рассчитывая на хороший прием, не моля о пощаде и не щадя никого; показывая цивилам своего рода класс, давая им слегка дернуть от запаха тех приколов, о которых они, цивилы, никогда не узнают.» .

Хантер Томпсон даже придумал символ гонзо-журналистики (см. рис. 1). Это шестипалый кулак с зажатым большими пальцами цветком пейота. Кулак переходит в меч, гардой (перекрестьем) которого является слово «GONZO». Сжатый кулак - символ и жест единства, свободы, самовластия, сопротивления, справедливости, неприятия политической действительности и готовности отстаивать свои права и твёрдо защищать свою позицию. Пейот (пейотль) - это название маленького коричневого кактуса, из которого получают галлюциногенное вещество мескалин, которым увлекался основатель гонзо-журналистики. Рис. 1.Символ гонзо- журналистики.

Он символизирует мышление без границ. Два больших пальца указывают на аномалию, ненормальность. А меч показывает силу и власть журналистского слова. Гонзо-журналистику ассоциируют с американской культурой, но это явление не прошло незамеченным и в других странах .

Россия не стала исключением, так как этому явлению больше сорока лет, в нашей стране оно появилось только в начале XXI века, благодаря развитию сети Интернет. Вопрос принадлежности сетевых дневников к средствам массовой информации - не новый, но по-прежнему острый и актуальный. Новейшие технологии электронных коммуникаций за какие-нибудь несколько месяцев могут внести смятение в отлаженную систему работы древнейшей профессии. Массовый Интернет меняется слишком быстро, поэтому традиционные СМИ не всегда успевают адаптироваться и принять как данность новые формы и вариации журналистики, трансформированные потребностями электронной аудитории и уникальным каналом передачи информации - сетью Интернет. Сегодня многие нетрадиционные и новаторские течения в российской журналистике могут функционировать только в сети. Некоторые игнорируются, остаются незамеченными. Современные публицистические течения в сети можно рассматривать только вместе, как единый электронный процесс. Поэтому консервативные теоретики, пытающиеся вписать блоги в контекст печатных СМИ и не учитывающие особенностей несколько иной природы этого информационного явления, не всегда оправданно описывают тенденции.

В основном статьи в жанре гонзо проявляются в блогсфере и других социальных сервисах, так как Интернет-ресурсы меньше всего подвергаются цензуре, и это позволяет каждому писать так, как он хочет и то, что он хочет. Собственно, такая свобода и дала развитие гонзо в России и других странах. Но такой интерес к этому жанру проявился не только в связи с отсутствием ограничений в плане цензуры. Первопричиной является та сухая, однотипная подача информации в современной прессе, в которой от выпуска к выпуску меняются лишь имена и цифры. Простота подачи информации в гонзо и её экспрессивная насыщенность воспринимаются лучше и позволяют, на наш взгляд, глубже и подробнее ощутить и проанализировать событие. Также гонзо предоставляет аудитории свободный и независимый взгляд на происходящее в виде авторского мнения. За сорок с лишним лет такая форма предоставления информации проникла во все типы СМИ: прессу, телевидение, кино, радио, Интернет. Снимки на запретные темы, намеренное нарушение пропорций и других параметров приводят к дополнительному эффекту. Характерным приемом является включение в репортаж тех кадров, которые обычно вырезаются.

Гонзо-журналист может быть одновременно и корреспондентом, и оператором, комментируя происходящее за кадром. Такие сюжеты не попадают на телевидение, но в Интернете пользуются большой популярностью. Например, приведем подборку некоторых Интернет-ресурсов, связанных с явлением гонзо: онлайн-газета «Lenta.ru» (рубрика «Офтопик»), онлайн-газета «Газетами» (рубрика «Портфель»), Gonzo National

Press-Club, Доктор Гонзо^ Journal (LiveJournal), Данила Блюз (Livejournal), Портал о рок-музыке и кино Rock-Review.Ru, онлайн-журнал YE!NOT.

В связи с несгибаемой системой СМИ в России, в частности, всех государственных изданий, стиль гонзо проявился наименьшим образом. Но некоторые журналы и частные газеты используют отдельные приёмы гонзо не совсем осознанно. К примеру, журнал «Русский репортёр» или тот же самый «Rolling Stone», аналог американского одноимённого журнала, стоявшего у истоков гонзо-журналистики, и публиковавшего статьи основоположника и «короля» гонзо Хантера Томпсона, имеет рубрику «Общество потребления», при написании которой корреспондент выпивает с известной личностью и таким образом узнаёт более «интимные» стороны собеседника. В традиционной журналистике это зачастую не практикуется, но вот для гонзо такой подход в самый раз. А в телевизионных СМИ наиболее показательными являются программы творческого объединения Реутов-ТВ на телеканале «2х2». И если гонзо частично проникло во многие структуры масс-медиа, мировое сообщество СМИ и широкие круги публики не воспринимают всерьез подобный вид подачи информации и репортажи. Этот стиль не преподают ни в одном университете или другой школе. Но, несмотря на это, многие последователи стиля гонзо пытаются бороться за это право на полном серьезе. Ярким примером является украинское товарищество гонзо-журналистов или доказательством может служить Образовательный форум «3D Журналистика», который прошёл в Санкт -Петербурге 28-29 апреля 2012 года. Одной из тем, вынесенных на обсуждение, как раз является проблема гонзо-журналистики.

Из всего вышесказанного можно судить о том, что гонзо-журналистика - не молодое, но совсем неразвитое явление, проявляющееся не столько в системе традиционных СМИ, сколько в эклектичных Интернет-ресурсах. И благодаря своей оценочной насыщенности и простоте восприятия, задача гонзо-журналиста не заключена в том, чтобы дать объективную картину или понравиться всем без исключения, его основная цель - удивить читателя и бросить вызов обществу. Этот жанр входит в «новую журналистику», связанную с небезывестными авторами, такими как Том Вульф, Норманн Мейлер, Лестер Бэнгс, Терри Саутерн, Джон Бирмингем. Но «новая журналистика» склоняется к эстетике романов и эссэ, а гонзо-журналистика - нечто иное, более наглое, бесцеремонное и беспощадное в плане социального разоблачения. Но сколько бы ни было подражателей, Хантер Томпсон, безусловно, был и остаётся «королём» жанра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 320 а

2. Соколов-Митрич Д. Русское гонзо [Электронный ресурс] // РИА-новости. - Режим доступа: http://ria.ru/authors/20090728/178891630.html.

3. Томпсон Х. С. Ангелы Ада. - М.: АСТ, 2011. - 416 с.

4. Дерби в Кентукки упадочно и порочно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/TOMPSON/derbi.txt. - Загл. с экрана.

5. http://azat-sattarov.livejournal.com/

Иногда из уст представителей медийного мира можно услышать словечко «гонзо». Что такое означает данный термин, понятно немногим. И это несмотря на то, что данному явлению в нашей стране уже более сорока лет. К счастью или к сожалению, но сегодня не очень распространено понятие «гонзо». Что такое оно означает, тоже ведомо не всем. И это, несомненно, вызывает интерес.

Немного истории

Зарождение такого явления, как «гонзо-журналистика», относят к шестидесятым годам прошлого столетия. Большинство искусствоведов связывают его появление с некой историей.

Говорят, что в это время в Америке жил и творил писатель и журналист Х. С. Томпсон. Один раз редактор издания отправил его сделать материал со скачек. Но Хантер Томпсон провалил задание, так как не смог уложиться в отведенный срок. Собственно, и саму гонку он не видел. Чтобы как-то выкрутиться из ситуации, корреспондент прислал своему шефу так называемые заметки на полях - сделанные в записной книжке зарисовки не столько скачек, сколько действующих вокруг лиц - зрителей.

Редактор расценил по-своему. Заметки на полях пришлись ему по нраву, ведь они были написаны интересно, по-новому. Журналистское присутствие чувствовалось в каждой строчке, поднимались поведенческие проблемы (писатель отмечал мошенничество и пьянство среди наблюдателей зрелища). Читателям новая подача материала тоже понравилась, хотя они и были несколько шокированы стилистикой.

Журналистский материал «гонзо»

Что такое факты, но «завёрнутые» в оболочку субъективной интерпретации? Как назвать рассказ о событии, произведении искусства или фотовыставке, который ведётся корреспондентом от первого лица и где возможно присутствие ненормативной лексики? Какое определение подходит более всего к репортажу, в котором автор не только освещает происходящее, но прибегает к гиперболе, преувеличению и даже сарказму?

Для несведущих людей станет понятно, если они сумеют собрать все эти определения воедино.

Перевод термина на русский язык

Поможет понять, «gonzo» - что такое, перевод этого слова с английского языка. Словари открывают завесу: данный термин обозначает такие определения, как «рехнувшийся», «чокнутый» или «безумный».

И в самом деле, многие журналисты, особенно, людям старой формации, консерваторам, представляются этакими эпатажными неадекватами, даже отчасти психически нездоровыми.

Действительно, как можно серьёзно воспринимать ведущего канала ютуб «Плюс сто-пятьсот» Макса, который строит рожицы, насмехается, используя ненормативную лексику, и над героями видео, и где-то над самим собой? Это - тоже гонзо-журналистика. Ведь ведущий освещает события, пусть и запечатлённые на видео роликах. И делает это по всем правилам нового течения.

Стоит отметить, что большая часть молодёжи с упоением смотрит все его передачи. И уж если видео попало на глаза Максу, то известность ролику обеспечена.

Тенденции «гонзо»

В традиционной прессе факты часто подаются однотипно и без изюминки. Стиль же «гонзо» противопоставляет этому застою креативную подачу материала с огромной долей экспрессии. Манера журналиста, его личность, его взгляд и оценка происходящего, и погружения вызывают неподдельное любопытство.

События здесь происходят как бы вокруг автора, обволакивают его, делают героем. Рамок практически нет. Задача представителя масс-медиа стиля «гонзо» - удивить или шокировать читателя, произвести своим вступлением эффект. Чем больший - тем лучше.

СМИ, работающие в этом стиле

Необычная подача материала используется во многих СМИ. И если они не полностью являются приверженцами самобытного стиля, то уж некоторые рубрики изданий тяготеют к нему точно. Так происходит и на радио, и на телевидении, и в газетах, и в интернет-пространстве.

Известное издание «Lenta.ru» с разделом «Офтопик», журнал «YE!NOT», ресурс о мире рок-музыки и кино «Rock-Review.Ru», журналы «Афиша», «Русский репортер», интернет-передача «Минаев LIVE».

Современные литературоведы и считают, что гонзо-журналистика появилась лишь во второй половине прошлого столетия. На самом же деле уже и в девятнадцатом веке можно заметить первые шаги корреспондентов по этой дорожке. Например, опыты Марка Твена на журналистском поприще - чем не гонзо? Что такое это направление, тогда никто, конечно, не знал. Но его рассказ «Журналистика в Теннеси» - образец гротеска, сарказма, основанный на реальных событиях, очевидцем которых был сам корреспондент.

Томас Вульф - один из самых ярких представителей направления.

Особенности гонзо-журналистики

У этого направления можно выделитьосновные признаки:

  • Материал предстаёт перед читателем в жанре репортажа.
  • Журналист фокусирует внимание на себе.
  • Автор высказывает субъективный взгляд на событие.
  • В материале изобилует авторская, а иной раз и ненормативная, жаргонная лексика.

Этот самобытный стиль далеко неоднозначен. Он уходит от рамок традиционной журналистики, которая базируется на правдивости, доказательности и беспристрастности. Все это весьма настораживает. И поднимается вопрос: а есть ли у этого направления будущее?

Приверженцы журналистики такого типа утверждают, что гонзо, как образ жизни, сегодня уже не такая и редкость. В реальности данный стиль существования можно охарактеризовать как отсутствие условностей и правил, идеалов и ответственности. И поэтому гонзо будет развиваться, завоёвывая всё больше поклонников.

Действительно, трудно не заметить и не отметить как положительные качества новизну, свежий взгляд на события и предметы, оригинальную и интересную подачу материала. Но вот самолюбование, подменяющее зачастую беспристрастное освещение события, дурной тон, выражающийся в использовании и жаргонизмов, выбор фактов подчас аморальных, шокирующих, подчёркивающих безнравственность современных граждан, или просто чисто физиологических ляпсусов - все эти сопутствующие отличительные черты гонзо претят людям культурным.

Определение

«Гонзо» - (сумасшедший, чудной, абсурдный, дурацкий). В гонзо-журналистике нет никаких установленных правил, не обязательна структура, часто отсутствуют схемы, налицо несоответствие формы содержанию. Гонзо-журналистика - это работа с большой долей соучастия, в которой нет понятия «не для протокола». Трезвый точный репортаж и безудержная фантазия переплетаются в ней так, что отличить правду от лжи категорически невозможно.

В связи со всем вышесказанным можно выделить следующие признаки гонзо-журналистики:

Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики , зародившейся в 60-х благодаря Тому Вульфу . Основоположником гонзо-журналистики является Хантер Томпсон , который не признавал объективность в журналистике.

«Если я напишу всю правду, которую узнал за последние 10 лет, порядка 600 людей, включая меня, будут гнить в тюремных камерах по всему миру, от Рио до Сиэтла. Абсолютная правда - это редкая и опасная штука в мире профессиональной журналистики.»

Символика гонзо-журналистики

Символом является шестипалый кулак, в котором зажат цветок пейота - кактуса, из которого производят наркотическое психоделическое вещество мескалин . Древние индейцы широко использовали плоды пейота в различных религиозных ритуалах для вызова галлюциногенного эффекта, позволяющего якобы разговаривать с умершими родственниками и вождями. Сам Хантер Томпсон имел репутацию человека, попробовавшего все виды наркотиков. В одном из интервью он говорит:

Кулак на изображении переходит в меч, гардой которого является слово Gonzo. Кулак означает бунт, противостояние политической действительности, символизирует отстаивание своих прав, свобод и представления о справедливости. Знаменитый лозунг испанских антифашистов «No pasaran !» («Они не пройдут» ) с 1936 года ассоциируется со вскинутым сжатым кулаком, который был также известен как «антифашистский салют» , в противовес общеизвестному «фашистскому салюту» . Он выражает твёрдое намерение защищать свою позицию. Нередко в ХХ веке стилизованное изображение сжатого кулака использовали группы британских и американских феминисток , активно отстаивавшие женские права, в том числе и акциями гражданского неповиновения.

Будучи близким другом Хантера Томпсона, Джонни Депп , сыгравший в фильмах «Страх и ненависть в Лас-Вегасе » и «Ромовый дневник » его роль, носит на шее в память о своём друге кулон с символикой «gonzo».

История термина

Впервые термин гонзо был использован редактором американского журнала The Boston Globe Биллом Кардозо после того, как он прочитал опубликованную в журнале Scanlan’s Monthly в 1970 году статью « » (англ. The Kentucky Derby Is Decadent and Depraved ), написанную журналистом Хантером Томпсоном , позже популяризовавшим стиль гонзо , и проиллюстрированную английским художником Ральфом Стедманом .

«То, что ты делаешь - абсурдно, чудовищно, но до гениальности круто. Полное gonzo!» - откомментировал Кардозо.

С тех пор данный термин получил широкое распространение. Существует несколько версий происхождения слова Gonzo . Кардозо утверждал, что словом Gonzo в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Также Кардосо упоминал, что корни слова «гонзо» можно найти в искаженном французском gonzeaux, что в дословном переводе означает «сияющий путь». Есть другая версия: слово может происходить от испанского gonzagas , что означает «я тебя одурачил», «нелепости». Статья Х. С. Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно » стала ярким примером гонзо-журналистики. Молодому журналисту была поставлена редактором четкая задача: отправиться в Кентукки для освещения известных лошадиных скачек (дерби). Присутствуя на скачках, Томпсон был впечатлён поведением зрителей, которые приехали напиться и повеселиться, о чем и написал в своем дневнике журналист.

Пурпурные физиономии с типичной южной одутловатостью, старый Айви стиль, полосатые пиджаки и консервативные воротники на пуговицах. «Цветущее старческое слабоумие»… рано угасшие, а может, просто еще не перегоревшие.

Стэдман хотел посмотреть на кентуккийских военных, но не был уверен, как они выглядят. Я посоветовал ему сходить в мужской туалет в клабхаусе и поискать там людей в белых льняных костюмах, блюющих в писсуары. «У них на пиджаках обычно большие коричневые пятна от виски», - сказал я. «Но и на обувь поглядывай, это и есть зацепка. Некоторые из них еще могут не заблевать одежду, но мимо ботинок они никогда не промахиваются».

К концу сроков сдачи статьи Хантер Томсон, ничего не редактируя, отправил свои записи и наброски, которые были крайне жёсткими и имели глубоко субъективную окраску. Опубликованная статья вызвала большой общественный резонанс. Ведь в ней не было практически ни строки про сами скачки, автор даже не указал победителя. Он сделал акцент на том, что его действительно интересовало, и, как считал, интересует читателей - это общественное поведение. Сам Томпсон заявлял:

«Я покончил с американской журналистикой. Упадок нашей прессы очевиден, а у меня слишком мало времени, чтобы тратить жизнь на ежедневное скармливание людям с улицы всем приевшихся клише».

Его дальнейшие работы, такие как

  • Ромовый дневник / The Rum Diary. A Novel (1999 издана; написана 1960)
  • Ангелы Ада / Hell’s Angels. A Strange and Terrible Saga of the Outlaw Motorcycle Gangs (1967)
  • / Fear and Loathing in Las Vegas. A Savage Journey to the Heart of the American Dream (1971)
  • Страх и отвращение предвыборной гонки "72 / Fear and Loathing: On the Campaign Trail "72 (1973)
  • Царство страха / Kingdom of Fear: Loathsome Secrets of a Star-Crossed Child in the Final Days of the American Century (2003)
  • Наших бьют! Кровавый спорт, американская доктрина и водоворот тупости / Hey Rube: Blood Sport, the Bush Doctrine and the Downward Spiral of Dumbness (2004) сделали из него Короля гонзо.

Опираясь на работы основателя Хантера Томпсона, выделяют следующие признаки данного направления журналистики:

Реакция и Критика

Пол Сканлон, редактор Rolling Stone:

<…> Однажды Хантер притащил огромную стопку аккуратно переплетенных рукописей и вручил каждому из нас по экземпляру. Это была первая глава «Страха и отвращения в Лас-Вегасе » . Я заперся в своем кабинете, чтобы мне никто не мешал. К последней странице я едва не бился в истерике от смеха. Выйдя из комнаты, я наткнулся на своего коллегу по фамилии Грувер, буквально скрючившегося над столом. В его глазах были слезы, лицо покраснело, он тяжело дышал. Я подумал: «Черт, у Грувера приступ!» - но через секунду понял, что тот просто задыхается от смеха. Следующий час мы провели, цитируя друг другу строчки из текста Томпсона.

Спустя четыре года, осенью 1971-го публикуется «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и появляется новый герой альтер-эго писателя - персонаж Рауль Дюк. Книга производит фурор, а история становится культовой, как и образ жизни самого Хантера. Гонзо обретает не только стиль, но и голос, походку, запах и даже имя. Многие статьи того времени Хантер будет подписывать именно этим именем. Рауль Дюк вытесняет самого Хантера - где бы ни появился Томпсон, теперь он не участник событий, он и есть информационный повод. О Хантере говорят, как об изжившем себя писателе, его критикуют, напоминая каждый раз об успехе семидесятых. Большинство журналистов, которые работали с Томпсоном, утверждают, что примерно с 80-х годов его творчество пошло на спад. Возможно, виной всему были наркотики, которые Хантер употреблял в больших количествах, возможно, он просто исписался, но факт остается фактом: его поздние работы по качеству сильно уступали прозе, написанной ранее.

У меня нет ни капли энтузиазма, чтобы делать из «Страха и отвращения» что-то подобное моим прежним журналистским опусам. Без сомнения, в книге остались недочеты, которые необходимо исправить, но я полностью выдохся, работая над рукописью. Возможно, когда я как следует высплюсь (о чем мне остается только мечтать), то займусь правкой. Впрочем, рассчитывать на это особенно не приходится. На мой взгляд, в жизни масса других важных вещей.

Гонзо-журналистика может быть окритикована из-за отсутствия такой неотъемлемой составляющей журналисткого материала, как объективность.

Вспомним базовые принципы журналистки как одной из важнейших сфер творческой деятельности: непредвзятость, правдивость, аргументированность. Так называемая «гонзо-журналистика» полностью опровергает эти неотъемлемые принципы. Крикливость, крайняя субъективность, отказ от работы с какими-либо источниками, эмоциональность, доходящая до нервозности и абсурда, едва ли могут вызвать у читателя доверие к изданию, публикующему такие тексты: «Журналистская объективность - это всего лишь набор атрибутов: не говорить от своего имени, опросить две стороны конфликта, проверить факты не менее чем в двух источниках и так далее.

Влияние на массовую культуру

Фильмы

В 1980 году вышла комедия с элементами биографии Х. Томпсона «Там, где бродит бизон ». (англ. "Where the Buffalo Roam") режиссера Арта Линсона. В фильме отражены эпизоды, описываемые Хантером Томпсоном в своих романах Страх и отвращение в Лас-Вегасе , Страх и отвращение предвыборной гонки "72, «Большая охота на акул ». Главный герой, роль которого исполняет Билл Мюррей , вместе со своим спутником Оскарам Акоста , в фильме его называют адвокат Карл Лазло, отправляются на игру Супер Боул VI , с тем, чтобы описать событие. А также они становятся наблюдателями и участниками президентской предвыборной гонки в США в 1972 году .

В 1998 году режиссер Терри Гиллиам выпустил одноименный фильм, основанный на реальных событиях, о которых повествует Х. Томпсон в книге «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Спортивный обозреватель Рауль Дьюк (прототип которого - Хантер Томпсон) и его адвокат по имени Гонзо (его роль сыграл Бенисио дель Торо) отправляются в Лас-Вегас на поиски «американской мечты». Однако их поездка превращается в безумный водоворот событий из-за постоянный галлюцинаций, вызванных употреблением наркотиков.

Экранизация режиссера Брюса Робинсона одноименного романа Х. Томпсона «Ромовый дневник » состоялась в 2011 году. История о писателе-неудачнике, который в поиске работы уезжает в Пуэрто-Рико и устраивается в местную газету. Однако написанию статей ему мешают постоянные пьянки, наркотики и развлечения. Там же главный герой(его роль сыграл Джонни Депп) встречает свою любовь.

Примечания

  1. Журналист. Кто это такой? . Гонзо-журналистика (неопр.) . The Mass Media . Проверено 28 ноября 2016.
  2. Лозовский Б. Журналистика и средства массовой информации (неопр.) . znanium.com. Проверено 29 ноября 2016.

Гонзо - направление в журналистике не новое, но крайне неразвитое и малоизученное. Такой темы нет в учебной программе российских вузов, более того, далеко не все преподаватели факультетов журналистики знают о её существовании. Тем не менее, сообщества гонзо-журналистов существуют, поднимаются силами энтузиастов на всех языках мира. В русскоязычном сегменте интернета вряд ли можно найти теоретическую информацию на тему гонзо-журналистики длинной более чем в одно предложение. Попробуем разобраться в этом понятии, поскольку оно имеет гораздо более широкое значение в современной интернет - журналистике, чем может показаться на первый взгляд.

Гонзо-журналистика -- это направление представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля http://ru.wikipedia.org.

Как утверждает всезнающая Википедия, и, в общем-то дословно, практически все остальные источники, впервые термин гонзо был использован редактором Boston Globe, Биллом Кардозо, после того, как он прочитал статью «Дерби в Кентукки: Упадочно и Порочно», написанную в 1970 г. Хантером С. Томпсоном, отцом основателем, популяризовавшим стиль гонзо. Проиллюстрировал её английский художник Ральф Стедман. Когда срок сдачи статьи подошел к концу, а она еще не была готова, Томпсон решил отправить редактору страницы, вырванные из его записной книжки, наброски в которых имели глубоко субъективную окраску.

Затрагивая этимологию, Кардозо утверждал, что этим словом в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Термин «гонзо» может происходить от итальянского gonzagas, что означает «нелепости».

Ещё пара абстрактных характеристик с сайта сообщества русскоязычных гонзо-журналистов: «Гонзо-журналистика - журналистика без правил, анархистская журналистика, «чёрный квадрат» в литературе, в гонзо - журналистике совсем не обязательна структура, зачастую отсутствуют чёткие сюжетные разграничения. Как говорил о гонзо-журналистике её изобретатель - Доктор Хантер Стоктон Томпсон, «[для этого] необходим талант, непосредственность и спонтанность мастера живого репортажа, глаз художника или фотографа и стальные яйца актера». Гонзо-журналистику относят к одному из направлений «Новой» (в смысле непосредственности столкновения автора и описываемого) журналистики, родоначальником которой считается Том Вульф, называя также «журналистикой вне закона», «альтернативной журналистикой» и «импрессионистской, художественной журналистикой» Gonzo.org.ua.

Гонзо - это стиль описания жизни людей. Не важно, какое событие происходит и на что оно будет влиять, главное не оно, а эволюция души автора, от полного оскотинивания до божественного прозрения. Событие лишь фон, обрамление к происходящему, оно не важно, но без него невозможно гонзо. Гонзо не приемлет цензуры, а потому текст его иногда безграмотен, потому как перечитывать, значит подвергать цензуре, потому фразы отрывочны и иногда бессвязны, но нить всегда тянется через текст, даже когда ее растяжение велико, почти до точки разрыва, разорвать ее нельзя, иначе голова умрет, а потом умрет и тело. Гонзо- это не событие, а человек. Стенфорда Уильям Лири «Гонзо - журналистика, взгляд изнутри»; Gonzo.org.ua

Русскоязычные приверженцы этого направления в публицистике имеют весьма конкретные представления об особенностях и специфических функциях гонзо - журналистики: «…властьпридержащие абсолютно не считаются с рядовыми членами общества, преследуя свои материальные и честолюбивые интересы. В этих условиях быть гонзо - протест против Системы. Особенно, когда мы стремимся выразить свою гражданскую позицию, которая противится тому, что пытаются нам втемяшить заказные бумагомаратели. Острый и нестандартный взгляд на вещи, попытка докопаться до сути вещей, которая может показаться парадоксальной, ненормальной, даже шокирующей - вот основные черты стиля гонзо.»

Дать точное определение гонзо-журналистике непросто. Ещё сложнее выделить из имеющихся абстрактных характеристик, которыми изобилуют эмоциональные, но малосодержательные тирады о реальных и мнимых чертах и возможностях этого направления, конкретные структурированные черты. Многое в этом вопросе могут объяснить литературные корни гонзо.

Можно выделить несколько критериев, которые помогут указать на смысл понятия. Это, прежде всего, субъективность, эклектичность, нелинейность содержания. Гонзо - это, как правило, репортаж. Иногда даже там, где нет события для репортажа. «В этой журналистике нет правил, она не соблюдает каноны, форма часто не соответствует содержанию, а содержание - теме. Автор статьи в стиле «гонзо» должен быть непосредственным участником описываемых событий, которые, собственно, и крутятся вокруг него. В «гонзо» автор выступает не просто рассказчиком, а главным героем материала» Анатолий Ульянов; Gonzo.org.ua.

Обобщая все выше сказанное, попробуем составить своеобразный типологический «портрет». Итак, гонзо - журналистика - это направления в журналистике, для которого характерны следующие ключевые признаки:

  • ? Автор занимает центральное положение в структуре текста, выступает, как главный участник событий и единственный обозреватель, то есть, взгляд автора преподносится как единственно возможный.
  • ? Преподношение факта или события крайне субъективно, наибольшее значение для идейной конструкции текста представляет не событие как таковое, а реакция автора на событие.
  • ? Главной стилистической и лингвистической особенностью текста является крайняя эмоциональность. Это проявляется в использовании ярко эмоционально окрашенной лексики, а так же вопросительных и восклицательных конструкций, вне зависимости от жанра, в котором написан текст.
  • ? Структура текста так же не имеет связи с жанром текста. Она нестабильна, непостоянна, фактически никак не регламентирована.

Вот то, что можно сказать о гонзо - журналистике в самых общих чертах. Однако этих критериев, за редким исключением, будет вполне достаточно для проведения нашего исследования. Перейдем к третьему разделу теоретической части работы, в котором мы определим жанры и основные критерии сравнения.

Поделиться: