Казнь на кресте в риме. Распятие (реконструкция казни, как бы это могло быть в Древнем Риме)

Евангельское повествование о распятии Иисуса Христа являясь краеугольным камнем Нового Завета и Христианской религии, вот уже почти две тысячи лет привлекает к себе внимание многих миллионов людей, как христиан, так и представителей иных религий и убеждений.

Если в предыдущие столетия распятие рассматривали преимущественно с теологических и исторических позиций, то ХХ век ознаменовался всплеском научных исследований медико-биологического характера, посвященным исследованию звеньев танатогенеза при распятии.

Однако, внимательный анализ предложенных концепций наступления смерти при распятии показывает, что не все они состоятельны, более того, некоторые авторы иногда не только не учитывают имеющиеся исторические факты. В опубликованных работах не только не проводится анализ исходного, греческого текста Евангелий, но и порой пренебрегают самими Евангелиями.

Всё это, безусловно, сказывается как на качестве проведенных исследований, так и на адекватности сделанных выводов.

В то же время, представляется очевидным, что достоверная теория, объясняющая физическую смерть Иисуса Христа, может быть построена только лишь в полном соответствии с текстами Евангелий, а также должна максимально учитывать имеющиеся исторические и археологические сведения и базироваться на фундаментальных медицинских данных.

Считается, что распятие как способ казни изобрели вавилоняне, не желавшие осквернять землю, посвященную Ахурамазде, мертвыми телами казненных преступников. Об этом можно встретить упоминания в сохранившихся трудах Геродота (III, 132; 159; IV, 43; VI, 30; VII, 194), а также других античных авторов.

В IV веке до н.э., после завоевания Персии Александром Македонским, данный вид наказания распространился по всем покоренным им землям, получив применение в Греции, странах Ближнего Востока, Египте и Финикии. Римляне же переняли распятие у своих злейших врагов, - карфагенян, которыми эта казнь использовалась достаточно часто (Валерий Максим II, 7; Силий Италик II, 334, Полибий I, 24).В древнем мире было крайне негативное отношению к казни посредством распятия.

Греки полагали эту казнь как крайне унизительную и недостойную, евреи считали всех повешенных на кресте проклятыми. Римлянами распятие воспринималась как позорная казнь, servile supplicium - наказание для рабов (Тацит. История IV, 11; Ювенал. Сатиры. VI, 219).

Как в свое время греческий закон, так и позже и римский запрещали повергать распятию свободных граждан. Однако распятие широко применялось в Римской республике для наказания рабов, дезертиров и государственных преступников.

Так, например, после разгрома Спартака по приказанию Помпея 6000 тысяч восставших рабов были распяты вдоль Апиевой дороги, ведущей в Рим. После превращения Рима в империю, охватившую все Средиземноморье, распятие, как эффективное средство устрашения, стало применяться римлянами еще и к жителям покоренных провинций.

Иосиф Флавий, называя распятие «самой мучительной из смертей» (Иудейская война. VII, 6, 4) отмечал большое количество подобных казней, проводившимися римлянами в Палестине, особенно в ходе восстания 66-70 гг. н. э. (Древности. 17, 10; 20, 6; Иудейская война. II, 12, 6; 13, 2; 14, 9; III, 7, 33; V, 11, 1; VII, 10, 1). Изначально процедура казни четко не регламентировалась, осужденных на распятие просто привязывали к дереву, либо к вертикально врытому деревянному столбу, таким образом, чтобы ноги осужденного не касались земли.

Однако, для придания осужденному максимальной боли и продления его страданий, римляне со временем не только значительно усовершенствовали технику распятия, но и достаточно подробно легитимизовали процедуру его применения.

Обычная форма приговора на крестную смерть при этом выражалась словами судьи: «ibis ad (или in) crucem» - «иди (пойдешь) на крест!». После чего осужденного к смерти подвергали бичеванию. С этой целью с него снимали одежду и привязывали за руки к столбу на территории суда.

Затем его пороли короткой плетью, называемой flagrum (или flagellum). Плеть состояла из рукояти, к которой были прикреплены кожаные ремни разной длины, в концы которых были вплетены куски свинца, а по длине - зазубренные фрагменты костей. У римлян не было законодательного ограничения количества наносимых ударов, в то время как по еврейским законам во время бичевания нельзя было наносить более сорока ударов.

Поэтому, следившие за бичеванием фарисеи чтобы не нарушить закон, если по случайности они ошибутся в счете, ограничивали число ударов тридцатью девятью. Римляне же иудейские законы не соблюдали и могли не придерживаться точного счета ударов.

Удары флагрумом наносились одним или двумя исполнителями наказаний (ликторами) по спине, ягодицам и бедрам осужденного. Избегали только наносить удары в проекцию сердца, потому что это могло привести к преждевременному наступлению смерти. Последствия такого бичевания были поистине ужасающими. В местах ударов ремней флагрума кожа разрывалась, а подлежащие мягкие ткани размозжались.

Не случайно плеть для наказаний иногда также называли flagrum taxillatum – язвящая плеть, «бич, наводящий ужас».Рис. Бич для наказаний. В то же время, бичевание, вызывая обширные повреждения мягких тканей спины, не могло привести к значительной кровопотере, так как не приводило к повреждению сколь либо крупных кровеносных сосудов.

Кровотечение же из поврежденных при экзекуции кровеносных сосудов кожи и подкожно-жировой клетчатки было относительно незначительно, и достаточно скоро прекращалось. После бичевания осужденного вновь одевали и заставляли нести крест на своих плечах до места казни, что было большим издевательством над распинаемым, его естественной любви к жизни и ненависти к орудию своей смерти .

Крест изготовлялся заранее, и использовался для исполнения наказаний многократно. Состоял он из двух основных частей - горизонтальной балки (patibulum), и вертикальной части (staticulum). Согласно имеющимся археологическим и историческим данным вес всего креста в сборе мог достигать 136 кг и более.

Нести такой груз было крайне тяжело даже здоровому человеку, а только что подвергнутому бичеванию, было и вовсе не под силам. Вследствие этого осужденный иногда нес не весь крест целиком, а только патибулум, который весил по разным источникам от 34 до 57 кг.

Обессиленный после бичевания Христос также с трудом мог нести свой крест и поэтому «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк. 23. 26). После того, как крест либо его части закрепляли на спине осужденного, его в последнем шествии до места казни сопровождала вооруженная охрана из отряда римских солдат под предводительством центуриона (сотника).

Один из солдат шел впереди и нес табличку (titulus), на которой было написано имя осужденного и его преступление.

Начиная с этой минуты охрана уже не покидала осужденного вплоть до того момента, пока полностью не убеждалась в наступлении его смерти. Римляне использовали для распятия разные виды орудий, среди которых были наиболее распространены crux simplex (простой столб без перекладины), crux сommissa (крест связанный, в форме буквы «Т»), crux immissa (крест вбитый, в форме знака «†») и crux decussata (крест сбитый, в форме буквы «Х»). Однако есть все основания полагать, что Иисус Христос был распят на четырехконечном кресте (crux immissa).

Чрезвычайно ценным, решающим в этом вопросе доказательством является замечание евангелиста Матфея: «и поставили над головой Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37). Здесь евангелист говорит о табличке, на которой была обозначена мнимая вина Спасителя.

Но вполне очевидно, что для того, чтобы поместить над головой Христа такую дощечку, необходимо, чтобы основной вертикальный столб имел продолжение вверху, над поперечным брусом, т.е. необходимо, чтобы крест был четырехконечный, а не трехконечный связанный (в виде буквы Т), а также не сбитый (в виде буквы Х). В произведениях античных писателей (Тертуллиана, Оригена и др.) и в некоторых археологических свидетельствах (монетах, монограммах, древнехристианских изображениях) есть указания и на трехконечный Крест Христов.

Однако это свидетельствует лишь о том, сама ранняя Христианская Церковь не сразу решила вопрос относительно формы того священного древа Креста, на котором был распят Иисус Христос. И разногласие в этом случае тем естественней и понятней, что христианство принимали те же римляне, которым было известно несколько форм креста. После прибытия на место распятия осужденного раздевали донага, а его одежу отдавали воинам, охранявшим крест.

Однако в Иудее, идя навстречу религиозным убеждением евреев (Быт. 9:22-23; Лев. 18:6-19; 20:17; Ос. 2:3), римляне оставляли осужденным набедренную повязку (Мишна. Санхедрин. 6:3; Тосефта.

Санхедрин. 9:6). После этого осужденного помещали на крест. Фиксация тела распинаемого к кресту могла осуществляться различно. Согласно одному из способов для распятия, осужденного клали на спину с руками, распростертыми вдоль патибулума, после чего их прибивали к нему кованными четырехгранными гвоздями, которые достигали 13 - 18 сантиметров в длину и около 1 см в поперечнике, либо привязывали веревками .

Затем патибулум вместе с пригвожденным к нему человеком поднимали с помощью особого рода вил (furcilla) и помещали на заранее вкопанный в землю вертикальный столб (Цицерон. In С. Verrem. 5:66; Иосиф Флавий. Иудейская война VII. 6:4).

После этого ноги распинаемого несколько сгибали в коленях и прибивали к статикулуму гвоздями либо фиксировали веревками. Осужденных могли также распинать и на уже целиком собранных крестах, лежащих вначале на земле, а потом поднимаемых вертикально, а также и на крестах, уже вкопанных в землю. Для того, чтобы поднять на уже закрепленный в земле крест осужденного и прибить его гвоздями требовались определенные усилия. К патибулуму приставлялись лестницы.

На них поднимались двое из исполнявших казнь солдат, которые при помощи веревок поднимали тело осужденного, а остававшиеся внизу помогали им. Распинаемый, поднятый до надлежащей высоты, за руки привязывался веревками к патибулуму, после чего на его запястья ставили два железных гвоздя, которые ударом молота вгоняли в дерево.

Солдаты, стоявшие внизу, в это время привязывали либо прибивали к статикулуму ноги осужденного. Для этого их ему либо складывали таким образом, чтобы одна стопа покрывала другую, после чего через обе стопы разом вбивали один гвоздь, либо прибивали гвоздями каждую стопу по отдельности.

Как были прибиты ноги Иисуса Христа, одним или двумя гвоздями, точно не известно. Одни отцы Христианской Церкви (свв. Григорий Назианзин, египетский епископ Нонн) указывали на один гвоздь, а другие (свв. Григорий Турский, Киприан) говорят о четырех гвоздях - двух для рук и двух для ног.

Иконография Православной Церкви приняла второе предание, а Римско-католической - первое. Для того, чтобы распятый человек мог оставаться на кресте живым как можно большее время и таким образом продлить муки жертвы, римляне применяли разные устройства, обеспечивавшие некоторую поддержку для тела жертвы (это может объяснять фразу «сидеть на кресте», использовавшуюся римлянами). С этой целью иногда использовался небольшой уступ или седалище (sedile), которое размещали на статикулуме таким образом, чтобы это седалище проходило между ногами осужденного.

Чтобы увеличить страдания жертвы, сиденье иногда делалось остроконечным. Вместо седалища иногда делали упор для ног в виде прибитой внизу статикулума дощечки (pedale, или suppedaneum) что было менее болезненно, чем нахождение на заостренном седалище, но также продлевала страдания осужденного. В этих обоих случаях распятый человек скорее не висел на кресте, а сидел или стоял, пригвожденный к нему.

Традиционная христианская иконография и живопись изображают Распятого с руками, пробитыми гвоздями посредине ладоней. Однако исследования, выполненные в первой половине ХХ века Pierre Barbet – главным хирургом в Парижской больнице Св. Иосифа, показали, что христианские художники в этом плане достаточно сильно заблуждались. Проведя ряд экспериментов с ампутированными руками, а также с трупами, P.Barbet, обнаружил неожиданные на то время факты.

Оказалось, что при прибивании к кресту на уровне середины ладоней, кисти срывались с гвоздей при нагрузке около 39 кг (88 фунтов). Экспериментальные данные подтвердили математические вычисления, показавшие, что при положении на кресте, во время которого руки распинаемого отходят от туловища к патибулуму под углом близким к 68º, тело осужденного обязательно сорвется с креста.

Ища анатомическое место, которое могло бы с одной стороны максимально полно соответствовать Евангельскому тексту и историческим хроникам, а с другой - надежно удерживать на гвоздях вес распинаемого, P.Barbet пришел к выводу, что этого наиболее хорошо походит имеющееся на запястье пространство Десто (Destot) . рис. Пространство Десто.

В случае, если гвоздь забивался в расположенное между трехгранной, головчатой и крючковидной костями запястья, пространство Десто полностью отвечает требованиям, руки распятого надежно удерживалось на кресте независимо от его массы тела.

Важным обстоятельством явился также тот факт, что при прохождении гвоздей через пространство Десто кровотечение из пробитых запястий относительно незначительно, так как при этом не происходит повреждения крупных магистральных кровеносных сосудов.

Следует особо отметить, тот факт, что выявленные P.Barbet анатомические данные о фиксации тела распинаемых к кресту в целом соответствуют тексту Нового Завета. Употребленное в Евангелии от Иоанна древнегреческое слово χειρ означало как руку в целом, так и запястье - καί ἰδε τᾶς χειράς μου - и посмотри руки Мои (Ин 20:27) (χειράςбукв. - раны на руках, запястьях ).

Расхождение выявленных в работах P.Barbet данных с традиционной иконографией можно объяснить тем простым фактом, что, начиная с IV н.э., после эдикта Константина Великого, в христианском мире казнь посредством распятия была запрещена и многие знания об этой процедуре были со временем забыты. Первые научные работы, посвященные изучению механизма смерти при распятии были выполнены в 20-е годы ХХ века французским врачом А. LeBec. Им первым было выдвинуто предположение, что смерть при распятии наступала вследствие удушья .

Данное предположение было поддержано в дальнейшем многими учеными и в настоящее время принято, как основная причина смерти при распятии, рассматриваясь как один из вариантов смерти при позиционной асфиксии .

В ставших уже классическими опытах P. Barbet было убедительно продемонстрировано, что в случае распятия на кресте c руками, несколько согнутыми в локтях и распростертыми вдоль патибулума, и с ногами, полусогнутыми в коленных суставах и стопами, фиксированными к статикулуму, приговоренный к распятию человек мог принимать на кресте только два основных положения.

Первое – с распрямленными в коленях ногами и руками, вытянутыми вдоль патибулума (по P. Barbet - выпрямленная позиция). Осужденный при этом опирался на ноги, на которые в этой позиции приходилась нагрузка практически всей массы тела.

Второе – с ногами, согнутыми в коленных суставах. В этом случае распятого человека туловище провисало вниз и несколько вперед, а руки отходили от туловища к patibulum вверх и в стороны под углом, близким к 60-65º. В подобной позиции запястьям осужденного приходилось выдерживать всю массу его тела, По мере нарастания мышечной усталости распятый все больше и больше времени проводил во второй позиции.

Под действием веса собственного тела перерастяжение грудной клетки достаточно быстро приводило к нарастанию усталости межреберных мышц и брюшной диафрагмы, которые и отвечают за акт дыхания в норме. В этих условиях становится возможным вдох, но резко затруднен выдох, что приводит к накоплению в организме углекислого газа, а также других продуктов метаболизма, выводимых их организма в процессе дыхания через легкие.

Распятый мог компенсировать это состояние, только приняв первую позицию, для чего надо было выпрямить ноги в коленных суставах, и переместить тело вверх по кресту. Однако на запястья, руки и плечевые суставы распятого, под действием веса его собственного тела начинало действовать значительная нагрузка, которая постепенно приводила к дислокации суставных соединений пояса верхних конечностей.

По мере развития усталости, руки распинаемого, все чаще находились в положении, когда они направлены кзади и верх, а туловище обвисало на согнутых в коленях ногах вперед и вниз, что затрудняло работу дополнительных дыхательных мышц.

Помимо этого, при каждой попытке изменить положение на кресте кости запястья и стоп проворачивались вокруг вбитых гвоздей, а поврежденные при бичевании мягкие ткани спины обдирались о стабилум, что доставляло распятому сильнейшую боль.

Так как для того, чтобы говорить человек должен набрать в легкие достаточное количество воздуха, то для произнесения каждого слова распятому также надо было подниматься на кресте. Для этого ему каждый раз, обдирая надкостницу, ему надо было опереться на пронзенные гвоздями ноги и одновременно подтянуться на прибитых к кресту руках. Можно представить, какую сильнейшую боль приносило распятому человеку каждое произнесенное на кресте слово.

Чем дольше времени проходило от момента распятия на кресте, тем больше сил терял казнимый, у него нарастали судороги и мышечная боль, все более выраженной становилась дислокация суставов пояса верхних конечностей, и всё чаще он принимал положение, препятствующее нормальному дыханию. Вдох осуществлялся только за счет диафрагмы, что постепенно приводило к развитию выраженного удушья, от которого он в конечном итоге распятый человек и погибал.

Такое состояние продолжалось многие мучительные часы. Римский историк Ориген писал о том, что видел распятого, который прожил всю ночь и следующий день.

Пример, когда три распятых еврея оставались живыми на кресте в течение трех дней можно найти в сочинениях Иосифа Флавия (Иосиф Флавий Древности XIV). Во время массовых казней, последовавших после восстания Спартака, некоторые из распятых повстанцев общались с солдатами в течение трех дней (Appian. B.Civ. I,20). Для того, чтобы сократить время мучений распятых на кресте, существовал обычай crurifragium (skelokopia), который применялся в тех случаях, когда по каким-либо причинам принималось решение ускорить наступление смерти осужденных

В ходе скелокопии распятым молотом перебивали кости голеней, после чего тело осужденного лишалось точки опоры и повисало на руках. В этих условиях быстро наступало перерастяжение грудной клетки и удушье наступало значительно быстрее – в течении нескольких десятков минут и даже быстрее.

Это положение было убедительно доказано K-S.D. Schulte, который в серии контролируемых экспериментов на добровольцах показал, что если распятие происходило только за счет висения на руках, без опоры на ноги, то у всех испытуемых уже на 6-ой минуте объем вдыхаемого воздуха уменьшался приблизительно на 70 %, артериальное давление падало на 50 % от нормы, а частота сердечных сокращений увеличивалась вдвое. Спустя 12 минут дыхание осуществлялось только за счет движений диафрагмы и наступала потеря сознания.

Когда же добровольцам разрешили при распятии периодически (один раз в течение 20 секунд) опираться на ноги, то происходила выраженная нормализация деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания. Эксперимент в последнем случае продолжался до 30-40 минут, после чего у испытуемых наступала выраженная боль в запястьях и эксперимент на этом прекращался .

Теория P. Barbet о том, что о том, что смерть осужденных на распятие наступала вследствие позиционной асфиксии, обусловленной положением тела распинаемого на кресте, представляется вполне убедительной, аргументировано объясняя наступление летального исхода у распинаемых людей, и в настоящее время принята практически всеми исследователями. Однако, отдавая должное пионерским работам P. Barbet, следует все же признать, что раскрыв особенности наступления смерти при распятии, он так и не смог адекватно объяснить один конкретный случай – смерть Иисуса Христа на кресте.

Действительно, удушье в целом, а в особенности обусловленное невозможностью сделать адекватный выдох, делает невозможными все попытки не только к произношению каких-либо слов, но и отдельных членораздельных звуков. Однако, во время распятия Иисус Христос мог вполне внятно говорить на кресте до последних мгновений своей земной жизни. Об этом говорится во всех четырех Евангелиях.

Так, в частности в Евангелии от Луки сказано: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк, 23 46). Следующим, достаточно важным, возражением против удушья, как причины смерти Иисуса Христа является само время его нахождения на кресте.

Распятые могли находились на кресте до момента наступления смерти несколько суток, а смерть Христа наступила спустя всего около 3-х часов после пригвождения к кресту, о чем достаточно четко написано в Евангелиях: «Был час третий, и распяли Его» (Мк 15 25) и «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лк 23 44-46).

Не ожидали столь быстрой смерти Христа и фарисеи, следившие за распятием. Требуя утром казни, они понимали, что распятые пробудут на крестах сутки и более. А это значило, что Ветхозаветная Пасха, которая должна была начаться в субботу будет омрачена казнью, что было серьезным нарушением иудейского закона. С другой стороны, они боялись, что если суд и казнь будут отложены на дни, следующие за пасхальными, то это даст время Пилату все передумать и отменить казнь.

Таким образом, они сами себя загнали в ловушку - перенести казнь они боялись, а оскорбить Пасху смертной казнью, означало не просто нарушить, но и серьезно оскорбить закон. Поэтому они были вынуждены просить Пилата разрешить акт милосердии к распинаемым - перебить им голени, что ускорило бы их смерть, и позволило бы снять тела казненных с крестов до начала ветхозаветной Пасхи. «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19: 31).

Пилат это позволил, после чего солдаты пришли и перебили голени разбойникам. Когда же они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер и потому процедуру скелокопию по отношению к Нему не применили, так как она стала не нужна.

На этот факт в Евангельском тексте обращается особое внимание. «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19 31 -33).

Тогда один из римских солдат, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил его тело копьем.

«Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили». (Ин. 19 34-35)

Люди античного мира, а особенно солдаты, постоянно видели в своей жизни насилие, и хорошо могли по особенностям вытекания крови определить, из живого либо мертвого тела она выделяется. Истечение крови и воды из раны Христа вполне убедило как римских солдат, так и евреев в наступлении физической смерти Христа.

Следует отметить, что столь быстрая смерть Христа удивила не только присутствующих, но и много повидавшего Пилата. «пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу» (Мк 15. 43-45).

Отмеченный ряд обстоятельств смерти Иисуса Христа, который приводится в Евангелиях, а именно – относительно скорое наступление смерти, способность Иисуса Христа к четкому произнесению слов до последних минут жизни, ясность сознания, сохраняемая Распятым до самой смерти, а также поток крови и воды, истекшие из раны, нанесенной Ему посмертно копьем, позволяют усомниться в обоснованности асфиксического генеза смерти Христа.

Это побудило многих исследователей к поискам других, отличных от асфиксической, теорий, которые могли бы объяснить Его земную смерть.

Приближается светлый праздник Пасхи - одно из главных религиозных торжеств, когда христиане всего мира славят воскрешение Спасителя

Это событие стало символом вечной жизни и искупления грехов. Но сегодня, вспоминая библейские сюжеты, мы и представить себе не можем, какие адские муки испытывал ХРИСТОС. Проведенные в разные годы исследования, подкрепленные медицинскими заключениями, подтвердили слова ЦИЦЕРОНА: смерть на кресте - «самая ужасная из всех казней, какие придумали люди».

Распятие как способ казни ввели в обиход вавилоняне, не желавшие осквернять землю мертвыми телами казненных преступников. Греки считали это наказание крайне унизительным, а евреи называли повешенных на кресте проклятыми. В Риме в I в. до н.э. распятие широко применялось для наказания рабов, дезертиров и государственных преступников.

Существует немало теорий относительно того, что же в конечном итоге добивало несчастных, которых казнили столь болезненным способом. Наиболее вероятной причиной смерти распятого на кресте считается удушье.

Ужас 1. Невозможно нормально дышать

Когда распятую за руки и ноги жертву поднимали на крест, под действием веса тела происходило перерастяжение грудной клетки. Несчастному приходилось все время приподниматься на ногах и руках, чтобы обеспечить подвижность диафрагмы. Как только измученные мышцы ослабевали, тело повисало на гвоздях. В легких накапливался углекислый газ, и человек больше не мог сопротивляться удушью.

Ужас 2. Гвозди пробивали оголенные нервы

Пытаясь подтянуться вверх, чтобы вдохнуть, казнимый еще больше травмировал запястья, пробитые четырехгранным гвоздем с зазубринами. Что, кстати, могло привести к заражению крови.

Даже если ослабевший человек переставал бороться за жизнь и висел неподвижно, постоянное соприкосновение нерва с куском металла причиняло невыносимую боль. (Ощущения при лечении зуба без анестезии - цветочки по сравнению с тем, что испытывали распятые.)

Ужас 3. Жертва захлебывалась рвотными массами

Когда несчастный, истерзанный бичеванием, терял 1 - 1,5 литра крови, у него начинал обильно выделяться пот, и жажда одолевала его еще больше. Беднягу мучила тошнота, возникала рвота. В результате человек рисковал захлебнуться собственными рвотными массами.

Ужас 4. Суставы трещали от нагрузки

В тот момент, когда жертве прибивали к балке руки и ставили крест вертикально, вес тела полностью ложился на руки. Этого было достаточно, чтобы вывихнуть оба плечевых сустава. В результате руки смещались за пределы нормального диапазона движения на 15 сантиметров. Движение по кресту вконец срывало кожу с изодранной в клочья спины.

Ужас 5. Отказывали все органы

Невозможность нормально дышать, вызванная давлением на диафрагму, и отток крови в нижнюю часть тела приводили к тому, что практически все жизненно важные органы начинали страдать из-за нехватки кислорода. Когда из-за этого одновременно отказывают все органы, тело распятого превращается в сгусток непрекращающейся боли.

Ужас 6. Перебивали ноги

Если римским палачам казалось, что процесс затянулся и приговоренный долго не умирает, ему дробили молотом бедренную кость. Эта манипуляция окончательно лишала человека возможности двигаться и сопротивляться удушью, и смерть наступала быстрее.

Ужас 7. Разрывалось сердце

Один из палачей «копьем пронзил Иисусу ребра», после чего из грудной клетки потекли «кровь и вода». Возможно, обширное кровоизлияние случилось после того разрыва сердечной стенки, когда кровь смешалась с жидкостью из перикарда - околосердечной сумки. Это может объяснять тот факт, что Христос умер не обычной для распятых смертью от удушения, а от сердечного приступа.

Где посмотреть реликвии

Ряд христианских святынь, относящихся к библейским событиям, связанным с последними днями жизни ИИСУСА ХРИСТА, почитаются особо. Они разбросаны по всему миру, подлинность части вещей оспаривается, а некоторые представлены в нескольких вариациях.

  • КРЕСТ , на котором был распят Иисус . Крупные фрагменты хранятся в соборе Святого Петра в Риме (Ватикан), в Нотр-Дам-де-Пари, в монастыре в Цетинье (Черногория), в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция), в Музее императорской резиденции Ховбург (Вена).
  • ГВОЗДИ , которыми Иисус был прибит к кресту. До сих пор непонятно, сколько всего было гвоздей. Артефакты представлены в базилике Святого Иерусалимского Креста (Рим), в кафедральном соборе Святого Петра (Трир, Италия), в соборе Рождества Богородицы (Милан), в Музее истории искусств в Вене, в Нотр-Дам-де-Пари, в соборе Дуомо-ди-Монца (Милан), в храме Христа Спасителя (Москва).
  • ТИТЛО - дощечка с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский» - в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме.
Увидеть дощечку с надписью «INRI» можно в Риме
  • КОПЬЕ , которым римский воин Лонгин проткнул грудную клетку распятого Христа, хранится в храме Эчмиадзин (Ереван, Армения).
  • ПЛАТ ВЕРОНИКИ (Вуаль Вероники) - нерукотворное изображение Спасителя, появившееся на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда он нес крест на Голгофу. Хранится в соборе Святого Петра в Риме.
  • ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ находится в соборе Нотр-Дам-де-Пари.
  • ШИПЫ ИЗ ТЕРНОВОГО ВЕНЦА (около 70): в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме, в церкви Святого Иоанна Крестителя в Венеции, в Музее истории искусств в Вене, в базилике Святителя Николая в Бари (Италия), в сокровищнице кафедрального собора Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) в итальянской Генуе.
  • ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА - хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в итальянском Турине.

Собор Иоанна Крестителя в Турине, где хранится знаменитая плащаница
  • СВЯТАЯ КРОВЬ ХРИСТОВА - поклониться сосуду с реликвией можно в базилике Святой Крови в Брюгге (Бельгия).

Ужасные мучения Христа


А.И.Ракитин, 2009

"Загадочные преступления прошлого", 2009

Всякому, хоть раз в жизни бывавшему в христианском храме, хорошо известно, что подразумевается под понятием "распятие". Между тем, классический вид христианского распятия, изображающего Спасителя на кресте, является не только весьма условным, но и прямо несоответствующим исторической правде. Разумеется, в сакральном символе бессмысленно (да и не нужно) искать точности исторического документа, но тем интереснее с точки зрения человека 21-го столетия разобраться в том, что же именно представляло собой распятие, как способ казни?

Под распятием в настоящем очерке будет пониматься укрепление приговорённого к смерти человека на вертикально стоящей поверхности с целью прерывания его жизни длительным статическим воздействием силы притяжения. Именно такое, несколько корявое на первый взгляд определение, как нельзя точнее передаёт сущность этой весьма необычной казни.

"Самая ужасная из всех казней, какие придумали люди"- так высказался о распятии Цицерон. Появилась эта чудовищная казнь в Малой Азии и во времена греко-персидских войн стала известна грекам. Мы знаем, что Александр Македонский велел распять на кресте врача, который оказался не в силах спасти жизнь его другу Гефестиону. Много позже - в 166 г. до н.э. - наместник селевкидов в г. Иерусалиме Позрет Ресит велел казнить посредством распятия грека Казолуя, еретика и чародея.

Уже от греков распятие стало известно римлянам. Чрезвычайная мучительность смерти на кресте сделала её излюбленным способом казни рабов. Известна сатира Ювенала, в которой автор издевается над римской матроной (женщиной благородного звания), решившей по собственной прихоти распять раба.

Ввиду особенностей казни (об этом будет написано ниже) римляне не распинали приговорённых к смерти в пределах городской черты. Здравый смысл и развитые представления об общественной гигиене не позволяли им оставлять большое число разлагающихся трупов в местах массового проживания людей. Поэтому место для распятий, именуемое по латыни sestertium, было вынесено далеко от стен Рима и помещалось в лесу. Известно, что особый палач, предназначенный городскими властями только для распятия людей, проживал рядом с этим местом. Он не снимал тел с крестов (у римлян вообще не было традиции снимать тела распятых), а занимался тем, что исполнял приговоры в отношении смертников и готовил места для новых распятий. В sestertium"е, видимо, одновременно находилось большое количество распятых тел; счёт их, возможно, шёл на сотни или даже тысячи. Сейчас даже трудно вообразить настоящий частокол из тел разной степени разложения на крестах всевозможных видов. Это было своеобразное кладбище, только трупы в нём не прятались в землю, а выставлялись напоказ... Огромное число птиц кормилось человеческими останками, удивительно даже, как это Голливуд до сих пор не использовал sestertium в своих поделках; подобный видеоряд, думается, потряс бы воображение современных зрителей.

Римляне широко использовали распятие как средство казни мятежников. Вот всего пара цитат: "Солдаты в своём ожесточении и ненависти пригвождали пленных для насмешки в самых различных направлениях и разнообразных позах. Число распятых до того возрастало, что нехватало места для крестов и недоставало крестов для тел. (...) После предварительного бичевания и всевозможного рода пыток они были распяты на виду (защитников - прим. murders site) стены. Тит хотя жалел этих несчастных, которых ежедневно было приводимо пятьсот человек, а иногда и больше, но с другой стороны, считал опасным отпускать на свободу людей, взятых в плен силой (...)" (Иосиф Флавий. "Иудейская война", кн. 5, гл. 11) ; "Пленные были беспощадно распинаемы, и вообще восстание было задушено с неслыханным прежде количеством казней" (Т. Моммзен. "История Рима", кн.5, гл. 1). В первом случае речь идёт о восстании в римской провинции Иудея, во втором - о восстании Спартака.

Разумеется, римляне знали, что делали. Они вполне могли отрубить пленникам головы или, скажем, повесить их. Но они предпочли распятие всем другим видам казни прежде всего из-за огромной силы его психовизуального воздействия. Раб, увидевший другого раба на кресте, уже никогда не поднимет восстания - наверное так рассуждали римские военначальники, санкционируя массовые казни пленных именно посредством распятия.

Римляне распинали смертников на перекрещивающихся деревянных брусьях, именовавшихся "крестами". Существовало три основных вида крестов: "тау"-образные (Т), "экс"-образные (Х) и, уж извините за тавтологию, "крестообразные" (+). Кресты изготавливались сравнительно небольшого размера, во всяком случае, много меньше того, какими их изображают на иконах либо в настенных росписях христианских церквей. Подавляющее большинство римских крестов имело длину около 3,3 м., лишь некоторые достигали 3,7 м. Если учесть, что часть креста уходила в землю при установке, а верхняя перекладина крепилась отнюдь не на самом верху столба (кроме Т-образных крестов), то получится, что ноги смертника находились всего на 0,5-0,8 м. от грунта. Кресты не имели подставок под ноги, которые иногда можно видеть на католических распятиях; ноги смертника выворачивались таким образом, чтобы ступни его прилегали к вертикальной поверхности. Смертник не обязательно располагался на кресте головой вверх, вообще говоря, положение его тела могло быть произвольным, вплоть до того, что его прибивали головою вниз. Римское закон никак не ограждал право приговорённого умереть согласно выработанному регламенту и никак иначе.

Известно, что осуждённых на казнь римляне имели обыкновение подвергать порке "флаграми" (бичами в концы которых вплетались свинцовые или костяные грузила). Известны "флагры" с 1, 2 или 3 концами, большое их количество найдено при раскопках Помпей и Геркуланума. Удар подобным бичом оставлял рассечение кожи длиной до 4 см. Считается, что число ударов "флагрой" не превышало 39 ("сорок без одного"), поскольку от большего их числа приговорённый мог умереть раньше времени, но это правило, скорее всего, соблюдалось не очень строго. На Туринской плащанице, например, можно видеть большое число повреждений кожи, оставленных ударами "флагр" (предпринимались попытки сосчитать количество ударов, полученных завёрнутым в плащаницу человеком. Считается, что ему нанесли 57 ударов 3-хвостовой "флагрой", 18 - 2-хвостовой и 21 - 1-хвостовой. Можно усомниться в точности подсчёта, но в любом случае следует признать, что суммарное количество перенесённых смертником ударов значительно превышало 39). Лишь после порки смертника римляне приступали к укреплению его тела на кресте.

Как практически осуществлялось распинание? Двумя способами, выбор между которыми оставался за палачом.

Первый: смертника укладывали на собранный крест, располагавшийся горизонтально, пригвождали его руки и ноги, после чего крест устанавливали вертикально. В ходе таких манипуляций человек испытывал жесточайшие мучения из-за постоянного сотрясения креста.

Второй: собранный крест устанавливали вертикально и лишь после этого прибивали к нему смертника.

В какие части тела палач забивал гвозди? Вопрос кажется странным, поскольку всем прекрасно известен вид традиционного распятия, используемого в христианской религии в качестве образа казнённого на кресте Христа. Из рассмотрения подобного распятия можно заключить, что гвозди забивались в ладони и ступни смертника. Между тем, даже простейшее размышление над физической стороной процесса наводит на мысль, что настоящее распятие никак не могло осуществляться подобным образом. Плоть человеческих ладоней тонка и мягка, она сравнительно легко протыкается и прорывается, а потому массивное тело никак не может быть удержано на весу всего двумя гвоздями, вбитыми в ладони - железо просто-напросто прорвёт плоть.

Обстоятельство это серьёзно смущало как врачей-анатомов, так и художников, ставивших перед собою задачу натуралистично изображать распятие. Первая достоверно известная попытка реконструировать подлинное распятие была осуществлена в 1801 г. в Великобритании. Тогда Королевская Академия искусств выкупила труп повешенного убийцы Джеймса Легга у госпиталя, куда тот был сдан для анатомических опытов, и в присутствии членов академии - скульпторов и художников - было осуществлено его распятие на кресте. Убедившись, что тело не может висеть будучи прибитым к кресту через ладони, англичане оказались вынуждены прибегнуть к помощи верёвок, которыми они притянули локти к поперечной перекладине.

Много позже реконструкцией казни на кресте занялся доктор Пьер Барбе, врач из госпиталя Св. Иосифа в Париже, увлечённый изучением Туринской плащаницы. В 1930-х гг. он провёл около 40 экспериментов на трупах и отдельных человеческих конечностях, в ходе которых доказал, что человеческое тело не может быть удержано вертикально на кресте в случае забивания гвоздей в ладони. По мнению Барбе, палачи должны были забивать гвозди только так, как это видно на Туринской плащанице - в место схождения лучевой и локтевой костей у запястья, именуемое анатомами "пятном Дестота". Сделанное открытие Пьер Барбе использовал как одно из доказательств подлинности христианской реликвии.

Раз уж пришлось упомянуть о Туринской плщанице, добавим, что вопрос её подлинности имеет несколько существенных аспектов. Один из таковых существенных аспектов состоит в том, что необходимо доказать её истинную подлинность в сравнении с другими "подлинными" плащаницами. Дело в том, что в Средние века католики в силу присущей их церкви меркантильности и стремлении извлекать практическую выгоду из христианской идеи, понаделали огромное количество "подлинных плащаниц" ; исторические предания сохранили упоминания о более чем сотне таких артефактов, разбросанных по соборам Западной Европы. Сами того не понимая, католики грубо девальвировали, обесценили идею почитания святых реликвий. Достаточно сказать, что даже сейчас - в 2007 г. - в Западной Европе католиками сохраняются и почитаются "подлинными" 26 плащаниц (напр., в Безансоне, Ксабрегасе, Шампье, Турине и др. местах), кроме того выставлены на обозрение сразу 2 "подлинные" чаши Иосифа Аримафейского (т.н. Грааль), а терновый венок, который якобы был помещён на голову Спасителю, в настоящее время не имеет ни одной колючки - за минувшие столетия все они были обломаны и проданы или подарены "в розницу". Кстати, попытки сосчитать число разошедшихся по миру "шипов" из этого тернового венца, даёт число более 300 (!). Такого количества колючек нет вырастает даже на целом кусте терновника. Правда, объективности ради следует признать, что в новейшую эпоху католическая Церковь перестала настаивать на том, что имеющиеся в её распоряжении плащаницы являются подлинными артефактами. Нынешняя точка зрения Ватикана на эти реликвии сводится к тому, что они считаются "иконами" на ткани, т.е. изображениями, призванными пробуждать религиозные чувства, и отнюдь не аутентичны тем пеленам, в которое было завёрнуто тело Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пьер Барбе посчитал доказаным, что гвозди распинаемым забивали не в ладони, а в место на предплечьи сразу позади запястья. Его исследования дали и ещё один неожиданный результат: дело в том, что через "пятно Дестота" проходит крупный нерв, передающий импульсы к пальцам руки, и забиваемый гвоздь неизбежно должен был этот нерв задеть. А в этом случае большой палец руки рефлекторно заворачивался внутрь ладони, остальные же пальцы оставались прямыми. Подобное загибание большого пальца к центру ладони наблюдалось у покойников спустя даже несколько дней после смерти, а значит, тем более такое явление д.б. проявляться у живых людей.

Примечательно, что некоторые иконы, датируемые концом 12 - началом 14-го веков, изображают распятого Спасителя как раз с гвоздями в запястьях и пригнутыми к ладоням большими пальцами рук. На более поздних иконах традиция подобного изображения распятия исчезает. Объяснение этому любопытному факту может быть одно: европейские иконописцы 13-го века могли видеть распятых людей во время крестовых походов и путешествий в Палестину, захваченную крестоносцами; арабы иногда распинали пленных христиан и будущие художники анатомически точно воспроизводили то, что видели своими глазами. Позднее информация о сделанных наблюдениях забылась и распятия приобрели свой канонический, но не соответствующий действительности вид.

Такова была версия Пьера Барбе, основанная на косвенных соображениях и опытах над покойниками. Долгое время она не находила подтверждения, поскольку археология не располагала ни одним скелетом распятого человека. Но в июне 1968 г. в Иерусалиме были сделаны находки, позволившие впервые в точности реконструировать способ казни через распятие.

Распятие, крестная казнь (Мф. ХХIII, 34, XXVII, 31 и др.). Распятие от древних времен служило самой жестокой и вместе самой позорной смертной казнью и доселе еще существует между индусами и китайцами. Римляне считали распятие самой позорной , на которую осуждались только одни изменники и великие злодеи (Лк. ХХIII, 2). Оно считалось проклятой смертью (Втор. ХХI, 22, 23, ). Ибо написано , говорит ап. Павел: проклят всяк, висящий на древе . Отсюда сила выражений в посланиях ап. Павла: к Коринфянам (), к Филиппийцам (II, 8), Евреям (XII, 2). Как скоро произносился приговор: ты осужден на распятие, осужденный был обнажаем с оставлением только узкого препоясания вокруг чресл, привязываем до груди к крестному древу и затем его мучительно били прутьями, или бичами, сделанными из кожаных полос (), что уже одно нередко причиняло смерть. После бичевания преступника заставляли нести весь крест или часть оного к месту казни. Местом казни обычно служило какое-либо возвышенное место вне города и близ большой дороги. Кресты были различной формы: трехчастный, вроде греческой буквы тау – Т, четырехчастный – квадратный +, или продолговатый †, – и косвенный, вроде греческого X. Неопровержимое основание имеет для себя четырехконечная форма креста Христова, что только этот крест удовлетворяет показаниям всех евангелистов. Что касается до древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространенное мнение, что он был сделан из 3 дерев: из кипариса, певга и кедра. Об этом повторяется и в песнях церковных и в молитвах (). Крест врывали в землю, а в высоту иногда он простирался, как говорят, от 10 до 15 футов, так что ноги страдальца обыкновенно отстояли от земли на 4 фута. Поперечная перекладина обыкновенно бывала от 7 до 8 футов в длину. В середине или близ середины верхней части креста находилась перекладина, на которую преступника поднимали веревками; и вот, предварительно сняв с него одежды, его сначала привязывали к крестному древу и затем пригвождали к кресту его руки и ноги острыми железными гвоздями. Иные думают, что при распятии пригвождались только руки, а ноги просто привязывались веревками. Конечно, и веревки употреблялись для прикрепления ног, чтобы потом легче было их пригвождать. Но Сам Спаситель, уверяя учеников Своих в Своем воскресении, указывал им на язвы на руках и на ногах (). Чтобы несколько облегчить страдания преступника, было в обычае давать ему вино, смешанное со смирной. Господь Спаситель не принял оное (), возжелавши претерпеть в полном сознании до самого конца все мучения этой ужасной смерти. Уксус также служил освежительным питьем для римских воинов, и, когда подали оный Ему на кресте, Он вкусил несколько этот освежающий напиток. Жар, возбуждаемый гвоздиными язвами, причинял невыносимую жажду (Мф. ХХVII, 18). Преступников обыкновенно пригвождали к кресту четыре римских солдата, назначенные для этой цели, которым обыкновенно отдавалась по жребию одежда распинаемого (Мф. ХХVII, 35). Воины разделили между собою одежды Спасителя и бросили жребий относительно частей оного (). И об одежде Моей (Господа Иисуса), пророчески замечает псалмопевец, бросают жребий. По римскому обычаю, преступление распятого писалось кратко на дощечке, которая сверху прикреплялась к кресту. Она называлась у римлян titulus, или, в русской Библии , надпись (). Растяжение членов после только что перенесенного мучительного бичевания, невозможность сделать малейшее движение без страшной боли, прободение рук и ног острыми гвоздями, и притом в частях тела, самых восприимчивых к мучительной боли, немаловременное висение на кресте с язвами на руках и ногах под лучами солнца, потеря крови и глубокое сознание незаслуженной позорной казни, понесенной Божественным Страдальцем, – все это усиливало до самой высшей степени крестные страдания, которые нередко продолжались до 3 дней и даже более. Вот почему Пилат удивился, узнавши, что Господь предал дух Свой раньше означенного времени (). У римлян осужденный на крестную смерть нередко оставался на кресте дотоле, пока тело его не падало на землю от собственной тяжести; но в провинции Иудейской иудеям было позволено в силу предписаний закона Моисеева () оканчивать страдания осужденных на крестную казнь и прежде солнечного заката. Это производилось различными способами: иногда подкладывали огонь к подножию креста, а иногда перебивали члены их молотом или прободали бок копьем (). При этом нужно заметить, что страдания осужденных на кресте были так велики и ужасны, что она считалась самой ужасной и позорнейшей из всех видов казни. Известный римский оратор Цицерон считал даже самое упоминание о крестной казни недостойным римского гражданина и свободного человека. Но Сын Божий, Божественный и неповинный Страдалец, проливший Свою кровь на этом позорном орудии мучения за грехи всего рода человеческого, через это самое сделал крест символом высочайшей чести и славы, символом искупительной благодати, спасения и вечной жизни. Крест часто упоминается в Свящ. Писании иносказательно вообще для обозначения умилостивительной крестной жертвы Господа Иисуса Христа и его повиновения Своему Отцу даже до смерти (). Как истинные последователи Господа Иисуса Христа, и все мы должны распинать свою плоть со страстями и похотями (). Распинать плоть свою со страстями и похотями мы можем главным образом воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными: например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию и, воспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своего, то сим образом распинаем страсть гнева.

Нам нередко приходилось созерцать репродукции картин мировой живописи с изображением распятия Иисуса Христа. А таких полотен, написанных старыми мастерами разных стран и художественных направлений, большое множество. Однако мало кто из нас задумывался о значении аббревиатуры на табличке над головой Спасителя и о том, почему одни художники изображали на распятии его живым и торжествующим, а иные - мертвым и застывшем в позе мученика.

Распятие на кресте - древний вид казни

Распятие на кресте - вид казни, который был весьма распространен во многих странах мира. Так казнили в Японии, Китае, Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Однако особо часто к ней прибегали в Древнем Риме. И что интересно, она была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождества Христова.


Распятие на кресте у римлян. Автор: Василий Верещагин.

"Причина, по которой людей распинали, часто состояла в том, что, кроме умерщвления, хотелось еще и публично унизить врага на устрашение другим. Сохранились описания того, как палач оставлял распятых в таком положении на пару часов или до заката солнца, а затем убивал их мечом" ,- писал в своих трудах профессор истории Таймон Скрич.

Иисус - вселенская любовь

Однако для многих из нас распятие ассоциируется лишь с одним историческим событием – казнью Иисуса Христа, который по доброй воле взял на себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мученической смертью.


Иконография. Ведение ко Кресту.

В те далекие времена всех инакомыслящих преследовали и карали беспощадно. Но Иисус и его ученики, невзирая на смертельную опасность, несли веру в народ, завоевывали сердце за сердцем, страну за страной и вовсе не оружием - а любовью. Это спустя столетия, когда христианская религия станет иметь под собой государственную основу, начнется насильственное крещение, наступят страшные времена крестоносцев и инквизиции.


На Голгофе. (1841). Автор: Штейбен Карл Карлович.

А до того Сын Божий, любящий всех людей, весь род человеческий, взойдет на Голгофу и будет распят, во имя спасения наших душ. Поэтому в каждом из нас есть искра Божия и все мы ходим с нею в сердце, и верующие, и неверующие. И все жаждем любви и добра.

Да, мы знаем, "что Христос умер на кресте, но мы знаем и то, что потом он воскрес, и то, что страдал он добровольно, чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно".

Образ Спасителя в православии и католицизме

В католицизме и православии существуют не только различия в форме креста (первый - четырехконечный, второй - восьмиконечный), но и в самом образе Иисуса Христа на нем. Так, до 9 столетия в иконографии Спаситель изображался на распятии не только живым, но и торжествующим. А начиная с 10 века, в Западной Европе начали появляться изображения мертвого Иисуса.


Распятие Христа. Автор: Виктор Михайлович Васнецов.

На православной интерпретации распятия облик Христа так и остался торжествующим. На кресте он "не умирает, а свободно простирает руки, ладони его открыты, будто хочет обнять все человечество, даря ему свою любовь и открывая путь к вечной жизни."


Распятие.(1514 год.) Автор: Альбрехт Альтдорфер.

В католическом же распятии изображение Христа намного реалистичней. На нем изображают Иисуса мертвым, а иногда и с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах. В иконографии проявляются все страдания истязаемого человека и муки, которые пришлось испытать Сыну Божьему. На его лице следы невыносимой боли, руки провисли под тяжестью тела, которое очень правдоподобно изогнуто.


Рогир ван дер Вейден.

На католическом кресте Христос мертв, в нем нет торжества победы над смертью, того торжества, что видим в православной иконографии.


Распятие. Автор: Андреа Мантенья.

Крест сопровождает христианина всю его жизнь, он его видит и в храмах и носит на груди как защиту. Поэтому каждому интересно будет узнать о значении аббревиатуры на титле распятия.

Надпись на орудии казни Спасителя - "I.Н.Ц.I.", она же - "I.N.R.I", а в некоторых восточных церквях -"I.N.B.I." расшифровывается как "Иисус Назорянин Царь Иудейский". Первоначально эта фраза была написана на табличке на еврейском, греческом, римском языках и прикреплена к кресту, на котором принял мученическую смерть Христос. Согласно закону того времени такие надписи полагались каждому осужденному на смерть, чтобы все могли узнать о вине которую ему инкриминировали.


Титло INRI (лат. titulus) - христианская реликвия, найденная в 326 году императрицей Еленой.

Как известно со Священного писания, Понтий Пилат не нашелся, как по другому описать вину Христа, поэтому на табличке появились слова «Иисус Назорянин Царь Иудейский»

Со временем эту надпись в иконографии заменили аббревиатурой. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНВІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).


Иисус на кресте. Автор: Хусепе де Рибера.

Существует также иная православная надпись - «Царь мира», в славянских странах - «Царь славы». Кроме того, в православной Византии сохранились гвозди, которыми Сын Божий был прибит к кресту. Согласно жизнеописанию Иисуса точно известно, что их четыре, а не три как принято изображать на католическом распятии. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями - каждая по отдельности. А изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине 13 столетия.

Распятие имеет еще несколько аббревиатур: над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель.

Распятие в немецкой живописи

Многие живописцы, обращаясь к этой теме, привнесли в историю искусства множество различных интерпретаций этой казни. Слово "crux" в переводе с латинского "крест" изначально имело более широкий смысл, и могло обозначать любой столб, на котором вешали приговоренных к смерти. К примеру, на многих полотнах видим распятие Спасителя на Т-образном кресте.


Автор: Лукас Кранах Старший.
Альбрехт Альтдорфер. (1520).


Автор: Ганс Мемлинг. 1491 год.
Автор: Ганс Мемлинг.
Автор: Робер Кампен.
Автор: Маттиас Грюневальд.

Распятие в испанской живописи

Как видим на распятиях лучших мастеров испанской живописи нет никакого фона, никаких многофигурных композиций – только фигура самого Иисуса.


Автор: Эль Греко
Автор: Франсиско де Сурбаран.
Автор: Франциско Гойя.
Автор: Диего Веласкес.


Автор: Джованни Беллини.
Автор: Паоло Веронезе.


Распятие Иисуса. Автор: Карл Брюллов.
Автор: Василий Верещанин.
Автор: В.А. Котарбинский.
Автор: В. Л. Боровиковский.
Распятие Христа. Автор: Михаил Нестеров.
Распятие Христа. В. В. Беляев. Мозаика храма Воскресения Христова. Санкт-Петербург

Казнь и смерть Христа была сопровождена грозными явлениями природы: землетрясением, громом и молнией, померкнувшим солнцем и багровой луной, что и видим в работах некоторых живописцев.


Автор: В.А. Голынский.

Возвращаясь к истории страшной казни на кресте, хотелось бы заметить, что Римский император Константин, приняв христианство, в 4 веке нашей эры ввел указ на запрет казни через распятие. Однако спустя 1000 лет она вернулась на другом конце Земли - так казнили христиан в Японии. В 1597 году в Нагасаки были распяты 26 христиан, и далее, на протяжении следующего столетия еще сотни людей были казнены в такой ужасающий способ.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится


    0 0 0

Поделиться: