«Севморпуть» взял курс на остров Котельный. Лихтеровоз для особых поручений


«Капитан посмотрел с крыла мостика на левый борт своего корабля. Буксиры затолкали большую баржу в кормовой лифт и дали задний ход. Лифт поднялся на несколько метров, и баржа опустилась на стоящие на рельсах тележки. Когда палуба лифта сравнялась с палубой третьего грузового отсека, открылись ворота в огромный грузовой трюм корабля.

Можете не беспокоиться, товарищ генерал, - капитан засмеялся. - Это большой корабль, и он обладает отличными мореходными качествами даже при такой малой загрузке.

Малой загрузке? - удивился генерал. - Вы погрузили на борт больше половины боевого снаряжения моей дивизии!

Грузоподъемность корабля превышает 35 тысяч метрических тонн. Ваше снаряжение занимает много места, но весит сравнительно мало.

На нижних палубах под бдительными взглядами расхаживало свыше тысячи солдат 234-й гвардейской воздушно-десантной дивизии".
Так описывает Том Клэнси в своем романе «Красный шторм поднимается» загрузку в лихтеровоз «Юлиус Фучик» российской дивизии, которая несколько позже мгновенно захватит Исландию. Судно на ходу выгружало в океан суда на воздушной подушке и самоходные десантные баржи, а прямое попадание в корпус противокорабельной ракеты «Гарпун» не причинило гиганту существенного вреда.

Описывая советский суперлихтеровоз, Том Клэнси выдумал только название судна - в реальной жизни оно называлось «Севморпуть». О нем до сих пор предпочитают особо не рассказывать, а изображения, казалось бы, гражданского корабля приходится разыскивать, как секретные разведданные.
Всего за один рейд атомный лихтеровоз «Севморпуть» обеспечивает на год продовольствием, одеждой и оборудованием все поселения на Крайнем Севере. Для него не является препятствием лед метровой толщины.
Он может, не приближаясь к берегу, передать гуманитарную помощь правительству братской республики, борющейся за свою независимость с капиталистическими агрессорами, или незаметно для международных наблюдателей забросить в Ирак или Кувейт оборудование для нефтедобычи.

Спецзадача
Проект судна был разработан в 1978 году в ленинградском Центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект» по спецзаданию правительства СССР. Строился «Севморпуть» в Керчи, на закрытом заводе «Залив», и был спущен на воду в 1988 году. Первоначально планировалось построить два атомных судна подобного типа, но с развалом СССР работа над двойником так и не была завершена.
География плавания судна - весь мир. За счет ядерной установки атомоход может находиться в плавании неограниченное количество времени. «Севморпуть» также оборудован установкой для сжигания судовых отходов, производительностью 50 кг/ч, 5 установками очистки и обеззараживания сточных вод, что обеспечивает автономное существование двухсот членов экипажа.

Секретное оружие
При полной загрузке «Севморпуть» может принять на борт 74 лихтера весом 300 т каждый. Лихтеры, специальные грузовые контейнеры, имеющие герметичный корпус, могут плавать как баржи. Уникальность лихтеровозов заключается в том, что их эксплуатация позволяет избежать капитальных затрат на строительство глубоководных портов в местах назначения грузов. Лихтеровоз незаменим при доставке товаров и снаряжения в необорудованные и плохо освоенные места. После того, как лихтер окажется за бортом, его подхватывает буксирный корабль и тащит к берегу. При необходимости буксир может подтащить лихтер и к речному порту. Низкая осадка лихтеров позволяет пришвартовывать их прямо к берегу. После выгрузки пустые баржи возвращаются буксирами на лихтеровоз, когда он идет обратным курсом.

Палуба атомохода «Севморпуть» оборудована специальным погрузочным краном «КОНЕ», который выполнен в виде буквы «П» и может перемещаться по рельсам вдоль корпуса судна. Прочность палубы такова, что лихтеры устанавливаются в два яруса по высоте, еще один ряд находится в трюмах. При помощи самобалансирующихся захватов кран быстро спускает лихтеры на воду - все операции производятся через корму, которая имеет скос, как у китобойного судна. В крайних случаях, когда акватория находится под наблюдением, лихтеровоз может производить разгрузку не только во время остановки, но и в движении. Зачем это нужно, доходчиво описал Том Клэнси.

Миссия выполнима
Лихтерный флот был популярен в середине 70-х годов. В то время Советский Союз активно осваивал районы Крайнего Севера и помогал развивающимся странам как одеждой и продовольствием, так и оборудованием для разведки и добычи нефти. Этим и обусловлена география плавания «Севморпути»: несмотря на свою «ледокольную специализацию», он переправил больше грузов во Вьетнам и Саудовскую Аравию, чем на Север.
«Тогда без лихтеров было не обойтись: нефтяное оборудование прямо с них перебрасывали на грузовики и увозили в пустыню» , - вспоминает Сергей Перевозчиков, заместитель директора департамента технической эксплуатации атомного флота Мурманского морского пароходства, в котором сейчас прописан «Севморпуть». Основной причиной, почему лихтеровозы не получили широкого распространения, стал распад системы централизованного снабжения СССР. Из-за нехватки средств были передислоцированы военные поселения, прекращены картографические съемки земной поверхности.
Внутренний грузооборот за 10 лет уменьшился более чем в 10 раз: в 80-х годах только в районы Крайнего Севера отправляли порядка 2 млн т грузов народно-промышленного назначения, а в конце 90-х - всего 250 тыс. т, из которых более половины приходится на сырье. Свой последний рейс в качестве лихтеровоза «Севморпуть» совершил весной 1992 года.

Атомное сердце
С момента своего схода с верфи атомоход перевез более 1,5 млн т грузов, при этом его энергетическая установка перезаряжалась всего дважды: первый раз - в 1994 году, затем - в 2001 году.
С 1998-го по 2001 год атомоход стоял: у Мурманского пароходства не было средств на закупку ядерного топлива.

«Севморпуть» приводится в движение электротурбинной установкой мощностью 29 420 кВт (44 тыс. л.с.), которая раскручивает гребной винт до 115 об./мин. Специальная насадка на винт из стали высокой прочности позволяет судну идти сквозь воду, которая на 90% состоит из крупной ледовой крошки. Главная турбина приводится в движение паром, который выбрасывается из сопла атомной установки под давлением 30 кгс/см3 и температурой 3000С. На случай отказа главной энергетической установки «Севморпуть» оборудован котлом аварийного хода, который работает на дизельном топливе и выдает 50 т пара в час при температуре 3600С и давлении 25 кгс/см3. На атомоходе также установлены три турбогенератора по 1700 кВт каждый и 5 резервных генераторов, работающих на дизельном топливе, общей мощностью 1400 кВт.

Принцип действия атомной энергетической установки основан на нагревании, за счет цепной ядерной реакции, воды высокой степени очистки до температуры 3170С. Находясь под высоким давлением, вода не закипает и поступает в парогенератор, где и превращается в пар. Затем перегретый пар подается на турбины. Все контуры системы герметичны, что позволяет избежать радиационного загрязнения. После конденсации и ионно-обменной очистки вода снова подается в систему.

За кормой
Но все тайные подвиги атомохода «Севморпуть» остались в прошлом. С 1993 года единственный в России лихтеровоз с ядерной энергетической установкой используется в качестве обычного грузового судна для перевозки морских контейнеров на маршруте Мурманск - Дудинка. Правда, и здесь он пугает конкурентов своей грузоподъемностью: его палуба и 6 трюмов вмещают в двa раза больше, чем другие суда.

Основные характеристики
Тип судна - одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.
Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.

Длина наибольшая, м 260
Длина между перпендикулярами, м 228,8
Ширина наибольшая, м 32,2
Высота борта у миделя, м 18,3
Осадка по летнюю грузовую марку, м 11,8
Осадка спецификационная (для плавания во льдах), м 10,65
Водоизмещение судна в морской воде плотностью 1.025 т/м3 при осадке по летнюю грузовую марку 11,8 м, т
61880
Дедвейт судна при осадке по летнюю грузовую марку, т 33980
Дедвейт судна при спецификационной осадке, т 26480
Размер грузовых люков в свету:
- длина, м 20,6
- ширина, м 19,05
Скорость хода судна при средней осадке 10 м и мощности ГТЗА 29420 кВт, узел 20,8

December 30th, 2014

В Североморске закончен первый этап восстановления одного из самых уникальных в мире кораблей. Это единственный транспортный корабль с атомной силовой установкой - лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».

В доке 82-го Судоремонтного завода он прошёл процедуру восстановления и покраски корпуса. И теперь «Севморпуть» готовится к полномасштабному ремонту и вводу в эксплуатацию.

Операция по выведению лихтеровоза из дока началась в понедельник днем. Ремонтные работы на судне «Росатомфлота» проводились с 1 октября этого года. По информации «Росатомфлота», в них были задействованы 154 производственных рабочих и 50 инженерно-технических специалистов ОАО «82 судоремонтный завод». «Лучшей оценкой результатов трудового коллектива предприятия стала лицензия Российского морского регистра судоходства, выданная ФГУП «Атомфлот» сроком на пять лет», - отмечают в компании.

«Качество и оперативность работы, исполненной коллективом «82 судоремонтного завода», приятно удивили. Судоремонтники показали, что как и раньше работают на высоком уровне», - приводятся в сообщении слова первого заместителя генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки. Он уточнил, что последнее докование «Севморпути» на судоремонтном заводе было в 2005 году, и на предприятии были опасения, не растеряли ли навыки специалисты.

По мнению судоремонтников, выполненный комплекс работ является сложнейшим, а по объемам может сравниться только с операциями на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий». С января будущего года на атомном лихтеровозе-контейнеровозе «Севморпуть» продолжится заводской ремонт. Ходовые испытания судна запланированы на начало 2016 года.

Ледокольно-транспортное судно «Севморпуть» находилось в эксплуатации с декабря 1988 года. В связи с выработкой назначенного ресурса реакторной установки (свыше 100 тысяч часов) и отсутствием востребованности лихтеровоз в марте 2007 года переведен в режим отстоя, а установка - в режим длительного хранения с возможностью последующего использования. В конце 2013 года генеральный директор Росатома Сергей Кириенко подписал приказ о восстановлении атомохода «Севморпуть».

А мы с вами давайте вспомним историю этого корабля …

Фото 2.

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» — единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88. Проект судна разработан на основании совместного решения Минморфлота и Минсудпрома № С-13/01360 от 30.05.78 в соответствии с техническим заданием на его разработку. Корпус судна спроектирован и построен на категорию ледовых подкреплений «УЛА» в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР изд.1981г.

Судно спроектировано, построено и эксплуатируется с учетом выполнения отечественных и международных правил, конвенций и норм, в том числе:

  • Кодекса ИМО по безопасности ядерных торговых судов;
  • Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе;
  • Норм радиационной безопасности;
  • Правил ядерной безопасности;
  • Основных санитарных правил.

Атомоход «Севморпуть» сдан в эксплуатацию 31.12.88г.

С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз «Севморпуть» прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.

Для сравнения: судам типа СА-15, работающим на Дудинской линии пришлось бы выполнить почти 100 рейсов, чтобы перевести такое же количество груза, израсходовав при этом почти 100000 тонн топлива

Фото 3.

Восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» запланировано к 1 марта 2016 года

В конце декабря 2013 года Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко подписал приказ о восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть».

Задачи, которые будут стоять перед контейнеровозом - это традиционное обеспечение Северного завоза, участие в освоение шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, обеспечение развертывания присутствия военных группировок в Арктике, восстановление инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера.

В настоящее время начинаются ремонтные работы, связанные с восстановлением судна. Для ввода в эксплуатацию «Севморпути» необходимо выполнить ремонт судна на класс Регистра, выполнить работы по продлению ресурса ЯЭУ, закупить и загрузить комплект ядерного топлива. Срок выполнения вышеуказанных работ – 1,5 года.

Ранее в соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 24.10.2012 года ядерную установку должны были вывести в режим окончательного останова. Данные работы приостановлены.

Фото 4.

Назначение

Судно предназначено для перевозки:

-лихтеров типа ЛЭШ в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном;

-контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна, погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться береговыми средствами. Ограниченные партии могут быть погружены и выгружены контейнерными приставками лихтерного крана.

Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров.

Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них загруженных лихтеров массой по 450 тонн каждый, установленных в два яруса по высоте, или 20 и 40 футовых контейнеров международного стандарта в три яруса по высоте с максимально допустимой массой каждого контейнера 20,3 и 30,5 тонн соответственно.

«Севморпуть» способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1 м.

Ядерная энергетическая установка не ограничивает дальность и продолжительность плавания.

Фото 5.

Основные характеристики

Тип судна — одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.
Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.

Скорость хода судна при средней осадке 10 м и мощности ГТЗА 29420 кВт, узел 20,8

Фото 6.

Энергетическая установка

Энергетическая установка состоит из:

Главного турбозубчатого агрегата мощностью 29420 кВт и при частоте вращения гребного вала 115 об/мин, работающего на гребной винт регулируемого шага.

Атомной паропроизводящей установки производительностью 215 тонн пара в час, при давлении 40 ата и температуре 290 о С.

Вспомогательной установки:

3 турбогенераторов по 1700 кВт

2 резервных дизель-генераторов по 600 кВт

2 аварийных дизель-генераторов по 200 кВт.

Котел аварийного хода (в случае выхода из строя АППУ) паропроизводительностью 50 т в час при давлении 25 кг/см 2 и температуре пара 360 о С, работающий на дизельном топливе.

Характеристика кранов

На лихтеровозеустановлены подъемные краны:

1.Кран «КОНЕ»:

На лихтерном кране установлены две контейнерные приставки грузоподъемностью по 38,0 т и два вспомогательных крана по 3,0 т. Приставки предназначены для погрузки и разгрузки ограниченных партий 20 и 40 футовых контейнеров в портах, не оборудованных береговыми контейнерными кранами.

2. Два крана грузоподъемностью 16 тонн.

3. Два крана грузоподъемностью 3,2 тонны.

Фото 7.

Лихтеровоз был специально спроектирован для работы на Крайнем Севере. Он самостоятельно может преодолевать лёд толщиной до 1 метра. Его основным назначением в мирное время был северный завоз. Но, как и многие советские сугубо гражданские суда, он имел и военное предназначение. Имея ядерную энергетическую установку, «Севморпуть» обладает практически неограниченной дальностью хода. Он способен доставлять различные грузы в том числе и на необорудованное побережье. Для этого «Севморпуть» может транспортировать лихтеры (баржи) или самоходные транспортные и десантные средства, а также катера и гусеничные плавающие транспортёры.

Фото 8.

В принципе, двойное назначение советских гражданских судов - не новость. Так, атомные ледоколы типа «Арктика» при необходимости могут быть оборудованы двумя 76-мм артустановками АК-726 и четырьмя 30-мм шестиствольными зенитными автоматами АК-630. Справочник «Джейнс файтинг шипс» несколько десятков крупных транспортных судов советского Минморфлота относил к вспомогательным десантным силам ВМФ СССР. Таким же образом «Севморпуть» без существенного дооборудования мог быть использован для перевозки войск, боевой техники и материальных средств в интересах вооружённых сил.

И сегодня одной из главных причин спасения этого уникального корабля стала острая потребность в создании Арктической группировки войск и восстановлении военной инфраструктуры на крайнем севере.

Фото 9.

В ближайшее время база на острове Котельный должна быть расширена, а новые базы появятся в районе Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, а затем ещё в ряде пунктов, расположенных вдоль Северного морского пути. Масштаб работ и объём грузоперевозок, который потребуется для создания сети новых военных баз, требует существенного увеличения транспортных возможностей флота. И такой уникальный корабль, как «Севморпуть», подходит для этих задач как нельзя лучше.

Восстановление и ремонт атомного лихтеровоза продлится до весны 2016 года. В настоящий момент завершается формирование его экипажа. Легендарному советскому кораблю ещё предстоит поработать для восстановления мощи страны.

Советский лихтеровоз «Севморпуть» - это транспортный ледокол, оснащенный атомной силовой системой типа КЛТ-40. Корабль является одним из четырех самых крупных аналогов, предназначенных для не военных действий с ядерным агрегатом. Проектировался и разрабатывался транспортник в Ленинграде (1978 год, ЦКБ «Балтсудпроект»). По заказу правительства СССР судно построено в Керчи на комбинате «Залив». Заложен он был в ноябре 1984 года, спущен на воду в феврале 1986 г. Официальное введение корабля в строй состоялось в 1988 году.

История создания

Лихтеровоз «Северморпуть» - это единственное судно проекта 10081. Были задумки по возведению аналогичного плавательного средства, однако распад СССР повлиял на закрытие работы по КБ «Залив». Рассматриваемый корабль предназначен для перевозки различных грузов контейнерным способом в удаленные северные регионы страны. Маневренность судна во льдах осуществляется при толщине до одного метра.

На первых испытаниях лихтеровоз «Северморпуть» эксплуатировался на международном направлении по маршруту Одесса - Вьетнам - Владивосток - КНДР. Примечательно, что данный корабль может работать и в теплых водах. Последующая эксплуатация судна проводилась на участке Мурманск - Дудинка - Мурманск. В 2007 году специалистами Ростехнадзора была проверена атомная установка корабля. В заключении сказано, что оборудование соответствует нормативным требованиям и обеспечивает радиационную безопасность.

В августе того же года мурманское пароходство объявило о переоборудовании контейнеровоза в плавучее буровое судно. По плану переориентации, за полтора года должны быть сделаны работы по переориентации контейнера. Основной причиной такого решения стала низкая тарифная ставка в эксплуатации лихтеровозов. Этому плану не суждено было состояться. Зимой 2008 года проект по переоборудованию был отменен, а судно передано под юрисдикцию другого оператора.

В 2008 году (август) лихтеровоз «Северморпуть» был окончательно передан в состав атомного ледокольного флота ФГУП Атомфлот. Осенью следующего года гендиректор компании В. Рукша заявил, что данное судно стоит без работы. Если текущая ситуация будет иметь место и далее, его придется сдать на разборку. И это невзирая на то, что его рабочий потенциал составлял на тот момент не менее 15 лет.

Официальная документация свидетельствует, что атомную установку должны были окончательно остановить к концу 2012, началу 2013 года. Уже в июне 2013 года ядерный силовой агрегат корабля был полностью заглушен. На этом перипетии с рассматриваемым плавсредством не заканчиваются. По указу генерального директора Росатома в конце 2013 года начались работы по восстановлению атомного лихтеровоза «Северморпуть». В планах: возобновление функционирования ядерной установки, закупка и загрузка соответствующего топлива. Планируемая дата ввода судна в полномасштабную эксплуатацию - март 2016 года. Основная задача корабля на перспективу - освоение и разработка шельфа Павловского рудного месторождения. Как заявил гендиректор, судно будет востребовано, поскольку его аналогов не имеется.

Обновление

Доработка корабля предполагала замену части оборудования и инженерных элементов. Обновленный «Севморпуть» - лихтеровоз, который должен был оборудоваться двумя дополнительными кранами, новой системой очистки сточных вод, более совершенными трубопроводами и насосными установками. Кроме того, появилась современная радиолокационная станция. Стоимость модернизации на то время составила более 55 миллионов рублей.

В ноябре 2015 года судно вернулось в Мурманск. В мае 2016 года модернизированный корабль вышел в первый рейс, который пролегал к острову Котельный. На борту контейнеровоза находились строительные материалы и продукты питания. На последний момент, ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» является единственным действующим образцом в своем классе, используемым в качестве двигателя атомную силовую установку.

Технические характеристики

Ниже приведены основные параметры технического плана рассматриваемого корабля:

  • Изготовитель - Керченский судостроительный завод.
  • Год выпуска - 1988.
  • Водоизмещение - 61,8 тысячи тонн.
  • Длина/ширина/высота - 260/32/18 метров.
  • Осадка - 1180 мм.
  • Силовой агрегат - атомная установка ГТЗА-684 ОМ5.
  • Показатель мощности - 39,4 тысячи конских сил.
  • Управление - регулируемый винт с четырьмя лопастями.
  • Предел скорости - 21 узел в час.
  • Грузоподъемность - 74 лихтера либо 126 20-ти футовых контейнеров.

Описание

Атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» представляет собой морское несамоходное судно, которое предназначено для транспортировки различного типа грузов. При этом обеспечивается их обработка даже при отсутствии причалов, выполняется проведение разгрузочно-погрузочных манипуляций, в случае невозможности захода судов в порт по причине большой осадки.

Рассматриваемый корабль обладает массой порядка 300 тонн, благодаря абсолютно герметичному корпусу может находиться в воде самостоятельно, наподобие баржи. Низкая осадка позволяет подтащить транспорт максимально близко к берегу при помощи подходящего буксира.

Уникальность судна заключается в возможности его эксплуатации без наличия глубоководных пристаней. Это позволяет доставлять грузы в места, совершенно не оборудованные для подобных целей. Трюмы и палубы корабля дают возможность перевозить до 74 контейнеров, которые укладываются специальным краном в два ряда. Используя специфические захваты, погрузочное устройство фиксирует лихтеры жестко. Спуск груза на воду производится через При необходимости, разгрузка может производиться без остановки судна.

Силовой агрегат

Лихтеровоз «Севморпуть», фото которого представлено выше, оборудован энергетической установкой, позволяющей находится неограниченный период времени в пути. Основной атомный агрегат производит пар, а тот приводит в движение турбину. В качестве резервного двигателя выступает дизельный мотор, нагревающий котел и выдающий порядка 50 тонн пара в час.

Контейнеровоз оснащен тремя турбинными генераторами, мощностью по 1700 кВт, а также пятью аварийными аналогами, суммарная сила которых составляет 1400 кВт. Корабль имеет гребной винт с регулируемым шагом, что позволяет обезопасить его от поломки при ударе лопастей о крупные льдины. Кроме того, на атомоходе предусмотрено приспособление для сжигания отходов, производительность которого составляет 50 килограмм в час. Также имеется система очистки и дезинфекции забортного льда, что обеспечивает автономное пребывание для членов экипажа. К услугам команды предоставлена сауна, бассейн, спортивный зал, отдельные каюты.

Современная история

Лихтеровоз «Севморпуть», характеристики которого приведены выше - это единственное в мире транспортное судно, оборудованное атомной установкой. Контейнеровоз провел на стоянке немало времени (с 2007 по 2013 год). Однако на списание корабль не попал, а успешно завершил ходовое тестирование после двухлетнего ремонта. После доработки палубы и кают планируется определить для атомохода привычный режим работы. Как заявляют отечественные и зарубежные специалисты, «Севморпуть» - это настоящий прорыв 21-го столетия.

Корабль возведен в 1988 году, способен практически сам обеспечить весь северный завоз на территории российской Арктики. Сейчас транспортный лихтеровоз готов выйти на полярные экспедиции, при этом его ресурс составит не менее 15 лет.

В завершение

Гражданское использование лихтеровозов активно начало развиваться в 70-е годы прошлого века. Это связано с активизацией освоения полярных широт, а также доставкой нуждающимся странам. Основной причиной спада эксплуатации подобных судов стал распад СССР и отсутствие централизованного снабжения. Военные базы расформировывались, а картографические съемки удаленных северных территорий были прекращены. Стоит отметить, что за всю историю службы атомный лихтеровоз «Севморпуть» перевез более полутора миллионов тонн грузов.

Мы продолжаем водить суда, но сегодня пост не про нас.
Сегодня про атомный лихтеровоз "Севморпуть".
6 мая 2016 года это единственное в мире атомное грузовое судно вышло с грузом из Мурманска, чтобы в сопровождении атомного ледокола "Ямал" пройти сквозь льды Северного ледовитого океана до острова Котельный.
Сегодня их караван уже в проливе Бориса Вилькицкого, что омывает самую северную точку материка Евразия - м. Челюскина на полуострове Таймыр.
Фотографии лихтеровоза свежие представить не могу, т.к. наши пути не пересеклись, но порывшись в архивах, покажу старые.

И немножко официальной информации:
МУРМАНСК/ 28 апреля/ БИ-ПОРТ - 27 апреля, атомный лихтеровоз-контейнеровоз Росатомфлота «Севморпуть» встал к причалу ПАО «Мурманский морской торговый порт» под погрузку груза. Единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой впервые за 10 лет выйдет в рейс.
Решение снова ввести в эксплуатацию «Севморпуть» было принято в конце декабря 2013 года генеральным директором госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко. 1 октября 2014 года начался его доковый ремонт в плавдоке СРЗ-82 (Росляково), а 29 декабря ремонт был уже завершен. Ходовые испытания лихтеровоза длились с 30 ноября по 1 декабря 2015 года.
«С точки зрения восстановления судна как такового работы завершены, общая сумма затрат более миллиарда рублей. Часть работ нам еще предстоит. Мы хотим установить на судно два крана, чтобы оно могло самостоятельно работать на припае в Арктике. Стоимость восстановления, прежде всего, связана со стоимостью ядерного топлива. В эксплуатации же судно дешевле обычных из-за того, что ядерное топливо дешевле в эксплуатационном периоде, чем органическое», - рассказал Мустафа Кашка, первый заместитель генерального директора «Росатомфлота».
Погрузка «Севморпути» в Мурманске осуществляется у причала №15 Мурманского морского торгового порта. Из-за разнородности номенклатуры груза портовики используют различные приспособления: синтетические стропы, стальные и цепные стропа, балки и рамы для подъема грузов в упаковках и ящиках. В порту уже осуществлена приемка и выгрузка около 4,5 тысяч тонн груза, общий вес судовой партии должен составить около пяти тысяч тонн.
«Это очередная историческая веха. Мы возобновили историю, мы нашли правильное решение, чтобы сделать технически возможной постановку и обработку судна. Мы надеемся, что этими работами мы докажем, что имеем определенную квалификацию и технические ресурсы, обладаем всеми возможностями для участия в этих арктических проектах», - заявил Александр Масько, генеральный директор Мурманского морского торгового порта.
Использование атомного лихтеровоза для доставки грузов на отдаленные и труднодоступные, но стратегически важные и богатые ресурсами территории открывает новые возможности для ведения здесь экономической и хозяйственной деятельности. Сейчас перед судном стоят задачи по обеспечению Северного завоза, участие в освоении шельфа и разработке Павловского месторождения руд на Новой Земле, а также операции по завозу снабжения в Арктике.
После завершения погрузочных работ в Мурманске «Севморпуть» возьмет курс на остров Котельный архипелага Новосибирских островов. Выход в море намечен на 5 мая. Переход займет 7-8 дней. Общая продолжительность рейса составит до 30 дней. Из-за тяжелой ледовой обстановки в арктических водах в мае судно пойдет под проводкой атомного ледокола «Ямал». На Котельный лихтеровоз доставит около 5,5 тысяч тонн груза, в основном - строительные материалы. Владельцем груза является ООО «Запсибгазпром - Газификация», агент грузовладельца - ПАО «Совфрахт».
«Мы, как игроки транспортного рынка, понимаем, что не так много судов в мире могут работать в Арктике. Выбор произошел сразу, когда мы узнали, что судно будет готово. На решение повлияли два фактора. Первый - безопасность: навигация во льдах всегда связана с большой опасностью, а это судно строилось специально для работы в Арктике. Второй фактор - это размеры. Лихтеровоз может брать много груза, что важно, потому что не так часто получается достигать каких-то точек погрузки-выгрузки в Арктике», - пояснил Карен Степаньян, заместитель генерального директора ПАО «Совфрахт» по морским перевозкам.

6 мая единственный в мире атомный лихтеровоз вышел в рейс после восстановления. Судну поручено работать на укрепление российских форпостов в Арктике.

Из порта Мурманска «Севморпуть» с 5,7 тыс. т груза на борту отправился к острову Котельный Новосибирского архипелага. Там восстанавливают военную базу, заброшенную в 1990-е, - это часть программы возобновления присутствия вооруженных сил России в Арктике. Модернизируется аэродром, для военнослужащих 99-й арктической группы строится городок. Капитан лихтеровоза Фарид Габбасов рассказывает: «Везем утеплитель, трубы, кабельное оборудование. Нужно обустроить жилье, создать инфраструктуру, системы видеонаблюдения, подключить телевидение. Все будет на высшем уровне - не служба, а рай».

Атомоход ввели в строй в 1988 году. За 15 лет он прошел 302 тыс. миль, перевез более 1,5 млн т грузов. А потом стал нерентабелен - его вычеркнули из морского регистра и заглушили реактор. «Мы тогда относились к Мурманскому морскому пароходству и в основном работали на норильском направлении, - говорит Фарид Габбасов. - «Норникель» решил строить свои суда, чтобы ни от кого не зависеть, и «Севморпуть» вроде как стал не нужен. Думаю, если бы в состав «Атомфлота» лихтеровоз включили раньше, ему нашлось бы место в транспортной цепочке «Норникеля»: эти компании плотно сотрудничают».

Мурманское морское пароходство заявило о намерении переоборудовать лихтеровоз в буровое судно, но потом проект заморозили, а «Севморпуть» вскоре после передачи «Атомфлоту» стали готовить к утилизации. На несколько лет судно стало донором деталей для действующего флота. Но для лихтеровоза нашлась работа у Минобороны: обеспечивать развертывание военных баз, восстанавливать инфраструктуру аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца-Иосифа и других районов Крайнего Севера. «Росатом» привлек финансирование, и в 2013 году вместо утилизации корабль ушел на ремонт. «Жалко было такого красавца резать, душа переворачивалась», - прокомментировал Сергей Кириенко.

«СЕВМОРПУТЬ» ВСКОРЕ ПОСЛЕ ПЕРЕДАЧИ «АТОМФЛОТУ» СТАЛИ ГОТОВИТЬ К УТИЛИЗАЦИИ. НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ СУДНО СТАЛО ДОНОРОМ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ФЛОТА. НО ДЛЯ ЛИХТЕРОВОЗА НАШЛАСЬ РАБОТА У МИНОБОРОНЫ

За два года корабль модернизировали. Заменили часть оборудования и инженерных комплексов, смонтировали два дополнительных крана, установку обработки сточных вод и новые элементы трубопроводной арматуры и насосного оборудования. Вместо старых резервных дизель-генераторов поставили помощнее, по 1000 кВт, собрали новую радиолокационную станцию. Суммарная стоимость всего этого оборудования - порядка 57 млн рублей. Кроме того, продлили ресурс ядерной энергоустановки и закупили и загрузили топливо, провели ходовые испытания. И вот первый рейс. «Все зависит от погоды, но по плану дорога займет семь-восемь дней. 10 – 15 дней - на разгрузку и загрузку: с Котельного мы вывезем 2 тыс. т металлолома. Ну и семь-восемь дней обратно», - рассказал капитан «Севморпути».

Летом будет еще один рейс по заказу военных. Лихтеровоз отправится к поселку Белушья Губа на Новой Земле. Помимо задач Минобороны «Севморпуть» сможет участвовать в северном завозе, в освоении шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле. В рентабельности судна экипаж не сомневается. «Флот «Норникеля» ежемесячно порядка 80 т топлива расходует, - поясняет Фарид Габбасов. - Заправка - сложная операция: к кораблю должен подойти танкер, зимой еще приходится заказывать буксиры. А у нас батарейку зарядили на семь лет - и никаких проблем».

Поделиться: