Повесть сказка 12 месяцев анализ. Отзыв о сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев

В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришел в лес за елочкой для Королевы. Когда он уходит, в лесу собираются двенадцать месяцев, чтобы развести костер.

Четырна­дца­тилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Седобородый Профессор учит своенравную девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, ибо Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издает приказ: обещает большую награду тому, кто принесет во дворец корзину подснежников. Глашатаи объявляют о начале весны и королевском приказе.

Мачеха и её Дочка мечтают о награде. Только возвращается Падчерица с хворостом, как её тут же посылают обратно в лес - за подснежниками.

Замерзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь Падчерице. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей свое колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова - и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.

Падчерица приносит подснежники домой. Мачехина Дочка крадет у спящей Падчерицы колечко, подаренное Апрелем. Та сразу об этом догадывается, умоляет вернуть ей колечко, но старуха и её злая Дочка даже и слушать не хотят. Они идут с подснежниками в королевский дворец, оставив Падчерицу дома.

Торжественный прием в королевском дворце. Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Появляются садовники с оранжерейными цветами, но подснежников среди них нет. Лишь когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил. Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те плетут небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает послать их за орехами и ягодами, но потом у нее возникает мысль поехать туда самой вместе с придворными. Тогда Мачеха с Дочкой говорят, что чудесное место уже замело снегом. Королева угрожает им за обман казнью, и лгуньи признаются, что цветы рвала Падчерица. Королева едет в лес, приказав «двум особам» сопровождать её вместе с Падчерицей.

В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Им жарко, а придворные мерзнут. Королева приказывает всем работать и сама берет метлу. Появляются Мачеха, Дочка и Падчерица. Королева повелевает дать Падчерице шубу. Падчерица жалуется, что у нее отняли колечко. Королева приказывает мачехиной Дочке вернуть колечко, и та повинуется. Затем Королева требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда разгневанная Королева велит снять с нее шубу, грозит казнью и бросает её колечко в прорубь. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой появляется медведь. Все разбегаются, только Профессор и старый Солдат защищают её. Медведь уходит. Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец. Королева остается с Профессором, старым Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима, сильная стужа. Сани есть, да ехать нельзя: на лошадях ускакали придворные. Королева мерзнет. Как выбраться из лесу? Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор - чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат - погреться у костра, Мачеха с Дочкой - шубы, хоть собачьи. Старик дает им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.

Двенадцать месяцев и Падчерица сидят у костра. Месяцы дарят девочке сундук с обновками и чудесные сани, запряженные двумя конями. Появляются королевские сани в собачьей упряжке. Месяцы разрешают всем погреться у костра. На собаках, конечно, далеко не уедешь. Надо бы попросить Падчерицу, чтобы подвезла, но надменная Королева просить не хочет и не умеет. Солдат объясняет ей, как это делается. Королева наконец по-доброму просит Падчерицу, та сажает всех в сани и дает каждому шубу. А собак она через три года приведет к новогоднему костру, и, если они исправятся, их опять превратят в людей.

Все уезжают. Месяцы остаются у новогоднего костра.

Пересказала

В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу, а также убедиться в том, что плохих людей неминуемо постигнет наказание, а счастливы будут лишь те, чья душа наполнена любовью и светом. Кроме того это поучительный рассказ о трудолюбии: сама природа помогает тем, кто работает с удовольствием и не требует награды.

Сказочная история начинается с неисполнимого каприза вздорной королевы, пожелавшей получить подснежники в обмен на золото. Всем понятно, что цветы зимой не растут, но злая мачеха все равно гонит нелюбимую падчерицу в лес на верную погибель. Доброй и ласковой героине суждено замерзнуть в лютую стужу, но ее спасает чудесная встреча с таинственными братьями-месяцами, которые одаривают ее редкими для декабря цветами.

Девочка не знает своих спасителей, но они хорошо с ней знакомы: встречали ее то набирающую воду, то таскающую дрова, то склонившуюся над грядками. Братьям известно, что кроткая и трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки мачехи, оставаясь при этом доброй и приветливой.

Братьев-месяцев – главных позитивных героев сказки – писатель показывает справедливыми и честными. И это естественно для природных сил. В их власти карать за злые намерения. Доказательства этому легко встретить не только в сказке, но и в реальной действительности.

Персонажи сказки не наделены именами. Ни падчерица, ни королева, ни мачеха не имеют собственного имени. Подобным приемом автор показывает целостное общество, без разделения на личности. В каждом герое воплощена собственная прослойка. Сирота явилась олицетворением бедного и трудолюбивого народа, в королеве нашли отражение безжалостность и глупость, свойственные правителям, в советниках легко заметить подхалимство и трусость чиновников.

В сказке только месяцы имеют имена. В собирательном образе братьев заключено все могущество природы, дающей человеку возможность дышать, добывать пищу, продолжать род. Не всегда люди умеют ценить то, что их окружает. Как и недалекая сказочная королева хотят лета, а не зимы, ругают осадки. А ведь в природе любая погода является звеном обязательной цепи, обеспечивающей существование жизни.

Сказка о двенадцати месяцах учит тому, как важно быть добрым и отзывчивым, уважать труд и всегда сохранять человеческий облик.

Анализ 2

Без преувеличения сказка "Двенадцать месяцев» Маршака любима всеми. Она может научить многому не только детей, но и взрослых, открыв глаза на истинные человеческие ценности.

Главная героиня – падчерица, с самого начала вызывает симпатию у читателей своей добротой, искренностью и желанием помочь своим близким. Он добра и приветлива к своим сводным сестрам и мачехе, которые, безусловно, являются отрицательными персонажами и никакой симпатии не вызывают. На противостоянии этих героев автор показывает постоянную борьбу добра и зла, очень характерную для русских народных сказок. Но, как и в народном эпосе у Маршака после долгого противоборства добро всегда побеждает зло. Честность и трудолюбие главной героине в этой борьбе играют не последнюю роль.

Во многих сказках всегда присутствуют королевы или принцессы. Так вот, как то раз молодая королева возжелала подснежников зимой, пообещав тому, кто это исполнит корзину золота. Злая мачеха тут же отправила нелюбимую падчерицу на поиски. Далее с девушкой случается чудо. Заблудившись в лесу, она встречает двенадцать месяцев, братьев. Сказочные братья не только спасли ее от холода, но и помогли раздобыть корзину подснежников зимой. Они попросили девушку сохранить в тайне волшебную историю появления подснежников в лютые морозы. Королева хотела утопить девушку, а сестры и мачеха мечтали о подарках, полученных от сказочных братьев, но в сказке этого не случилось. Добро восторжествовало, а зло было наказано.

Сказка написана в виде пьесы. Она разделена на четыре действия, которые в свою очередь состоят из картин. Каждая картина, это маленькая законченная история, произошедшая в определенном месте: в лесу, во дворце. В действиях участвуют также лесные звери: зайцы, вороны, волк. У каждого из них своя роль. Они создают атмосферу сказочного праздника, помогают читателю поверить в реальность происходящего.

Важной деталью в сказке «Двенадцать месяцев» является незаметное на первой взгляд разительное изменение в характере королевы. Из капризной и злой, она становится доброй и нежной. На ее примере Маршак показывает читателю неизбежность победы добра над злом. Даже противной мачехе и завистливым сестрам автор дает возможность исправиться. Превращенные братьями волшебниками в собак, из-за их постоянного лая, они сохраняют надежду вернуться в человеческое обличие. Если будут хорошими и добрыми.

Даже самым юным читателям эта сказка помогает разобраться что хорошо, а что плохо. Во что надо верить и на что надеяться. Как правильно поступать. Доброта, порядочность и честность всегда побеждают ложь, зависть и лицемерие.

Несколько интересных сочинений

  • Мысль семейная в романе Толстого Война и мир сочинение

    Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

  • Цвета в романе Преступление и Наказание Достоевского

    Роман «Преступление и наказание» написан великим и известным русским писателем девятнадцатого века Федором Михайловичем Достоевским. В своем произведении автор придал большое значение цветам

  • Сочинение Моя любимая народная сказка

    «Морозко» – моя любимая народная сказка, знакомая с детства. Рождественская история работящей девушки, которую обижают мачеха и сводная сестра. Рассказ о сказочном персонаже, приходящем на помощь бедной падчерице.

  • В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя - Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать

  • Анализ поэмы Корсар Байрона

    Данная поэма Джорджа Байрона – известного английского поэта – вошла в сборник «Восточных поэм».

Краткое описание героев сказки Двенадцать Месяцев С. Маршак

  1. Старуха мачеха.
    Мачеха очень злая, так как она не пожалела падчерицу отправила е в метель в лес. Так же она глупая ведь какие цветы могут быть посреди января, ещ она жадная она до такой степени захотела золота, что выбирала корзину которая побольше. В общем это действующее лицо нест зло.
    Дочка.
    Ленивая, потому что не захотела идти за подснежниками и тем-более такая же глупая как и мачеха. Злая, ведь тоже заставляла идти падчерицу в метель за подснежниками. А также она зависливая.
    Это действующее лицо так же нест зло.
    Падчерица.
    Она очень трудолюбивая потому что она выполняла такую работу как: Возила хворост и носила воду. Приветливая, вежливая, наблюдательная (она заметила огонк), добрая, и конечно же смелая потому что она не побоялась пойти в лес ночью, в метель, а ещ победила страх и вышла ко всем 12 месяцев, хоть она и боялась.
    Герой положителный, доброжелательный.

    Королева.
    Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещ она была ленивая, не любила писать. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.
    Герой отрицательный.
    Учитель королевы.
    Он любит чтобы вс было правильно, обучает королеву чистописанию, немного трусливый (когда королева сказала что может его казнить он испугался и стал с ней соглашаться) потом изменился стал более смелым (он ответил королеве что не может быть подснежников в январе и что 8*8=64. И этот герой терпеливый.
    В общем герой положительный.
    Канцлер.
    Он исполнительный, терпиливый (слушал капризы королевы), трудолюбивый (носил и уносил листы которые нужно было Очертать.
    Герой положительный.
    Начальник королевской стражи.
    Он добрый так как он помог падчерице довезти и собрать хворост, он не жадный (когда январь спрашивал что он хочет на новый год, начальник ответил: Мне бы только возле костра погреться да и ладно.
    Герой положительный.
    Глашатаи.
    О них ничего нельзя сказать, так как они только зачитывали приказание королевы и эти герои не понять толи положительные толи отрицательные, в общем неизвестно.



  2. эъэхжэ
    ъ
  3. Падчерица из Двенадцати месяцев чем-то напоминает Золушку такая же бедная, никому не нужная сирота. У девушки нет ни одной свободной минуты. Ей без конца приходится хлопотать по хозяйству, в то время как ее сводная сестра целыми днями бездельничает и примеряет наряды.
    Скромная и безропотная девушка не жалуется на судьбу, ей нравится трудиться. За добрый нрав все в округе любят и жалеют Падчерицу. А какая она красавица!
    Мачеха ни в грош не ставит Падчерицу, не испытывает к ней никакого сострадания. Поэтому и отослала ее на ночь глядя в метелицу и в лютый мороз искать в лесу подснежники для капризной королевы.
    Девушка наверняка замерзла бы в лесу, если бы не повстречала двенадцать месяцев. Месяцы прониклись сочувствием к бедняжке и решили помочь ей подарить подснежники.
    Конечно, мы понимаем, что такое может случиться только в сказке. Но мы ведь знаем, что каждая сказка намек, своего рода урок. На добро отвечают добром учит нас сказка Двенадцать месяцев. Добрая, трудолюбивая, отзывчивая и скромная Падчерица была сполна вознаграждена за свою доброту.
  4. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
    Главные герои: 12 месяцев, падчерица, мачеха с дочкой, принцесса.
    Краткий пересказ: По велению капризной и взбалмошной принцессы мачеха отправила свою падчерицу в декабре- месяце в лес за подснежниками. 12 месяцев помогли падчерице собрать подснежники и обещали всегда приходить на помощь к ней, подарив колечко. Принцесса захотела сама побывать в лесу и увидеть подснежники, но поплатилась за это только тем, что очень замрзла. А мачеху вместе с е дочерью 12 месяцев превратили в вечно лающих друг на друга собак.
  5. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
    Главные герои: 12 месяцев (Январь, Февраль, Март, Апрель, Мая, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь), падчерица, мачеха с дочкой, принцесса.
    Краткий пересказ: По велению капризной и взбалмошной принцессы мачеха отправила свою падчерицу в декабре- месяце в лес за подснежниками. 12 месяцев помогли падчерице собрать подснежники и обещали всегда приходить на помощь к ней, подарив колечко. Принцесса захотела сама побывать в лесу и увидеть подснежники, но поплатилась за это только тем, что очень замрзла. А мачеху вместе с е дочерью 12 месяцев превратили в вечно лающих друг на друга собак.

Цели:

· Учить анализировать художественное произведение.

· Воспитывать отношение к таким нравственным категориям, как «добро» и «зло».

· Развивать речь, а также такие общеучебные действия, как: анализ, обобщение.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор,

СД-диск со слайд-презентацией – сопровождением урока,

иллюстрации к сказке, корзина с «подснежниками».

Ход урока:

1. Организационный момент.

На одном из уроков я вас спросила, что такое «добро» и «зло»? Вспомним, как вы отвечали.

(Демонстрация видеофрагментов.)

Затем я вас просила поискать высказывания о добре и зле известных людей, народную мудрость.

(Чтение высказываний.)

И, как вы уже понимаете, тема нашего урока будет связана с этими понятиями. А поскольку мы с вами познакомились с содержанием сказки «Двенадцать месяцев», то тема:

«Добро и зло в сказке «Двенадцать месяцев».

Когда мы завершаем знакомство с содержанием произведения, нам предстоит какой этап работы?

(Анализ произведения.)

Итак, будем анализировать сказку С. Маршака. Сегодня мы остановимся на таких этапах анализа, как:

1. Особенности жанра.

2. Идейное своеобразие.

3. Образная структура.

Перед вами рабочие листы урока. Ознакомьтесь с ними, пожалуйста. В таблице «Оценивание» вы видите три колонки. Поставьте, пожалуйста, сами себе оценку на начало урока, т. е. как вы считаете, насколько готовы к уроку. Затем будет ваша оценка в конце урока. Итоговую оценку выставлю я.


2-3. Реализация д/з. Освоение нового материала.

1. Особенности жанра.

Начинаем анализ сказки. Что сразу отметили мы с вами, когда впервые открыли эту сказку?

(Есть только разговор героев, нет слов автора и описаний.)

Как определен жанр сказки?

(Пьеса-сказка.)

Итак, особенностью сказки «Двенадцать месяцев» является то, что это сказка – пьеса.

Напомню вам историю создания сказки. Незадолго до Великой Отечественной войны пересказал сказку «Двенадцать месяцев» по мотивам славянских сказок.

В 1943 году, в грозные дни борьбы с фашизмом, превратил ее в пьесу. Маршак считал, что в пьесе можно говорить «не только словами, но и действием – языком, понятным всем». Пьесы – это драматические произведения, обычно для постановки в театре. Сыгранная на сцене пьеса – это спектакль.

Пьеса – это драматическое произведение: содержание в нем передается в речи и поступках действующих лиц, отсутствуют описания.

Вспомним, какие еще роды литературы мы знаем, какие жанры им соответствуют?

(Эпос, лирика, драма.)

2. Идейное своеобразие.

Продолжаем анализ. Следующий этап: идейное своеобразие. Какой вопрос нам помогает понять идею произведения?

(Для чего?)

Еще раз напомню историю сказки. В основу сюжета Маршак положил словацкое народное предание о девочке, встретившей под Новый год все двенадцать месяцев одновременно.

(Столкновение противоборствующих сторон.)

Между кем мы видим столкновение в сказке?

(Между королевой и профессором; между мачехой, дочкой и падчерицей; между королевой и падчерицей…)

А если попытаться обобщить, то как это можно выразить в каких-то более общих понятиях?

(Столкновение добра и зла.)

ДОБРО и ЗЛО – понятия, с которых мы начинали наш урок. Мы пытались сами определить их, обращались к высказываниям известных писателей и ученых. А сейчас предлагаю найти определения этих понятий в словаре.

(Работа со словарями.)

В большинстве сказок раскрывается тема борьбы добра и зла. Но каждый автор раскрывает эту идею под новым углом зрения. Самуил Маршак в своей сказке «Двенадцать месяцев» ставит на первый план очень трудные и вместе с тем интересные вопросы:

Является ли покорность частью доброты?

Может ли твердый и несокрушимый человек быть добрым?

Может ли безропотный человек увеличивать зло в мире?

(Чтение словарных статей.)

https://pandia.ru/text/80/204/images/image002_153.jpg" width="636" height="148 src=">

Вернемся к идейным вопросам сказки и ответим: а кто является носителем перечисленных качеств: доброта, покорность, твердость, несокрушимость, безропотность ?

(Люди, герои, персонажи сказки.)

Чтобы ответить на эти вопросы и понять идейное своеобразие сказки (каждый образ сказки воплощает ответ на эти вопросы) предлагаю вспомнить действующих лиц пьесы-сказки и дать им характеристику. И мы переходим к 3-ему этапу анализа – к образам произведения.

(Физкультминутка.)

3. Образная структура.


Вспомним героев сказки.

(Ответы учащихся.)

Охарактеризуем этих героев. Причем, характеризовать их будем в свете темы нашего урока (т. е. добро или зло воплощает образ) и, применяя такой тип речи, как рассуждение. Что характерно для рассуждения, вспомним?

(Рассуждение состоит из тезиса и доказательства.)

А в целях экономии времени организуем работу в группах: каждая группа охарактеризует определенных героев.

(Распределение групп.)

Перед тем как представитель группы начнет отвечать, мы посмотрим сюжет из сказки и ответим на вопросы (для видеосюжетов: Что бы вы усовершенствовали в игре героев этого фрагмента и какие качества героев проявляются в этой сцене? ; для инсценировок: какие качества героев проявляются в этой сцене? )

(Видеофрагмент)

Ответ 1-ой группы:

Королева

Безответственная, своевольная, неблагодарная, в силу своих недостатков очень одинокая, капризная, ленивая, надменная, бессердечная. (Эпизоды: не желает учиться, указ – «казнить», подснежники зимой, морозит падчерицу…)

Ответ 2-ой группы:

Профессор

Умный, терпеливый, выдержанный, робкий. (Эпизоды: соглашается с Королевой, боится противоречить…)

(Видеофрагмент)

Ответ 3-ой группы:

Мачеха и Дочка

Они были очень завистливыми. Плохо относились к Падчерице, желали ей смерти; подлые, лживые, жадные, бессердечные, злые. (Эпизоды: отправляют в лес падчерицу, выбирают корзину побольше, рассказывают небылицы во дворце…)

(Инсценировка)

Ответ 4-ой группы:

Двенадцать месяцев

Олицетворяют собой народнопоэтическую стихию. Волшебное и обыкновенное переплетаются в этих образах, делая их очень яркими, запоминающимися. Все доброе, гуманное, светлое связано с ними. (Эпизоды: помощь падчерице, добрые отзывы о ней, наказание мачехи и ее дочки…)

(Инсценировка)

Ответ 5-ой группы:

Падчерица

Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая. Добрая, милая, работящая, вежливая, верна слову. (Эпизоды: общение в лесу, верность слову, выполнение работы по дому…)

4. Подведение итогов.

Итак, как решает С. Маршак проблему столкновения добра и зла в сказке?

Думаю, вам поможет такой вопрос: почему Профессор объясняет Королеве, что законы природы нарушить невозможно, а для Падчерицы братья-месяцы все-таки нарушают эти законы?

(Падчерица побеждает неподвластные законы природы, так как она способна жить по законам добра, в гармонии и с людьми, и с природой, которая в ответ открывает ей всю свою красоту, свою тайну.)

- Анализ образов сказки, ее художественные особенности помогли понять нам ее главную идею.

- Предлагаю вам самостоятельно сформулировать свое понимание идеи пьесы-сказки: как соотносятся в ней добрые и бесчеловечные герои, к каким выводам мы приходим, рассматривая добро и зло в сказке; как изменилось ваше понимание таких категорий, как добро и зло.

(Записи в рабочих листах. Их чтение для всех.)

Пьеса «Двенадцать месяцев», как и лучшие народные сказки, несет важные нравственные идеи, ведет читателя и зрителя в мир добрых, подлинно человеческих отношений, где нет места злобе, где сама природа дружит с честными тружениками.

Добро всегда побеждает зло, силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

Поставьте себе оценку, как вы себя оцениваете по итогам работы на уроке.

Итоговые оценки выставлю вам я, когда проанализирую ваши самооценки и работу на уроке.

5. Д/з. Комментарий.

Написать рассуждение на тему: «Добро и зло в моей жизни». (Комментарий вариантов д/з.)

Завершить наш урок хотелось бы маленькой лирической зарисовкой. Мы с вами потрудились и у нас тоже, как в сказке, среди зимы есть своя корзина подснежников:

Цветок весны, идущий к нам по снегу, –

Простой цветок,

Но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку.

Только благодаря труду и терпению, добросердечию и душевной теплоте могут свершаться чудеса, жизнь от которых становится светлее и добрее!

Приложение 1

Инсценировка

Действие 2. Картина 1. (фрагмент)

Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе – поёт. А нынче приуныла.

Июнь. И мы, летние месяцы, её не хуже знаем.

Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт – зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет.

Ноябрь. Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ниче­го не поделаешь – на то я осенний месяц!

Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить.

Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался.

Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь.

Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко!

Декабрь. Что ж, дари. Дело твоё молодое!

Приложение 2

Инсценировка

Действие 1. Картина 3. (фрагмент)

Старуха. Что, на дворе метет?
Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идешь. Еле до дому добралась. Старуха. На то и зима, чтобы метель мела. Падчерица. Нет, такой вьюги за целый год не было да в не будет.
Дочка. А ты почем знаешь, что не будет? Падчерица. Да ведь нынче последний день в году! Дочка. Вон как! Видно, ты не очень замерзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать.
Падчерица. Куда же это, далеко?
Старуха. Не так уж близко, да и недалеко.
Дочка. В лес!
Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.
Дочка. Да не за хворостом, а за подснежниками!
Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежника-ми -- в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено -- так и кружит, так и валит с ног.
Дочка. А я не шучу. Ты что, про указ не слыхала?
Падчерица. Нет.
Дочка. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберет, королева целую корзину золота даст, шубку на седой лисе пожалует и в своих санях кататься позволит.
Падчерица. Да какие же теперь подснежники -- ведь Зима...
Старуха. Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью!
Дочка. Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.
Падчерица (смотрит в окно). Темнеет уж... Старуха. А ты бы еще дольше за хворостом ходила -- так и совсем бы темно стало.
Падчерица. Может, завтра с утра пойти? Я пораньше встану, чуть рассветет.
Дочка. Тоже придумала-- с утра! А если ты до вечера цветов не найдешь? Так и станут нас с тобой во дворце дожидаться. Ведь цветы-то к празднику нужны.
Падчерица. Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли... Да разве разглядишь что в такую темень?
Дочка (жуя пирожок). А ты пониже наклоняйся да получше гляди.
Падчерица. Не пойду я!
Дочка. Как это -- не пойдешь?
Падчерица. Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу.
Дочка. А что же -- мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица (опустив голову). Да ведь не мне золото нужно.
Старуха. Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется!
Дочка. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается. Ну, пойдешь или не пойдешь? Отвечай прямо -- не пойдешь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе). Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.)
Старуха (хватает ее за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты -- платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, -- замерзай на дворе!
Дочка. Иди и без подснежников не возвращайся!
Падчерица закутывается в платок, берет корзинку и уходит. Молчание.
Старуха (оглянувшись на дверь). И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.

В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришёл в лес за ёлочкой для Королевы. Когда он уходит, в лесу собираются двенадцать месяцев, чтобы развести костёр.

Четырнадцатилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Седобородый Профессор учит своенравную девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, ибо Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издаёт приказ: обещает большую награду тому, кто принесёт во дворец корзину подснежников. Глашатаи объявляют о начале весны и королевском приказе.

Мачеха и её Дочка мечтают о награде. Только возвращается Падчерица с хворостом, как её тут же посылают обратно в лес - за подснежниками.

Замёрзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь Падчерице. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей своё колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова - и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.

Падчерица приносит подснежники домой. Мачехина Дочка крадёт у спящей Падчерицы колечко, подаренное Апрелем. Та сразу об этом догадывается, умоляет вернуть ей колечко, но старуха и её злая Дочка даже и слушать не хотят. Они идут с подснежниками в королевский дворец, оставив Падчерицу дома.

Торжественный приём в королевском дворце. Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Появляются садовники с оранжерейными цветами, но подснежников среди них нет. Лишь когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил. Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те плетут небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает послать их за орехами и ягодами, но потом у неё возникает мысль поехать туда самой вместе с придворными. Тогда Мачеха с Дочкой говорят, что чудесное место уже замело снегом. Королева угрожает им за обман казнью, и лгуньи признаются, что цветы рвала Падчерица. Королева едет в лес, приказав «двум особам» сопровождать её вместе с Падчерицей.

В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Им жарко, а придворные мёрзнут. Королева приказывает всем работать и сама берет метлу. Появляются Мачеха, Дочка и Падчерица. Королева повелевает дать Падчерице шубу. Падчерица жалуется, что у неё отняли колечко. Королева приказывает мачехиной Дочке вернуть колечко, и та повинуется. Затем Королева требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда разгневанная Королева велит снять с неё шубу, грозит казнью и бросает её колечко в прорубь. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой появляется медведь. Все разбегаются, только Профессор и старый Солдат защищают её. Медведь уходит. Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец. Королева остаётся с Профессором, старым Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима, сильная стужа. Сани есть, да ехать нельзя: на лошадях ускакали придворные. Королева мёрзнет. Как выбраться из лесу? Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор - чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат - погреться у костра, Мачеха с Дочкой - шубы, хоть собачьи. Старик даёт им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.

Двенадцать месяцев и Падчерица сидят у костра. Месяцы дарят девочке сундук с обновками и чудесные сани, запряжённые двумя конями. Появляются королевские сани в собачьей упряжке. Месяцы разрешают всем погреться у костра. На собаках, конечно, далеко не уедешь. Надо бы попросить Падчерицу, чтобы подвезла, но надменная Королева просить не хочет и не умеет. Солдат объясняет ей, как это делается. Королева наконец по-доброму просит Падчерицу, та сажает всех в сани и даёт каждому шубу. А собак она через три года приведёт к новогоднему костру, и, если они исправятся, их опять превратят в людей.

Все уезжают. Месяцы остаются у новогоднего костра.

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание сказки Двенадцать месяцев. Будем рады, если вам удастся прочесть сказку Самуила Маршака целиком.

Поделиться: