Оптическое смешение красок. §6 Смешение цветов

Создание дизайна любого пространства начинается с цвета. Определяясь с общим стилем помещения, дизайнер уже представляет его в определенных тонах, поскольку именно они направляют фантазию в нужное русло. Сочетание цветов в дизайне интерьера – один из факторов, указывающих на стиль, тематику помещения. У стиля кантри преобладают благородные насыщенные тона, все оттенки дерева, белый, бежевый, бордо, коричневый. Для создания стиля «Прованс» используются пастельные цвета с легким вкраплением темных оттенков. На «морской» стиль указывают синий, белый, серый, голубой и цвет темного дерева. Классика характеризуется широким спектром бежевого, шоколадного, кофейного. Этнический стиль играет контрастами, с использованием бурого, бардо, черного, рыжего. Выбор цветовых решений – это важнейший этап, от которого зависит успех оформления интерьера в целом.

Шутка о том, что все мужчины различают лишь 16 цветов, как в настройках Windows по умолчанию, имеет реальные корни: в глазу женщины гораздо больше «цвето-чувствительных» клеток.

Однако, как показывают исследования, человеческий глаз способен воспринимать огромное количество цветов и их оттенков: порядка 250 чистых и более 10 миллионов смешанных.

Не потеряться при таком многообразии поможет простое понимание цветов основного спектра.

Их всего семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Беря за основу эти цвета, разбавляя их или смешивая между собой, колористы создают огромное количество тонов и оттенков для применения в интерьере. К ним добавляют так называемые ахроматические цвета, то есть не несущие в себе какую-либо цветовую нагрузку. Их только три: черный, белый, серый.

Все цвета можно условно разделить на две группы: теплые и холодные:

Ощущение теплоты вызывают красный, оранжевый, желтый, и их всевозможные оттенки. Теплые цвета используют, чтобы сделать помещение более уютным, добавить света в плохо освещенную комнату, скорректировать слишком большое пустое пространство.

Чувство прохлады навевают синий, фиолетовый, голубой и их различные тона. Холодные цвета подойдут для хорошо освещенных помещений, визуально расширят пространство, придадут свежести, бодрости.

Как правильно подобрать гармоничное сочетание цветов в дизайне интерьера?

Выбор цветов и их сочетаний – сложный процесс, который порой ставит в тупик даже профессиональных дизайнеров. Но при помощи универсального простого в применении цветового круга справиться с верным подбором цветов теперь может любой. Нужно лишь помнить, что внутри одного помещения следует сочетать от трех до пяти цветов, не более.

Цветовой круг

1) Несколько оттенков одного цвета

Это проверенный и надежный способ для спокойных натур, которые не слишком любят рисковать. Комната «наполняется» всевозможными оттенками одного и того же цвета: от самого глубокого, насыщенного до легкого, едва различимого. Плавные переходы и гарантированно удачное сочетание придаст интерьеру спокойствия, гармонии, умиротворения.

2) Игра на контрастах

Способ, кардинально противоположный предыдущему. За основу берутся два контрастных цвета, расположенных на цветовом круге друг напротив друга. Контрасты обыгрываются в интерьере при помощи нейтральных цветов, таких как черный, белый, серый.

3) Гармоничные сочетания

За основу берется один из цветов, в котором хотелось бы оформить комнату. К нему «пристраиваются» еще два, расположенные слева и справа от него на цветовом круге. При этом цвета будут образовывать оригинальное и красивое сочетание, без резких переходов.

4) Три эффектных цвета

Несколько более смелый ход, но без лишней броскости. Для выявления трех удачно сочетающихся между собой цветов используется треугольник. Его можно поворачивать внутри круга до тех пор, пока углы не укажут наиболее приятное глазу сочетание для каждого индивидуального случая.

Правила подбора цвета для различных помещений

Влияние цвета на настроение и эмоции человека давно не является открытием. Именно поэтому следует очень внимательно подбирать цвета для оформления интерьера, в зависимости от назначения помещения.

Спальня

Не рекомендуется оформлять спальню резкими контрастными тонами, поскольку это место призвано расслаблять и успокаивать. Здесь прекрасно подойдут пастельные цвета, неяркие оттенки. Теплая гамма предпочтительна, но можно использовать и прохладные оттенки, если комната небольшая, а окна выходят на юг. Внести уют в холодные тона помогут грамотно подобранные аксессуары, добавление белого цвета, правильная расстановка акцентов.

Гостиная

В интерьере гостиной можно быть смелее с выбором цветовых решений. Игра с контрастами или использование броских акцентов добавят бодрости и придадут интерьеру стильный эффектный вид. Если окна смотрят на север – стоит взять теплые оттенки за основу интерьера. Если гостиная маловата – ее можно немного «расширить», применяя светлую холодную палитру. Важно учитывать, что холодные тона хороши только для светлых помещений, где солнце не уходит из комнаты в течение долгого времени.


Оптическое смешение цветов


3*




86. Ж. СЕРА. Цирк







а. Оттиск пурпурной краской

б. Оттиск желтой краской

в. Оттиск голубой краской



г. Оттиск черной краской

д. Четырехкрасочный оттиск



Механическое смешение цветов




Примечания:

§6 Смешение цветов

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое , пространственное и механическое.


Оптическое смешение цветов

Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов (см. упр. 11). Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части – цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В науке «Цветоведение» (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.


Основные цвета в оптическом смешении – красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов – красный, синий и желтый.


Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет (ил. 84).


84. Оптическое смешение цветов


Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.


Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

3* Оптика (от греч. optike – наука о зрительных восприятиях), раздел физики, в котором исследуются процессы излучения света, его распространения в различных средах и взаимодействия света с веществом.


85. Механическое смешение цветов


Сравните: если мы смешиваем краски, то получаем совсем другие цвета (ил. 85).

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного.

Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.


Пространственное смешение цветов

86. Ж. СЕРА. Цирк


Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать художнику при создании любой картины, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам живописных произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.

Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи – пуантилизму (от французского слова «пуант» – точка).

При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета.



87. ПОЛЬ СИНЬЯК. Папский дворец в Авиньоне



88. ДЖ. БАЛЛА. Девочка, выбежавшая на балкон


Интересный эксперимент по разложению цвета на составляющие провел художник Джакомо Балла. Не только цвет, но и движение он разложил на составляющие его фазы, используя принцип последовательного фиксирования движения, как при выполнении моментальной фотографии. В результате этого родилась удивительная картина «Девочка, выбежавшая на балкон» (ил. 88), которая только при рассмотрении издали на основе пространственно-оптического смешения цветов раскрывает замысел автора.

На пространственном смешении цветов основано получение изображений различных цветовых оттенков в полиграфии при печати с растровых форм. При рассматривании с определенного расстояния участков, образованных мелкими разноокра- шенными точками, вы не различаете их цвета, а видите цвет пространственно-смешанным.

Все цветные репродукции в этой книжке и во многих других напечатаны с использованием цветоделения на три основных цвета (пурпурный, желтый и голубой); во время печатания происходит смешение этих цветов путем последовательного наложения их (механическое смешение). Черный цвет добавляется как контурный или по мере необходимости, а незапечатанная белая бумага дает эффект белого цвета. Если взглянуть на увеличенный фрагмент четырехкрасочного оттиска с близкого и дальнего расстояния, то можно наглядно пронаблюдать эффекты механического и пространственного смешения цветов.



89. Этапы печати иллюстрации в полиграфии

а. Оттиск пурпурной краской

б. Оттиск желтой краской

в. Оттиск голубой краской



г. Оттиск черной краской

д. Четырехкрасочный оттиск


90. Увеличенный фрагмент четырехкрасочного оттиска


Механическое смешение цветов

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска – химическую.

Цветов в природе гораздо больше, чем красок в вашем наборе.

Цвет красок значительно менее насыщен, чем цвет многих предметов. Самая светлая краска (белила) светлее самой темной (черной) краски всего в 25-30 раз. Возникает, казалось бы, неразрешимая проблема – передать в живописи все богатство и разнообразие цветовых отношений природы такими скудными средствами.

Но художники успешно решают эту проблему, используя знания по цветоведению, выбирая определенные тональные и колористические отношения.

В живописи различными красками, в зависимости от их сочетаний, можно передать один и тот же цвет и, наоборот, одной краской – разные цвета.

Интересных эффектов можно достигнуть, если добавить немного черной краски к каждому цвету (ил. 91).

Иногда механическим смешением красок можно достигнуть результатов, похожих на оптическое смешение цветов, но, как правило, они не совпадают.

Яркий пример – смешение всех красок на палитре дает не белый цвет, как в оптическом смешении, а грязно-серый, бурый, коричневый или черный.



91. Пример механического смешения цветов с черной краской


Рассмотрите рисунок с танцующими детьми и понаблюдайте в действительности за изменениями цвета, если одну прозрачную ткань наложить на другую.



92. Танцующие дети. Смешение цветов наложением

Человек знает больше, чем может объяснить. Это явление называют по-разному: интуицией, шестым чувством, подсознанием, зовом сердца - как угодно. И вы его переживали неоднократно. Например, когда вы смотрите на фото интерьера, видите обстановку, цвет и чувствуете: что-то не так - или наоборот: отлично - а объяснить почему, не можете. К выбору цвета люди также подходят интуитивно: почему-то нравиться, а почему?… Но, сегодня мы постараемся сделать так, чтобы одной загадкой стало меньше.

Что означает сочетание цветов. Для чего сочетать?

Сочетание цветов - это результат взаимодействия всех используемых цветов и оттенков.

Чтобы разобраться с сочетанием цвета нужно вникнуть для чего это делать. Цвет в интерьере воздействует на визуальное восприятие человеком - это не только красиво и не красиво, но и направленные визуальные восприятия: пространства, перспективы, баланса, настроения, температуры.

Пространство - цветом можно визуально увеличить или уменьшить пространство.

Перспектива - цветом можно удалить или приблизить предметы в интерьере, сочетанием цветов можно создать передний и задний планы.

Баланс - цветом и сочетанием цветов, уравновешивают общее восприятие интерьера, или вводят дисбаланс, чтобы изменить характер интерьера.

Настроение - есть легкие радостные цвета и противоположные им: тяжёлые, угрюмые, строгие.

Температура - цветом воздействуют на восприятие человеком тепла в помещении: утепляют и охлаждают интерьер.

Также, цветом можно выразить различные ассоциации: небо, землю, песок, отношение историческому периоду или региону.

Цвета, которые мы используем в интерьере работают совместно. Один цвет может усилить, ослабить или видоизменить другой цвет и его восприятие. Например, нейтральный заиграет розоватыми оттенками в окружении ярко-желтого цвета:

И в окружении красного, он таким уже не является:

Хотя, это одинаковый однотонный серый цвет, а изменённая цветовая тональность возникает только в наших глазах. Также присмотритесь, в окружении жёлтого цвета, серый выглядит темнее, а в окружении красного светлее, но опять же - это изменение происходит только в наших глазах.

Если неосмысленно наполнять интерьер разными цветами, то в конечном итоге, можно получить цветовой хаос. Чтобы этого не произошло, следуйте правилам гармоничных сочетаний. О них и пойдет речь далее.

Правила гармоничных сочетаний

Гармоничные сочетания - это сочетания между собой отличающихся цветов для создания визуального балансового единства и уравновешивания всей цветовой композиции в интерьере. Отличия в цветах называются контрастом.

Контраст - визуальная разница между цветами относительно друг друга. Чем больше отличие в цветах, тем больший между ними контраст или по-другому можно сказать - цвета больше контрастируют друг с другом. Когда отличия в цветах достигают предела - это называется полярный контраст. Самый сильный полярный контраст - контраст сочетания чёрного и белого цвета.

В понимании большинства людей гармоничные цвета это похожие цвета. От части, это верно, но, лишь от маленькой части. Гармоничные цветовые сочетания работают как в близких цветовых комбинациях, так и далёких. Рассмотрим варианты цветовых сочетаний и начнём с самых понятных и привычных.

Монохромное сочетание цветов

Монохромное сочетание происходит от понятия один цвет. Этот вариант сочетаний разделяется на два вида: чёрно-белое сочетание, и сочетание в рамках одного цветового тона

Чёрно-белое сочетание цветов

Чёрно-белое монохромное сочетание - происходит при использовании чёрного, белого и серого цвета производного от чёрного и белого. Контраст между белым и чёрным цветом самый сильный из всех контрастов.

Сочетание чёрного и белого цвета изначально гармонично.

Чёрно-белым может быть как весь интерьер, так и отдельная часть интерьера, в этом случае, произойдет визуальное цветовое зонирование.

Если вы выбрали чёрно-белый интерьер, то, при последующем желании, его можно трансформировать в другую цветовую комбинацию, так как чёрный и белый цвета универсальны и совместимы со всеми цветами.

Чёрный, белый, серый цвет - могут присутствовать при любом цветовом сочетании, не нарушая гармоничности.

Монохромное сочетание цветов с одним хроматическим цветом

Монохромное сочетание происходит при использовании одного цветового тона хроматического цвета с последующим его осветлением, затемнением, или изменением насыщенности. Цветовой тон - это любой оттенок из хроматических цветов, то есть любой цветной.

В монохромной цветовой палитре гармония достигается за счёт гармоничности близких цветов. Посмотрим на примерах, какие цветовые вариации приобретает жёлтый цвет в монохромной цветовой палитре.

Осветление жёлтого белым:

Затемнение жёлтого чёрным:

Изменение жёлтого по насыщенности - затемнение жёлтого серым:

Монохромное цветовое сочетание выбирают люди, которым нравиться один определённый цвет. Присмотритесь, сколько вариаций возникает с одним цветом при простых процедурах: изменения насыщенности, осветления, затемнения - может быть этого разнообразия и вам окажется достаточно.

Контрастные сочетания хроматических цветов и оттенков

Контрастные сочетания хроматических цветов, основаны на сочетании противоположных цветов цветового круга:

Цвета, расположенные напротив, являются максимально контрастными. Применение чистых хроматических цветов в интерьере не всегда удобно из-за излишней яркости. Чтобы сделать цвета более приглушенными их осветляют или затемняют и сочетания цветов строятся по цветам соответствующей светлоты, для этого применяют цветовой круг с осветлённой и затемнённой палитрой:

Сочетание хроматических цветов считается гармоничным, когда при, условном, смешении всех используемых цветов получатся чёрный или серый цвет без цветного оттенка.

Под условным смешение цветов подразумевается то, что цвет уже содержится в материальном объекте, и смешать механически его нельзя, можно только, мысленно представить.

Рассмотрим как образуются контрастные сочетания хроматических цветов.

Сочетание двух цветов. Контраст дополнительных цветов

Контрастное сочетание двух цветов строится на противопоставлении противоположных цветов в цветовом круге:

Для чистого жёлтого цвета, противоположным будет фиолетовый цвет. Для осветленного жёлтого осветлённый фиолетовый.

Противоположный цвет в интерьере вводится, для создания сильного акцента или визуального балансового равновесия.

Сочетание трёх цветов

Для определения трехцветного гармоничного сочетания, цвета в цветовом круге соединяются равносторонним или равнобедренным треугольником.

Трехцветная модель гармоничного сочетания, делает интерьеры разнообразнее и богаче по цветам. Если ваш любимый цвет жёлтый и зелёный, то третьим дополнительным цветом к нему будет красно-оранжевый. Если эта вариация не подходит, то посмотрите на цветовые комбинации из четырёх цветов.

Сочетание четырёх и более цветов

Аналогично, если вписывать в цветовой круг: квадрат, прямоугольник, шестиугольник - образуются равновесные цветовые комбинации.

Многоцветные модели уводят в большую цветовую вариативность. Однако, стоит не забывать, что вариативность рассеивает взгляд, а чрезмерное разнообразие цветов может привести к цветовому хаосу.

Однополярное сочетание или сочетание аналогичных цветов

Модель полярного или аналогичного сочетания строится вокруг одного основного цвета и близких к нему оттенков, содержащих, дополняющие цвета.

Аналогичная модель для основного жёлтого цвета состоит из сочетания: жёлтого, зелёного и оранжевого цветов:

Если ваши цветовые вкусы лежат в области похожих цветов, то вы можете воспользоваться моделью аналогичного сочетания.

Созвучное сочетания цветов и оттенков. Цветовой шар Иттена

Созвучное сочетание цветов отличается от контраста дополнительных цветов тем, что правила контрастов учитывают дополнительную контрастность между затемнёнными и осветленными хроматическими цветами, и участие ахроматических: белого, серого и чёрного цвета - в комбинации цветовых сочетаний. Для определения цветового созвучия применяется цветовой шар Иттена, от имени художника и колориста, изучавшего теорию цветового воздействия на человека.

Середина шара -линия экватора, это хроматические основные и дополнительные цвета, в их максимальной тональности.

При движении от экватора к условному северу, хроматические цвета осветляются добавлением белого цвета, полюс имеет естественный белый цвет.

При движении от экватора к южному полюсу, хроматические цвета затемняются и на полюсе образуется естественный чёрный цвет.

Для упрощения представления шара отобразим его развертку на плоскости:

Чтобы определить созвучность цветов, нужно мысленно представить, что центральная точка шара - это точка баланса. Далее, соединяя цвета по линии экватора или под углами, мы определяем созвучные контрастные цвета. Как и в случае с сочетанием противоположных цветов, применяются модели: двух, трёх, четырёх и многоцветных сочетаний. Рассмотрим некоторые варианты на примерах.

Созвучное сочетание двух цветов

Контрастное сочетание двух цветов строится на противопоставлении противоположных цветов в цветовом шаре. Соединив два цвета на экваторе - получаем контраст дополнительного цвета. Далее, переместив один конец стрелки к северу, второй конец переместится к югу, то есть, осветлённый цвет будет сочетаться с его противоположным затемнённым. Рассмотрим на примере жёлтого цвета. Для чистого жёлтого цвета противоположный - фиолетовый цвет:

Переместимся по жёлтому на один уровень вверх к белому и, соответственно, на один уровень вниз сместится фиолетовый, то есть затемнится. Получаем сочетание: осветлённый жёлтый - затемнённый фиолетовый.

Созвучное сочетание трёх цветов

Контрастное сочетание трёх цветов строится на противопоставлении трёх дополнительных цветов в цветовом шаре, соединённых, вершинами равностороннего и равнобедренного треугольника. Соединив три цвета на экваторе, мы получим контраст дополнительных цветов. Далее, вращая треугольники, мы получаем множественно созвучных цветовых оттенков.

Для чистого жёлтого цвета, как и в контрасте дополнительных цветов, противоположные - чистый синий и чистый красные цвета:

Сместимся к северу по жёлтому - к югу по синему и красному и получим сочетания: осветлённого жёлтого, с затемнёнными синим и красным:

Аналогично, можно смещать и вращать треугольник как угодно внутри шара, изучая получившиеся цветовые созвучия.

Созвучие дополнительных цветов поможет создать в интерьере четкие цветовые акценты.

Созвучное сочетание цветов четырёх и многоцветных моделей

Также, как мы вписывали в шар треугольник, и находили цветовые созвучия, аналогично вписав: квадрат, четырёхугольник, трапецию - вы получите цветовые созвучия четырёх цветов.

Последовательно вписывая в шар многоугольные геометрические фигуры, вы найдёте множество вариаций цветовых созвучий.

Отличия созвучного сочетания от сочетания дополнительных цветов, в том что задача созвучия не противопоставить цвета, а усилить значение заданного цвета за счет ослабления контрастного ему цвета или группы цветов.

Как применить знания

Для тех, кто внимательно дочитал до этих строк, напомним, в начале статьи мы обещали, что цветовой мир вокруг вас измениться. И, чтобы вы это осознали, попробуйте сейчас посмотреть на интерьерные фотографии, которые вы уже видели до этого, но уже опытным взглядом. Например на ту же, что была вначале статьи:

Оцените, как расположены те или иные элементы, в каких они выполнены цветах, почему так. Какие модели цветовых сочетаний применили дизайнеры. Найдите какого цвета может не хватать. Попробуйте мысленно представить, что бы вы поменяли.

Воспользуйтесь цветовым кругом или цветовым шаром подбирая краску или обои. Возможно, теперь у вас появилась точка опоры, и выбрать варианты сочетания цветов будет легче.

Для тех, кто работает или собирается работать с дизайнерами, теперь будет намного проще понять друг друга, и создать совместно интерьер, в котором вам будет максимально комфортно. Начинайте творить!

В ближайших статьях посвященных сочетаниям цветов мы сделаем более подробные обзоры цветовых вариаций по популярным интерьерным цветам с примерами и рекомендациями.

В теории различают два способа смешения цветов: а) слагательный, или оптический, когда два цвета сливаются на сетчатке нашего глаза в один суммарный цвет; б) вычитательный (механический), когда краски смешиваются на палитре или накладываются одна на другую тонким прозрачным слоем - лессировкой

Механический способ смешения цвета

получил свое название вследствие того, что красочная среда, через которую проходит белый луч, поглощает (отнимает) известную долю спектральных цветных лучей. Следовательно, результирующим цветом будет тот, который пропускается красочной средой.

Способами смешения пользуются, чтобы достичь максимальных зрительных эффектов, т. е. вызвать впечатление многокрасочности при минимальном использовании красок. Так, например, уже известно, что только из трех красок: желтой, пурпуровой и голубой - можно получить множество цветов.

От оптического смешения двух положенных рядом небольших цветных мазков или штрихов мы получаем новый, третий цвет. Так, например, красный и желтый дадут оранжевый; зеленый и голубой - аквамариновый; красный и синий - фиолетовый и т. д.

На применении механического способа смешения главным образом основаны техника живописи, полиграфии и набивное текстильное производство.

Взаимно дополнительные пары цветов

Мы уже говорили, что два цвета, дающие при оптическом смешении в определенных пропорциях белый или серый, носят название дополнительных.

Главнейшими взаимно дополнительными парами цветов являются:

  • красный - голубовато-зеленый;
  • оранжевый - голубой;
  • желтый -синий (ультрамариновый);
  • желто-зеленый - фиолетовый;
  • зеленый - пурпуровый;
  • голубовато-зеленый - красный.

При их смешении новых цветовых тонов

не возникает, так как при произвольных количествах получается один из смешиваемых цветов.
На таблице наглядно изображены пары цветов, при оптическом смешении которых получается серый цвет. Это очень легко проверить, если на максвелловский диск поместить два круга из дополнительных цветов (еще раз повторяем - только в определенных количественных отношениях) и начать диск быстро вращать.

Пары цветов, перечисленные выше, в оствальдовском цветовом круге лежат друг против друга. В цветовом круге они несколько сдвинуты.

Пространственное смешение недополнительных цветов (желтого, красного, синего)

Если мы возьмем пару недополнительных цветов и получим из них оптическую смесь, то они будут давать не ахроматические цвета - серые, а новые цвета - хроматические. Эта задача на пространственное смешение основана на получении чисто зрительного эффекта в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии. Мы не увидим выкрашенную плоскость из двух разных цветов, а только один сплошной цвет - суммарный, как результат их смеси. Именно такое смешение цветов (сложение), получаемое на соответствующем расстоянии, носит название пространственного и является одним из видов оптического.

Этот способ имеет широкое применение в текстильной промышленности в частности в ткацком производстве (хлопчатобумажном, шелковом, шерстяном) в тканях из разноцветной пряжи при переплетении основы и утка, при скручивании двух тонких разноцветных нитей в одну (мулине) или же смешивании отдельных крашеных элементарных волокон (меланжирование).

Характерным примером, где можно видеть наглядно эффективное использование и применение такого способа смешения цветов, является широко распространенная клетчатая плательная ткань «шотландка», а также шерстяные пледы, головные платки, шарфы и другие изделия.
На этом принципе основана и мозаичная монументальная живопись, т. е. стенная или плафонная живопись, в которой цветные плоскости выложены из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.

Применяемые в живописи краски разделяют по цвету на простые и спектральные, составляющие солнечный цвет. Первые краски нельзя составить из других, но если их смешать, то можно составить все остальные цвета. Выделяют три простых краски: красную – краплак с розово-красным оттенком, желтую – стронциевую с лимонно-желтым оттенком и синюю – лазурь с голубым оттенком.

Леонардо да Винчи первым создал тройную систему цветов.

Им было установлено, что многообразие цвета, найденное еще древними римлянами и греками, ограничено. Леонардо относил к простым цветам: белый, красный, черный, зеленый, синий и желтый. Леонардо да Винчи определил наличие двух возможных аспектов цвета – художественного и физического.

Существующие в живописи несколько видов смешения красок делают возможным получить необходимые цветовые тона или оттенки. Получить нужный цвет и оттенок можно механическим способом, к примеру, смешивая краски на палитре. Также известен оптический метод: тонкий шар просвечивающейся краски наносится поверх уже высохшей, первоначально положенной краски. Художники различают еще и пространственное сочетание как подвид оптического смешения.

Механическое смешение

Смешение масляных красок механически обычно производят на палитре. Акварельные же краски смешивают на фаянсовой тарелке, светлой пластмассовой или эмалированной палитре, на белой бумаге и стекле с подложенной белой бумагой. Такие смешения дают возможность получить истинный цвет красок.

Законы оптического соединения цветов при механическом сочетании неприемлемы. Это поясняется тем, что полученный при механическом сочетании цветов результат отличается от того, который образовался вследствие оптического смешения. Для примера соединим три спектральных луча – желтый, красный, синий. Таким образом, получится белый цвет.

Механически смешав краски тех же цветов, можно получить серый цвет. Желтый цвет можно получить при оптическом соединении синего и красного световых лучей, а при механическом смешении две этих краски дадут тускло-коричневый цвет.

Оптическое смешение

Чтобы получить требуемый эффект при оптическом смешении цветов, применяют просвечивающие краски, или, как их еще называют, лессировочные. Палитра масляных красок имеет просвечивающие краски: золотисто-желтая «ЖХ», Ван-Дик коричневый, кобальт синий спектральный, кобальт синий, изумрудная зеленая и волконскоит, тиоиндиго розовая. Еще имеются полулессирующие краски: марс коричневый светлый, марганцевая голубая, сиена натуральная, охра темная.

Для техники корпусного письма создали масляные краски. Корпусное письмо предназначено для отображения рельефной фактуры и передачи света. Мазки масляной живописи часто достигают эффекта пространственной комбинации красок. Это когда используют оптическую смесь пары расположенных близ друг друга цветов. Посмотрев на них с довольно большого расстояния, можно рассмотреть новый цвет. Большинство акварельных красок в палитре относится к лессирующим. Они полностью растворяются в воде (эти краски готовятся на красителях).

При нанесении таких красок на бумагу или на первоначально нанесенную краску цвета просвечиваются или разбеливаются, изменяя тон. Другие акварельные краски изготавливаются посредством земляных пигментов. Краски не способны раствориться в воде, поэтому пигменты оказываются во взвешенном состоянии.

Оптическое сочетание цветов имеет характерные закономерности. Отметим, что к любым оптически образованным хроматическим цветам можно найти другие, так называемые дополняющие хроматические цвета. Такого рода цвет при оптической смеси с первым, взятым в определенной пропорции, будет давать ахроматический цвет – белый или серый. Взаимодополняющими цветами в спектре являются: голубой и оранжевый, красный и зелено-голубой, желто-зеленый и фиолетовый, желтый и синий, пурпурный и зеленый. Данные цвета располагаются на противоположных сторонах цветового круга. Два не дополняющих хроматических цвета в результате оптического смешения дают новый цветовой тон. Этот тон в цветовом круге расположен между сочетаемыми, не дополняющими хроматическими цветами.

Всегда насыщенность цвета, полученная вследствие оптического соединения двух не дополняющих цветов, окажется меньше, чем у смешиваемых цветов.

Пространственное смешение

«Пуантельная» живопись является типичным способом пространственного сочетания красок, при котором точки либо мелкие мазки, находящиеся рядом, создают эффект оптического смешения цветов. На этом принципе основана техника мозаики. Набор мозаики состоит из мелких кусков разноцветного стекла, называемого смальтой. Создавая картину, художнику важно учитывать законы пространственного соединения цветов, так как ее обязательно будут рассматривать с расстояния.

Работая над значительными по своим размерам живописными произведениями, обязательно нужно помнить о достижении возможных эффектов объединения цветов в пространстве, которые рассчитаны на восприятие с больших дистанций.

Художники-импрессионисты в своем творчестве использовали это цветовое свойство. Чаще всего к данному методу обращались те, которые писали мелкими разноцветными пятнами, применяя технику раздельных мазков. Рассматривая картины таких художников с некоторого расстояния, возникает ощущение единого цвета, так как мелкие мазки разных цветов зрительно сливаются.

Поделиться: