Психологические игры для младших школьников. Игры-тренинги для самореализации младших школьников

Психологические игры и упражнения

Цели: развитие общительности; преодоление стеснительности; снятие агрессии.

«Пресс-конференция»

Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

Предложить рассказать стихотворение: 1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью». 2. Как иностранец. 3. Шепотом.

4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

Попрыгать, как : кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

Рассмеяться, как : добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

«Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

«Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

«Волна»

Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).

«Мимическая гимнастика»

Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.

Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ….)

«Собери эмоцию»

Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)

«Моё настроение. Настроение группы.»

Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.

Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение . В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру .

«Слушаем тишину»

Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

«Заряд бодрости» релаксационное упражнение

Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;

Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.

Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

«Броуновское движение»

Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Содержание игры : участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

«Котёл»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.

«Вторжение»

Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.

«Передай по кругу»

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Содержание игры : дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение

Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.

Содержание упражнения : дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.

«Подними игрушку» релаксационное упражнение

Цели : снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

«Приветствие короля»

Цели : снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.

Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.

«Найди и промолчи»

Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.

Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

«Коробка переживаний» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.

«Акулы и матросы»

Цели : способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры : дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Содержание игры . Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Разведчики»

Цели : развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.

Содержание игры : в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте».

«Пианино» релаксационное упражнение

Цели : снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.

«Кто кого перехлопает/перетопает» релаксационное упражнение

Цели : снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.

«Аплодисменты» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание упражнения : дети стоят в широком кругу. Учитель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не учитель.

«Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры : все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце .

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

«Скучно-скучно»

Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности.

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться . После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

«Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры ; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

«Властелины кольца»

Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.

Содержание игры : потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

«Посещение зоопарка» (релаксационное упражнение)

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.

Содержание упражнения : дети встают в круг (смотрят в затылок друг другу), кладут руки на плечи впереди стоящего, круг замыкается. Ведущий говорит, а дети делают движения массажа друг другу:

1 . В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие хлопки по спине).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

7 . Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями . Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (делать легкие пощипывания рук ).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка помассажировать голову).

12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки и поменяться местами).

Во время массажа не проводить никаких действий в области позвоночника!

Психологическая игра

для учащихся 3 классов «Я и мои друзья»

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

Ход занятия:

(дети сидят в кругу на стульях)

Приветствие: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой прекрасный сегодня день. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Давайте подарим, друг другу хорошее настроение и улыбнемся соседу.

Упражнение «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка - самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу:

Поменяйтесь местами те, кто умеет жарить яичницу,

Поменяйтесь местами те, кто пришел в школу пешком,

Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое,

Поменяйтесь местами те, кто родился летом,

Поменяйтесь местами те, кто у кого много друзей,

Поменяйтесь местами те, кто любит проводить время с друзьями,

Поменяйтесь местами те, кто умеет танцевать;

Поменяйтесь местами те, кто у кого есть домашние питомцы;

Поменяйтесь местами те, кто умеет играть в компьютерные игры;

Поменяйтесь местами те, кто любит своих родителей.

Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Упражнение Дружба это...

Ребята, знаете ли вы, что такое дружба, друзья, дружеские отношения? Как можно стать хорошим другом? (ответы детей). Молодцы, все ваши ответы ценны. А теперь обратимся к словарю:

Дружба — это чувство, в первую очередь, доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Друг - это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.

Педагог-психолог: Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий друг? Ответы детей.

Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку. Давай те в месте попробуем вывести правила дружбы.

Правила дружбы:

Не ссориться

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Быть вежливым

Не злиться

Помогать другу

Быть честным

Быть внимательным

Педагог-психолог. Спасибо, какие вы молодцы. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку. Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит? Дети приводят свои объяснения .

Педагог-психолог. Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга.

А сейчас мы с вами проверим на сколько вы внимательны друг к другу.

«Рисунок на спине»

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Педагог-психолог. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение? Спасибо за ваши ответы.

Вы, наверняка, слышали что-нибудь про сиамских близнецов ? Да, верно, это люди, которые от рождения сросшиеся какими-либо частями тела. Я предлагаю вам на несколько минуть стать такими сиамскими близнецами:

«сросшиеся» ногами - пройти по комнате (2 пары)

«сросшиеся» руками - нарисовать цветок, вставить нитку в иголку, завязать бантик, листать книгу.

Педагог-психолог: в чем на ваш взгляд была сложность при выполнении задания. Ответы детей.

Упражнение “Слепой и поводырь”

Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Его задача пройти определённый путь, на котором встречаются преграды.

Обсуждение

Педагог-психолог. А что вам помогло выполнить задание? Ответы детей.

Педагог-психолог. Мне кажется, что процессе игр, вы сблизились, научились понимать друг друга, даже может укрепились ваши дружеские отношения. Молодцы! Дети, а у вас много друзей? Какие они? (ответы детей). Упражнения помогли нам узнать больше друг о друге, кто что любит, чем увлекается. Как вы думаете, достаточно ли этой информации для завязывания дружеских отношений? (ответы детей).

Педагог-психолог. Вы так много знаете о дружбе. Поэтому мы предлагаем вам совершить путешествие в Дружескую страну !

Упражнение «Карта дружеской страны»

Оборудование: ватман, фигурно разрезанный на пазлы по коли-честву участников; карандаши, фломастеры; скотч.

Ход работы

Каждый участник получает кусок ватмана, пазл, на котором (на обратной стороне) карандашом написан номер, чтобы облегчить собирание общей картины в завершение занятия. Предлагается создать на кус-ке ватмана свою дружескую страну. После того как каждый участник создаст свою страну, все участники собираются за общим столом и пытаются из своих пазлов собрать общую картину. Взавершение занятия ведущий показывает всем участникам, что получилось, и получает обратную связь.

Инструкция. Перед вами маленький кусочек ватмана. Но это не простой ватман, а волшеб-ный. Если вы захотите, то на нем появятся горы, поля, реки, моря, леса и озера. У вас есть 15 минут, чтобы соз-дать свою страну, затем придумать ее название, кто в ней живет и на каком языке говорит. Итак, за работу!

Педагог-психолог. А теперь, посмотрим, что у нас получилось (ученики рассказывают о стране, которую они нарисовали, о ее жителях и законах).

Получившаяся карта вывешивается на доску.

Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»

Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.

Дети становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.

Рефлексия. Завершение занятия.

Педагог-психолог: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии, и я хочу пожелать вам быть хорошими друзьями.

Упражнение: «Я желаю тебе……»

Педагог-психолог: Предлагаю каждому из вас озвучить пожелание своим одноклассникам.

Общее пожелание записывается на доске возле карты дружеского острова.

Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Психологический классный час в 3 классе

Игры на доверие

Задачи

1. Развивать умения понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию.

2. Создавать адекватный эмоциональный фон общения, учить доброжелательности отношений.

3. Способствовать сплочению коллектива.

Оборудование : карточки для игры «Эмпатия»; листки бумаги для игры «Прогноз»; бумага, карандаши, фломастеры для игры «Групповой рисунок»; бумага, чернила и кисточки для игры «Кляксы»; фломастер или карандаш, чистый лист бумаги для игры «Психологический портрет»; цветные карточки для игры «Ваш любимый цвет».

Ход классного часа

Учитель. Ребята, вы любите играть? Назовите свои самые любимые игры. (Дети отвечают.)

Вы знаете, есть такие игры, которые помогают лучше узнать самого себя и своих одноклассников. Играть в такие игры могут люди, между которыми установились доверительные и дружеские отношения.

«Эмпатия»

(Эмпатия - это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого.)

Из всех учеников класса выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные дети получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту детям нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.

(Карточки: гнев, радость, задумчивость, ирония, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, подозрение.)

«Прогноз»

Класс делится на две команды. Каждая получает 4 листка бумаги с надписями: ссора, грусть, дружба, счастье. На обратной стороне каждого из них игроки должны сделать небольшой рисунок, изображающий это слово. Члены другой команды, видя лишь слово, но не рисунки, должны предположить (сделать прогноз), что же изображено.

«Групповой рисунок»

Дети садятся в круг. Один начинает рисовать что-то важное для себя. Затем передает рисунок соседу справа. Одновременно он получает другой рисунок от соседа слева. Дети рисуют до тех пор, пока рисунок не вернется к своему хозяину. Затем можно организовать выставку групповых рисунков.

«С завязанными глазами» («Интересный эксперимент»)

Каждому участнику игры на глаза надевается повязка. Сначала все хаотично двигаются по комнате, стараясь не толкать друг друга. Затем предлагается мальчикам организовать свой круг в одной части помещения, а девочкам - в другой. Тут потребуются интуиция, чутье, так как разговаривать и вообще издавать какие-либо звуки запрещено. За соблюдением этого правила строго следит ведущий. Правда, можно прикасаться друг к другу.

«В тесноте, да не в обиде»

Класс делится на две равноценные команды примерно с одинаковым количеством мальчиков и девочек в каждой. Можно учесть взаимные интересы и симпатии. Ведущий рисует напротив каждой команды квадрат, разделенный на восемь клеток. Каждой команде предлагается занять как можно меньше клеток.

«Рука к руке»

В игре принимают участие нечетное количество игроков. Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке! Все меняются местами», и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе пару, становится водящим. Новый водящий говорит, например: «Спина к спине! Все меняются местами». Все игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе партнера и встать с ним спина к спине. Продолжать игру можно с самыми разнообразными командами: «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т. д.

«Как в зеркале»

Играющие разбиваются на пары, желательно противоположного пола. Партнеры по паре встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. В каждой паре один участник будет играть роль зеркала. Ему нужно как можно точнее копировать все движения партнера. Тот, кто якобы стоит перед зеркалом, будет как бы разглядывать в этом зеркале свое лицо, изменяя при этом его выражение: хмуриться или улыбаться, выказывать удивление, подмигивать и т. д. Партнер должен точно и бесстрастно изобразить все. А если игроки засмеялись, то они получают штрафное очко. Потом партнеры меняются местами.

«Кляксы»

Игроки берут маленькие листочки бумаги. С помощью кисточек наносят на них небольшую капельку чернил, затем складывают листок пополам и проводят по нему рукой. После этого на листке появляется удивительный узор. Листки с кляксами пускают по кругу. Задача каждого игрока - внимательно изучить все кляксы и написать под ними или на обратной стороне листка, что они ему больше всего напоминают, какие ассоциации вызывают. На каждом листке появятся ответы, отражающие ассоциации явного большинства. Те из участников, кто оказался в этой группе, относятся к числу людей, наиболее чутко улавливающих запросы и требования общества, они хорошо адаптируются к окружающей среде, они реалисты. Те, кто стал автором самых необычных, нестандартных, уникальных ответов, в какой-то мере гениальны и талантливы.

«Талисман»

Талисманом считают предмет, который приносит удачу и счастье. Поэтому его всегда стараются носить с собой. Талисманом может быть любой предмет - важно только, чтобы он попал к вам при счастливых обстоятельствах и из хороших рук. Возможно, талисман несет какую-то положительную, добрую энергию. Пусть каждый подумает и найдет у себя какой-то предмет, который сопровождал бы его в счастливые дни. Это может быть простая авторучка, расческа, значок и т. д. Потом выберите человека, который вам чем-то симпатичен. Обменяйтесь с ним талисманами, сопровождая это добрыми пожеланиями и напутствиями. Продумайте, что вы будете говорить своему партнеру при вручении талисмана: от чего талисман будет хранить своего нового владельца, какую удачу приносить, что символизировать.

«Походка»

То, как человек ходит, - одна из наиболее постоянных и выразительных характеристик индивидуума. Походка может очень многое рассказать о душевном состоянии человека, его характере, темпераменте, стиле жизни.

Предлагаем поиграть в игру, которая поможет научиться анализировать походку друг друга, а также узнать, о чем говорит окружающим ваша походка. Желающий выступить первым выходит на середину круга. Ему нужно несколько раз пройтись перед одноклассниками, стараться при этом держать себя свободно - например, вообразить, что он утром идет на работу, в школу, в магазин и думает по дороге о чем-то своем. Остальные участники игры должны придумать название, емкую характеристику данной походки. Например: «Лодочка без весел», «Штурм Зимнего дворца» и т. д. Самое главное, чтобы названия были точными, но ни в коей мере не обидными.

«Психологический портрет»

Приготовьте фломастеры или карандаши и чистые листы бумаги. Играющие должны заменить слова, которым нужно дать ассоциативное толкование, на рисунок. Слова могут быть любыми: дом, возмездие, работа, дружба, любовь, ужас, абракадабра, семья. На каждый рисунок отводится 1 минута. Детям надо постараться в рисунке выразить смысл, который заключен в каждом из слов.

После этого можно предложить детям составить психологический портрет своего соседа по его рисункам. Конечно, трудно дать их однозначное толкование, но жизненный опыт, интуиция и здравый смысл помогут.

Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у рисовавшего их натура практичная, надежная, основательная, но без фантазии, без оригинальности. Рисунки в виде символов, аллегорий принадлежат человеку с хорошей логикой и ясным умом. Он хозяин своих эмоций, но, может быть, несколько суховат и педантичен. Если в рисунках много фантазии и оригинальности, то это говорит о творческих способностях, но также и о трудностях, с которыми автор сталкивается в обыденной жизни.

Можно взять и другие слова, например: учеба, развлечение, преступление, творчество, Бог, отдых, мечта.

«Быстрая рифма»

Каждому участнику нужно написать на листке бумаги 7-8 коротких отрывочных фраз. Темы фраз ничем не ограничены, но они Должны быть короткими, например: «Я пошел в кино», «Хочу вкусный апельсин». Словом, любые фразы, не обязательно имеющие глубокий смысл. Потом участники игры должны разойтись по комнате и медленно, хаотично двигаться по ней, натыкаясь на других игроков. Каждый раз, когда участник натыкается на очередного партнера, тот зачитывает ему одну из фраз, а первый должен

с ходу ответить какой-либо рифмовкой, стараясь по возможности завершить начатую тему. Затем он читает свою фразу, и над рифмой мучается его партнер. Обменявшись таким образом рифмовками, они расходятся и продолжают двигаться по комнате, пока не наткнутся на другого участника, с которым повторяют эту же процедуру. В конце все игроки обмениваются впечатлениями, зачитывают наиболее понравившиеся рифмовки, называют их авторов.

«Самый-самый»

Каждый человек - уникальная личность, в чем-то он совершенно неподражаем. Однако именно из-за того, что не все это замечают, у человека возникает неудовлетворенность отношением окружающих к его персоне. Попробуйте поправить это.

Класс делится на несколько команд. Внутри каждой из них все игроки рассказывают о своих достоинствах. А затем уже команды рассказывают о своих самых-самых веселых, находчивых, умных товарищах.

На основе этой игры можно провести конкурсы на выявление «самых-самых».

«Ваш любимый цвет»

У каждого человека во всем свой вкус. Общность вкусов часто объединяет людей - проявляется единство отношения к жизни. Психологи могут составить весьма точный портрет личности, опираясь исключительно на знание ее цветовых предпочтений. Предложите участникам игры на выбор цвета: оранжевый, темно-синий, сине- зеленый и светло-желтый (например, цветные карточки). Какой цвет человек предпочтет?

Как правило, любители оранжевого цвета - люди активные, с оживленным, радостным, деятельным и воодушевленным самоощущением. Любители темно-синего цвета - люди спокойные, удовлетворенные собственным положением. Любители сине- зеленого цвета - обычно люди настойчивые, строгие и серьезные. Любители светло-желтого цвета, как правило, люди веселые и общительные. Можно предположить поведение человека в трудной, неприятной или стрессовой ситуации. Если в такой ситуации предложить выбрать цвет, то человек, предпочитающий оранжевый, может перевозбудиться и даже выйти из себя. Люди, выбирающие синий цвет, перед лицом трудностей почувствуют скуку и отчуждение. Предпочитающие сине-зеленый цвет при появлении проблем почувствуют затруднения, а отдающие предпочтение желтому будут растеряны и озабочены, как при большой утрате.

для детей младшего школьного возраста

Это период позитивных изменений и преобразований. И если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания , не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, не научится дружить, не приобретет умения учиться, то сделать это в дальнейшем, за рамками сензитивного периода, будет значительно труднее.

Освоение новой ведущей деятельности - учебной - в младшем школьном возрасте только начинается. Этот процесс происходит как дома, так и в школе. Школа предъявляет к ребенку особые требования, для усвоения которых требуются определенное время и усилия. Дети адаптируются к школе постепенно. Процесс адаптации затрагивает различные сферы личности ребенка и носит индивидуальный характер. Легче адаптируются дети с высоким уровнем физической и психологической готовности к школе, однако те или иные проблемы, связанные с адаптацией к новым условиям жизни, возникают у каждого ребенка. У некоторых детей период адаптации затягивается.

Как правило, трудности, возникающие у детей младшего школьного возраста, вызывают потребность в уже освоенной и любимой игровой деятельности. Специальные занятия с использованием развивающих игр особенно полезны детям с заниженной самооценкой, тревожным, недостаточно внимательным, медлительным, некоторым детям с повышенной активностью или, наоборот, с «заторможенным» восприятием окружающей действительности, а также школьникам, которые испытывают сложности в умении выстраивать и сохранять гармоничные межличностные отношения. «Присоединяясь» к ребенку в этой деятельности, работая с ним в процессе обучения на доступном ему уровне, мы тем самым обеспечиваем ему благоприятный переход к решению учебных задач. В случае же отставания ребенка в психическом развитии игра является единственно возможной формой адаптации ребенка к учебной деятельности, поскольку обеспечивает соответствие обучающих приемов психологическому возрасту.

Игра для детей - это не только и не столько развлечение. Для ребенка игра - это основной вид деятельности. Она помогает ему развиваться и познавать окружающий мир. Психологические игры для детей могут быть направлены на развитие памяти, реакции, смекалки, внимания, воображения, музыкального слуха. Они помогут выявить лидеров в детском коллективе, сдружить и сплотить коллектив, побороть застенчивость и развить уверенность в себе. Плюс психологических игр для детей в том, что ребенок будет с удовольствием играть, даже не подозревая, что в этот момент его воспитывают.

Психологические игры для детей.

Развитие памяти

«Забавные рисунки». На листах бумаги нужно нарисовать забавные несуществующие предметы - фрукты, овощи, животных и т.п. Каждому предмету придумывается необычное название. Затем детям показывают рисунки и говорят названия каждого из них, предварительно предупредив, что их нужно запомнить. Потом рисунки убирают, а через несколько секунд показывают снова, а дети вспоминают их названия. Если вы играете с одним ребенком, то он просто должен будет назвать как можно больше предметов. Если с несколькими - устройте соревнования, начисляя за каждый угаданный предмет один балл или выдавая поощрение.

Развитие мышления и воображения

«Как связать два слова?» Эта игра развивает воображение и умение устанавливать ассоциативные (смысловые) связи. Ведущим в этой игре выступает взрослый. Он называет два любых слова, например, "петрушка" и "бабушка". Дети должны объяснить, как эти слова связаны между собой. Варианты могут быть самыми разными: бабушка выращивает петрушку на подоконнике; у бабушки кучерявые, как петрушка, волосы и т.д.

Развитие ответственности при принятии решения

«Кто во что горазд» Эта игра учит серьезно и ответственно относиться к роли лидера. Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

Развитие переключения внимания и произвольности выполнения движений

«Летает – не летает» Ведущий называет предметы. Если предмет летает – надо поднять руки, если не летает – руки опущены. Ведущий сознательно ошибается, показывая неправильное движение. У многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживать и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Развитие умения сдерживать свои эмоции

«Сюрприз» К игре необходимо подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложить, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво завернуть.

Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой подарок – чудесная вещь… Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире…». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.

Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно высоко. На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку.

Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.

Развитие умения находить позитивные моменты в любой ситуации

«Таланты и поклонники» Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса и учить детей уметь находить позитивные моменты в любой ситуации. Ведущий предлагает ребятам что-то нарисовать. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д.


Цели:

  • Познакомить учащихся с основными эмоциями;
  • Развитие способности общаться с помощью пантомимики, мимики и жестов;
  • Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально;
  • Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать. Сообща находить решение в проблемных ситуациях.
Описание проблем или задач развития, на решение которых направлено данное занятие.

Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей. И умения адекватно выразить своё состояние. Развитие коммуникативных навыков, умение сотрудничать. Обогащение словарного запаса и понятийного аппарата.

Предполагаемый психологический результат.

Обогащение мира эмоций и чувств школьников. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Материалы, необходимые для игры.

Бумага (А4), пиктограммы эмоций, фото, иллюстрации, мольберты. Занятие можно провести в соревновательной форме, дети будут выполнять задания в группах.

Ход занятия

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я проведу сегодня с вами очень необычное, но интересное мероприятие. Мы с вами будем путешествовать по необычной стране – по стране Эмоций. А вы слышали когда-нибудь об этой волшебной стране?

Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?

Любой человек может радоваться и грустить, плакать и смеяться, чувствовать обиду и боль. Все эти переживания и ощущения мы можем выразить своими эмоциями.

На нашем мероприятии мы будем знакомиться с миром эмоций и нам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми.

Мы поговорим о настроении, будем учиться различать и называть основные эмоции и чувства; выражать их с помощью мимики и жестов.

Выполняя конкурсные задания, нужно быть очень внимательным, нужно проявить всю свою фантазию, творчество.

Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя! И так, в добрый путь!

Наш конкурс будут оценивать жюри в составе….(представление жюри)

Для того, чтобы как эмоционально настроится на совместную работу, чтобы создать доброжелательную обстановку я проведу с вами разминку.

I. Разминка

Упражнение «Те, кто…»

Участники выстраиваются в круг и выполняют команды ведущего.

V Сделайте шаг вперёд те, кто любит сладкое

V Поднимите правую руку те, у кого есть домашние животные

V Промяукайте те, кто помогает маме по дому

V Прохрюкайте те ребята, которые учатся в 4 классе

V Присядьте те, кто любит играть в футбол

V Проквакайте в ладоши те, кто любит долго спать

V Подпрыгните те, кто хочет жениться или выйти замуж

V Возьмитесь за руки те, кто учится в 3 классе

V Прошипите те, кто ленится помогать по дому

V Похлопайте те, кто очень сильно любят маму

v Прокукарекайте те, у кого очень хорошее настроение

Ребята, послушайте, о настроении и эмоциях есть такое стихотворение.«Азбука настроения»

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

Из коридора доносится шум, в класс входят дети, изображающие основные эмоции и чувства.

Радость

Я всех люблю без исключения

Дарю улыбки и добро, всем детям в день рождения!

Когда получишь ты четверку или 5-отлично, я тут как тут и радость в жизни личной!

Веселье, позитив, улыбки, смех

Мои друзья: удача и успех!

Грусть

Я грусть, печаль моя подружка

Идем по жизни вместе мы.

Аленка, Лена, Катя иль Андрюшка

Пристану к вам, что не отвяжетеся вы!

А коль получишь 3, 2 или кол

Я тут, как тут, я тоже отрицательный герой!

Глаза в слезах и радость вся ушла

Не подпускайте близко вы к себе меня!

Злость

Я чувство злости, посмотрите

Когда сержусь

То лучше в сторону бегите!

Присущ я всем в критический момент

Я злобный, суперзлоба – я агент!

Я скалю зубы, хмурю брови, рот кривлю

Не подходите близко, иначе всех побью!

Страх

Я страх - увидев вы меня

Все громко скажете – ой, ой!

Я всех пугаю, я такой!

И если испугаю вас – то я герой.

Глаза раскрыты широко

Крик слышен очень далеко,

А сердце так колотиться в груди

Не зря же говорят: глаза у страха велики!

Удивление

Когда вы что-то новое узнали

Вы чувство удивления позвали

Привет, друзья – я удивление

Я чувство интересное, ну просто заглядение!

Глаза овальчиком, ротик приоткрыт,

Узнал ты что-то новое, и я уж тут.

Ну что ребята, знакомы вам эти герои, встречали вы их в своей жизни?

А вам, уважаемые взрослые эти чувства знакомы? Ребята вы не будите против, если пришедшие к нам в гости герои присутствуют на нашем мероприятии. Помогут вам в подготовке конкурсов, помогут проводить разные интересные игры?

А теперь отправляемся в путешествие. Представляются команды.

Конкурс 1. «Приветствие»

Поздоровайтесь друг с другом: радостно, эмоционально, весело.

Конкурс 2«Знатоки чувств»

Ведущий называет чувства, которые может переживать человек, команды изображают:

Радость, грусть, страх, удивление, злость, отвращение, обида, удовольствие, стыд, интерес, гнев, скука.

Конкурс 3 «Тренируем эмоции»

Каждая команда вытягивает карточки с заданиями, один человек из команды (педагог) выполняет одно задание. Оценивается правильность и выразительность эмоций и чувств.

Улыбнуться, как:
1. кот на солнце 3. как хитрая лиса
2. как будто ты увидел чудо 4. как радостный ребенок
Испугайся, как:
1. ребенок, потерявшийся в лесу 3. мышка, увидевшая кота
2. котенок, на которого лает собака 4. как ученик перед контрольной работой
Устань, как:
1. муравей, притащивший большую муху 3. учитель, после тяжелого дня
2. человек, поднявший большой груз 4. ученик, к концу недели

Спасибо командам. Пока жюри подводит итоги, я с вами немного поиграю.

Разминка: три эмоции . Объясняются правила игры.

Когда я говорю – злюки (вы скалите зубы и топаете ногами и выражаете эмоцию злости);

Когда – добрики (улыбаетесь соседу слева и справа, эмоция - радость);

Когда говорю – страшилки(руки прижимаете к себе и дрожь в ногах. эмоция - страха);

Послушаем итоги двух конкурсов. Слово жюри…

Конкурс 4 «Составьте чувства из вырезок журналов»

Каждая команда из вырезок газет и журналов на заготовленном овале лица составляет различные чувства.

Реквизит: клей, вырезки из журналов частей лица. Овал лица.

Каждая команда демонстрирует свой шедевр.

Инструкция: «Перед вами лежат вырезанные из журналов фото и рисунки. На которых изображены части лица: глаза, брови, носы, рты. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли бы узнать различные эмоции». Приступайте к работе!

Конкурс 5 «На что похоже настроение?»

В этом конкурсе вы продемонстрируете свое умение осознавать свое самочувствие. Участники команды при помощи сравнивают с каким временем года, погодой, природным явлением похоже их настроение. Это выражение вы сравниваете с какой то эмоцией. Например: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе». Это – радость. Оценивается образность, творчество.

Пока жюри оценивает конкурс, я проведу

Игру со зрителями

Мы посмотрим, как наши зрители могут продемонстрировать своё настроение. Я буду называть движения, а вы изобразите настроения:

Полетаем как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся как маленький ребенок, который учиться ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем ногой кочки на болоте. Как будто несем тяжелый портфель, едим вкусное мороженое.

Вывод: в каждой разыгрываемой ситуации выражаются различные эмоции, это и радость, и грусть, и удивление и страх. И каждый человек изображает по-своему. Потому что каждый из вас – уникален.

Послушаем итоги 4 и 5 конкурсов. Слово жюри…

В жизни мы все испытываем разные чувства и эмоции. И некоторые из них помогают нам в общении, а некоторые мешают нам общаться..

Конкурс 6 «Список чувств»

Нужно записать в два столбика: положительные и отрицательные чувства и эмоции. Оценивается быстрота и правильность выбора.

Вывод: Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства. Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.

Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.

Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь. Значит выражать их в такой форме. Чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.

Ребята, как вы думаете, как можно узнать, какое у человека настроение, какие чувства он испытывает ? (по выражению лица, пантомимике).

Участники рассматривают плакат и рисунки с изображением различных

эмоциональных состояний. Обсуждают, как изменяется мимика человека:

положение и форма глаз, бровей, рта и т.д.

Конкурс 7 «Узнай настроение»

Участники получают задание изобразить без слов эмоции, а остальные

должны отгадать, что он показывает. Каждый участник достаёт карточку с

заданием:

Мальчику (девочке) страшно

Внимательный мальчик (девочка)

Мальчику (девочке) обидно

Мальчику (девочке) стыдно

Грустный мальчик (девочка)

Весёлый мальчик (девочка)

Удивлённый мальчик (девочка)

Спокойный мальчик (девочка)

Мальчик (девочка) злится

Мальчик (девочка) устал(а)

Эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Игра со зрителями

– Ребята, а сейчас мы с вами повторим, какие бывают эмоции, но задание будет трудное. Вам нужно найти противоположное пиктограмме слово.

Веселый – грустный
Печальный – веселый
Удивленный – спокойный
Хмурый – задумчивый
Испуганный – спокойный
Спокойный – сердитый

Конкурс 8 «Разыгрывание этюдов»

Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.

Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла туфельку.

Ой, ой, живот болит! (этюд на выражение страдания)

У мальчика внезапно заболел живот. Он страдает (поникшая голова, сведены брови, опущены уголки рта, руки на животе).

Провинился (этюд на выражение вины)

Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он понимает, что провинился, поэтому стоит, опустив голову.

Один дома (выражение страха).

Мальчик остался один. Он непрерывно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился? Что тогда?

Пока жюри оценивает конкурс я проведу

Игра со зрителями и участниками

А мы все вместе давайте вспомним всем знакомую детскую песенку «Улыбка» и споём её. Но петь мы будем с различной интонацией. Тихо, громко, волнообразно, как маленькие дети, как строгие учителя.

.

Послушаем итоги 6, 7, 8 конкурсов. Слово жюри…

Конкурс 9 «Ролевая гимнастика»

Командам необходимо продемонстрировать. Как они могут выразительно проговорить стихотворение с разными интонациями, в разных ролях.

Задания на карточках.

Рассказать стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет»

Как маленький ребенок Как иностранец
Как робот Как инопланетянин
С пулеметной очередью Как будто во рту горячая картошка
Со скоростью улитки Очень громко
То тихо, то громко Со злостью

Спасибо командам. Жюри сейчас подведет итоги этого конкурса.

Конкурс 10 «Изобрази сказку»

Вам необходимо выбрать любую известную сказку, распределить роли и с помощью мимики и жестов, пантомимики изобразить её. А другие команды будут угадывать.

Конкурс 11 «Угадай»

Раздаются рисунки с изображением дракона

Спасибо командам. Жюри сейчас подведет итоги и объявит результаты всех конкурсов.

А команды я попрошу взяться за руки и представить. Что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох и шаг вперед, выдох и шаг назад. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Положите руку на сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И ещё тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Спасибо.

Слово жюри.

Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится. То печалится

И напоследок я хочу сказать всем вам, ребята. Когда вы грустите, грустно становится и близким вам людям: прежде всего маме, вы можете заметить грусть в глазах учителя, воспитателя. Следите за проявлением своего настроения, радуйте окружающих своим хорошим настроением – все будет прекрасно и хорошо! Успехов вам! Аплодисменты командам!

И в заключении я попрошу вас встать всех в круг, взяться за руки.

Игра «Комплименты»

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие.

Ведущий предлагает детям подумать, что такое комплименты. (Это хорошие слова, которые мы можем говорить друг другу) В игре ответом на них будет оставаться фраза: «Спасибо, мне было очень приятно». Ведущий и дети по очереди говорят друг другу комплименты. Например: «Маша, у тебя сегодня красивая прическа» (ребенок должен ответить «Спасибо, мне очень приятно»).

Поделиться: