Помогают ли шаманы. Пророчества современных шаманов: Верить или нет? Молния убьет знаменитость

Нечто необычное всегда вызывает интерес. А когда случается болезнь и врачи лишь разводят руками, не обещая действительных результатов, человек хватается за любую соломинку и ищет помощи у тех, кто обещает нетрадиционное исцеление. Колдуны, целители, экстрасенсы - все они подкупают таинственностью и неизведанностью. Шаманов тоже принято причислять к так называемым "знающим людям", а сейчас они особенно "популярны". Но если про целителей-экстрасенсов все более или менее понятно, то о шаманах говорят не так много, а людей, которые могут о них что-то рассказать, еще меньше. И все-таки, можно ли серьезно относиться к шаманизму, есть ли у него будущее? Об этом наша беседа с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, руководителем "Центра по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик" Валентиной Ивановной ХАРИТОНОВОЙ.

ЕДИНОГО мнения о времени возникновения шаманизма у ученых нет, но многие исследователи склоняются к тому, что зачатки его появились очень давно, не исключено, еще во времена палеолита. Шаманизм впитал в себя другие воззрения и представления - такие, например, как анимизм, тотемизм.

Измененные люди

В ТОМ, что принято называть шаманизмом, есть как минимум две составляющие: религиозная и целительская. Шаманы могли проводить ритуалы обращения к божествам. Но чаще такие действа осуществляли не они, а старейшины рода, старшие в семье; шаманов же как раз могли даже не допускать на святилища (кстати, как и женщин). Была, впрочем, особая категория культовых деятелей, которых называли белыми шаманами, - фактически это были жрецы, которые и проводили большие обряды жертвоприношений, сопровождавшиеся камланиями (шаманскими ритуалами) особого типа. Лечением соплеменников также занимались не только собственно шаманы, для этого существовали многочисленные категории лекарей с конкретными специализациями. Но в случае серьезных болезней, особенно непонятных, обращались обычно к шаману, который должен был камлать к божествам верхних или нижних миров, чтобы вернуть исчезнувшую "душу" пострадавшего.

Таким образом, можно сказать, что шаман - это человек, осуществлявший непосредственные виртуальные контакты с божествами, духами. Делали это шаманы не по собственной прихоти, а по просьбам сородичей. При этом шаманы были невольниками собственного избранничества - они не имели права отказать просившему, как, впрочем (в большинстве этнических традиций), не могли и требовать за свои услуги какой-то особой платы.

Почему с духами и божествами контактировали преимущественно шаманы? Потому что для такой виртуальной практики человек должен обладать некими способностями, которые у большинства людей настолько слабо развиты, что они их не замечают. Если говорить в современных научных терминах, то можно было бы вспомнить об интуиции, но это не совсем точно. У всех шаманов, как правило, блестяще развито то, что мы привыкли называть интуицией. Главное же - шаманы (как и колдуны, многие современные экстрасенсы и т. д.) умеют входить в так называемые измененные состояния сознания (ИСС) и работать в них. Войти в измененное состояние сознания - значит, грубо говоря, "переключить" деятельность своего мозга.

Это дает возможность воспринимать действительность совсем по-иному, чем в обычном состоянии сознания. Именно изменение функционирования сознания позволяет шаману виртуально - а для него самого вполне реально и осязаемо - "общаться" с некими, с точки зрения большинства современных людей, фантастическими персонажами. Ведь шаман не просто лекарь, который говорит о болезни, исходя из знаний и опыта; он должен спросить у духов и божеств, как помочь человеку, или забрать у них украденную "душу", "жизненную силу" сородича. Настоящего шамана нельзя обвинить в том, что он кривляется и дурачит публику в процессе камлания, - шаман знает, что общается с духами, верит в это. Он чувствует, ощущает духа, даже видит; мало того - он не может работать, если к нему не "пришли" духи-помощники.

Специфика ИСС у каждого человека своя (естественно, при неких общих характеристиках), пути вхождения в такие состояния тоже различны. Как уже говорилось, не только шаманы обладали подобными возможностями и использовали их. Но в шаманизме они были облачены в этническую культурную упаковку, и именно потому человека европейской культуры это всегда поражало, изумляло, даже заставляло предполагать, что он видит перед собой сумасшедших, кривляющихся перед дикарями. Поражал культурный антураж, который сопровождал шаманские ритуалы: странный костюм, особые танцы, песнопения, заклинания - все это казалось чем-то нелепым.

У шаманов были свои специфические техники работы в ИСС, точно так же, как были они и у российских колдунов, индийских йогов и многих других приверженцев магическо- и религиозно-мистических практик.

Душу взял и быстро отдал

КАК шаман может лечить человека?

Если речь идет именно о лечебном камлании, то сначала шаман должен был определить, что с человеком: болен ли он, кто "наслал" на него эту болезнь, кто "украл" его "душу" и где она сейчас. Кстати, шаманы делились на хороших и плохих. Черные шаманы (плохие) так и назывались "пожиратели душ" - они могли "воровать души" людей, тем самым убивая их. Но "душу" могли похитить и духи одного из многих виртуальных миров... Между прочим, понятие "душа" в отношении шаманских представлений может использоваться очень условно, у них не христианская концепция о душе, а воззрения, в чем-то напоминающие современные экстрасенсорные, парапсихологические концепции. В шаманских культурах обычно считается, что есть много "составляющих" человека, в частности - "жизненная сила", которая в тюркских языках, например, выражается через понятие "кут" или "хут". Считалось, что если эту силу выкрасть, то человек долго не проживет. Шаману необходимо было выяснить, куда делся "кут", найти его (для чего он или его духи-помощники отправлялись в иные миры) и вернуть хозяину. Эти путешествия являли собой мистерии, на которых присутствовали родственники больного, соседи. Камлания продолжались очень долго. Иногда, если была тяжелая ситуация, до нескольких суток.

Очень интересными и зрелищными были ритуальные путешествия, например, тунгусских шаманов. Они отправлялись к божествам, изображали разговоры с ними, вступали в какие-то схватки, бои, даже бывали ранены. Потом наконец они брали "душу", быстро возвращались с нею и вселяли ее в больного. Хорошо, если душа была недалеко, но если пациент болел тяжело, то с точки зрения шамана это означало, что его "душа" находилась в подземном мире. Чтобы путешествовать в подземный мир, нужно было обладать значительной силой и особым статусом посвящения.

Для шамана это был очень тяжелый труд, требующий колоссального физического и эмоционально-психического напряжения. Шаман камлал в костюме (который, кстати, мог весить более сотни килограммов, поскольку в нем использовалось много металлических деталей) с помощью бубна. Обычно у него были помощники. Камлали в помещении - юрте, чуме (как правило, лечебные камлания на природе не делались), в полумраке, иногда в полной темноте. В центре жилищного пространства горел костер.

Русским путешественникам, попадавшим на камлания в XVIII - XIX веках в Сибири, многое казалось удивительным и даже неестественным, "дьявольским наваждением". Во время камлания слышались какие-то странные звуки, шум, свист, крики птиц, животных, рычание медведя, волка, создавалось впечатление, что кто-то летает над головами, кто-то приходит и касается лапами сидящих... Считалось, что во время камлания шаман вызывал своих духов-помощников, а они воспринимались им и окружающими в образах животных и птиц; эти "духи" как бы материализовались в небольшом пространстве чума или юрты. То, что делал сам шаман, люди часто не успевали фиксировать в деталях, поскольку он был очень подвижен: активно танцевал, двигался, находясь при этом в измененном состоянии сознания; внешне это выглядело как экстатическое состояние.

Каким образом шаманы воздействовали на людей, в том числе и на больных, которым пытались помочь?

Многие шаманы обладали способностями вводить людей в галлюцинаторное состояние, кроме того, имела место психотерапевтическая составляющая такого сеанса, ведь они проделывали просто фантастические вещи: например, протыкали себя кинжалами, бегали по тлеющим углям или глотали их... Но вы же понимаете, что это происходило в темноте, во мраке, и если бы вы попытались попросить шамана сделать то же самое где-то при свете дня, не каждый из них рискнул бы повторить такие вещи. "Фокусам", которые умели делать шаманы, можно научиться. Сами шаманы довольно активно учились этому, потому что зрелищная составляющая мистерий давала дополнительные возможности воздействия на сознание и подсознание людей, что было необходимо: больной человек должен поверить в то, что шаман - это маг и волшебник, существо, которое может ему помочь. Кстати, в процессе сеанса пациент тоже начинает входить в своеобразные ИСС. Некоторые шаманы могли использовать гипноз. Иногда это были особые, условно говоря, магические техники. Но все это сводится к различным вариантам работы самого шамана в ИСС и передаче таких состояний, психоэнергетических посылов и эниосуггестивных программ воспринимающей стороне - перципиентам, т. е. в нашем случае пациенту и его окружению. Практика деятельности подобных личностей на протяжении тысячелетий хорошо подтверждает ее реальность и их возможности.

Многие тайны подобного воздействия остаются нераскрытыми до сих пор. В первую очередь потому, что наша наука на протяжении советского периода игнорировала те составляющие традиционных культур, которые считались сверхъестественными и суеверными или религиозными. Магия, мистика, оккультизм - о чем сейчас не говорят только немые - огульно отрицались. Однако за многим, что исследовалось в те времена только втайне парапсихологами или специалистами охранных служб (КГБ и МВД), скрываются интересные и даже непознанные до сих пор феномены.

Что говорит наука

ЕСТЬ ли какие-то научные подтверждения того, что шаман действительно проводит определенную работу, воздействует на человека?

Да, конечно. И это не секрет не только для ученых. Сейчас существует множество изданий для широкого круга читателей, в которых в доступной форме рассказывается об этом. Я могу сказать несколько слов об исследованиях шаманских состояний сознания, которые ведутся под моим руководством в интердисциплинарном варианте, т. е. коллективом ученых различных областей науки. Наиболее зримым и убедительным подтверждением для людей, далеких от шаманских практик, могут быть данные приборов, в частности показания ЭЭГ (электроэнцефалограммы), снимаемой во время рабочих сеансов. ЭЭГ свидетельствует об изменениях в работе мозга в определенные периоды шаманских сеансов. Для того чтобы понять, насколько серьезно видоизменяется работа мозга, когда шаман (или любой другой человек) находится в каком-то варианте ИСС, необходимы специальные нейрофизиологические исследования. В наших экспериментах эту работу выполняет известный нейрофизиолог, доктор медицинских наук Н. Е. СВИДЕРСКАЯ. Она получает данные ЭЭГ, которые потом проходят специальную компьютерную обработку. В результате становится понятным, в каком состоянии на тот или иной период эксперимента был мозг человека.

На основе этих данных можно говорить, что даже в облегченных вариантах шаманской практики при выполнении виртуального шаманского путешествия в работе мозга шамана происходят солидные трансформации. У перципиента наблюдаются схожие изменения, что свидетельствует о воздействии на него оператора, в данном случае - шамана.

К сожалению, у нас нет такой техники и финансовых возможностей, которые позволили бы сейчас исследовать более сложные шаманские камлания. Да и настоящих традиционных шаманов уже почти не осталось. Сейчас уже ни для кого не секрет, что шаманов в советский период репрессировали, лишали избирательных прав, приравнивая к кулакам, заставляли отказываться от практики, сдавать костюмы и бубны. В итоге в стране ситуация с шаманизмом к концу ХХ века значимо изменилась. Сейчас мы наблюдаем взрыв интереса ко всем магическо- и религиозно-мистическим практикам, своеобразное "возрождение" шаманизма.

Как вы думаете, у шаманизма есть будущее?

У шаманизма - в том варианте, в котором он был представлен даже в конце XIX - начале ХХ столетия, - разумеется, нет. Кстати, современная ситуация это хорошо демонстрирует. При усилившемся интересе к этому феномену со стороны ученых (особенно иностранных), людей, занимающихся коммерцией на подобных явлениях, а также административных, политических, культурных лидеров на местах (разыгрывание "национальной карты") бурно начал расцветать неошаманизм, в нашем случае основанный на традиционных корнях. При этом, как и во всем мире, проявился нью-эйджевский феномен. Вы знаете, что в крупных городах сейчас у молодежи есть своеобразная мода на шаманизм в различных его вариантах. Поскольку это явление воспринимается как весьма таинственное и непонятное, с его помощью делается "бизнес на дураках": вспомните, что в Москву не раз наезжали "великие шаманы всей Сибири" или как минимум "главные шаманы Чукотки". Аналогичное происходит сейчас со знахарско-колдовской традицией - возьмите любую рекламную газету.

Но в местах, где шаманизм был элементом традиционной духовной культуры, мировоззрения, он и сейчас востребован как в еще существующем традиционном варианте, так и в закономерно модифицирующемся. И в этом смысле у него есть будущее. Некоторое время будут востребованы шаманские ритуалы, связанные с семейно-бытовой обрядностью. Естественно, при отсутствии должной медицинской помощи востребованными остаются целительские способности шаманов и неошаманов, гадание, ясновидение.

Некоторые люди считают, что шаманами становились лишь те, у кого не все в порядке с головой. Это так?

Такое мнение сформировалась больше за счет случайных сведений о шаманской болезни. Психиатры долгое время считали шаманов сумасшедшими, потому что то, как проявляется состояние, условно именуемое шаманской болезнью, по внешней симптоматике напоминает многие нездоровые изменения психики. На самом деле "шаманская болезнь" - это период становления шамана, сопровождаемый различными трансформациями психонейрофизиологии человека, способствующими формированию его суперсенситивных и экстрасенсорных качеств. Фактически человек в это время проходит стадию обучения техникам погружения в ИСС и на ощупь изыскивает возможности работы в них - т. е. становится шаманом. Если "избранник духов" (а у будущих шаманов присутствуют именно такие ассоциации) никак не может сбалансировать работу собственного мозга, у него начинаются проблемы с психикой и даже с соматикой. Обычно в ситуации шаманской болезни кандидатам в шаманы помогали более опытные соплеменники, великие шаманы, которые имели возможность приобщить начинающего к практике такого рода в рамках своей культурной традиции. Сложно пройти этот путь без учителя. Но и такое случалось. Кстати, считалось, что самые сильные шаманы - это шаманы от природы (т. е. с врожденными развитыми способностями) или самостоятельно победившие шаманскую болезнь. Надо сказать, что трудности в шаманском становлении испытывали очень многие кандидаты в шаманы в тот период истории нашей страны, когда не стало великих шаманов - некому было посвящать молодых кандидатов. Многие из них так и не смогли избавиться от тяжелой психической и психосоматической патологии после периода становления. Но еще хуже было тем, кто попал в руки наших психиатров.

В плане возможных психических аномалий стоит сказать еще вот о чем: очень часто шаманами (колдунами, экстрасенсами, великими религиозными пророками и т. п.) стремятся стать люди с уже имеющейся предрасположенностью к психическим аномалиям или даже личности с соответствующими диагнозами. В таком случае их состояние обычно только усугубляется. Мало того, вполне здоровый человек, стремящийся овладеть некими практиками работы в ИСС, может утратить свою психическую адекватность при неправильном обучении либо в результате негативных сторонних воздействий - то есть на таком пути можно получить те же негативные личностные трансформации, как, например, при посещении некоторых неорелигиозных организаций, использующих определенные экстрасенсорные техники воздействия на свою паству. Кстати, мы не можем исключить полностью возможность негативных воздействий психосоматического характера и при обращении к так называемым шаманам за помощью и консультациями.

Но лечит врач

И ВСЕ-ТАКИ шаман лечит или нет?

Мы не должны так говорить. Лечит - врач. А шаман может оказывать целительское воздействие. Но тут дело не именно в шамане. Это же по силам и индийскому йогу, и азиатскому дервишу, и русскому колдуну. Дело не в шамане, а в человеке, точнее, в развитии у него суперсенситивных и экстрасенсорных способностей. А это и есть во многом то самое погружение в ИСС и работа в них, о чем мы говорим. Замечу, кстати, что здесь важен еще и нравственный фактор: способности могут быть хорошо развиты как у кристально чистого человека с идеально добрыми намерениями, так и у негодяя, желающего кому-то сделать гадость по любому поводу и без такового.

Если вернуться к нашим экспериментам, то я уже упоминала: ЭЭГ показывает, что мозг оператора и мозг перципиента работают в паре - мозг перципиента оказывается в положении ведомого. После сеанса эмоциональное состояние перципиента, его психофизиологические ощущения, как правило, улучшаются; это отчасти напоминает воздействие иммуностимуляторов.

Кстати, по условиям наших экспериментов, мы уже в ходе работы опрашиваем испытуемых. Они делают интересные наблюдения: у кого-то повышается температура в тех или иных частях тела, как при аутотренинге, например, у кого-то начинается головокружение, причем очень сильное, кто-то раскачивается на стуле, сам того не замечая... Кое-кто даже видит некие зрительные образы. Иногда виртуальное путешествие шамана и его пациента оказывается "запараллеленным".

Как пример зримого воздействия шамана на пациента могу рассказать об одном из сеансов, который был проведен во время международного симпозиума "Экология и традиционные религиозно-магические знания" летом 2001 года. В. С. ТОПОЕВ - современный неошаман, между прочим, кандидат психологических наук (в прошлом - физик), работал с приехавшим к нему швейцарцем, у которого были проблемы онкологического характера, ему предстояла тяжелая операция. Но при этом не было полной уверенности, будут ли после операции положительные изменения. По совету своих знакомых будущий пациент поехал в Хакасию, чтобы там подготовиться к операции. Первый "очистительный" сеанс прошел при многочисленных зрителях. Присутствующие могли наблюдать, насколько сильным - внешне - было воздействие неошамана на этого человека. Изначально пациент просто сидел "по-турецки" с закрытыми глазами. Через некоторое время стало понятно, что ему не хватает воздуха. У него пересохло во рту, а позже его начало трясти - сильная дрожь, заставлявшая почти подпрыгивать, не исчезала несколько минут. Кстати, дрожание, своеобразный вариант тремора, отмечается в некоторых собственно шаманских состояниях при погружении в ИСС. Должна добавить, что с пациентом сейчас все в порядке. Он перенес операцию в США и чувствует себя хорошо и уверенно.

Конечно, из практики известны ситуации, когда после воздействия шамана наступало выздоровление. Но кто скажет, что вылечил именно шаман? Результативность подобного лечения никто не отслеживал. Человек мог выздороветь, но как доказать, что именно после посещения шамана?

Сложно четко сказать, что они что-то "лечат". На уровне натуропатии, как любые целители, они знают, кому и что можно порекомендовать. Ведь шаманизм - это не только шаманские пляски. Это и весь комплекс лечебно-целительских мер. В традиционной среде, правда, существовало разделение, специализация: кто-то занимался непосредственно камланиями, кто-то - костоправством, кто-то - траволечением. Но шаман обычно знал очень многие вещи и использовал их в комплексе. Помимо того, что он "возвращал душу", он еще давал целительские рекомендации, мог делать массаж. Или отправлял к кому-то из практиков, кто мог помочь, говорил, что нужно сделать. В комплексе это давало прекрасную результативность. Иначе люди просто не выжили бы - ведь в далекие времена у них не было других лекарей, можно было рассчитывать только на такую помощь.

Нужно ли идти к шаману лечиться?

Ответа на этот вопрос я дать не могу. Точно так же, как не могу сказать, нужно ли идти лечиться к врачу. В моей личной практике очень много негативных встреч с безграмотными представителями медицины, например. Человек должен решать для себя сам, к кому ему обращаться. У каждого есть право выбора. Я думаю, что надо стараться в силу обстоятельств сочетать разные вещи. Одно могу сказать точно: нельзя ходить к шаманам и магам всех категорий, обещающим все блага мира на страницах рекламных изданий. Уж если вы решили идти к шаману, то узнайте сначала что-то о нем, о последствиях его деятельности. А заодно и о степени его грамотности. Сейчас, кстати, есть возможность обращаться к дипломированным медикам, которые сочетают в своей практике профессиональную медицину с народным целительством - биоэнерготерапией, эниосуггестологией и так далее. Одно очевидно: во всем этом велика роль личности. Вот личность и надо выбирать.

И еще одно. В современной жизни, когда кругом столько мракобесия, религиозного фанатизма и просто безграмотности, очень важно не потерять здравомыслия. Страшно, если состояние вашего сознания изменится до такой степени, что вы вместо реальных действий в ситуации своей болезни или болезни родных начнете, например, уповать на Бога и молитвы, обращенные к нему. Есть хорошая русская пословица: на Бога надейся, а сам не плошай. Также и с шаманами, колдунами, "академиками высшей магии". Не забывайте, что главный помощник в борьбе за ваше здоровье - это вы сами: правильный образ мыслей, здоровый образ жизни, очищение организма, гимнастика, закаливание, нормальное питание всегда и всем помогали отодвинуть момент необходимости обращения за помощью к кому-то, особенно - за "волшебной" помощью, которую мы почему-то ждем от шамана или ему подобных лиц...

Окончание интервью с известной сибирской шаманкой Аллой Громовой. Начало читайте .

— Самая распространённая болезнь современного мира – депрессия. От нее страдают миллионы людей по всему миру, и число их постоянно растет. Скажите, Алла, способен ли шаманизм справиться с этим недугом?

— Думаю, что только шаманизм и может помочь. Специалисты так и не нашли окончательного решения этой проблемы. Антидепрессанты – вот всё, что они могут предложить.

Основная же причина любой депрессии – это потеря связи с собственной душой. И чтобы её восстановить, шаману нужно отправиться в Мир духов, найти «потерянную душу» и вернуть владельцу. Этот сеанс, совершаемый на местах Силы , на тренингах, приносит сильное облегчение, человек успокаивается и снова обретает вкус к жизни. Да и есть чему радоваться — участие в тренинге и совершение сеанса чудесным образом меняем жизнь человека, налаживаются отношения, поправляется здоровье.

— Знаю, что вы помогли одному известному человеку, избавив его от долга в 22 млн. рублей. Неужели шаман может решить даже такие серьезные проблемы?

— Духи могут помочь во всём, если вселить «правильного» духа в так называемые предметы Силы. После того, как дух с помощью шамана обретает новое пристанище, он начинает оберегать, помогать и притягивать успех к обладателю предмета Силы. Я рекомендую каждому иметь личный предмет Силы, чтобы не оставаться беззащитным и всегда иметь помощника в тонком плане.
Например, дух богатства в шаманизме называется Дзаян Дзаячи. Если просто произнести его имя вслух — уже можно привлечь денежную удачу. А особый шаманский сеанс, призывающий Дзаян Дзаячи на помощь, может сделать человека очень богатым.

— Откуда же у шаманов такое могущество?

— Это могущество не шамана, а духов. Именно они наделяют своей силой шамана, который является посредником между ними и живыми людьми. Всё происходит сначала в Мире духов, где они помогают шаману менять существующую реальность.
Мы путешествуем в мире Духов на шаманском бубне, который заменяет там коня. В пути нам помогают духи, живущие в предметах Силы. А шаманская карта рассказывает, как устроен Мир духов и помогает не заблудиться. Об остальном я рассказать не могу.

— Вы проводите много занятий и мастер-классов, как в нашей стране, так и по всему миру. Я слышала, что практически все вырученные от этого средства идут на благотворительность. Это правда?

— Да. Шаман живёт не ради себя и своих прихотей, иначе духи отвернутся от него. Быть настоящим шаманом – значит жить, помогая людям. Наши способности — это большая ответственность перед богами, и мы должны их использовать только во благо.
Я имею все необходимое для жизни, и не стремлюсь к большему. Наш мир и без того несправедливо устроен: в то время как сотни тысяч людей гибнут от голода, другие сотни тысяч страдают от ожирения, вызванного перееданием. Я же стараюсь , кто нуждается в помощи: в том числе, беженцам, неимущим старикам, больным детям…

— Год назад вы провели , связанную с озеленением озера Байкал после сильных лесных пожаров. Почему вы решили это сделать?

— Наша природа – это наш Храм, и мы обязаны её беречь. Я всегда приветствовала и буду приветствовать подобные экологические акции.
Берегите то, что нас окружает — реки, озера, леса, парки, луга. Духи обязательно заметят вашу доброту и помогут в ваших начинаниях.
Дарите добро всем и каждому. Не откладывайте это на потом, не ожидайте подходящего момента. Может быть, именно ваша помощь спасёт чью-то жизнь, убережёт от беды. И не забывайте, что – для этого я и провожу тренинги, сеансы, туры на местах Силы, снимаю


10 вопросов шаману Борису Дашицыренову

Как Вы стали шаманом?

Лет пять назад я начал видеть духов. Они являлись мне повсюду. Каждый раз я испытывал тревогу и беспокойство. В голове царила словно неразбериха. Я не знал, что происходит, и никому не говорил об этом. Был еще такой характерный случай. Утром просыпаюсь, и слышу, кто-то шепчет в ухо: «Не ходите сегодня кататься на лыжах. Скажи обязательно маме». Я не понял, в чем дело, поехал к маме домой, а они действительно собрались ехать на Верхнюю Березовку.

Но тогда мы не придали значения моему утреннему видению. И мама подвернула ногу, катаясь на лыжах. Затем родители все чаще начали замечать за мной такие странности и обратились в общество шаманов «Тэнгэри». Там сказали, что мне нужно посвящение. Так я стал шаманом-целителем при этой же общине.

Чем шаман отличается от обычного человека?

Внешне и в быту ничем, конечно, не отличается (смеется). Единственное, могут быть более развиты интуитивные способности. Вообще, шаман тогда только шаман, когда он в атрибутах и читает молитву. И еще момент. При посвящении мы все даем клятву: не украдем, не обманем, не совершим вреда, будем всегда помогать людям. И соответственно ведем себя всегда, не позволяя себе проступков.

Что Вы думаете про передачу «Битва экстрасенсов»?

Это, в первую очередь, шоу. Возможно, там многие обладают способностями. Но, я считаю, с таким даром нельзя шутить и делать такого рода рекламу. Думаю, таким образом и сила теряется.

Чем отличаются шаманы от лам?

Шаманы общаются с предками. Лама следует учению Будды. Но принцип у всех одинаков – помочь человеку.

В каких случаях человеку лучше обращаться к шаману, а в каких к ламе?

Я думаю, здесь разницы нет. Кто как верит. Кому-то шаманы по душе, кому-то ламы. Однако, если в роду были шаманы, то нужно обязательно обратиться к шаманам. А ходить можно и к тем, к другим.

Были ли в Вашей практике удивительные случаи за этот год?

Недавно наш учитель делал обряд якутам. И во время него он начал говорить на чистейшем якутском языке, который до этого не знал. Это предок якутов вселился в него и разговаривал через него со своими потомками. Кроме того, два года назад мы, наша община, начали поклоняться Бухэ-батору, который дарует силу. И после этого мы, да и все вы, заметили, что за это время появилось больше чемпионов среди бурятских спортсменов. Я думаю, наши обряды дают свои плоды.

Как правильнее: бороться с жизненными трудностями или наблюдать, спокойно их принимая?

Трудности нужно решать. Нельзя пускать на самотек. Конечно, бывают разные ситуации, когда кажется, что ничего нельзя сделать. Но в этом случае, можно хотя бы придти в дацан или к шаману. Ведь еще когда-то давно все верховные шаманы обещались помогать людям всегда, никогда не быть сторонними наблюдателями. Я думаю, если вы обратитесь к предкам в трудную минуту жизни, они вам все равно помогут.

Почему кто-то не верит или перестает верить в высшие силы?

Если человек не верит, то он либо еще не сталкивался с проявлением высших сил, либо очень разочаровался в жизни. На мой взгляд, неверие – это наказание. Потому что, если человек без веры, значит, у него нет надежды. А без надежды – как без защиты.

Как можно отличить настоящего шамана, ламу от ненастоящего?

Если вам ставят тарифы за сделанную работу – это ненастоящие ламы и шаманы. Бывает, что сами обряды требуют затрат – когда нужно купить барана, украсить березу, поднести угощение богам. Но за свою помощь шаман или лама не должен просить денег. Посетители могут только сами решить, сколько дать по своим возможностям и желанию.

Лично Вы в кого верите?

В Бога. В богов бурятской земли, в своих духов и наших предков. А в целом, какая разница, вера в кого вам помогает. Главное, вы верите. И нам, шаманам и ламам, делить здесь нечего. Не суть важно, от какого бога идет сила. Помоги, а люди сами придут к тебе.

Из рассказа Кларел Светланы:

«Мы жили в Бурятии, а по соседству с нами жил шаман. К нему приезжало много народу, его уважали и боялись.

Однажды мой брат по глупости развязал завязки на дереве шамана и покидал их. Через несколько дней он сгорел от бензина, но я думаю, что несчастье произошло из-за того дерева. Как вы считаете, может ли это быть причиной гибели моего брата?»

Работа с шаманскими завязками (называются они наузы) практикуются и среди наших мастеров. В работе шамана есть некоторые отличия от нашей школы. Вот основное правило его работы: шаман, завязывая наузы, называет по именам двенадцать умерших родственников того человека, кого лечит в этот момент. С южной стороны дерева завязывают наузы для здоровья, с северной стороны — наузы на врагов, если, к примеру, их надо наказать или же уничтожить. С западной стороны наузы делают на любовь и дружеские отношения. С восточной стороны — чтобы развязать войну или же на ссору между людьми.

Необходимо знать, что нельзя в один день делать наузы на любовь и ссору, даже если речь идет о разных, неродных людях.

Никто, кроме шамана, не имеет права снять с дерева наузы, это очень опасно.

Известно, что от этого, во-первых, заболевает сам шаман, а во-вторых, тот человек, который по незнанию или из пакости снял веревочки. Если такой искатель приключений снимет наузы с северной стороны, то через некоторое время он погибнет. Как скоро это случится, зависит от силы ангела-хранителя данного человека.

Зная приемы и правила работы шаманов, а именно: нападение, защита, лечение, наказание, отнятие силы, воли, энергии и полного уничтожения, можно поставить защиту.

Нельзя рассматривать действие шамана как нечто злое, несущее погибель. Он ведь тоже делает свою работу: лечит людей, вызывает духов, исцеляет скот. Любой человек, обладающий многогранными знаниями, справедливо заслуживает искреннего уважения. Любая наука — это тяжелый самоотверженный труд. Если же вы, не научитесь уважать или, что еще важнее, правильно оценивать знания того мастера, против работы которого собираетесь выступать, то вы просто-напросто проиграете и ваш больной не получит от вас той защиты, на которую он рассчи-тывает, прибегая к вашей помощи. Если больной испорчен мастером, ни в коем случае нельзя недооценивать своего противника. А шаман соперник более чем достойный.

Аня обратилась к мастеру из Москвы, сказав ему, что у нее серьезное заболевание. Девушка была уверена, что это работа шамана, так как заказчик ее погибели прямо сказал об этом Ане:

Ты скоро сдохнешь. Я за тебя шаману барана отдал. Киллер мог бы промахнуться, шаман никогда. Так что радуйся, овца, последним дням своей жизни.

Вскоре Аня заметила, что ноги у нее стали неметь и стынуть, как ледышки, хотя на дворе был июль. Ночью горлом шла кровь, мучило сердцебиение. Она обратилась к врачам, но те лишь руками разводили: давление, температура — все было в норме. Посоветовали ей обратиться к невропатологу, а еще лучше к психиатру.

Жизнь медленно покидала девушку. Есть она не хотела, даже спать не спала. Все ей чудилось, будто кто-то ходит вокруг ее постели ночью. Она ясно слышала глухие удары то ли барабана, то ли бубна и мелодичное позвякивание колокольчиков.

В конце концов она решила пойти по объявлению к знахарю с родословной в каком-то там поколении. Несколько дней ее лечили с помощью свечей и отливаний, всякий раз уверенно обещая, что скоро она поправится. Через неделю мастер ей сказал:

— Я отказываюсь дальше проводить сеансы. Я не знаю, кому вы так насолили и что там за шаман, но я не собираюсь из-за вас ложиться в могилу. Во уже два дня, как мне физически и морально плохо. Прошу вас больше не приходить.

Вылечили ее таким образом. Сушеные воловьи жилы были вдеты в «цыганскую» иглу. (Такая игла должна быть в наборе для работы у каждого мастера). Свежую голову черного холощеного (кастрированного) барана положили на постеленную белую ткань. Завязали на голове барана красную повязку, как завязывают глаза дети, играя в жмурки. На повязке, в том месте, где у барана глаза, вышили крестом воловьей жилой. Затем крест-накрест завязали углы белой ткани так, чтобы получился узелок с головой (такой, как будто вы решили что-то отнести в узелке).

Когда будете работать самостоятельно, аккуратно следите, чтобы повязка не слетела с глаз барана. Узел с головой отнесите в лес или рощу. Положите его под дерево и скажите так:

Духи земные, духи подземные. Духи высшие и духи низшие. Закройте глаза и уста у того, кто через договор с вами решил погубить (имя больного). Как я закрыла и зашила у черного барана глаза и как он не видит нас, так и вы, духи, не замечаете того, кто вам обещан. Именем Акуль-Бадаши, именем Ала-Уфали, именем воды, земли и светила да сбудется то, о чем я просила. И да будет так. Ныне, присно и во веки веков. Аминь.


Галлюциногены и музыка в работе шаманов.

Шаманство не подчинено единой школе. Знания каждого шамана зависят от родословных истоков. Существуют алтайские шаманы, северные шаманы, бурятские, тунгусские, индийские, амазонские шаманы, шаманы Казахстана и другие.

Почти все шаманы используют в своих ритуалах галлюциногены, природные психодислептические вещества, которые, по их утверждению, необходимы для подготовки духа при переходе в низшие миры, чтобы установить там связь с мертвыми душами. Поскольку призраки видны в скользящем, плавающем состоянии, шаманы пытаются приспособиться к их теням. С помощью галлюциногенов шаманы облегчают невыносимую боль в момент отделения внешней души от оболочки тела.

Наиболее известные галлюциногены, которые в избытке произрастают в южных краях. Северные шаманы, как правило, пользуются ядовитыми грибами.

Все шаманы, применяющие сильнодействующие природные средства, обычно страдают болезнью печени и рано умирают.

Шаманы другой школы выходят на мертвых духов посредством заклинаний и прочих колдовских ритуалов. Наиболее часто для слияния с потусторонними духами используется танец. Каждое движение в таком танце имеет свое значение в невидимом для простого смертного разговоре с помощниками духов.

Вспомните танцы из индийских фильмов, где каждое движение бровей, глаз, рук о чем-то говорит. Обученный человек может перевести целые предложения: здесь и объяснения в любви, и протест, и тревога, и мольба, и обещания, и угрозы. Это так же, как если бы радист расшифровал послание из знаков азбуки Морзе. Вот и шаманы в своих танцах говорят с теми духами, к которым обращаются за помощью и за советом. Важна так-же ритуальная музыка, удары бубна и колокольчиков.

Большое значение имеет одежда шамана. Шаман обычно завязывает косички. Цвет веревочек и количество косичек зависит от той проблемы, за которую берется шаман, чтобы помочь своему клиенту.

Шаманами становятся по родословной. Особенно сильными считаются шаманы-духовники, которых назначают на шаманство еще в детстве, а потом постепенно передают им знания. Шаманы обычно не выходят замуж и не женятся. Живут они в отдалении от племени. Просто так беспокоить шамана не принято. Обращаются к нему за помощью в трудные моменты жизни. Шаман может вылечить, вернуть потерянную душу (если человек при смерти), исполнить сокровенные мечты (в разумных пределах, разумеется), найти вора, наказать врага по просьбе обиженного, вылечить скот и т.д.

Ритуалы шамана изнурительны. Во время работы шаман теряет много сил, теряет в весе. Шаману приносят подарки, еду и воду.

Шаманы преданно служат своим духам, а духи за это помогают им. Так же, как знахари, они молятся святым. Святые же, видя смирение и чистоту намерений, помогают исцелять тех, о ком просят шаманы.

В работе шаманов и знахарей много схожего. Например, если в момент танца шамана попасть в его тень, можно погибнуть. Нельзя подглядывать за шаманом, так же, как и за знахарем, в момент его работы. Нельзя не заплатить шаману за проделанную работу. Пожалеешь денег - можно совершенно разориться. О шаманах, как и о знахарях, не говорят плохо даже за глаза: кулы (помощник духа) узнает и накажет неприятностями или болезнью. Нельзя выдавать себя за шамана — это очень опасно, рано или поздно наступит расплата, так как духи ловят лживые слова и не потерпят искажения их ритуалов.

Шаман-провидец.

У шамана-провидца есть три помощника, три духа: один хранитель, один посланец, один посредник. Обычно такой шаман работает в темноте или ему завязывают глаза, чтобы обострилось внутреннее зрение. Шаманы-провидцы называют свои предсказания «Большие Сны». В зависимости от того, к какому именно духу обращается шаман, берется и соответствующий бубен. Бубны изготавливаются из разных пород дерева: из вяза, рябины, ивы, черемухи, ореха, корня лиственницы, ясеня, дуба, красного дерева и так далее. Кожа на обтяжку бубна также выбирается по назначению. Используют кожу молодого оленя, кабарги, косули и других животных.

Шаман-провидец, как я уже говорил, обладает вторым внутренним зрением. Он может, находясь в трансе, преодолевать пространство и вторгаться в потусторонний мир. Возвращаться назад из такого «путешествия» очень болезненно. По-этому шаман-провидец старается не брать в работу несерьезные просьбы типа: где мне найти коз-ленка. Жалко, конечно, животное, но здоровье шамана намного дороже.

Известны случаи, когда шаман не мог вернуться из «путешествия» и погибал, не выходя из транса. В таких случаях говорят, что он не смог открыть обратную дверь мертвого мира.

У народов Азии и Казахстана шаманы-провидцы украшают бубны кровавым декором. Кровь употребляется как человеческая, так и белого барашка. Раньше (втайне) не щадилась кровь иноверцев.

Если шаман невзлюбит пришедшего с просьбой о предсказании человека, то может сказать совсем не то, что увидел.

Особо точные предсказания удается извлечь через духов в полнолуние.

Не ходят к шаману в дождь и по нечетным числам.

Как шаман направляет удар через животное.

Чтобы вылечить человека или, наоборот, навредить ему, шаман использует проводника — животных или птиц. Так же делают и наши мастера, но обряды и заклинания отличаются друг от друга. Поскольку я пишу о работе шаманов, то и буду говорить о их способах и методах.

Скажем, человек заболел. Что делают в таких случаях? К дереву, которому не менее трех лет, привязывают за веревочку красного цвета курицу. Отходят на некоторое расстояние и бросают в направлении ствола отломленные от этого дерева палочки с заклинаниями, не обращая внимания на то, как шарахается и мечется курица. На курицу смотреть совсем нельзя. Если ваш взгляд хоть раз упадет на нее, считайте, что ритуал загублен и бесполезен. Курица должна быть только черной. Достать черную (обратите внимание — черную) курицу очень трудно, а использовать в работе одну и ту же нельзя. После прочтения заклинания курицу отвязывают, следя за тем, чтобы она вас не поклевала до крови. Кровь также служит помехой в работе. Затем курицу отпускают. Я знаю, что она после этого подыхает, а человек остается жить и быстро выздоравливает. Вот такое заклинание следует читать:

Духи Арак, Ииула, Амба-Ала. Жертвую вам эту птицу. Ее крылья черны, ее клюв красен, у нее желтые, круглые глаза, у нее теплая, вязкая кровь, у нее есть печень и сердце. Возьмите ее вместо (имя больного). Духи, возьмите ее себе. У нее сладкая кровь и белое мясо. Арак, Ииула, Амба-Ала. Это я (свое имя) отдаю эту птицу взамен (имя больного).

Есть многим оберегов от колдовства сильных шаманов. Вот один из них. Повесьте пучок перьев на веревочке, прочитайте оберег и сожгите на весу пучок перьев.

Заклинаю и повелеваю чашей, из которой пьют все духи, не подходить посланникам духов, не искать ко мне путей и подступов: ни через дверь, ни через окно, ни через трубу, ни по ветру, ни через воду, ни через огонь, ни через животных, ни через птиц, ни через землю, ни через небо, ни через бубен, ни через камланье, ни через отражение в зеркале и воде. Ибо я знаю пятую заповедь древних шаманов.

Защита от шамана.

Если вы знаете, что против вас задействован по чьей-то просьбе шаман или вы поссорились с самим шаманом, не отчаивайтесь. Повторяю еще раз: если есть яд, то есть и противоядие. Но об этом поговорим позже.

Москва. Центр. Обычный летний день. И вдруг... Случайные прохожие застывают в изумлении. Из черной «Волги», бережно поддерживаемый «прилизанным» молодым человеком в стогом костюме, выбирается седой старик с азиатскими чертами лица. Но как странно одет этот старик! На нем длинное меховое одеяние, украшенное причудливым орнаментом. На шее у старика добрый десяток ниток бус. Мягко ступая кривыми ногами, обутыми в расшитые бисером меховые сапдги, следом за молодым человеком старик поднимается по ступенькам одного из союзных министерств... «К министру шамана привезли. Сынок у министра хворает. Врачи лечить не берутся...» - шепотом передают друг другу новость всезнающие москвичи.

Трудно сказать, помог ли шаман министерскому сыну в том конкретном случае. Но практика лечения с помощью шаманской магии была весьма в ходу в семидесятых годах прошлого века. Виновата в этом мода на нетрадиционные методы лечения, распространившаяся в «эпоху застоя», или всему причиной несомненная сила шаманов - неизвестно. Но и сегодня немало людей обращаются за помощью к шаманам. Во многих случаях это - последнее средство.

Рассказы о шаманах - подчас невероятные - передаются из поколения в поколение. Стоит пересечь Уральский хребет и оказаться в Азии, как вы очутитесь в мире, где вера в силу шаманов так же велика, как и сто лет назад. Нужно заметить, что в современной России традиционный шаманизм возрождается. А ведь еще лет двадцать назад советская власть не одобряла веры широких масс в шаманскую силу (разумеется, к союзным министрам это не относилось).

Обратимся к рассказам, на которые так щедры жители российского Севера.

«Что умеет шаман? Много чего. Он почти всесилен. Например, шаман может загипнотизировать человека, наказать вора, охладить пыл хулигана. Но это пустяки. Бывает и так: возьмет шаман острый нож, ударит им в бревенчатую стену - молоко течет или даже кровь. Если увидишь шамана ночью - остерегайся, ведь есть среди них не только добрые, что лечат, а и злых немало. Мчится такой по тайге на коне, а голову с плеч снимает, чтобы ветки глаза не повредили. Бывают шаманы - мужчины, а бывают шаманы - женщины. Если на лютую шаманку набредешь в тайге - не уйти, ложись да помирай. Но больше шаманов добрых, чем злых. Такой вылечит, от верной смерти спасет - ничего не возьмет. А благодарить, кланяться в ноги примешься - смеяться будет.

Российские этнографы в конце XIX - начале XX века много занимались проблемой шаманов. Их интересовало все, и не в последнюю очередь - магическая практика шаманов. Например, в отчетах этнографических экспедиций можно найти описание таких шаманских «трюков», как прокалывание острыми предметами разных частей тела, хождение по раскаленным угольям, поедание несъедобных предметов. И так далее, и тому подобное. Особый интерес представляют рассказы о превращении шаманов в животных и птиц. Так, одному якутскому шаману, жившему в конце XIX века, не составляло ни малейшего труда превратиться в белку. Другие излюбленные объекты трансмутаций в шаманизме - волк, ворон, медведь. Трудно сказать, что в действительности видели этнографы, но факт остается фактом: ученые, члены экспедиции Академии наук описали эпизоды превращений как нечто, виденное их собственными глазами. Удивительными кажутся и тогдашние пророчества шаманов. Например, еще в середине XIX века один бурятский шаман предсказал появление железнодорожного транспорта. Этнограф бесстрастно зафиксировал и еще одно, гораздо боле удивительное пророчество. Пользуясь для выражения образами, шаман назвал новый вид транспорта «железной змеей». Тот же шаман сообщил, что «царь будет свергнут, богачи превратятся в батраков, каторжники будут начальствовать, а шаманы будут повешены на деревьях». Через шестьдесят с небольшим лет сбылась первая часть пророчества - совершился октябрьский переворот в России. Вешать шаманов на деревьях (все-таки чаще их расстреливали - в порядке борьбы с религиозными пережитками) стали несколько позднее... Существует старинное шаманское пророчество, прямо касающееся нас, жителей XXI века. «Когда выпадет последний волосок из черного кончика заячьего уха, наступит всемирный потоп», - заявил в середине XIX века якутский шаман по имени Гурсэб. К сожалению, этнограф позабыл спросить у старика, каков смысл этого пророчества, ведь его можно воспринимать как крайне оптимистическое (зайцы как вид будут существовать еще долго, и черных волосков на их ушах будет предостаточно) или как весьма мрачное (если образ пророчества свидетельствует о глубоких изменениях в природе, произведенных человеком за последние десятилетия).

Еще одна удивительная способность шаманов также описана российскими этнографами. Шаман способен преобразовывать пространство вокруг себя. Вначале он с поразительным искусством имитирует звуки скачущего табуна лошадей, рев волка, щебет таежных птиц. При этом рот шамана закрыт, а звуки доносятся откуда-то извне. Что является здесь источником звуковых волн? Уж не гипноз ли? Вполне возможно. Однако чем больше узнаешь о шаманизме, тем сильнее хочется верить в действительную магическую силу этих носителей древнего искусства магии.

Основная работа шаманов - это предсказания, общение с добрыми и злыми духами, лечение. Роль шамана в жизни архаичных народов Крайнего Севера была огромной, ведь шаман выступал в качестве жреца целой религии- шаманизма. Но шаманизм нельзя считать «региональной религией»: народы многих стран и континентов также являются сторонниками шаманизма.

Какая же неизвестная официальной науке закономерность лежит в основе шаманской практики?

В начале 90-х годов XX века усилиями академика В. П. Казначеева и группы ученых-энтузиастов были проведены сеансы так называемой «дальней связи». При этом использовались «зеркала Козырева» - особые приборы, способные, по мнению ученых, локально изменять энергоинформационное поле. В одном из своих докладов академик Казначеев говорил о существовании особых биополевых конструкций, которые имеют постоянную связь с легендарной Шамбалой. Выходит, Шамбала - это не сказка, выдуманная увлекающимися людьми, а реальность. Подпадая под влияние биополевых конструкций, человек начинает вести себя аномально. В зависимости от «заряда» энергии его аномальные действия могут нести либо позитивную, либо негативную нагрузку.

Пользуясь данными, полученными российскими учеными в 90-х годах, можно предположить, что шаманы подключаются к информационному пространству, выходят в «верхний мир», в космос, Вселенную. Это дает им возможность предвидеть события, которые совершатся в будущем, лечить больных. Духи, с которыми общаются шаманы, выступают здесь уже не как символы сил природы, а как вполне реальные сущности из «тонкого мира», сгустки неизвестной (а точнее, неопределимой современными средствами) энергии.

Приведу еще одну цитату, подтверждающую современное значение шаманизма как национальной религии многих северных народов России. Председатель народного фронта Якутии Данилов в одном из интервью сказал: «Мы провозгласили государство Саха, но этого крайне мало. Шаманизм - якутская религия и философское основание, на котором будет строиться наше государство». Ни больше ни меньше. Эту точку зрения, разумеется, следует сегодня принимать во внимание. А вот несколько сот лет назад, в эпоху Чингисхана, жил знаменитый шаман Тэб-Тенгри. Он сыграл немалую роль в возвышении Чингисхана. Кстати, сын Чингисхана и его жена были знаменитыми в свое время шаманами, они входили в пантеон «хозяев общемонгольского огня» - аналог института святых в православии.

Сегодня потребность людей в услугах шаманов очень высока. Но не только лечиться и гадать о будущем ходят к шаманам. Тысячи и тысячи людей ищут альтернативы современным религиям в древних обрядах шаманизма. Паломники посещают священные вершины гор, перевалы, водные источники, проводят там массовые празднества. Белое шаманство, обращение к духам «верхнего мира» - хорошая возможность как бы заглянуть в глубь времен, коснуться истока жизни.

Шаманы делятся по силе на «слабых», «средних» и «великих». «Слабым» шаманом при определенных условиях может стать практически каждый желающий. Для приобретения сана «среднего» шамана нужен сложный обряд инициации (посвящения). «Великие» шаманы рождаются раз в несколько десятков лет. По имеющимся сведениям, сегодня нет великих шаманов, по крайней мере на территории Российской Федерации.

Далеко на ледяном Севере, где мрак так же страшен, как стужа, а стужа еще страшнее мрака, растет волшебное дерево. Вместо коры на этом дереве - змеиная чешуя Когда Луна ступает в ущерб, волшебное дерево сияет таинственным светом. Ытык-Мас - так зовется оно. Дерево имеет девять причудливых изгибов и девять дупл. В дуплах дерева Ытык-Мас обитают духи нерожденных еще шаманов. В трех верхних дуплах, где орлица вскармливает орлят, - духи трех великих шаманов. Эти дупла десятилетиями остаются пустыми, ведь вселенские воздушные духи великих шаманов приходят к людям редко. В трех средних дуплах, где живут вороны с воронятами, обитают духи трех средних шаманов. Три нижних дупла никогда не бывают пустыми: там, рядом с выводком желторотых кукушат, ютятся духи слабых шаманов.

Каким станет шаман - добрым или злым - решать ветрам. Ледяные северные ветры дают шаману силу спасать от недуга и насылать порчу-болезнь. Южные ветры рождают шамана, способного предвидеть будущее на сто лет вперед. Западные ветры делают шамана нечеловечески злым. А вот влияние благодатных восточных ветров дает шаману силу творить только добро. Но это лишь часть шаманской души - ее воздушная часть.

Шаман, вставший на путь злых дел, имеет земную часть своей души в рыбе Jlyo - рыбе, посвященной смерти. День и ночь вечно плавает рыба Луо в смрадных болотных глубинах. Нет покоя и материнской части души шамана. В теле Матери- Зверя неприкаянно бродит она по лесам, забредает в тундру. Но материнская часть не может даже напиться воды - свежая ключевая вода не утоляет ее жажды. На вечную жажду обречена она, на вечные муки.

Посвящение в шаманы - величайшая тайна последователей этого древнего учения. Попробуем пересказать от первого лица историю посвящения одного из современных шаманов, использовав одно очень любопытное интервью десятилетней давности.

Пока я не стал шаманом, меня звали Никита. Я работал водителем в большом оленеводческом совхозе. Жизнь была обычная - ни плохая ни хорошая. Однажды поздно вечером ко мне пришел шаман Ердэ. Я его знал: к нему ходила лечиться моя жена, и жил он неподалеку. А с Ердэ был еще один шаман, незнакомый.

Собирайся, пойдешь с нами, - сказал Ердэ. - Моему брату Ольхону в камлании открылось, что родится в твоем стойбище средний шаман. Это ты, Никита.

Я уже двадцать пять лет как родился! - удивился я.

Шаман Ольхон укоризненно покачал головой:

Ничего еще не знаешь. А вот с нами пойдешь - все знать будешь.

Я пошел с шаманами. Мы шли три дня и забрели далеко в тайгу.

Ердэ и Ольхон развели костер, усадили меня поближе к огню. Посовещавшись, шаманы принялись варить на огне какое-то зелье. Вскоре в котелке пенилась черная жидкость с резким запахом. Мне приказали выпить ее. Жидкость была горячая, у нее был горьковатый вкус плесени. Ердэ и Ольхон стали бить в бубны и кружиться на месте.

Я почувствовал, что засыпаю. Фигуры шаманов стали расплывчатыми, а обычно молчаливая тайга кругом наполнилась странными звуками. Я слышал гул воды, пение каких-то птиц, рев зверей. Я испугался и стал звать шаманов по именам, но они не откликались. Потом все вокруг изменилось.

Я сидел на дне глубокой черной ямы и пытался из нее выбраться. Никто не приходил на помощь, как я ни кричал. Пустота и безмолвие окружали меня. Я затих и скорчился на дне ямы.

Тишина казалась мертвой, но вдруг мне послышался отдаленный звук Это был свист снежного вихря. А потом зашумели громадные крылья, и над ямой закружил орел, каких не бывает: величиной он был с доброго оленя Орел сел на край ямы, опустил голову и ударил меня клювом в темя. Боль была сильной, но мгновенной. Орел схватил меня когтями и взлетел. Дух захватило от такого полета. Было темно и холодно. Рядом мерцали какие-то странные облака. Орел будто остановился, и я почувствовал, что железная хватка когтей ослабла. Я стремительно полетел вниз.

Я ударился о лед, попробовал подняться, но не смог.

Где я? Куда меня занес чудовищный орел?

И в ответ ледяная пустыня загудела тысячей голосов:

Эбэ Хайа! Эбэ Хайа!

(Примечание. В традиции шаманизма Эбэ Хайа - скала на берегу Северного Ледовитого океана. Это священное место для всех коренных народов Севера. Другое ее название - Гора-Бабушка. Так ее называют якуты в знак особого почтения. На вершине Эбэ Хайа обитают духи, например великий дух реки Лены в образе великого орла)

Я попытался осмотреться. Внизу ревел океан, разбиваясь о подножие скалы, на которой я лежал. Надо мной висело мрачное небо. Ни одной звезды. Только бледная ущербная Луна светит. На скалу легла огромная тень. Я обернулся.

Чудовище в три человеческих роста с туловищем, напоминающим человеческое, и медвежьей головой шло прямо на меня.

Я, Нохоо, пришел, чтобы разорвать на куски твою плоть, перегрызть твои кости!

Не помня себя от страха, я попытался отползти, но Нохоо схватил меня и прижал к камню. С оглушительным ревом чудовище занесло надо мной топор. Наверное, я закричал Брызнула моя горячая кровь, она залила меня с ног до головы... все остальное происходило уже за гранью боли и почти за гранью сознания.

Нохоо отрубил мне голову и насадил ее на длинный шест. Я видел все, происходящее с моим телом.

Смотри! - рычало чудовище.

Нохоо разрубил мое обезглавленное тело на куски и разложил их на три стороны.

Это - для духов верхнего мира, это для духов нижнего мира, а сердце и печень - для духов среднего мира.

Налетел вихрь, отшвырнул чудовище с медвежьей головой. Из вихря появились невиданные черные твари, похожие на угрей. Они облепили мясо и стали пожирать его. Сожрав все, Veapn исчезли так же мгновенно, как и появились. Скала вздулась, словно была сделана из бумаги, и из возникшей дыры выбрался ужасающий зверь - однорукий, одноногий, с одним-единственным клыком в пасти. Зверь подобрался к останкам и стал с хрустом пожирать кости. Насытившись, он провалился в расселину скалы...

Не знаю, долго ли продолжался весь этот кошмар. Над горой нависла черная туча и уронила холодные капли. Ударяясь о камень, они превращались в крохотных горбатых старух.

Плоть и кости, явитесь снова! - хрипло закричали старухи.

Кружась на месте, старухи слепили мое тело воедино, смазали слюной швы, потом запричитали, заметались и исчезли в черной туче, из которой явились.

Я понял, что мое тело слеплено заново.

Вот и все! Духи горы сделали свое дело! - проревел Нохоо, ставя меня на ноги. - Теперь ты - шаман средней силы. И Имя тебе отныне - Кысылга!..

Вставай! - тряс меня за плечо Ердэ. - Переодевайся!

Я натянул на себя полное шаманское облачение - длинное меховое одеяние, пояс с кожаной бахромой, надел бусы и браслеты. И вдруг нечеловеческие силы вошли в меня. Железные браслеты зазвенели, превращаясь в перья, а край мехового одеяния стал птичьим хвостом. Круглая медная пластина, пришитая спереди, засияла, как солнце, и я поднялся в воздух. Рядом летели Ердэ и Ольхон, обратившиеся в воронов.

Мы летели долго, разглядывая землю, лежащую далеко внизу. Мы поднимались выше - и земля становилась крохотной. Мы опускались - и становились видны сеть рек и зеленые волны тайги.

Я устал, силы мои исчерпались. И тут я увидел, как мои братья-шаманы отдыхают в воздухе: медные круги на их одеяниях перестали сиятц как солнце, подернулись туманом... Вот облака, вытекшие из этих кругов, стали белыми, пушистыми облаками, и шаманы улеглись на них отдыхать. Я сделал то же самое Ердэ одобрительно усмехался, а Ольхон почему-то хмурился.

Издалека, откуда-то снизу мне послышался то ли крик, то ли плач.

Опускайся! - велел Ольхон. - Это Мать-земля кличет тебя! Негоже шаману долго нежиться на облаках!

Я направил свой полет вниз, к земле. И с каждой секундой силы мои прибывали. Я без вреда для себя пролетел сквозь туманную сеть, расставленную злыми духами, обитающими над верхушками сосен. Я миновал опасных водных духов, парящих над гладью воды, и наконец опустился на землю.

Рядом опустились шаманы Ердэ и Ольхон.

Теперь ты видел, сколько злых духов ждут твоей оплошности, - сказал Ердэ. - Кысылга, отныне ты должен всегда приходить на помощь племени людей, на помощь тем, кто лишен шаманского зрения.

Мать-земля будет хранить твою силу всегда, - добавил Ольхон. - Смотри, Кысылга, чтобы злые духи не украли у тебя какую-нибудь из душ - воздушную, водную или земную!

Священный бубен станет твоим конем, а медный круг на твоей груди - прорубью, в которую ты сможешь прятаться в случае опасности, - добавил Ердэ.

А когда ты принесешь много добра людям, то сможешь увидеть Правителя Девяти Небес - Юрюнг Ар Тойона. На его левом плече дремлет орел, а на правом - старый ворон. У ног Юрюнг Ар Тойона лежит златорогий олень, а у коновязи стоит белый конь с серебряными крыльями, - завершил поучение Ольхон. На его лице сияла улыбка.

Этот рассказ практикующего в настоящее время сибирского шамана дает яркое представление об обряде посвящения в шаманы. Налицо такие общие принципы инициации как «случайный» выбор неофита, переживание неофитом опыта смерти и повторного рождения, помощь старших товарищей. В видениях Кысылги фигурируют священные места, а также образы духов, характерные для региона.

Возможна ли шаманская практика в условиях современного города, вдали от природных ландшафтов, мест поклонения, без помощи мастеров магии? Насколько это известно автору, подлинный шаманизм (тем более опирающийся на региональный пантеон) вряд ли возможен в современной урбанизированной реальности. Однако элементы шаманской практики органично вошли в практику современных неоязыческих культов.

Поделиться: