Какой город в древности называли царьград. Как сейчас называется Константинополь

Поселения первой волны возникли на Босфорском мысе около 8,6 тыс. лет назад, то есть еще до образования (по теории черноморского потопа Чёрное и Средиземное моря соединились в результате землетрясения 5-7 тыс. лет назад) и затопления части берега. Коренным населением к началу экспансии греческих колонистов здесь были фракийцы. По преданию, когда царь Визант (то ли сын Посейдона и Кероэссы, родившейся у Ио от Зевса на Золотом Роге, то ли сын Ниса из Мегара, что звучит более реалистично) попросил у дельфийского оракула совета, где основать новую колонию, тот велел строиться «напротив слепцов». И в удобной узкой глубокой бухте Золотой Рог с двумя природными гаванями, защищенными от моря, появился Византий - полис-предшественник Константинополя. А под «слепцами», похоже, подразумевались основатели соседних мегарских колоний (Астака, Селимбрии и Халкедона), которые раньше не разглядели столь выгодного, несмотря на враждебность фракийцев и дефицит питьевой воды, места. Что касается местных жителей, то они были подчинены и низведены до положения земледельческих рабов типа спартанских илотов.
Имея стратегически выгодное положение между Балканами и Анатолией и между Чёрным и Средиземным морями, город мог контролировать торговлю между Европой и Азией, поэтому быстро развивался и богател. Но по той же причине Византий много раз подвергался осаде, за него боролись между собой Афины и Спарта. Власть Рима с 74 г. до н. э. более чем на 200 лет обеспечила военную оборону города, хотя и лишила доходов от таможенных пошлин. А во время гражданской войны 193-197 гг. город подвергся осаде, разрушению всех укреплений и лишению всех политических и торговых привилегий по приказу Септимия Севера, поскольку недальновидно поддержал его противника Песценния Нигера. После этого Византий уже не смог оправиться и оставался захудалой римской провинцией, пока император Константин (правил в 306-337 гг.) не выбрал это место для создания своей новой столицы (к тому времени Рим уже перестал быть основной резиденцией императоров).
Закладка Нового Рима состоялась осенью 324 г., причем император Константин лично решил обозначить его границы, сразу после этого обнесенные земляным валом. Началась грандиозная «стройка века», потребовавшая привлечения денежных и людских ресурсов всей Римской империи. В Новый Рим перенаправили поток египетского зерна, ранее предназначавшегося для Рима. По приказу императора в Византий свозили известных архитекторов, живописцев и скульпторов, лучших каменщиков, штукатуров и плотников (их освободили от прочих государственных повинностей). Для украшения Византия везли произведения искусства из Рима и Афин, Коринфа и Дельф, Эфеса и Антиохии… В определенном смысле преемственность культурного наследия Древней Эллады, Древнего Рима и Византии осуществлялась путем последовательных разграблений в пользу очередного главного центра власти и влияния. На этот раз - в пользу Константинополя.
При жизни Константина было построено около 30 дворцов и храмов, более 4000 домов знати и тысячи домов простолюдинов, новый ипподром, цирк и два театра, много бань и хлебопекарен и восемь водопроводов, начато строительство подземного водохранилища. Константин благоволил к христианским священникам и основал рядом с главной площадью Августеон храм Святой Софии, много других церквей, но не мешал и языческим жрецам, обосновавшимся на новоримском Капитолии. И очень большое внимание уделял развитию мореходства и торговли: оборудованию удобных гаваней, строительству причалов, волноломов и торговых складов, увеличению флота. Очень скоро Константинополь как торговый город превзошел славу греческого Византия.
Как и полагается преемнику Вечного города, Константинополь вырос на семи холмах. Сначала земляной вал Константина, потом Феодосиева стена полностью отгораживали занятый городом мыс на южном берегу Золотого Рога.
Взятие византийской столицы турками-османами в 1453 г. повергло в шок весь христианский мир.
Не прошло и века после переноса столицы Римской империи в Константинополь, как империя разделилась в 395 г. на Западную и Восточную. Западная Римская империя распалась на несколько варварских королевств в 476 г., а Восточная, Византийская империя продержалась еще почти тысячу лет. В течение долгого времени это был самый большой, процветающий и культурный город Европы.
При византийском императоре Юстиниане I (правил в 527-565 гг.) была сделана попытка реставрировать империю, то есть отвоевать земли бывшей Западной Римской империи, и это даже частично удалось, но удержать захваченные территории все равно не получилось. Правление Юстиниана вошло в историю не только военными победами и разработкой нового Юстинианова кодекса римского права, но также самым крупным за историю Константинополя и вообще Византии «восстанием Ника» в 532 г. и первым зарегистрированным случаем пандемии чумы. Восстание «Ника» началось на ипподроме во время скачек как банальная потасовка болельщиков («синие» - венеты, «зеленые» - прасины), но после казни зачинщиков обе ипподромные партии фанатов объединились против императора, припомнив ему и налоговый гнет, и притеснение язычников. В итоге погибло около 35 000 человек, сгорело множество домов (в том числе сильно пострадали императорский дворец и первое здание собора , которое сразу начали отстраивать заново, больше и пышнее прежнего). Очевидцы писали: «Сама империя, казалось, находилась на краю гибели». Бунтовщики выдвинули свою кандидатуру в императоры, Юстиниан готов был бежать, и только чудом, благодаря оперативному вмешательству одного влиятельного придворного, быстро подкупившего большинство сенаторов, восстание было подавлено. А «Юстинианова чума» попала в Константинополь по торговым путям из Эфиопии или Египта в 541 г, достигла апогея к 544 г. и уничтожила около 40% населения города (по свидетельствам современников ежедневно умирало по 5000, иногда до 10 000 человек); болезнь охватила всю территорию цивилизованного мира и продлилась, проявляясь отдельными вспышками, до 750 г.
Следующим критическим моментом в истории Константинополя стало его страшное разграбление во время IV Крестового похода, когда погибла масса культурных ценностей, в том числе христианских святынь. Хотя в тот раз Византийская империя пала не от рук сарацин, а от христианских рыцарей, спонсированных дожем Венеции. Отчасти это была карательная экспедиция в отместку за разрушенный венецианский квартал и тысячи венецианских купцов, брошенных в Константинополе в тюрьму в 1171 г.
На период с 1204 по 1261 г. Константинополь становится столицей Латинской империи, а православного первосвященника сменил католический. После восстановления династии Палеологов и Византийской империи венецианских купцов в Константинополе потеснили генуэзцы. Они поселились на северном берегу Золотого Рога, в районе Гапата, выстроили высокую башню и отгородились стеной. В Средние века большая часть доходов от константинопольской торговли перешла в руки генуэзцев. Более того, даже после падения Константинополя и крушения Византийской империи в 1453 г. предприимчивые итальянские купцы смогли договориться с Османской империей о ненападении и свободной торговле.
При Османской империи (1453-1922 гг.) Константинополь начали называть Стамбулом, но официально он был переименован только в 1930 г. в ходе реформ Ататюрка.

Общая информация

Константинополь был столицей Римской, Восточной Римской (Византийской), Латинской и Османской империи. Официально переименован в .

Месторасположение : на мысу европейского берега залива Босфор (позже появились районы и на азиатском берегу).

Административная принадлежность : иль Стамбул, Турция.
Варианты названия : Византий (до 330 г.), Новый Рим (до 450 г. официально), Царьград / Константинополь (до 1930 г. официально), Истамбул / Стамбул (с 1453 г., с 1930 г. официально).

Статус : древнегреческая колония Византий с 667 г. до н. э. до 324 г. н.э.; столица Римской империи Новый Рим с 330 г. до 395 г.; столица Византийской, или Восточной Римской империи: 395-1204 и 1261-1453 гг.; столица Латинской империи: 1204-1261 гг.; столица Османской империи: 1453-1922 гг.; с 1922 г. - город Турецкой республики.
Языки : в древности преобладал греческий язык, также латынь, генуэзский и византийский диалекты (в настоящее время турецкий).

Этнический состав : в древности греческие колонисты из Мегары и местные фракийцы, при Константине - многонациональный эллинистический город, включая большие диаспоры византийцев, генуэзцев и евреев (в настоящее время турки).
Религии : древнегреческий период - язычество, византийский период - православие, османский период - мусульманство.
Денежные единицы : византийская монета, солид, дукат (современная - турецкая лира).

Цифры

Население Константинополя : в IV в. до 100 тыс. чел.; в VI в. ок. 500 тыс. чел.

Длина Феодосиевой стены города : 5630 м (в три ряда).
Общая длина городских стен : ок. 16 км.

Количество башен на стенах : 400.

Высота центра : 100 м над у. м.

Количество защитников Константинополя в 1453 г. : ок. 5 тыс. чел.

Количество осаждающих город осман : от 150 до 250 тыс. чел. по разным источникам.

Количество османских кораблей, участвовавших в осаде : 80 военных и 300 торговых кораблей.

Климат и погода

Средиземноморский, с жарким сухим летом, прохладной дождливой зимой и умеренными осадками.
Средняя температура января : +6°С.

Средняя температура июля : +23,5°С.

Среднегодовое количество осадков : 850 мм.

Экономика

Портовый город, контролировавший проход кораблей через Босфор. Получал большую прибыль с торговых пошлин. В Средние века практически всю торговлю взяли в свои руки генуэзские купцы. В еврейском квартале работали прекрасные ювелиры, славившиеся умением обрабатывать драгоценные камни и металлы.

Достопримечательности

Городские стены : первая стена была размечена лично Константином Великим в 224 г.; Феодосиевы стены возведены при Феодосии II с 408 по 413 г., Золотые ворота (парадные), арка Феодосия.
Культовые сооружения : собор Святой Софии (основан в 324 г., сгорел во время «восстания Ника» в 532 г., заново отстроен к 537 г., мечеть с 1453 г., музей с 1935 г.).
Влахерны (предместье, огороженное стеной): Влахернская церковь Богородицы (450 г., пришла в упадок при латинском владычестве) с особо почитаемой чудотворной иконой, позже при Никоне вывезенной в Москву (хранится в Третьяковской галерее).
Церкви (переделаны в мечети или разрушены): Св. Сергия и Вакха (т. н. «Малая Айя-София») 527-529 гг.; Богородицы Паммакаристы; Христа Пан-тепопта; Святой Ирины; Марии Монгольской; Святой Феодосии; Петра и Марка; Св. Феодоры; Иоанна Предтечи в Трулло; Богородицы Кириотиссы, Святого Андрея в Крисе.
Монастыри : Вседержителя, Студийский, Хора, Мирелейон, Липса.
Генуэзские башни : Галатская (1349 г.) на высоком холме в районе Галата.
Природные : залив Золотой Рог с природными гаванями Просфорион и Неорион (существовали в античности), Босфор.
Культурно-исторические Римско-Византийского периода : Большой, или Святой, дворец - главная резиденция византийских императоров с 330 по 1081 г. Не сохранился, находки с места раскопок выставлены в Музее дворцовых мозаик. Новый, или Малый Влахернский, дворец - руинированный трехэтажный дворец, построенный во Влахернах в начале правления Палеологов (XI в.). Ипподром 120х450 м вместимостью до 100 тыс. чел. (начат в 203 г. при Септимии Севере, перестроен в 330-334 гг.), с обелисками Феодосия(древнеегипетский обелиск фараона Тутмоса III 1460 г. до н. э.), Змеиной колонной (из дельфийского святилища Аполлона, переплавлена из бронзовых щитов персов после победы 479 г. до н. э.) и обелиском Колосс Константина (X в.). Готская колонна (III или IV в.), римская триумфальная колонна Константина (330 г., на месте разрушенного форума Константина), колонна Маркиана (V в.). Цистерна Базилика (330-е - 532 г., подземное водохранилище на 80 000 м 3 воды площадью 145х65 м, с 336 8-метровыми разномастными колоннами из античных храмов). Акведук Валента (368-375 гг., длина ок. 1000 м, высота до 26 м).

Любопытные факты

■ По указу Константина всем переселенцам, купившим или построившим дом в новой столице, бесплатно полагались зерно, масло, вино и хворост. Эта «продовольственная премия» выдавалась около полувека и сыграла большую роль в притоке в Византий новых жителей из числа ремесленников, моряков и рыбаков.
■ Желая ускорить строительство столицы, император обязал всех владельцев недвижимости в городах на Чёрном море обзавестись еще домом в Византии (только при выполнении этого условия владельцы недвижимости могли завещать свое имущество наследникам). Поощряя переселение в новое место жителей из разных римских провинций, Константин предоставил им особые условия и льготы. Многих имперских сановников переводили сюда насильно (не правда ли, напоминает перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург Петром I?).
■ Римские историки не раз с неодобрением отмечали склонность эллинов к междоусобицам. Так, историк Геродиан, подводя итоги своему описанию вспыхнувших после победы Септимия Севера над Песценнием Нигером распрях в малоазийских провинциях, написал: «... и это не вследствие какой-либо вражды или, напротив, расположения к воюющим государям, но из ревности, зависти, ненависти друг к другу и желания уничтожить своих же соплеменников. Это - старинная болезнь эллинов, которые, постоянно находясь в раздорах и стремясь истребить тех, кто казался выделяющимся из других, погубили Элладу». Если так, то «восстание Ника» только подтвердило, что Константинополь был исключительно эллинским городом...
■ В ходе территориальной экспансии языческой Киевской Руси на юг во второй половине IX-X вв. с целью получить контроль над торговым путем «из варяг в греки» русы совершили несколько походов на Византию. В 860 г. русы под предводительством киевских князей Аскольда и Дира совершили единственный удачный набег на столицу империи с моря (Царьград не был захвачен, но русы увезли богатую добычу). Поход на Царьград князя Олега в 907 г. документально не подтвержден, походы князя Игоря 941-944 гг. закончились подписанием мирного военно-торгового договора, остальные окончились поражением для Руси.
■ Иконе Влахернской Богородицы приписывалось чудесное спасение Константинополя во время осады аварами в 626 г. (явление на стенах города женщины в драгоценном уборе напугало аваров), арабами в 718 г., русами в 864 г. и болгарами в 926 г. Во время осады сарацинами в 910 г. Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) - в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

На вопрос Как сейчас назватся и где находится город Константинополь? заданный автором свежепросольный лучший ответ это

Официально переименован в Стамбул в 1930 в ходе реформ Ататюрка.

Ответ от Просвира [активный]
Стамбул


Ответ от Navina madana [гуру]
Константино́поль (греч. Κωνσταντινούπολις, Константину́полис или ἡ Πόλις - «Город» , лат. CONSTANTINOPOLIS, османский турецкий Konstantiniyye) был столицей Римской империи с 330 по 395, Византийской, или Восточно-Римской империи с 395 по 1204 и 1261 по 1453 год, Латинской империи с 1204 по 1261 и Османской империи с 1453 по 1922 год. Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы, «Царицей городов» (Vasileuousa Polis). Константинополь являлся и является престолом Константинопольского патриархата, которому оказывается «первенство чести» среди православных церквей.
Среди имён города - Византий (греч. Byzantion), Новый Рим (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma) (входит в состав титула патриарха) , Константинополь, Царьград (у славян) и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Цариград» - в южнославянских.
Официально переименован в Стамбул в 1930 в ходе реформ Ататюрка.


Ответ от Вровень [гуру]
Стамбу́л (тур. İstanbul; греч. Κωνσταντινούπολη) - крупнейший город, морской порт, крупный промышленно-торговый и культурный центр Турции; бывшая столица Османской империи и Византии. Расположен на берегах пролива Босфор.
До 1930 года назывался Константино́поль (греч. Κωνσταντινούπολις, тур. Konstantiniyye), другое название, до сих пор используемое Константинопольским патриархатом - Но́вый Рим или Второй Рим (греч. Νέα Ρώμη, лат. Nova Roma), до 330 года Виза́нтий (греч. Βυζάντιον). В средневековых русских летописях часто именовался Царьград или Константинов град; в болгарском и сербском топоним Цариград и в настоящее время употребляется как официальное обозначение города. После основания Турецкой республики в 1923 году столица страны была перемещена из Константинополя (Стамбула) в Анкару. 28 марта 1930 года турецкими властями город был официально переименован в İstanbul


Ответ от Оля Варгасова [гуру]
стамбул, Турция. А чего поиском пользоваться не научилась?


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Стамбул. В Турции


Ответ от Дмитрий Забиронин [новичек]
В Турции, Стамбул


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Теперь он называется Стамбул, это в Турции.


Ответ от Nekto_ Morozov [новичек]
Стамбул (Истамбул) или Константинопль для его горожан разные названия.
Официальное Стамбул, Турция


Ответ от Полякова Лена [новичек]
зеваю...


Ответ от Андрей Тихонов [новичек]
после вышесказанного просто молчу


Ответ от Евгений Чмыхов [новичек]
Стамбул. Находится в Турции.

    Константинополь это столица древнего государства Византии, но также там был центр христианства и православия.

    А сейчас эту территорию занимает Турция.

    Столица Турции Константинополь был переименован в город Стамбул в 1930 году.

    А вот с 29 декабря 1923 года город Стамбул (Константинополь) перестал быть столицей Турции, сейчас столица Турции Анкара .

    Этот город был столицей христианской империи Визанитии, в 1453 году Константинополь была захвачен османами (турками) и переименован в Стамбул, в последующем этот город стал столицей Османской империи. Основали город греки и они же составляли основную часть его населения до захвата турками.

    Если бы не помощь большевистского правительства оружием и деньгами кемалю, то греки его освободили бы после первой мировой войны, когда имела место быть греко-турецкая война 19191922 годов, они уже были не так далеко от него и сейчас город имел бы сво старое название. Если бы не большевики, то царское правительство никогда не поддержало бы турок в войне против православных греков и Константинополь остался бы за греками.

    Константинополь теперь называется Стамбул. Город Константинополь был основан в 324 году до нашей эры императором Римской империи Константином Великим. Сам город носил множество имен. Константинополь, Новый Рим, Царьград, Инстанбул. В этом городе переплетено христианство и православие. Есть мечети и церкви и практически все это древнейшая история. Восток и Европа. Жаль конечно, что вместе с Византийской империей исчезло и название города Константинополь. Славянам город больше известен, как Царьград.

    Константинополь - самый большой и богатый город в Средние века.

    В 1930 году город Константинополь переименовали в Стамбул.

    Стамбул в наши дни - это один из самых больших городов Турции.

    Он является основным портом, культурным, и торгово-промышленным центром страны.

    Сейчас этот город носит название Стамбула.

    Константинополем этот город нарекли в 324 или в 330 году во время правления Константином Великим (306337).

    Он также назывался Новым Римом - столицей Римской империи (330395), позже Византийской (Восточно-Римской), потом Латинской империей (12041261) и в 14531922 гг - Османской империей.

    В мире найдется не так уж много городов, у которых названий было также много, как у нынешнего Стамбула. Свое современное имя город получил 28 марта 1930-ого года, когда вовсю проводились реформы Ататюрка.

    Город захватили османы еще в далеком 1453-ем году, как видно, его старое название сохранялось еще достаточно долго. Тем не менее, Константинополь (от греческого - город) - это всего лишь одно из неофициальных названий, вот еще некоторые: Византий, Византида, Царьград (т.е. царственный град, так его называли славяне). Официальное же имя города, которому удалось побывать столицей целой вереницы империй - Римской, Византийской, Латинской и Османской - Новый Рим.

    Стамбул. Насколько я знаю, но может опять уже переменили... Черт его знает 🙂

    Константинополем назывался Стамбул до 1930 года, а до 330 года это был город Византий(основан в седьмом веке до нашей эры).

    Стамбул крупнейший город Турции, население свыше тринадцати миллионов человек, первый город в Европе.

    В настоящее время Стамбул не является столицей Турции. Столица Турции с 1923 года - Анкара.

    Жителей города Стамбул называют: стамбулец, стамбулка, стамбульцы.

    Можно лишь добавить, что название сво он не потерял только звучит на турецкий лад:Истамбу-Городконстантина.А по поводу помощи большевиков можно продолжить далее:без ихней поможи никак бы не возникла Азербанжанская ССР где проживают по сути те же турки

    Константинополь,крупный культурный и экономический центр.Такое название носит,начиная с 330 года.В то время город был столицей Римской империи.

    Современное расположение Константинополя-это Стамбул,один из крупнейших и развитых городов Турции.

    Константинополь сейчас называется Стамбулом, столицей Турции. Причем это название Константинополь получил сравнительно недавно, в 1930 году, во время реформ Ататюрка.

    Констанинополь носил свое имя в течение 1600 лет, со дня основания в 330 году.

    В течение многих веков Константинополь был столицей Византийской империи, красой и гордостью Востока. Славяне называли Констанинополь Царьградом.

    Ныне это Стамбул, а в соборе Святой Софии, построенном императором Константином в 324 году, была устроена сначала мечеть, а теперь музей.

Был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции . На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

История

Константин Великий (306-337)

В 324 году , после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство - перестроен ипподром , построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов , строятся крепостные стены , со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в -741 годах начинается период иконоборчества , который продлится до середины IX века , уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии ( -). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами - болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами , расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа - своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия .

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек . Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Отрывок, характеризующий Константинополь

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.

December 9th, 2013 , 11:28 am

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае - июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV-XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.


Ну и конечно же собор Святой Софии - когда-то главный собор всего христианского мира! Это бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).

После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Если быть более точным, то собор выглядел не так, как на фото ниже, чтоб увидеть его оригинальный вид надо пролистать через фото

Ну ещё надо здесь заменить полумесяцы на кресты - никаких минаретов, понятное дело, тут не было. Это на самом деле впечатляющий собор с впечатляющим интерьером.

Чтоб в него попасть надо отстоять очередь и пройти через рамки металлотедектора

Во дворе собора



План собора

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II

Внутри собора сохранились некоторые фрески, однако когда-то все стены и потолки были полностью покрыты ими. Кстати, большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Над дверью, ведущей в нартекс, мозаика Х века - Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан - модель Софии (совсем непохожую).


Сейчас это очень странное сочетание христианского храма и мечети, но размер на самом деле впечатляет!

Богоматерь с младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году

Когда я там был, примерно четверть объема была покрыта строительными лесами...
Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века)

В южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах.

В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту. Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.

Оригинальные фрески под более поздней штукатуркой

Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. «Деисус» означает «моление»: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом


А вот так избавлялись от символов христианства - крестов - в мечетях: просто затирали их

Или разбирали

Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре - наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие (тур. Kariye Müzesi), входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

Фрески просто поражают, отдельно про фрески у меня будет подробный пост!






Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), она же мечеть Фетхие-джами («Завоевания») - самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором Михаилом Глабосом Дукой Тархаинотом, племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292-1294 гг.
Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Глабаса (Μιχαὴλ Δοῦκας Γλαβᾶς Ταρχανειώτης) Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел, в котором они оба были захоронены.

Спустя 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
В 1590 году султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»). При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845-46 гг.
В 1949 году комплекс был реставрирован американским институтом Византии и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей. С осени 2011 здание закрыто на реставрацию.

На апсиде изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя


Григорий Просветитель

В куполе изображен Пантократор и 12 пророков:
- Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1)
- Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)
- Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»
- Софония. «Огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)
- Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)
- Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21)
- Захария. «Господа Саваофа - горою святыни» (Зх. 8:3)
- Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)
- Аввакум. «Господи! услышал я слух Твой » (Авв. 3:2)
- Иона.«Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)
- Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)
- Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»

Св. Антоний

Надписи на фасаде здания

Рядом стоит скромная церковь Иоанна Предтечи , которая сейчас является мечетью Ахмат-паши и представляет собой самую крошечную сохранившуюся церковь Константинополя, длиной всего 15 метров. Расположена в самой исламско-консервативной части района Фатих, менее чем в 400 метрах от церкви Богородицы Паммакаристы. Систематически церковь никогда не исследовалась. Предполагается, что она была построена при Комнинах и была посвящена Иоанну Предтече (как и ещё 35 храмов византийской столицы). Переоборудована в мечеть в конце XVI века иждивением Ахмат-паши (бывший ага янычар). До 1961 г. здание находилось в руинированном состоянии, с разрушенным нартексом и выломанными столпами. Она,как мне кажется, лучше всего символизирует то, что осталось от когда-то великой Византийской империи...

Поделиться: