Краткая летопись жизни и творчества марины цветаевой. Биография марины цветаевой

Поэтесса Марина Цветаева родилась в 1892 году 26 сентября, в Москве. Её отец – И.В. Цветаев – был известным ученым, профессором. Мать Цветаевой желала, чтобы ее дочь пошла по стопам матери и была музыкантом. В возрасте 6 лет Марина Цветаева начала писать стихи. Свои ранние стихи поэтесса писала не только на русском языке: были стихи и на французском и немецком языках. Огромную часть своего детства Цветаева провела в Москве. Там и получила начальное образование. Затем поэтесса училась в Германии и Швейцарии. Когда Марине было 14 лет, её мать умирает от чахотки. Смерть матери оставила глубокий шрам на сердце еще совсем юной девочки. В 1910 году выходит в свет первая книга Марины Цветаевой «Вечерний альбом». Затем в 1912 году вышел сборник «подростковых» стихов «Волшебный фонарь», в 1913 – «Из двух книг».

Жизнь Цветаевой во время Первой Мировой Войны и Гражданской Войны особенно отразилась на её стихах. Ее муж Сергей Эфрон был в рядах белой армии. В 1917 году написан сборник стихов «Лебединый стан», в котором Цветаева выражает сочувствие к белым. Как известно, Цветаева была среди тех, кто не принял Октябрьскую революцию, и потому в 1992 году Цветаева вместе с дочерью Ариадной уезжает в Прагу к мужу. Пробыв там всего 3 года, они переезжают в Париж. Из-за разлада с эмигрантами Цветаеву перестают публиковать и последним её сборником, выпущенного при жизни, становится сборник «После России» в 1928 году. Хотя стихи Цветаевой были запрещены, проза её печаталась: в 1937 году была издана книга «Мой Пушкин», 1935 – «Мать и музыка», 1938 – «Повесть о Сонечке» и др.

За границей материальная жизнь Цветаевой была нелегкой. В 1939 году поэтесса возвращается в Россию. Но и тут ей не светило счастье и беззаботная жизнь. В 1939 году были арестованы её муж и дочь. Цветаева стала зарабатывать на жизнь переводами. В 1941 году ее муж был расстрелян. Дочь была реабилитирована только в 1955 году.

Тяжелая жизнь, боль за родных заставили Марину Цветаеву покончить свою жизнь самоубийством 31 августа 1941 года. Похоронена Цветаева 2 сентября 1941 года в городе Елабуге. До сих пор никому не известно, где точно похоронена поэтесса. Её сестра Анастасия поставила в той части кладбище табличку с надпись о том, что где-то здесь в этой стороне похоронена Цветаева. В 1990 году Алексей II дал благословление на то, чтобы отпеть Цветаеву, хотя у православных отпевать самоубийц запрещено. Также существует около 8 музеев, посвященных творчеству великой поэтессы.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941). До сих пор не установлено, где покоятся останки талантливой поэтессы серебряного века Марины Цветаевой. Не принятая новой Россией и отвергнутая Россией прежней, Марина была понята современниками лишь в середине шестидесятых годов.

Она родилась в семье московских интеллигентов. Мать привила девочке любовь к музыке и литературе; первые стихи Марина сочинила в возрасте 6 лет. Из-за туберкулеза обучение будущей поэтессы проходило то в Европе, то в России, пока семья окончательно не перебралась в Ялту (1905).

Окончив гимназию, Цветаева посещает лекции и собрания литераторов. Она сходится с символистами и первый сборник «Вечерний альбом» (1910) привлекает внимание Волошина и Гумилева. Посетив «Дом поэтов» в Коктебеле, Марина знакомится с революционным публицистом С. Эфроном, за которого выходит замуж.

В следующие два года появляются сборники стихов «Из двух книг» и «Волшебный фонарь». Ее имя становится широко известно в литературных кругах, произведения издаются в известных журналах и альманахах поэзии «серебряного века».

Известная дружба поэтессы с Софией Парнок длилась до 1916 года, после чего Цветаева уехала в Александровск, где ею был написан очередной цикл стихов.

С началом Гражданской войны Марина Цветаева работает в советских учреждениях, выпускает сборники стихотворений, пишет романтические драмы, участвует в культурной жизни революционной России.

Муж Цветаевой эмигрирует в Чехию и в 1922 году поэтесса, с дочерью, выезжает к нему. Пребывание за границей было отягощено нехваткой денег и подозрением Эфрона в связях с ОГПУ. В 1928 году выходит сборник «После России», также Цветаева пишет воспоминания, очерки. К середине тридцатых семья поэтессы живет в крайне стесненных условиях. Несмотря на нежелание возвращаться на родину в 1939 году, вслед за дочерью и мужем Цветаева приезжает в СССР.

Однако вскоре последовал арест Эфрона и дочери поэтессы Ариадны. Цветаева была морально надломлена; после начала войны она была отправлена в эвакуацию, под опекой Литфонда и, находясь в тяжелых бытовых условиях, покончила с собой.

Мария Ивановна Цветаева – великая русская поэтесса, родившаяся в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 и покончившая с собой в Елабуге 31 августа 1941.

Марина Цветаева – один из самых оригинальных русских литераторов ХХ века. Её произведения не ценились Сталиным и советским режимом. Литературная реабилитация Цветаевой началась лишь в 1960-х годах. Поэзия Марины Ивановны исходит из самых глубин её личности, из её эксцентричности, отличаясь необыкновенно точным использованием языка.

Марина Цветаева: путь в петлю

Корни творчества Марины Цветаевой лежат в её беспокойном детстве. Отец поэтессы, Иван Владимирович Цветаев, профессор истории искусства в Московском университете, основал музей имени Александра III , ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Мать Марины, Мария Александровна Мейн, была пианисткой, которой пришлось отказаться от концертной деятельности. Вторая жена Ивана Цветаева, она имела предков-поляков, что позднее позволяло Марине Цветаевой в нескольких стихотворениях символически отождествлять себя с Мариной Мнишек , женой самозванца Смутного времени Лжедмитрия .

От первого брака с рано умершей Варварой Дмитриевной Иловайской, дочерью знаменитого русского историка , Иван Цветаев имел двоих детей – Валерию и Андрея. От Марии Мейн у него кроме Марины была и вторая дочь, Анастасия, родившаяся в 1894 году. Между четырьмя детьми одного отца часто происходили ссоры. Отношения между матерью Марины и детьми Варвары были напряженными, а Иван Цветаев был слишком занят своей работой. Мать Марины Цветаевой хотела, чтобы её старшая дочь, стала пианисткой, исполнив её собственную неосуществлённую мечту. Она не одобряла склонности Марины к поэзии.

В 1902 году Мария Мейн заболела туберкулезом, и врачи посоветовали ей переменить климат. До самой её смерти в Тарусе (1906) семья совершала заграничные поездки. Цветаевы жили в Нерви под Генуей. В 1904 году Марину Цветаеву отправили в школу-интернат в Лозанне. Во время своих путешествий она изучила итальянский, французский и немецкий языки.

В 1909 году Марина прошла курс литературы и истории в Сорбонне, в Париже, против чего выступали её родные. В это время русская поэзия претерпевала глубокие перемены: в России зародилось движение символистов , которое сильно повлияло на первые произведения Цветаевой. Впрочем, её привлекала не символистская теория, а произведения таких поэтов как Александр Блок и Андрей Белый . Ещё во время учёбы в гимназии Брюхоненко Цветаева выпустила за собственный счёт свой первый сборник «Вечерний альбом», который привлёк внимание известного Максимилиана Волошина . Волошин встретился с Мариной Цветаевой и вскоре стал её другом и наставником.

Цветаева стала гостить у Волошина в крымском Коктебеле, на берегу Черного моря. Этот дом посещало много людей искусства. Марине Ивановне очень нравилась поэзия Александра Блока и Анны Ахматовой , с которыми она тогда не общалась лично. С Ахматовой она впервые встретилась лишь в 1940 году.

В Коктебеле Марина Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, курсантом Военной академии. Ей было 19 лет, ему 18. Они сразу же полюбили друг друга и в 1912 году вступили в брак. В том же году в присутствии императора Николая II был открыт большой проект её отца, музей имени Александра III. Любовь Марины Цветаевой к Эфрону не исключала её отношений с другими мужчинами, например с поэтом Осипом Мандельштамом . Примерно в то же время, она имела любовную связь и с поэтессой Софьей Парнок, отразившуюся в цикле стихотворений «Подруга».

Марина Цветаева и ее муж проводили лето в Крыму до самой революции. У них появились две дочери, Ариадна (Аля, родилась 5 (18) сентября 1912) и Ирина (родилась 13 апреля 1917). В 1914 году, с началом Первой Мировой войны, Сергей Эфрон был мобилизован. В 1917 году он находился в Москве. Марина Цветаева являлась свидетелем русской революции .

После революции, Эфрон вступил в Белую армию. Марина Цветаева вернулась в Москву, откуда она не могла выехать в течение пяти лет. В Москве свирепствовал страшный голод. Марина Ивановна перенесла тяжкие несчастья: будучи одна с дочерьми в Москве во время голода, она позволила убедить себя в необходимости отправить Ирину в детский приют, надеясь, что там она будет лучше питаться. Но Ирина умерла в детском доме от голода. Её смерть причинила Марине Цветаевой огромное горе. «Бог наказал меня», – писала она в одном из писем.

В этот московский период (1917-1920) Цветаева сблизилась с театральными кругами, страстно влюбилась в актера Юрия Завадского и в молодую актрису Соню Холлидей. Встреча с Соней Холлидей упоминается в «Повести о Сонечке». Не скрывая своей ненависти к коммунистическому режиму, Марина Ивановна написала ряд стихов во славу Белой армии («Лебединый стан» и др.). Когда Илья Эренбург выехал в зарубежную командировку, он обещал Цветаевой узнать новости о ее муже. Борис Пастернак вскоре сообщил их ей: Сергей Эфрон находится в Праге, целый и невредимый.

Цветаева на чужбине

Чтобы воссоединиться с мужем, Марина Цветаева покинула родину. Ей было суждено провести на чужбине 17 лет. В мае 1922 года Цветаева и Аля уехали из Советской России к Эфрону, в «русский» Берлин, где поэтесса опубликовала «Разлуку», «Стихи к Блоку», «Царь-девицу».

В августе 1922 года семья переехала в Прагу. Сергей Эфрон, ставший студентом, был не в состоянии прокормить семью. Они жили в пригороде Праги. Цветаева имела и здесь несколько любовных связей – особенно сильную с Константином Родзевичем, которому она посвятила «Пражского рыцаря». Она забеременела и родила сына, которого назвала Георгием, после того как Эфрон отверг имя Борис (в честь Пастернака). Сама Цветаева чаще называла сына Муром – по ассоциации с Котом Мурром из сказки Гофмана. Але вскоре пришлось принять на себя роль помощницы матери, что отчасти лишило её детства. Мур оказался трудным ребенком.

Марина Цветаева. Фото 1924

31 октября 1925 семья переехала в Париж. Во Франции Марина Цветаева прожила четырнадцать лет. Эфрон заболел там туберкулезом. Цветаева получала скудное пособие из Чехословакии. Она старалась заработать хоть немного денег лекциями и продажей своих работ, в основном прозаических, стоивших дороже, чем поэзия. Французские писатели и поэты её игнорировали, особенно сюрреалисты. Марина Ивановна переводила на французский Пушкина .

Цветаева не чувствовала себя свободно в кругу русских эмигрантских писателей, хотя она ранее страстно защищала белое движение. Литераторы-эмигранты отвергали её. Одно из писем, где она восхищалась «красным» поэтом Владимиром Маяковским привело к её изгнанию из журнала «Последние новости». Марина Ивановна находила утешение в общении с Борисом Пастернаком, Райнером Марией Рильке , чешской поэтессой Анной Тесковой и Александром Бахрахом. После смерти Рильке в 1927 она посвятила ему стихотворение «Новогоднее», где ведёт с ним интимный и удивительный диалог.

В 1927 году Марина Цветаева познакомилась с молодым поэтом Николаем Гронским, завязав с ним тесную дружбу. Они имели общих друзей, часто ходили вместе на выставки и литературные вечера. В 1934 году Гронский умер. «Я была его первой любовью, а он – моей последней», – писала Цветаева.

В 1937 году, к столетию смерти Пушкина, Марина Ивановна перевела на французский язык ещё несколько его стихотворений.

Эфрона сильно тяготило изгнание. Несмотря на его прошлое белого офицера, в Сергее развились симпатии к Советской власти. Он начал шпионскую деятельность в пользу красной Москвы. Аля разделяла его взгляды и всё сильнее конфликтовала с матерью. В 1937 году Аля вернулась в Советский Союз.

Немногим позже туда вернулся и Эфрон. Французская полиция подозревала, что он помогал убийству в Швейцарии Игнатия Рейсса, советского шпиона, который изменил Сталину. Марину Цветаеву допросили в полиции, но её спутанные ответы привели полицейских к мысли, что она сумасшедшая.

Цветаева была извергнута из русской эмигрантской среды. Неизбежность войны делала Европу ещё менее безопасной, чем была Советская Россия.

Возвращение Цветаевой в СССР и смерть

В 1939 Марина Ивановна вернулась с сыном в Советский Союз. Она не смогла предвидеть ужасов, которые там их ждали их. В сталинском СССР все жившие когда-либо за границей автоматически подпадали под подозрение. Сестра Цветаевой, Анастасия, была арестована до возвращения Марины. Хотя Анастасии удалось пережить сталинские годы, сестры так и не увидели друг друга. Все двери оказались закрытыми для Марины Ивановны. Союз писателей СССР отказал ей в помощи, она кое-как существовала благодаря скудной работе поэта-переводчика.

Летом 1939 Аля, а осенью Эфрон были арестованы по обвинению в шпионаже. Эфрона расстреляли в 1941; Аля провела восемь лет в лагерях, а потом ещё 5 лет в ссылке.

После начала войны, в июле 1941 года, Цветаева с сыном были эвакуированы в Елабугу (сейчас – Республика Татарстан). Поэтесса оказалась там одна, без всякой поддержки и 31 августа 1941 повесилась после тщетных поисков работы. За пять дней до самоубийства Марина Ивановна просила у комитета писателей дать ей место посудомойки.

Дом Бродельщиковых в Елабуге, где совершила самоубийство Марина Цветаева

Цветаева была похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге, но точное место её могилы неизвестно. В 1955 Марину Ивановну «реабилитировали».

Поэзия Цветаевой – кратко

Поэзию Цветаевой высоко ценили Валерий Брюсов , Максимилиан Волошин, Борис Пастернак, Райнер Мария Рильке и Анна Ахматова. Одним из самых преданных её поклонников был Иосиф Бродский .

Первые два сборника Марины Ивановны носят названия «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912). Их содержание – поэтические картины спокойного детства московской гимназистки среднего возраста.

Талант Цветаевой развился очень быстро, особенно под влиянием её коктебельских встреч. За границей кроме вышеперечисленных она опубликовала сборник «Вёрсты» (1921). В стихах периода изгнания складывается зрелый стиль Цветаевой.

Некоторые циклы её стихов посвящены поэтам-современникам («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой»).

В сборнике «Разлука» (1922) появляется первая большая поэма Цветаевой «На красном коне».

Сборник Психея (1923) содержит один из самых известных циклов Марины Ивановны – «Бессонница».

В 1925 году она написала поэму «Крысолов» по мотивам «Бродячих крыс» Генриха Гейне .

Последние десять лет жизни Марины Ивановны были по материальным обстоятельствам посвящены в основном прозе

Цветаева Марина родилась в Москве в 1892 году. Первые стихи она написала в шестилетнем возрасте.

Марина получила образование в московской частной женской гимназии, кроме того она училась в зарубежных пансионах.

Во время Первой мировой войны и Гражданской войны творчество Марины начинает пользоваться популярностью, она начинает очень много писать.

Цветаева вышла замуж за С. Эфрона в 1912 году, что не помешало ей завести роман с женщиной Софией Парнок, которой она посвятила цикл стихов.

После Гражданской войны Марина переезжает в Германию, затем во Францию. За границей большую популярность ей принесла не поэзия, а проза. Кроме этого, Марина создает несколько произведений, которые касаются биографии известных и значимых для нее людей – В. Маяковского, А,С. Пушкина, А. Белого.

В 30-е годы Цветаева возвращается на Родину. Мужа и дочь арестовывают. В это время Марина практически не сочиняет, а занимается переводами, денег едва хватало на жизнь.

В 1941 году поэтесса, не выдержав тяжелой участи, кончает жизнь самоубийством.

Для детей по датам

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание

    Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

  • Островский Александр Николаевич

    Островский Александр Николаевич появился на свет 31 марта 1823 года. В большом городе - Москва. В купеческой семье. В возрасте 8 лет умирает его мать. Мечтой его отца было видеть сына юристом, однако он начал проявлять интерес к литературе.

  • Паустовский Константин Георгиевич

    Константин Георгиевич Паустовский родился на свет 31 мая 1892 года в Москве. Вырос в семье Георгия Максимовича Паустовского и Марии Григорьевны Паустовской

  • Пушкин Александр Сергеевич

    Родился 6 июня в 1799 году в Москве. Все свое детство, лето проводил у бабушки, Марии Алексеевны в селе Захарове. Что в последствии будет описываться в его лицейских поэмах.

  • Гоген Поль

    Наверное, практически для каждого творца и подлинного художника биография имеет довольно высокое значение. Формирование взглядов, наличие насыщенного опыта – подобные факторы и формируют творческую индивидуальность.

Сочинение

Мария Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, в семье интеллигентов, преданных науке и искусству. Её отец, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла она в молодом возрасте в 1906 году, воспитание троих детей (Марины, Анастасии и их сводного брата Андрея) легло на плечи ответственного и беззаветно их любившего отца.

Жили Цветаевы в своем уютном московском особняке; лето проводили в Подмосковье (в городе Таруса), иногда совершали заграничные поездки. Юность Марины Цветаевой была проникнута особой духовной атмосферой: романтикой, сентиментальностью. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Марина Цветаева краткая биография. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.)

В шестнадцать лет Цветаева осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс старофранцузской литературы. Во время обучения в московских частных гимназиях она ставила превыше всего не столько усвоение обязательных предметов, сколько расширение своих социокультурных интересов.

Писать стихи Марина Цветаева начала уже в шестилетнем возрасте, причем на трех языках: русском, французском и немецком. В восемнадцать лет она выпустила свой первый сборник под названием «Вечерний альбом» (1910), в который вошли произведения, написанные за ученической партой. Стихи были ограничены узкосемейными впечатлениями, но это абсолютно не помешало Цветаевой обрести первую известность. Читателей привлекал взрослый слог стихотворной речи, о юном возрасте автора никто не догадывался. Первыми рецензентами поэта стали Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин, которые весьма решительно приветствовали вышедшую книгу.

В период с 1912 по 1913 год вышли еще два сборника: «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», изданные при участии друга юности Цветаевой Сергея Эфрона, за которого она вышла замуж в 1912 году. Эти сборники послужили бесспорной заявкой на поэтическую зрелость: критиков поражал тон твердой уверенности Цветаевой в своих творческих силах, в своем дальнейшем успехе.

Анализируя ранние стихотворения Цветаевой можно с уверенностью сказать, что для нее не существовало объектов для подражания, эталонов – всех высот автор достигла за счет своей неповторимой индивидуальности.

Ко всему она относилась по-особенному: по-своему восприняла и Великий Октябрь. Не понимая его, Марина Ивановна не увидела в нем могучей силы, меняющей все личное и общественное в человеке. Её одолевали противоречия. Лишь много позднее, уже в эмиграции, полностью изменила свое мнение по отношению к Революции – она осуждала себя.

Четыре с лишним года (1917-1922) Цветаева жила почти в полном отчуждении от литературной среды, в кругу близких друзей, понимавших её стихи. В этот период она не входила ни в одну из многочисленных поэтических группировок и чрезвычайно редко выступала с чтением своих стихов. Несмотря на это, после её нескольких публичных выступлений, Государственное издательство выпустило две книги: «Версты» и поэму-сказку «Царь-девица». Стихи её по достоинству были оценены в печати.

В мае 1922 года ей было разрешено вместе с дочерью выехать к мужу, в Прагу, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. В ноябре 1925 года семья переехала в Париж.

В эмиграции Цветаева писала много и вдохновенно, но всё её творчество перешло уже в иную, трагедийную тональность. Стихи её постепенно переставали печатать. Правда, в первую пору пребывания за рубежом ей удалось издать несколько сборников: «Разлука», «Психея», «Ремесло», - а через шесть лет и последнюю прижизненную книгу – «После России», включившую стихи 1922-1925 годов.

Поэзия не покидала Марину Цветаеву, которая пребывала в состоянии обременяющей тоски по покинутой родине; она неразлучно жила с ней в полном тяжких лишений житейском быту.

В 1939 году Цветаева, после семнадцати лет бедственного пребывания за рубежом, получив советское гражданство, вернулась с сыном на родную землю. Первое время она живет в Москве, занимается переводами, готовит новую книгу стихов.

Но время приближало пору страшных военных испытаний, выпавших на долю советского народа. В июле 1941 года Марина Цветаева вместе с сыном и тысячами других эвакуированных из столицы женщин и детей покидает Москву и попадает в лесное Прикамье, сначала в Чистополь, потом – в Елабугу. Здесь, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии глубочайшей депрессии, она заканчивает жизнь самоубийством. Это произошло 31 августа 1941 года.

Так трагически завершается жизненный путь поэта, всей судьбой утвердившего неизбежную связь большого таланта с судьбой Родины.

В общей истории отечественной поэзии имя Марины Цветаевой всегда будет занимать особое место. Поэт предельной правды чувства, Цветаева со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яркостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию первой половины XX века.

Поделиться: