Как мы узнаем что наступило лето. Презентация "Когда наступит лето?" презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему

Тема . Когда наступит лето?

Цель урока : сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах их последовательности.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

    Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

    Учить выделять характерные признаки времен года.

Развивающие задачи урока:

    Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Воспитательные задачи урока:

    Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать времена года по характерным признакам.

Ход урока.

    Адаптационный этап урока

Организация начала урока

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Много нового узнать.

Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают.

Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат.

И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперед ума.

А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»

Выявление предварительных знаний и определение их границ

Кто приходит к нам в гости на урок окружающего мира и говорит нам что мы узнаем и чему научимся? (муравей)

Он путешествует вмести с нами во времени

Перед вами на столах лежат листы. Найдите там табличку. Вам предстоит расставить цифры от 1 до 7 в порядке следования дней недели.

Какой первый день недели? Поставьте там цифру 1.

Подскажите-ка нам звери,

Как запомнить дни недели?

Первый понедельник ,

Зайка – рукодельник.

А за ним приходит вторник ,

Соловей – задорник.

После вторника – среда , лисичкина еда.

За средой – четверг ,

Волк глазами сверк!

За четверг к нам пятница

Колобком прикатится.

За пятницей – суббота ,

Баня у енота.

За субботой – воскресенье ,

Целый день у нас веселье!

С вашей помощью Муравьишка запомнил дни недели. Узнал Муравьишка, когда придет суббота, но вдруг он подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят каникулы». Но теперь его интересует другой вопрос.

Постановка проблемного вопроса. Сообщение темы и задач урока.

Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой.

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)

О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какое время года вы любите?

Давайте вспомним, какие есть времена года, поработав в группе .

Соберите пазл, и скажите какое время года изображено на вашей картинке.

(собранные картинки вывешиваются на доску)

А Муравьишка торопится узнать: Когда наступит лето? Кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос уже сейчас? А можно сделать так, чтобы лето пришло уже сейчас?

Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев» и скажите, почему сейчас не может прийти лето? (мультфильм 12.40 – 14.00)

Не может прийти лето, потому что это закон природы, все месяцы следуют друг за другом в определенном порядке.

2. Основной этап урока.

У каждого из вас на парте «волшебные годовые круги». Положите перед собой круг. Это волшебный круг, а его хозяин старик – годовик. Послушайте сказку о нем.

Первичное чтение сказки «Старик – годовик»

Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)

Послушайте еще раз первый абзац . Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)

- Назовите зимние месяцы по порядку. (повторяем хором, повторяет 2 – 3 ученика)

Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)

- Какие еще признаки зимы вам известны?

- закрасьте в годовом круге зимние месяцы синим цветом.

Немного отдохнем, выполнив зимнюю зарядку.

Мы погреемся немножко,

И похлопаем в ладошки.

Ножки тоже мы погреем

И попрыгаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы в снежки играем смело,

Ах, какое это дело!

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились!

- Послушайте вторую загадку ( второй абзац ). О чем она? (О весенних месяцах.)

- Назовите из текст а признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)

- Какие еще вы знаете признаки весны?

- Перечислите названия весенних месяцев. Закрасьте в годовом круге весенние месяцы розовым цветом.

- Послушайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)

Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами текста, что это говорится о летних месяцах.

Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)

Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»?

Жарко жаркая, горячая (погода).

Душно жаркий воздух, стесняющий дыхание.

Знойно сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).

Как называются такие слова? Слова – приятели или слова – неприятели.

Какие еще признаки лета вы знаете?

Закрасьте летние месяцы в годовом круге зеленым цветом

- Послушайте четвертый абзац . Про что эта часть сказки? Назовите признаки осени. Перечислите по порядку осенние месяцы.

Закрасьте часть годового круга оранжевым цветом, где написаны осенние месяцы

Выполним осеннюю зарядку

Ветер сильно вдруг подул,

Листья с дерева смахнул

Закружились листья все,

Прилетели все к земле.

Итак, скажите, наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)

Назовите все времена года по порядку . (Зима, весна, лето, осень.)

Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.)

- Послушайте последний абзац.

Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)

Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)

Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь сутки.)

Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?

А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - старик-годовик.)

кто такой Старик-годовик? (Это год.)

В чем состоит волшебство этого произведения? Почему автор назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)

В чем главная идея сказки? ( автор хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)

Совмещаем на доске картинки-пазлы в одну круговую картинку, и делаем вывод, что времена года сменяются друг за другом, по кругу.

    Практический этап урока.

    Первичное закрепление ЗУН

Практическая работа в тетради.

Задание 1

Какое сейчас время года? Когда наступит лето? Какое время года должно пройти после зимы, чтобы наступило лето? Чтобы лучше запомнить последовательность времен года и месяцев предлагаю вам составить ленту времени.

(Дети вырезают из приложения рабочей тетради картинки с изображением времен года и наклеивают их в рабочей тетради (с. 9, №1).

Задание 2

Отгадайте загадку

Двенадцать братьев разно называются

И разными делами занимаются.

Месяцы

Воспользуйтесь рисунком – схемой в учебнике (с.10), пронумеруйте названия месяцев в правильной последовательности (тетрадь, с.10 №4). Подчеркните красным цветом первый месяц в году, синим – последний, месяц вашего рождения подчеркните желтым цветом. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работы друг друга.

    Повышение уровня знаний на основе творческих заданий.

Задание 3

Класс делится на четыре группы. Каждая группа придумывает значок для времени года, зарисовывает, представляет его классу. (Четыре значка вывешиваются на доске)

Задание 4.

Определение времени года по одежде Муравьишки (тетрадь, с.9). Беседа о сохранности здоровья в различные времена года.

Как нужно одеваться, чтобы не заболеть? (по погодным условиям, не переохлаждаться и не одеваться сильно тепло в жаркий день)

Летом обязательно нужно надевать панамку или кепку, чтобы от палящего жаркого солнца не болела голова. Весной во время оттепели нужно обувать резиновые сапоги, чтобы не промокали ноги. Зимой надеваем теплую шапку и рукавицы, обязательно утепляем горлышко шарфом. Осенью защищайся от холодных ветров и дождей плащом с капюшоном, ходи под зонтом, когда идет дождь. Нарисуйте по одному предмету своей одежды, подходящее для каждого времени года.

Работа по учебнику (с.11)

Муравьишка очень любит рисовать. Для вас он сделал четыре рисунка. Каждый рисунок посвящен какому-то времени года. Но Муравей торопился и на его рисунках есть неточности. Попробуйте найти ошибки нашего Муравья.

    Итог урока.

Давайте прочитаем вывод всего нашего урока (с.11 учебник).

Что мы узнали сегодня на уроке?

Было ли нам сложно выполнять задания?

Ответим на главный вопрос нашего урока, когда же наступит лето?

За ваши старания на уроке и ответы, вручаю вам значки с вашим временем года, приклейте к себе в тетрадь.

Кадетская школа Липецкой области Учитель начальных классов Постика Е.А.

План - конспект урока

окружающего мира

УМК: Школа России

Цели деятельности учителя: определять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.

Тема урока: Когда наступит лето. Последовательность смены времён года и месяцев в нём.

Тип урока : урок «открытия нового знания».

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Задачи урока:

Образовательные задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

Дать представление о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности.

Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.

Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в паре, в группе.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схему «годичный цикл» и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получат возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия

(УУД; умение учиться):

Познавательные:

общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года;

логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, видеосюжетов и т. д.).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Планируемые достижения учащихся: учащиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.

Образовательные ресурсы: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова.

Оборудование и средства обучения:

Окружающий мир. 1 класс. Уч. 2 часть. А. А.Плешаков. М. Просвещение. 2014г.

Окружающий мир. 1 класс: Р.Т. № 2. А.А. Плешаков. М.«Просвещение»2015г

Областная детская газета «Золотой ключик» № 1 2017г

Мультимедийный проектор, ноутбук.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы обучения:

Фронтальная работа;

Групповая;

Парная;

Индивидуальная

ХОД УРОКА

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.Организационный

момент

Цель: подготовка учащихся к предстоящей работе на уроке.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Слушай, думай, наблюдай, анализируй, отвечай.

Будем мы трудиться.

Нам, нельзя лениться.

Проговаривание и настрой на работу:

Мы умные, мы дружные

Мы внимательные, мы старательные

Мы в кадетской школе учимся

Всё у нас получится

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу удачи.

Наш девиз «Не говори, не умею, а говори, научусь»

Настраиваются на работу

Проговаривают речёвку

Садятся

Вспоминают девиз

Формируемые УУД : позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

2.Мотивационный момент

Цель: Мотивировать учащихся на работу

Ребята, мы с вами пришли на урок окружающий мир. Для чего?

- Молодцы!

Где нам в жизни пригодятся данные знания?

Я хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- Узнать что-то новое,

повторить изученный материал, показать свои знания и т.д.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма-териалу

3.Актуализация знаний

Цель: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

1.Фронтальная беседа

На прошлом уроке вы помогли Муравьишке ответить на вопрос: Когда наступит суббота? Вспомним, когда же наступит суббота:

Какой первый день недели?

Назовите третий день недели;

Назовите шестой день недели;

Перечислите рабочие дни;

Перечислите выходные дни.

Какой сегодня день сегодня?

Какой был вчера?

Какой будет завтра?

2. Работа с электронным приложением:

Вставьте пропущенные дни недели.

Прочитайте названия дней недели по порядку.

Сколько дней в неделе?

- C вашей помощью, Муравьишка, запомнил дни недели. Но теперь его интересует другой вопрос.

Отвечают на вопросы

Понедельник

Среда

Суббота

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница

Суббота, воскресенье

Вторник

Понедельник

Среда

Работа у интерактивной доски

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. Развитие коммуникативности.

4 . Введение в тему урока , постановка учебной задачи.

Цель: с оздание условий для формулирования детьми цели урока.

Вы догадаетесь, когда разгадаете загадки и послушаете песенку:

1 Загадки:

1.Холодно березе,

Холодно осине.

Даже белка в шубе

На морозе стынет.

2. Стали дождиком метели,

На дворе звенят капели.

На реке растаял лед,

Воробей из лужи пьет.

3.Красным зовется,

Платье в цветах.

Ягодой сладкой

Зреет в лесах.

4.Потемнели ветки,

От воды туман.

Гонит тучи ветер

Из далеких стран

5.Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ здесь мудреный, его нашел ты?

2. Прослушивание песни, в сопровождении сюжетных картинок (приложение 1)

Прослушайте песню в сопровождении сюжетных картинок, вспомните времена года, посмотрите как одеты люди и природа в соответствии с временем года. На основе данных приготовьтесь, сформулируйте тему и задачи урока.

3. Беседа, формулировка темы и задачи урока

О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Каким временем года заканчивается песня?

Какое время года вы любите?

А Муравьишка торопится узнать: Когда наступит лето? Почему происходит смена времен года?

Какие задачи поставим перед собой

Зима

Весна

Лето

Осень

Времена года

Просмотр сюжета

О временах года

Лето

Ответы детей

Вспомним времена года, их последовательности;

Закрепим название месяцев;

Выясним почему происходит смена времён года.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использование анализа для выявления общего понятия.

5.Изучение новой темы

(Решение учебной задачи)

Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

1. Просмотр мультфильма

Сейчас мы посмотрим мультфильм и вспомним: какое время года за каким отправляется? Сколько в природе времён года? Как называется каждое время года.

2. Беседа:

Из каких времён года состоит год?

Какое сейчас время года?

Назовите месяц, который идёт сейчас.

Какой он по счёту в календаре?

3. Физкультминутка (музыкальная)

Просмотр мультфильма

Зима, весна, лето, осень

Зима

Январь

Первый

Выполнение

Формируемые УУД : овладение сведениями о годовом цикле- временах года и месяцах, их последовательности, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей между сменой времён года; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные:

6. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

Цель: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

1. Работа с областной детской газетой «Золотой ключик» (календарь)

С какого месяца начинается год?

Каким месяцем заканчивается год?

- Каким временем года начинается и заканчивается год?

Обобщение: год начинается и заканчивается зимой.

Назовите зимние месяцы.

Какое время года наступает за зимой?

Назовите весенние месяцы.

Какое время года наступает за весной?

Назовите летние месяцы.

Какое время года наступает за летом?

Назовите осенние месяцы.

Годичный цикл мы с вами установили. Проверим правильно ли?

3. Работа в парах

Посмотрите в календарь и посчитайте, сколько месяцев до наступления лета?

4. Физкультминутка

(Казачья игра « Снежинки, ветер и мороз»)

С января

Декабрём

Год начинается и заканчивается зимой

Декабрь, январь, февраль

Весна

Март, апрель, май

Лето

Июнь, июль, август

Осень

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Просмотр электронного приложения

Через 4 месяца

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку выполненного задания в парах; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

7.Обобщение и закрепление.

Цель: обобщение, закрепление и применение полученных знаний

1. Вывод

Обобщим то, о чём мы говорили на сегодняшнем уроке:

Перечислите времена года

Сколько месяцев в году?

Назовите первый месяц года

Назовите последний месяц года

2. Работа с электронным приложением

а) Работа по сюжетным картинкам: расставить по порядку картинки в соответствии с временами года. Объяснить своё решение. Назвать признаки времён года.

б) Работа по схеме «Годовой цикл»: вставить пропущенные месяцы в годовом цикле, объяснить своё решение.

3. Работа по учебнику.

Пока мы работали со схемой «годовой цикл», Муравьишка собрался на прогулку. Посмотрите в учебник, в какое время года Муравьишка вышел погулять?

Как мы одеваемся в каждое время года?

4. Работа в рабочей тетради (работа в группах)

Муравей-Вопросик придумал символы к временам года и положил их в эти коробочки. В одной лежат снежинки - это символ зимы, в другой лежат ромашки- это символ лета, в третьей - листья клёна - символ осени, а ещё одна - пустая. Отделение (по рядам) - это группа. Придумать каждой группе символ, нарисовать и объяснить его.

5.Предоставление результатов.

6.Просмотр видеосюжета и беседа по нему.

А кто знает, почему происходит смена времён года?

Посмотрите видеосюжет. Сделайте вывод, правильны ли наши предположения.

Почему происходит смена времён года?

7. Кадетская составляющая

На внеурочных занятиях мы с вами изучаем казачьи игры. Подумайте и скажите, в какие игры мы можем играть в каждое время года?

Год состоит из четырёх времён года.

Зима, весна, лето, осень

Январь,

Декабрь

Дети выполняют задания, объясняют почему первой ставят зиму и.т.д. Объясняют признаки времён года

Выполняют с объяснением

Выполняют задания, объясняют

Спикеры от каждой группы предоставляют результат работы

Высказывания детей

Просмотр и высказывания

Предположение детей

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.

умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации; готовность слушать собеседника

Коммуникативные :

Умение работать в группе;

Учитывать разные мнения;

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные:

общеучебные:

Формировать смысловое чтение;

Формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

8. Рефлексия

Цель: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Подведение итогов

1.Психологическая разгрузка и снятие напряжения

- Закройте глазки и вспомните всё, о чём мы говорили сегодня на уроке.

2.Беседа:

Какой была тема урока?

Какие задачи вы ставили?

Удалось ли достичь этих целей?

Назовите времена года?

Назовите зимние, весенние, летние, осенние месяцы.

Через сколько месяцев наступит лето?

Возникали у вас затруднения?

3. «Пантомима»

Вы пантомимой должны показать результаты своей работы: руки вверх - довольны, голова вниз - нужно доработать, закрыть лицо руками - нужна моя помощь.

4. Оценивание учителем.

/словесное оценивание результатов работы учащихся на уроке/

Закрывают глаза, анализируют урок

Когда наступит лето? Почему происходит смена времен года?

Вспоминали времена года, их последовательность;

Закрепляли название месяцев;

Выясняли почему происходит смена времён года.

Да

Ответы детей

Выполнение действий

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

Урок в 1 классе по окружающему миру учитель Нестерова Лариса Николаевна.

Тема. Когда наступит лето?

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

    Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

    Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

    Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.

Оборудование и средства обучения:

    Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях. А. А.Плешаков. Москва. Просвещение. 2011г.

    А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 Москва «Просвещение» 2011 г..

    Призы смайлики

    Конверты с загадками

    Снеговик

    Картинки с Муравьём вопросиком и Мудрой черепахой

    Мелодия скрипа снега под ногами.

    Таблицы с днями недели.

1 Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Предметные Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

Личностные Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика.

Познавательные: анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; - наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

Коммуникативные работать в паре; участвовать в диалоге; составлять рассказ.

Регулулятивные Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану;

ΙΙ. Актуализация знаний

А начнём урок с загадки.

Жду я ваши тут отгадки.

Думайте не торопясь

Что загадать я собралась.

Это насекомое в книге поселилось

И вопросов у него к нам много накопилось. (Муравей вопросик.)

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением муравья.

Отгадайте загадку Муравьишки:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели)

Назовите по порядку все дни недели.

Игра «Какой день недели». – Через сколько дней придет суббота?

Игра «Неделька, стройся»

Сейчас я вызову к доске 7 человек, и каждому дам по табличке. По команде «Неделька, стройся!» вы должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня который я назову. Сколько дней в недели? Сегодня какой день недели? Какое время года?

ΙΙΙ. Самоопределение к деятельности.

Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает Когда это бывает?-А когда же придет лето? Предположите, о чем сегодня пойдет речь нашего урока?(О лете). Прислушайтесь, кажется, кто- то сюда идёт.

Что вы слышите, ребята? (скрип снега под ногами).

Проигрывается мелодия скрип снега.

А теперь закройте глазки и подумайте, кто бы мог к нам прийти сегодня в гости?

Дети закрывают глаза, учитель показывает снеговика.

Откройте, пожалуйста, глаза. Кто пришёл к вам в гости? (снеговик)

Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы).

Ребята, а как вы думаете, что больше всего боятся снеговики? (Растаять).

А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (должно потеплеть)

А когда же потеплеет (весной, летом).

Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?)

Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел улететь туда, где холодно).

Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10.

Прочитайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока. (Когда наступит лето?)

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Ι V . Применение нового знания

Физминутка.

Оказывается, не только снеговику интересна наша тема. Нашему Муравью вопросику тоже стало интересно: когда наступит лето?

А как вы думаете, к кому он обратится за ответом? (К Мудрой черепахе).

Учитель вывешивает на доске изображение Мудрой черепахи.

А черепаха, на то и мудрая, что задала нашему муравью загадку. Поможем её разгадать?

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

Ребята, кто догадался, о чём загадка? (о временах года).

А какое сейчас время года? (Зима)

Рассмотрите рисунок-схему на стр. 10. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите (Зима, весна, лето, осень).

Мудрая Черепаха приготовила конверты с загадками о временах года.

К доске выходят ученики с конвертами и читают загадки. Дети отгадывают и показывают это время года на схеме.

Кто догадался, почему эта схема называется годовым кругом? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый год).

Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)

Можем ли мы ответить на его вопрос?

Когда наступит лето? (После весны)

А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок?

Вспомните, в какой сказке это произошло? «Двенадцать месяцев».

Учитель вывешивает иллюстрацию из сказки «12 месяцев».

Отгадайте загадку:

12 братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются. (месяцы).

Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)

Прочитайте их названия по цепочке.

А сколько месяцев в каждом времени года? (три)

Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние.

Расскажите о своём любимом времени года. Почему оно любимое? (Ответы детей).

Рассмотрите рисунки Муравьишки на стр.11. Найдите ошибки, которые он допустил?

Обсудите с соседом по парте, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?

Молодцы! Отложите учебник в сторону и откройте рабочие тетради.

Посмотрите задание №1. стр. 9.

Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки

в правильном порядке.

Картинку с каким временем года нужно наклеить первой?

Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

Задание №2.

Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

В задании №3 прочитайте названия первых трёх месяцев. К какому времени года они относятся?

Посмотрите задание №4

Прочитайте названия месяцев. Что вы заметили?

С какого месяца начинается год? (С января)

Поставьте в кружок рядом с январём цифру 1. Аналогично

расставляем цифры над остальными месяцами.

V. Итог урока

Рефлексия.

Ребята, а снеговик для вас приготовил подарок за то, что вы помогли ему с решением вопроса. Это огромное сердце.

У каждого из вас на столе есть маленькие сердечки. Я предлагаю вам выбрать сердечко и подарить снеговику.

А выбираем, какое сердечко подарить мы с вами следующим образом:

Красное сердечко – я всё понял, урок понравился.

Жёлтое сердечко – остались вопросы по теме

Синее сердечко – я ничего не понял.

А так же у меня для вас тоже есть подарки. Это смайлики.

Спасибо за урок!

Загадка

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

Загадка

Идёт красавица,

Земли касается,

Где снег был, лёд,

Трава цветёт.

Загадка

Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться...

Загадка

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

1-З 1-О 1-В

2-И 2-С 2-Е

3-М 3-Е 3-С

4-А 4-Н 4-Н

5-Ь 5-А

Катание на коньках

Пускание корабликов

Купание в речке

Бег по лужам

Тема. Когда наступит лето?
Цели: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах и
их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены
времён года.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи:
Образовательные задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
2. Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их
последовательности.
3. Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие
способности.
2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать
выводы.
3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
1. Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем
года.
2. Формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение
применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы
своего края.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности
сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать время года по характерным
признакам; усвоить правила укрепления здоровья.

Предварительная работа: прогулка с целью наблюдения за зимними явлениями
в природе.
Оборудование: компьютер, таблички с названиями дней недели, месяцами,
карточки для работы в парах, у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.
I.Организационный момент
Ход урока
­Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня у нас не обычный урок, у нас
присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать, чему
научились.
­Давайте улыбнёмся друг другу, и в дружеской обстановке проведём урок.
II. Актуализация знаний
1.Беседа
­ Отгадайте загадку Муравьишки.
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели.)
­ Назовите по порядку все дни недели.
2. Игра «Какой день недели?»
­ Какой день недели был вчера?
­ Какой день недели будет послезавтра?

3. Игра «Неделька, стройся!»
(Учитель заранее готовит таблички с названиями дней недели. Вызывает к доске
семерых учеников, дает каждому по табличке. По команде «Неделька, стройся!»
дети должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня, который
назовет учитель.)
Работа в парах. Соедините названия дней недели с их номером по порядку.(2
пары)
Проверка (Как вы соединили дни недели их номерами по порядку? А другая
пара?
III. Самоопределение к деятельности
(Слайды 2­3)Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
­ А когда же приходит лето? (Ответы детей.)
Какая же тема нашего урока? (Когда наступит лето?)
­ А еще какие времена года вы знаете? Сколько их? Назовите по порядку. Какой
месяц год заканчивает? А какой начинает?
(Не все ученики могут ответить на предложенные вопросы, некоторые путаются.)
­ Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О временах года.)
­ Какую учебную цель мы поставим перед собой? О чем должны будем узнать?
(Как сменяются времена года? В какой последовательности? Какие месяцы
соответствуют каждому времени года?
IV. Работа по теме урока
Вот и нашему Муравьишке стало интересно: а когда же все – таки наступит
лето? Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой
загадкой. (Слайд 4)
Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты?
­ Ребята, кто догадался, о чем загадка? (О временах года.)
­ А какое сейчас время года? (Ответы детей.)
­ Рассмотрите рисунок – схему на с.10. Найдите на этой схеме название времен
года. Сколько их? Назовите. (Зима,весна,лето,осень.)
­ Мудрая Черепаха приготовила загадки о временах года. Есть желающие
отгадать их? Сколько будет загадок? Почему?
(Дети отгадывают и показывают это время годы на схеме.)
(Слайд 5)Птица – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима.)
­Найдите на годовом круге на стр. 10 учебника это время года.
­Что происходит в природе зимой?
(Слайд 6) Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
(Весна)

­Найдите весну на годовом круге. А какие изменения в природе происходят в это
время года?
(Слайд 7)Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)
­ Найдите лето там же. А летом что происходит в природе?
(Слайд 8)Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Припрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)
­И последнее время года найдите на годовом круге. Какие изменения в природе
происходят осенью?
­ Кто ­нибудь догадался, почему эта схема называется годовым кругом?(Времена
года идут друг за другом, так что получается круглый год. А за 1 годом
наступает следующий. И так без конца.)
­ Ребята, а вы знаете, почему происходит смена времён года?
(Слайд 9)
(Потому, что Земля вращается вокруг солнца, а более подробно мы поговорим об
этом на другом уроке)
­ Скажите ещё раз какое сейчас время года?
­ Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было
до него?
­ А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето?(Лето наступит тогда, когда
закончится весна)
­ А могут ли времена года нарушить порядок?

­А в какой сказке это произошло? (12 месяцев) (Слайд 10)
­А почему так произошло?
­Отгадайте загадку Муравьишки
(Слайд 11)Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются? (Месяцы года)
­ Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)
­ Прочитайте их названия.
­ Сколько месяцев в каждом времени года?
­ Назовите и запомните зимние месяцы (декабрь, январь, февраль), весенние
месяцы (март, апрель, май), летние (июнь, июль, август), осенние (сентябрь,
октябрь, ноябрь) (слайд 12)
­Ребята, а вы знаете почему месяцы года так называются? А хотите узнать?
Некоторые ребята приготовили сообщения об этом. Послушайте их.
Во многих странах и у нас тоже месяцы называют так, как придумали в Древнем
Риме. Вначале они называли месяцы просто по номерам: первый, второй, третий,
а считать начинали с марта.
Первый месяц –январь.Этот месяц назван в честь любимого в Риме бога
времени, покровителя путешественников и моряков – Януса.
Февраль. В середине этого месяца римляне справляли большой праздник:День
очищения от всех грехов и плохих поступков.Этот праздник они назвали « Диес
Фебрутус», а потом и весь месяц стали называть фебруарис, а по русски –
февраль.
Март. Римляне назвали этот месяц мартусом в честь римского бога войны­
Марса.
Апрель. На латинском языке « априкус», значит «согретый солнцем», а «априре»
­открывать, расцветать. Правда подходит для весеннего месяца?
Май. Назван в честь богини весны и гор, богини плодородия «Майи».

Июнь. Он назван римлянами в честь богини Юноны, жены владыки неба
Юпитера.
Июль. Назван в честь римского императора Юлия Цезаря.
Август. Назван в честь другого императора – Октавиана августа.
Сентябрь. « Септембер», что по латыни значит «седьмой». Помни, что римляни
начинали считать месяцы не января, как мы, а с марта. Поэтому номера месяцев
у них не такие как у нас.
Октябрь. Октобер – по латыни «восьмой»
Ноябрь. Новембер, что значит «девятый»
Декабрь. Децембер, что значит « Десятый»
­Я думаю, вам было интересно узнать об образовании названий месяцев.
V.Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)
VI.Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику: стр.11
­ Рассмотрите рисунки Муравьишки, он торопился и допустил ошибки, найдите
их.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 стр. 9
­ Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки в
правильном порядке.

­ Картинку с каким временем года надо наклеить первой?
­ Выполните задание (Проверка в парах)
№2 стр.9
­ Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем похожи? Чем отличаются? Подумай,
какую одежду носить Муравьишке в разное время года?
№ 3 стр.10
(Работа в группах)
­Прочитайте названия первых 3 месяцев
­ К какому времени они относятся?
­ Придумай значок обозначающий зиму.
(Учащиеся придумывают значок для каждого времени года. Проверка. Каждая
группа рассказывает о результатах своей работы)
№ 4 стр.10.
­ Прочитайте названия месяцев. Что заметили?
­ С какого месяца начинается год? (с января)
­Поставьте рядом с январём в кружок цифру 1.
­ Продолжите нумерацию в правильном порядке.
VII. Подведение итогов урока
­ Посмотрите на доску и продолжите цепочки (запись написана заранее)
Осенние месяцы: сентябрь………………..
Зимние месяцы: декабрь………
Времена года: весна,……….
Весенние месяцы: март,…..
Летние месяцы: июнь……….
­ Так что же мы ответим Муравьишке? Когда же наступит лето(Ответы детей)

­ Вернёмся к цели урока. Как сменяются времена года? Мы узнали когда
наступит лето?(В определённой последовательности, друг за другом)Узнали, что
каждому времени года соответствуют свои месяцы(Назвать)
VIII. Рефлексия
Ребята представьте, что наступило лето а, вы же знаете, что летом расцветают
много красивых цветов. Вот и я вам положила на парту по 3 цветочка. Давайте
мы с вами соберём все вместе букет.
Кому урок очень понравился, было всё понятно, пусть приклеит красный
цветочек.
А вот кто испытывал небольшие затруднения, кто справился не со всеми
заданиями, тот пусть приклеит белый цветочек.
Кому было трудно понять тему урока, кому ещё нужна помощь учителя,
товарищей, приклейте жёлтый цветочек.

Цели : формировать представления о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времен года.

Планируемые результаты :учащиеся научатся называть месяцы и времена года в определенной последовательности; характеризовать явления природы в разные времена года.

Оборудование:

учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас»;

Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков;

тетрадь не печатной основе А.А.Плешаков «Проверим себя. 1 класс»;

картинки с изображением Муравьишки и Мудрой Черепахи;

цветные фишки: синяя, зелёная, жёлтая, оранжевая;

листы с днями недели; с месяцами;

«волшебные годовые круги», цветные карандаши;

«мультимедийный проектор»;

карточки из Приложения «Рабочей тетради» с изображениями времён года;

раскраски на темы:зима,весна,лето,осень (для подарков учащимся).

Ход урока

1. Организационный момент . Ребята, сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. Им очень захотелось вместе с нами окунуться в мир знаний, узнать, что-то новое и необычное.

Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.

– Итак, мы начинаем наш урок.

2.Актуализация знаний.

1.Беседа

Дети, сегодня на уроке у нас в гостях снова Муравьишка и приготовил он нам загадки и вопросы. Послушайте их.

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.(Дни недели .)

2.Игра «Какой день недели?»

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет послезавтра?

Через сколько дней придет суббота? Воскресенье?

3.У каждого ученика лист с днями недели.

Расставьте цифры от 1 до 7,соответствующие дням недели.

Среда

Пятн.

Понед.

Четв.

Вторн.

Воскрес.

Суббот.

4.Работа по теме урока .

Узнал нетерпеливый Муравьишка, когда придёт суббота и захотелось узнать, а что, догадаемся из кроссворда, который нам приготовил.

Слайд 1.

Яркое, круглое, светит днем.

Летом он длиннее, а зимой короче.

С приходом лета они появились на лугах, в садах на клумбах.

Он подает с неба маленькими капельками

Так что же хочет узнать Муравьишка?(Когда же наступит лето?)

Побежал он к Мудрой Черепахе и спросил у неё, а она ему отвечает: «Сегодня мы вместе с тобой и с ребятами побываем в гостях у старика-годовика и найдём ответ на твой вопрос».

Дети, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке: Когда же наступит лето?

А сейчас отправимся в путешествие – в путешествие по временам года.

Поделиться: