Церковный праздник 14 сентября.

Опубликовано 14.09.18 00:05

Сегодня, 14 сентября 2018, также празднуют Славянский Новый год, Закрытие Сварги и другие события.

Какой сегодня праздник: 14 сентября 2018 отмечается православный церковный праздник Симеон-летопроводец

14 сентября 2018 года отмечается народный праздник Симеон-летопроводец. Церковь сегодня вспоминает святого Симеона Столпника.

Этот сирийский монах является основоположником №столпничества" - непрерывной молитве на открытой площадке, столбе, башне. Благодаря сильной вере и духу, Симеон все время проводил на столпе. Он обрел дар исцеления духовных и телесных недугов и предвидения будущего. Молва о нем распространилась далеко за пределы Сирии. Многим инткббээ он помог обрести истинную веру. Даже цари, императоры обращались к нему за советом. Святой Симеон прожил более ста лет и умер во время молитвы.

Народное название - "Летопроводец" - означает "лето провожающий". Сегодня наши предки встречали народными гуляниями бабье лето.

С Симеона начинаются свадебные недели и смотрины.

По приметам, если день ясный, до начала зимы будет тепло.

Если много паутины на полях - осень будет долгой, а если дует южный ветер - значит, зима будет теплой.

Славянский Новый год

14 сентября отмечается Славянский Новый год, а в православном календаре такая дата еще считается первым днем нового церковного года - Началом синдиката. В этот праздник на Руси было много поверий и традиций. Поскольку наступала осень и Новый год, то в поле заканчивались работы и начинались засидки. Это своего рода, работа в домах при огне. Стоит сказать, что накануне вечером старый огонь в доме гасили, а утром зажигали новый с особыми приговорами.

В такое мероприятие было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками. Именно так, крестьяне надеялись, что в будущем году будет хороший урожай. Также надо было прибирать дома и устраивать новоселье. Все торговые и хозяйственные сделки и договоры тоже необходимо было заканчивать к празднику. Люди отдавали дань и платили все пошлины.

Закрытие Сварги

Люди полагали, что в такой день Землю покидает богиня Жива, которая является олицетворением юности, силы и красоты. А вот в свои владения вступают Зима и Мороз.

Когда люди заканчивали уборку урожая, то благодарили Живу за то, что она помогла им не умереть с голоду, а также за то, что на Землю послала плодородие. С этого дня духи предков не опускаются на землю. Птицы же в праздник улетали в теплые края. И крестьяне думали, что они перелетают в верхний мир, где живут души умерших. Вырий является древним названием Рая у восточных славян. Предки говорили, что светлое небесное царство расположено по ту сторону облаков, именно у теплого восточного моря. Там же находится бесконечное лето.

Воздвижение Креста Господня на Кипре

Такой праздник является одним из самых значимых и религиозных на острове. Киприоты каждый год стараются прийти в церковь и помолиться о своих родных.

Царица Елена очень много веков назад захотела найти в Иерусалиме Крест, на котором был распят Иисус. Крест был найден после долгих поисков в 326 году. И тогда Елена с такой находкой отправилась домой в Константинополь. Но, был сильный шторм, который нарушил маршрут плавания. Поэтому корабль пристал к берегам Кипра. В ту пору там жило очень мало людей, да и те страдали от засухи. Когда Елена вышла на берег, то заснула в тени деревьев. Предание же гласит, что во сне ей пришло видение. В нем молодой юноша попросил поставить на острове храм во имя Креста Господня. Так Елена и поступила. После этого жара и засуха исчезли и на острове воцарился мир. Пошли дожди и люди стали себя более комфортно чувствовать. Начались урожаи и приход новых людей.

Марфа, Наталья, Семен, Татьяна.

  • 786 - у кормила власти в государстве Аббасидов встал 20-летний Харун ар-Рашид.
  • 1812 - армия Наполеона вступила в опустевшую Москву.
  • 1829 - Россия и Турция подписали Адрианопольский мирный договор.
  • 1911 - произошло покушение на председателя Совета министров России Петра Столыпина.
  • 1944 - началась наступательная Прибалтийская операция советских войск.
  • 1954 - на Тоцком полигоне Оренбургской области начались опытные испытания одного из видов атомного оружия.
  • Питер Лели 1618 - английский живописец.
  • Александр Гумбольдт 1769 - немецкий естествоиспытатель.
  • Павел Яблочков 1847 - русский электротехник.
  • Роберт Сесил 1864 - британский политик.
  • Игорь Кириллов 1932 - российский телеведущий.
  • Дмитрий Медведев 1965 - российский политик.

Многочисленные вопросы, связанные с праздничными датами в нашей стране, вновь и вновь всплывают в сознании людей. В основном это происходит по той причине, что люди осознают, что количество праздников в России просто огромное, за которыми порой сложно уследить.

В этом отношении сегодняшний день не является исключением, так как на 14 сентября приходится несколько праздников. В частности, сегодня отмечается Церковное новолетие. А вот народный календарь повествует о следующем празднике: Семин день.

Церковное новолетие является одним из самых незаметных православных праздников, который в календаре верующих именуется началом индикта.

Для императора Константина Великого дата 1 сентября 312 года имела огромное значение, ведь ему удалось одержать победу над Максентием. В честь этого значимого события он разрешил христианам исповедовать свою веру. В благодарность за это Отцы Первого Вселенского Собора в 325 году назначили Новый год с 1 сентября как дня, который был началом "свободы христианской". Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют началом индикта. Так именуется начало нового церковного года. По новому стилю этот день теперь всегда выпадает на 14 сентября.

Когда же христианское мироощущение практически полностью вытеснило прежнее, языческое, гражданский Новый год тоже стали праздновать 1 сентября, и эта традиция продержалась больше 200 лет.

В 1699 году Петр I приказал перенести день новолетия на 1 января. Новый, 1700 год встретили уже 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового лета так и остался за 1 сентября.

Еще в 17 веке от царя Алексея Михайловича пошла традиция подавать милостыню в этот день. Нуждающимся раздавали одежду и обувь, кормили праздничным обедом. В этот день также было принято посещать заключенных в темницах. Подают верующие милостыню в день Новолетия и в наши дни.

14 сентября в храмах проходят торжественные службы. После совершается молебен на начало Нового года для православных.

Какой народный праздник сегодня, 14.09.2017: Семин день

Этому дню народного календаря покровительствует Симеон Столпник. Он родился в Сирии, в середине 4 века, семейство его не относилось к богатым.

На путь христианства его обратило услышанное в церкви песнопение, красота которого тронула сердце юного отрока. Постригшись в монахи, Симеон оставил отчий дом по велению Бога и отправился сперва в обитель, и вскоре - в пустыню.

Его подвижничество было раньше неизвестным и называлось столпничество - Симеон стал жить на построенном им высоком столбе, на маленькой площадке на верху столба, где постоянно возносил молитвы, держа строгий пост и постоянно испытывая другие нужды. К нему приходили и толпами, и поодиночке, и он говорил со всеми. Симеон прожил до века, скончавшись там же – на столбе, где он провел более сорока лет.

Погода этого дня соответствовала всей осени, день считался началом бабьего лета. Ясное небо Семина дня обещало нехолодную осень, а немалое количество паутины на лугах обещало долгое тепло.

Правда, бабье лето не было бабьем бездельем - пора было работать не покладая рук. Раненько утром нужно было мыть в воде лен и затем стелить его на лугах, чтобы отлеживался, а еще была нужда мять и трепать пеньку. Так потрудившись день - и вечером не знали отдыха – доставали прясла. Правда, тут была польза не только материальная, но и на предсказание будущего - ровно ложащиеся нити значили, что муж девице достанется славный и добрый, а если неровно - значит, совсем плох будет.

Те селянки, что не ленились, могли и поработать славно, и отдохнуть весело - на гуляниях с песнями и хороводами. Матери, пекущиеся о доброй жизни детей, накрывали столы с медом и пирогами, за которые звали девиц, а уж парни сами не заставят себя ждать, сбегутся полюбоваться на девушек. Словом, Семин день открывал свадебные недели.

К этому дню в народной культуре находилось немало обрядов. Так, после заката солнца полагалось потушить в доме весь огонь, оставив лишь лампады, а утром на заре зажечь огонь заново, но только не самим - это должен был сделать знахарь. Он высекал огонь старинным способом, тер дерево о дерево. Поджечь первую спицу огоньком доверяли юной девушке или юной невестке.

Был также обряд похорон мух да тараканов и, призванный избавить от них дом. Хозяева мастерили для букашек гробики из моркови и репы, помещали в в каждый таракана или муху и захоранивали - закапывали в землю - относя подальше от избы, веря: вместе с насекомыми избу покинут и бедность, и прочие неурядицы.

Верили также - сам черт этим днем был занят важным делом - мерил воробьишек, применяя особую мерку - часть отпускал, других - ссыпал в ад. Потому-то, как говорили, и не видно серых пернатых - они к черту улетели.

День 14 сентября в православных церковных календарях носит малопонятное название — начало индикта. Так именуется начало нового церковного года — новолетие.

Мы, готовые праздновать и гражданский Новый год 1-го января, и старый Новый год 14-го, и не прочь присоединиться к новогодним праздникам мусульман, буддистов и иудеев, плохо понимаем, почему Русская православная церковь упорно продолжает отсчитывать год с 1 сентября (14 сентября по григорианскому календарю) и именно с этого дня начинает новый богослужебный круг главных, двунадесятых церковных праздников.

Индикт — слово латинское, означающее просто "налог, назначание". Индиктион — 15-летний налоговый цикл, после которого делалась переоценка имений — ввел в Римской империи в I веке до Рождества Христова император Октавиан Август. В христианский календарь это слово попало, когда в империи были введены так называемые индикты Константина Великого — новая календарная система, берущая начало с 312 года. А праздник новолетия был установлен I-м Вселенским собором в 325 году в Никее.

Правда, в Византии церковный год не всегда начинался 1 сентября: был индикт императорский — с 25 сентября, был римский - с 1 января, было и мартовское летосчисление — с 1 или 25 марта (день Благовещения).

Почему вообще православная церковь так держится за юлианский календарь, живет по "старому стилю"? Ведь Юлий Цезарь, который ввел его в 45 году до Рождества Христова, за основу просто взял календарь египтян. Чем он лучше того, который в 1582 году ввел папа Григорий XIII?

Принципиальная разница тут, конечно, не в 13 днях. Юлианский календарь ориентирован на движение Солнца относительно звезд, григорианский — на положение Солнца относительно Земли, иными словами, юлианский календарь ориентирован на небо, а григорианский — на землю. Кстати, Коперник, будучи католическим монахом, не счел григорианский календарь более точным, чем юлианский, и его не признал.

А кроме того, на I-м Вселенском соборе именно по юлианскому календарю, по которому жила тогда Римская империя, была составлена Пасхалия, которой православная церковь пользуется до сих пор: по ней православная Пасха всегда бывает после иудейской и никогда с ней не совпадает (в отличие от Пасхи, исчисляемой по григорианскому календарю — что противоречит церковным канонам, утвержденным в христианской церкви до ее разделения).

На Руси гражданский новый год до XV века начинался в марте — с 1 марта отсчитывали года все древние летописцы, включая Нестора. Но церковное новолетие начали торжественно отмечать 1 сентября еще в XIII веке. Когда же христианское мироощущение практически полностью вытеснило прежнее, языческое, гражданский Новый год тоже стали праздновать 1 сентября, и эта традиция продержалась больше 200 лет.

В последний раз торжественный чин "летопроводства" был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра I: на Соборной площади Кремля он, сидя на троне в старорусском царском облачении, принимал патриаршее благословение и поздравлял народ с Новым годом, которому, по воле императора, суждено было продлиться всего 4 месяца. Новый 1700 год встретили уже 1 января. Правда, церковное торжество ограничилось просто молебном после литургии.

А в 1918 году большевики ввели в стране григорианский календарь. Почему-то всякий раз политическая сила, стремящаяся установить принципиально новый порядок жизни народа, вспоминает о календаре, чтобы либо его изменить, либо приспособить к своему мировоззрению.

Важен он и для церкви, ведь если задача религии — связывать все стороны жизни в единое целое, то церковный календарь — икона, развернутая во времени, непрерывное молитвословие и богослужение, связывающее человека с миром и Богом.

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

Совершается бденная служба праздника.

Перед всенощным бдением Крест при пении тропаря и кондака праздника переносится с жертвенника на престол.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи, воззвах поются только , на Слава и ныне - стихира.

Из четырех стихир на Господи воззвах первая указывает на самое общее значение для нас напоминаемой воздвижением Креста страсти Христовой. Вторая стихира говорит уже не о страсти Христовой, а о самом Кресте, указывая на его постоянное и пространственно всеобъемлющее значение как победного знамени. Третья стихира еще более суживает рамки духовного созерцания, сосредотачивая его уже не на Кресте, а только на воздвижении его, которое возносит нас к небу, посему радует ангелов, нас же освящает. Наконец, стихира на Слава и ныне указывает на вечное и исконное значение "благословенного древа", которым осуществлена "вечная правда" и совершенно исправлен причиненный нам смертоносный вред.

Читаются три паремии праздника (,). В первой паремии повествуется о горькой воде и ропоте евреев в Синайской пустыне, во второй - о Божием наказании и вразумлении, в третьей - о спасении служащих Богу.

Совершается .

Стихиры на стиховне - , Слава и ныне - стихира.

По Ныне отпущаеши и Трисвятом трижды поется .

На утрене:

На Бог Господь поется (дважды), Слава и ныне - тот же

По, который по традиции совершается в алтаре, поется величание праздника: В еличаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия .

Степенна -1 антифон 4 гласа .

Прокимен.

По Евангелии — единожды.

По 50 псалме поется. Помазание святым елеем совершается после выноса Креста.

Каноны: праздника.

Поется катавасия праздника.

После 8-й песни Честнейшую не поем, а поем припев и ирмос 9-й песни. Припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень . Ирмос 9-й песни: Таин еси, Богородице, рай (Ты — таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем .

Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона, а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение.

На хвалитех стихиры , Слава и ныне - .

После великого славословия — вынос Креста и поклонение ему.

В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается

На Литургии поются (,).

Входный стих: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть .

Сразу после входного стиха - и.

Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»

Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие.

Вместо Достойно поется задостойник праздника - припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень и ирмос 9-й песни канона: «...» (до отдания).

Причастен праздника: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи .

В день праздника Воздвижения установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти.

В попразднство на Литургии после входа поется: Приидите, поклонимся с окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа .

Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения (21 сентября/4 октября) после отпуста Литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле.

Поделиться: