В каком государстве кальвинизм стал государственной религией. Кальвинистская церковь

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

КАЛЬВИНИЗМ

протестантское вероучение, основателем к-рого был Кальвин, возникшее в 16 в. в результате Реформации. К. отвечал требованиям нарождающейся буржуазии и явился религ. выражением ее интересов. Основу богословия Кальвина составляло учение об "абсолютном предопределении", согласно к-рому еще до "сотворения мира" предопределил одних людей к "спасению", других к "погибели", и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об "абсолютном предопределении" не имело фаталистич. характера. Согласно К., каждая профессия – "божье предначертание", и предизбранность отд. человека к спасению выражается в успешном осуществлении этого призвания. В К., т.о., получили религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще. К., как буржуазии, оправдывал ростовщич. проценты и считал, что вполне допустимо с религиозной точки зрения. Учение Кальвина обосновывало принципы т.н. мирского аскетизма, к-рый выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников, и "... весь секрет которого состоит в буржуазной б е р е ж л и в о с т и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378).

К. явился религ. оболочкой для выступления буржуазии в двух ранних бурж. революциях – нидерландской 16 в. и английской 17 в. "В кальвинизме нашло себе готовую боевую теорию второе крупное восстание буржуазии. Это восстание произошло в Англии" (Энгельс Φ., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17).

К. являлся орудием борьбы не только с католич. церковью, освящавшей феод. отношения, но и с нар. движениями. В отличие от народных "еретических" учений, отрицавших " " церкви, К. проповедовал, что " " возможно исключительно через церковь, но не католическую, а кальвинистскую; всем верующим вменялось в строжайшую исполнение всех ее предписаний. К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму. Как догматика, так и церк. К. с самого начала были враждебны нар. массам. К. имеет широкое распространение в совр. Англии и США. Гл. идеи К. являются основой догматики многочисл. протестантских сект США.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КАЛЬВИНИЗМ

КАЛЬВИНИЗМ (реформатская церковь) - одно из главных направлений Реформации, основанное Ж Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная и ее посредничество в деле спасения; отрицается человека; признается явлением неизбежным; спасает только личная (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический . Отличительной чертой кальвинизма является абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения “избрал” одних людей к спасению, других - к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое , игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю “небесных мстителей”, чтобы сокрушить “кровавые скипетры тиранов”, т. е. противников Реформации. Эта давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность “железного канцлера” О. Кромвеля и шотландского проповедника Дж. Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов - как косвенного свидетельства “избранности”. Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты , квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, чтовызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия , евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит. к ст. Кальвин.

Л. Н. Митрохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КАЛЬВИНИЗМ" в других словарях:

    Учение Кальвина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАЛЬВИНИЗМ Учение Кальвина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    кальвинизм - а, м. calvinisme m. Одно из протестантских вероучений, основанное в Швейцарии в 16 в. Кальвином. БАС 1. Камизарды. Мятежные Севенские жители, подъявшие в начале прошедшего столетия оружие против римско католиков для защищения кальвинизма и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.)… … Современная энциклопедия

    Одно из основных течений протестантизма. Возник в 1630 х гг. в Женеве. В конце 16 начале 17 вв. с ним слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором У. Цвингли. Библия в кальвинизме считается единственным… … Исторический словарь

    Протестантизм, вероучение Словарь русских синонимов. кальвинизм сущ., кол во синонимов: 2 вероучение (9) … Словарь синонимов

Отношение к древним церковным соборам в кальвинизме гораздо более серьёзное, чем в православии и уж тем более, чем в баптизме. Да, поскольку человеку свойственно ошибаться, то и одни соборы противоречили другим. Поэтому - чисто по логике - противоречие между решениями соборов доказывает, что по крайней мере одни точно ошибочны. Но если православные слепо отвергают одни и принимают другие, но кальвинисты анализируют соборы с точки зрения высшего авторитета - Библии. Наша позиция по соборам отражена в Вестминстерском исповедании веры 1648 года : "Глава 31. О Синодах и Соборах
31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им. (Ефес. 2:20; Деяния 17:11; 1 Коринф. 2:5; 2Коринф. 1:24)" Кальвинистская церковь является юридически одной из самых древних христианских конфессий на территории России . Так, если раскол православия на никонианство и старообрядчество произошел 13 мая 1667 года, то первая кальвинистская община (реформатская) появилась в России за 38 лет до этого - в 1629 году в Москве, т.е. кальвинизм существует в России почти 400 лет. Вторая кальвинистская община в России возникла в 1669 году в Архангельске, затем в 1689 году кальвинистские общины были созданы в Вологде и Ярославле. Реформатские приходы формировались, прежде всего, из англичан и голландцев, приглашенных на службу в России. После основания Санкт-Петербурга в городе были образованы три реформатские общины - французская, немецкая и нидерландская.

Более того, протестантизм (библейское христианство без икон и монашества) существовал на территории России гораздо раньше, чем православие. Так, в Краснодарском крае были найдены иконоборческие христианские храмы, датированные 8 веком по Р.Х. [Н.Е.Алёшин, Н.В.Алёшина, Лев Исавр, Краснодар, 2001]. Поскольку они были иконоборческими, то это были именно протестантские храмы.

Затем, в 861 году миссионеры Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык и учили славян христианской вере, а чтение Библии на национальном языке - это то, за что всегда боролись именно протестанты, и против чего боролись католики и православные. И князь Владимир установил на Руси православие в качестве государственной религии лишь в 989 году, т.е. по крайней мере с 8 века по 10 век среди славян существовало именно библейское христианство - протестантизм, в котором не было икон. Поэтому протестантизм является древнейшей христианской конфессией на территории России .

Традиционными конфессиями христианской церкви , практикующими крещение младенцев, являются католицизм, православие и протестантизм. Протестантизм существует в виде 2-х разновидностей - лютеранство и кальвинизм . Как исторически в России доминирует православие, в Италии и Испании - католицизм, также и в странах Северо-Западной Европы и Северной Америки - кальвинизм, а в Северной Европе - лютеранство.

Отдельно от этих конфессий стоит анабаптизм, не признающий крещение младенцев и практикующий хаотический метод толкования Библии . От средневековых анабаптистов произошли мормоны, адвентисты, общество Сторожевой башни, пятидесятники, харизматы. Все эти анабаптистские конфессии для повышения своего авторитета очень любят сами себя называть протестантами и причислять себя к настоящим протестантам - лютеранам и кальвинистам, но на самом деле они не являются протестантами по тем простым причинам, что:

  • протестантскую Реформацию в Европе делали не они, а только лютеране и кальвинисты.
  • эти конфессии возникли в 19-20 веках, т.е. гораздо позже протестантской Реформации 16 века.
поэтому ни в коем случае их нельзя называть протестантами. Для более подробного ознакомления с богословием протестантской Реформации - кальвинизмом, - изучите катехизисы Реформации 16-17 веков . Там даны аргументированные библейские ответы на большинство Ваших богословских вопросов.

Сообщи другу об этом сайте
Для эффективного благовестия распространяйте ссылки на этот сайт или

Кальвинизм, Кальвинизм – одно из направлений протестантской церкви, возникший в Швейцарии в XVI в. Кальвинизм осуждает расточительство, отстаивает бережливость, не признает бедность как признак святости, требует добросовестного труда ради накопления богатства. В XVI-XVII веках кальвинисты вели религиозные войны с католиками.
Кальвинизм распространен в Шотландии, Нидерландах и в части Швейцарии; также является принятым пуританами в Англии, Новой Англии и Пресвитерианской и конгрегационалистской церкви в США. Основу доктрины составляет идея предопределения, согласно которой некоторой души заранее выбранные Богом, благодаря жертве Христа, для спасения, а другие прокляты. Хотя в настоящее время кальвинизм в его наиболее строгом интерпретации встречается редко, в ХХ веке наблюдалось его возрождение в виде неокальвинизму, благодаря работам Карла Барта.
Для кальвинизма характерно:
В кальвинизме отвергнуто все внешние атрибуты культа – алтарь, иконы, свечи, крест. Обрядовое жизни сводится к слушанию молитв, созданных пастором, его проповеди, пения псалмов. Брак освящается дома, над умершими дома читается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья.
1 ноября 1533 ректор Парижского университета Николай Коп произнес речь, написанную для него Кальвином, призывавшей к библейской Реформации в церковной жизни, подобной лютеранской. После этого Коп и Кальвин были вынуждены покинуть Францию. Эта речь, а также апологетические труд Кальвина «Институты христианской веры», в которой он хотел объяснить королю Франциску И смысл новой веры, сделали Кальвина известным реформатором. Несколько лет Кальвин скрывался под чужим именем. 1536 проездом он остановился в Женеве.
В 1535 году Женева под влиянием своего союзника, Берна, стала протестантским городом. Главным проводником реформ в городе был Гийом Фаррелл. Именно он уговорил Кальвина остаться в Женеве и добился для него должности проповедника и учителя богословия, для того, чтобы тот мог организовать в городе новый церковный уклад. Кальвин взял за образец ветхозаветную Израильское государство, которое несло ответственность перед Богом за все общество и за каждого отдельного человека во всех сферах жизни: общественной, личной, религиозной и светской. Кальвин считал возможным управлять нравственностью, наказывая как плотских грешников, так и лжепророков. По согласованию городского совета была создана теократическая Женевская республика. Но очень скоро, в 1538 году, Кальвина с Фаррелл выгнали из Женевы за деспотизм и строгость.
Через три года городской совет опять пригласила Кальвина в Женеву и согласилась на выполнение всех его условий. Была основана так называемая консистория, сосредоточила в своих руках всю полноту как светской, так и религиозной власти. За каждый проступок устанавливалась мера наказания. Так за танцы или игру в карты отлучали от участия в Вечере Господней, за прелюбодеяние или богохульство подвергали телесным наказаниям или казнили. Государство в Женеве срослась с церковью и за 20 лет кальвинской правления превратилась в образцовый город христианского образа жизни в кальвинской понимании. Карались несогласные с богословием Кальвина, все оппозиционные партии были уничтожены и церковные наставления Кальвина победили в Женеве полностью.
Женева заняла ведущее место среди всех протестантских городов. Были созданы новая школа и академия для подготовки проповедников. Эта академия (ныне – Женевский университет) подготовила сотни проповедников для всей Европы, что чрезвычайно способствовало распространению учения Кальвина. Так, во Францию были направлены 150 пасторов.
Кальвин систематизировал и сохранил наследие нескольких предыдущих десятилетий протестантского движения: учение о спасении верой и авторитет Библии, общее священство и выборность пресвитеров, отказ от таинств и упрощения культа. В основном труде своей жизни «Наставления в христианской вере» (1536-1559 гг) Жан Кальвин развил также новые доктрины: доктрина о жестком или двойное предопределение (т.е. о личной невозможность человека к спасению, а отсюда о предопределение Богом одних людей ко спасению, а других – на гибель) и о том, что искупительная жертва Христа произошла именно за предопределено к спасению; учение об уверенности в спасении (т.е. христианин должен верить в свою избранность к спасению); учение о том, что служением является всю жизнь человека, ведь оно изначально в Божьей воле и руках Его есть жизнь для Него и Его славы (набожность, нравственность и разумная упорядоченность жизни, успех в жизненном призвании были знаками, свидетельствовавшие об избранности человека к спасению); учение о «мирской аскетизм» включало большое уважение производительного труда, инициативности, ответственности, личной нравственности, семейных ценностей, лояльность к справедливой государственной власти. В центре была личность, строго подчинена Богу и Его установкам. Методическое преобразования всей жизни приводило к жесткому самоконтроля и контроля со стороны церкви за жизнью христиан.
Благодаря большому распространению трудов Кальвина, его личной влиятельные и влиятельные Женевской республики учение Кальвина распространилось в других странах Европы, а отсюда распространилось в Северной Америке и всему миру. Так, во Франции, протестантами которой ведал Кальвин, реформаторы приняли «Ларошельське исповедания», подготовленное Кальвином. Протестанты здесь стали называться гугенотами по фамилии одного из своих руководителей – Безансона Гуга. Учение Кальвина легло в основу вероучения Пресвитерианской Церкви Шотландии, сповидувалось пуританами Англии, частично было принято в Англиканской Церкви, а также было принято в других реформатских (кальвинистских) Церквах. В Нидерландах 1571 Национальный собор в Эдмон принял пресвитерианскую кальвинистскую систему церковного управления. Однако здесь среди протестантов в кальвинизма появился богословский противник – арминианства. Последователи Якоба Арминия в противовес учению Кальвина о предопределение судьбы каждого человека, выработали свои 5 статей «ремонстрации».
Сущность их сводилась к следующему:
Этим статьям нидерландские кальвинисты противопоставили свои 5 канонов ортодоксального кальвинизма:
Впоследствии эти каноны стали основой всех форм кальвинизма и были приняты во французских, английских, швейцарских и других реформатских церквях. Следует отметить также, что арминианы, как и кальвинисты верили в полную испорченность человека грехом и невозможность спасения человека без действия благодати Божией.
С развитием богословия протестантизма происходила появление новых течений, часть из которых приняла 5 основных канонов ортодоксального кальвинизма. В настоящее время его исповедуют многочисленные реформатские и пресвитерианские церкви Западной Европы и Америки. 5 основных канонов кальвинизма также исповедует большинство баптистов.
Реформатские Церкви всего мира известны под именем реформатских или пресвитерианских, в зависимости от того, были они исторически связаны с Шотландией или с континентальной Европой. Они придерживаются одной доктрины, имеют одинаковую форму управления, хотя могут называться по-разному: в Швейцарии, Голландии и Германии они называются реформатских, в Англии и Шотландии – пресвитерианской, во Франции – гугенотских. Кроме того, повсюду существуют объединения реформатских и пресвитерианских церквей, например, Североамериканское Совет пресвитерианских и реформатских Церквей, Международный Совет реформированных церквей, Объединения Евангельских реформатских Церквей Украины, которое объединяет пресвитерианские и реформатские общины.
Начало распространения кальвинизма на территории Украины приходится на начало 40-х годов XVI столетия и связан с деятельностью известных культурных деятелей, писателей, ученых, политиков, которые были захвачены протестантскими идеями. Первыми поборниками религиозных реформ стали образованные люди, которых приглашали богатых для обучения своих детей и развертывания научно-образовательного процесса в стране. С первых проповедников, которые действовали в Украине как культурные деятели, переводчики, литераторы, сохранилась информация о Фоме Фальковский, Павла Зенович, Николая Житнего, Александра Витрелина. В Украине кальвинизм распространился на всей территории от Волыни и Галичины в Подолии и Киевщины, однако само собрание, а также школы и типографии были сосредоточены преимущественно в Западной Украине. 1554 состоялся первый синод, который объединил кальвинистские общины Речи Посполитой. 1562 г. в Несвизький типографии князей Радзивиллов впервые напечатано русски кальвинистский катехизис, заключивший Шимон Будный.
В 60-х годах XVI столетия Украине насчитывалось около 300 реформатских общин.
Эволюцию кальвинизма в Украине можно условно разделить на три этапа: время зарождения конфессии 40-50 годы XVI века, второй этап – 60-80 годы XVI века отмечены наибольшими успехами течения; конец XVI – начало XVII века – период постепенного угасания активности реформатских общин. В 50-60-х годах XVII столетия их деятельность в большинстве регионов Украины почти прекращается.
1565 из кальвинистской церкви выделилась т.н. "Младшая Церковь", которые себя также называли "польскими братьями", а их оппоненты именовали "арианами" или антитринитариями через отрицание ими догмата о Пресвятой Троице.
Следует отметить, что распространение кальвинизма в Украине тесно связано с его распространением в Польше и Беларуси силу принадлежности к Речи Посполитой. Значительным было и влияние кальвинистов в польском сейме силу принадлежности к кальвинизма высокой шляхты. В общем, благодаря стараниям князя Николая Радзивилла Черного (1546-1589), который был канцлером Великого княжества Литовского, кальвинизм стал на время господствующим среди магнатов и шляхты княжества, которое в то время охватывало также значительную часть украинских земель.
К середине XVII века отмечаются также хорошие отношения между кальвинистами и православными. Важнейшим следствием их согласия стал акт Варшавской конфедерации 1573 года, которым было гарантировано на территории Речи Посполитой равенство христианских конфессий и запрещено употреблять оружие для решения межконфессиональных конфликтов. Этот пункт вошел также в Pacta Conventa – обязательств, которые брал на себя под присягой каждый новоизбранный король Речи Посполитой. В период особой опасности со стороны католицизма общность православных и кальвинистов приветствовало даже украинское казачество. Речь шла даже о заключении между ними соответствующего унии на замену унии с Католической Церковью. Однако успехи кальвинизма оказались непродолжительными. Кальвинисты не смогли объединиться в мощный религиозный союз, завоевать симпатии народных слоев и поддержку православной шляхты и православного клира. Впоследствии все больше развилась и стала очевидной богословская непримиримость православных и кальвинистов.
Вторая половина XVII – начало XVIII века – период наибольших потерь протестантизма в Украине, которая была охвачена полосой военных действий. Россия, Польша, Швеция, Турция вели борьбу за распределение ее территории, с другой же стороны украинское казачество, крестьянство, часть шляхты и мещане боролись государственную независимость. Со временем протестанты были лишены поддержки шляхты и существенно уменьшились численно. Наконец большая территория Украина отошла к Российской империи, а западноукраинские земли – в Австрию. Религиозная свобода в Российской империи была значительно ограничена. В первой половине XVIII века еще действовали единичные лютеранские и кальвинистские (реформатские) общины на территории Украины.
Во второй половине XVIII века по решению Екатерины II начинается колонизация завоеванных территорий юга и востока Украины. Весомой частью колонистов стали немецкие и голландские меннониты, которые как опытные рабочие приглашались для освоения новых территорий. Они формировали колонии с единоверцев и жили достаточно обособленным от украинского населения жизнью, хотя и брали на работу наемных работников с украинским. Исторически меннонитства (по фамилии основателя течения Менно Симонса) является крайней ветвью кальвинизма и на раннем этапе придерживалось догматов о предопределения и мирское назначения верующего. Меннониты исповедуют принцип "только Писание", принцип всеобщего священства. Однако в отличие от кальвинистов они исповедуют и практикуют крещение только во взрослом возрасте путем полного погружения или обливания водой. Во второй половине 70-х годов XIX в. и 20-30 годах ХХ века значительная часть меннонитов из Украины эмигрировала в США, Канаду, Южную Америку. Другая часть в 60-х годах прошлого столетия присоединилась к Союзу евангельских христиан-баптистов СССР.
Близким к кальвинистского было учение Российского союза баптистов о спасении человека, написанное в начале ХХ-го столетия. Однако к началу 90-х годов того же столетия большинство евангельских христиан-баптистов стояли ближе к арминианського учение о спасении. С наступлением религиозной свободы значительная часть отечественных верующих получила возможность учиться заграницей, в частности в учебных заведениях, исповедующих кальвинистское вероучения. Вследствие этого увеличилось количество украинских баптистов, исповедующих кальвинистские взгляды на спасение. Хотя на официальном уровне все же преобладают арминианськи взгляды по вопросу спасения человека.
С открытием границ также появилась возможность открытия новых церквей зарубежными миссионерами. Благодаря труду миссионера Филимона Семенюка в городах Ровно и Степан в 1992 г. были зарегистрированы реформатские церкви, а в 1996 г. Евангелическая пресвитерианская церковь была зарегистрирована в Одессе.
По статистическим данным на 1 января 2008 в Украине зарегистрировано 65 пресвитерианских общин. Подавляющее большинство их находится в Южной и Центральной Украины. Действует 2 учебных заведения, 27 воскресных школ, 1 периодическое издание, 76 священнослужителей. Пресвитерианские церкви Украине поддерживаются со стороны своих единоверцев из США и Южной Кореи.
Церкви исповедуют кальвинистское вероучения и пользуются Вестминстерским исповеданием веры, разработанным и принятым в 1649 году на Вестминстерской Ассамблеи в Англии. Происходят таинства: водное крещение и Святое Причастие. Осуществляется крещение как взрослых, так и детей верующих родителей. При крещении погружения не является обязательным, обливание или обрызгивания водой также считается правильным. Богослужение происходит в скромной обстановке. Сопровождается пением профессиональных хоров. Проводится проповедь Евангелия с кафедры родном языке, общее пение из книги псалмов. Церкви придерживаются коллегиального руководства общинами.
Церкви, входящие в состав Евангельской пресвитерианской церкви Украины (ЕПЦУ), входят также в Союз Евангельских реформатских Церквей Украины. Союз Евангельских Реформатских церквей состоит из пресвитерианских и реформатских церквей Украины. В союз входит около 20 церквей.
Евангельская Реформатская семинария Украины является совместным учебным заведением Украинской евангельской реформатской церкви и Евангелической пресвитерианской церкви Украины. Сейчас в семинарии обучается около 50 студентов.
Другой церковью Украине, придерживающийся кальвинистского богословия, является Закарпатская Реформаторская Церковь (ЗРЦ), абсолютным большинством верующих которой является венгры и исторически происходит от реформатов Венгрии. В Венгрии протестантизм сначала распространялся в форме лютеранства, но около 1557 большинство венгерских протестантов приняли кальвинистское "Ченгерианське исповедание".
На Закарпатье первые общины реформатов появились в 20-30-х гг XVI в. На сегодня ЗРЦ состоит из 114 общин, обслуживаемых 53 священнослужителями. ЗРЦ входит во Всемирную Реформатской Союза; руководствуется ее установками в организационных и канонических делах, сохраняя автономию в управлении. Церковь действует в 8 районах Закарпатской области. Эта территория делится на три церковные округи (Ужанский, Березский, Мароморош-Угочанский), которые подчиняются Управлению ЗРЦ. Высшую власть осуществляют Общее собрание и Синод Управление ЗРЦ. Епископ Церкви и Синод избираются на 4 года. При общинах действует 107 воскресных школ. Также церковь финансирует три специализированные школы-интернаты, в которых, помимо обязательных общеобразовательных дисциплин, преподаваемых отдельные религиозно-богословские предметы. Вместе ЗРЦ не имеет собственного духовного учебного заведения, а потому желающие учатся за рубежом.
В с. Большая Добронь Ужгородского района основан благотворительный дом-интернат для умственно отсталых детей, которым занимается специализированный Благотворительный фонд ЗРЦ, предоставляющая и другую социальную помощь. С 1998 г. церковь издает ежеквартальник "Кюлдетеш" ("Миссия") – орган Управления ЗРЦ.

Кальвинизм (от имени основателя Жана Ковена , по латыни — Кальвина) — протестантское направление христианства , возникшее в первой половине 16 века во Франции .

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей , главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви . В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию , он чётко изложил основные догмы кальвинизма .

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить , не нарушив предписаний Библии . В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога , при этом не важно, какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными . Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела , это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения , но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено .

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста , например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи , но и даже настенная живопись , характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями , в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений , наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе , закономерности и проявления которой человек должен изучать , чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии .

В краткой форме основные догматы кальвинизма выражены в виде "тюльпана" (от tulip):

  • T (Total Depravity) — полная испорченность (человек после Адамова мятежа стал полностью греховен);
  • U (Unconditional Election) — безусловное избрание (спасение зависит не от человека, а только от Бога);
  • L (Limited Atonement) — ограниченное искупление (Христос искупил своими муками спасение только тех, кто был изначально предопределён Богом);
  • I (Irresistible Grace) — всепреодолевающая благодать (действенное призвание);
  • P (Perseverance of the Saints) — неотступность святых (невозможность изменить избрание Божие).

Зародившийся в условиях жёсткой борьбы между католицизмом и реформацией, кальвинизм был самым тесным образом связан с политикой . Сам Кальвин был ярым сторонником теократической модели , при которой церковь подчиняла себе государство . Борясь с католицизмом, Кальвин тем не менее брал на вооружение такие средневековые христианские принципы как нетерпимость , безусловное подчинение отдельных личностей церкви , почти аскетический кодекс нравственности . Это выразилось в применениях в кальвинистских общинах пыток и казней за ересь и инакомыслие .

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков , существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений . Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма :

  • реформаторство,
  • пресвитерианство,
  • конгрегационализм.

Первые две формы отличаются друг от друга местом возникновения (реформаторство — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет некоторые специфические особенности управления .

По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек, которые проживают в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки . Наибольший процент последователей кальвинизма среди населения отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%), Венгрии (19%).

С 1970 года действует Всемирный альянс реформаторских церквей , который объединяет основную массу кальвинистских церквей, существующих в мире. Центр альянса расположен в Швейцарии в Женеве.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей , он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Кальвинизм, наряду с лютеранством, является детищем реформаторских движений, потрясших Европу в XVI столетии. В его основе лежит непримиримость к традиционной и идея о безусловном господстве Божьей воли, которая представляет людей своими орудиями.

Как и последователи , кальвинисты считают себя реформаторами, называя созданную ими церковь евангелистско-реформаторской. Что же такое кальвинизм? В чем его суть и каковы основные доктрины движения?

Что означает слово «кальвинизм»?

В названии термина заложено имя французского проповедника и теолога Жана Кальвина, который был создателем кальвинизма и приложил максимум усилий для его дальнейшего развития и распространения. Будучи хорошим юристом, с молодых лет Кальвин совмещал судебную практику с проповедями в личном церковном приходе, занимаясь параллельно изучением гуманитарных наук и публикацией научных трудов.

Прекрасное образование позволило ему разработать собственное вероучение, у которого сразу же нашлось немало приверженцев и последователей.

Что такое кальвинизм?

Кальвинизм является одним из направлений христианского протестантизма, поддерживающим всё, что предписывается Библией, но исключающим свойственные христианству мистические и иррациональные представления о Боге. Хотя основоположником течения принято считать Жана Кальвина, на самом деле корни его истории уходят к швейцарскому реформатору Ульриху Цвингли, который еще в начале XVI века позиционировал Бога как «наивысшее благо».

После гибели Цвингли в 1531 году его идея была поддержана Кальвином, а впоследствии оказала значительное влияние на гугенотские войны во Франции и Английскую революцию в 1640-х годах.

В современную эпоху известно три основных формы кальвинизма, различающихся по месту возникновения и некоторым специфическим особенностям – реформаторство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первое, зародившееся в континентальной Европе, отличается предельно простым богослужением и минимализмом в убранстве .

Пресвитерианство, возникшее на Британских островах, всячески отрицает необходимость духовенства в вопросах веры, а конгрегационализм приветствует поместные церкви, но негативно относится к общенациональным и вселенским церквам.

Доктрина кальвинизма

Несмотря на некоторые отличия между направлениями кальвинизма, все три формы протестантского течения приветствуют одни и те же доктрины, которые были разработаны Жаном Кальвином. В основе течения лежит представление о Боге как о суверенном создании, которому принадлежит всеобъемлющая власть над человеком. По их мнению, спасение людей зависит не от них самих, а только от Господа.

Кальвинисты считают, что человек стал абсолютно греховным после искушения Адама, поэтому он не способен никаким образом изменить избрание Божье. Кроме того, одной из доктрин кальвинистов выступает так называемое ограниченное искупление, согласно которому Иисус Христос своими мучениями искупил спасение не всех людей, а только тех, которые избраны Богом.

В чем заключается культовая практика кальвинистов?

Практическое применение доктрин кальвинистов заключается в простоте и отсутствии всего, что, по их мнению, является лишним в Библии. Последователи учения Кальвина не почитают реликвии или святых и исключают из церковного убранства любые иконы, статуи и даже настенную роспись. Соответственно, их службы отличаются скромностью – без использования свечей, специальных духовных облачений, музыки и песнопения.

Управлением кальвинистскими храмами занимаются так называемые пресвитерии, состоящие из священнослужителей и представителей мирских общин.

Чем кальвинизм отличается от других христианских течений?

Основная разница между кальвинизмом и остальными направлениями христианства заключается в толковании . Кальвинисты напрочь отрицают авторитет человека, включая священников, но приветствуют авторитет Господа. Любые церковные соборы и синоды, принятые в прочих христианских течениях, они считают погрешимыми, тогда как Библия в их глазах – это единственное, что имеет богодуховенность.


Кроме того, у кальвинистов нет монашества, поскольку мужчина и женщина, по их мнению, созданы Господом для рождения и воспитания детей.

Поделиться: