Ученые степени академические степени ученые звания. Профессор и доцент: это ученые звания или должности в вузе

Означает получение одноимённого с этой позицией звания на период трудовых отношений. Однако в современной Российской Федерации (России) учёное звание является пожизненным, но присваивается лишь после отработки необходимого стажа в одноимённой (или эквивалентной) должности и выполнения ряда других формальных условий .

Учёные звания в России

Современное состояние

В настоящее время (2019 год) в России присваиваются два учёных звания: «доцент » и «профессор ». Эти термины суть общепринятые укорочения полного наименования званий, указывающего на сферу деятельности: «доцент по такой-то специальности», или «профессор по такой-то специальности», или «профессор РАН / РАО по такому-то отделению». Прочие титулы и понятия, относящиеся к занятым в научно-образовательной сфере лицам (доктор наук , членкор , научный сотрудник , ассистент и другие) учёными званиями не являются.

Изменения последних лет

До конца 2013 года присваивались учёные звания доцента по кафедре и профессора по кафедре (в основном, работникам высших учебных заведений, в том числе совместителям), доцента по специальности и профессора по специальности (в основном, сотрудникам НИИ, задействованным в подготовке кадров). До 2002 года работники НИИ могли также получить учёное звание старшего научного сотрудника (снс), требования к соискателям которого не включали наличие педагогического опыта; оно теперь соответствует доценту по специальности.

С декабря 2013 года звания профессора и доцента присваиваются только «по специальности», существовавшие звания к ним приравниваются. Одновременно усложнилась процедура. Так, одним из обязательных условий присвоения звания профессора теперь является наличие на протяжении не менее трёх лет звания доцента (ранее учёное звание профессора могло присваиваться лицам, не имевшим до этого звания вообще).

До конца 2013 года рассмотрением аттестационных дел соискателей званий занималась Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при министерстве, именуемом «Минобрнауки » , затем - само министерство. При этом термин «Минобрнауки» изменил смысл в мае-июне 2018 года: если до указанного времени так обозначалось , то 15 мая данное министерство было реорганизовано , а с 18 июня сокращение «Минобрнауки » официально стало относиться к новосозданному Министерству науки и высшего образования РФ .

В 2015 году введено почётное учёное звание «Профессор Российской академии наук (РАН)», присуждаемое - с ограничением по возрасту - за заслуги в научной деятельности . Оно присваивается не контрольно-надзорными органами высшей школы, а Президиумом академии . Достижения носителей этого звания как исследователей обычно выше, чем у среднего университетского профессора, однако опыт преподавания может быть небольшим. В 2016 году аналогичное звание появилось в РАО .

История учёных званий в России

Учёные звания в Российской империи

Единственным учёным званием в Российской империи являлось, введённое Уставом 1804 , звание заслуженного профессора , даваемое после 25 лет службы в университете, обычно перед выходом на пенсию. Звание заслуженного профессора обеспечивало пожизненную пенсию.

В научно-образовательной системе Российской империи , устроенной по германскому образцу и оформившейся на рубеже XVIII-XIX вв., существовали преподавательские должности адъюнкта , экстраординарного профессора и ординарного профессора . Позднее, с 1863 года, вместо адъюнктов были введены штатные доценты , в 1884 году переименованные в приват-доцентов . Должность ординарного профессора соответствовала заведующему кафедрой , а экстраординарного - профессору; для занятия этих должностей была необходима докторская степень. Адъюнкты, или доценты, являлись помощниками и заместителями профессоров; изначально адъюнктами становились лица из числа студентов , но с 1835 г. требования к ним были повышены до наличия степени магистра , аналогичной нынешнему кандидату наук .

Как «учёные звания» наименования вышеупомянутых должностей в те годы в России не использовались, кроме разговорного употребления. Вместо этого, роль «званий» университетских преподавателей и исследователей играли определённые чины в рамках единой системы - Табели о рангах . При занятии преподавательской должности и при получении степени доктора присваивался соответствующий чин:

Учёные звания в Союзе ССР

Учёные звания и степени в СССР были вновь введены постановлением Совнаркома в 1934 году . Гратификационная система в части учёных званий была более обширна, чем сегодня , и включала 6 званий, по три для вузов и для НИИ: вузовскому званию профессора в НИИ соответствовало звание действительного члена научно-исследовательского учреждения , званию доцента - старший научный сотрудник, а званию ассистента - младший научный сотрудник. Таким образом, в это время в научных и образовательных учреждениях страны действовала полностью параллельная система из трёх градаций учёных званий: в НИИ - младший, старший научный сотрудник, действительный член учреждения; в вузах - ассистент, доцент, профессор.

Впоследствии перестали присваиваться звания действительного члена учреждения (не упоминается в «Положении о порядке… присвоения учёных званий», утверждённом в 1975 году ), затем младшего научного сотрудника и ассистента (нет в «Положении» 1989 года , введённом в действие с 1 июля 1990 г.) и - уже в постсоветский период - старшего научного сотрудника (отсутствует в «Положении» 2002 года ).

Звания младшего научного сотрудника и ассистента были близки по квалификационным требованиям и не предполагали обязательного наличия у претендента учёной степени. В 30-х годах эти звания присваивались лицам, успешно окончившим аспирантуру и ведущим научную или образовательную работу , но позже требование об окончании аспирантуры было отменено. В отличие от званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника, утверждение в учёном звании ассистента или младшего научного сотрудника оформлялось приказом руководителя вуза/НИИ без участия ВАК СССР , а аттестаты, удостоверяющие присвоение этих учёных званий, не выдавались.

Учёные звания в религиозных учебных заведениях

Иностранные учёные звания

Общая характеристика ситуации

Правила присвоения учёных званий в разных странах различны и часто основаны на национальных традициях, хотя предпринимаются шаги к унификации . В отличие от России и стран бывшего СССР, в большинстве государств отсутствует выраженное разграничение одноименных должностей и званий: например, прием сотрудника на должность профессора в учебном заведении одновременно означает получение титула профессора. Общим является строгое дифференцирование степеней от званий - учёная степень документирует квалификацию сотрудника, а звание отражает его соответствие конкретной научно-педагогической должности.

Наименования званий во многих странах повторяют принятые в России термины доцент и профессор - с различными определениями: «заслуженный», «полный», «ординарный», «ассоциированный» и т. п.. В ряде стран учёными званиями также считаются ассистент, лектор, постдок. При этом «ассоциированный профессор» (associate professor) примерно соответствует российскому доценту, а «ассистент-профессор» (assistant professor) - просто научному сотруднику без звания. Достаточно подробные перечни ученых званий имеются в английском и итальянском разделах Википедии.

Признание иностранных званий в РФ

Неформальное установление соответствия профессионального уровня обладателей званий из разных стран затруднительно, так как в каждой стране есть свои «сильные» и «слабые» институты, а квалификация тоже индивидуальна. Гораздо информативнее в этом смысле Curriculum vitae конкретного ученого.

В юридической плоскости, признание в РФ званий, полученных за рубежом, осуществляется либо в соответствии с международными договорами о взаимном признании документов об ученых степенях и ученых званиях, либо в соответствии с распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций и научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые на территории Российской Федерации». В случае, если иностранные учёные звания не подпадают под условия вышеупомянутых договоров и распоряжения, вопрос о признании иностранных учёных званий решается в индивидуальном порядке (до своей реорганизации в 2018 году этим занималось Министерство образования и науки РФ ).

См. также

Примечания

  1. О порядке присвоения учёных званий (неопр.) . Сайт «Документы Правительства России» (10 декабря 2013). Проверено 1 октября 2017.
  2. Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.), п. 11 ст. 108 (неопр.) (2012).
  3. Приказ МВД РФ N 1258 "Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат…" (неопр.) . Российская газета – Фед. вып. № 5687 (14) (2012).
  4. (неопр.) (1992).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (неопр.) . Российская газета (15 мая 2018). Проверено 16 мая 2018.
  6. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
  7. Нормативные документы о звании «Профессор РАН» и о Координационном совете профессоров РАН (рус.) .
  8. Приказ об учреждении почетного звания «Профессор РАО» (неопр.) . Сайт РАО . Проверено 20 февраля 2018.

В определенной степени такой стереотипный образ соответствует действительности. И профессор, и академик – это научные звания, путь к которым труден и долог, потому и достигают такого положения, как правило, в почтенном возрасте. Но профессором можно быть в любом вузе или научно-исследовательском институте, а академиком – только в академии наук.

Профессор

Профессор – это и научное звание, и должность, путь к которым лежит по определенной «карьерной лестнице». Звание неотделимо от человека, на должность назначают. Кандидата наук может занять должность доцента кафедры, но может оставаться ассистентом – или стать таковым, если перейдет на работу в другой вуз. Через несколько лет он получит звание доцента, и тогда он сможет претендовать на доцентскую должность в любом вузе.

Следующая ступень карьеры – должность профессора кафедры. Нет прямого запрета на назначение кандидатов наук на эту должность, но обычно ее занимают доктора наук. Так же, как и в случае с доцентом, через несколько лет работы на этой должности ученый может получить звание профессора, и для этого уже обязательна докторская степень. Профессорское звание дает право заведовать кафедрой.

Академик

До Октябрьской революции 1917 г. академиком в России назывался любой студент академического учебного заведения – например, университета. В советскую эпоху это звание было введено официально в другом значении, в котором оно и сейчас используется в Российской Федерации.

Академиком называется действительный член академии наук – организации, объединяющей ученых и организующей деятельность научного сообщества. Не следует путать такую академию с высшим учебным заведением, носящим подобное название – например, Российская академия музыки имен Гнесиных.

Теоретически, для того, чтобы стать академиком, профессором быть не обязательно, но в действительности такой чести чаще всего удостаиваются ученые, уже имеющие профессорское звание.

Первый шаг к званию академика – избрание членом-корреспондентом. За выдающиеся научные успехи ученого избирают членом-корреспондентом путем тайного голосования, которое проходит в соответствующем отделении академии, а затем общее собрание академии наук утверждает его избрание. Из числа членов-корреспондентов избирают академиков на общем собрании академии наук, и звание это присваивается пожизненно.

В настоящее время существует немало организаций, именующих себя академиями. Некоторые из них – например, Международная академия энергоинформационных наук – не имеют никакого отношения к настоящей науке. Их члены тоже именуют себя «академиками», но они не имеют на это никаких прав.

Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).

Источники:

  • Ученые степени и звания: кто есть кто

При академии художеств функционирует 4 учебных заведения: институт имени Сурикова, институт имени Репина и Московский и Санкт-Петербургский лицеи. Лицеи дают среднее образование и принимают в свои стены только школьников. А вот институты нацелены на более взрослую категорию и дают высшее образование.

Вам понадобится

  • Собственные работы, справка от окулиста.

Инструкция

В Московский академический художеств енный Российской художеств принимаются школьники в . Лицей отбирает детей, проявивших особые способности в изобразительном искусстве. Чтобы попасть , принесите домашние работы: рисунок с натуры, живопись с натуры или скульптура, . Если работы понравились – дело за последним: приносите заявление и ряд документов.

А вот примерный список требований, который предъявляет к своим абитуриентам Московский государственный академический имени Сурикова. Чтобы поступить в академию художеств , сдайте ЕГЭ. Какие предметы сдавать, зависит от факультета. Если поступаете на архитектуру – и русский, на графику, живопись и скульптуру – русский и литературу, а на искусствоведа – литературу, русский и историю.

Творческие (профильные) испытания. Самый многочисленный факультет института – живопись. К своим абитуриентам предъявляет требование предоставить работы по рисунку, живописи и композиции. Рисунок – это голова, обнаженная модель, наброски с натуры; живопись - натюрморт с натуры, пейзаж, портрет с ; композиция – работа тему.

Если вы видите себя , то от вас требуются работы по тем же категориям. Только в рисунке – голова должна быть гипсовая, в живописи – работы акварелью, а в композиции – рисунки с натуры архитектурных объектов.

После сдачи всех испытаний абитуриенты оцениваются по 100-балльной шкале. Набравшие больше всех баллов успешно поступают в институт. Чтобы быть зачисленным, напишите заявление на имя ректора и сдайте документ о среднем образовании, результаты ЕГЭ. В заявлении укажите ФИО, дату и место рождения, место жительства, паспортные данные, специальности, на которые претендуете, указав форму и условия обучения. Напишите и о наличии дипломов призера олимпиад (если есть) и о необходимости размещения в общежитии.

Полезный совет

Вам понадобится справка от окулиста с заключением "Цветоощущение - норма".

Источники:

  • Российская Академия Художеств

Становление новой системы образования сбило с толку многих. Непросто разобраться в ступенях высшего образования (бакалавриат, магистрат, специалитет), еще сложнее понять особенность ВУЗа по его наименованию и статусу. К примеру, вряд ли кто-то уверенно скажет, чем отличается университет от академии и почему исчезают институты.

Академия

Понятие «академия» возникло еще в бытность философа Платона. Как передает легенда, древний мыслитель любил прогуливаться по саду, называемому Академ. Позднее, учредив школу, Платон дал ей название «Академия». Она была чем-то вроде кружка по интересам. Ее предназначение - учить наукам, находящимся в одной узкой специализации - сохранилось и по сей день. Направление области, в которой преподаются знания, отражается в названии учреждения, например: «Уральская художественная академия».

Университет

Чуть выше по рангу занимает место университет. Главное его отличие от академии в том, что данный ВУЗ готовит специалистов широкого профиля, объединяя несколько факультетов по разным специальностям. В стенах одного учебного заведения можно встретить как будущих физиков или летчиков-испытателей, так и преподавателей пения или математики. Это не значит, что уровень знаний, которые преподносит университет, на порядок выше, чем программа академий.

Академии, как и университеты, имеют право на научно-исследовательскую деятельность, а также на методические разработки и их внедрение по своему профилю.

Перемены

Жизнь течет и меняется, вместе с тем вносит свои коррективы. Бывают случаи, когда человек поступает учиться в академию, а заканчивает университет. Переименование и смена статусов - явление не такое редкое, связанное с введенной обязанностью ВУЗов проходить периодическую переаттестацию и подтверждать количество специальностей (кафедр), по которым идет набор и обучение, а также статус преподавательского состава, который претендует на право готовить специалистов с высшим образованием.

Ежегодно пара-тройка ВУЗов из университета переходит в разряд академий, не сумев набрать нужное количество студентов или подтвердить выполнение образовательного стандарта по заявленным специальностям.

Влияет ли ранг ВУЗа, выпустившего специалиста в свет, на предпочтения работодателей? В подавляющем большинстве ответ однозначен - никак не влияет. Поэтому, выбирая свой путь после школьной скамьи, не стоит зацикливаться на статусе заведения, по сути, программа академии ни чем не будет отличаться от программы университета. Куда как важнее правильно определиться с направлением специализации.

Университетом имеет право называться любое высшее учебное учреждение, в котором ведется обучение специалистов в разных областях, не менее чем в семи отраслях научного знания. Этим он отличается от института, где обучение идет в одной профессиональной области.

Что такое институт?

Институтом (institutio в переводе с – «учреждение») называют высшее учебное и научное учреждение, в котором ведется обучение и научная работа в одной профессиональной области.
Примером может служить МАИ (Московский авиационный институт), где готовят специалистов широкого профиля, но только в одной профессиональной области авиастроения.

Свыше 55% преподавателей института должны отличаться учеными степенями. Также регламентирован объем научных исследований и выделенный под них . Институт - базовая единица в системе высшего образования, является наиболее распространенным типом высшего учебного заведения (вуза). Часто институтами называют военные и силовые образовательные учреждения. Руководит институтом директор или начальник института. Его выпускниками становятся и за исключением некоторых художественных или военных вузов.

Что такое университет?

Университетом (лат. universitas - «совокупность», «общность») называли в Средние века корпорацию преподавателей и учеников, которые жили в одном месте, осваивая науки в непосредственном общении друг с другом. В современном мире университетом называют вуз, в котором ведется научная и образовательная работа не менее чем в семи направлениях знания. В этом его основное отличие от института. Современные требования к университетам достаточно высоки: преподавательский состав должен применять инновационные методы обучения и проводить широкие научные исследования в обязательном порядке.
Научные исследования в университете должны проводиться по пяти научным отраслям. Объем финансирования исследований регламентирован на сумму в десять миллионов рублей за пять исследовательских лет.

Университет обычно делится на факультеты, а факультеты на кафедры. Соответственно административная структура университета состоит из ректора, проректоров и деканов, которые возглавляют факультеты. Дальше идут заведующие кафедр. Требования к научному университета выше, чем институтские: не менее 60% преподавательского состава должны иметь научную степень. Также на сто студентов должно приходиться как минимум четыре аспиранта.

Многие университеты действуют как огромные учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят целые институты и лаборатории. В России существует несколько типов государственных университетов: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и два университета с особым статусом - МГУ и СПбГУ.

УЧЁНЫЕ ЗВАНИЯ, СТЕПЕНИ -

официально принятые показатели уровня научной или педагогической квалификации специалистов, их достижений в развитии науки, техники, культуры и подготовке кадров с высшим образованием. В Советском Союзе У. з., с. присуждаются специалистам с высшим образованием, которые имеют глубокие профессиональные знания и научные работы в определенной отрасли науки.

В разных странах имеются своп исторически сложившиеся терминология и номенклатура У. з., с. В дореволюционной России существовали степени бакалавра (иозднелат. baccalaureus), магистра (лат. magister учитель), доктора наук. Степень магистра присуждали ф-ты ун-тов по специальностям, кроме медицинского, к-рый присуждал сразу степень доктора медицины, минуя степень магистра. Присваивались следующие ученые звания: ассистент (лат. assistens помогающий), доцент (лат. docens обучающий), профессор (лат. professor преподаватель), ординарный профессор (лат. ordinarius обыкновенный) - занимающий кафедру, экстраординарный профессор (лат. extraordinarius своеобразный) - не занимающий кафед-РУ*

В Советском Союзе У. з., с. введены постановлением СНК СССР от 13 января 1934 г. в целях поощрения научной работы и повышения квалификации научно-исследовательских и научно-педагогических кадров. Установлены ученые степени кандидата и доктора наук, ученые звания - профессора, доцента, старшего научного сотрудника, ассистента, младшего научного сотрудника.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1975 г. установлен строгий порядок присуждения У. з., с. Согласно этому положению ученая степень доктора наук «присуждается решением президиума ВАК СССР на основании ходатайства специализированного совета при высшем учебном заведении или научно-исследовательском учреждении (научно-производственном объединении), принятого после публичной защиты докторской диссертации и заключения соответствующего экспертного совета ВАК СССР по представленной диссертации». Ученая степень кандидата наук присуждается решением специализированного ученого совета высшего учебного заведения или научно-исследовате-льского учреждения (научно-произ-водственного объединения) лицам, имеющим, как правило, соответствующее высшее образование, успешно сдавшим кандидатские экзамены и публично защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата (медицинских, экономических, педагогических и др.) наук (см. Диссертации медицинские). Соискатели ученых степеней кандидата и доктора наук должны проявить способность к самостоятельным научным исследованиям, умение разрабатывать актуальные научные проблемы, имеющие важное теоретическое и практическое значение. Соискатель ученой степени доктора наук, кроме того, должен проявить себя творческим исследователем. способным на высоком научном уровне ставить и решать теоретические проблемы и крупные народнохозяйственные задачи, представляющие собой значительный вклад в науку и практику.

УЧЕНЫЙ МЕДИЦИНСКИИ СОВЕТ 159

Высшая аттестационная комиссия (ВАК СССР) в порядке контроля рассматривает все защищенные в специализированных ученых советах кандидатские и докторские диссертации, после чего коллегия ВАК СССР принимает решение о выдаче диплома кандидата наук, а президиум ВАК - о выдаче диплома доктора наук. ВАК СССР на основании заключения соответствующего экспертного совета имеет право отменять решение специализированного совета о присуждении ученых степеней.

Ученая степень доктора наук присуждается, как правило, лицам, имеющим степень кандидата наук по соответствующей отрасли науки. Лицам, получившим ученые степени доктора наук или кандидата наук, выдается от имени ВАК СССР диплом единого образца.

Ученые звания профессора, доцента, старшего научного сотрудника присваивает ВАК СССР по представлению ученых советов вузов или научно-исследовательских учреждений (научно-производственных объединений), к-рым дано право возбуждать ходатайство о присвоении соответствующих ученых званий лицам, имеющим ученую степень доктора (для присвоения звания профессора) или кандидата наук, необходимый стаж научной и педагогической работы в соответствующей должности и проявившими себя высококвалифицированными педагогами, учеными и создателями научных школ и направлений. Ученое звание профессора присваивается решением президиума, звания доцента и старшего научного сотрудника - решением коллегии ВАК СССР. По учреждениям АН СССР и академий наук союзных республик ученые звания старшего научного сотрудника лицам, имеющим ученые степени доктора или кандидата наук, присваиваются президиумом АН СССР по представлению ученых советов научно-исследовательских учреждений. Профессорам, доцентам, старшим научным сотрудникам выдаются аттестаты единого образца.

В СССР, как и во многих других странах, имеются почетные ученые степени и звания. Так, напр., почетный доктор (определенной отрасли науки), почетный профессор какого-либо учебного заведения, заслуженный деятель науки и др. Эти ученые степени и звания присваиваются ученым за выдающиеся достижения в науке, технике, в т. ч. и иностранным ученым.

В СССР имеются и высшие академические научные звания: член-корреспондент и действительный член АН СССР или союзных республик и нек-рых отраслевых академий, в т. ч. Академии медицинских наук СССР. Члены-корреспонденты избираются соответствующими отделениями академии наук и утверждаются общим собранием академии. Действительные члены АН СССР, союзных республик и отраслевых академий избираются общим собранием академии.

В нек-рых социалистических странах система аттестации научных работников и перечень ученых степеней отличается от принятых в СССР. Так, напр., в Венгрии первая ученая степень - доктор университета (присваивается выпускникам ун-та, сдавшим 2-3 специальных экзамена и защитившим работу в комиссии ун-та), вторая степень - кандидат наук и третья степень - доктор наук. Они присуждаются Академией наук. Ученая степень доктор университета дает право занимать должность ассистента-преподавателя, а ученая степень кандидат наук - доцента и заведующего кафедрой. Утверждение в должности профессора осуществляется постановлением Совета Министров.

В ГДР ученая степень доктора соответствующей отрасли эквивалентна степени кандидата наук соответствующей отрасли в СССР, доктора-ха-биля (лат. habilitas пригодность, способность) - должности доцента или профессора.

Принятая в ПНР ученая степень доктора эквивалентна степени кандидата наук в СССР. В вузах приняты такие научно-педагогические звания, как ассистент, профессор (экстраординарный, ординарный). В должности профессора научных работников утверждает Государственный совет, и с этого момента они считаются имеющими звание профессора.

В капиталистических странах, как правило, в каждом высшем учебном заведении существует своя система присуждения ученых степеней; все эти системы не унифицированы. Однако основными системами аттестации научных кадров являются англо-американская и французская. Англо-американская система предусматривает ученые степени бакалавра, магистра наук, доктора философии или доктора наук. Ученая степень бакалавра наук (или искусств) присваивается окончившим английские или американские высшие учебные заведения и сдавшим специальные экзамены, а иногда и защитившим небольшую по объему реферативную работу. Ученую степень магистра наук (искусств) получают лица, имеющие степень бакалавра и прошедшие дополнительный курс обучения в течение 1-2 лет, а в нек-рых ун-тах, кроме того, защитившие диссертацию типа дипломной работы. Ученая степень доктора философии или в нек-рых ун-тах доктора наук присваивается лицам, защитившим соответствующие диссертации. В Бирме, Индии, Иране и во многих других странах лицам, окончившим высшие учебные заведения с 4-6-летним сроком обучения без защиты работ, присваивается степень бакалавра. Французская система аттестации предусматривает степени бакалавра, лиценциата, агреже, доктора наук. Степень бакалавра свидетельствует об окончании средней школы. Степень лиценциата получают лица на 2-4-м годах обучения в высшей школе, сдавшие экзамены и выполнившие курсовую работу. Эта степень дает право работать учителем в средней школе. Степень агреже присваивается выпускникам ун-тов, сдавшим дополнительные экзамены и защитившим диссертацию. Степень агреже дает право быть преподавателем в лицеях. Ученая степень доктора присваивается лицам, защитившим соответствующие диссертации. Ученые звания в капиталистических странах, как правило, присваиваются лицам, занимающим должности профессора или заведующего кафедрой.

Эквивалентность дипломов об об-разовании, ученых степеней, научной квалификации определяется специальными межправительственными конвенциями. г.Н. Соболевский.

УЧЁНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ СОВЁТ (УМС) - орган управления в составе Министерства здравоохранения СССР (министерств здравоохранения союзных республик), обеспечивающий научно-методическое руководство медицинскими научно-исследовательскими учреждениями союзного (республиканского) подчинения. УМС взаимодействуют с президиумом АМН СССР, осуществляющим общее руководство мед. наукой в стране, с главными управлениями и управлениями Министерства здравоохранения СССР (см.) и мин-в здравоохранения союзных республик.

По мере становления и развития здравоохранения в союзных республиках при их наркомздравах создавались УМС. Так, напр., в Азербайджанской ССР УМС был организован в 1922 г., в Украинской

ССР - в 1929 г., в Армянской ССР - в 1944 г. Типовая структура аппарата республиканских УМС была определена в 1974 г. Типовое положение об УМС министерства здравоохранения союзной республики утверждено М3 СССР в 1975 г. В этом положении УМС рассматривается как самостоятельное структурное подразделение мин-ва здравоохранения союзной республики, действующее на правах Главного управления.

В 1936 г. был сформирован УМС при Наркомздраве СССР, в 1965 г. он получил права главного управления М3 СССР.

Его основные задачи, предусмотренные «Положением об Ученом медицинском совете Министерства здравоохранения СССР» (1982), включают: организацию научных исследований по важнейшим проблемам клинического, эпидемиологического, гигиенического характера и контроля за результатами этих исследований; руководство учеными медицинскими советами мин-в здравоохранения союзных республик; планирование и организацию мероприятий по внедрению достижений мед. науки в практику здравоохранения; совершенствование сети и структуры научно-исследовательских учреждений системы М3 СССР; руководство системой научно-медицинской информации и пропаганду достижений советской мед. науки и здравоохранения.

УМС созывает 1 раз в год пленум, к-рый рассматривает основные итоги развития мед. науки в СССР и планы мероприятий по внедрению ее достижений в практику здравоохранения, в том числе по использованию научных достижений в практике диспансеризации, совершенствования различных видов оказания медпомощи населению.

Решения пленумов УМС, утвержденные министром здравоохранения СССР, являются обязательными для всех учреждений и органов здравоохранения.

В периоды между пленумами УМС вопросы планирования и внедрения результатов научных исследований рассматриваются президиумом и бюро президиума УМС. Президиум УМС М3 СССР дает разрешение на применение в установленном порядке новых методов профилактики, диагностики и лечения, определяет круг учреждений, в к-рых должны быть применены эти методы. Бюро президиума УМС рассматривает и утверждает планы и отчеты подчиненных УМС научно-исследовательских учреждений.

Ё системе мед. службы Вооруженных Сил СССР функционирует Ученый медицинский совет ЦВМУ МО, объединяющий крупных специалистов в различных областях военной медицины (см. Центральное военномедицинское управление Министерства обороны СССР).

Библиогр.: Ленинские декреты по здравоохранению, 1917 -1921 гг., сост.

А. И. Нестеренко, с. 49, М., 1970; П о-т у л о в Б. М., В. И. Ленин и охрана здоровья советского народа, М., 1980.

Продолжая тему, поднятую в статье "Профессия, специальность, специализация... Давайте разберемся! ", предлагаю коснуться ученых степеней и званий, а также связанных с ними должностей, чтобы лучше понимать эти привычные, на первый взгляд, понятия.

Ученая степень

Ученая степень - титул, который присваивается соискателю научным сообществом и удостоверяет его компетентность в определенной научной области. Большинство стран СНГ унаследовали систему ученых степеней от СССР (Украина - в их числе), поэтому на сегодняшний день представитель отечественной науки может стать:

  • кандидатом наук
  • доктором наук

Ученую степень соискателю присуждает уполномоченный государственный орган. В СССР он носил название ВАК (высшая аттестационная комиссия). Как правило, в странах СНГ название этого органа не изменилось. Решение о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук ВАК принимает по результатам защиты диссертации (соответственно, кандидатской или докторской).

Защита диссертации проходит в ученом специализированном совете - сообществе уважаемых ученых, которые занимаются наукой определенной тематики, и могут дать компетентную оценку трудам соискателя. Как правило, ученые специализированные советы открываются в ВУЗах или научно-исследовательских институтах, чтобы работающие в них кадры могли защищаться "не выходя из дома". Если же в родном заведении совета по Вашей специальности не нашлось, Вы можете идти в соседнее.

Кандидат наук

Аспирантура представляет собой стартовый "инкубатор" по подготовке молодых научных кадров. Аспирантами дневной формы обучения становятся, как правило, сразу после окончания ВУЗа. Заочным аспирантом (или просто соискателем) можно стать без привязки к дате дипломирования, но наличие диплома о высшем образовании является практически обязательным условием для поступления в аспирантуру.

При успешном стечении обстоятельств, главным из которых является защита кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук. Хотя бывают исключения, и ученую степень присуждают без защиты диссертации, но можно себе представить, каким мощным в этом случае должен быть вклад ученого в науку.

Кандидат наук - самая распространенная ученая степень среди научно-педагогического состава ВУЗов и работников различных научно-исследовательских институтов. Как правило, кандидатская степень дает право на небольшую прибавку к зарплате (в Украине - порядка 15%), а также открывает перспективы для получения должности доцента (см. ниже) или аналогичной.

Доктор наук

Кандидат наук, который решил окончательно покорить научный пьедестал, становится докторантом. Для этого можно поступить в докторантуру, что, теоретически, позволит освободиться от некоторых должностных обязанностей (например, уменьшить преподавательскую нагрузку в ВУЗе). Но можно быть докторантом и "заочно" - просто писать докторскую диссертацию без каких-либо изменений в своей работе.

Считается, что степень доктора наук является наивысшим критерием компетентности и состоятельности ученого, поэтому и требования к подготовке докторской диссертации (и её защите) существенно выше, нежели к кандидатской. Хотя в формальном плане существенных различий между этими процессами нет.

Доктор наук - значительно менее распространенная ученая степень, так как далеко не все кандидаты наук хотят (стремятся, могут) стать докторами. В плане преференций, докторская степень позволяет ученому претендовать на должность профессора (с учетом некоторых других условий), а также рассчитывать на более высокую надбавку к зарплате.

Должности для кандидатов и докторов наук

Важно понимать, что ученая степень автоматически не связывается с должностью, которую занимает ученый. Обычно "расклад" по должностям, которые ученые занимают в ВУЗе (и на которые они претендуют), следующий.

Без должности

Аспирант может не иметь никакой должности и заниматься на кафедре только научной работой. Должность также не нужна заочнику или соискателю.

Ассистент

Ассистентом может быть аспирант или даже кандидат наук.

Старший преподаватель

На должности старшего преподавателя могут работать бывшие аспиранты (не ставшие кандидатами, но накопившие определенный опыт), или кандидаты наук. Эта должность считается в некотором роде "переходной", когда человека без ученой степени нужно просто поддержать морально, и повысить из ассистентов.

Доцент

На должности доцента работают, как правило, кандидаты наук. Иногда - доктора.

Профессор

Должности профессора удостаиваются, как правило, доктора наук. Кандидаты наук работают профессорами очень редко (эта должность - для очень уважаемых ученых).

Реальная картина по распределению должностей

Стоит сказать, что кандидат или доктор наук может претендовать на любую должность, но далеко не всегда эта должность имеется "в наличии". В реальности ситуация нередко складывается таким образом, что кандидаты долгое время работают ассистентами или старшими преподавателями, а доктора наук - доцентами, так как ВУЗ не выделяет новых штатных единиц на кафедрах. Процесс этот сильно бюрократизирован, и борьба за "место под солнцем" среди научно-педагогических работников - обычное дело.

Широко распространена практика, когда после защиты кандидатской диссертации молодому ученому автоматически "открывается" должность доцента. Обычно это - прерогатива учебного заведения. Но такая временная должность не является постоянной, и чтобы укрепиться в этой должности, молодому кандидату наук следует позаботиться о получении ученого звания "доцент".

Ученое звание

Ученые звания созвучны некоторым должностям из системы высшего образования, поэтому их часто путают или считают одним и тем же. Ученое звание присваивается человеку с определенной ученой степенью спустя некоторое время после защиты диссертации, если он выполнил ряд требований (например, опубликовал серию научных трудов, написал методические пособия, подготовил учебники и пр.).

Доцент

Ученое звание "доцент" - это не должность доцента. Ученого звания "доцент" удостаиваются, как правило, кандидаты наук. Данное звание дает право ученому на небо льшую прибавку к зарплате (в Украине она составляет 15...25%).

Профессор

Ученое звание "профессор" - это не должность профессора. Как правило, ученого звания "профессор" удостаиваются доктора наук. Соответственно, с получением звания "профессор" повышается и зарплата ученого.

Надеюсь, что эта информация хотя бы немного пролила свет на то, как устроена система государственной науки и образования. Безусловно, в этой системе есть еще много "промежуточных" понятий, должностей, титулов. По мере возможности, Dystlab будет стараться объяснять их в новых публикациях.

Современная наука многогранна, а занятые в ней ученые носят самые разные звания. Они зависят и от исследовательских заслуг, и от страны проживания. В России и многих странах постсоветского пространства сохранилось научное звание "доцент". Это аналог американского ассистента профессора или лектора.

История и современность в наименовании научных работников

Термин "доцент" - это форма латинского слова, в переводе она обозначает "обучать" или "учить", что, конечно, применимо к современным работникам высшей школы. В российских вузах эта должность появилась в середине XIX века как ступень между магистром и профессором.

До 30-х годов прошлого века эта должность и звание оставались неизменными. После реформ образования такое наименование было упразднено, и появились научные сотрудники. Однако со временем возникла необходимость функционально разграничивать работников институтов, занимающихся исключительно наукой, и тех, кто совмещал исследовательскую деятельность с обучением студентов.

В современном российском вузе доцент - это работник, занимающийся научно-педагогической деятельностью, обязательно имеющий определенные достижения в своей области знаний. Чаще всего кандидат или даже доктор наук. Кроме того, предъявляются определенные требования к преподавательской работе и общественным обязанностям.

Профессор и доцент: сходства и отличия

И профессор, и доцент - это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.

Профессора - это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.

Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.

Независимо от того, доцент - это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.

Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.

Как стать доцентом после изменений в законодательстве РФ 2013 года

Современная российская наука все дальше уходит от советских корней. Меняются номенклатуры научных специальностей. Изменился и порядок присвоения звания "доцент". Это раньше достаточно было проработать определенный срок на кафедре. Теперь необходимо приложить несколько больше усилий.

В 2013 году были приняты новые правила присвоения ученых званий и степеней. Отныне упраздняется должность "доцент по кафедре". Остается только научная специальность, и кандидатуру рассматривает непосредственно Минобрнауки, с привлечением экспертов из различных областей.

Теперь для того, чтобы получить научное звание доцента, необходимо:

  • быть кандидатом наук;
  • иметь стаж преподавания по научной специальности не менее трех лет;
  • иметь научные публикации в реферируемых журналах, монографии, учебники и учебные пособия, изданные курсы лекций;
  • заниматься не только педагогической, но и научной деятельностью, руководить выпускными квалификационными работами, трудиться над диссертацией;
  • читать лекции и проводить практические занятия на высоком профессиональном уровне.

Тем не менее вопрос о том, доцент - это должность или ученая степень, остается открытым. Вузы сохранили за собой номенклатуру работников с соответствующей записью. Теперь эта должность присваивается не по кафедре, а по учебному заведению в целом. Чаще всего на данную должность избираются сотрудники, уже имеющие ученую степень доцента и защищенную кандидатскую диссертацию.

Квалификационные требования к должности доцента

Большинство аспирантов хотят защитить кандидатскую диссертацию и впоследствии получить звание и должность доцента. Научное достижение считается неотчуждаемым, и даже если кандидат наук перестанет заниматься наукой, присвоенное звание остается навсегда.

Другое дело должность "доцент". Это работа, связанная чаще всего с преподаванием определенных дисциплин, проведением семинарских и практических занятий, руководством курсовых и дипломных работ. В трудовом договоре должны быть четко прописаны обязанности и права доцента.

Квалификационные требования:

  • защищенная кандидатская диссертация;
  • активное участие в научной жизни вуза;
  • чтение лекций и проведение семинаров на высоком уровне.

Карьера доцента

Большинство современных ученых четко ориентированы на карьерный рост. Этому способствует грантовая система оплаты труда и большие возможности для особо талантливых представителей науки.

Для молодого ученого предоставляется три карьерных пути:

  1. Расти в своей научной области, писать и защищать докторскую диссертацию, становиться профессором. Впоследствии открывать персональную научную школу.
  2. Развиваться профессионально как преподаватель.
  3. Заняться административной деятельностью, с перспективой руководства кафедрой, факультетом, университетом.

Любой вариант имеет свои достоинства и недостатки. Выбирая перспективу дальнейшего движения, ориентироваться следует только на особенности личности.

Зарубежные аналоги звания доцента

Такое разделение на кандидатов и докторов наук, также на доцентов и профессоров, практикуется только в России и странах бывшего соцлагеря.

В большинстве европейских стран и в США отсутствует такая промежуточная ступень. Молодые ученые защищают научную работу и сразу получают звание доктора наук. После этого они могут претендовать на должность профессора. Аналогом доцента является американский "ассистент профессора" или европейский "лектор".

Поделиться: