Состояние науки в эпоху средневековья. Период раннего средневековья

Византия (Восточная Римская империя) - это государство, которое образовалось после деления Римской империи на восточную и западную части. Я рассмотрю развитие науки и образования в Византии.

Особенностью византийского образования является замена старой системы языческого образования христианской. Образование в Византии имело богословскую направленность: читать и писать детей учили по Библии и по поэмам Гомера, особенно тщательно изучали псалтырь (хвала, хвалебная песнь). Обучение детей начиналось в 5-7 лет.

Начальное обучение не имело всеобщего распространения, деревенские жители были в основном неграмотными. «Прежние начальные школы, содержавшиеся в эллинистическую эпоху в городах и крупных селениях на общественный счет, давно исчезли. Дети из состоятельных и знатных семей получали начальное образование преимущественно дома, у наемных воспитателей. Публичные школы были в основном частными и платными».

Начальное обучение сменялось обучением в высшей школе. Здесь по-прежнему светские науки распределялись по двум группам: тривиум и квадривиум. В состав тривиума входили грамматика, риторика и диалектика, а квадривиум состоял из геометрии, арифметики, музыку и астрономии. Также в стороне не оставалось и богословие.

Центром культуры и образования являлась столица Византии - Константинополь. В Константинопольском университете (Магнаврская высшая школа) велась подготовка светских и духовных должностных лиц Византийской империи. Временем основания этого университета является 855 г. или 856 г., первым ректором школы является Лев Математик (около 790 - около 870), византийский математик и механик. Во время правления Константина IX Мономаха (годы правления - 1042-1055) в университете создаются два отделения - права и философии. Руководителем философского отделения был назначен Михаил Пселл (1018-1078), который являлся автором многих философских и исторических трудов. Михаил Пселл почитал труды Платона и считал его мировым мыслителем. Преподавателем права являлся крупный юрист, друг Михаила Пселла - Константин Лихуд, который позже стал патриархом Константинопольским. Учащиеся изучали греческую науку, но юристы основательно изучали и латынь.

Наряду со светскими учреждениями с конца XI века действовала Патриаршая академия, которая была учреждена Алексеем I Комнином (1056/1057 -1118). В этой академии преподавали самые видные представители византийской культуры. Преподавание велось коллегией 12 учителей, часть из которых разъясняли Библию, а другие - преподавали риторику.

Теперь о Византийской науке. Византийские ученые проявляли интерес к самым разным наукам, которые были недифференцированными. Они осваивали и развивали уже полученные ранее знания, а не занимались разработкой новых теорий и концепций.

Богословие также играло важную роль в развитии науки, многие труды византийских ученых носили церковно-религиозный характер. В ранний период развития науки внимание богословов было направлено на выработку православного вероучения и на борьбу с ересью и язычниками. Учителями церкви являлись Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, которых еще называют «Великими Каппадокийцами».

Фотий (около 820-896) - Константинопольский патриарх, крупный знаток древней литературы. Он написал первый библиографический труд средневековья - «Библиотека» (иначе «Мириобиблион»), «где собраны сведения о 280 произведениях древнегреческих и византийских авторов, причем несколько десятков из этих сочинений известно нам только по описанию Фотия». Также его перу принадлежат обширный словарь «Лексикон», богословские трактаты и письма.

Арефа Кесарийский (861- 934) - архиепископ Кесарийский, ученик Фотия. Он является автором комментария к Апокалипсису (последняя книга Нового Завета), по его заказу были переписаны сохранившиеся до нашего времени списки Платона, Евклида и других античных авторов.

Развитию науки в Византии способствовали труды императора Константина Багрянородного (905 -959). На базе византийских архивов он вместе со своими помощниками написал несколько трудов: «О фемах» (сведения о географии Византии), «О церемониях» (сведения о дворцовой жизни), «Об управлении империей» (история соседних народов и их взаимоотношения с Византийской империей).

Византийцы достигли значительных успехов в медицине, они обобщали практический опыт в медицине и совершенствовали диагностику. «В XI веке появляется ряд работ по медицине и фармакологии, среди которых особенно значительным был трактат Симеона Сифа «О свойствах растений». Сиф опирался не только на античную традицию, но и на личный опыт и на арабскую медицинскую литературу».

Также в Византии получила развитие химия. Византийцы знали рецепты изготовления стекла, керамики, различных эмалей и красок. Византийцами впервые был употреблен «греческий огонь» - это зажигательная смесь, дающая не гасимое водой пламя.

В XII веке получает развитие астрология, благодаря дипломатическим связям расширяются знания в области географии и этнографии.

После создания юридического факультета появляются и успехи в юриспруденции. Правоведы XI- XII веков издают сборники императорских постановлений и комментарии к старым сборникам. В XII веке появляется ряд комментированных сборников канонического права.

Итак, образование в Византии не было всеобщим, образование получали в основном горожане и представители привилегированных слоев населения. Образование способствовало карьерному росту и позволяло занять более высокое положение в обществе. Не смотря на церковно-религиозный характер, уровень развития науки и образования в Византии в этот период был выше, чем в других средневековых государствах.

Восточная Римская империя явилась преимущественно греческим государством, в подавляющем большинстве христианским, и надолго пережила Западную империю.

Название империи «Византийская» (от названия города Византий, на месте которого император Константин I Великий заложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохи Возрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ее Римской. Несмотря на достаточно сомнительный выбор названия, термин «Византийская империя» широко используется в современной исторической науке.

Сами жители восточной Римской империи называли себя «ромеями» (ρωµαίοι), то есть «римлянами», а империю – «Ромейской» или «Романией» (Ρωµανία).Западные современники называли её «империя греков» из-за решающей роли в ней греческого населения и культуры. На Руси её также обычно называли «Греческим царством».

Византийская наука оказала мощное воздействие на многие соседние страны и народы. Духовная жизнь в Византии носила сложный, противоречивый характер, сочетавший античные языческие традиции и христианское миропонимание, что отразилось на путях развития византийской науки.

Несмотря на то, что христианство в империи ромеев было признано государственной религией, сохранялось глубокое уважение к знаниям античной философии, поскольку в сознании византийцев важнейшую роль играла их связь с греко-римским античным миром.

В то время, когда варварская Западная Европа вступила в «темную ночь Средневековья», Восточная Римская империя оказалась единственным очагом цивилизации и культуры во всей Европе, обеспечивая более высокий социально-экономический и культурный уровень на территориях, попавших в сферу ее влияния.

Наука в Византии была сложным образом взаимосвязана с христианским учением. При этом особый интерес был направлен на античную философию, и попытку ее развить.

Византийское научное мышление складывалось в противоречивой обстановке утверждения христианского миросозерцания на основе этических и естественно-научных воззрений античности.

Таким образом, наука базировалась на двух различных картинах мира: языческого эллинизма, с одной стороны, и официальной христианской доктрины, с другой.

Для византийской культуры в целом характерно стремление к систематизации, что свойственно христианскому мировоззрению вообще, а также обусловлено влиянием греческой античной философии, прежде всего Аристотеля, задавшего тенденцию к классификации.

В Византии создаются труды обобщающего характера, в которых происходит классификация и систематизация всего, что было достигнуто к этому времени в науке. Основные интеллектуальные усилия византийских ученых заключались в формальном изучении вновь переписываемых текстов, их компиляции, фиксации уже достигнутого, что приводило к энциклопедичности.

Велась большая работа по систематизации и комментированию античных авторов. Составляются энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине, собирается богатый этнографический материал о жителях сопредельных стран.

Науку в Византии понимали в соответствии с античной традицией как умозрительное знание, в противоположность практическому, эмпирическому знанию, считавшемуся ремеслом.

Следуя античному образцу, под названием философии были объединены все науки – математика, естествознание, этика грамматика, риторика, логика, астрономия, музыка и юриспруденция и др. Иоанн Дамаскин разделял философию на теоретическую, касающуюся знания, и практическую, относящуюся к добродетелям. В теоретический раздел он включал физику, математику, и теологию, а в практический раздел – этику, экономику (бытовая этика) и политику. Логику он считал инструментом философии. Иоанн Дамаскин дал систематическое изложение философско- логических понятий, а также космологических, психологических и других научных сведений на основе античных сочинений.

Нельзя сказать, что византийские ученые занимались лишь пассивной обработкой античного наследия. Не ограничиваясь простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие века, в ряде отраслей византийцы совершили определенные шаги вперед. Например, Иоанн Филопон пришёл к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести; Лев Математик впервые применил буквы в качестве алгебраических символов. С ростом провинциальных городов, подъемом ремесленного производства большее значение стало отводиться развитию знаний, направленных на решение практических задач в области медицины, сельского хозяйства, строительства. Успешно развивались кораблестроение, архитектура, добывающая промышленность. Происходит накопление практических знаний, вызванных потребностями мореплавания, торговли.

Развиваются естественные науки, что сопровождается расширением представлений о природе. Подъем научных знаний связан с зарождением рационализма в философской мысли Византии. Представители рационалистического течения в византийском богословии и философии пытались примирить веру и разум, так же как и западноевропейские схоласты. В стремлении сочетать веру с разумом они заявляли, что для приближения к постижению Бога необходимо изучать окружающий мир, созданный им, поэтому вводили в теологию естественнонаучные знания. Рационализм сопровождался новым этапом осмысления античного наследия. На смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит изучение причинности явлений в природе и социуме.

Одной из наиболее ярких фигур рационалистического течения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаны стремлением освоить и использовать античное наследие, обеспечить ему достойное место в системе христианского мировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностей христианского учения, Пселл использует высказывания о природе души Платона, Аристотеля, Плотина. Пселл занимался проблемами естествознания, космологии. Причем в вопросы естествознания у Пселла теология почти не вмешивается. По его мнению науки должны взять от математики ее числовой метод и геометрическое доказательство, которые обладают свойством логически принуждать к признанию положений истинными или ложными.

Идеи рационалистов были осуждены церковью, и не получили в Византии широкого распространения. В отличие от западной Европы рационализм не стал ведущим направлением в византийской богословской и философской мысли.

Несмотря на общую умозрительную традицию, восходящую к античности, практической науке в Византии удалось достичь определенных результатов в решении многих утилитарных задач, что долгое время обеспечивало материально-техническое превосходство империи. Наиболее знаменитый в литературе пример – используемый в военном деле так называемый «греческий огонь», представлявший собой смесь нефти и серы. В империи активно развивалось горное дело как отрасль науки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки, извлечения из недр и первичной обработки полезных ископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период, в Византии добывались строительные, отделочные и полудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь, свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово. Степень развития металлургии – важный показатель технико- экономического уровня страны, поскольку представляет собой очень обширную область экономики, науки и техники, охватывающую процессы получения металлов, изменения их химического и физического состава и придания определенных форм. В Византии производились медь, олово, свинец, ртуть, окись цинка, серебро и золото. Цветные металлы и их сплавы применялись в судостроении, сельском хозяйстве, ремесленном производстве, военном деле. Производство черных металлов – чугуна, стали, железа, являлось ведущей отраслью византийской экономики, наряду с сельским хозяйством.

Характерной чертой византийского производства, городского ремесла являлась всеобъемлющая государственная регламентация. С одной стороны, поддержка государства обеспечивала защиту ремесленных корпораций, наличие государственных заказов, безопасность на дорогах и в городах империи, с другой, цехи теряли свою самостоятельность и попадали под строгий контроль центральной власти, что вело к потере инициативы, застою в развитии.

Противоречивые последствия для развития и внедрения практических знаний имела и установка византийцев на сохранение античного наследия. Первоначально она позволяла вплоть до XII века оставаться Византии самым передовым государством в Европе в области производства керамики, стекла, строительства, кораблестроения и проч. Но со временем жесткая ориентация на сохранение античных традиций неизбежно стала тормозом технического развития, и постепенно наметилось отставание большинства византийских ремёсел от западноевропейских.

Образованию в империи отводилось особое значение. Правление Юстиниана I ознаменовалось борьбой с язычеством, в частности, в 529 г. он закрыл платоновскую академию в Афинах, где язычники изучали и преподавали классическую греческую философию. Было запрещено вести преподавательскую деятельность язычникам, евреям и еретикам. Но, несмотря на преследования преподавателей-язычников, потерю ими существовавших ранее привилегий, учебные заведения продолжали работать.

Константинопольский университет занимал ключевое место в культурной жизни государства, представляя собой крупнейший образовательный и научный центр. На протяжении всей истории Византии ее жители в сравнении с жителями средневековой западной Европы в целом были существенно более образованными. Византийские школы являлись важнейшим источником знаний об античности. Конечно, постепенно церковная литература проникала в образовательные программы светских учебных заведений. Но, несмотря на преподавание некоторых церковных дисциплин, школы оставались светскими, а сама система образования, особенно в начальной школе, была очень близка к античной. Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Для лучшего понимания античных работ учащимся давали сведения по античной истории и мифологии.

В трактате «К юношам о том, как с пользой читать языческих писателей» Василий Кесарийский, хотя и призывает с осторожностью относиться к чтению произведений античных авторов и толковать их в свете христианской морали, но считает эти произведения безусловно полезными. Интересно, что тетради византийских школьников обнаруживают определенное сходство с античными учебниками. Учащиеся переписывали те же выдержки из древних мифов, те же сентенции, что и древние эллины. Отличия заключаются лишь в том, что в византийских тетрадях, кроме обычных упражнений, иногда появляются стихи из Псалтири, а также в обращении к Богу в начале первого листа и нарисованном кресте в начале каждой страницы.

Школьный курс состоял из изучения грамматики, риторики, философии, математики, юриспруденции и музыки. Включение в школьные программы музыки, или гармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой, которая наряду с математикой и астрономией помогала познавать вечные законы Вселенной. При этом исследовались не только количественные свойства звуков, но и их физическая природа. В изучении математики в качестве основного пособия использовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы. Как учебные руководства применялись «Арифметика» Диофанта, «Начала» Евклида, «Метрика» Герона Александрийского. В изучении астрономии как науки о числах, прилагаемых к движущимся объектам, применялся «Альмагест» Клавдия Птолемея. Его же труд «Четверокнижие» использовался как пособие по астрологии, которая также была включена в программу преподавания. В VII в. более популярным стал учебник Павла Александрийского «Введение в астрологию».

Важная роль отводилась риторике. Ее считали средством развития и совершенствования личности. Сословных ограничений на получение риторического образования не существовало, однако им могли овладеть лишь те, кто был способен оплатить достаточно дорогое обучение в школах риторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, который ставился выше других ораторов. Начальные школы в империи функционировали не только в городах, но и в сельской местности. Высшее образование можно было получить только в крупных городах. Основным центром просвещения в государстве был Константинополь.

В 425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе был создан университет. Было определено число преподавателей в нем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2 преподавателя права и 1 философ. Они считались государственными чиновниками и получали жалованье из императорской казны.

Феодосий специальными государственными актами обеспечил задачу контроля государства над студентами. Каждый студент был обязан представить документальное свидетельство о происхождении, о состоянии его родителей, требовалось указать науки, которыми он намерен обучаться, адрес проживания в Константинополе.

Нередко императоры не только оказывали содействие в развитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VI Мудрый известен как ученый, написавший большое число светских и богословских сочинений. Кесарем Вардой была учреждена школа в Магнаврах, руководителем был назначен крупнейший ученый своего времени Лев Математик. Школа располагалась во дворце, в ней обучали философии, грамматике, геометрии и астрономии.

Разносторонними познаниями отличался император Константин VII Багрянородный. По его распоряжению и при непосредственном участии были составлены многие энциклопедии (около полусотни) по различным отраслям знаний.

Император Константин IX Мономах создал две школы: философии и права. Император лично посещал занятия, слушал и конспектировал лекции. Руководителем философской школы был назначен Михаил Пселл. Лекции он начинал с «Логики» Аристотеля, после этого переходил к его «Метафизики», и завершал курс толкованием произведений Платона, которого считал наиболее значительным мыслителем и даже ставил на один уровень с Григорием Богословом.

Покровительственное отношение императоров к образованию и науке объяснялось не только и не столько их любовью к знаниям, сколько практическими соображениями, так как успешное функционирование византийского государственного аппарата требовало наличия грамотных и образованных людей в административной структуре управления.

Образование служило не для того, чтобы получать определенные знания и информацию, и, в дальнейшем, генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бы занять место в бюрократической структуре, соответствующее определенной квалификации.

Познавательная мотивация в византийском обществе была слабой, знания не были самоцелью, они были подчинены принципам функционирования бюрократической машины. Высокая квалификация государственных служащих долгое время обеспечивала преимущество Византии в сравнении с Западной Европой.

Не только светская, но и церковная администрация в значительной степени состояла из тех, кто успешно окончил школу. Выпускники школ, независимо от социального статуса их родителей, могли стать чиновниками императорской или церковной канцелярии. Родители не жалели денег для того, чтобы оплатить своим детям преподавателей. (При этом сами преподаватели обычно получали также жалование от государства.) Теоретически существовал свободный доступ к самым высшим должностям государственного аппарата, поэтому учился каждый, кто имел на это деньги.

Разветвленный бюрократический аппарат для своего успешного функционирования нуждался в образованных и грамотных людях, в связи с чем, светское образование приобретало особую значимость. Это объясняет, почему Византийские школы, в отличие от западноевропейских, не были подчинены церкви.

Конечно, наряду со светскими школами существовали и церковные учебные учреждения. С IX века, например, существовала духовная школа (патриаршая академия), программа обучения которой была сосредоточена на толковании священных текстов. Но учащиеся также изучали риторику и другие светские науки.

Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византии была подвергнута огосударствлению, а организаторские и управленческие функции взяла на себя бюрократия. Административные предписания в области науки и производства информации становятся одним из критериев истины, которая, должна соответствовать формальным требованиям, контролируемым бюрократией.

Бюрократизация и государственная регламентация имели двойственные последствия, и, в некоторых случаях, способствовали развитию византийской науки и образования, а в других условиях становились препятствием их развития. Чрезмерная формализация стала характерной чертой византийской науки, бюрократизация привела к ее окостенению.

Доминировало утилитарное отношение к науке: ее цель – обучение студентов и обработка ранее полученных знаний. Господствовала установка, согласно которой научную мудрость можно обнаружить в античном прошлом, прямыми наследниками которого считали себя византийцы.

В результате формализованное античное наследие превращалось в причину стереотипного мышления, не дающего развития оригинальному научному творчеству. Античные классики, а также Библия, составляли совокупность всего необходимого знания.

Основой познания являлась традиция, которая, по мнению византийцев, обращалась к сущности, в то время как опыт позволял ознакомиться лишь с поверхностными проявлениями окружающего мира.

Эксперимент и научное наблюдение были развиты слабо. Идеи, которые не могли быть подтверждены книжным авторитетом, воспринимались как бунтарские.

С XIV века постоянно усиливалось давление на Византийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года пал Константинополь. Этот черный день знаменовал конец Византии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали и берегли науку античного прошлого.

Политический упадок Византии привел к активной трансляции научного опыта на Запад, что стало важнейшим фактором, подготовившим западноевропейское Возрождение.

Вопросы

1. Античное наследство и христианская идеология в Византии.

2. Особенности византийской науки.

3. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин.

4. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл.

5. Материально-технические достижения Византии.

6. Образование в Византии.

В Византии с необыкновенным уважением относились к зна­ниям, образованию и науке, хотя науку по античному образцу понимали как чисто умозрительное знание (в противоположность опытному, практическому знанию считавшемуся ремеслом). В Ви­зантии, в соответствии с античной традицией, все науки объединились под именем философии -это были науки теоретические: богословские, математика, естествознание и практические: этика и политика, а также -грамматика, риторика, диалектика (логи­ка), астрономия, музыка и юриспруденция.

В ранний период в Византии сохранялись старые центры ан­тичной образованности -Афины, Александрия, Антиохия, Бей­рут, Газа. Особое внимание уделялось развитию отраслей знаний, которые обеспечивали нужды практики: медицинской, сельскохозяй­ственной, ремесла, строительства. Была проделана большая работа по систематизации и комментированию античных авторов. Посте­пенно складываются новые научные центры. Так, в Константинопо­ле в IXв. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045г. - своего рода университет с юридическим и философским факуль­тетами и медицинской школой. Однако православная церковь на­чала активно приспосабливать классическую систему образования к своим интересам, пытаясь воздействовать на нравственное вос­питание юношества в духе христианской морали. Возникают бо­гословские высшие школы (Богословские академии). В них наря­ду с теологией большое внимание уделялось светским наукам.

С установлением христианства Византийские богословы, вер­ные традициям античной философской мысли, сохранили утончен­ность диалектики греческих философов. Развитие же естественно­научных знаний сковывалось преобладающим методом познания, основанном лишь на систематизации и интерпретации античного наследия. На развитие науки в целом оказывала влияние библей­ская концепция мироздания.

В Византии, как ни в одной другой стране средневекового ми­ра, были устойчивы традиции античной историографии. Труды большинства византийских историков по характеру изложения, языку, композиции уходят корнями к классикам греческой исто­риографии -Геродоту, Фукидиду, Полибию. С VI-VIIвв. изве­стны труды Прокопия Кессарийского, Агафия Миринейского, Менендра Феофилакта, Смокатты. Наиболее выдающийся -Прокопий Кессарийский. Его главные труда -«История войн Юстини­ана с персами, вандалами, готами», «О постройках Юстиниана».

XI-XIIвека -время расцвета собственно византийской ис­ториографии. Появляются авторские, эмоционально окрашенные сочинения Михаила Пселла, Анны Комниной, Никиты Хониаты и др., где историки из регистраторов фактов превращаются в их истолкователей. Исторические хроники приобретают черты исто­рического романа, что отвечало новым эстетическим вкусам об­ретшим права гражданства.

В византийской литературе наблюдаются два направления: од­но в основе имеет античное наследие, второе отражает христиан­ское мировоззрение. В IV-VIвв. широко распространены антич­ные жанры: речи, эпиграммы, любовная лирика, эротические по­вести. С конца VI -нач. VIIвв. зарождается церковная поэзия (гимнография), виднейшим представителем которой был Роман Сладкопевец. В VII-IXвв. большую популярность приобретает жанр назидательного чтения -жития святых,

С Х века государственные деятели, писатели и ученые начи­нают собирать, систематизировать, сохранять античное наследие. Так, патриарх Фотий составил сборник отзывов с 280произведе­ниях античных авторов с обстоятельными выписками из них, пол­учивший название «Мирнобиблион». Как уже было сказано, ви­зантийцы достигли значительных высот и в области богословия.

Философия в Византии строилась на изучении и комментиро­вании античных философских учений всех школ и направления, особенно учений Платона и Аристотеля. Византийская философия XIV-XVвв. обнаруживает родство с западноевропейским гума­низмом. Гуманистические идеи отличались от идей исихазма. Гу­манисты проявили уважение к личности, к ее праву на справед­ливость в земной жизни. Они возвеличивали естественные радо­сти жизни: самоуважение, удовольствие от созерцания природы и искусства. Наслаждением считали умственную деятельность.

Наиболее яркие ученые и политические деятели XIV-XVвв. - Феодор, Метохит, Мануил Крисолор, Георгий Гемистплифон, Вис­сарион Никейский. Характерными чертами их творчества было преклонение перед античной культурой.

Итак, культура Византии является закономерным этапом раз­вития мировой культуры. Как и всякая другая культура, она име­ет свои особенности развития.

Византийская культура была открыта многообразным культур­ным влиянием как извне, так и изнутри, из культуры полиэтни­ческого населения империи.

В основе культуры Византии была греко-римская доминанта, однако в процессе своего развития она значительно обогатилась элементами культур многих народов Востока и приобрела неповторимый колорит, отличающий ее от культуры Западной Европы. Многие особенности культуры Византии обусловлены существен­ными различиями между восточной (православной) и западной (католической) церквами. Различия проявлялись как в своеобразии философско-богословских воззрений, так и в догматике, литургии, обрядности, в системе христианских и эстетических цен­ностей. Византия сохранила государственные и политические док­трины Рима (устойчивая государственность и централизованное управление). Доминирующая роль столицы -Константинополя привела к централизации византийской культуры.

Перечисленные особенности способствовали глубокому и ус­тойчивому влиянию Византии на развитие многих стран Европы:

Южной Италии, Сицилии, Далмации, государств Балканского по­луострова, Древнюю Русь, Закавказье, Северный Кавказ, Крым.

Благодаря Византии ценности античной и восточной цивили­зации были сохранены и переданы другим народам. Византийская культура осталась в духовной жизни греческого народа и других православных стран (Болгарии, Сербии, Грузии), а Московская Русь сохранила, усвоила, переработала и развила ее традиции. Культура Византии обогатила европейскую цивилизацию и куль­туру Ренессанса и внесла огромный вклад в дальнейшую историю культуры Европы.

Хронологические рамки Средневековья: сер. V – сер. XV вв. Особенность периода: соприкосновение западной и восточной культур, взаимозаимствование научно-технических и культурных достижений. Специфической традицией средневековой культуры была передача технических знаний и умений по наследству. С ростом населения и городов начинается специализация мастеров и объединение их в цехи, что приводит к массовому производству, в то же время уменьшались возможности для внедрения технических новаций, так как право делать изобретения принадлежало мастерам, а они, используя подмастерьев, не нуждались в усовершенствовании производства.

Технические достижения средневековой Европы и Византии. После гибели античной цивилизации Европа затормозилась в своем развитии. Многое из античного наследия было забыто, утрачены навыки и умения. Ремесленные навыки сохранялись в металлургии, в изготовлении орудий труда и оружия, производившихся в ремесленных мастерских, работавших на новых заказчиков в соответствии с их вкусами. Сохранялись местами античные машины для подъема тяжестей, насосы для перекачивания воды, водяные мельницы, иногда дополненные новыми приспособлениями.

При преобладании ручной техники появлялись и некоторые механические приспособления, затем первые машины. Двигателем служила сила человека и животных, вода, ветер. Для нужд строительства, горнорудного производства требовались подъемные, дорожные, землеройные механизмы (подъемные приспособления, ручные и ножные или педальные станки: токарные, точильные, прядильные и ткацкие).

Первыми машинами можно считать мельницу и часы. Римлянам была известна водяная мельница, использование которой возрождается в Европе с VI в. Эта машина была модифицирована, что позволило увеличить ее КПД. Ее использовали для откачивания воды, как двигатель для работы станков и других механизмов. Позднее, с Востока, проникла ветряная мельница, которую стали использовать сначала в арабской Испании, затем во Франции, Англии, Голландии. Переворот в технике связан с механическими часами, которые стали первым автоматом. Сначала появились колесные часы с боем, в XIII в. используется гиревой механизм с подтяжкой груза, храповик как регулятор хода. В 1335 г. были созданы башенные часы на дворце Висконти (Милан), к XV в. появляются карманные часы.

Часть нововведений стала следствием заимствований у других народов, преимущественно у арабов. К таким новациям относится порох, появление которого привело к созданию производства пороха, разработке технологии гранулирования пороха. Немецкий алхимик Бертольд Шварц создал из селитры, серы и древесного угля порох. Появилось первое европейское огнестрельное оружие. Это оружие изменило способы ведения войны и привело к развитию новых технологий в литейном деле.

В период крестовых походов (1096-1261 гг.) в Европу проникли: технология изготовления красок, бумаги, дамасской стали, рис, сахарный тростник и др. Были организованы новые производства, например, заимствование бумаги (XII в.) привело к появлению собственных мастерских по ее изготовлению. С бумагой связано книгопечатание, создавшее новые возможности для обмена информацией массовое изготовление документов и книг, карт. Был создан комплекс средств для книгопечатания (разборный металлический шрифт; формы для стандартной отливки литер; сплав свинца, сурьмы и олова для литер; пресс с системой его обслуживания). В Европе книгопечатание было введено в 40-х годах XV в. в Германии Иоганном Гутенбергом.

К XI в. на Западе возродилась техника изготовления оконного стекла, искусство мозаики и росписи стен. Особенно славилась Венеция, где было налажено производство стеклянных зеркал, которые экспортировались во все страны Европы. На основе стеклоделия возникла шлифовка линз, а с XIV в. - изготовление оптического стекла для очков.

Прогресс в естествознании и технике связан с развитием городов. Появившись в результате роста производительных сил феодального общества, разделения труда, отделения ремесла от сельского хозяйства, город становится средоточием ремесла и торговли. Города быстро растут из-за массового притока крестьянства, порывающего с сельским хозяйством.

Развитие европейских стран требовало совершенствования всех видов сообщения. Отсюда широкое использование лошади, изобретение стремени привело к распространению верховой езды. Появление хомута позволило использовать лошадь на пашне, вместо быков. Запряженные лошадьми телеги и кареты стали главным средством сухопутного транспорта. Потребности экономики способствовали оживлению морского судоходства. На Средиземном море стали строить вместительные парусные корабли, а изобретение магнитного компаса (XII-XIII вв.) расширило возможности мореплавания.

Из характерных черт архитектуры можно отметить широкое использование обожженного кирпича, черепицы, цемента. Разрабатывается новый архитектурный стиль. В XI-XII веках распространение получает готика, родиной которой стала Франция. Крупнейшим памятником готики является собор Парижской Богоматери. В готической архитектуре изобретена новая конструкция свода, отличающаяся легкостью, ажурностью и многообразием форм.

Закат античной цивилизации в Европе почти не затронул Восточно-римскую (Византийскую) империю. Во многих технических достижениях, из-за более стабильной обстановки и близости с Востоком, Византия опережала Европу. Подхватив традицию античного изготовления кожи «по-пергамски», византийцы наладили производство писчего материала «пергамента», который с VI века заменил папирусные свитки.

В городах при сооружении крупных зданий продолжали исходить из античных традиций. Знаменитой постройкой является Софийский собор в Константинополе. Планировка, строительный материал, технологии, приспособления, система застройки – все хранило черты античного строительного дела.

Византийцы познакомили Европу с шелком, когда им удалось разрушить монополию китайцев. Переработанный в мастерских Константинополя шелк-сырец экспортировался на Запад. Позднее шелковое дело начнем развиваться в Италии и Франции. Но изготовление более дорогих тканей оставалось византийской прерогативой, например, золототканая парча.

Византия славилась ремесленными изделиями, изготовляемыми по античным рецептам: стекло, керамика, мозаичная смальта, эмали и краски. Сохранив военное искусство предыдущей эпохи, византийская армия располагала первоклассной боевой техникой и вооружением, также Византия смогла сохранить боеспособный военный флот. Особенную славу и могущество давало изобретение смеси, известной как «греческий огонь». В его состав входили сера, льняное масло, каменная соль, смола, нефть, негашеная известь, толченый спекшийся песок, деготь и селитра. Византийцы в VII в. соорудили для выплескивания этой жидкости катапульту с тремя настильными фонтанировавшими трубами. Состав «греческого огня» держался в тайне, а это изобретение надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях.

Средневековая наука Европы. Наука Средних веков отличалась от предыдущего этапа, причиной было распространение христианства. Религия являлась доминирующей формой постижения бытия, поэтому в средние века значительных прорывов в науке не произошло. С другой стороны, церкви и монастыри являлись проводниками грамотности и образования. Именно в монастырских библиотеках сохранялось научное наследие. Но эта монополия на ученость и образование провоцировала научное мышление, ограниченное религиозными догмами и склонное к схоластике. Источником познания для средневекового ученого являлось божественное Слово. Наиболее достойной изучения становится наука о божественном, в то время как все остальные науки, подчиняются ей, т.е. становятся «служанками теологии». Но при всех сложностях развития научного знания шло соединение науки с практикой и становление экспериментальной науки. Этому способствовало развитие механики, вызванное эволюцией ремесленного производства и зарождением мануфактур.

Едва ли не самыми значительными науками в этот период были алхимия и астрология, хотя они противоречили христианству. Алхимики Западной Европы пытались превратить обычные металлы в драгоценные и получить эликсир молодости. В процессе поиска чудесного средства были открыты или усовершенствованны способы получения стекла, эмали, красок, лекарств. Алхимия положила начало появлению химии как науки. Родиной алхимии был Восток, европейцы познакомились с ней через арабов, захвативших испанские территории. Идеи арабских ученых подхватили исследователи ‑ Альберт Великий, Роджер Бэкон, Арнольд из Виллановы, Раймонд Луллий и др. Они умели химически разделять вещества на составные, осуществлять возгонку, очищение, последовательное соединение исходных реактивов в более сложные вещества. В итоге сложились технологии и навыки получения ряда химических веществ, нашедших применение в быту и производстве: кислоты, спирт, эфирные масла, зажигательные составы, мыло из смеси жиров с моющими ингредиентами, порох и краски.

После крестовых походов с Востока стали проникать научные идеи и воззрения. Труды арабских ученых переводили на латинский язык. Латынью пользовались при написании документов, составлении отчетов, писем и научной литературы, латынь была общеевропейским «научным» языком. Однако применение латыни способствовало тому, что долгие годы эта литература была достоянием привилегированной верхушки феодального общества.

В конце XII – нач. XIII в. популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты. В Средние века университеты называли studium, что значило учебное заведение с универсальной программой. В основе образования лежало три основных направления: владение словом (красноречие, искусство убеждения, искусство толкования текста ‑ грамматика, риторика, диалектика); построение связной и достаточно наглядной картины мира в рамках христианского вероучения (теология); обоснование праведной жизни (этика, экономика, право, политика). Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было 4 факультета: общеобразовательный (факультет искусств); медицины; права; теологии. Первые университеты Европы образовались в Болонье, Париже, Оксфорде.

В Византии античная традиция никогда не прерывалась. Рукописи античных авторов собирались, из них делались выдержки, через Византию сочинения греческих авторов распространялись в восточные страны. К образованию, знанию и науке византийцы относились с уважением. Многие императоры хотели считаться просвещенными, поэтому оказывали покровительство ученым и помогали сохранять наследие античной науки. Но церковь вывела на видное место в системе знаний богословие, что ограничивало развитие наук. Но были исключения, например, деятельность византийского ученого Льва Математика привела к закладыванию основ алгебры, появлению передовых идей, в частности светового телеграфа и хитрых механизмов для императорского дворца в Константинополе. В середине IX в. под его началом была открыта высшая школа. Преподаватели этой школы стали собирать хранившиеся в монастырях старинные книги. Знаменитый грамматик Фотий составил сборник с пересказами 280 античных рукописей.

В средние века изменяется сознание человека, возникает идея, что человек – господин мира, и он может этот мир переделывать под свои нужды. Происходит отход от созерцания к эксперименту и практике. Начинается систематизация и классификация знаний, появляются энциклопедии. Тягу к знаниям поощряли средневековые школы и университет, все это привело к высокому уровню умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья.

Итого:

При определенной однобокости развития европейского общества и гибели Византийской империи в XV в., достижения цивилизации Средних веков в области техники были велики. Важным рубежом явились X-XI вв., связанные со становлением городов как центров ремесленного производства и торговли. Новый рывок в развитии производительных сил сделан в XIV-XV вв., когда технические достижения распространились по континенту, а прогресс ремесла подталкивал развитие сельского хозяйства.

Средневековая наука уступала античной, но постепенно в ней стали развиваться прогрессивные тенденции. Определенную роль играли открытия, которые находили применение в производстве. Например, книгопечатание сыграло революционизирующую роль, став важным фактором технического, социального и интеллектуального прогресса. Наряду с ткацкими станками, мельницами и оптическими приборами часы образовали технический фундамент, на котором стала зарождаться «систематическая экспериментальная наука». Основными итогами развития науки и техники в средневековье являются: соединение науки с практикой, развитие механики, развитие ремесленного производства и появление мануфактур. Расширяется сфера применения водяных и ветряных мельниц. В военном деле применяют метательные, стенобитные и осадные башни, зажигательные и взрывчатые средства, порох, огнестрельное оружие. Совершенствуется производство бумаги, разрабатывается алфавит, печатаются книги.

Таким образом, в средние века в Европе количество изобретений и открытий увеличивалось в нарастающем темпе, формировались квалифицированные технические кадры. Несомненно, что технические достижения средневековья обусловили развитие научной мысли в эпоху Возрождения.

Введение……………………………………………………………2

    Особенности средневековой науки………………………..5

    Византия – хранительница древних знаний……………...7

2.1 Научные знания…………………………………………….….7

2.2 Образование…………………………………………………...11

2.3 Технические достижения………………………………………16

3. Лев Математик……………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………..24

Список источников…………………………………………………..25

Введение.

Актуальность темы.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что с начала V века наука начала свой нелегкий путь в век знаний и изобретений. В ее важнейших областях произошли удивительные открытия, были проведены различные исследования на основе соединения науки с техникой.

В нашей современной жизни стало обыденностью электричество, автомобили, да чего уж там говорить, книга - что может быть проще, листы бумаги с набранным текстом. А ведь несколько столетий назад, чтобы напечатать книгу требовалось приложить немало усилий и времени. Средневековье - так эта эпоха называется. Эпоха начала ведущих достижений в области науки и техники. От этой эпохи дошли до нас и поэтические произведения, в которых народы запечатлели свой гений, замечательные памятники народного творчества великолепные громады готической архитектуры, чудесные, прекрасные художественные и поэтические создания Ренессанса, первые успехи пробуждающейся научной мысли. Эта эпоха дала нам ряд великих людей, которыми гордится человечество. Такие как Коперник, Галилео, Бруно, Браге, Ньютон. Все эти и многие другие выдающиеся личности, своей жизнью и деятельностью ускорявшие прогресс человечества, принадлежат средневековью. Великие технические изобретения, сделанные в средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики и культуры, в том числе и на развитие науки. Таким образом, средние века внесли свою, и немалую, долю в общую сокровищницу материальных и духовных ценностей всего человечества.

Историография темы.

Основателем византиноведческих исторических исследований в России является Василий Григорьевич Васильевский (1838–1899). Никодим Павлович Кондаков (1844–1925) стал основоположником исследований в области византийской археологии и истории искусств. Федор Иванович Успенский (1845–1928) оставил большой обобщающий исторический труд – монументальную «Историю Византийской империи». В XX веке был издан фундаментальный 3-томный труд «История Византии» (под ред. Академика С.Д. Сказкина. М.; Л., 1967), где нашли отражение темы, связанные с византийской культурой и историей Церкви. Коллективная 3-томная работа «Культура Византии». (М., 1984, 1989, 1991) фактически подвела итог развития отечественного византиноведения.

Целью моей работы является изучение особенностей византийской науки.

Основные задачи:

    рассмотрение основных черт средневекового мировоззрения;

    знакомство с естественно – научными достижениями византийской науки, образования;

    определение роли технических достижений в становлении современной цивилизации.

Краткое содержание.

В своей работе я определил особенности развития Средневековой науки, в общем, и византийской – в частности. Рассказал о достижениях ученых в области астрономии, географии, зоологии, ботаники, химии, медицины и др. Уделил внимание незаурядной личности ученого Льва Математика, который положил начало алгебре, изобрел световой телеграф, много других хитроумных механизмов. Перечислил многочисленные технические изобретения византийцев. Рассказал о системе образования в Византии. Сделал вывод о значимости достижений византийской науки в становлении современной цивилизации.

В результате исследования я пришел к выводу , что технические изобретения, сделанные в средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики и культуры, в том числе и на развитие науки. Долгое время средневековье характеризовали как период духовного упадка, период между великими эпохами: античностью и возрождением. Но без этого времени, без его открытий и технических усовершенствований, наступление нового времени было бы невозможно. Технические успехи возрождения стали возможными в результате использования и развития изобретений и открытий средних веков, которые взятые вместе раскрыли перед Европейцами большие возможности управления и, в конечном счете, понимания мира, чем они могли бы получить от классического наследства.

Особенности средневековой науки.

Европейское средневековье долго считалось эпохой дикости, невежества и технического застоя. Между тем, именно этой эпохе человечество обязано таким выдающимся достижениям, как изобретение книгопечатания, механических часов, массовому внедрению в производство водяных мельниц, разработки технологий дальнего мореплавания и многое другое, без чего были бы невозможны ни географические открытия XVI в., ни научная революция XVII в., ни промышленная революция XVIII в..

Наука в средние века, как и в любой другой период своей истории, существовала одновременно в двух ипостасях: в виде безличной системы знаний о мире и как одна из сфер духовной жизни общества. В качестве последней она не могла не подвергнуться воздействию других сфер общественной жизни.

Говоря о социокультурном влиянии на науку, следует различать влияние двоякого рода. Изменения в способах производства, технические усовершенствования, сдвиги в социальной структуре, рост народонаселения, развитие коммуникаций, политические и идеологические движения оказывают сильнейшее влияние на науку, поставляя ей проблемы для исследования, фокусируя внимание ученых на решении тех или иных задач и одновременно предопределяя социальную организацию научных исследований, предпосылки и условия научной работы.

Поскольку христианство определяло систему ценностных ориентаций, характерную для средневекового общества, оно накладывало свой отпечаток на любой вид деятельности, в том числе и на само отношение человека к труду. Средневековый ученый в Западной Европе - это, как правило, монах или клирик. Почти все авторы натурфилософских трудов писали сочинения на богословские темы. Естественно, что человек, одновременно являвшийся и богословом и ученым, был способен перенести формально-упорядочивающие принципы и интуиции, выработанные в рамках одной системы знания, в другую, подобно тому, как одни и те же методы математики используются в настоящее время в разных дисциплинах.

Динамичное развитие технических усовершенствований, введение и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве новых технологий не могло не сказаться на духовном климате средневековья, в том числе и на научном творчестве. Но это влияние не было прямым. Наука в средние века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышление, при непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко - эксперимента, видела свою роль не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания. В этом отношении средневековая наука была антиподом как науки нового времени, так и средневековой техники. Поэтому не технические достижения и проблемы не имели непосредственного влияния на средневековую науку, не она, в свою очередь, не оказывала сколько-нибудь заметного воздействия на развитие техники. Но опосредованное влияние техники и технологии на развитие науки было огромным. Во-первых, были созданы предпосылки для расширения социальной базы науки. Слой буржуазии, растущий в процессе урбанизации Европы, оперативно утилизируют технические нововведения. Благосостояние населения, несмотря на затяжные периоды экономического спада, возрастают. Все это постепенно подготавливает условия для последовавшего в XVI - XVII вв. взрыва научной активности. Во-вторых, создавалась особая атмосфера предприимчивости, формировались новые практические установки по отношению к природе, новые ценностные регулятивы.

Византия – хранительница древних знаний.

Научные знания.

Все важнейшие отрасли знания в Византийской империи в основном продолжали и развивали наследие классической Греции эллинистического и римского периода; этому наследию придавалась богословская направленность или же оно перерабатывалось в соответствии с христианским вероучением. Развитие научной теории, однако, приостановилось: ведь основой античной науки являлась философия, которая в средние века уступила место богословию. В силу того, что «мировоззрение средних веков было по существу теологическим», а «церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления», светские науки обычно принимали в Византии, как и повсеместно, в средневековье, богословскую окраску; сведения по естествознанию, географии, математике, истории зачастую можно найти в богословских сочинениях. Особенность средневековых наук состояла также в том, что редко кто из мыслителей (то же имело место и в древности) ограничивался какой-либо одной областью знания: большинство занималось наукой в широком смысле слова; многие писали сочинения по философии, богословию, математике, медицине - словом, по ряду наук, позднее дифференцировавшихся.

Математические расчеты широко применялись в астрономии, которая имела первостепенное значение для навигации и при определении календарных дат, необходимом, например, для исчисления налогового обложения, а также для церковной хронологии. Летописцам важно было определить год «сотворения мира», от которого велся счет всей светской и богословской исторической хронологии; кроме того, духовенству требовалось знать точные даты главных событий жизни Христа (его рождение, крещение и пр.), к которым приурочивались церковные службы и праздники. Самым значительным из последних был праздник пасхи: в соответствии с ним устанавливались дни празднования многих событий церковного года. Специальные приемы вычисления времени этого наиболее чтимого в церковном календаре праздника являлись довольно сложными. Они были связаны с серьезной математической обработкой результатов астрономических наблюдений. В сфере космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии и в IX в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Значительных успехов достигли византийские ученые в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт.

Учеными сочинениями по географии в глазах византийцев были только описания земли, составленные античными авторами, например Страбоном. Сочинения эти изучались и комментировались на всем протяжении византийской истории. Но для практических нужд государства, церкви и торговли составляются и сочинения другого рода, посвященные описанию земли и современных той эпохе стран и народов. Ряд сочинений принадлежал купцам, описавшим виденные ими страны и собравшим сведения о путях сообщения. Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. В «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова сохранились интересные сведения о животном и растительном мире, торговых путях и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Параллельно с расширением географических знаний шло знакомство с флорой и фауной различных стран, обобщаемое в трудах византийских ученых-естествоиспытателей. К X в. относится создание сельскохозяйственной энциклопедии - «Геопоники», обобщившей достижения античной агрономии.

В Византии рассматриваемого времени появился ряд произведений по зоологии и ботанике. В них либо описывались чудеса животного мира далеких стран (Индии), либо содержались сведения, предназначавшиеся для практических надобностей, связанных с сельским хозяйством.

Химия в IV-VII вв. развивалась наиболее плодотворно в практическом своем применении - поэтому для изучения ее истории важны рецепты, использовавшиеся ремесленниками в процессе производства. Теория химии развивалась в пределах алхимии, считавшейся тайной, священной наукой о трансмутации металлов с целью производства и увеличения объема серебра и золота, а также о философском камне - чудодейственном средстве, которое якобы должно было превращать в золото другие металлы, служило бы панацеей от всех болезней, способствовало продлению жизни. Несомненно, что в ранней Византии были известны специальные знаки для обозначения химических веществ; эти знаки не имели магического характера, но заменяли современные нам химические формулы.

Основой медицинских знаний на протяжении всего существования Византийской империи служили сочинения двух великих медиков древности: Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н. э.) и Галена (131-201 гг.). Извлечения из сочинений этих двух античных авторов входили во вновь составлявшиеся компиляции и сохранились во множестве списков.

Потребности ремесленного производства и медицины стимулировали развитие химии. Наряду с алхимией развивались и начатки подлинных знаний. Здесь сохранялись античные рецепты производства стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь, дающая негасимое водой пламя и даже воспламеняющаяся при соприкосновении с ней. Состав «греческого огня» долго держался в глубокой тайне, и лишь позднее установили, что он состоял из нефти, смешанной с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» на длительное время обеспечило Византии перевес в морских сражениях и во многом способствовало ее гегемонии на море в борьбе с арабами.

Вместе с тем в византийской культуре все больше проявляется стремление приспособить достижения эмпирической науки к религиозным представлениям.

Образование.

Важнейшей особенностью византийского просвещения рассматриваемого периода следует считать постепенную замену унаследованной от эллинистического периода системы языческого образования новой системой, создававшейся под покровительством церкви в интересах монархии. Стараясь искоренить языческое образование и заменить его христианским, церковь в то же время заимствует методику, сложившуюся в течение сотен лет в античной и эллинистической Греции.

Начальное образование состояло из изучения орфографии, основ арифметики и грамматики, под которой разумели ознакомление с произведениями классических авторов, в первую очередь с «Одиссеей» и «Илиадой» Гомера. Со временем наряду с Гомером стали читать книги Ветхого и Нового завета, а особенно тщательно учили Псалтирь, которая в течение многих веков служила первой книгой для чтения не только в Византии, но и на Руси.

За общей начальной ступенью обучения следовало обучение в высшей школе. Светские науки, изучавшиеся в высшей школе согласно предложенной еще Платоном (в его «Республике») системе, распределялись по двум группам, а именно: «тривиум», включавший грамматику, риторику и диалектику, и «квадривиум», состоявший из арифметики, музыки, геометрии и астрономии. Однако, круг византийских научных штудий не ограничивался отраслями знания, входившими в эти циклы. Кроме них, изучали право, медицину, а также богословие.

Высшие учебные заведения контролировались императорской властью. Имелись и частные школы. Согласно традициям, обучение велось устно, урок импровизировался преподавателем. Приблизительно до V в. н. э. сохранялся и принятый в античной Греции прием чтения вслух изучаемого текста. Лишь в V в., в связи с распространением монашества, считавшего молчание одной из высших христианских добродетелей, переходят к чтению про себя. Важнейшим методом обучения был экзегетический метод, т. е. толкование, комментирование сочинений, избранных для изучения.

Особую роль играло юридическое образование, поскольку юристы были очень нужны в государственном аппарате. Право являлось одним из главных предметов преподавания в Афинской, Александрийской и Бейрутской школах.

Уголовное право и судопроизводство не изучались. Метод преподавания был целиком экзегетическим и страдал беспорядочностью и неполнотой. В результате обучения студенты не получали никаких практических навыков.

Развитие филологических наук было тесно связано с потребностями образования, и происходило преимущественно в процессе изучения и комментирования произведений античной литературы, а позднее также - произведений ранней христианской литературы.

Лексикография рассматриваемого периода еще не стала столь важной отраслью знания, как в последующие века. В этой области наиболее интересны двуязычные словари (греко-латинские, латино-греческие, коптско-греческие), составление которых вызывалось потребностями обширных международных связей империи.

В результате Четвертого крестового похода судьбы византийской культуры претерпели существенные изменения. Важнейший центр византийской науки и просвещения - Константинополь, с его старыми традициями и издавна существовавшей высшей школой и библиотеками, был утрачен. Многие жители столицы, принадлежавшие к образованным кругам, бежали в Малую Азию.

Силой обстоятельств, средоточием науки и образования в XIII столетии стала Никея, где, как и в соседних городах Малой Азии, по-видимому, интерес к сохранению традиций византийской культуры не ослабевал.

В XIII столетии современники, говоря об учености, уподобляли древним Афинам не Константинополь, а Никею. Императоры из дома Ласкарисов покровительствовали просвещению и считали необходимым не только выступать в роли меценатов, при дворе которых находили убежище видные деятели науки и литературы, но и сами подвизались на этом поприще. Стремление противопоставить древнюю империю ромеев, хранительницу традиций античной образованности, варварскому латинскому Западу играло в политике этих императоров немаловажную роль.

Феодор I Ласкарис широко практиковал приглашение ученых к своему двору. Он специально поручил Никифору Влеммиду (1197 г. – 1272 г.) - видному ученому и церковно-политическому деятелю - обследовать с целью собирания греческих рукописей, создания библиотек Фракию, Македонию, Фессалию и афонские монастыри и собрать там имеющиеся рукописи. Сам же Влеммид основал школу в Имафийском монастыре, где преподавали такие дисциплины как логика, метафизика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия, богословие, этика, политика, юриспруденция, пиитика и риторика. В учебном процессе использовались специально составленные учебные пособия, представлявшие собой обычно переработку или, говоря точнее, переложение соответствующих сочинений античных писателей и ученых, а также отцов церкви. Влеммид внес не малый вклад в развитие науки, им были составлены учебники по логике, физике и пособия по географии в который входили знания по астрологии, астрономии, богословию.

Таким образом, не только в Никее, но и в некоторых других городах на территории Никейской империи традиции науки и образования не были прерваны.

После восстановления империи, в отвоеванном Константинополе императоры продолжали политику Ласкарисов по сохранению традиций науки и просвещения. Георгий Акрополит получил специальное задание от Михаила VIII Палеолога восстановить систему высшего образования в столице. Сам Акрополит взял на себя преподавание философии Аристотелями математики по Евклиду и Никомаху. Наряду со светскими школами в 60-х годах XIII в. в столице возобновила свою деятельность и школа при патриархии, возглавляемая «вселенским учителем». Главой школы был в те времена «ритор риторов» Мануил Оловол.

Оловол являлся весьма яркой личностью. Мануил Оловол преподавал в школе грамматику, логику, риторику и принадлежал к числу немногих византийцев, владевших латынью.

Об обычном школьном обучении можно судить по жалобам на недостаток средств, на невзнос учениками платы за обучение. По-видимому, занятие должности учителя являлось государственной службой.

Учебные заведения более высокого типа давали учащимся всестороннее знакомство с произведениями античных авторов. Такова была школа выдающегося византийского ученого прогрессивного направления, предшественника западноевропейского гуманизма - Максима Плануда (1260 г. - 1310 г.). Школа Максима Плануда была рассчитана на учеников, имевших уже предварительную учебную подготовку. Большое внимание там уделялось чтению и комментированию классиков, риторике, математике. Интересно, что в этой школе в состав преподавания были включены предметы, ранее в византийских школах отсутствовавшие, - латинский язык и литература.

На закате Византии слава Константинополя как центра науки стала меркнуть. С Константинополем на территории Византии с успехом конкурировал в это время новый центр - столица Морей Мистра.

Последний период развития византийской науки и просвещения характеризуется также развитием юридической науки. К этому периоду относится деятельность известного юриста и фессалоникского судьи Константина Арменопула. Составленное им «Шестикнижие законов» принадлежит к числу популярнейших руководств по праву, неоднократно использовавшихся последующими законодателями в странах Юго-Восточной Европы. «Шестикнижие» получило признание и на Западе. Основой этого юридического памятника явились более ранние источники византийского права, скомпонованные по-новому для удобства пользования в судебной практике.

Технические достижения.

Вот лишь некоторые достижения того времени:

В земледелии стали вводиться пахотные орудия плужного типа с железными лемехами, не только рыхлившими, но и переворачивавшими верхний почвенный слой. Эти орудия назывались сохи-косули. Для уборки урожая применялись косы и серпы, а так же грабли и вилы. Для обмолота - цепы.

Уже с раннего средневековья распространялись водяные, а позднее и ветряные мельницы. Строительство водяных мельниц стало заметным явлением уже в IX в., а начиная с X и по XIII в. темп его все время нарастает. Благодаря этим изобретениям оказалось возможным заставить воду работать не только в обычных мельницах, где мелют зерно, но и приводить в движение различные машины: механические решета для просеивания муки, молоты в кузницах, машины в сукновальнях и сыромятнях. К началу XII в. такие машины получили широкое распространение.

Одной из важных отраслей ремесленного производства был гончарный промысел. Помимо посуды из глины изготавливались приспособления для литейного дела (тигли, формы для литья), строительные и отделочные материалы, а также глиняные игрушки. Изделия мастеров нередко расписывались и покрывались разноцветной глазурью.

Горное дело начало развиваться, подталкиваемое острой нуждой Европы в железе. В качестве сырья для выплавки железа использовалась болотная или озерная железная руда как наиболее доступная и легко поддающаяся разработке. Горное дело развивалось главным образом в сельских местностях и постепенно превратилось в отдельную сферу трудовой деятельности. Появляется особая профессия - ремесленников-горняков, занимавшихся поисками и добычей полезных ископаемых.

Токарные станки раннего средневековья в конструктивном отношении не отличались от древнейших образцов. Но затем потребность в изготовлении значительного количества более сложных изделий заставила искать способы улучшения конструкции станков. Прежде всего, нужно было освободить для работы над изделиями обе руки токаря. Этого достигли введением ножного привода. Устройство его состояло из педали, соединенной гибкой связью с деревянной пружиной. Последняя применялась в двух вариантах: в виде очепа и лука.

Лентоткацкий станок - особая разновидность ткацкого станка, приспособленная для одновременного тканья нескольких лент, на котором осуществляемая ткачом операция над одной лентой воспроизводиться на всех лентах.

Достижения в военном деле были связаны с производством железа. Рыцарь обладал дорогим воинским снаряжением: мечом, копьем, шлемом и кольчугой. На протяжении столетий броневая защита головы совершенствовалась. Если в X - XI вв. носили простой шлем с наносьем (пластина прикрывавшая нос), то позднее появился глухой шлем. Разнообразной формы, снабженный забралом или без него, шлем имел на лицевой стороне прорезь для воздуха и обзора. Боевой доспех завершался щитом. Воин нес его на руке, продетой в укрепленную с тыльной стороны петлю. Ратные доспехи изготовлялись в особых оружейных мастерских. Кольчуга была дорогим доспехом это железная рубаха, составленная из множества колечек диаметром в 1 см, соединенных друг с другом посредством щипцов. Прикрывая голову или оставляя ее открытой, она имела разрез спереди и сзади для того, чтобы можно было сесть на коня. Голени защищались кольчужными поножами. Конные рыцари, искусные в воинском деле, составляли цвет ратной силы. Наряду с "благородным" оружием - мечом и копьем - употреблялось и иное, менее почтенное, но не менее действенное, лук и арбалет.

Производство химических товаров того времени скорее можно назвать промыслом. Обычно это были коллективы с небольшим количеством работников, которые чаще всего носили семейный характер. Уже в период раннего средневековья были развиты солеварение, производство красок, селитры, пороха и лесохимических продуктов (поташ, деготь, смола, древесный уголь). В меньших количествах изготовлялись лекарства и другие химикалии. Из различных красок раньше других (в XI в) упоминается киноварь - сернистая ртуть. Тогда же главным образом для крашения тканей употреблялась красная краска «червец», добываемая из насекомого червеца. Для окраски тканей в красный цвет применяли также растительную краску - марену. Большой известностью пользовалась минеральная красная краска - сурик кашинский. Для желтых красок применяли природную охру, или, как ее тогда называли, «вохру». Растительная желтая краска «шишгель» получалась из крушины. Большой известностью пользовались желтые краски - сандал и шафран. Наиболее распространенной зеленой краской, известной еще в XV в. была ярь, или ярь медянка. В качестве белой краски применяли чаще всего свинцовые белила, упоминание о которых относится еще к XI в. Дефицитной была синяя краска - лазурь, получаемая из редкого минерала лазурита. Темные краски - серые, коричневые и черные - давали богатые дубильными веществами части растений: дубовая кора, чернильные орешки, ягоды черники и др. в смеси с соединениями железа. Для фресок брали «земляные краски», получавшиеся измельчением различных природных минералов, например цветной гальки. Иногда гальку предварительно прокаливали, отчего цвет краски часто менялся. Для получения более ярких тонов к «земляным» краскам прибавляли киноварь, лазурь, ярь-медянку и др.

Краски применяли и в качестве косметических средств, и в качестве лекарственных препаратов - наружных и нередко даже внутренних. Так, к XII в. относятся упоминания о пользовании краской «вапой» для лечения кожных болезней. Упоминалась и мазь против чесотки, изготовлявшаяся из серы, селитры, купороса и яри.

Судоходство и торговля, тесно связанные между собой понятия. С развитием торговли стало необходимо искать кратчайшие пути и возможности доставки товаров, а также развивать технику для перевозки. Наиболее громоздкие грузы переправлялись морем, невзирая на известные опасности подобного путешествия. Важное техническое новшество - килевой руль, укреплявшийся по оси киля - способствовало значительному развитию морских перевозок.

Ког, созданный ганзейскими мореходами, распространился в Европе как наилучшее грузовое судно. Он мог принять в свое объемистое нутро до 200 тонн товара. Оснащенный килевым рулем, длинным килем и квадратным парусом, ког отличался быстротою хода, покрывая в день до 110 миль.

Суда, ставшие более послушными и простыми в управлении, могли выходить в открытое море и перевозить грузы между торговыми городами Италии и портами Северной Европы.

Ради удобства ведения доходов и расходов от торговых перевозок принимается точный календарь. Церковное летоисчисление, в котором новый год начинался то 22 марта, то 25 апреля, было постепенно заменено единым календарем, в котором отсчет времени нового года начинался 1 января. Для того чтобы можно было судить о скорости судов и продолжительности перевозок, торговцы стали делить сутки на часы. В XIV веке на башнях городских ратуш и соборов появились часы.

Наравне с книгой ведения доходов весы и гири составляли главный рабочий инструмент торговца. Весы были нужны, чтобы удостоверится в правильности веса приобретаемого товара, поскольку местные меры веса различались.

Лев Математик.

Лев Математик и Философ - один из самых крупных византийских ученых. Он родился в Константинополе в конце VIII века. Хотя он приходился племянником знаменитому Иоанну Грамматику, учителю императора Феофила и последнему иконоборческому патриарху (в 837–843 гг.), однако вырос, по-видимому, в бедности и не имел возможности учиться у хороших преподавателей. В юности, получив начальное образование и окончив курс грамматики и поэтики, он отправился на остров Андрос, где учился у одного монаха риторике, философии и арифметике, попутно собирал и переписывал книги по окрестным монастырям, занимаясь самообразованием.

Вернувшись в столицу, Лев занялся частным преподаванием, продолжая жить довольно бедно. В начале 830-х гг. один из его учеников, попав в плен к арабам и поразив халифа Мамуна своим знанием математики, сообщил халифу о том, что учился у Льва. Мамун послал Льву письмо, приглашая его приехать к арабам, чтобы научить их всяческой премудрости: "Как по плоду дерево, так по ученику познаем мы учителя. Добродетелью и глубиной познаний превзойдя науку о сущих, ты остался неизвестен своим согражданам, не пожинаешь плодов мудрости и знания и не получил от них никакой чести. Так не откажись прийти к нам и обучить нас своей науке. Если так будет, склонит перед тобой весь сарацинский род, а даров и богатств получишь столько, сколько никто никогда не получал". Однако Математик не захотел покидать родину и, опасаясь держать у себя письмо от врага Империи, сообщил о послании Мамуна патрикию Феоктисту, бывшему в то время хранителем императорской чернильницы. Феоктист сообщил о Льве императору Феофилу (829–842) и тот, пригласив к себе Льва и побеседовав с ним, был восхищен его глубокими познаниями и назначил его преподавателем на государственном содержании в училище для юношей при храме Сорока мучеников.

В это же время, по-видимому, Лев принял участие в благоукрашении дворца, где император хотел сделать всякие диковинки - например, трон с механическими зверями, дерево с поющими птицами. Кроме того, Льву приписывается изобретение способа передавать с восточной границы сигналы разнообразного содержания с помощью специально сделанных часов, которые были поставлены на одно и то же время и одни помещены в приграничной крепости, а другие - во дворце в Константинополе; на каждый из двенадцати часов было назначено свое сообщение (набег врагов, пожар и т.п.), так что в течение часа с помощью цепи огневых маяков сообщение могло дойти до императора.

В 840 г. Лев был назначен архиепископом в Фессалоники (Солунь); по-видимому, именно тогда он постригся в монахи; рукополагал его патриарх Иоанн Грамматик. На кафедре Лев пробыл до 843 г., когда все иконоборцы после торжества православия (11 марта) были низложены, и Философ вернулся в столицу. Хотя этот эпизод говорит о том, что Лев в какой-то момент присоединился к иконоборцам, однако очевидно, что он не был особенно привязан к их доктрине: сохранившаяся проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы, произнесенная им в Фессалониках 25 марта 842 г., показывает, что Лев продолжал чтить иконы, даже присоединившись к еретикам, - добрая половина проповеди посвящена чуду исцеления девочки, в котором иконы играли значительную роль.

Лишившись сана и кафедры, Лев, вероятно, какое-то время занимался частным преподаванием; в частности, у него учился св. Константин-Кирилл, будущий просветитель славян. После 855 г., когда Варда, дядя императора Михаила III, организовал в столице, во дворце Магнавры, Университет - бесплатную высшую школу, открытую для всех желающих, - Лев стал его главой и преподавал философию и поэтику, а ученики Философа руководили другим преподавательскими кафедрами: Феодор по отделению геометрии, Феодегий по астрономии, Комита по грамматике. В эти годы Лев приобрел наибольшую известность: он не только преподавал, но и переписывал и исправлял тексты древних философов и ученых, например, Платона; по-видимому, именно он первым начал употреблять буквы для обозначения цифр. Сохранились также некоторые его астрологические изыскания.

Судя по всему, у Льва был свой кружок учеников, где изучали греческую философию и литературу, занимались стихосложением, писали эпиграммы на произведения античных авторов. Философ имел обширную библиотеку, однако о ее составе теперь трудно судить; с уверенность можно сказать, что у него были творения Платона, Порфирия, роман Ахилла Татия "Левкиппа и Клитофонт", трактаты по механике Кирина и Маркелла, о конических сечениях Аполлония Пергского, по астрономии Феона Александрийского и по геометрии Прокла Ксанфского, а также произведения Птолемея (принадлежавшая Льву рукопись дошла до наших дней и является одной из древнейших известных минускульных рукописей), Архимеда, Евклида. По-видимому, именно благодаря Льву некоторые из этих рукописей дошли до нас: он был одним из первых, кто начал в IX в. переписывать древние научные и философские книги и тем самым посодействовал сохранению многих произведений античных авторов. За любовь к наследию античности Лев даже получил прозвище Эллин.

Кроме проповеди на Благовещение, до нашего времени дошли научные заметки Льва и некоторые эпиграммы.

Лев также прекрасно знал и тексты Священного Писания, и творения отцов Церкви, как например св. Григория Богослова - в своей проповеди на Благовещение он цитирует его целыми выдержками.

Многие тогда поражались его мудрости и тому, как он превзошел все науки, и вот, как передают, он сказал одному из своих близких: "Грамматикой и поэтикой я овладел, будучи в Константинополе, а риторикой, философией и наукой о числах - на Андросе. Там я встретил одного мудреца, от которого перенял начала и некоторые положения, но, поскольку чего хотел не нашел, принялся бродить по острову, посещал монастыри, выискивал и добывал пылящиеся там книги и, усердно изучая их на гребнях гор, дошел до вершин знания, а когда насытился науками, снова вернулся в царственный Город и начал сеять семена знаний в умы жаждущих".»

Точная дата кончины Льва неизвестна, но в 869 г. он был еще жив.

Заключение.

Византийская школа была хранительницей традиций. Византийцы пренебрегали экспериментом. Это пренебрежение основывалось на четкой теоретической основе: византийцы считали, что опыт и наблюдение лишь скользят по поверхности явлений, тогда как спекулятивные рассуждения, основанные на авторитетах - Библии, трудах отцов церкви, сочинениях проникнуть в суть вещей, видных античных философов, - позволяют к источнику знания. Истинность не подлежала проверке - она была априорно дана в лучших из книг.

Наука в средние века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышление, при непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко - эксперимента, видела свою роль не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания. В этом отношении средневековая наука была антиподом как науки нового времени, так и средневековой техники.

Может быть, слишком смелым было бы рассматривать представителей византийской науки XIV в. как подлинных новаторов, внесших существенный вклад в ее прогрессивное развитие, но во всяком случае нельзя отрицать, что глубокое изучение наследия великих предшественников средневековья византийскими учеными той поры прекрасно подготовило почву для деятелей культуры Возрождения.

Список источников

1. В.С. Поликарпов. История науки и техники (учебное пособие). – Ростов-на-Дону: изд-во - 1998г. 352с.

2. История науки и техники. Учебно-методическое пособие. /Под ред. Ткачёва А.В. – СПб.: СПб ГУ ИТМО, 2006г. 143с.

3. Успенский, Ф. И.История Византийской империи / Ф. И. Успенский. -М. : Мысль, 1996. - 827 с.

4. Е.Э. Липшиц. Византийский ученый Лев Математик Византийский временник Т. 2 / Е.Э. Липшиц. – Л. : Ленинград, 1949. - 149с.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002г. 600 с.

Поделиться: