Какие бывают политические режимы государства. Политический режим: виды и их особенности

Политический режим - термин, который впервые появляется в работах Сократа, Платона и других древнегреческих ученых-философов. Аристотель выделял правильные и неправильные режимы. К первому типу он относил монархию, аристократию, политию. Ко второму - тиранию, олигархию, демократию.

Что такое политический режим?

Это способ организации политической системы. Он отражает отношение к власти и обществу, уровень свободы, характер преобладающей политической направленности. Эти характеристики зависят от разных факторов: традиций, культуры, условий, исторической составляющей. Поэтому двух абсолютно похожих режимов у разных государств не может быть.

Происходит формирование политического режима благодаря взаимодействию огромного количества институтов и процессов:

  • степенью интенсивности протекания различных общественных процессов;
  • формой административно-территориального устройства;
  • типом властно-управленческого поведения;
  • системностью и организованностью правящей элиты;
  • наличием правильного взаимодействия аппарата чиновников с обществом.

Институциональный и социологический подходы к определению

Институциональный подход сближает, сливает политический режим с понятием формы правления, государственного строя. Из-за этого он становится частью конституционного права. Он больше характерен для французского государства. Раньше в рамках этого подхода выделяли три основные группы режимов:

  • слияния - абсолютная монархия;
  • разделения - президентская республика;
  • сотрудничества - парламентская республика.

Со временем эта классификация стала дополнительной, поскольку в большей мере определяла только правительственные структуры.

Социологический подход отличается тем, что делает акцент на социальных основаниях. При нем понятие режима рассматривается более объемно, предполагая баланс во взаимоотношениях государства и общества. Режим имеет в основании систему социальный связей. По этой причине режимы изменяются и измеряются не только на бумаге. Для процесса нужно взаимодействие и движение социальных оснований.

Структура и основные характеристики политического режима

Структуру составляют властно-политическая организация и ее структурные элементы, политические партии, общественные организации. Формируется она под воздействием политических норм, культурных особенностей в их функциональном аспекте. По отношению к государству нельзя говорить об обычной структуре. Первостепенное значение отводится отношениям между ее элементами, способам формирования власти, отношением правящей элиты с обычными людьми, создание предпосылок для реализации прав и свобод каждого человека.

На основе структурных элементов можно выделить основные признаки правового режима:

  • соотношение разных видов власти, центрального правительства и местного самоуправления;
  • положение и роль различных общественных организаций;
  • политическая стабильность общества;
  • порядок работы правоохранительных и карательных органов.

Одной из важных характеристик режима является его легитимность. Под ней понимается, что в качестве основы для принятия любых решений находятся законы, Конституция, правовые акты. На этой характеристике могут основываться любые режимы, в том числе и тиранические. Поэтому сегодня легитимность - признание режима массами, опирающееся на их убеждениях о том, какая политическая система общества отвечает их убеждениям и интересам в большей степени.

Виды политических режимов

Разновидностей политических режимов огромное количество. Но в современных исследованиях акцент делается на трех основных типах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Тоталитарный

При нем формируется такая политика, чтобы можно было осуществлять абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества и человека в целом. Он, как и авторитарный тип, относится к недемократической группе. Главная задача власти - подчинить уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее, организовать власть так, чтобы в государстве создавались все условия для этого.

  • Отличием тоталитарного режима является идеология. В нем всегда существует своя «Библия». К основным признакам относится:
  • Официальная идеология. Она полностью отрицает другой порядок в стране. Она нужна для объединения граждан, построения нового общества.
  • Монополия на власть единой массовой партии. Последняя практически поглощает любые другие структуры, начиная выполнять их функции.
  • Контроль над СМИ. Это один из главных минусов, поскольку происходит цензура подаваемой информации. Тотальный контроль наблюдается по отношению ко всем средствам коммуникации.
  • Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления.

Тоталитарные режимы могут меняться, эволюционировать. Если появляется последнее, то речь идет о пост тоталитарном режиме, когда ранее существующая структура теряет часть своих элементов, становится более размытой и слабой. Примером тоталитаризма является итальянский фашизм, китайский маоизм, немецкий национал-социализм.

Авторитарный

Этот тип характеризуется монополией на власть одной партии, лица, института. В отличие от предыдущего вида, авторитаризм не имеет единой для всех идеологии. Граждане не подвергаются репрессиям только из-за того, что являются противниками режима. Можно не поддерживать существующую систему власти, ее достаточно просто терпеть.

При этом виде отмечается разная регламентация разных аспектов жизни. Характерна намеренная деполитизация масс. Это значит, что они мало знают о политической обстановке в стране, практически не принимают в решении вопросов участия.

Если при тоталитаризме центр власти - одна партия, при авторитаризме самой высшей ценностью признается государство. Среди людей сохраняются и поддерживаются классовые, сословные и другие различия.

К главным признакам относится:

  • запрет на работу оппозиции;
  • централизованная монистическая структура власти;
  • сохранение ограниченного плюрализма;
  • отсутствие возможности ненасильственной смены правящих структур;
  • использование структур для удержания власти.

В обществе считается, что авторитарный режим всегда подразумевает использование жестких систем политического правления, который применяет принудительные и силовые методы регулирования любых процессов. Поэтому важными политическими институтами являются силовые органы и любые средства обеспечения политической стабильности.

Демократический политический режим

Он ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью. При демократическом режиме соблюдаются все права человека. Это главный его плюс. Демократия - народовластие. Ею можно назвать политический режим только в том случае, если законодательная власть была выбрана народом.

Государство предоставляет своим гражданам широкие права и свободы. Оно не ограничивается только их провозглашением, но и обеспечивает основу для них, устанавливает конституционные гарантии. Благодаря этому свободы становятся не только формальными, но и реальными.

Главные признаки демократического политического режима:

  1. Наличие Конституции, которая бы отвечала требования народа.
  2. Суверенитет: народ выбирает своих представителей, может их менять, осуществлять контроль над деятельностью гос. структур.
  3. Происходит защита прав отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства - необходимое, но не достаточное условие.

В демократическом строе есть равенство прав граждан в управлении гос. системами. Могут создаваться любые политические партии и объединения, позволяющие выразить свою волю. В при таком режиме правовое государство понимается в качестве высшей власти закона. При демократии политические решения всегда альтернативны, а законодательная процедура является четкой и сбалансированной.

Иные виды политических режимов

Рассмотренные три типа являются самыми популярными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые политологи, характеризуя современные недемократичные режимы, делают акцент на гибридных видах. Особенно на тех, которые сочетают демократию и авторитаризм. При этом направлении происходит узаконивание отдельных положений с использованием различных демократических процедур. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократуре происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

Политический режим представляет собой методы осуществления политической власти в обществе.

Политический режим: виды и сущность

Любой политический режим - это то или иное сочетание противоположных взаимоотношений между людьми: демократизма и авторитарности.

Виды государственного и тоталитаризм

При сходстве авторитаризма с тоталитаризмом в первом случае допускается некоторая поляризация и размежевание интересов и сил. Здесь не исключены некоторые элементы борьба, выборы и в некоторых пределах легальная оппозиция и инакомыслие. Но при этом права общественных политических организаций и граждан несколько ограничены, легальная серьезная оппозиция под запретом, политическое поведение организаций и отдельных граждан строго регулируются регламентом. Деструктивные, сдерживаются, что создает определенные условия для демократических реформ и гармонизации интересов.

Политический режим, виды: демократия

Под демократией прежде всего подразумевается участие масс в управлении государством, а также наличие у всех граждан страны демократических свобод и прав, официально признанных и закрепленных законодательством и конституцией. Демократия за всю историю своего существования в качестве общественно-политического явления выработала определенные ценности и принципы, к которым относятся:

  • гласность в деятельности власти;
  • равное право граждан государства в управлении обществом;
  • подразделение властей на судебную, законодательную и исполнительную;
  • конституционное оформление строя государства;
  • комплекс гражданских, политических, социальных и экономических свобод и прав человека.

Данные ценности, конечно, описывают идеальную систему, которой еще нигде не существует. Возможно, она, в принципе, недостижима. Однако институты по поддержанию ценностей демократии существуют при всех их недостатках.

1. Понятие политического режима

2. Тоталитарный политический режим

4. Демократический политический режим.

1. Политический режим – это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

Политический режим определяется следующими факторами:

Роль, функции и место главы государства в системе политического руководства;

Способ и порядок формирования представительных органов власти (избирательная система);

Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти;

Положение и условие деятельности партий, массовых общественных организаций, движений, общественных объединений граждан в политической системе;

Правовое положение лица, гарантии осуществления прав и свобод человека, степень участия народа в формировании политической власти, степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

Порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
На состояние политического режима оказывают влияние: политическая стабильность общества, соотношение социальных сил и степень обостренности борьбы между ними, исторические, парламентские, социально-культурные традиции и другие факторы. Политический режим характеризует приспосабливание политической системы к объективным условиям социально-экономического и культурного развития общества. В свою очередь это является одним из критериев его эффективности.

В политологии существуют различные типологии политических режимов. Одной из наиболее распространенных является следующая:

Тоталитарный.

Есть подходы, согласно которым существуют режимы демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные). По следующей типологии выделяются демократический и авторитарный режимы, а тоталитарный трактуется как крайняя форма проявления авторитарного режима. Существуют и другие подходы. Однако мы остановимся на первой классификации.



2. Тоталитарный политический режим – политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества в целом и жизнью каждого человека в отдельности, опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. В тоталитарном государстве политические партии уничтожены или координированы в составе одной партии и конфликт между классами скрывается подчеркиванием органического единства в государстве. Термин «тоталитаризм» произошел от латинского слова totalitas (полнота, цельность) и впервые в широкий политический лексикон был введен для характеристики своего движения Бенито Муссолини (Италия) в 1925 г. Тоталитаризм – феномен XX века. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства существовали еще в древности.

Изучение учеными-политологами тоталитарных режимов прошлого столетия позволило выделить их следующие характерные черты :

1. Наличие единой идеологии, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия, которая стремится ответить на все потенциально возникающие у членов общества вопросы и которой предположительно придерживаются все, живущие в данном обществе.

2. Единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения; партия, чье ядро предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею.

8. В тоталитарном обществе происходит сращивание правящей партии с государственным аппаратом, что ведет к монопольному контролю над экономической сферой.

3. Система полицейского контроля, поддерживающего партию, и одновременно осуществляющего надзор над ней самой в интересах ее вождей.

7. Полный контроль над всеми вооруженными силами.

5. Всеобъемлющий контроль над всеми средствами массовой коммуникации и информации – прессой, радио, кино и нетерпимость к инакомыслию в любых формах. Не поощряется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и даже в одежде. И наоборот, порождается стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, подозрительность, стремление доносить.

6. В сознательности людей усиленно формируется образ врага, с которым не может быть примирения. В обществе поддерживаются боевое настроение, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, чтобы никто не потерял бдительности. Все это служить оправданию командных методов управления и репрессий.

9. Полное отчуждение граждан от политических процессов, ущемление прав и свобод граждан.

10. Социально-психологическим фундаментом тоталитарного режима является конформизм. Социальный конформизм – некритическое принятие и следование господствующих мыслей и стандартов, стереотипов массовой сознательности и традиций. Условиями возникновения конформизма являются страх, пропаганда, фанатичная вера в высшую и единственную истину, императивы групповой стандартности.

Тоталитаризм имеет следующие исторические формы : коммунизм (СССР), фашизм (времен правлении Б. Муссолини в Италии), национал-социализм (Германия при Гитлере – Третий Рейх).

Начало коммунизма положила военно-коммунистическая система, которая сложилась в 1918 г. в России. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие виды, выражает основные черты этого строя, так как направлен на полное уничтожение частной собственности, а, следовательно, и всякой автономии лица и представляет собой абсолютную власть государства.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как политический и общественный строй был установлен в Германии в 1933 г. Ему свойственны почти все общие черты тоталитаризма. Национал-социализм имеет родственность с фашизмом, хотя очень много перенимает из советского прошлого: прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации партии и государства и даже обращение "товарищ". В то же время место класса занимает нация, место классовой ненависти - национальная и расовая. Главной целью провозглашалось мировое господство арийской расы, для достижения которого осуществлялась милитаризация (усиление военной мощи) и военная экспансия, геноцид стоящих на более низкой ступени развития народов (славян, цыган, евреев).

3. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. Диктаторский характер власти авторитаризма роднит его с тоталитаризмом (в этом случае авторитаризм является своеобразной альтернативой тоталитаризма), а с демократическим режимом его сближает наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, в частности, экономической и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Таким образом, авторитарный режим (авторитаризм) – режим, основанный на монополии на власть одного лица либо группы лиц, при сохранении некоторых свобод в неполитических сферах.

· отчуждение народных масс от власти в силу того, что один человек (монарх, тиран) или небольшая группа лиц (военная хунта) выступают носителями власти;

· стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений. Монополизация власти и политики, следствием которой является недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других общественных организаций, но при условии их подконтрольности властям;

· неподконтрольность власти гражданам и ее неограниченность. Власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению;

· стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты - семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации;

· относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок;

· невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы. Основные ориентиры деятельности власти связаны, прежде всего, с обеспечением собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. При этом существует вероятность влияния на стратегию экономического развития, осуществление активной социальной политики;

Авторитарные политические режимы достаточно разнообразны. К ним можно причислить и известные в истории абсолютные монархии, и феодальные аристократии, и режимы бонапартистского типа, и военные диктатуры, и многие иные смешанные формы, с трудом поддающиеся определению. Но политические исследователи чаще выделяют следующие три группы разновидностей авторитарных политических режимов в зависимости от такого критерия как правящая группировка, ее основные характеристики и способы взаимодействия с обществом:

1. Однопартийные системы . Характеризуются либо наличием одной политической партии (остальные запрещены) либо доминирующим положением (деятельность остальных партий ограничена со стороны правящей власти). В большинстве случаев однопартийные системы либо устанавливаются в результате совершения революций, либо навязываются извне. Так было, например, со странами Восточной Европы, в которых однопартийные системы стали послевоенным результатом насаждения опыта СССР. Сюда же, помимо стран с коммунистическим режимом правления, могут быть отнесены Тайвань и Мексика.

2. Военные режимы . Чаще всего возникают в результате государственных переворотов против осуществляющих управление гражданских лиц (военные правления в Латинской Америке, Африке, Греции, Турции, Пакистане и др.).

3. Режимы личной власти . Их общей характеристикой является то, что главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и что власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него. Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Филиппины при Маркосе, Индия при Индире Ганди, Румыния при Чаушеску являются более или менее убедительными примерами режимов личной власти.

Необходимо отметить, что большинство политических систем современности характеризуется наличием черт авторитарного политического режима.

4. Демократический режим. В современной политологии понятие «демократия» является достаточно распространенным, однако его первоначальный смысл (demos – народ, kratos- власть) расширил свои границы. Первоначально термин демократия определялся как власть народа. Например, такое объяснение демократии давал Геродот, в трудах которого это понятие встречается впервые. При демократии Геродота власть принадлежит всем гражданам, которые обладают равными правами на управление государства, а не одному лицу или и не групп лиц. Именно эта черта демократии так не нравилась другим представителям античной политической мысли – Платону и Аристотелю, которые отнесли демократию к отрицательным (неправильным) формам государственного правления. Так, Аристотель под демократией понимал такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Для Аристотеля наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

В основе современного понимания идеальной модели демократии, лежат ценности свободы, равенства, прав человека, народного суверенитета, участия граждан в управлении и др. В широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятия решений большинством. Демократия – это управление государством в соответствии с народными предпочтениями. Демократия как особая организация политической власти определяет способность различных групп населения реализовывать свои специфические интересы. Таким образом, демократию можно определить как политический режим государства, при котором власть осуществляется через прямое народовластие, либо через представителей, избираемых народом или какой-то его частью.

Признаки демократического режима:

1. Наличие многопартийной системы.

2. Свобода деятельности общественных организаций и движений.

3. Всеобщее избирательное право и система свободных выборов.

4. Принцип разделения властей.

5. Развитая система парламентаризма.

6. Принцип взаимной ответственности граждан и государства.

7. Официальная идеология сосуществует гармонично с идеологическим плюрализмом.

8. Средства массовой информации свободны и независимы.

9. Права и свободы граждан гарантируются законом. Закон определяет механизм их реализации.

10. Выборность основных органов власти.

В зависимости от степени участия граждан в политической жизни выделяют следующие модели демократии:

· партиципаторная (participer – участвовать). В рамках этой концепции обосновывается необходимость участия широких слоев общества в выборах своих представителей, в принятии решений, а также непосредственно в политическом процессе и в контроле за реализацией решения;

· плебисцитарная . Ее отличает позиция о том, что представительные органы должны быть подконтрольными гражданам, а, следовательно, необходимо их свести к минимуму, а воля народа и государственная власть должны быть тождественны или идентичны. Народ должен сам непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений. В истории развития общества именно античная демократия носила плебисцитарный характер;

· представительная . Данная концепция основывается на принципе ответственности власти и государственного управления. Народ признается источником и контролером власти. Воля народа выражается на выборах, также она делегируется депутатам и другим представительным органам власти. Реальная представительная демократия обычно воплощается в парламентаризме. Суть ее состоит в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ;

· элитарная . В этой концепции получил свою реализацию принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении. В данной модели носителями демократическими ценностями являются не рядовые граждане, а элита, которая способна более эффективно управлять обществом и защищать ценности демократии. Масса же должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью выборов, влиять на ее состав.

Процесс перехода к демократии не является однонаправленным и линейным, именно поэтому принято выделять промежуточные этапы, который конкретизируют данный процесс. На первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Данный этап характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил, выступающих за демократические перемены. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, в то время как политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия новой конституции, закона о выборах, проведения демократических выборов. И на третьем этапе экономика начинает развиваться на основе самоподдерживающегося роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства.

Характерные черты демократии присущи политическим системам стран ЕС, США, Канады, Австралии и т.д.

Для человека постсоветского пространства выражение «политический режим» давно стало привычным и совершенно не вызывает удивления. Данное словосочетание в сознании современного человека имеет скорее негативную окраску, поскольку вызывает ассоциации с довольно тяжелым периодом в истории – периодом столкновений и борьбы за смену власти.

Тем не менее понятие политических режимов как таковых на самом деле негативной окраски не имеет. Говоря в общем виде, режим - это способ организации управления государством.

Суть понятия

Прежде чем перейти к рассмотрению определенных видов, определим более конкретно смысл понятия политического режима. По большому счету, он представляет собой совокупность методов и способов управления страной, регуляции процессов, проходящих в ней. Это система власти, воспроизводимая рядом органов и структур.

Власть и политический режим – практически неразделимые понятия, а для рядового обывателя зачастую и вовсе тождественные. Следует отметить, что сведение данных явлений воедино не совсем верно – они скорее входят одно в другое, образуя сложную систему отношений.

Виды режимов

На сегодняшний день на территории земного шара существуют 196 стран, если не брать во внимание различные непризнанные области и образования. Совершенно очевидно, что они формировались, развивались, существовали и существуют в различных условиях. В данном случае имеется в виду не столько географическое положение или климат, сколько социальная среда их существования. Именно в силу этого разнообразия единый государственный политический режим для всех попросту невозможен.

Специфика страны определяет разнообразие управления. Политические режимы и их виды во всем мире представляют сложную систему, в которой есть определенные особенности и закономерности.

Определим же основные виды организации управления государствами, существующие на сегодняшний день. В целом, можно выделить три вида политических режимов – авторитарный, демократический и, наконец, тоталитарный. Между собой они различаются главенствующим принципом распределения власти и управления.

Приведенная классификация является общей – на самом деле политические режимы и их виды более разнообразны, поскольку в разных странах они могут иметь определенные нюансы, не свойственные аналогам. Зависит это в основном от социальной, политической ситуации и исторического наследия той или иной страны.

Власть народа

Как уже говорилось ранее, понятие режима чаще вызывает негативные ассоциации, нежели позитивные, и на то есть свои причины. Тем не менее, эта система управления вызывает реакцию практически обратную.

Если рассмотреть все формы политических режимов, демократию можно назвать самой лояльной. Руководствующим принципом такого способа организации управления государством можно назвать вручение регулирующих полномочий самому народу.

В данном случае имеется в виду, что именно население страны, ее граждане являются главенствующим звеном структуры управления.

Этот принцип организации дошел до наших дней еще со времен древней Греции и получил особую популярность в ХХ веке. В той или иной форме демократия существовала практически везде, однако в некоторых странах в итоге вытеснялась тоталитаризмом и авторитаризмом, о которых будет сказано немного позже.

На сегодняшний день основные принципы, признаки демократического режима базируются на философии Нового времени, представленной работами Дж. Локка, И. Канта, Ш. де Монтескье и др.

Разное понимание демократии

Как и любое другое социальное явление, данный политический режим имеет несколько форм и разновидностей. Практически с самого начала существовали в нем, а в ХХ веке конкретизировались и оформились два равноправных направления. В данном случае имеются в виду такие формы политических режимов, как либеральная и радикальная демократия.

Несмотря на то что оба вида предусматривают вверение абсолютной власти непосредственно народу, между вариантами есть существенное отличие. Заключается оно в определении самого человека как представителя социума.

В основе разделения демократии на радикальную и либеральную лежит так называемая «проблема Гоббса». В первом случае человек как личность считается составной частью социума, а соответственно, должен следовать его нормам, правилам и идеям. Вследствие этого внутри самого народа должно создаваться некое почти органическое единство, которое и определяет политическую деятельность, управление государством.

Либеральная демократия же исходила из интересов личности как самостоятельной единицы системы. Частная жизнь каждого человека в данном случае выносится на первый план и ставится превыше общества как единства. Такой государственный политический режим рано или поздно приводил бы к конфликту интересов и противоборству различных организаций внутри самого народа.

Основные принципы

Определим теперь признаки демократического режима. Прежде всего, о данной системе управления говорит наличие всеобщего избирательного права, гарантирующее влияние народа на политическую, экономическую ситуацию в стране. При этом о демократическом режиме можно говорить только в случае согласия большинства с избранной схемой деятельности.

Также для полноценной демократии необходим контроль деятельности политиков специально созданными народными институтами, одним из которых можно назвать профсоюзы. Любые возникающие конфликты в данном случае должны решаться исключительно мирным путем и в соответствии с решением народа.

Следует отметить, что есть ряд факторов, без наличия которых демократический строй попросту невозможен. Прежде всего, в стране должен быть достаточно высокий уровень экономического развития.

Во-вторых, для того чтобы государство развивалось, народ должен быть достаточно развитым сам по себе. В данном случае имеется в виду не столько сторона образованности (хотя и она, бесспорно, тоже), сколько уровень толерантности и готовности рассмотреть ситуацию с разных точек зрения. Народ должен быть готов к признанию прав каждого человека, его свободы выбора. Только в этом случае общество в целом будет здоровым и способным к принятию решений.

Наконец, народ должен быть заинтересован, прежде всего, в процветании страны, улучшении ситуации в ней.

Тоталитаризм

Политические режимы и их виды – тема особенно интересная, если рассматривать ее в разрезе компаративистики. Именно так ярче всего просматривается разница между взглядами и системами. Так, если демократия является стремлением к абсолютной власти народа, о тоталитаризме такого сказать совершенно нельзя.

Само название данного режима говорит о его особенности, ведь его корень – totalis - означает «весь, целый». Уже из этого можно понять, что ни о какой свободе народного волеизъявления речи быть не может.

Тоталитарный политический режим предполагает полный контроль жизни не только всего народа, но и каждой отдельной личности. Это глобальное насаждение правил и норм поведения, требование поддержки определенных взглядов вне зависимости от личностных предпочтений. Любой плюрализм, будь он политическим или идеологическим, в данном случае попросту невозможен. Неугодные же правительству акты устраняются в данном случае методами насильственными и жестокими.

Тоталитарный политический режим проще всего определяется по наличию некоего главенствующего лица, которое практически обожествляется, причем далеко не всегда добровольно. Так, для фашистской Германии это был Адольф Гитлер, так существовал в свое время сталинский СССР.

Данный принцип правления базируется на основе полного игнорирования прав и свобод граждан и насаждении определенных идеалов, норм поведения, взглядов и действий.

Наше нелегкое прошлое

Как уже говорилось ранее, политический режим СССР 30-х годов полностью вписывался в концепцию тоталитаризма. Абсолютное господство власти над народом, нивелирование личности, существование запретов на определенные темы и даже их обсуждение.

О стремлении к тоталитарному режиму говорит и существовавшее на тот момент огромное количество карательных структур и организаций. В этот период наблюдалось абсолютное подавление любого инакомыслия (большая часть заключенных была отправлена на Колыму именно по 58-й статье).

В СМИ и литературе действовала очень жесткая цензура, основным критерием которой было соответствие идеалам действующей власти. Тоталитарный режим действовал на территории СССР в полном объеме до 50-х годов прошлого века, а рудименты его обнаруживались вплоть до 80-х.

Тоталитаризм и современные государства

Виды политических режимов почти никогда не могли существовать в чистом, абсолютном виде. В особенности это касается современности.

Тем не менее, не только мировое сообщество, но и ведущие политологи утверждают, что признаки того же тоталитаризма можно найти в достаточно большом количестве стран. К примеру, определенные его черты обнаруживаются в Китае и Корее, Иране и даже России. Большинство исследователей полагают, что на данном этапе развития человечества особенности тоталитарного режима попросту скрыты, не настолько жестоки и очевидны. Формирование единого мнения, к примеру, осуществляют СМИ, которые, в свою очередь, подвергаются жесткой цензуре.

Стоит отметить, что признаки тоталитарного государство есть и в США - стране, столь гордящейся своими демократическими устремлениями.

Авторитаризм

При данном политическом режиме рычаги власти также полностью сосредоточены в руках руководящих структур, и мнение самого народа никак не влияет на политическую ситуацию в стране.

Основные признаки

Как и любой другой режим, авторитаризм имеет целый ряд характерных признаков. В первую очередь это, конечно, отсутствие контроля над властью у народа страны. В данном случае во главе государства может стоять какой-то конкретный человек (монарх, тиран) или целая группа лиц (военная хунта).

Во-вторых, ориентация правления на силовое воздействие. В данном случае речь идет не столько о полномасштабных репрессиях, как это бывает при тоталитаризме, но для принуждения народа к повиновению могут быть задействованы довольно жесткие меры.

Политика и власть при авторитарном режиме полностью монополизирована и существование полноценной оппозиции невозможно. Несогласие с системой управления может быть в народе, однако в полномасштабное политическое сопротивление оно не превращается.

Наконец, эти виды политических режимов характеризуются невмешательством во все сферы, кроме непосредственно политики (внешней и внутренней), вопросов безопасности. Таким образом, культура, экономика и другие составляющие остаются вне влияния властных структур.

Классификация

Тем не менее, существует и другая классификация режимов, согласно которой авторитаризм делится на популистский и национал-патриотический. В первом случае политический строй государства полностью опирается на уравнительно-ориентированные массы.

Характерные примеры

К режимам такого типа в первую очередь относятся как абсолютные монархии, так и монархии дуалистического типа, характерным примером чего можно назвать Великобританию. Также в режиме авторитаризма государство существует при наличии военного правления и диктатуры. Не стоит забывать и о случаях персональной тирании и теократии, которые также относятся к режиму данного типа.

Большая разница

Подводя итог, можно говорить о том, что понятие политических режимов было актуальным с самой зари человечества, формирования определенного строя. Теперь же оно полностью осмыслено и изучено. Все политические режимы и их виды имеют свои минусы и плюсы, нюансы и подводные камни. Тем не менее, власть всегда остается властью, кем бы ни была она представлена.

1. Виды политических режимов:

· Тоталитаризм.

· Авторитаризм.

· Демократия.

Они отличаются друг от друга по степени жёсткости и ширине контроля правительства по отношению к обществу. Тоталитаризм – это политический режим, при котором правитель контролирует в жёсткой форме все сферы жизни общества – политическую, экономическую, культурную и семейную. Во всех этих сферах существует произвол и злоупотребления властей, которые могут нарушать закон. Авторитаризм – это политический режим, при котором правитель контролирует лишь некоторые сферы общества – политическую и отчасти экономическую или культурную, в этих сферах возможен некоторый произвол властей. Демократия – это политический режим, при котором правитель в рамках норм конституции может контролировать только политическую сферу, т.е. произвол правителя невозможен в принципе .

Тоталитаризм и демократия находятся на противоположных полюсах по оси «произвол властей – политическая свобода». Авторитаризм находится посередине этой оси. Американские социологи Фридрих и Бжезинский выделили шесть типичных особенностей тоталитарных государств:

· Широкое использование идеологии . Идеология называет цель, одобряемые образцы поведения, характеризует врагов в искажённой форме.

· Однопартийная система, которую возглавляет диктатор или коллективное руководство. Единственная партия проникает во все сферы жизни общества, от неё исходит власть, престиж и деньги.

· Государственный террор , использование пыток и допросов против врагов правителя.

· Контроль над средствами массовой информации . Оппозиционеры вынуждены уйти в подполье. Массам предлагается лишь официальная точка зрения и поощряется поведение, угодное режиму.

· Контроль запасов оружия , который предотвращает возможность вооружённого сопротивления режиму.

· Контроль над экономикой с помощью государственных планов.

Н. Смелзер называет следующие черты представительной демократии :

· Индивидуализм . Равенство всех людей перед законом.

· Конституционная форма правления . Права человека. Разделение властей с целью исключить тиранию и произвол властей.

· Выборы правителей и законодателей , срок полномочий которых ограничен.

· Лояльная оппозиция , которая имеет право критиковать правительство.

2. Примеры политических режимов.

Примеры тоталитарных режимов:

· Коммунистический режим Ленина и Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае и в других странах «социалистического лагеря». Сегодня сохранились два подобных режима – режим Р. Кастро Рус на Кубе и режим Ким Чен Ира в Северной Корее, которые держат своё население на грани голода. Режим Северной Кореи пытается выжить и угрожать другим странам с помощью создания ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия.

· Фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии. Националистический режим императора Хирохито в Японии. Эти режимы были разгромлены в результате второй мировой войны.

· Исламско-фундаменталистский режим талибов в Афганистане, режим имама Хомейни в Иране. Этот режим сохранился до сегодняшнего дня и пытается угрожать миру с помощью создания ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия. Режим талибов был разгромлен в результате военной операции, проведённой США.

Примеры авторитарных режимов : режим генерала Пиночета в Чили, генерала Франко в Испании, Франсуа Дювалье на острове Гаити, Каддафи в Ливии. Любой выборный президент, который стремится править третий срок и более, фактически рискует стать авторитарным правителем, Примерами подобных правителей на постсоветском пространстве являются Лукашенко в Белоруссии, ныне покойный Ниязов в Туркменистане, Каримов в Узбекистане, Назарбаев в Казахстане. Путин отказался баллотироваться на третий срок. Он не захотел отменять статьи конституции о запрете баллотироваться на пост президента на третий срок. Он провёл некоторые политические реформы, которые позволили навести порядок в стране.

3. Биография Алексиса де Токвиля.

Годы его жизни Алексиса: 1805-1859 гг. Его родители были аристократами, которых якобинцы бросили в парижскую тюрьму, От гильотины их спасло свержение якобинской диктатуры и арест тирана Робеспьера. Алексис изучал право, а затем работал судьёй-аудитором в Версале. Он получил задание от министра – изучить тюремную систему в США и 10 месяцев путешествовал по этой стране. Затем он ушёл в отставку и написал книгу «Демократия в Америке». В 1949 году он в течение 5 месяцев был министром иностранных дел Франции. Незадолго до смерти он опубликовал книгу «Старый режим и революция».

4. Токвиль о преимуществах демократии перед диктатурой.

Диктатура – это сильная власть, которая часто означает тиранию . По сравнению с диктатурой демократия даёт благополучие и достаток гражданам вместо могущества и славы для нации, мирные навыки вместо героизма, благополучное общество вместо блестящего. По нашему мнению, великих потрясений в России 20 в. было слишком много, сегодня для России требуется благополучие и спокойное развитие, чтобы восстановить силы, поднять численность населения.

При демократии не существует сословных и номенклатурных привилегий, Токвиль развивал теорию Монтескье о разделении властей. Токвиль провозгласил начало великой демократической революции. Образец демократических институтов он увидел в США. Свобода – это отсутствие произвола властей. Демократия – это власть на основе закона . Современная промышленность и торговля принципиально не могут породить аристократию, ибо фортуна в этих областях – это вещь непостоянная, к тому же между предпринимателем и наёмным рабочим нет патриархальных отношений.

5. Причины, превратившие США в либеральную демократию:

· Огромная территория страны.

· Отсутствие внешних врагов.

Кстати, у России всегда было много внешних врагов – кочевники (половцы, печенеги, монголы), Золотая Орда, Литва, Польша, Швеция, Османская империя, наполеоновская Франция, Британская империя, Германская империя, Японская империя, США, поэтому так трудно приживается демократия на российской почве. Россия шагала по трупам этих великих империй. Территория, на которой возникли США, до этого момента была почти не заселена, если не считать малочисленное индейское население, которое к тому же было уничтожено или вымерло в ходе завоевания территории. Но у России всегда была огромная территория, населенная завоёванными и добровольно присоединившимися народами, эти обстоятельства тоже мешали установлению демократии в России. Для концентрации всех сил на борьбу с внешним врагом и подавления сопротивления завоёванных народов нужно было иметь диктаторскую власть внутри страны.

В США был изобретён принцип федерализма , который позволил сочетать преимущества больших и малых государств – силу и свободу. Внутри федеративного государства не должно быть внутренних таможен. Американские партии не имеют непреодолимых идеологических разногласий, а предпочитают спокойное, прагматичное обсуждение задач, встающих перед обществом. Свобода прессы лучше цензурного гнёта. Россия сегодня тоже является федеративным государством. 6.Нравы и верования.

Американцы соединяют религиозный дух с духом политической свободы. Необходимо внедрять в сознание людей моральную и религиозную дисциплину. Это выгоднее, чем запугивать их жестокими карами. Если античная демократия была основана на добродетели, то американская демократия – на стремлении к обогащению. Токвиль предвидел ужасные конфликты между белыми и чёрными гражданами в Америке. Американцы истребляли индейцев, соблюдая формально все законы человечности.

7.Французская и русская революции.

Эти революции напоминают религиозную смуту, ибо предполагалось спасти всё человечество. По мнению Р. Арона, русская революция является крушением политических учреждений в ходе экономической модернизации сверхбыстрыми темпами. Французская и русская революции делались по научным рецептам, но учёные иногда могут ошибаться, они склонны отрицать пользу религии и здравого смысла. Приходится сожалеть, что французские революционеры искоренили аристократию, а не подчинили её власти закона. Тем самым был уничтожен интеллектуальный генофонд нации.

Токвиль пытался построить теоретический образец демократии. Если в демократическом обществе появляются деспоты, то они стремятся развязать войну, чтобы укрепить свою власть и одновременно угодить генералам. Политические режимы рушатся тогда, когда никто не хочет за них сражаться, когда к правителям начинают относиться с презрением, это презрение парализует даже тех, кто заинтересован в самозащите. Эти слова были сказаны о французском короле Луи Филиппе и революции 1848 г.

Вопросы для размышления.

1.Что хуже для общества, тоталитаризм или авторитаризм, авторитаризм или демократия?

2.Назвать идеологические цели, которые обещали построить коммунисты и фашисты.

3. Какие режимы в России рухнули из-за презрения граждан к правителю?

4. Приведите примеры других тоталитарных и авторитарных режимов, не указанных в тексте параграфа.

Поделиться: