Почему мы перестаем чувствовать удовольствие от того, что имеем. Природа секса

Человек начинает терять в тот момент, когда что-то приобретает. Никакая радость не длится для него бесконечно.

Человек начинает терять в тот момент, когда что-то приобретает. Никакая радость не длится для него бесконечно. Силой чувств и временем выветривается песок чудесного, слезает позолота первого впечатления. И вот он уже снова один и снова гол, потому что все одолевает его страшный враг – привычка.

Мы выбираем в зависимости от имеющихся возможностей, и чем больше этих возможностей, как ни парадоксально, тем хуже. Мы выбираем то, что можем себе позволить или почти можем, то есть берем в кредит или вырабатываем в себе дополнительные знания, навыки и даже качества личности, чтобы этим обладать. Дальше наконец получаем это.

Но радость быстро проходит.

Остается один «вау-эффект». Потому что мы вдруг видим, что то, что мы выбрали, не настолько совершенно, как мы себе представляли. Или вдруг узнаем, что есть что-то лучше выбранного.

Тогда помимо разочарования и сожаления у нас еще появляется чувство вины и недовольство собой. К этим неприятным ощущениям добавляется еще и злость от того, что надо платить кредит за то, что нам уже не нужно и не нравится, и за то, что нас разочаровало. Затем появляется сожаление об утраченных возможностях, ведь любой выбор – это всегда убийство других альтернатив. А наша психика устроена так, что боль потери сильнее радости обладания.

ЭФФЕКТ КАРАНДАША

Как меньше работать и больше зарабатывать? Многие люди находят ответ на этот вопрос и получают желаемое, но это не приносит ожидаемого удовлетворения, так как происходит гедонистическая адаптация и человек перестает чувствовать удовольствие от того, что имеет. Наше восприятие привыкло делить все на «плохое» и «хорошее», мы мыслим дуальностями и познаем мир контрастами.

Поэтому, как бы хорошо нам ни было, очень быстро подсознание поделит это «хорошо» на «хорошее» и «плохое», уменьшение плохого в жизни до определенного уровня приносит удовольствие, но после прохождения этого порога уже не улучшает наше самочувствие.

Например, Вы переехали на лето в новый дом, очень дорого и красиво обставленный.

Первый месяц Вы наслаждаетесь его красотой.

Затем Ваш глаз начинает замечать трещинки на краске, не очень удобный письменный стол, не очень большую струю воды в ванной, немножко криво положенную плитку – эти мелочи начинают раздражать, постепенно накапливаться.

Затем Ваше восприятие сегментирует дом на зоны.

Теперь он не весь целиком нравится Вам, а только его части.

Одна комната кажется намного лучше другой. Вы уже подумываете о том, чтобы найти себе что-то получше или постоянно заниматься усовершенствованием этого жилища.

Через год проживания в доме Вы уже перестаете замечать его уют и комфорт, Вам хочется почаще ездить отдыхать. Еще через какое-то время достоинства жилища начинают казаться недостатками.

Скажем, дом для Вас слишком большой или тишина, которая вокруг него, начала раздражать и вызывает уныние.

Даже если наш выбор очень рационален, многие плюсы со временем превращаются в минусы. Кто-то из гуру назвал этот эффект психики «эффектом карандаша». Такие понятия, как «деликатес», «выходной», «отпуск» и «праздник», необходимы не столько для физиологии человека, сколько для психики. Рантье гораздо хуже чувствует себя в субботу, чем тот, кому в понедельник на работу. Природе человека претит полная свобода, потому что он теряется в ней. Но свобода выбирать свои ограничения – естественная возможность.

ЗАМЕНА ДЕЙСТВИЮ

Гедонистическая адаптация – это привыкание к определенному уровню потребления или обладанию чем-то, при котором мы перестаем испытывать удовольствие.

Само по себе потребление не может принести долгосрочное удовольствие. Хотя западные мудрые мужи уверяют нас в том, что человек чувствует себя счастливее, покупая впечатления, а не вещи. Потребление чего-либо не может насытить человеческое существо, которое чувствует наивысший пик удовлетворения, только когда творит.

Человек, который занимается творчеством, создавая что-то, будь то полка в доме, грядка на даче или новая модель сотового телефона, находится на пике удовольствия. Даже в момент тяжелых поисков и неудач он более удовлетворен, чем тот, кто покупает новую машину.

Мастер-классы по созданию вещей своими руками, будь то суши или мыло, – одни из самых популярных, потому что многим нравится создавать.

Пока люди ищут эмоцию без действия, которое ей предшествует, они испытывают разочарование. Это то же самое, что попытаться купить оргазм без секса, секс без любви, а любовь без движения друг к другу сквозь все сложности, преграды и страхи.

ПУТЬ ДО АДАПТАЦИИ

Пока у нас есть семьи, дети и наша жизнь, за которую мы несем ответственность, у нас есть безусловная потребность в безопасности и определенном уровне комфорта . Несмотря на общность этих понятий, для каждого они свои. Кто-то чувствует себя в безопасности и комфорте, купив домик в Ульяновской области и содержа там свое хозяйство, а кому-то нужен большой дом в Москве и доставка продуктов с частной фермы. Эти потребности не имеют никакого отношения к удовольствию – это базовая безопасность человека. Наши страхи определяют уровень нашей жизни, достигнув которого мы можем задумываться об удовольствии.

Предположим, человек мечтал быть летчиком, но попал в серьезную аварию в детстве и стал непригоден для этой работы. У него появилось увлечение, компенсирующее трагедию, – клеить модели самолетов. Но огромное количество обязательств, потребность в своем жилье, заботе о семье совсем вытеснили это хобби, на него просто не осталось времени. Этого мужчину совсем нельзя назвать сейчас удовлетворенным жизнью, но ситуация изменится, когда он достигнет базового уровня безопасности и комфорта и снова вернется к своему хобби.

Гедонистическая адаптация начинается тогда, когда человек забывает о своем хобби, о потребности своей души и не может остановиться, все выше и выше выстраивая стены своей безопасности.

ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ

Чем выше наши ожидания, тем больше разочарование. Ожидая чего-то, мы создаем свой «вкусный» образ всевозможных кайфов, которые испытаем. Чем более недостижима наша мечта, тем более воодушевляющей, радостной и многообещающей она нам кажется.

Интересный факт – люди, не имеющие опыта пользования чем-то, утяжеляют это таким огромным весом своих завышенных ожиданий, что испытывают колоссальное разочарование.

Человек, который постоянно летает в бизнес-классе, не кричит на стюардесс, если ему не подали шампанское. Между тем тот, кто копил на эти билеты и летит впервые, требует такого уровня сервиса, который никогда и не оказывался на борту. Если для нас что-то очень затратно, мы завышаем ожидания соразмерно своим представлениям и потраченным усилиям. Если стоимость продукта приемлема для нас – ожидания от него адекватны реальности.

Девушке, которая работает бухгалтером и получает зарплату 30 000 рублей, однажды подарили сертификат на SPA в отеле Ritz номиналом в 30 000 рублей всего на шесть часов. Она пришла с ним в отель, провела в SPA целый день и… была очень разочарована. Страшно подумать, чего она ждала от процедуры длиной в один день, которая эквивалента по стоимости месяцу ее работы.

ПРИВЫЧКА К ПЛОХОМУ

Гедонистическая адаптация проявляется не только в позитивном, но и в негативном ключе. Человек привыкает ко всему – как к хорошему, так и к плохому. И это привыкание произойдет тем быстрее, чем меньше он будет видеть контрасты. Находящемуся постоянно в одной среде, в ограниченном кругу людей, все, даже самое абсурдное и нелепое, начинает казаться нормой, причем правильной нормой.

Именно поэтому очень многие люди так и не покупают себе новые модели телефонов или вообще сотовые телефоны, не переезжают из старых обветшалых домов, плохо чувствуют себя в новой одежде, не меняют опостылевшую работу и даже не вступают в близкие отношения, привыкнув к одиночеству.

Также человек легко адаптируется к нехватке чего-либо, экономии, болезни, конфликтам. Пока он не видит и не пробует что-то другое, довольствуясь тем, что есть. Парадоксально, но это «то, что есть» может вполне удовлетворять. А через несколько лет, изменив жизнь, человек может с удивлением и недоумением смотреть на себя прошлого и думать о том, как он мог жить в том районе с тем человеком и еще радоваться жизни.

Одна моя знакомая очень любила дорогие машины и даже участвовала в гонках, покупая себе новый «порше». Переехав в Америку, в штат Техас, где в основном фермерское общество, она начала мечтать о жутком (по нашим меркам) фермерском «форде» пикап. Она долго рассказывала мне о достоинствах этой машины и том, что мечтает ее купить, совершенно забыв о своих предыдущих увлечениях. Когда я напомнила ей про «порше», она странно посмотрела на меня, как на НЛО, и сказала: «Это же некрасивая и неразумная машина. А главное – она непрактична».

ТАБЛЕТКА ОТ РАЗОЧАРОВАНИЯ

Проблема заключается не в самом выборе, а в нашем отношении к нему. Считая себя мегазначительной персоной и очень серьезно относясь к себе и своей жизни, боясь будущего, мы получаем невроз, а последствия выбора лишь обнажают его наличие. Как спасти себя от негативных последствий выбора?

1. ВОЗЬМИТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ.

Человек всегда выбирает самое лучшее из возможного. Отметим – всегда. А значит, ошибок не существует, мы не можем навредить себе, выбирая. Сожалея о прошлом, мы тратим драгоценные минуты настоящего и будущего, и не надо прикрываться утверждением «Я делаю выводы».

2. ПОМНИТЕ О СВОИХ ИНТЕРЕСАХ.

Это мне действительно нужен какой-то особенный шампунь или производителю нужны мои деньги?

3. ДОВЕРЯЙТЕ СЕБЕ.

Будь то интуиция, разум или чувства, но это то, что вызывает в вас большее доверие.

4. НЕ ДЕЛАЙТЕ ПОСПЕШНЫХ ВЫВОДОВ.

Мы никогда не знаем, чем сегодняшний выбор обернется для нас через двадцать лет, ведь после него мы совершим еще бесчисленное количество выборов.

5. НЕ ВИНИТЕ СЕБЯ.

Чем больше мы ошибаемся, тем лучше понимаем, что нам подходит. А чувство вины в вопросах выбора, как правило, связано с завышенной важностью собственной персоны.

Иногда следует вспоминать, что я не Зевс Громовержец или Бэтмен, а просто человек. В конце концов, в жизни всегда можно найти, о чем жалеть, один только вопрос – зачем? опубликовано

Анна Адрианова

Если коротко, то потому, что она «включает» древнюю систему поощрения, «вшитую» в человеческий мозг. А поощрение происходит в виде выброса окситоцина, серотонина и дофамина — гормонов и нейромедиаторов, участвующих в формирования таких чувств как удовольствие, счастье и удовлетворенность. Но зачем мозг делает это, ведь музыка — это непрактичная для биологии вещь? Это же не еда и не секс, которые природа поощряет всегда и обильно? Попробуем разобраться.

Музыка — это легальный наркотик

Нейробиолог Дэниел Левитин в своей книге «This is your brain on music» говорит: «…музыка — единственная сила, которая может заставить вас присоединиться к беснующейся двадцатитысячной толпе, и ничто другое на это не способно».

По наблюдениям Левитина, прослушивание музыки изменяет химию мозга. Ученые считают, что люди используют музыку с той же целью, что и наркотики.

Норман Уэйнбергер, работающий на факультете нейробиологии Калифорнийского университета, основатель Центра нейробиологических механизмов обучения и памяти, а также Компьютерного архива музыкальной и научной информации, в ходе экспериментов и изучения работ других ученых выяснил, что физические реакции на музыку испытывают примерно 80% взрослых людей. Проявляются они в виде мурашек, слез, дрожи, смеха и тому подобного. Некоторые ученые дали этому явлению название «Eargasm» (происходит от слияния слов «ухо» и «оргазм»)

Опрос, проведенный в 1995 году Яаком Пэнксеппом из Университета американского города Боулинг-Грин, показал, что 70% из нескольких сотен респондентов наслаждаются музыкой, «потому что она порождает эмоции и чувства».

Много лет воздействием музыки на человека занимается доктор Валори Салимпур и ее соратники из Университета Макгилла (Канада). Салимпур проводила исследования также и в Стэнфорде.

Одно из них показало, что у испытуемых, слушавших музыку, которая обычно вызывает мурашки или «холодок по телу», повышался уровень нейромедиатора и гормона дофамина, который отвечает за мотивацию и вознаграждение правильных с точки зрения природы действий.

Уровень нейромедиатора в мозге (где он действует именно как «награждающее» вещество) отслеживался в процессе прослушивания музыкальных произведений при помощи позитронно-эмиссионной томографии. Наблюдение показало, что через 15 минут после сеанса мозг испытуемых был буквально «залит» дофамином.

Как работает слуховой оргазм

Валори Салимпур соглашается с участниками ее экспериментов в том, что «eargasm» — это непроизвольное ощущение. Его невозможно испытать при отсутствии музыкального стимула. Кроме того, испытуемые заявляют, что его никак нельзя контролировать (ничего не напоминает?)

В процессе экспериментов группе Салимпур удалось выяснить что, как правило, мурашки у слушателя начинаются в тот момент, когда в музыке наступает явное и относительно «внезапное», но ожидаемое изменение — например, начинается пение, резко меняются гармонии или после затишья происходит «взрыв» — припев. Причем испытуемые чувствовали «eargasm» независимо от музыкального жанра. Некоторые из них слушали классику, некоторые — джаз, поп, рок или электронную музыку.

Почему мурашки появляются именно при изменении, предположить можно. Во-первых, дофамин — не только и не столько награждающий удовольствием нейромедиатор. Он скорее награждает и мотивирует во время процесса. Это именно дофамин вызывает чувство предвкушения в тот момент, когда вот-вот грянет припев. Хотя он же и отвечает за пик удовольствия.

Во-вторых, по мнению многих ученых, система вознаграждения или внутренняя система подкрепления, включается (кроме прочих случаев), когда человек приобретает новый ценный опыт. А новое для этой системы — это значит что-то не монотонное, привычное и однообразное.

Салимпур и ее коллеги экспериментально установили, что пик выработки дофамина происходит в те несколько секунд, которые предшествуют музыкальной кульминации. Также они выяснили, что чем дольше (в разумных пределах) музыка «дразнит» слушателя во время ожидания и предвкушения основного «удара», тем сильнее выброс дофамина и острее удовольствие.

После кульминации и момента максимально выброса дофамина участок мозга, называемый «стриатум» или «полосатое тело», как бы «вздыхает» от удовлетворения. Тут-то по коже и пробегают мурашки.

Такой же эффект в мозге человека вызывает предвкушение и получение желаемого во время азартных игр. То же самое происходит у курильщика, который был вынужден несколько часов не курить и, наконец, поджигает сигарету.

Механизм понятен, но за что же мы получаем вознаграждение?

Вопрос до конца не изучен. Оказывается, причины, по которым мозг при прослушивании музыки награждает нас «наркотиками», многообразны. Например, ученые Университета Северной Каролины (США) обнаружили, что люди, которые в жизни проявляют открытость новым впечатлениям, чаще испытывают «музыкальную дрожь».

Валори Салимпур также стала исследовать логику Природы. Она руководствовалась знанием о том, что животные не получают такого удовольствия от музыки, как человек. Значит за человеческим музыкальным оргазмом стоит подкрепление поведения, выгодного именно для разумного существа.

Вместе с коллегами она отслеживала при помощи МРТ мозговую активность испытуемых во время нового эксперимента. Его участникам предложили послушать первые 30 секунд 60-ти абсолютно незнакомых им песен. А затем им было предложено купить понравившиеся треки за реальные деньги при помощи специальной программы. Причем приложение было построено по принципу аукциона — участники эксперимента могли предлагать ставки за песни в размере от 0 до 2 долларов.

При помощи МРТ сканировали область мозга, условно называемую «центром удовольствия». В результате была обнаружена связь между работой этого центра и некоторыми другими участками мозга. Вся система по время прослушивания и аукциона задействовала такие зоны как: миндалевидное тело (обработка эмоций), гиппокамп (отвечает за обучение и память), а также вентромедиальную префронтальную кору (участвует в процессе принятия решений).

Как сообщает доктор Салимпур, выбор и размер ставок испытуемых зависел от их прошлого музыкального опыта: «Осознаёте ли вы это или нет, но каждый раз, когда вы слушаете музыку, в вашем мозге активизируются заложенные в нем шаблоны».

«Центр удовольствия», используя эти шаблоны, предсказывает награду, которую человек получит от прослушивания музыки. Предсказания основаны на прошлом воздействии мелодий, которые уже были когда-то прослушаны. Если новая музыка нравится слушателю больше, чем предсказывал «центр удовольствия», то ему становится приятно. Если же новая музыка хуже, чем предсказывалось, то мозгу человека становится «скучно», и он разочаровывается.

Помните, мы выше рассуждали о новом ценном опыте и о монотонности? Похоже, наше предположения верны.

Музыка как антистресс

Но все еще сложнее. Уже упоминавшийся нами невролог Яак Панксепп обнаружил, что грустная музыка вызывает у людей мурашки чаще, чем радостная. Его выводы таковы: печальная и меланхоличная музыка активизируют механизм, который помогал древнему человеку справляться со стрессом, вызванным потерей близких людей.

Эксперименты Панксеппа показали, что с одной стороны грустная музыка заставляет человека переживать печаль или впадать в задумчивость, но с другой стороны — поддерживает его эмоционально.

Вознаграждение за музыку — это приз за социальные контакты

Музыковеды и лингвисты считают язык и музыку родственными явлениями. Музыка — это тоже своего рода «вторая сигнальная система». Только международная и понятная всем.

Российский преподавать Н. Л. Вашкевич в своем учебном пособии: «Семантика музыкальной речи. Музыкальный синтаксис. Словарь музыкальных форм» приводит высказывания композиторов, исполнителей и музыковедов, позволяющие однозначно признать наличие у музыки свойств языка:

Тональность ми-бемоль минор – «родина скорбных, элегических настроений, погребальных поминовений, глубокой печали». — Г.Нейгауз

Си-мажор – «мрачный, темно-синий со стальным, пожалуй даже серовато-свинцовым отливом. Цвет зловещих грозовых туч». — Н. Римский-Корсаков

«Ноктюрн Листа «Грезы любви» начинается с псалмодического вживания в один звук (семантика чистой примы мелодической — прим. Вашкевича), придающий молитвенному взыванию к любви силу онтологической достоверности». — В. Медушевский («Прима» — умозрительный музыкальный интервал. По сути является одним звуком, но может быть записан двумя нотами — прим. ЯТЫОН)

Восходящая квинтовая интонация (семантика квинты мелодической — прим. Вашкевича) – стилистическая черта мелодики русской протяжной песни — уносящийся в безбрежную даль одинокий голос души. — А. Островский

Семантика VI-й ступени

В миноре употребление VI-й, не переходящей в V, ассоциируется с ощущением «острой неудовлетворенности»; разрешаясь, она рисует «вспышку боли».

В мажоре VI-я действует иначе. Не разрешаясь, она производит впечатление «продолжительного приятного ожидания», разрешаясь, выражает эффект вспышки «сладостного желания». — Дерик Кук

Даже мозг человека, никогда не учившегося музыке, различает в ней «фразы», отдельные «слова» и даже «буквы». Например в музыкальной теории есть понятия «консонанс» и «диссонанс». Упрощенно говоря — это благозвучные и неблагозвучные интервалы (2 звука) и аккорды (3 и более звуков).

С точки зрения физики эти созвучия представляют собой колебания воздуха с определенной сложной частотой. Частоты отдельных звуков накладываются друг на друга и имеют друг к другу как простые отношения — скажем, 2:3 («благозвучное»), так и сложные — например, 8:9 («неблагозвучное»).

Ученые изучали воздействие на мозг этих сочетаний — тоже при помощи позитронно-эмиссионной томографии.

Оказалось, что аккорды-консонансы активизировали орбитофронтальную область коры, которая представляет собой часть системы внутреннего подкрепления правого полушария. Также в активное состояние приходит часть области, расположенной под мозолистым телом.

Неблагозвучные аккорды-диссонансы вызывали активизацию правой парагиппокампальной извилины (эта область участвует в лимбической системе, отвечающей за инстинкты, эмоциональное поведение и многое другое). Предположительно неблагозвучные аккорды вызывают инстинктивную тревогу и напряжение.

Но почему же понимание мозгом музыки как языка вознаграждается? А потому, что Природа считает, что социальные контакты для человека — это хорошо и правильно. А там, где есть язык, там есть и социальные контакты.

Каков приз за коммуникации?

Приз довольно сложный. Если упростить — то это цепочка, состоящая из окситоцина, серотонина и, конечно же, дофамина.

Биологи из Стэнфордского университета изучали механизм вознаграждения за социальные контакты на мышах. В экспериментах использовался метод «выученного предпочтения места». По сути, он преследовал цель узнать — социальные контакты являются желательными для мышей или нет.

В опытах принимали участие только самцы, чтобы исключить у мышей сексуальные мотивы для коммуникаций. Результаты были четкие и не допускающие разночтений. Все мыши предпочитали стимулы, ассоциирующиеся с общением, стимулам, которые связаны с одиночеством.

Контакт с себе подобными у мышей является таким же отличным мотиватором, как еда. Им приятно быть в компании и неприятно сидеть в «одиночке».

Огромную роль в удовольствии, испытываемом мышами от общения, как оказалось, играет окситоцин. У людей этот гормон вызывает ощущение любви, доверия и сочувствия. Кстати, зафиксировано, что после 10 минут серфинга и собирания лайков в социальных сетях уровень окситоцина в крови человека возрастает на 13%. Считается, что такое повышение примерно соответствует скачку окситоцина в крови у жениха и невесты во время свадебной церемонии.

В процессе мирного общения и у животных, и у людей содержание окситоцина однозначно повышается. Окситоцин влияет на выработку серотонина, а тот, в свою очередь, регулирует выброс нашего старого знакомого — дофамина.

Почему людям нравится «Рюмка водки на столе» и прочая поп-штамповка

Примитивная музыка, как правило, вызывает удовольствие у тех людей, которые музыке не учились и скорее всего просто не слышали в детстве более сложных образцов.

Механизмы возникновения удовольствия у них те же, как скажем, у Ростроповича или Спивакова (правда, музыканты обычно блаженствуют от музыки неизмеримо сильнее, чем немузыканты). Но вот усвоенные шаблоны (о которых говорила доктор Валори Салимпур) гораздо примитивней.

Вероятно, музыкальные предпочтения напрямую связаны с уровнем интеллекта, а уровень интеллекта — в том числе и с обучением музыке. В 2008 году преподаватели Университета Сент-Эндрюс (Шотландия) Мэри Форджерд, Эллен Уиннер, и Андреа Нортон в ходе исследований обнаружили, что дети, которые занимаются музыкой около 3 лет, обгоняют в развитии своих сверстников по 4-м показателям. Это: восприятие информации на слух, тонкая моторика, словарный запас и логическое мышление.

Также ученые выяснили, что многолетняя и интенсивная музыкальная практика положительно влияет на процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга.

Чем сложнее душевная организация человека, тем более тонкая и разнообразная музыка ему нравится. Также музыкальные предпочтения зависят и от черт характера. Например, исследователи Университета Хериота-Ватта (Шотландия) в ходе опроса 36 518 молодых людей со всего мира выяснили, что любители ритмичной танцевальной музыки относятся к экстравертному типу личности, обладают некоторыми творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами. Почитатели рэпа, который тоже является не слишком сложным музыкальным жанром — общительны и несколько эгоистичны.

Скомпилировал Владимир Лакодин

Почему люди получают такое наслаждение от секса? Ведь это такое грязное занятие, - вводить плоть в другую плоть, лежа в луже пота и выделений. Современные люди объясняют это тем, что Природа таким образом обеспечивает выживание вида; но это не может быть достаточным объяснением. Это - только иная формулировка проблемы: как Природе удается сделать так, что людей охватывает желание совокупляться?

Задумайтесь: фундаментальной основой всех межличностных отношений являются объятия и ласка. Когда рождается ребенок, родители прижимают его к себе и ласкают, - и ребенок чувствует, что его любят. Когда он подрастает, у него развивается влечение к противоположному полу, которое находит свое выражение в объятиях и ласках, достигая кульминации в половом акте.

После свадьбы мистическая сторона любовных отношений между двумя партнерами стирается - и каково же продолжение? Произвести на свет ребенка, которого пара сможет обнимать и ласкать. Когда ребенок вырастает и женится, пара может проявлять свою ласку по отношению к внукам. И так вся жизнь состоит лишь из этого.

Когда мужчина и женщина любят друг друга, они всегда стремятся достичь все большей и большей близости. Разлука всегда болезненна, и они пытаются избежать ее, проводя все свое свободное время вместе. Вот почему слово "пара" употребляется в единственном числе, хотя и обозначает двоих. Чувство отдельности возможно только из-за существования дуальности; горечь разлуки - это страдание от невозможности снова объединить двоих, которые были изначально одним, в единое целое. В изначальном состоянии не было никакого деления на мужское и женское.

Если мужчина и женщина действительно очень сильно любят друг друга, если их чувство настолько глубоко, что они всегда умственно пребывают в близости, мечтая друг о друге, представляя следующее свидание, то наступает момент, когда они больше не могут сопротивляться импульсу физической близости, сексуального соединения. Напряжение достигает такой степени, что разрядка неизбежна. Это вопрос обладания: "Я хочу стать тобой, и я хочу, чтобы ты стала мной". Но это невозможно: мешают тела. И тогда лучшим вариантом становится следующий: "Я должен быть в тебе, а ты должна быть во мне". Когда пара охвачена жаждой соединения, она обращается к сексу. На самом деле соединяются только пенис и влагалище, но во время полового акта мужчина чувствует:



"Да, я проник в нее, я овладел ею", - женщина же чувствует: "Да, я приняла его в себя, я овладела им",

Я всегда говорил, что женщины в большей степени проявляют чувство собственничества, чем мужчины. И когда я говорю это, некоторые женщины начинают возражать. Но взгляните еще раз на физиологию! Влагалище принимает пенис, а не наоборот! Женщине предназначено обладать, а мужчине - чувствовать, что им обладают. В настоящее же время, когда все поставлено с ног на голову, многие мужчины стали проявлять собственнические наклонности; но это патологично, это происходит только в силу того, что они не уверены в своей мужественности. Мужчины очень обеспокоены своими сексуальными умениями, своей способностью заставить женщину почувствовать себя "наполненной". Боязнь неудачи заставляет их опасаться, что их партнерша уйдет за удовлетворением к другому мужчине, и, проявляя собственничество, они защищают себя.

Но это ненормально. Нормально, если женщина является в некоторой степени собственницей, и только самые великие женщины могут выйти за пределы этого чувства, точно так же, как только самые великие мужчины могут выйти за пределы собственного имиджа великих жеребцов, которыми женщины якобы должны желать обладать. Ну, и, конечно, мы имеем Фрейда, заявлявшего, что в основе всего лежит зависть к пенису, но это уже другой вопрос. Сейчас давайте рассмотрим половой акт.

Когда пенис и влагалище соединяются, оба партнера получают большое удовлетворение, происходит овладение, частичное единение. Это частичное единение переполняет их желанием достичь полного единства, и они пытаются сблизить свои тела еще больше, пока их нервные системы не достигают пика напряжения и не наступает оргазм. Во время оргазма оба партнера полностью забывают о своем земном существовании, и на какое-то время - очень короткое - они снова представляют собой одно целое. Но оргазм длится всего несколько мгновений, а затем партнеры вновь разъединяются.

Большинство людей пытаются убедить себя в том, что оргазмический секс приносит им удовлетворение, - но этого не может быть. Даже если вы наслаждаетесь сексом с полной концентрацией, с полной отдачей со стороны обоих партнеров, этого насыщения хватит на неделю или - самое большее - на две, а затем вновь возникнет желание. Конечно, если вы занимаетесь сексом только ради оргазма, а не ради любви, вы не насытитесь и десятком совокуплений в день. В конце концов вы станете извращенцем, и избежать этого нельзя. Оргазм - это лишь физический рефлекс, сам по себе он не дает удовлетворения, это лишь "сброс напряжения". Для того, чтобы действительно насладиться оргазмом, вы должны получать наслаждение от своего партнера. Вы должны искренне любить, и быть больше заинтересованы в его или ее удовлетворении, нежели в своем собственном.



При обычном сексе между двумя партнерами, полностью восприимчивыми к нуждам друг друга, насыщение не может длиться более двух недель. При применении ваджроли пара может достигать такого полного наслаждения в течение одного полового акта, что после него сексуальное желание не возникает три месяца и дольше. Партнеры ощущают такую близость, что им нет необходимости во временном сближении, которое дает оргазм. Такие отношения отмечены истинной красотой. И это - то, чему Запад еще должен научиться: секс - это нечто, заслуживающее большего количества времени и усилий для достижения совершенства с тем, чтобы результат был действительно уникальным и продолжительным.

Сколько людей в мире действительно знают о сексе все? О, есть Мастере и Джонсон, множество других сексологов и десятки книг по этой теме, но сколько людей стали действительно экспертами в области секса? Мы, индийцы, да и то не все, а лишь немногие из нас, - единственные в мире, кто по-настоящему знаком с духовным эротическим искусством. Представители Запада проводят много исследований в этой области, но впереди у них еще очень длинный путь. Если бы они изучили наши техники, они бы смогли очень хорошо выполнять их, поскольку у них есть желание испытывать все новое. По сравнению с современными индийцами они в заметно большей степени свободны от закрепощенности.

Но между менталитетом жителей Востока и Запада существует такая огромная разница. А секс всецело относится к уму, что бы вам ни говорили по этому поводу. Возьмите, например, проституцию. Западная проститутка очень внимательно следит за часами: как только ваше время истекло, вы должны излить свое семя и уйти. А теперь предположим, что вы торопитесь взобраться на девушку здесь, в Индии. Она скажет вам: "Нет, мой хозяин, подожди, ночь еще только началась, мы можем наслаждаться нашей игрой до утра". Если вы испустите газы в постели западной проститутки, она скажет: "Ах ты, вонючий тип!" Индийская же девушка скажет: "Вот это мужчина! Даже твои газы издают мелодию!" Конечно, так было раньше; под влиянием Запада индийцы также постепенно привыкают следить за часами.

Вы не считаете, что мужчина в большей степени проявит себя в ответ на заботливое отношение, чем на отношение, которое отличается строгой деловитостью? Я не хочу сказать, что у индийских проституток золотые сердца, - это далеко не так. Они ведут такую игру потому, что знают, что это принесет им больший доход от обслуживания клиента. Здесь, в Индии, оба получают то, чего они хотят: мужчина ощущает, что к нему относятся как к повелителю, а женщина получает плату за приятно проведенное время. А на Западе? Чистый бизнес. Мы, индийцы, очень эмоциональны, и для того, чтобы воздействовать на нас, вы должны играть на наших эмоциях.

На Западе очень клинически подходят к сексу. Я прочитал в газете "Тайм" рецензию на книгу о клиторе. Очень хорошая книга, но неточная. Очень мало кто понимает женский организм. На Востоке только 0,1 процента женщин имеют представление о том, что такое оргазм. На Западе эта цифра составляет по меньшей мере 10 процентов, там все женщины читают руководства по занятию сексом и испытывают на себе прочитанное, но все равно они еще движутся ощупью, у них нет полного владения этим предметом. Для начала им следует полностью забыть о количестве и сосредоточиться на качестве; один хороший оргазм, приносящий удовлетворение обоим партнерам, стоит ста обычных физических реакций. Для достижения этого они должны попытаться понять, в чем состоит истинная природа секса.

Хорошая девочка никогда не хохочет от всей души в компании, она сидит в метро, скрестив ноги под идеальным эстетичным углом, она обходит стороной - по широкой дуге - «рискованную» одежду и избегает слишком выразительного макияжа, не плачет поздно вечером, потому что завтра ей рано вставать и лицо будет опухшим. Хорошая девочка не вступает в конфликты, даже если под угрозой ее интересы, потому что ссориться - это неженственно, да и вообще, главное для нее - выглядеть и вести себя «прилично», так, чтобы ее не в чем было упрекнуть. «Приличная» - слово, идеально ее описывающее, ну, если не считать еще более меткого определения: скучная. Откуда у нас взялся культ «хорошей девочки» и, главное, стоит ли радоваться обилию безупречных «мисс невыразительное совершенство»?

Никогда не ходить на корпоративы - такое решение приняла одна моя знакомая, поняв, что в атмосфере праздника и после одного коктейля она вдруг становится слишком веселой и, как она выразилась, фамильярной, а на самом деле - просто более оживленной, чем она бывает в обычном своем чрезмерно сдержанном состоянии со строго дозированными улыбками и всегда прямой спиной. Мысль о том, что она вдруг зальется смехом в ответ на не слишком приличную шутку исполнительного директора или, например, вздумает танцевать под какую-нибудь вульгарную ресторанную песню, вызывала у нее холодный пот. Поэтому она попросту «забанила» корпоративы с их развращающей и расслабляющей атмосферой: репутация-то все равно дороже. Ее родные и друзья уже давно привыкли к тому, что во время вечеринок она не в силах всерьез и до конца расслабиться, а теперь и коллеги лишились последней возможности разглядеть в ней живого человека, а не преувеличенно корректную барышню, которая словно только что покинула пансион для благородных девиц.

Когда моя мама впервые поехала в Европу - ее поразило одно обстоятельство: вечерами в сентябрьской Праге масса женщин, компаниями и в одиночку, расслабленно сидели в уличных кафе и невозмутимо пили пиво из огромных бокалов. Закусывали сухариками, общались, хохотали, получали удовольствие. «У нас девушки бы постеснялись вот так на террасах пить пиво, - прокомментировала мама, - это считается вроде как неприличным. А в советское время так вообще полагалось поломаться минут десять, прежде чем позволить налить себе вина в гостях: ох, я не пью, ну что вы, мне лучше сока, ну так и быть, мне две капельки - просто за компанию». Мама была в восторге, впервые задумавшись о том, что этот надуманный внутренний запрет на совершенно легальное удовольствие - просто нелепость.

Но ничто так не выдает комплекс «хорошей девочки», как внешность. Выверенная классика, которая в настолько чистом виде даже на дамах за пятьдесят смотрится тоскливо, бежевый тренчкот, неизменно фигурирующий в списках обязательной детали гардероба, «лодочки», исключительно безопасные оттенки, у которых нет никакого шанса не сочетаться, - серое с жемчужно-серебристым, кремовое с цветом шампанского, «слоновая кость», строгий синий. Если макияж, то nude, даже если он не к лицу, на выход - разрешенная визажистами матовая красная помада, с которой хорошая девочка простоит у зеркала около получаса, колеблясь и вопрошая у своей внутренней надзирательницы, не чересчур ли порочным кажется вот этот оттенок.

Однажды, отправившись в магазин обуви с одной из подруг, которая, не доверяя своему вкусу (его в свое время очень ругала ее мать), собрала целую библиотеку книг про стиль и моду, я едва не сошла с ума уже на третьей паре туфель. Вне зависимости от того, примеряла ли я грубые ботинки, ковбойские сапоги или броги, подруга закатывала глаза и говорила таким противным голосом: «Ну ты же девочка! Примерь вот эти классические, на каблучке!» - и с энтузиазмом тащила очередные скучные черные туфли, в которых хорошо будет танцевать на вечеринках для пенсионеров. Позже выяснилось, что эта фраза - с той же презрительной интонацией - была когда-то ее личным кошмаром: в период подростковых экспериментов с волосами и одеждой она то и дело получала выволочки от матери, призывающей ее одеваться «прилично, как нормальная девочка».

Не исключено, что весь концепт «Ты же девочка» как раз и ответственен за культивирование образа милой, тихой, послушной, аккуратной, в общем, приличной и удобной во всех отношениях женщины, которая никогда не напялит на себя, тридцатилетнюю, короткую юбку, не накрасит губы помадой цвета «черная слива» и не станет грызть печенье в метро, увлеченно при этом читая «Монологи вагины» Энцлер, не пряча обложку от скандализированной публики.

Комплекс «хорошей девочки» намного более глубокий, чем кажется, и внешние проявления - это только вершина айсберга. Все эти ограничения, строгие правила, голос внутреннего критика, одергивания самой себя, запреты и многое другое управляют не только манерой держать вилку и любовью к блеклым цветам, но и тем, как женщина чувствует себя в целом. Отсюда и неумение расслабиться, дать волю своим - законным и совершенно естественным - желаниям, хотя бы на йоту расходящимся с жестким «кодексом приличия». И конформизм, при котором женщина не способна защитить свои права, настоять на своем, потому что для этого придется повышать голос, бороться, спорить, быть дерзкой и даже - о ужас - громкой. И страх ошибиться, выглядеть смешно в глазах окружающих.

Какую бы форму ни принимал комплекс «хорошей девочки», всегда есть один важный признак: вам важнее не собственное счастье, хорошее настроение и расслабленность, а имидж, мнение окружающих, безупречность вашего образа в чьих-то глазах. Верный способ заработать невроз… или просто быть несчастной до самой старости, когда правильно расставленные приоритеты заставят вас осознать, что все-таки стоило в пятнадцать покрасить волосы в синий, в двадцать - встречаться с тем, кто нравился вам, а не казался родителям подходящей парой, в сорок - носить купленное под влиянием порыва короткое платье, не беспокоясь о «неприличной» длине. В общем, быть не такой уж и хорошей девочкой.

Старшая сестра (28 лет разницы) ругалась, когда я ела малину с куста. Потому что малина - для варенья. Вот придет зима - и как будет приятно открыть банку домашнего варенья.

Почему-то она не задумывалась о том, что есть варенье летом - тоже отлично. А уж срывать с куста почти синие от спелости ягоды - восторг.

На самом деле ничего нельзя было есть. Ни клубнику (варенье!), ни облепиху (сушить и в компот), ни грибы (солить).

Это была дача моего отца, которую он купил и куда с большой неохотой ездил лишь потому, что ребенку (мне) нужен был свежий воздух (а также вши, постоянное расстройство желудка и клещи на голове).

Папа выходил во двор (он же огород), только чтобы загорать. Ему плевать было на варенья, соленья и прочий хрен с петрушкой - все это на базаре продавалось ведрами.

Но так как ребенок (я) желал малину с куста, то с сестрой приходилось скандалить. Она никак не могла успокоиться, что запасы под угрозой. Ей как-то не жилось сейчас, у нее все время были планы на отдаленное будущее: ягоды - на зиму, черная икра - на Новый год.

Это удивительная черта характера - неспособность получать удовольствие сегодня. Надо отложить, запасти, подготовиться к тому особенному моменту, когда можно будет себе позволить немного радости. И, что особенно важно, запретить радоваться другим.

Приятель рассказывал, что его тетка (по возрасту как моя сестра) ловила его, тоже на даче, когда он прибегал домой за какой-нибудь плюшкой или конфетой, и говорила: «Хватит шляться!» И не то чтобы она собиралась использовать его в хозяйстве. На вопрос: «Почему?» - она отвечала: «А нечего!» И заставляла его сидеть в комнате.

Хорошо - это плохо.

Мать моего друга перед каждым отпуском испытывает панику. Ей мерещатся землетрясения, наводнения, ограбления, болезни. Дом тоже оставлять страшно - вдруг пожар, например. Мужу она не доверяет. Считает, что этот трезвенник немедленно напьется, закурит - и, конечно, заснет с сигаретой. Может, даже приведет каких-нибудь шалашовок, которые выкрадут ее шторы. Или что там у нее ценного.

Нельзя вот так просто поехать куда-то и там хорошо провести время. За праздность и счастье надо расплачиваться тревогой.

У меня есть приятель, который на полном серьезе произносит такие афоризмы:

Не может быть просто так хорошо. Наверное, что-нибудь случится.

Эти заявления выбивают меня из колеи. Я не могу понять, о чем речь. Мне кажется, что если тебе сейчас хорошо, то дальше будет еще лучше. потому что ты впитываешь удовольствие, и оно, как загар, налипает на твою кожу, оно защищает тебя от трудностей жизни.

У меня была очень тяжелая депрессия, и в это время мне тоже казалось, что счастье будет, когда… дальше я называла причину. Не сейчас. Нужен веский повод, чтобы ощутить радость.

У этого синдрома есть название - «ангедония». И еще «социальная агнозия». Психиатры побьют меня сочинениями Юнга за использование термина всуе, но ангедонисты - слишком красивое и верное название для людей, которые каждую минуту портят себе жизнь, запрещая получать удовольствие.

В последнее время ангедония стала настолько массовой, что это поражает.

Выкладываешь в Facebook снимок себя на океане - и сразу же ловишь упреки в том, что умерла Валерия Ильинична Новодворская, боинг разбился, новые санкции ввели, в Донецке танки разнесли железную дорогу и прочее. Ты лично и твои шорты, и полотенце, и крем от загара в этом виноваты.

Люди цепляются за эти действительно трагические события, чтобы они отвлекали их от пусть и небольших, но все-таки радостей. Такое ощущение, что страдать, скорбеть и бояться стало модно.

Вот честно: мне не страшно.

В жизни всегда происходит нечто пугающее или тревожное. С другими людьми, с целыми странами, с твоей страной, с твоими друзьями и твоей жизнью. Часто от этого тяжело, и ты переживаешь и сострадаешь, или у тебя у самой плохие времена, но так устроен мир.

Нет никакой другой концепции жизни. Это никогда не закончится, благоденствие не свалится на нас внезапно и навсегда.

Если можешь получить удовольствие сегодня, делай это.

У отца моей подруги, которого в СССР на двадцать лет лишили возможности снимать кино, были огромные долги. Но всякий раз, когда он перезанимал деньги, вся семья шла в ресторан. И даже не для того, чтобы вкусно поесть, а чтобы ощутить, что жизнь - это не только безденежье, тоска и гнусные советские цензоры. Он заряжался этим - и сохранил себя. (Долги, если кому интересно, он потом отдал.)

Понимаете, мы же потом вспоминаем не плохое, а хорошее. Все страшное вытесняется, а хорошее вдруг вспыхивает в нашей памяти и сияет так, словно его только что намыли и отполировали. И мы живем только этими отрывками, а не чередой забот и невзгод.

Я, пока была в депрессии, боялась летать на самолетах. До обмороков. Потом опять научилась это делать, но аэрофобия проходит долго и мучительно - в силу привычки.

И вот однажды я занимаю свое место, смотрю в окно и понимаю, что совсем не боюсь. Ни летать, ни разбиться, ни умереть. Потому что я счастлива. И у меня нет для этого никакой объективной причины. Я не написала роман, не получила за него Букеровскую премию, не придумала лекарство от рака, не родила пятерых детей.

Просто я счастлива. Мне хорошо. Я люблю свою жизнь. Я ем малину с куста и езжу отдыхать от отдыха - и не потому, что у меня навалом денег, а потому что есть желание.

Фокус в том, что если ты счастлив, то не страшно ни жить, ни умирать.

Поделиться: