Где жил рене декарт. Великий мыслитель Декарт Рене: краткая биография

Молодой Рене сложение имел чрезвычайно слабое, и мало было надежды на сохранение его жизни. Но когда укрепилось его здоровье, отец отправил его в Лафлеш для учения под надзором иезуитов. Здесь он подружился с молодым Мерсеном, также учившимся в коллегии; дружба их разорвалась смертью Декарта.

Отец Рене, доверяя зрелости характера и страстной любви к ученью своего сына, позволил ему одному, без руководителя и ментора, ехать в Париж. Сначала надежды почтенного советника не исполнились: Рене, увлеченный некоторыми своими друзьями, предался игре; но скоро увидев под своими ногами бездну, он разорвал все связи и поселился в уединенном доме в предместий СЖермен. Здесь занимался он науками без развлечений.

Декарт долго колебался в выборе состояния; иногда он склонялся к авторству, но — странное дело — оно казалось ему неприличным благородству его семейства. Наконец, независимость показалась ему высшим благом; он искал ее в Голландии. В 1617 г. он вступил в качестве волонтера в армию Морица Нассауского. Находясь в гарнизоне Бреды, в один день он подошел к толпе, читавшей объявление на фламандском языке; в объявлении был вызов на решении одной геометрической задачи. В толпе находился профессор математики, Бекман, который по просьбе Рене перевел объявление. На другой день молодой волонтер явился к профессору со своим решением задачи. Вот начало дружеской связи между Бекманом и Декартом.

Из голландских войск Декарт перешел в Баварские и таким образом проехал почти через всю Германию. Неизъяснимо, что в это путешествие он не посетил Кеплера, знаменитого астронома того времени и которого после называл своим учителем в оптике.

В праздности гарнизонной службы Декарт занимался колоссальным проектом: преобразовать всю философию. Беспрестанное ние ума расстроило его мозг: по ночам представлялись ему видения; на другой день он старался объяснить их и почти впал в помешательство. Во время одного из таких видений он дал обет сходить на поклонение Богоматери Лоретской.

Секта Розового Креста, обещавшая людям новую науку и истинную мудрость, уважалась тогда в Германии, хотя ее адениты заслуживали только презрения. Декарт несколько раз покушался сделать связь, до Парижа дошел даже слух, что он успел в своем намерение. Тогда его друзья, особенно патер Мерсен, встревожились, потому что секта Розового Креста, в Париже, не только не пользовалась благосклонностью публики, но даже на рынках жестоко смеялись над ней. Декарт решился отправиться в Париж, чтобы повидаться с друзьями и объяснить им свою философию. Живя в Париже, он узнал о смерти своего родственника, имевшего должность в управлении французской армии в Италии; этот случай напомнил ему обет о поклонении Лоретской Б Богоматери. Он выпросил себе место умершего родственника и уехал в Италию. Для исполнения обета он сперва прибыл в Венецию, откуда располагался посетить Рим во время юбилея.

Объездив часть Италии, Декарт возвратился в Париж через столицу Тосканы. Вот еще случай к неизъяснимому удивлению: желавший сделаться адептом Розового Креста, он показал совершенное равнодушие к трудам и открытиям флорентийского астронома: он говорил даже, что в сочинениях Галилея нет ничего достойного зависти, ничего, чтобы заслуживало серьезного изучения.

Декарт учился медицине и хвалился, что сделал такие успехи в этой науке, что может продлить свою жизнь на сто лет. К нему присоединился аббат Пико и превзошел своего учителя в надежде на долголетие: аббат Пико надеялся прожить четыреста лет. Избрав Голландию постоянным своим жилищем, думал наслаждаться в ней независимостью и свободою; но много обманулся в своем ожидании. Некоторые теологи Реформаторской церкви, особенно Фоет, профессор университета в Утрехте, подняли на него страшное гонение; они даже обвинили его в атеизме. Фоет так искусно действовал, что выхлопотал у трибунала утрехтского осуждения Декарта. Но спас его французский посланник, настояв, что осуждение недействительно, как над подданным Франции.

Декарт надеялся, что правила его философии, изложенные ясно и с умеренностью, будут приняты с одобрением. Вышло совсем не то: они сделались текстом злобной клеветы и незаслуженных обвинений. Но его математические открытия заслужили лучший прием, хотя тогда было немного верных их ценителей. В таких неблагоприятных обстоятельствах, Декарт терял бодрость духа, как вдруг через Шаню, французского посланника в Швеции, получает местное приглашение ко двору королевы Христины; после некоторой нерешительности он принял приглашение и уехал в Швецию, где королева приняла его с отличным уважением. Она хотела, чтобы Декарт посещал ее в пять часов утра для разговоров о предмете учености; климат недолго позволял ему исправлять эту трудную обязанность; 2 февраля 1650 г. он заболел воспалением в груди и умер 11-го того же месяца. Королева хотела похоронить его с почестями, которыми пользовались члены высшего дворянства; но французский посланник во имя национальной чести вытребовал тело знаменитого философа и перевез его в Париж в 1666 г., где погребли его в церкви св. Женевьевы. Тело Декарта свободно провезли по всей Германии; но в таможне Перроны потребовали открыть гроб для освидетельствования бренных остатков великого человека. По рапорту Шенье декретом конвента велено было перенести в Пантеон. Декрет не был исполнен, и, как думаете, по чьей оппозиции? По оппозиции Мерсье, сочинителя «Картины Парижа», который сделался тогда тонистом. В продолжение революции остатки великого геометра из церкви Женевьевы были перенесены в музей французских памятников, потом, в 1819, торжественно перенесли их в церковь С. ЖПре; гроб сопровождали административные власти и несколько членов Института.

Многие думают, что Декарт удалился в Голландию от гонений, которыми угрожали ему не родине: совсем нет. Во Франции никто не думал грозить; даже предлагали ему почетное положение; он все отвергал постоянно, говоря: «ни за какие богатства не продам своей свободы». Но продал ее королеве Христине и нашел смерть.

Прибавим, что мраморная его статуя, украшающая залу публичных заседаний Института, поставлена прежним правительством до революции 1789 г.

В самой юности Декарт стремился свергнуть иго древности, тяготевшее на новых школах. В 1637 г. он издал свою «Discour sur la methode», в которой находятся превосходные логические правила; но, не к чести своей памяти, впоследствии он не следовал им.

«Геометрия» Декарта вышла в свет также в 1637 г. Вот, бесспорно, самый твердый памятник его славы. В этом сочинение в первый раз были изложены начала той ветви математических наук, которая ныне известна под именем приложения алгебры к геометрии.

Декарт первый дал справедливое понятие о значение отрицательных корней уравнения. Ему обязаны мы правилом, которое носит на себе его имя и которое из последовательных знаков (+) и (—) позволяет заключать о числе корней, положительных и отрицательных, данного уравнения, если оно не имеет корней мнимых.

«Диоптрика» Декарта была издана в 1637 г. В этом сочинение находится закон постоянства отношений между синусами углов падения и преломления. Читая некоторых уважаемых писателей, особенно английских, с горестным удивлением нахожу, что открытие Декарта приписывают Снеллию. Спрашивается: какой повод такой несправедливости? Декарт первый сделал известным упомянутый закон. Но, говорит Гюйгенс, этот закон находится в рукописи Снеллия, и Декарт, бывший в Голландии, мог видеть эту рукопись. Однако же Гюйгенс не утверждает, что Декарт действительно ее видел; следственно отнимающие честь открытия закона на французского геометра возводят неслыханное ученое хищничество.

Говорят еще, что Декарт, по направлению своего ума, не любил терять время на опыты и потому не мог найти спорного закона. Но каким образом строгие судьи не помнят, что, при переходе света из воздуха в воду, величины углов падения и соответствующих им углов преломления, от 0 до 90 гр., помещены в таблице Вительона? Р Рассмотрение этих чисел прямо приводит к закону синусов, и вероятно таким путем Декарт достиг своего открытия. То же мог сделать и Снеллий. Притом, Декарт и так уже не любил опытов, как обыкновенно утверждают: в одном его письме Мерсеню он уведомляет, что преломление не пропорционально плотности тела, и в пример приводит терпентин и винный спирт, в которых преломление более, нежели в воде, несмотря на то, что первые две жидкости гораздо легче последней. Разве это явление можно было узнать без опытов?

В подтверждение моего мнения указываю еще на два незамеченных, но главных обстоятельства. Первое: Декарт, не доверяя опытам, на которых основана таблица Вительона, изобрел снаряд для проверки найденного им закона. Снаряд этот он описал подробно. Второе: вычислив положение фокуса выпуклого стекла по закону синусов, он, без сомнения, проверил вычисления весьма легким опытом. Впрочем, не перестаю повторять: история наук, написанная не по печатным документам, есть чистый роман. Историк в редких ях может уклониться от этого правила, и закон синусов не подлежит такому исключению.

«Диоптрика» Декарта содержит подробное исследование о так называемой аберрации сферической вместе со способами уничтожать ее; здесь великий геометр доказывает, что для полного достижения этой цели надо делать стекла и зеркала или параболическими, или гиперболическими; а т. к. обыкновенные средства для того не достаточны, то Декарт описал машину, посредством которой можно стекла и зеркала обтачивать в упомянутые формы.

В «Диоптрике» находим много исследований о зрении естественном и о зрении через очки.

К «Диоптрике» приложен «трактат о метеорах», в котором всего замечательнее объяснение радуги.

Во все времена делали много попыток открыть тайну образования двух радуг. Первые справедливые понятия об этом предмете встречаем у Антония Доминика, выйдут лучи света, образующие точь естественное явление со всеми его цветами. В этом опыте автор усмотрел, что солнечный луч, войдя в шар выше его центра, отражается от задней его части и потом выходит внизу его. Подобное движение луча в водяной капле, находящейся вне вертикальной плоскости, образует побочные части явления. Все это справедливо; но мне кажется, что тут нет объяснения радуги; для полного доказательства ее образования надо еще открыть, каким образом капли воды, находящиеся выше и ниже стеклянного шара Доминика, не производят таких цветов. Одним словом, надо было определить теоретически положение лучей действующих, как назвал их Декарт. О второй радуге Доминик не имел даже понятия.

Касательно цветов Декарт вычислил угол межу двух плоскостей, из которых одна касается в точке вхождения луча в каплю, другая же — в точке его выхождения, и потом показал на опыте, что белый луч действительно разлагается на цветные лучи, когда проходит через водяную призму, в которой стороны взаимно наклонены под углом, равным углу упомянутых двух плоскостей. Вот, по моему мнению, полное и совершенно удовлетворительное объяснение явления. Теперь всякий верно оценит остроумное, но неверное выражение: «Декарт нарисовал обе радуги, а Ньютон их расцветил».

Некоторые физики несправедливо говорят, что радуга не могла быть объяснена до тех пор, пока не нашли причины неравной преломляемости цветных лучей. В таком случае мы до сих пор не понимаем радуги, потому что, по крайней мере в теории истечения, эта причина еще не найдена: разве мы знаем, что возможная разность между скоростями цветных лучей не имеет влияния на явление?

Философские начала изданы в 1644 г. В этом сочинении Декарт объясняет механизм Вселенной посредством вихрей. Около Солнца обращается жидкость, которая увлекает все планеты; а другие вихри меньших размеров обращаются около планет и увлекают их спутники. С первого взгляда, такая идея грандиозна, и поэтому не удивительно, что ее приняли Фонтенель, Лейбниц, Гюйгенс, Бернулли, Меран и пр. С Смотря на такое собрание первоклассных ученых, Макролен, думаю, должен был бы воздержаться и не называть гипотезу Декарта рапсодией. Но истинный пробный камень всякой гипотезы есть сравнение ее с наблюдением. Когда Декарт издал свою блестящую гипотезу, тогда знали уже чудную теорию Кеплера, и не одно астрономическое явление не подходило под эту гипотезу.

Кто, например, не поймет, что по системе вихрей планеты обращались бы около Солнца по кругам. Правда, для уничтожения этого возражения можно предположить, что на вихрь солнечный могут действовать вихри посторонние и превращать круги в эллипсы: но тогда перигеи и апогеи всех планет находились бы на одной прямой линии, — что противно наблюдениям.

Сверх того, каким образом можно объяснить по Декарту движение комет — таких тел, которые должны быть наиболее увлекаемы вихрями по своим малым массам, а между тем они движутся по всем направлениям? Каким образом объяснить по Декарту предварение равноденствий? Этого никто не пробовал. Вот почему гипотеза, к удивлению, сошедшая с того же пера, которое написало «речь о методе», совершенно ныне забыта.

Говорят, что гипотезу Декарта приняла вся Франция, без исключения. Это несправедливо. В доказательство приведу одно место из Гассенди: «Я не знаю ни одного человека, который бы дочитал до конца «Principes». Нет ничего скучнее этой книги; она убивает читателя. Надобно удивляться, что великий геометр вместо доказательств предложил сонные грезы».

ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, René, латинизированное имя – Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.

Декарт родился 31 марта 1596 в Лаэ (ныне Лаэ-Декарт) в провинции Турень (на границе с Пуату) в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани. О детстве и юности Декарта известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из Рассуждения о методе , переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась, с одной стороны, критике, с другой – защищалась позднейшими историками. Для раннего периода жизни Декарта важно, что он учился в организованном иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 (по данным Байе) или в 1606 (по данным современных историков) и где провел более восьми лет. Там, пишет Декарт в Рассуждениях , он убедился, сколь мало мы знаем, хотя в математике дела в этом смысле обстоят лучше, чем в любой другой области; он понял также, что для обнаружения истины необходимо отказаться от опоры на авторитет, принадлежащий традиции или сегодняшнему дню, и не принимать ничего на веру, пока оно не будет окончательно доказано. Декарт – продолжатель великого интеллектуального наследия греков, бывшего в забвении в римскую эпоху и средние века. Идеи греков стали возрождаться за несколько веков до Декарта, однако именно у него они вновь обрели свой первоначальный блеск.

Прошло немало времени, прежде чем взгляды Декарта окончательно оформились и были опубликованы. В 1616 он получил степень бакалавра права в университете города Пуатье (где занимался изучением права и медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой. В возрасте 20 лет Декарт прибыл в Париж, а оттуда отправился в Голландию, где в 1618 записался добровольцем в протестантскую армию, через год был направлен под командование Морица Оранского (Нассауского), затем вступил в армию герцога Баварии Максимилиана I. В качестве вольнонаемного офицера путешествовал по Германии, Австрии, Италии и, по-видимому, также по Дании, Польше и Венгрии. Затем возвратился в Париж и приступил к написанию своих трудов.

Декарт сразу же столкнулся с практической проблемой: как сделать, чтобы отрицание авторитетов и традиции не было в глазах общества отрицанием этики и религии, и каким образом не превратить самого себя во врага в глазах католической церкви. Эта проблема встала еще более остро, когда инквизиция осудила Диалог Галилея (1633). Декарт, живший в то время в Голландии, работал над произведением, получившим название Мир, или Трактат о свете (Le Monde, ou Traité de la Lumière , опубликовано в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея; однако ввиду случившегося отложил работу над книгой, посчитав ее (как следует из его переписки) опасной. После этого Декарт стал бывать только в странах с высокой степенью интеллектуальной свободы: в Голландии, которая стала ему вторым домом и куда он перебрался в 1628, Англии и Швеции. Но даже в протестантской Голландии он подвергся своего рода религиозному преследованию со стороны голландских гугенотов . Декарт всячески пытался убедить католическую церковь в благонамеренности своей философии и даже в том, что ее следует принять в качестве официальной доктрины церкви. Хотя его усилия в этом направлении не увенчались успехом, они, по-видимому, какое-то время сдерживали неодобрительную реакцию церкви.

Будучи своего рода затворником (следуя девизу «Bene vixit, bene qui latuit», «Тот жил счастливо, кто хорошо укрылся»), Декарт посвящал время узкому кругу друзей и детальной разработке своих научных, философских и математических теорий. Его первая опубликованная работа, Рассуждение о методе , появилась лишь в 1637, однако благодаря ей и последующим трудам он завоевал известность в Европе. В 1649 Декарт переехал в Стокгольм, чтобы наставить в принципах картезианства королеву Швеции Кристину по ее просьбе. Имея привычку проводить утренние часы в постели, Декарт был вынужден вставать зимой посреди ночи и добираться до королевского дворца, преодолевая значительное расстояние. Возвращаясь как-то с уроков, назначенных на пять утра, он простудился и умер от пневмонии на девятый день болезни 11 февраля 1650. Спустя шестнадцать лет останки Декарта были перенесены во Францию, и ныне прах его покоится в церкви Сент-Жермен-де-Пре в Париже.

Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Основные идеи философа намечены в первой опубликованной работе – Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (Discours de la Méthode pour bien conduire la Raison, & chercher la Verité dans les Sciences. Plus La Dioptrique, Les Météores et La Géométrie, qui font des effaies de sette Méthode ) с приложением метода в трактатах Диоптрика , Метеоры и Геометрия . В ней Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет решить любую проблему, поддающуюся решению с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов. К сожалению, приведенная им формулировка метода весьма лаконична. Притязание подкрепляется примерами результатов, полученных с помощью метода, и хотя Декарт делает несколько ошибок, следует заметить, что эти результаты были получены во многих областях и за весьма малый отрезок времени.

В самом Рассуждении центральная проблема метафизики – отношение сознания и материи – получила решение, которое, истинно оно или ложно, остается самой влиятельной доктриной Нового времени. В Рассуждении также рассмотрен вопрос о кровообращении; Декарт принимает теорию Уильяма Гарвея , но ошибочно заключает, что причиной сокращения сердца является теплота, которая концентрируется в сердце и по кровеносным сосудам сообщается всем частям тела, а также само движение крови. В Диоптрике он формулирует закон преломления света, объясняет, как функционируют нормальный глаз и глаз, имеющий дефекты, как действуют линзы, зрительные трубы (телескопы и микроскопы), и развивает теорию оптических поверхностей. Декарт формулирует идеи «волновой» теории света и делает попытку «векторного» анализа движения (свет, по Декарту, есть «стремление к движению»). Он развивает теорию сферической аберрации – искажения изображения, вызванного сферической формой линзы, – и указывает, каким образом ее можно исправить; объясняет, как установить световую силу телескопа, открывает принципы работы того, что в будущем назовут ирисовой диафрагмой, а также искателя для телескопа, гиперболической поверхности с определенным параметром для повышения яркости изображения (впоследствии названной «зеркалом Либеркюна»), конденсора (плоско-выпуклой линзы) и конструкций, позволявших осуществлять тонкие движения микроскопа. В следующем приложении, Метеорах , Декарт отвергает понятие теплоты как жидкости (т. н. «калорической» жидкости) и формулирует по сути кинетическую теорию теплоты; он также выдвигает идею специфической теплоты, согласно которой у каждого вещества своя мера получения и сохранения тепла, и предлагает формулировку закона соотношения объема и температуры газа (впоследствии названного законом Шарля). Декарт излагает первую современную теорию ветров, облаков и осадков; дает верное и детальное описание и объяснение явления радуги. В Геометрии он разрабатывает новую область математики – аналитическую геометрию, соединяя ранее существовавшие раздельно дисциплины алгебры и геометрии и решая за счет этого проблемы той и другой области. Из его идей впоследствии возникает главное достижение математики Нового времени – дифференциальное и интегральное исчисления, которые были изобретены Готфридом Лейбницем и Исааком Ньютоном и стали математической основой классической физики.

Если эти достижения действительно были продуктом нового метода, то Декарту удалось самым убедительным образом доказать его эффективность; однако в Рассуждении содержится совсем немного информации о методе, если не считать советов не принимать ничего за истину, пока это не доказано, разделять всякую проблему на столько частей, на сколько возможно, располагать мысли в определенном порядке, начиная с простого и переходя к сложному, и делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Гораздо более подробное описание метода Декарт собирался дать в трактате Правила для руководства ума (Regulae ad directionem ingenii ), который остался наполовину незаконченным (Декарт работал над ним в 1628–1629) и был опубликован только после смерти философа.

Философия Декарта, называемая обычно картезианством, кратко изложена в Рассуждении , в более полном виде – в Размышлениях о первой философии (Meditationes de prima philosophia in qua Dei existentia et Animae immortalitas demonstratur , 1641; второе издание с Objectiones Septimae , 1642; парижское издание на французском языке с исправлениями Декарта в 1647) и с несколько другой точки зрения в Первоначалах философии (Principia philosophiae , 1644; французский перевод 1647).

Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может оказаться сном. Не являются достоверными и наши рассуждения, ибо мы не свободны от ошибок; кроме того, рассуждение есть выведение заключений из посылок, и до тех пор, пока у нас нет достоверных посылок, мы не можем рассчитывать на достоверность заключений.

Скептицизм, конечно, существовал и до Декарта, и эти аргументы были известны еще грекам. Существовали и различные ответы на скептические возражения. Однако Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод. После Декарта среди философов, ученых и историков получило распространение настороженное отношение к недостаточно обоснованным идеям, какой бы источник они ни имели: традицию, авторитет или личные особенности высказывающего их человека.

Методологический скептицизм, таким образом, образует только первую ступень. Декарт полагал, что если бы мы знали абсолютно достоверные первые принципы, то могли бы вывести из них все остальное знание. Поэтому поиск достоверного знания составляет вторую ступень его философии. Достоверность Декарт обнаруживает только в знании о своем собственном существовании: cogito, ergo sum («я мыслю, следовательно, я существую»). Декарт рассуждает: у меня нет достоверного знания о существовании моего тела, ибо я мог бы быть животным или покинувшим тело духом, которому снится, что он человек; однако мой разум, мой опыт существуют несомненно и достоверно. Содержание мыслей или убеждений может быть ложным и даже абсурдным; однако сам факт мышления и верования достоверен. Если же я сомневаюсь в том, что мыслю, то по крайней мере достоверно то, что я сомневаюсь.

Тезис Декарта о том, что мы обладаем абсолютно достоверным знанием о существовании собственного сознания, признавался всеми мыслителями Нового времени (хотя был поднят вопрос о достоверности знания о нашем прошлом). Однако возникал трудный вопрос: можно ли быть уверенным, что все остальное, с чем мы очевидно сталкиваемся, не является простым порождением нашего ума? Порочный круг солипсизма («Я» может знать только само себя) был логически неизбежен, и мы сталкиваемся с т.н. проблемой эгоцентризма. Эта проблема становится все более значимой по мере развития философии эмпиризма и достигает кульминационного пункта в философии Канта.

Вопреки ожиданиям, Декарт не использует свой достоверный тезис в качестве большой посылки дедуктивного вывода и получения новых заключений; тезис необходим ему для того, чтобы сказать, что поскольку мы получили эту истину не с помощью чувств или дедукции из других истин, то должен существовать некий метод, который позволил нам ее получить. Это, заявляет Декарт, метод ясных и отчетливых идей. То, что мы мыслим ясно и отчетливо, должно быть истинным. Декарт разъясняет значение «ясности» и «отчетливости» в Первоначалах (ч. 1, п. 45): «Ясным я именую то, что с очевидностью раскрывается внимающему уму, подобно тому как мы говорим, что ясно видим предметы, кои достаточно заметны для нашего взора и воздействуют на наш глаз. Отчетливым же я называю то, что резко отделено от всего другого, что не содержит в себе решительно ничего, что бы не виделось с очевидностью тому, кто рассматривает его должным образом». Таким образом, по Декарту, знание зависит от интуиции так же, как от чувств и разума. В опоре на интуицию (что понимал и сам Декарт) заключена опасность: заявляя об интуитивном познании (ясной и отчетливой идее), мы на самом деле можем иметь дело с предрассудком и смутной идеей. В развитии философии после Декарта интуицию ясных и отчетливых идей стали относить к рассудку. Акцент на ясности и отчетливости получает наименование рационализма, а акцент на чувственном восприятии – эмпиризма, который вообще отрицал роль интуиции. Последователи Декарта – особенно окказионалисты Никола Мальбранш и Арнольд Гейлинкс, а также Спиноза и Лейбниц – принадлежат к рационалистам; Джон Локк , Джордж Беркли и Дэвид Юм – к эмпиристам.

В этом пункте Декарт останавливается, чтобы указать на пробел в своей аргументации и попытаться его восполнить. Не ошибаемся ли мы, называя ясным и отчетливым то, что предлагает нам в качестве такового могущественное, но злое существо (genius malignus), которому доставляет удовольствие вводить нас в заблуждение? Возможно, что и так; и все же мы не ошибаемся в отношении своего собственного существования, в этом нас не обманет даже «всемогущий обманщик». Однако двух всемогущих существ быть не может, и поэтому, если существует всемогущий и благой Бог, возможность обмана исключена.

И Декарт переходит к доказательству бытия Бога, не предлагая здесь каких-то особенно оригинальных идей. Вполне традиционно онтологическое доказательство: из самой идеи вещи совершенной следует, что эта вещь действительно существует, поскольку совершенное существо должно обладать, среди бесконечного числа других совершенств, совершенством существования. Согласно другой форме онтологического аргумента (который правильнее было бы назвать космологическим доказательством), Я, существо конечное, не могло бы обладать идеей совершенства, которая (поскольку великое не может иметь малого в качестве своей причины) не могла быть произведена нашим опытом, в котором мы встречаемся только с несовершенными сущностями, и не могла быть изобретена нами, несовершенными существами, но была вложена в нас непосредственно Богом, по-видимому, таким же образом, каким ремесленник ставит свою метку на произведенных им изделиях. Еще одно доказательство – космологический аргумент, согласно которому Бог должен быть причиной нашего бытия. То, что я существую, не может быть объяснено тем, что меня произвели на свет мои родители. Во-первых, они сделали это посредством своих тел, однако мой ум или мое Я вряд ли можно считать следствием причин телесного характера. Во-вторых, объяснение моего существования через родителей не решает принципиальную проблему последней причины, которой может быть только Сам Бог.

Существование благого Бога опровергает гипотезу о всемогущем обманщике, и поэтому мы можем доверять нашим способностям и усилиям, которые должны привести к истине при правильном их применении. Прежде чем перейти к следующей ступени мышления по Декарту, остановимся на понятии естественного света (lumen naturalis, или lumiere naturelle), интуиции. Для него она не составляет какого-то исключения из законов природы. Скорее, это часть природы. Хотя Декарт нигде не дает пояснений к этому понятию, по его предположению, Бог, создавая Вселенную, имел некий план, который полностью воплощен во Вселенной в целом и частично – в отдельных ее частях. Этот план также вложен в человеческий ум, так что ум способен познавать природу и даже обладать априорным знанием о природе, потому что как ум, так и объективно существующая природа суть отражения одного и того же божественного плана.

Итак, продолжим: уверившись в том, что можем доверять нашим способностям, мы приходим к пониманию, что материя существует, поскольку наши идеи о ней являются ясными и отчетливыми. Материя протяженна, занимает место в пространстве, движется, или перемещается, в этом пространстве. Это существенные свойства материи. Все другие ее свойства вторичны. Подобно этому, сущностью разума является мышление, а не протяжение, поэтому разум и материя совершенно различны. Следовательно, Вселенная дуалистична, т.е. состоит из двух не похожих друг на друга субстанций: духовной и телесной.

Дуалистическая философия сталкивается с тремя трудностями: онтологической, космологической и эпистемологической. Все они обсуждались мыслителями, которые развивали идеи Декарта.

Прежде всего, познание предполагает установление тождества в кажущемся разнообразии; поэтому полагание принципиально неустранимой двойственности наносило удар самому духу философии. Возникли попытки свести дуализм к монизму, т.е. отрицать одну из двух субстанций или допустить существование единой субстанции, которая бы являлась одновременно и разумом и материей. Так, окказионалисты доказывали, что поскольку разум и тело по своей сути неспособны воздействовать друг на друга, то очевидные «причины», которые мы наблюдаем в природе, являются результатом прямого вмешательства Бога. Эта позиция получила логическое завершение в системе Спинозы. Трудно считать Бога чем-то иным, нежели Верховным Разумом; поэтому либо Бог и материя остаются дихотомически разделенными, либо материя сводится к идеям самого Бога (как у Беркли). Проблема монизма и дуализма занимала центральное положение в философии 17–18 вв.

Существование материи как автономной, независимой от духа субстанции приводит к предположению, что ее законы могут быть сформулированы исчерпывающим образом в терминах пространства и времени. Это обычное для физической науки допущение полезно для ее развития, но в конечном счете приводит к противоречиям. Если, согласно гипотезе, пространственно-временная-материальная система самодостаточна, а ее собственные законы полностью определяют ее поведение, неизбежно крушение Вселенной, содержащей нечто другое, кроме материи, что существует наряду с материей во взаимозависимом целом. Так, если причиной движения материи является разум, то он производит энергию и тем самым нарушает принцип сохранения энергии. Если мы скажем, ради того чтобы избежать этого заключения, что разум не может быть причиной движения материи, но направляет ее движение по тому или иному конкретному пути, то это будет нарушать принцип действия и противодействия. А если мы зайдем еще дальше и предположим, что дух действует на материю, только освобождая физическую энергию, но не создавая ее и не управляя ею, то приходим к нарушению фундаментального допущения, что причины освобождения физической энергии могут быть лишь физическими.

Картезианство оказало значительное влияние на развитие науки, однако в то же время породило разрыв между физической наукой и психологией, который не преодолен до настоящего времени. Представление о существовании такого разрыва выражено также в материализме Ж.Ламетри (1709–1751), согласно которому человек есть не что иное, как сложно организованная материя, и в концепции эпифеноменализма, по которой сознание есть побочный продукт тела, не влияющий на его поведение. Эти взгляды были в моде у естествоиспытателей. Вместе с тем предполагалось, что вера в способность разума быть причиной материальных явлений есть предрассудок, подобный вере в призраки и домовых. Это представление серьезно задержало исследование ряда важных феноменов в психологической науке, биологии и медицине.

Что касается философских аспектов проблемы, то Декарт избавился от них, заявив, что всемогущий Бог повелел, чтобы дух и материя взаимодействовали. Взаимодействие происходит в шишковидной железе у основания мозга – местопребывания души. Окказионалисты полагали, что Бог управляет материей и сознанием не с помощью универсального правила взаимодействия, но вмешиваясь в каждом конкретном случае и управляя одной и другой сторонами события. Однако если Бог есть разум, то мы сможем понять его власть над материей не в большей степени, чем взаимодействие, которое объясняется с помощью названного допущения; если же Бог не есть разум, то мы не сможем понять, каким образом Он управляет ментальными событиями. Спиноза и Лейбниц (последний с некоторыми оговорками) пытались решить эту проблему, рассматривая дух и материю в качестве двух аспектов единой субстанции. Однако эта попытка, какими бы онтологическими достоинствами она ни обладала, совершенно бесполезна, когда мы переходим к космологии, ибо помыслить, каким образом ментальная «характеристика», или «аспект», воздействует на физическую характеристику, столь же трудно, как помыслить, каким образом духовная субстанция воздействует на телесную субстанцию.

Последняя проблема связана с эпистемологией: как возможно знание о внешнем мире? С одной из постановок этого вопроса имел дело и Декарт; он доказывал, что мы можем избежать «проблемы эгоцентризма», если докажем бытие Бога и будем опираться на Его благодать как на гарантию истинности познания. Однако существует и другая трудность: если истинная идея есть копия объекта (согласно корреспондентной теории истинности, которую разделял Декарт) и если идеи и физические объекты совершенно не похожи друг на друга, то любая идея может только напоминать другую идею и быть идеей другой идеи. Тогда внешний мир должен быть совокупностью идей в сознании Бога (позиция Беркли). Кроме того, если Декарт прав, полагая, что наше единственно правильное и первичное знание о материи есть знание о ее протяжении, мы не только исключаем т.н. вторичные качества в качестве объективных, но также исключаем возможность познания самой субстанции. Следствия этого подхода были изложены в трудах Беркли, Юма и Канта.

Он был ученым, который заложил основы современной алгебраической символики, а также аналитической геометрии, изобрел новоевропейский рационализм. Он являлся выдающимся математиком, физиком, философом и чуть ли не одним из наиболее авторитетных метафизиков новой и новейшей истории. Рене Декарт, словно феникс, восстал из пепла обедневшего дворянского рода и совершил множество подвигов ради науки. Ученый изобрел собственный, дедуктивный метод познания и даже был обвинен церковью в ереси. Давайте разберемся, кем же на самом деле являлся этот человек.

Современник мушкетеров Рене Декарт: биография просвещенного мужчины

Известный немецкий историк девятнадцатого века, Куно Фишер, написал об этом ученом целую книгу, которую не помешало бы прочесть всем, кто интересуется личностью этого действительно выдающегося ученого. Он начинает свою работу со слов, что, в отличие от таких личностей, как британцы Фрэнсис Бэкон или Томас Гоббс, Декарт ставит во главу своей стройной философской системы разум и интеллект, а не чувственное восприятие, коим и является эмпиризм. Именно этого философа принято называть одним из основоположников французской философской и научно прозы. Он действительно пытался создать единый метод познания для всех наук, опираясь на рационализм, а не измышления воображения.

Декарт вывел теорию рационализма, из которой следует, что в человеческом уме имеется определенное количество врожденных идей, которые и определяют процесс познания. К ним он относил практически все основания материальной логики и математики. Самой простой иллюстрацией для этого станет правило: две величины, которые равны третьей, обязательно окажутся равны между собой.

Кратко о французском математике

Разбираясь, кто такой Декарт, стоит в первую очередь понять, в какие времена ему пришлось жить. Он появился на свет в самом конце шестнадцатого века. Для примера, в России на тот период как раз начались Смутные времена с глубоким социальным падением, опричниной и остальными «прелестями». Франция к тому моменту уже вступила в эпоху Позднего Возрождения, а развитие знаний привело к более четкому представлению о мире и месте личности в нем. Рождение в те времена определяло будущее, но отец маленького гения оказался намного прозорливее многих и сразу же увидел в нем многообещающего философа.

Рене долго и тщательно изучал право в университете Пуатье, после чего отправился воевать. В рамках Тридцатилетней войны он успел побывать в Чехии, Голландии, Бельгии и иных странах, где набирался опыта и знакомился со многими светилами науки того времени. Церковь организовывала на него гонения в родном краю, потому пришлось перебираться в Нидерланды. Его труды не печатали, ввиду их схожести с работами Галилея, на которого святые отцы устроили настоящую охоту и травлю. После его кончины отцы-иезуиты еще длительное время замалчивали и не позволяли публиковать научные изыскания Декарта, но впоследствии назвали это «перегибом» и высоко оценили его вклад в развитие науки в целом.

Рождение Рене

Отец будущего научного гения, Жоаким Декарт, принадлежал к чрезвычайно знатному аристократическому роду, обедневшему в результате неправильного ведения хозяйства и расточительности его предков. Однако мужчина умудрился сохранить родовое поместье возле французского поселения Ла-Э-ан-Турен, принадлежащего к департаменту Луары.

Он был членом парламента (советником), а также судьей города Ренн и в собственную усадьбу приезжал чрезвычайно редко – нужно было как-то держаться на плаву. Его супруга, Жанна Брошар, тридцать первого марта 1596 года произвела на свет младенца, назвали которого Рене. Мальчик оказался слабеньким и болезненным, но отчаянно цеплялся за жизнь. Спустя год женщина умерла, оставив детей на пожилую матушку.

У будущего философа были два старших брата, о которых не сохранилось много сведений. Известно только, что оба они пошли по стопам отца и занимали юриспруденцией. У Жоакима совершенно не было времени заниматься детьми, потому воспитанием занималась их бабушка по материнской линии. Именно она настояла, чтобы нашему герою и его братьям был приглашен хороший гувернер, давшим мальчикам начальное образование. Еще до пяти лет он научился читать и писать.

Детство и юность юного исследователя

В городке, где родился Рене Декарт, кроме церковно-приходской школы, что никак не могла дать должного уровня образования, учебных заведений не было. Потому бабушка настояла, чтобы мальчишку отправили в настоящий колледж в Ла Флеш. Нынешнее Национальное военное училище (Prytane National Militaire) тогда называлось школой Генриха Великого. Молодому дарованию чрезвычайно повезло с преподавателями, так как он попал на курс знаменитому иезуитскому математику Жану Франсуа, к которому он сильно привязался, увидев в нем отца.

Во время учебы он свел знакомство с будущим теоретиком музыки, философом и богословом Мареном Мерсенном, который на то время тоже там учился. В колледже было множество теологических дисциплин, однако Рене не проникся трепетом и верой, а еще больше укрепился в скептическом отношении к проповедуемым авторитетам. Ведь уже на тот момент он самостоятельно создал оригинальный дедуктивный метод познания, применяя математические рассуждения относительно проводимых экспериментов или получаемого в обычной жизни опыта.

Армия и начало научных исследований

К двенадцатому году семнадцатого века Декарт завершил обучение в колледже и даже некоторое время занимался правом в университете Пуатье, как того желал отец. Однако учеба ему шла со скрипом, потому что естественные науки, математические выкладки и астрономические наблюдения занимали парня гораздо больше юридических вопросов. В семнадцатом он решил поступить на службу, что с успехом и сделал – в Голландской союзнической армии брали всех, кто желал сражаться. Спустя короткий срок он перешел в германские войска. Как раз тогда ему и удалось принять участие в знаковой битве за Прагу.

Будучи в Нидерландах на службе, Рене сошелся с ученым Исааком Бекманом, идеи которого его просто сразили. Он отправился в Париж, где несколько лет провел, по мнению отца, в полной праздности. На самом деле он занимался наукой и вскоре даже открыл общий принцип виртуальных скоростей, осознать который никто в те времена не мог. После этого он побывал еще и на знаковой осаде Ла-Рошели, а после возвращения обнаружил, что отцы-иезуиты обвиняют его в ереси и вообще собрались судить. Собрав свои вещи, ученый Декарт отправился в Голландию, где католическая церковь такого веса не имела. Он пробыл там ровно два десятка лет, начиная с двадцать восьмого.

Научные изыскания ученого

Всю молодость философ занимался углубленным изучением самых разнообразных наук. Он штудировал труды величайших умов планеты и даже вел переписку с учеными-современниками. Причем изучать он предпочитал самые разные области – от астрономии и метеорологии до медицины и геометрии.

Стоит узнать

Уже в 1634 году математик Декарт полностью завершает свой первый труд, который получил название Le Monde («Мир»). Он состоял из двух трактатов – о человеке и свете. Однако Рене поспешил передать работу в печать - на нее обратила внимание Святая Инквизиция, которая как раз за год до этого едва ли не замучила несчастного Галилея, который последние годы жизни провел под домашним арестом. Тогда он, испугавшись, даже решил было сжечь все свои записи, однако вовремя одумался и не стал этого делать.

Удивительный Декарт: математик, философ и психолог

Самые известные в мире труды этого человека в точных науках, но он старательно изучал чуть ли каждую сферу человеческой жизни.

  • В 1637 году вышел математический трактат под названием «Рассуждение о методе», который имел несколько приложений: по алгебре, оптике, аналитической геометрии, механике.
  • Именно Декарту принадлежит честь обозначить неизвестные латинскими буквами x, y, z, а коэффициенты – a, b и c. Он назвал новую систему «Всеобщей математикой», исследовал комплексные и общие числа, спирали, многочлены и кривые. Все его наработки позже приняли Эйлер, Ньютон и другие научные деятели.
  • Механика и оптика, как части физической науки, более интересовали Рене в плане познания строения Вселенной. Он считал, будто она полностью заполнена материей, которая двигается сама по себе, отчего и является стройной и самодостаточной системой. В сорок четвертом году он даже сформулировал собственный взгляд на движение светил и планет – будто движет ими сила инерции.

Удивительно, но именно Декарту удалось открыть такое явление, как рефлексы. Это стало прочной основой для создания в дальнейшем психологии как науки. Для этого он представлял себе организм человека, как некий механизм. Изучал он также и разнообразные состояния, которые назвал аффектом.

Рациональные философские размышления

Вся философия ученого имела в основе дуалистический принцип, то есть подразумевала наличие у человека тела и души, как отдельных субстанций. Подобные взгляды о независимых, отдельных началах использовал впоследствии немецкий философ Кант. Сам Рене различал два возможных метода познания: рационализм (материально осязаемая составляющая, оцененная разумом) и радикальное сомнение. Если с первым пунктом все понятно, то второй сродни скептицизму. Ученый считал, что, только сомневаясь, можно получить знание и понимание «механики» окружающего мира и самого человека.

Механицизм Декарта крылся в утверждении, что все вокруг состоит из мельчайших частиц материи. Локальное и глобальное взаимодействие этих элементов и производит все явления, которые можно наблюдать вокруг. При этом он допускает, что все сущее материально лишь во время того, как его созерцает человек. Рассматривая основной принцип собственной философии – радикального сомнения – он выводит формулу Cogito, ergo sum («Мыслю, значит существую»).

Сверхзадачей для себя Рене ставил доказательство существования Бога, как материального объекта, и нашел его. Вернее, он вывел два варианта – психологический и онтологический. Первый гласит, что раз существует идея об идеальном существе, значит он сам является ее источником. Второй исходит из первого: если идея сама по себе уже существует, значит точно есть и объект. По крайней мере, если исходить из изначальной формулы, приведенной выше.

Этические взгляды ученого можно проследить в сочинении Discours de la méthode («Рассуждении о методе»), а также его личные письма к королеве Елизавете. Он обозначает в них только костяк, структуру, основные понятия:

  • Истинным объектом любви можно считать только совершенное существо (Бога).
  • Дух противоположен материи, потому следует стремиться к первому, отвергая второе.
  • Бесконечная вселенная есть суть Бога, и понимание этого проявляется в смирении пред ним.
  • Солидарность со всем сущим – главный принцип бытия. Все зависит одно от другого, и от всего.

Согласно данным постулатам, он вывел принципы, которые можно отыскать в его письмах к королеве Кристине, шведской правительнице, чрезвычайно высоко ценившей мыслителя и его труды. Согласно им, ненависть и злоба – знак трусости и слабости, а любовь и моральность – символ приближения к совершенству.

Картезианство как эволюция идей Декарта

Во все века этот ученый вызывал у людей разные чувства и эмоции. Многие его идеи поддерживали и развивали. Так возникло даже движение в философии, названное по латинизированному имени Декарата – Cartesius. Известно, что Иван Петрович Павлов, который более всего прославился экспериментами по теме рефлексов, приобрел небольшой гипсовый бюст философа и поставил его у входа в лабораторию. В числе последователей картезианства можно увидеть такие фигуры, как Антуан Арно, Ренерий, Бальтазар Беккер, Антуан Легран, Пьер Николь и многие другие.

Для этого течения характерно развитие материалистического метода познания, который как бы не исключал, а наоборот, доказывал самодостоверность сознания. Самым известным противником Декарта являлся профессор теологии Гисберт Воэций, который считал ученого опасным вольнодумцем и сумасбродом. Французский католический священник Пьер Гассенди даже написал критический труд, в котором крушил идеи Рене. Однако самым яростным оппонентом философа считался Пьер де Ферма, создатель аналитической геометрии. Сперва он не принимал идеи Декарта, а потом обобщил их, но уже под своим именем.

Личная жизнь и смерть благословляющего разум

О таком аспекте бытия философа известно чрезвычайно мало. Многие современники утверждали, будто в обществе он всегда вел себя сдержанно и смотрел на всех свысока. Он предпочитал отсиживаться дома или гулять в уединении, когда не был занят своими научными трудами. Однако в узком другу друзей открывался и общался достаточно приветливо.

Служанка-любовница и дочь

Однако, вопреки заблуждениям, жизнь Декарта вовсе не была совершенно одинокой. У него были приятели, а также женщины, о которых в истории сохранилось очень мало сведений. Официально женат он никогда не был и потомков после себя не оставил.

В 1635 году он имел связь со служанкой, которая относилась к нему с невероятным почтением и трепетом, что понятно из нескольких отрывочных записей мэтра. Вскоре она родила ему дочку, которую решено было назвать Франсиной. Мужчина неожиданно расцвел, буквально влюбившись в крохотный розовый комочек и души в ней не чаял. В возрасте пяти лет девочка заразилась скарлатиной и умерла, что Декарт расценил, как величайшую беду в своей жизни. Больше о его связях с женщинами источники ничего не говорят.

Смерть исследователя

Судьба Декарта не жаловала всю его непростую жизнь. За свой свежий и неординарный взгляд на науку, да на окружающую жизнь в общем, он постоянно подвергался преследованиям и гонениям. В сорок девятом году он, уже не в силах противостоять обидчикам, соглашается на приглашение королевы Швеции и переезжает в Стокгольм, как женщина давно ему советовала. Однако это уже не могло принести облегчения – спустя несколько недель он сильно заболел и вскоре скончался.

Официальная версия гласила – воспаление легких, но многие подразумевали отравление мышьяком. Симптомы, описанные его лечащим врачом, на это указывали. Этой же идеи придерживались более поздние исследователи Теодор Эберт и Айки Пиз. Они считали, что убили Декарта агенты католицизма, которые боялись, что Кристина передумает принимать их веру (перешла в католичество в пятьдесят четвертом). Впрочем, никакого заговора отыскать так и не удалось. Прах великого ученого похоронили в часовне аббатства Сен-Жермен-де-Пре, где он и покоиться до наших дней.

В память об ученом–энциклопедисте

Установленный академиком Павловым памятник Декарту так и стоит возле Института физиологии в деревне Колтуши Ленинградской области. Родной город был переименован в честь него. Существует астероид, открытый в 1933-м году, а также кратер на Луне, который тоже назван в честь философа. Французский художник Пьер-Луи Думеснил создал картину «Диспут Декарта и королевы Кристины», а голландский живописец Франс Халс написал его портрет.

В фантастическом сочинении «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» американского писателя Филипа Дика главного героя зовут Рик Декард в честь ученого. В восемьдесят втором году прошлого века на экраны вышла художественная кинолента «Бегущий по лезвию бритвы», являющаяся экранизацией романа. Ученого сыграл актер Харрисон Форд.

Интересные факты о создателе аналитической геометрии

Ученый изобрел так называемый квадрат Декарта, изображение которого вы видите выше. Он помогает в принятии сложных решений, при последовательных ответах на вопросы.

За два десятка лет в Голландии мастер успел пожить немного практически в каждом ее крупном городе.

Ученому приписывают создание системы координат, которую сегодня даже называют декартовой.

Шведская монархиня поднимала философа в пять утра, чтобы проводить с ним занятия.

Кардинал Ришелье лично отдал приказ печатать труды Декарта, несмотря на то, что его преследовала Инквизиция.

Имя: Рене Декарт

Государство: Франция

Сфера деятельности: Наука. Математика, философия

Величайшее достижение: Разработал аналитическую геометрию. Стал автором современной алгебраической символики.

Не только Италия была богата на талантливых ученых – Французское королевство также успешно расширяло познания людей с помощью своих философов, математиков. Одним из выдающихся французов был Рене Декарт (1596 – 1650) французский философ и математик, который считается основателем современной философии, успешно оспаривая многие из принятых постулатов и традиций философии древней – эпохи

Декарт пропагандировал важность использования человеческого разума для поиска истины. Этот принцип разума был важным аспектом просвещения и развития современной мысли.

Ранние годы

Рене Декарт родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ в провинции Турень. Его семья придерживалась католического вероисповедания, несмотря на то, что проживала в протестантском районе Пуату. Он воспитывался бабушкой, поскольку его мать скончалась, когда Рене исполнился лишь год. Маленького мальчика с детства интересовало абсолютно все – как устроен мир, предметы.

Первое образование он получил в Иезуитском колледже во Флеше — юный Декарт изучал точные науки и труды Галилея. После окончания он поступил в университет Пуатье, чтобы получить степень в области права. В 1616 году он отправился в Париж, чтобы практиковаться в качестве адвоката – по желанию отца. Вскоре пришло время отслужить в армии — в 1618 году он присоединился к военным частям, расположенным на территории Голландии. Декарт сосредоточился на изучении военной техники, которая также интересовала юное дарование.

Декарт всегда стремился быть независимо мыслящим, никогда не полагаясь на книги, которые он читал; это видение увеличило его независимость мысли и является характерным аспектом его философии.

В 1620 году Декарт покинул армию и некоторое время посвятил путешествиям – объездил несколько стран, прежде чем вернуться на Родину. Он горел желанием написать свой собственный философский трактат. Его первая работа «Правила для направления ума» была написана в 1628 году. В нем излагаются некоторые принципы философии и науки Декарта. В частности, она выразила важность опоры на разум и использование умственных способностей для методической выработки истины.

Карьера философа и ученого

Декарт часто переезжал в ранние годы, но больше всего его привлекала Голландия, где он прожил впоследствии почти 20 лет. И именно здесь он создал большую часть своих трудов. Параллельно с философией Декарт постигал математические аспекты науки. Он поступил в Лейденский Университет, где уделил внимание астрономии. С 1637 по 1644 годы в свет выходят три трактата – «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии», «Первоначала философии», где он приводит рассуждения и тезисы о мире, сотворении всего на земле.

Хотя Декарт оставался убежденным католиком на протяжении всей своей жизни, его труды все еще были спорными для периода времени. В 1633 году работы были занесены в запрещенный список, а его собственная Картезианская философия была осуждена профессорами и учеными в Утрехтском университете. В 1663 году, вскоре после его смерти, его работы были помещены в список запрещенных произведений.

По иронии судьбы, Декарт утверждал, что его размышления были направлены на защиту католической веры-через использование разума, а не только на веру. Однако в ретроспективе многие считают, что желание Декарта начать с сомнений ознаменовало важный сдвиг в философии и религиозной вере. Декарт больше не утверждал, что авторитет церкви и Священного Писания единственный – он перенес доказательство истины на человеческий разум; это было очень влиятельным аспектом просвещения и ознаменовало начало падения авторитета Церкви.

Готовность Декарта сомневаться в существовании Бога заставила многих современников усомниться в его истинной вере. Биограф Декарта, Стивен Гаукрогер утверждает, что Декарт оставался преданным католиком на протяжении всей своей жизни, но у него было желание открыть истину через разум.

Рационализм Декарта

Рене впервые предложил новый подход к современной философии, который отличался от предшествующего . Декарт с гордостью констатировал, что его выводы были сделаны на основе его собственного умозаключения и не опирались на труды других. Именно ему принадлежит легендарное высказывание Cogito ergo Sum – я мыслю, следовательно, существую. Исходя из этого, Декарт пришел к выводу, что первое, в чем он мог быть уверен, были его собственные мысли.

Декарт считал, что только его способность мыслить и дедукция были надежными – он полагал, что опора на чувства была открыта для сомнений. Кроме этого, он утверждал идеи дуализма – человек совмещает в себе и материальную, и духовную составляющую. Стало быть, он двойственен. И разум может управлять телом, и наоборот.

Декарт писал на самые разные темы, относящиеся к философии. В 1649 году он написал еще один трактат «Страсти души», где освещались аспекты морали, психологии. Эта работа привела к тому, что королева Швеции Кристина пригласила Декарта посетить Стокгольм. В 1650 году Декарт неохотно отправился в Швецию и дал королеве несколько уроков философии.

Однако, это не увенчалось успехом – правительница и философ не смогли понять друг друга. к этому прибавилось и более серьезное происшествие — Декарт заболел пневмонией, от которой и умер 11 февраля 1650 года.

Биография

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine) , ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара , Франция . Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.

Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где его учителем был Жан Франсуа . В коллеже Декарт познакомился с Мареном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое отношение к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

Гробница Декарта (справа - эпитафия), в церкви Сен-Жермен де Пре

К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс », а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства ») во всех учебных заведениях Франции.

Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены из Стокгольма в Париж и захоронены в часовне аббатства Сен-Жермен де Пре. Хотя Национальный конвент ещё в 1792 году планировал перенести прах Декарта в Пантеон, сейчас, спустя два с лишним века, он всё так же продолжает покоиться в часовне аббатства.

Научная деятельность

Математика

«Рассуждение о методе» Декарта

Другие научные достижения

  • Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
  • Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.

Философия

В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:

  • к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
  • и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс , Н. Мальбранш).

Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству , представленному

  • голландской (Барух да Спиноза),
  • немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц)
  • и французской (Николь Мальбранш)

Метод радикального сомнения

Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных оснований всякого знания. Выдающейся чертой французского ума всегда был скептицизм , равно как и стремление к математической точности знаний. В эпоху Возрождения французы Монтень и Шаррон талантливо пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона . Математические же науки в XVII столетии во Франции процветали.

Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума : напряжённого стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины . Им совершенно противоположны:

  • с одной стороны - эмпиризм , довольствующийся истиной приблизительной и относительной ,
  • с другой - мистицизм , находящий особое упоение в непосредственном сверхчувственном, надрациональном знании .

Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.

Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Первоначалах философии» следующим образом:

Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всём том, в чём найдём хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать всё то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую , - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещё сомневаемся.

Таким образом, найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания - не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.

Декарт, как и Хайдеггер , выделял два модуса существования, в его терминологии - прямой и криволинейный. Последний определяется отсутствием какой-либо базовой ориентации, поскольку вектор его распространения меняется в зависимости от столкновений идентичностей с породившим их социумом. Прямой модус бытия утилизирует механизм длящегося волевого акта в условиях вселенского безразличия духа, что даёт человеку возможность действовать в контексте свободной необходимости.

Несмотря на кажущийся парадокс, это наиболее экологичная форма жизнедеятельности, поскольку через необходимость она определяет оптимальное аутентичное состояние здесь-и-сейчас. Равно как Бог в процессе творения не имел над собой никаких законов, объясняет Декарт, так и человек трансцендирует то, что не может в этот момент, на этом шаге быть другим.

Переход от одного состояния к другому происходит через нахождение в фиксированных точках избыточности - помещение в свою жизнь понятий, таких как добродетель, любовь и т. д., не имеющих причин к своему существованию помимо той, которая извлекается из человеческой души. Неизбежность существования в социуме предполагает наличие «маски», которая предотвращает нивелирование медитативного опыта в процессе продолжающейся социализации.

Помимо описания модели человеческого бытия, Декарт также даёт возможность её интериоризации, отвечая на вопрос «мог ли Бог создать мир, недоступный нашему пониманию» в контексте апостериорного опыта - теперь, (когда человек осознаёт себя мыслящим существом) нет.

Основные труды в русском переводе

  • Декарт Р. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989.
    • Том 1 . Серия: Философское наследие, том 106.
      • Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта (3).
      • Правила для руководства ума (77).
      • Разыскание истины посредством естественного света (154).
      • Мир, или Трактат о свете (179).
      • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (250).
      • Первоначала философии (297).
      • Описание человеческого тела. об образовании животного (423).
      • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть (461).
      • Страсти души (481).
      • Небольшие сочинения 1619-1621 гг. (573).
      • Из переписки 1619-1643 гг. (581).
    • Том 2 . Серия: Философское наследие, том 119.
      • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом (3).
      • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора (73).
      • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции (418).
      • Беседа с Бурманом (447).
      • Из переписки 1643-1649 гг. (489).
  • Декарт Р. Геометрия . С приложением избранных работ П. Ферма и переписки Декарта. М.-Л.: Гостехиздат, 1938. Серия: Классики естествознания.
  • Декарт Р. Космогония: Два трактата . М.-Л.: Гостехиздат, 1934. Серия: Классики естествознания.
  • Декарт Р. Первоначала философии ()
  • Декарт Р. Размышления о первой философии … () текст
  • Ренэ Декарт. Рассуждение о методе …" () Издательство Академии Наук СССР, 1953. Серия: Классики науки, 655 с..
    • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках .
  • Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат., М.: Академический проект, 2011. 335 с., Серия «Философские технологии», 1500 экз., ISBN 978-5-8291-1327-8 .
  • Рене Декарт. Сочинения в библиотеке Я. Кротова.

Переводчики Декарта на русский язык

  • Ляткер, Яков Абрамович

См. также

Примечания

Литература

  • Асмус В. Ф. Декарт . М.: 1956.
    • Переиздание: Асмус В.Ф. Декарт. - М .: Высшая школа, 2006. - 335 с. - (Классика философской мысли.). - 3000 экз. - ISBN 5-06-005113-7
  • Барабанов О. О., Петрова Е. В. Два математических письма Декарта принцессе Елизавете Богемской // История науки и техники, № 1, 2011, С. 20-32.
  • Барабанов О. О., Барабанова Л. П. История теоремы Декарта о кругах // История науки и техники, № 5, 2011, С. 2-15.
  • Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта) / Ответственный редактор Мотрошилова Н.В. . - М .: ЦОП , 1997. - 181 с. - (Научное издание). - 500 экз. - ISBN 5-201-01958-7
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах, том II, М.: Наука, 1970 Математика XVII столетия.
  • Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII в. М.: Наука, 1993.
  • Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987.
  • Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. Глава 7: Картезианское естествознание. - М .: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). - 352 с. - (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). -
Поделиться: