Адмирал нельсон - наперекор судьбе.

Как единодушно утверждают историки, самым первым транспортом, используемым Homo sapiens, были плавсредства. Именно примитивные плоты, пироги-долбленки и обтянутые шкурами суденышки обеспечили первые серьезные миграции наших далеких пра-пра-пращуров, колыбелью которых считается Африка. И в тот же час, когда первые смельчаки пустились в плавание, в историю медицины вошла "морская болезнь" или попросту укачивание. Странный недуг, сопровождающийся тошнотой, рвотой и тягостными изменениями эмоциональной сферы, буквально в одночасье косил совершенно здоровых людей. Причем, что удивительно, не всех. И так же быстро исчезал, стоило несчастным оказаться на твердом берегу - благо первые шаги по освоению водных просторов родной планеты длились не дольше светового дня.

Этот необъяснимый феномен дал начало многочисленным древним мифам о речных и морских духах, способных по собственному капризу превратить любого человека в страдающий комочек плоти. Или, напротив, пощадить самого слабого и жалкого. Сходство подобных сюжетов в сохранившемся народном фольклоре Африки, Азии и Америки до сих пор вызывает удивление исследователей. Таким образом, сказания древних народов являются не только первыми достоверными упоминаниями о кинетозе, но и попытками его объяснить. Последняя задача, впрочем, не полностью достигнута и на сегодняшний день. Единодушно признается только то, что ключевую роль в развитии укачивания имеет действие инерционных сил при длительных, периодически повторяющихся, разнонаправлен­ных механических перемещениях тела человека в пространстве.

А вот с названием рассматриваемой проблемы договорились. Поскольку укачивание наблюдается в самых разных ситуациях (при передвижении по воде, в автомобиле, поезде, самолете, лифте, а также при катании на лыжах, различных аттракционах и даже при ходьбе по кочкам), от наименований "автомобильная болезнь", "железнодорожная болезнь", воздушная, лифтная, качельная болезнь и т. д. было решено уйти. При определении данной патологии в научной литературе используется в основном термин "болезнь движения" (кинетоз), который в 1881 г. предложил И. Ирвин. А также историческое название "морская болезнь". Используется также всеобъемлющее понятие "укачивание" (оно же вестибуловегетативный синдром).

Кинетоз от Гиппократа до летчиков

С развитием цивилизации изменялись размер, форма и комфортабельность судов, но "морская болезнь" оставалась верным спутником многих поднявшихся на борт. Более того, она наблюдалась столь регулярно, что даже считалась не патологией, а своеобразным вариантом нормы. Негласный обет молчания относительно нормальности кинетоза нарушил легендарный Гиппократ. Описания клинических проявлений и симптомов этого расстройства ναυτία (произносится как "нафтия") встречаются в его трудах, относящихся к периоду 460-­475 гг. до нашей эры.

Эстафету исследования странной хвори подхватили в Древнем Риме. Там недуг получил название nauseo, что переводится как "то, что вызывает отвращение, претит". Сообщения о нем встречаем у древнеримского ученого-энциклопедиста Авла Корнелия Цельса (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.). Более того, практика римского хождения на галерах добавила к изучению болезни движения новый опыт. Оказалось, что изнурительный труд на веслах на время устраняет симптомы тягостного расстройства. Как и сон. Таким образом, несчастные гребцы, после освобождения от работы немедленно засыпающие от усталости, страдали от укачивания заметно меньше, чем праздные пассажиры.

Почти две тысячи лет спустя (в 1939-1945 гг.) об этом наблюдении вспомнили в связи с феноменом укачивания профессиональных военных летчиков, по той или иной причине оказавшихся на борту "железной птицы" в качестве пассажиров, а не пилотов. Единственным спасением становился сон, в который обычно проваливались больные и раненые. Эти случаи вошли в медицинскую литературу как хрестоматийные примеры так называемого доминантного очага возбуждения мозга. А также подтвердили правоту давней моряцкой мудрости: "не сиди без дела - укачает".

Морская болезнь в системе Декарта

После падения Рима изучение проблемы укачивания на долгое время прервалось - церковь науку не поощряла, а продолжающие служение пациентам врачи были заняты лечением действительно опасных болезней. Фактически нового витка интереса феномен укачивания дождался только в XVII в. И тут "морской болезни" не сразу повезло, потому что при ее рассмотрении ряд исследователей "потерял" основную причину страдания - повторяющиеся разнонаправленные угловые ускорения при движении.

Так, например, знаменитый Рене Декарт (1596-1650 гг.), французский физиолог, математик, механик, физик и философ был уверен, что проблема кинетоза является чисто психологической и объясняется непривычными условиями, в которые человек попадает в плавание. А его оппонент Семанс утверждал, что болезненные симптомы вызывают некие миазмы, образующиеся в морской воде по вине погибших микроорганизмов. Забавнее же всего были рекомендации некоего Эйзенмана, который для предупреждения ука­чивания рекомендовал надевать на лицо железную мас­ку с остриями, притягивающими электричество. Впрочем, поскольку большинство жертв "злых морских духов" адаптируются к качке в течение относительно небольшого времени (от нескольких часов до нескольких суток), несостоятельность даже этого чудо-средства стала ясна не сразу.

В свете сказанного, особое удивление вызывал тот факт, что к качке порой не удавалось окончательно приспособиться даже тем, кто в море бывал несравненно больше, чем на суше. Так, один из самых известных, успешных и почитаемых "морских волков" планеты, командующий британским флотом адмирал Горацио Нельсон (1758-1805 гг.) не мог избавиться от "морской болезни" до конца своих дней. Впервые вышедший в море в 14 лет и ставший полным капитаном к 20, он освобождался от тягостных симптомов только стоя за штурвалом. Страдал от укачивания и другой его знаменитый коллега - адмирал Ушаков.

Теории развития "морской болезни"

Только в 80-х годах XIX в. в истории исследования кинетоза начался действительно научный период, который современные авторы называют локалистическим. "Болезнь движения" стала рассматриваться как дисбаланс какой-либо анатомической структуры или физиологической системы, имеющий решающее влияние на весь организм.

Так, например, согласно теории Я. Трусевича, выдвинутой в 1888 г., причиной страданий при "морской болезни" являлся глобальный спазм кровеносных сосудов - обще­констрикторный ангионевроз. А его, в свою очередь, вызывал блуждающий нерв (вагус), раздраженный трением органов брюшной полости, возникающем из-за их перемещения при качке. По мнению же В. Гейнри­ха, высказанном в 1894 г., ведущим "слабым звеном" в этих условиях являлся мозг. Вернее, развивающееся в нем полнокровие, которое ведет к изменению "общего чувствилища с после­дующим раздражением вагуса и брюшных нервных спле­тений, ­следствием [которых] является тошнота и рвота".

Еще одной группой авторов укачивание рассматривалось как своеобразное сотрясе­ние мозга, одним из симптомов которого как раз и являются тошнота и рвота. Существовала также теория зрительного головокру­жения, гласившая, что причиной ука­чивания является дисбаланс между видимыми предметами и представлением тела о соответствующем движении.

Нельзя сказать, что Горацио Нельсон полностью сделал себя сам. Своей быстрой карьерой во многом он обязан родственникам, удаче, связям и любовницам. В то же время глупо отрицать очевидные таланты, хладнокровный ум, отважность, патриотизм и высокую порядочность флотоводца. В итоге, в отличие от многих баловней судьбы, он сполна заплатил и ей, и Родине, никому не оставшись должным.

Горацио родился 29 сентября 1758 года в семье приходского священника Эдмунда Нельсона. У “батюшки” было 11 детей, которых он воспитывал весьма строго, с упором на свежий воздух и физические упражнения. А Горацио рос болезненным, щуплым, невысоким, плохо учился, зато обладал живым характером и любознательностью. В 1767 году умерла его мать Кэтрин Нельсон. Горацио особенно сблизился с братом Уильямом, который впоследствии стал флотским священником, служа на суднах брата. Уже в 12 лет Горацио поступил юнгой на корабль своего дяди капитана Мориса Саклинга, героя Семилетней войны. Узнав о прибытии племянника, морской волк отписался: “Чем провинился бедный Горацио, что именно ему, самому хрупкому из всех, придется нести морскую службу? Но пусть приезжает. Может, в первом же бою пушечное ядро снесет ему голову и избавит от всех забот!” Кстати, оно так почти и получилось, только позже…

Старательность, работоспособность, быстрая обучаемость и, конечно же, семейные связи привели к тому, что уже в 20 лет Горацио стал самым молодым капитаном Британского флота, приняв командование одним из английских фрегатов. В следующее десятилетие он в основном служил в британских колониях в Америке (в основном на Ямайке). В том числе воевал с именно тогда отделившимися от Великобритании США, с испанцами и французами. Изрядно Нельсон попортил крови и своим, борясь с контрабандой. Фактически благодаря его непоколебимой принципиальности была прекращена торговля без налогов английских колоний с молодыми США, из-за чего многие коррупционеры не только на Ямайке, но и в Лондоне лишились солидных откатов. А от чиновничьей расправы молодого выскочку спасла личная благодарность короля.

Когда в 1793-м началась война против революционной Франции, Горацио был направлен на средиземноморский флот. Сначала он командовал “Агамемноном”, проводя боевые операции в районе Корсики. В 1794-м во время десантной операции против Кальви, Нельсон был впервые ранен, из-за чего постепенно потерял зрение на правом глазу. Впрочем, лицо его осталось практически неизуродованным, и легендарной повязки он на самом деле никогда не носил. А вскоре Горацио встретил Эмму Гамильтон, жену английского посла в Неаполе. Хотя Нельсон тогда уже был женат, у него начался многолетний роман с леди Гамильтон, очень способствовавший его карьере, так как ее влиятельные друзья в Лондоне продвигали его при каждом удобном случае.

Между тем, в континентальной Европе устанавливалась французская гегемония, в первую очередь, связанная с талантливым революционным генералом и будущим императором Наполеоном. Испанский флот стал союзником французов в борьбе с Англией. 14 февраля 1797-го Нельсон на 74-пушечном корабле “Капитан” успешно сразился со 130-пушечным испанским судном “Сантиссима Тринидад” (крупнейший по тем временам военный корабль). Вскоре Горацио взял на абордаж 80-пушечный “Сан Николае” и внес большой вклад в победу над испанским флотом при мысе Сент-Винцент (Португалия), за что был повышен до контр-адмирала и посвящен в рыцари.

Но удача не всегда сопутствовала Нельсону. Во время провалившейся атаки на малых судах с целью захвата города Санта Крус на Канарах Нельсон снова был ранен и потерял правую руку. Поправившись через год, Горацио вернулся сражаться с французским флотом, который поддерживал вторжение Наполеона в Египет. 1 августа 1798-го в заливе Абу Кир англичане полностью уничтожили корабли противника, практически не понеся потерь. Эта победа сделала бессмысленными сухопутные успехи Бонапарта в Египте. Нельсон снова был ранен в голову, что не помешало ему принять участие в изгнании французского гарнизона из города его возлюбленной – Неаполя. Причем тогда Нельсон проявил в целом нехарактерную для него жестокость, казнив французских и итальянских республиканцев. (Вскоре, впрочем, французы вернули Неаполитанское королевство себе на несколько лет). Но пока Горацио вернулся в Англию, развелся с женой и теперь уже открыто продолжал роман с леди Гамильтон.

В 1801-м уже вице-адмирал Нельсон присоединился к сэру Хайд Паркеру для борьбы против датчан, оказывавших экономическую помощь французам. 2 апреля того же года Горацио ввел в копенгагенскую гавань двенадцать кораблей и одержал победу над флотилией из шестнадцати датских кораблей, подавив при этом огонь береговой артиллерии. При этом Горацио проигнорировал передаваемый флажками с расстояния приказ Паркера к отступлению в начале крайне тяжелого сражения – Нельсон приставил подзорную трубу к незрячему глазу и сказал подчиненным: “Я слеп на один глаз, а потому имею право не все видеть”. К концу дня Нельсон уже был победителем, получив вместо взыскания за неповиновение титул виконта.

В 1803-м Нельсон со своим флотом блокировал французский флот в Тулоне. В 1805-м французы вырвались из окружения и, преследуемые англичанами, доплыли до Кадиса, где объединились с испанским флотом. Там, вместе с наземным десантом, Наполеон начал готовить вторжение в Англию. Франко-испанский флот превосходил силы адмирала Нельсона: 33 боевых корабля против 27. Но Горацио понимал: сухопутную войну Англия проиграет (в руках Наполеона была уже почти вся континентальная Европа), а значит, отступать некуда.

21 октября 1805-го английский и франко-испанский флоты встретились у испанского мыса Трафальгар. Бой развивался в соответствии с планом адмирала Нельсона: англичане сумели прорвать цепь вражеских судов между тринадцатым и четырнадцатым кораблями противника, потопив или захватив 19 вражеских кораблей, при этом потеряв всего одно судно. Англия на ближайшие сто лет стала величайшей морской державой, а мечты Наполеона о вторжении на Британские острова оказались погребенными на дне у мыса Трафальгар.

Но Горацио немного не дожил до своей величайшей победы: еще в начале боя французский снайпер с одного из ближних к нему кораблей смертельно ранил 47-летнего адмирала из мушкета. Наблюдая за успешным ходом сражения, перед самой смертью он произнес: “Теперь я доволен. Слава Богу, я выполнил свой долг”. Его тело было привезено в Лондон в бочке с бренди для захоронения в соборе Святого Павла.

P . S .: В разных биографических источниках указывается, что адмирал Нельсон всю свою жизнь страдал морской болезнью, порой весьма жестокой. Вполне возможно, это выдуманная легенда, ибо, согласитесь, поверить в это сложно.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ

Командующий британским флотом Горацио Нельсон является одним из самых знаменитых и прославленных английских военных. За свою карьеру он прошел несколько кампаний и кровопролитных сражений, защищая честь и интересы королевства.

Детство и юность

Будущий адмирал Горацио Нельсон родился в 1758 году в семье священника. У его отца было 11 детей, но это не мешало ему воспитать их всех в атмосфере любви и внимания. Эдмунд Нельсон старался приучить Горацио к физическому труду и упражнениям. Его сын отличался болезненным здоровьем, но в то же время обладал энергичным характером.

12-летний Горацио решил пойти по стопам своего дяди и стать моряком. В 1771 году он в первый раз оказался в океане. Его корабль «Триумф» отправился в Вест-Индию (Карибские острова), где юнга получил свой первый профессиональный опыт.

Война за независимость США

В 1777 году молодой Горацио Нельсон окончательно связал свою жизнь с флотом, успешно сдав экзамены на звание лейтенанта. Его по-прежнему тянуло в западные моря, где Великобритания имела множество колоний. Однако именно в это время королевство столкнулось с серьезной проблемой. Американские колонии объявили войну метрополии, желая обрести независимость. В 1776 году они образовали Соединенные Штаты Америки.

Колонистов поддержала Испания, у которой на континенте были большие владения. В ответ на это Великобритания послала флот к берегам Мексиканского залива. На одном из тех кораблей был Горацио Нельсон. Он поучаствовал в высадке десанта в устье реки Сан-Хуан. Операция оказалась неудачной. Британцам не удалось закрепиться на территории современной страны Никарагуа. Кроме того, Нельсона в ходе кампании отправили на Ямайку. Возможно, это спасло ему жизнь, так как большая часть британцев, оставшихся на материке, погибла.

В мирное время

Скоро война за независимость США закончилась. Однако корабль Горацио Нельсона остался в Вест-Индии. У Великобритании в этом регионе все еще оставались колонии. Несколько лет офицер занимался регулированием торговли с американцами. В это время создавался новый рынок, правила которого диктовали США.

В конце 80-х Нельсон вернулся на родину. Но спокойной жизни у него не получилось. Во Франции вспыхнула революция, свергнувшая монархию. Король был казнен, а у власти оказались сторонники республики. Большинство европейских монархий пришло в ужас от этих событий. Следующие несколько лет они поочередно создавали антифранцузские коалиции.

Ранения и звание контр-адмирала

Все эти военные кампании прошел и Горацио Нельсон. Биография офицера представляет собой боевой путь, полный страданий. В 1794 году на Корсике он повредил глаз. Еще через несколько лет Нельсон потерял правую руку. Случилось это в сражении на Канарских островах, где британцы воевали с испанцами, поддержавшими французов.

В бою у мыса Сент-Винсент в Португалии Нельсон по своей инициативе вывел собственный корабль из общей эскадры и предпринял рискованный маневр, помогший британцам одержать уверенную победу. Смелый офицер возглавил захват двух испанских кораблей, которые были взяты на абордаж. После этого сражения в 1797 году Нельсон стал контр-адмиралом. Ему еще не было и 40 лет.

Герой флота

В 1798 году Нельсон получил в свое командование целую эскадру. Власти не зря доверили ему флот - этот офицер отличался храбростью, острым умом и способностью принять волевое решение в самую тяжелую минуту. Тем не менее он не был лишен и некоторых матросских суеверий. На мачте флагманского корабля Горацио Нельсона висела подкова - символ удачи. Моряки из любой страны всегда отличались любовью к приметам. Чего стоит только спуска корабля на воду!

Тем временем во Франции все большую популярность набирал успешный и храбрый полководец Наполеон Бонапарт. Он не хотел зависеть от республиканского правительства. В 1798 году генерал организовал Египетский поход. Его целью было оборвать связь Великобритании с колониями в Индии. Формально Египет был частью Османской империи, но главное противостояние в регионе разгорелось именно между французскими и английскими войсками.

Когда британская эскадра вошла в Средиземное море и направилась в сторону экзотической страны, на мачте флагманского корабля Горацио Нельсона по-прежнему красовалась подкова. Он надеялся, что не подведет свою страну в столь ответственный для всего народа момент.

Сражение при Абукире

Решающим в египетской кампании стала битва при Абукире, которая продолжалась с 1 по 3 августа 1798 года. Три предыдущих месяца британский флот спешно гнался за французскими кораблями, на борту которых был экспедиционный корпус под командованием Бонапарта. Наполеону удалось высадиться в Египте, после чего он отправился вглубь страны. Флот же встал на якорь на берегу Абукирского залива недалеко от знаменитой Александрии. В распоряжении коммандера Франсуа Де Брюе было 13 и 4 фрегата. Это была грозная сила. Адмирал Горацио Нельсон плыл в Египет с небольшим количественным отставанием - 14 и шлюпом.

Главной причиной неудачи французов стало то, что они позволили британцам совершить маневр и окружить флотилию с двух сторон - со стороны моря и суши. Кроме того, Де Брюе был слишком самодовольным. Он считал, что англичане не посмеют напасть на его большой флот и даже не подготовил пушки, которыми мог бы отбить первую атаку. В пылу завязавшегося сражения коммандер погиб. Мачта Горацио Нельсона и весь его корабль также постоянно находились под огнем. Но в этот раз адмиралу повезло. Он не только выжил, но и выиграл сражение. Французский флот был уничтожен. Наполеон оказался отрезанным на чужой ему земле, что предопределило неудачу его авантюрного похода.

Накануне последней битвы

Египетский поход вновь сплотил европейские монархии. Они создали новую коалицию против республики. Тем временем вернувшийся на родину Наполеон оказался в центре государственного переворота. Сначала он стал первым консулом, а в 1804 году - императором.

Все начало XIX столетия прошло под знаком наполеоновских войн. Францию по-прежнему поддерживала Испания. Бонапарт планировал устроить десантную высадку в Великобритании. Но ему мешал флот, который надежно охранял Ла-Манш. Поэтому адмирал поручил адмиралу Вильневу провести обманный маневр, направившись в где были английские колонии.

Однако план не сработал. Британцы, не желая оставлять без охраны родной остров, остались в проливе. Наполеон отказался от первоначального замысла и решил атаковать Неаполитанское королевство в Италии. Тем временем французский флот вернулся в Испанию, где был блокирован Нельсоном в Кадисе.

Гибель

Наполеон приказал Вильневу прорываться из окружения и отправиться в Средиземное море, чтобы помочь ему в Италии. Адмирал попытался выполнить приказ, но потерпел неудачу. Его флот был уничтожен британцами, которыми руководил Горацио Нельсон. Биография этого храброго офицера полна эпизодов с его ранениями. Но на этот раз, в первый же день решающего Трафальгарского сражения, он был застрелен снайпером с расстояния в 15 метров.

Это случилось 21 октября 1805 года. Гибель адмирала только обозлила британцев. В ярости они уничтожили 22 корабля, не потеряв ни одного. Об ушедшем национальном герое горевал каждый современник. Горацио Нельсон олицетворял все идеалы безупречного офицера.

В честь его последней победы одна из центральных лондонских площадей была переименована в Трафальгарскую. Центром ее архитектурного ансамбля является установленная там в 1843 году в память о талантливом адмирале.

Горацио Нельсон, выигравший множество морских сражений и дослужившийся до звания главнокомандующего английского флота, всю жизнь страдал от морской болезни.

Горацио Нельсон родился в 1758 году в городе Бернем-Торп. Его отец был священником и гордился родством со многими аристократическими семьями Англии, хотя родство было слишком дальним. Когда в 46 лет Эдмунд Нельсон овдовел, заботу о его восьми детях взяли на себя старшие братья почившей жены. Горацио достался своему дяде, Морису Саклингу, капитану королевского флота, уже завоевавшему воинскую славу в войне с французами на Карибском море.
На маленького хилого, отличающегося слабым здоровьем Горацио никто не возлагал особых надежд. Однако в 12 лет, Нельсон уже занимал должность мичмана на корабле своего дяди, а в 21 год стал уже капитаном фрегата. На своем корабле Нельсон запретил жестокое обращение с матросами, которое было принято в то время на английском флоте. Тем самым, он прослыл человеком благородным, великодушным и щедрым. Его авторитет среди матросов был незыблем.
11 марта 1787 года состоялось бракосочетание Горацио Нельсона и Фанни Нисбет. Брак оказался неудачным. Фанни была ограниченной и непрактичной женщиной, а Нельсон, прежде всего, ценил красоту внутреннюю. К тому же, судебные тяжбы по делу о Навигационных актах совсем его измотали. Речь шла о контрабанде, на которой нагревали руки многие чиновники. Нельсон поступил как патриот, чем навлек на себя месть заинтересованных лиц. Его отстранили от моря, его заслуги и таланты были забыты. Он отчаянно нуждался в любви и понимании, но в собственной семье он этого не нашел. Тогда в его жизни и появилась леди Гамильтон-супруга британского посла в Неаполе. Этот многолетний роман послужил основой многих произведений еще при жизни Нельсона.
Нельсон вернулся на флот, когда Наполеон развязал войну с Англией. Это произошло в 1793 году. Он возглавил экипаж корабля «Агамемнон». В течение последующих трех лет, он зарекомендовал себя как смелый, хладнокровный и рассудительный капитан. В одном из сражений он потерял глаз, а вскоре лишился руки.
Его героизм был вознагражден: он получил дворянский титул и чин вице-адмирала. Однако война продолжалась. 21 октября 1805 года в морском сражении у мыса Трафальгар, Нельсон был смертельно ранен мушкетным выстрелом.
Заслуги Горацио Нельсона трудно переоценить. Он сорвал Египетскую экспедицию Наполеона. После победы у мыса Трафальгар, Наполеон навсегда отказался от мысли завоевать англичан на их земле.
Однако, несмотря на очевидные военные заслуги этого человека, умы современников куда больше будоражит любовная история с леди Гамильтон. При жизни Нельсона на тему их романа сочинялись преимущественно сатирические произведения, теперь же, этот роман служит вдохновением для многих авторов, как эталон романтической любви. Наверное, не нам судить, чего больше было в их отношениях: дружбы, любви или страсти. Однако говорят, что леди Гамильтон, до самой своей смерти носила на груди медальон, с осколком ядра, выбившего глаз Нельсону в одном из морских сражений. Кроме того, Нельсон стал примером патриотизма и идеального джентльменского поведения для многих поколений англичан.

«Болезнь движения» или кинетоз человечество не может победить уже больше трех тысяч лет. Хотя и очень старается.

Как единодушно утверждают историки, самым первым транспортом, используемым Homo sapiens, были плавсредства. Именно примитивные плоты, пироги-долбленки и обтянутые шкурами суденышки обеспечили первые серьезные миграции наших далеких пра-пра-пращуров, колыбелью которых считается Африка. И в тот же час, когда первые смельчаки пустились в плавание, в историю медицины вошла «морская болезнь» или попросту укачивание. Странный недуг, сопровождающийся тошнотой, рвотой и тягостными изменениями эмоциональной сферы, буквально в одночасье косил совершенно здоровых людей.

Причем, что удивительно, не всех. И так же быстро исчезал, стоило несчастным оказаться на твердом берегу — благо первые шаги по освоению водных просторов родной планеты длились не дольше светового дня.

Этот необъяснимый феномен дал начало многочисленным древним мифам о речных и морских духах, способных по собственному капризу превратить любого человека в страдающий комочек плоти. Или, напротив, пощадить самого слабого и жалкого. Сходство подобных сюжетов в сохранившемся народном фольклоре Африки, Азии и Америки до сих пор вызывает удивление исследователей. Таким образом, сказания древних народов являются не только первыми достоверными упоминаниями о кинетозе, но и попытками его объяснить. Последняя задача, впрочем, не полностью достигнута и на сегодняшний день. Единодушно признается только то, что ключевую роль в развитии укачивания имеет действие инерционных сил при дли­тельных, периодически повторяющихся, разнонаправлен­ных механических перемещениях тела человека в пространстве.

А вот с названием рассматриваемой проблемы договорились. Поскольку укачивание наблюдается в самых разных ситуациях (при передвижении по воде, в автомобиле, поезде, самолете, лифте, а также при катании на лыжах, различных аттракционах и даже при ходьбе по кочкам), от наименований «автомобильная болезнь», «железнодорожная болезнь», воздушная, лифтная, качельная болезнь и т.д. было решено уйти. При определении данной патологии в научной литературе используется в основном термин «болезнь движения» (кинетоз), который в 1881 г. предложил И. Ирвин. А также историческое название «морская болезнь». Используется также всеобъемлющее понятие «укачивание» (оно же вестибуловегетативный синдром).

Кинетоз от Гиппократа до летчиков

С развитием цивилизации изменялись размер, форма и комфортабельность судов, но «морская болезнь» оставалась верным спутником многих поднявшихся на борт. Более того — она наблюдалась столь регулярно, что даже считалась не патологией, а своеобразным вариантом нормы. Негласный обет молчания относительно нормальности кинетоза нарушил легендарный Гиппократ. Описания клинических проявлений и симптомов этого расстройства ναυτία (произносится как «нафтия») встречаются в его трудах, относящихся к периоду 460-­475 гг. до нашей эры.

Эстафету исследования странной хвори подхватили в Древнем Риме. Там недуг получил название «nauseo», что переводится как «то, что вызывает отвращение, претит». Сообщения о нем встречаем у древнеримского ученого-энциклопедиста Авла Корнелия Цельса (ок. 25 до н.э. — ок. 50 н.э.). Более того: практика римского хождения на галерах добавила к изучению болезни движения новый опыт. Оказалось, что изнурительный труд на веслах на время устраняет симптомы тягостного расстройства. Как и сон. Таким образом, несчастные гребцы, после освобождения от работы немедленно засыпающие от усталости, страдали от укачивания заметно меньше, чем праздные пассажиры.

Почти две тысячи лет спустя (в 1939 — 1945 гг.) об этом наблюдении вспомнили в связи с феноменом укачивания профессиональных военных летчиков, по той или иной причине оказавшихся на борту «железной птицы» в качестве пассажиров, а не пилотов. Единственным спасением становился сон, в который обычно проваливались больные и раненые. Эти случаи вошли в медицинскую литературу как хрестоматийные примеры т.н. доминантного очага возбуждения мозга. А также подтвердили правоту давней моряцкой мудрости: «не сиди без дела — укачает».

Морская болезнь в системе Декарта

После падения Рима изучение проблемы укачивания на долгое время прервалось — церковь науку не поощряла, а продолжающие служение пациентам врачи были заняты лечением действительно опасных болезней. Фактически, нового витка интереса феномен укачивания дождался только в XVII веке. И тут «морской болезни» не сразу повезло, потому что при ее рассмотрении ряд исследователей «потерял» основную причину страдания — повторяющиеся разнонаправленные угловые ускорения при движении.

Так, например, знаменитый Рене Декарт (1596 — 1650), французский физиолог, математик, механик, физик и философ был уверен, что проблема кинетоза является чисто психологической и объясняется непривычными условиями, в которые человек попадает в плаванье. А его оппонент Семанс утверждал, что болезненные симптомы вызывают некие миазмы, образующиеся в морской воде по вине погибших микроорганизмов. Забавнее же всего были рекомендации некоего Эйзенмана, который для предупреждения ука­чивания рекомендовал надевать на лицо железную мас­ку с остриями, притягивающими электричество. Впрочем, поскольку большинство жертв «злых морских духов» адаптируются к качке в течение относительно небольшого времени (от нескольких часов до нескольких суток), несостоятельность даже этого чудо-средства стала ясна не сразу.

В свете сказанного, особое удивление вызывал тот факт, что к качке порой не удавалось окончательно приспособиться даже тем, кто в море бывал несравненно больше, чем на суше. Так, один из самых известных, успешных и почитаемых «морских волков» планеты, командующий британским флотом адмирал Горацио Нельсон (1758 — 1805 гг.) не мог избавиться от «морской болезни» до конца своих дней. Впервые вышедший в море в 14 лет и ставший полным капитаном к 20, он освобождался от тягостных симптомов только стоя за штурвалом. Страдал от укачивания и другой его знаменитый коллега — адмирал Ушаков.

Теории развития «морской болезни»

Только в 80-х годах XIX века в истории исследования кинетоза начался действительно научный период, который современные авторы называют локалистическим. «Болезнь движения» стала рассматриваться как дисбаланс какой-либо анатомической структуры или физиологической системы, имеющий решающее влияние на весь организм.

Так, например, согласно теории Я. Трусевича, выдвинутой в 1888 г., причиной страданий при «морской болезни» являлся глобальный спазм кровеносных сосудов — обще­констрикторный ангионевроз. А его, в свою очередь, вызывал блуждающий нерв (вагус), раздраженный трением органов брюшной полости, возникающем из-за их перемещения при качке. По мнению же В. Гейнри­ха, высказанном в 1894 г., ведущим «слабым звеном» в этих условиях являлся мозг. Вернее, развивающееся в нем полнокровие, которое ведет к изменению «общего чувствилища с после­дующим раздражением вагуса и брюшных нервных спле­тений, ­следствием [которых] является тошнота и рвота».

Еще одной группой авторов укачивание рассматривалось как своеобразное сотрясе­ние мозга, одним из симптомов которого как раз и являются тошнота и рвота. Существовала также теория зрительного головокру­жения, гласившая, что причиной ука­чивания является дисбаланс между видимыми предметами и представлением тела о соответствующем движении.

В ХХ веке основным виновником нарушения самочувствия при укачивании признали орган равновесия — вестибулярный аппарат, расположенный в лабиринте внутреннего уха. Исследователи заметили, что механическое раздражение его главного «передатчика» (полукружных каналов и отолитового аппарата) вызывает у испытуемых симптомы, аналогичные «морской болезни». На основании этого открытия в 1929 г. был предложен тест, названный опытом двойного вращения или отолитовой реакцией. Он до сих пор применяется в первичном профотборе будущих летчиков и космонавтов — для отсева претендентов, у которых при вестибулярной нагрузке возникает значительная дезориентация в пространстве.

Кинетоз — современный взгляд

Сегодня болезнь движения рассматривают не в качестве локальной проблемы вестибулярного аппарата, а как системное нарушение, вызывающее стойкое ухудшение самочувствия. Ведь и определенные изменения гемодинамики, и реакции со стороны органов желудочно-кишечного тракта и брюшной полости в целом, и глубокую эмоциональную подавленность «укачавшихся» списать со счетов при рассмотрении общей картины кинетоза невозможно. Более того: о серьезности «морской болезни» свидетельствует тот факт, что именно это состояние считают лучшей рабочей моделью при изучении длительных адаптивных механизмов стресса.

К сожалению, на данный момент достаточно полных системных решений проблемы кинетоза еще нет. Тем не менее, в плане фармацевтической поддержки страдающих от «болезни движения» достигнут значительный успех. Так, для предупреждения укачивания при длительном путешествии применяют антигистаминные и антихолинергические препараты: первый прием за час до поездки, повторные — каждые 6-8 часов. Дополнительно в процессе движения используют стимуляцию биологически активных точек (т.н. морские браслеты), а также длительную активизацию вкусовых рецепторов. Недаром в самолетах большинства аэрокомпаний мира пассажирам предлагают леденцы.

Не потеряли актуальности и народные средства от укачивания. Так, при кратковременных поездках в транспорте спасением может быть зажатая между передними зубами спичка или зубочистка. При этом ее следует держать так, чтобы и не уронить, и не измять. Такое нехитрое действие заставляет мозг концентрироваться на контроле работы челюстных мышц, и этот очаг возбуждения «забивает» нежелательные сигналы вестибулярного аппарата. По прежнему действенными также являются рассасывание кусочка лимона или имбиря, трудотерапия (за исключением занятий, требующих продолжительной концентрации взгляда на близко расположенном предмете), пение, фиксация взгляда на горизонте.

Кроме того, при возможности выбора положения страдающим от укачивания рекомендуется не сидеть, а стоять. Или лежать с закрытыми глазами. Ну а если есть возможность уснуть, то пренебрегать ею не стоит: против спящего человека кинетоз бессилен.

Поделиться: