Вечер русской духовной поэзии. Молитва в русской поэзии

24 марта в рамках декады, посвященной Дню православной книги, в Профессиональном училище № 29 г. Чаплыгина состоялся вечер духовной поэзии, организованный совместными силами отдела молодежного служения благочиния, ПУ-29 и районной библиотеки. Тема молитвы стала центральным элементом мероприятия.


Начало вечера было связано с творчеством А. С. Пушкина, переложившим в своей поэзии две величайшие молитвы - «Отче наш» и великопостную молитву Ефрема Сирина. Затем речь пошла о самой краткой молитве «Господи помилуй», которая звучит в стихах П. А. Покровского, священника и поэта. Он точно передал её духовное состояние в стихотворении «Из всех молитв, какие знаю…», которое прочла Тюрина Т. С.


Центральная часть вечера была посвящена молитвам к Пресвятой Богородице и материнской молитве - повествование вела Н. Н. Николаева, используя стихи Ю. В. Жадовской и М. Ю. Лермонтова.

Было обращено особое внимание на творчество М. Ю. Лермонтова, наиболее интимно из всех поэтов воспринимавшего присутствие Бога в своей жизни.


В заключительной части была рассмотрена молитвенная тема любви к Богу, отраженная в поэзии великого князя К. К. Романова «Научи меня, Боже, любить…» и князя П. А. Вяземского «Научи меня молиться». Всем участникам была подарена «Молитва-подарок» верующего поэта Е. Санина.

Вечер сопровождался чтением стихов в исполнении учащихся ПУ-29, видео-презентацией и клипами «Материнская молитва» и «Да храни вас Господь». Использовалась экспозиция православной районной библиотеки «Светоч».


В заключение настоятель Никольского храма г. Чаплыгина, ответственный по работе с молодежью в Чаплыгинском благочинии, протоиерей Вячеслав Татьянин поблагодарил организаторов и участников вечера и подвёл итог беседы, сказав о духовной значимости молитвы.


25 марта аналогичное мероприятие состоялось в Чаплыгинском аграрном колледже.




УРОК ВНЕ классНОГО ЧТЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 классЕ "МОЛИТВЕННОЕ СЛОВО РУССКОЙ ПОЭЗИИ"

Дата публикации: 03.10.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Тема: «Молитвенное слово русской поэзии»

Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. Ю. М. Лотман

Цели: дать понятие о молитвенном слове; отметить тесную связь русской поэзии с православием; познакомить с лучшими образцами молитвенного слова русской поэзии.

Оборудование: портреты поэтов, карточки со стихами, песни на стихи поэтов.

ХОД УРОКА.

Оргмомент

Работа по теме урока.

    Беседа с одиннадцатиклассниками:

Как называется такое обращение? (Молитва)

Когда человек прибегает к молитве чаще всего? (В трудные минуты)

Настоящий христианин постоянно находится в общении с Богом. Он верит, что все в мире зависит от воли Божией. В молитвах мы выражаем просьбы, благодарим за их исполнение, каемся в грехах… Как вы думаете, каким должно быть внутренне состояние молящегося? (Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли, пребывать в состоянии смирения и благоговения).

    Слово учителя.

Сегодня мы будем бережно читать молитвенное слово русской поэзии. Послушайте и постарайтесь запомнить стихотворение Егора Исаева «Молитва»: Учти, мой друг, молитва не молва, Ей ни к чему случайные слова. Она тебе душа, она и тело В одной волне безбрежно и всецело. Она, как вдох и выдох монолитна, И имя ей вселенское - молитва.

Молитвенное слово находится на вершине словотворчества. Протоиерей Артемий Владимиров в своём труде «Семицветная радуга человеческого слова» размышляет о месте каждого человеческого слова. Внизу - слово чёрное, ругательное, злобное. Немного над ним - слово пустое, праздное. Выше - слово теплое, ласковое, доброе. Следующее - слово золотое, мудрое, наставляющее. На почетном месте слово красное, художественное. Но выше его - слово вещее (последнее и завещающее). А выше всех слов - слово молитвенное, святое, обращенное к Богу и Богородице. (Можно изобразить в виде схемы)

Самосознание русского народа нельзя представить без тысячелетия русских молитв. Уже в «Слове о законе и благодати» - пастырском слове первого русского митрополита Илариона - сохранились две молитвы. Молитва, принадлежащая перу Владимира Мономаха, вошла в «Повесть временных лет». Среди родоначальников русской молитвенной поэзии - летописец Нестор, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Максим Грек и Иван Грозный. С их молитв начинается русская поэзия.

    Перед вами отрывок из книги И. А. Ильина «Поющее сердце» (глава «О молитве»):

«Всех видов молитвы «столько, сколько в одной душе или во всех душах может рождаться разных состояний и настроений» (Иоанн Касиян Римлянин). Есть молитвы благодарности, преклонения, смирения, покаяния и очищения. Молитва может внимать дыханию Божию, созерцать мудрость Творца и даровать человеку очевидность; молитва может сомневаться, вопрошать, отчаиваться, скорбеть и призывать.

Так, есть молитва изнеможения, произносимая со многими слезами и дающая укрепление: «Господи, не могу больше…»

И есть молитва без слез и без слов, мгновенная, созерцательно-лучевая: единый взгляд духовного ока, направленный горе - «Он есть, Он бдит, и я есть Его орудие». Это молитва утешения и силы.

И есть молитва сердечного тепла, подобная этой: коснуться в самом себе Его неугасимого угля; и только.

А в путях и страданиях личной жизни всегда будет иметь судьбоносное значение молитва служения и одоления: «Вот я пред Тобою, Господи, слуга Твой, ищущий только воли Твоей. Научи меня верно служить Тебе всяким дыханием и деянием моим. Пошли мне силы Твоея, мудрости Твоея и вдохновения Твоего. Не отдай меня на поругание врагам Твоим; изведи меня от угроз их. И соблюди мою свободу в жизни и творчестве, ибо свобода моя - в свершении воли Твоей».

И на этих путях жизнь становится школой молитвы, а молитва - истинным источником жизни и творческой силы».

Какие виды молитвы вы можете назвать? (Прошение, благодарение, прославление)

    Слово учителя.

В 2007 году в издательстве «Вече» вышла книга «Молитвы русских поэтов. XI - XXI век», в которой более двухсот имён и более тысячи произведений. Молитвы проходят через все болевые точки нашей истории.

На сегодняшнем уроке «встречаются» стихотворения-молитвы поэтов XIX - XX вв. Несмотря на разное построение, разные образы лирических героев и широкий спектр чувств, все их объединяет одно - послание человека Богу, его благоговейное перед Ним стояние.

Стихотворение А. С. Пушкина «Отцы-пустынники» - переложение покаянной молитвы Ефрема Сирина, которая читается во время богослужения в дни Великого поста.

Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья. Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух терпения, смирения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.

М. Ю. Лермонтов в 1837 году, находясь в заключении за стихотворение «Смерть поэта», пишет «Молитву странника», посвященную В. А. Лопухиной. Поэт обращается к Богородице, «Теплой заступнице мира холодного», потому что только на нее и надеется, вверяя ей судьбу своей возлюбленной. Особенно трогательна просьба послать «лучшего ангела» принять в назначенный час «душу прекрасную». Ангелы не могут быть лучше или хуже, но «странник» с детской непосредственностью просит лучшего.

(Выразительное чтение стихотворения учеником)

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, ни перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынника, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Тёплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную - Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

Ещё одна «Молитва» Лермонтова посвящена М. А. Щербатовой, которой он был увлечён в 1839-1840гг. Современница поэта А. О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Стихотворение пронизано светлым, воодушевлённым настроением. Поэт весь отдаётся чудной молитве, общению с Богом. Мы не знаем, какую молитву он твердит. Важно, что она ему помогает, возвращает душевное равновесие, ему становится легко и светло. Более сорока композиторов положили это стихотворение на музыку.

(Звучит запись песни)

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

В годы советской власти из идеологических соображений замалчивалось

творчество поэта К.Р.(Великого Князя Константина Константиновича Романова) (1858 - 1915гг.). Он вошёл в литературу под криптонимом К.Р.. яркий, незаурядный человек, поэт и композитор, актёр и переводчик, воин и Президент Российской Академии наук, он казался странным в высокодержавной семье. «Для других - я военный. Для себя же - я поэт», - пишет он 10.08.1888г., в день своего тридцатилетия. Любовь к России, к русскому народу - главные темы его поэзии. В стихотворении «Молитва» звучит смиренная просьба к Богу: «Научи меня, Боже, любить…»

(Звучит запись песни)

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышлением,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биением.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На всю многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

Любовь к Родине была источником вдохновения и для А.А.Ахматовой (1889-1966). Без России она не мыслила жизни. В её стихотворении «Молитва» - мольба помиловать Россию, пронести над ней чёрные тучи тяжёлых испытаний. Это стихотворение созвучно другим её произведениям о Родине - «Мне голос был, он звал утешно…» и «Не с теми я, кто бросил землю…»

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

И.А.Бунин (1870-1953) - яркий поэт и прозаик Серебряного века. Лауреат Пушкинской и Нобелевской премии. Стихотворение «За всё Тебя, Господь, благодарю!..» написано им в 1901 году. Оно по жанру восходит к благодарственным молитвам. «Слава Богу за всё!» - основная мысль этого стихотворения-молитвы.

(Выразительное чтение стихотворения)

За все Тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне - как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нем Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю - с Тобой.

Атеизм был официальной идеологией Советского Союза. Но на пороге смерти человек невольно задумывается: «А что же дальше?». После Второй мировой войны в одном из зарубежных изданий опубликовано предсмертное стихотворение советского солдата, погибшего в 1942 году, найденное в его шинели. Имя его неизвестно. В последние часы своей жизни он обращается к Богу и в этом находит мужество перед боем.

(Выразительное чтение стихотворения)

Послушай, Бог… Ещё ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений,

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звёздное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада

Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,

Что, как Ты знаешь, битва будет злая

И, может, ночью же к Тебе ч постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь!

Булат Окуджава (1924-1997) - тоже участник войны. Он признанный основоположник авторской песни. В стихотворении «Молитва» слышится тонкое сочетание веры в справедливость мироустройства и тревожного сомнения в этой справедливости, игривой иронии и наивной прямоты. В повторяющемся обращении к Богу: «И не забудь про меня» подразумевается не только автор, но и любой из нас.

(Выразительное чтение стихотворения)

(Звучит запись песни)

Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому,
Чего у него нет:
Мудрому дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег...
И не забудь про меня.
Пока земля еще вертится, -
Господи, Твоя власть! -
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть,
Дай передышку щедрому,
Хоть до исхода дня,
Каину дай раскаяние...
И не забудь про меня.
Я знаю: Ты все умеешь,
Я верую в мудрость Твою,
Как верит солдат убитый,
Что он проживает в раю,
Как верит каждое ухо
Тихим речам Твоим,
Как веруем и мы сами,
Не ведая, что творим!
Господи мой Боже,
Зеленоглазый мой!
Пока земля еще вертится,
И это ей странно самой,
Пока ей еще хватает
Времени и огня,
Дай же Ты всем понемногу...

И не забудь про меня.

Поэт-бард Александр Дольский (род. в 1938г.) - участник многочисленных фестивалей самодеятельной песни, лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы, заслуженный артист России. Александр Александрович выступает со своими песнями в нашей стране и за рубежом. Стихотворение «Семейная молитва» - смиренное прошение у Бога милостей для матери, для жены и детей, для России, и в конце - для себя - терпения и мудрости.

(Выразительное чтение стихотворения)

Помолюсь я сначала за мать, чтобы в мире,

Где гостит её тонкий и ласковый дух,

Было чисто и скромно, как в нашей квартире,

И ничто не коробили зренье и слух.

А потом помолюсь за жену мою тихо,

Чтоб её сыновья на Господних путях

Её именем светлым и горе и лихо

Отводили, забыв про унынье и страх.

А затем попрошу я за старшего сына,

Чтобы сердца его не коснулся мороз,

Чтобы разум и сила не стали причиной

Материнской заботы, печали и слёз.

А потом помолюсь я за среднего сына,

Чтобы труд и талант не вменились ему

И палитру души представляла картина,

Где любовь свою кисть доверяет уму.

А затем попрошу я за младшего сына,

Чтобы жил он смиренно, трудясь и молясь,

Постигая, что Мать и Мадонна - едины

И что музыка выше, чем светская власть.

А ещё помолюсь за Россию. Поплачу,

Чтоб оставила жизни моим сыновьям,

И к Душе и к Лесам относилась иначе,

И остыла вовек к воровству и боям.

А в конце помолюсь за себя, чтоб Всеблагий

Подарил мне терпенье и мудрость внушил,

Чтобы мысли мои допустил до бумаги,

Чтобы сердце возвысил до Горних Вершин.

Иеромонах Роман (Матюшин Александр Иванович) (род. в 1954 году), наш современник, автор многих духовных стихов. Призвание к монашеству ощутил уже в ранней юности, и об этом есть свидетельства в его стихах. Книга стихов «Русский куколь» издана в 2002 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Песни на стихи иеромонаха Романа исполняют Жанна Бичевская, Олег Погудин, Сергей Безруков, Максим Трошин и др. С 9 октября 2003 года иеромонах Роман затворился от мира в скиту в Псковской области. В своих стихах-молитвах иеромонах Роман просит у Бога милостей для России.

(Выразительное чтение стихотворения)

Радость моя, наступает пора покаянная,
Радость моя, запожарилась осень вокруг.
Нет ничего на земле постоянного,
Радость моя, мой единственный друг.
Жёлтое, красное - всё разноцветное,
Золотом, золотом устланы рвы.
Прямо в лицо роднику безответному
Ветер повыбросил мелочь листвы.
Затосковали деревья безправные,
В ризах растерзанных гибели ждут.
Лишь золотые Кресты Православные,
Радость моя, нас в безсмертье зовут.
Радость моя, эта су́етность грешная
Даже на паперть швыряет листы.
Но возжелали покоя нездешнего
Белые Церкви, Святые Кресты.
Их не прельщают купюры фальшивые,
Не привлекает поток золотой,
Нужно ли Вам это золото лживое,
Вам, лобызающим вечный покой?!
Белые Церкви светлеются издали,
Благовествуя о мире ином.
Живы ещё Проповедники Истины,
Радость моя, не скорби ни о чём.
Белые Церкви исполнены кротости,
Ими доднесь освящается свет.
Радость моя, что кручинишься попусту -
Белым Церквам нынче тысяча лет.
Выжили Вы, безсловесные Зрители,
Бури прошли, расточились врази.
Сколько всего за века́ перевидели
Белые Церкви, Осколки Руси?
Белые Церкви плывут в Безконечности,
О, Кладенцы неземной Чистоты!
Непокорённые Граждане Вечности,
Белые Церкви, Святые Кресты.
Вас не касаются запахи тленные,
Этот октябрьский отчаянный пир.
Белые Церкви - Твердыни Вселенныя,
Не устоите - развалится мир.
Звон колокольный летит сквозь столетия,
Встретим же в Храме молитвенный час:
Радость моя, мы с тобой не заметили;
Осень уже за порогом у нас.

III. Итоги урока.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Какие Знания вы унесёте с собой в жизнь с сегодняшнего урока? Что из прочитанного и услышанного останется в вашей Памяти? С чем будете сверять свои поступки и свою Совесть?

IV. Домашнее задание.

Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение -молитву.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Вступление

Проведение такого вечера обусловлено возросшим за последние годы интересом наших людей к познанию своего внутреннего мира, их стремлением к приобретению духовного и психо­логического опыта, позволяющего проникнуть в глубину внутреннего «Я», найти ту невидимую нить, что связывает мир человека с миром Природы, Космоса.

В помещении, где будет проводиться вечер, создайте обстановку тепла и уюта, включите негромко музыку, выставите для обозрения репродукции икон знаменитых мастеров, зажгите свечи. Неплохо бы оформить специальную книжную выставку под названием «Весь мир - Божественных даров святая чаша», где собраны книги духовной тематики.

Эффект от проведения вечера может быть усилен, если его приурочить к одному из христианских праздников.

Сценарий вечера

Звучит песня Булата Окуджавы «Молитва»

Пока земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет:

Умному дай голову,

Трусливому дай коня,

Дай счастливому денег...

И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится, -

Господи, твоя власть!

Дай рвущемуся к власти

Навластвоваться всласть.

Дай передышку щедрому,

Хоть до исхода дня,

Каину дай раскаянье...

И не забудь про меня!

Я знаю, ты все умеешь,

Я верую в мудрость твою,

Как верит солдат убитый,

Что он проживает в раю,

Как верит каждое ухо

Тихим речам твоим,

Как веруем и мы сами,

Не ведая, что творим.

Господи, мой Боже,

Зеленоглазый мой,

Пока Земля еще вертится

И это ей странно самой,

Пока ей еще хватает

Времени и огня,

Дай же ты всем понемногу,

И не забудь про меня!

1-й ВЕДУЩИЙ.

Не тем, Господь, могуч, непостижим

Ты пред моим мятущимся сознаньем,

Что в звездный день Твой светлый серафим

Громадный шар зажег над Мирозданьем...

Нет, Ты могуч и мне непостижим

Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,

Несу в груди, как оный серафим,

Огонь сильней и ярче всей Вселенной.

(А. Фет)

2-й ВЕДУЩИЙ. Духовные стихи - один из своеобразнейших жанров народной поэзии - практически не известны современному читателю и слушателю, т. к. долгое время они не издавались в нашей стране. Но вот в 1991 г. в московских издательствах появилось два небольших сборника русских духовных стихов - «Стихи духовные» и «Голубиная книга».

Вероятнее всего, пение духовных стихов могло зародиться в среде первых паломников - калик.

Ты премудры царь Давид Евсеевич!

Подыми ты Книгу Голубиную,

Подыми книгу распечатывай.

От чего зачался наш белый свет?

От чего зачался и светел месяц?

От чего зачалася заря утрення?

От чего зачалася и вечерняя?

От чего зачалася темная ночь?

От чего зачалися часты звезды?..

Аи белый свет - от лица Божья,

Со(л)нцо праведно - от очей его,

Светел месяц - от темечка,

Темная ночь - от затылочка,

Заря утрення и вечерняя - от бровей Божьих,

Часты звезды - от кудрей Божьих!

Многие из «первообразов» древних духовных стихов наверняка не сохранились. Традиция отбирала и шлифовала лишь то, что в любых условиях жизни отвечало не всегда осознаваемой потребности в вечных ценностях..

Основой для духовных стихов послужили немногие из канонических христианских книг (в частности, Ветхий и Новый Заветы, отдельные Жития, и др.), но главным образом - широкий круг апокрифов: легенды, сказания и жития святых, не признанные церковью. Духовные стихи не отражают всех проявлений народной религиозности; однако они стали самым высоким воплощением в слове народной Веры.

1-й ВЕДУЩИЙ. Среди первых духовных стихов особое место занимает «Голубиная книга» - «перл русской христианско-мифологической былины». Она не содержит обычного для эпических стихов сюжетного повествования и целиком посвящена вопросам и ответам, посредством которых раскрывается величественная книга данного Богом мира. В книге сплелись христианские и языческие представления человека средневековой Руси.

Среди духовных стихов особо выделяются посвященные Христу и Богоматери как символам Веры. Стихам о Богородице приписывались целебные и спасительные свойства, текст их зашивали в ладанку и вешали на шею уходящим на войну, читали как молитву-заговор над больными, брали с собой в дорогу для предотвращения опасной встречи с «лихим человеком» и т. п.

2-й ВЕДУЩИЙ. А знаете ли вы, когда на земле прозвучала первая молитва, кто ее произнес и к кому она была обращена? Первое дыхание пробудившейся жизни и было первым звуком вечной неустанной молитвы, благодарственного гимна творения своему Творцу. Уже в древности люди установили специальные молитвенные формулы, которые восходили к еще более древним заговорам и заклинаниям, призванным воздействовать на сверхъестественные силы. Русский народ хранит много поэтических молитв.

1 -и ВЕДУЩИЙ. В древние времена, встав до восхода солнца, человек тотчас молился Богу, испрашивая его помощи на все добрые дела. В «Голубиной книге» есть стихотво­рение «Молитва об урожае», в которой труженик-крестьянин просит Господа зародить «всякого зернова плоду небеснова роду», спасти от жары да суши, от грозной тучи и побоя градом.

Отрывок из другого стихотворения - «Александр Невский» - содержит просьбу к Всевышнему не только о личном благополучии, но и о счастье всего народа русского:

Ты создай нам, Боже,

Житье мирное, любовное:

Отжени ты от нас

Врагов пагубных,

Ты посей на нашу Русь

Счастье многое!

Стремление духа человеческого к единению и слиянию со всем Высшим наблюдается всегда, во все времена, у всех народов, на всех ступенях развития.

2-й ВЕДУЩИЙ:

Господи, дай мне с душевным спокойствием

встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

На всякий час сегодня во всем наставь и поддержи меня..

Какие бы я ни получил известия в течение дня,

научи меня принять их со спокойной душой

и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих

руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях

не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно

действовать с каждым членом семьи моей,

никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести

утомление наступающего дня

и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться,

верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Так молились старцы Оптиной пустыни.

1-й ВЕДУЩИЙ. «Молитва вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу», - такое определение молитве дано в «Библейской энциклопедии».

Существуют молитвы разные: есть обширные и есть краткие, как вздох, покаянные и благодарственные, и безмолвные молитвы есть, есть и лечебные, способные увеличить биоэнергетику человека. В христианском молитвослове - более ста молитв: утренние и вечерние, перед началом и после окончания любого дела, при вселении в новый дом, перед дорогой и прочие.

Для любого события в жизни предусмотрена молитва. Однако в центре христианского мира навсегда осталась Господня молитва, та, что дал Иисус Христос своим ученикам, ядро вероучения - «Отче наш» (Мф. VI, 9-13):

«...Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах!

да святится имя Твое;

да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный дай нам на сей день;

и прости нам долги наши, как и мы

прощаем должникам нашим;

и не введя нас в искушение,

но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

В этих строчках евангельского текста заложены нравственные основы жизни последующих поколений.

Молитва - исцеление от грусти,

И будь мохнат и страшен в жизни сумрак,

В нем «Отче наш» затеплит сразу свечи.

Древа, фиалки, ландыш, это - свечи,

Они поют «Воистину воскресе!»

(К. Бальмонт. «Церковь». 1930 г.)

Звучит молитва «Отче наш» в исп. Ирины Архиповой.

2-й ВЕДУЩИЙ. О молитве написано много. Кажется, нет такого поэта, который не сложил бы о молитве несколько благоговейных строк. Давайте вместе полистаем страницы творчества талантливых русских поэтов. К своему немалому удивлению, вы обнаружите у многих известных поэтов стихотворение с одним и тем же названием - «Молитва». Это Михаил Лермонтов, Николай Языков, Евгений Баратынский, Аполлон Григорьев, Владимир Венедиктов, Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин и многие другие.

Что объединяет поэтов, принадлежащих к разным эпохам и поколениям? Наверное, главное - Вера и интенсивная яркая жизнь Души. То, что сказала Марина Цветаева по отношению к себе, мог бы повторить каждый из них: «Вся моя жизнь - роман с собственной Душой».

А сейчас послушайте, как русские поэты умели выразить молитвенное настроение своей Души в поэтических строках и насколько их стихи созвучны и тождественны текстам христианских молитв.

1-й ВЕДУЩИЙ. Как высший источник поэзии для всех народов, а стало быть, и как источник духовной жизни вообще понимал религию А.С. Пушкин. В минуты просветления Духа в поэте пробуждалась жажда совершенствования и он восклицал:

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

(А. Пушкин. Великопостная молитва)

А знаете ли вы, что послужило толчком к созданию этих строк? Молитва святого Ефрема Сирина, которая была популярна не только среди верующих, но и среди интеллектуалов:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Поразительно сходство приводимых текстов: смысловая нагрузка почти дословно совпадает.

2-й ВЕДУЩИЙ. Безграничная Вера звучит в каждой строчке стихотворения другого русского поэта - Дмитрия Мережковского:

Везде я чувствую, везде

Тебя, Господь,- в ночной тиши,

И в отдаленнейшей звезде,

И в глубине моей души.

Пока живу - Тебе, молюсь.

Тебя люблю, дышу Тобой,

Когда умру - с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

(Д. Мережковский. Бог)

Мгновения переполняющего, человека ощущения Благодарения и Великой Радости, а равно и неотступной боли и страдания - наиболее подходящая ситуация для молитвы.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:.

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

(М. Лермонтов. Молитва)

1-й ВЕДУЩИЙ. Согрешив, человек просит у Бога прощения, кается. Так, среди христиан распространена Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». У русского народа существовал поэтический старинный обряд прощания с землей перед исповедью. Он сопровождался чтением покаянных молитв, обращенных к Иисусу Христу, Матери Богородице, «матушке земле», «хрещеному люду», всему «вольному свету».

У многих поэтов найдутся строки истинного раскаяния. Вот как передает это чувство Аполлон Григорьев в стихотворении «Молитва»:

О Боже, о Боже, хоть луч благодати Твоей,

Хоть искрой любви освети мою душу больную;

Как в бездне заглохшей, на дне все

волнуется в ней,

Остатки мучительных, жадных,

палящих страстей...

Отец, я безумно, я страшно, я смертно

Покаянная молитва, как правило, предваряла молитву-прошение. «Господи, помоги!» - разве не произносят уста в трудную минуту жизни? Разве душа не жаждет верить, что мольба будет услышана?

Вот как звучит молитва ко Пресвятой Троице, которую христиане относят к утренним молитвам:

Пресвятая Троице, помилуй нас;

Господи, очисти грехи наша;

Владыко, прости беззакония наша;

Святый, посети и исцели немощи наша,

имене Твоего ради.

Великий ученый М. В. Ломоносов, отец русской поэзии, нередко обращался в стихах к религиозной тематике. Так, в одном из своих стихотворений-псалмов он взывает к Богу с молитвой:

Меня в сей жизни не отдай

Душам людей безбожных,

Твоей десницей покрывай

От клеветаний ложных.

2-й ВЕДУЩИЙ. Среди многочисленных молитв-прошений можно выделить молитвы-заступничества: о болящих, о путешествующих, о ненавидящих и обидящих нас и т.п.

В духовной поэзии примером подобной молитвы-прошения может служить стихотворение М: Лермонтова «Молитва». В нем автор, обращаясь к Богоматери, молит о защите «девы невинной», прообразом которой, как считают литературоведы, была возлюбленная поэта Варенька Лопухина.

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

1-й ВЕДУЩИЙ. Духовный опыт человечества,- писал священник Александр Мень в книге «Истоки религии»,- свидетельствует о том, что Бог может быть близок душе самым глубинным, интимнейшим образом. Следовательно, не существует пропасти между ним и нами. Разве не ощущается в минуты внутреннего озарения Его незримое присутствие во всей природе: в дыхании лесов, в распускающемся цветке, в таинственной жизни земли и неба?..

И Ты открылся мне: Ты - мир,

Ты - все. Ты - небо и вода,

Ты - мысль поэта, Ты - звезда...

А. Мень

Однажды А. Мень сказал кому-то в березовой роще: «Люблю молиться в лесу». Значит, ощущал мир как храм. Это не противоречит христианской духовности. Это близко пастернаковскому:

Как будто внутренность собора -

Простор земли, и чрез окно

Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник Вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья, отстою!

Идет показ слайдов с видами природы, звучат в записи голоса птиц.

У выдающегося церковного писателя начала X века Иоанна Экзарха Болгарского в книге «Шестодневы» есть такие слова: «Когда слышим, как певчие птицы поют всякими голосами прекрасные песни, соловьиные трели, голоса дроздов и соек, иволг и дятлов, кузнечиков и цикад, ласточек и жаворонков, и иных птиц, а они бесчисленны,- тогда мы, умиляясь, славим Творца».

У каждого человека свое устремление к Господу Богу, свои просьбы, свои раскаяния, свои благодарения. Сколько человек, столько и молитв. Но молитвой благодарения - «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь»,- как правило, начинается и завершается любая христианская молитва. Славя Творца, человек славит и его творение - природу, и природа в едином радостном порыве поет вечную песнь -Гимн Жизни!

Дивным узором цветы расцвели,

Господи, Слава Тебе!

Благоухает дыханье земли,

Господи, Слава Тебе!

Неугасимые зори горят,

Господи, Слава Тебе!

Коростели за рекою кричат,

Господи, Слава Тебе!

Птицы поют в тайниках своих гнезд,

Господи, Слава Тебе!

Вечность сияет в сиянии звезд,

Господи, Слава Тебе!

(А. Солодовников. Христос Воскресе)

2-й ВЕДУЩИЙ. Каждая христианская молитва имеет несколько назначений: обращение человека к Богу, преображение природы человека, соборное единение человека с человеком в Духе.

Наставление митрополита Сурожского Антония (А.Б. Блума):

«...Мы должны открыть ту настоящую личность, которой мы являемся, личность тайную, чтобы прийти к основе личности и к той единственной вечной реальности, которая уже в нас есть».

Сколько тревоги и суеты в каждом человеке! И порой кажется, что одна только молитва способна умиротворить и умудрить нас.

Звучит духовная музыка.

1-й ВЕДУЩИЙ. Сам собой возникает естественный вопрос: «Как научиться молитве? Как, через чистую умную молитву человек может постигнуть великие тайны духа?» Вот какие наставления оставил молящимся святой Симеон Новый Богослов: «Сядь безмолвно в месте уединенном... Отвлеки свой ум от всякой временной и суетной вещи... Склонись к груди головою своею и таким образом стой вниманием внутри себя самого (ни в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое... Если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость».

Подобные же наставления мы найдем и в Евангелии от Матфея (гл. VI, ст. 6-8): «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец наш, в чем вы имеете нужду, прежде нашего прошения у Него».

2-й ВЕДУЩИЙ. Тихой радостью, сопровождающей молитву, душевным покоем наполнены строки стихотворения Сергея Есенина:

Задымился вечер, дремлет кот на брусе.

Кто-то помолился: «Господи Исусе».

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети,

Где-то мышь скребется в затворенной клети...

У лесной поляны - в свяслах копны хлеба,

Ели, словно копья, уперлися в небо.

Закадили дымом под росою рощи...

В сердце почивают тишина и мощи.

1-й ВЕДУЩИЙ. Не надо думать, что молитва - простая формулировка соответствующих пожеланий и просьб к Богу. Часто она характеризуется не только поэтичностью слога, но прежде всего несомненной философской глубиной мысли, что и оказывает большое психологическое воздействие.

Послушайте напутствие поэта XIX века Владимира Бенедиктова «К новому поколению», которое для молодежи того времени стало как бы сводом нравственных правил жизни.

Молитесь! - Ваша жизнь да будет

с мраком битва!

Пусть будет истины светильником она!

Слышней молитесь! Жизнь -

единая молитва,

Которая слышна.

Молитесь же - с борьбой

с гасильниками света,

Борьбой с невежеством и с каждым

злом земным!

Пред вами - добрый царь:

хвала и многи лета!

Молитесь вместе с ним!

Служите Господу -

не аскетизма скукой.

Не фарисейства тьмой,

не бабьим ханжеством,

Но - делом жизненным,

искусством и наукой,

И правды торжеством!

2-й ВЕДУЩИЙ. Возможна ли в наши дни религиозная поэзия? Вопроса этого современная критика почти не касалась. Вопрос о сегодняшней религиозной поэзии «завязан» на проблеме современного религиозного сознания.

В критические минуты жизни у современного человека возникает потребность в молитве. А молитва не может быть обращена к некой холодной философской абстракции - ее направленность к Живому Личному Богу. Отказываясь от «образа Бога», современное религиозное сознание видит его не в храме, а за стенами храма, в глубине жизни. Сознание это мистично и потому нуждается в необычном языке, отличном от того языка, на котором

изъясняется рядовой верующий человек. И таким языком чаще всего оказывается язык поэзии.

1-й ВЕДУЩИЙ. Пожалуй, первым из русских поэтов XX века, сумевших выразить этот «прорыв» в поэзии, был Борис Пастернак. Имеются в виду написанные в 40-е - начале 50-х годов «Стихотворения Юрия Живаго», «Магдалина», «Рождественская звезда». Христос для Пастернака - это Бог, отказавшийся от своей Божественности, подверженный таким же переживаниям и сомнениям, что и обычный человек.

Вторит ему и нобелевский лауреат Иосиф Бродский в стихотворениях «Рождественская звезда», «Разговор с Небожителем», в поэме «Исаак и Авраам». Поэт никого не упрекает, не жалуется на судьбу, более того - он благодарен Небожителю за испытания, поскольку боль входит в мировой порядок и человек должен ее перенести, если она не чрезмерна:

Не возоплю: «Почто меня оставил?!»

Не превращу себя в благую весть!

Поскольку боль - не нарушенье правил.

Страданье есть способность тел

И человек есть испытатель боли.

Но то ли свой ему неведом,

то ль ее предел.

2-й ВЕДУЩИЙ. Традиция писания религиозных стихов духовными лицами в русской поэзии не нова. Не углубляясь в далекое прошлое, назовем некоторые имена таких поэтов нашего века: это отец Иоанн Шаховский, отец Варсонофий (Павел Иванович Плиханков), издавший свои стихи под псевдонимом Странник, Мать Мария (Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева), отец Роман (Александр Иванович Матюшин).

Восприятие их стихов требует определенного уровня культуры, обязательного знакомства с Законом Божьим, т. к. многие сюжеты произведений целиком заимствованы из апокрифов, книг Ветхого и Нового Завета. К тому же поэт, возвращающий слову древнее, первоначальное значение, широко использует в стихах церковно- славянские обороты, порою включает в сои произведения отрывки из псалмов, молитв и т.п.

Блажен, кто крест здесь понесет в терпенья:

Он обновится весь и сердцем, и умом;

Его все думы будут об одном -

Стяжать за гробом вечное спасенье.

И всей душой возлюбит он Христа,

И радостью исполнятся его и сердце, и уста,.

И он постигнет, полный изумленья,

Что есть иные, высшие стремленья,

Иная есть любовь, иная красота;

Что жизнь духовная есть область идеала,

И бытия иного - вечного - начало,

Есть первый его звук, начальная черта...

2-й ВЕДУЩИЙ. Эти строки принадлежат подвижнику знаменитой Свято-Введенской Оптиной пустыни отцу Варсонофию.

1-й ВЕДУЩИЙ. «Путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет...» - говорила поэтесса монахиня Мария, автор двух дореволюционных поэтических сборников - «Скифские черепки» и «Руфь». Религиозная символика встречается уже в ранних ее произведениях. Она выполняет здесь такую же художественную функцию, что и в стихах других поэтов-современников, то есть оттеняет и углубляет поэтическую мысль автора, не имея самодовлеющего религиозного содержания. В одном из стихотворений Мать Мария так изложила свое жизненное кредо.

Пусть отдам мою душу я каждому,

Тот, кто голоден, пусть будет есть,

Наг - одет, и напьется пусть жаждущий,

Пусть услышит неслышащий весть.

От небесного грома до шепота,

Учит все - до копейки отдай.

Грузом тяжким священного опыта

Переполнен мой дух через край.

И забыла я, есть ли средь множества

То, что всем именуется «я».

Только крылья, любовь и убожество,

И биение всебытия.

2-й ВЕДУЩИЙ. Русская духовная поэзия, как правило, поучительна. Не является исключением в этом смысле и творчество отца Романа (А.И. Матюшина). Основные сюжеты духовных песнопений автора - грех, покаяние, Голгофа, Страшный Суд, тема России. Стихи его близки по духу и стилю к разделу духовной поэзии, именуемой «русскими духовными стихами».

Предваряет стихи о. Романа его проникновенное обращение к читателю: «Мир сердцу твоему, мой дорогой читатель! Прочти эти стихи, уединись, побудь с самим собой. И да успокоится душа твоя, которая дороже всего мира. И если Господь коснется тебя, помолись обо мне, чтобы призывающему к покаянию не умереть без покаяния. Да не будет сего и с тобою».

Без Бога нация - толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней,- жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

Затосковали деревья бесправные,

В ризах растерзанных гибели ждут.

Лишь золотые Кресты Православные,

Радость моя, нас в бессмертье зовут.

Радость моя, это суетность грешная

Даже на паперть швыряет листы,

Но возжелали покоя нездешнего

Белые Церкви, Святые Кресты,

Их не прельщают купюры фальшивые,

Не привлекает поток золотой.

Нужно ли Вам это золото лживое,

Вам, лобызающим вечный покой?!

Белые Церкви светлеются издали,

Благовествуя о мире ином,

Живы еще Проповедники Истины,

Радость моя, не скорби ни о чем.

(«Радость моя»)

1-й ВЕДУЩИЙ. Со стихами о. Романа перекликаются строки другого современного поэта - Юрия Калашникова из Перми:

Не плачь, мой Ангел, не грусти.

Я слишком долго жил без Веры

И досаждал Тебе без меры,

Презрев к спасению пути.

О, как лукавый ликовал,

Как весело блестели рожки,

Как похотливые ладошки

Он вожделенно потирал.

А Ты, униженный, скорбел

И за меня стократ молился,

Прощал, любил и не стыдился.

Ты душу мне спасти хотел.

И как заботливая мать,

Ее пытался направлять

Под сень духовного начала...

Свершилось! Очередь настала

Тебе, мой Ангел, ликовать!

Я воплотил Твою мечту,

Воспринял древний Символ Веры

Отверг вчерашние химеры

И душу посвятил Христу.

2-й ВЕДУЩИЙ. Говоря о современной духовной поэзии, нельзя не назвать имя Александра Солодовникова, ушедшего из жизни в 1974 г.


Смотреть на мир - как это много!

Какая радость без конца!

Смотреть на мир и видеть Бога,

Непостижимого Отца.

По вере жить - как это много!

Не уклоняясь от креста,

По вере жить и славить Бога,

За нас распятого Христа.

В молитве быть - как это много!

Встречать сердечную весну,

В молитве быть и слышать Бога -

Святого Духа тишину.

1-й ВЕДУЩИЙ. Из современных поэтов, пишущих духовные стихи, назовем имена Ольги Седаковой, Елены Шварц, Вениамина Блаженных, Елены Пудовкиной, Олега Охапкина, Бориса Лихтенфельда, Андрея Лукашина, Надежды Мирошниченко. Многие из них люди верующие, православные. Вера для них прежде всего - это осмысление жизни как бы перед лицом Бога, ощущение смысла, скрытого в мире, смысла, который не нужно разгадывать, переводить на сухой, рациональный язык, а нужно просто чувствовать его присутствие.

2-й ВЕДУЩИЙ. Современным поэтам свойственно обращение к такому забытому ныне жанру, как переложение псалмов. Жанр этот - ровесник русской поэзии. Он начинается с «Псалтыри рифмованной» Симеона Полоцкого (церковный деятель и писатель XVII в.) и исчезает где-то в середине XIX в. Переводом псалмов в свое время занимались Михаил Ломоносов и Гаврила Державин.

Поэтов привлекает в псалмах не только их высокие поэтические достоинства, но прежде всего выраженное с исключительной силой личное, духовно напряженное отношение человека к Богу. Они не следуют тексту псалмов буквально, а берут у ветхозаветного псалмопевца то, что близко нашему времени и им самим.

«Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый», - сказано в 11 -м псалме. А вот как «поворачивает» эту тему поэтесса Елена Пудовкина:

Не знаю когда, но я знаю, Господь истребит Позорящих слово, владеющих страшной наукой Слова сопрягать, чтобы нищие души ловить Приманкою звука.

1-й ВЕДУЩИЙ. Обращение к Душе, к Богу неистребимо в человеке. Может быть, поэтому в конце XX века остается сильной религиозная христианская тенденция в поэзии, чуждая авангарду.

А всего и было, что душа.

Господи! Какая это малость!

Ни плоха была, ни хороша,

А почти Вселенною казалась!

А всего и было, что любовь.

Господи! лишь одного прошу я:

Подари мне эту муку вновь

И не отбери, пока дышу я.

Н. Мирошниченко ;

2-й ВЕДУЩИЙ. Вот и подходит к концу наша встреча. Сегодня мы лишь прикоснулись к разговору о тайной жизни человеческой Души. Тема эта выходит за рамки одного вечера. Она бесконечна, как и сама жизнь..

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Перед этой

Желтой, захолустной

Стороной березовой

Перед жнивой

Пасмурною и грустной

В дни осенних

Горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед этим

Стадом у моста,

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

Останется чиста

До конца,

До смертного креста!

(Н. Рубцов. До конца)

1 –й ДУЩИЙ. Пусть будет тело ваше в движении, ум в покое, а душа прозрачна и светла, как горное озеро!

2-й ВЕДУЩИЙ. Лишь тогда молитва сможет проникнуть в сердце и возжечь в нем огонь Веры, Надежды и Любви!

ВМЕСТЕ. Всего вам доброго, друзья!


НЕ УБИЙ!

Песня- заповедь!

СтихиЛ. Завальнюка МузыкаЮ. Саульского

1.Толь гудит осенняя река,

Не убий, не убий, не убий!

Мать-земля проплакала глаза.

Вся планета, как одна слеза:

Не убий, не убий, не убий!


Припев:

Если совесть в тебе жива еще, не убий!

Тайным умыслом сотоварища не убий!

Ранней мудростью свою молодость не убий!

Свою душу прощеньем подлостей не убий!

Все, что жизнью тебе доверено, не убий!

Ни травинки малой, ни дерева не убий!

Правды пращуров, дела отчего не убий!

Человека в себе и зодчего не убий!

2.Век двадцатый, что там впереди!

Не сгуби надежду, пощади...

Не убий, не убий, не убий!

Боль живая сердце обожгла.

Это память бьет в колокола:

Не убий, не убий, не убий!

Припев.

3.Стань на вольной планете на ноги,

Свою жизнь, как дитя, возьми на руки

Выше бога стань небожителя,

Больше бога стань вседержителя,

Возгордись, величав и вечен,

Мрак вселенский плечом раздвинь.

И всесильный дух человеческий

Да пребудет с тобой. Аминь! Не убий!..


1. Дай Бог слепым глаза вернуть И спины выпрямить горбатым. Дай бог быть Богом хоть чуть-чуть, Но быть нельзя чуть-чуть распятым. Дай Бог не вляпаться во власть И не геройствовать подложно, И быть богатым, но не красть, Конечно, если так возможно. 2. Дай бог быть тертым калачом, Не сожранным ничьею шайкой, Ни жертвой быть, ни палачом, Ни барином, ни попрошайкой. Дай Бог поменьше рваных ран, Когда идет большая драка. Дай Бог побольше разных стран, Не потеряв своей, однако. Дай Бог, чтобы твоя страна Тебя не пнула сапожищем. Дай Бог, чтобы твоя жена Тебя любила даже нищим. 3. Дай Бог замкнуть лжецам уста, Глас Божий слыша в детском крике. Дай Бог нести живьем Христа – Пусть не в мужском, так в женском лике. Не крест - бескрестье мы несем, А как сгибаемся убого! Чтоб не развериться во всем - Дай Бог ну хоть немного Бога. Дай Бог всего, всего, всего, И сразу всем, чтоб не обидно. Дай Бог всего, но лишь потом, За что потом не будет стыдно. Дай Бог! Дай Бог! Дай Бог! Дай Бог

Русские писатели с духовной точки зрения были обычными людьми, но религиозное чувство было развито почти у всех из них, и, не дорастая до высокого безмолвия и аскетики, выражалось в искренних словах поэзии…

Русская поэзия долго была представительницей русской религиозной философии и русского пророческого дара. Она выговаривала своим вдохновенным языком то, что у других народов давно уже стало достоянием прозы и публицистики.

И. А. Ильин

Русская религиозная поэзия – это целый мир, в котором выражаются наиболее сокровенные человеческие чувства поэта. Именно в религиозных стихах поэт до самых глубин открывает свою душу, открывает свои переживания о «горнем мире» и Откровении. Молитва тоже поэтична, содержит в себе элементы поэзии. Опыт православных подвижников, как правило, самими же подвижниками не облекался в слова, а передавался из уст в уста – и лишь немногие духовные писатели, достигшие на земле святости, дерзали открыть постороннему взгляду мир своего опыта и глубоких духовных переживаний. Так рождалась святоотеческая литература и церковная гимнография. Но это – высота духа, удел святых, и, человек, душой обращаясь к церковной гимнографии, постепенно теряет потребность в лирических излияниях, церковная молитва вытесняет в нем страстные и ненужные чувства.

Русские писатели, даже великие гении литературы, с духовной точки зрения были обычными людьми, и переживания, которые ими владели, были душевными, а не духовными. Но религиозное чувство было развито почти у всех из них, и, не дорастая до высокого безмолвия и аскетики, выражалось в искренних словах поэзии.

Сайт Сретенской семинарии публикуют избранные религиозные стихотворения русских поэтов, желая познакомить читателя с молитвенным настроем и внутренним миром русских поэтов и поэтесс. Читая их, будем помнить, что стихотворение о молитве – еще не сама молитва, но ее предвосхищение – отражение настроения, в котором человек готов обратиться к своему Создателю. Такая поэзия, как камертон, может настраивать душу на молитвенный лад. Этим русская религиозная поэзия особенно ценна для нас, людей новейшего времени, в духовном отношении немощных и несовершенных.

Валерий Брюсов

Библия
О Книга Книг! Кто не изведал
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал
Свой утомленный дух тебе.
В чреде видений неизменных,
Как совершенна и чиста –
Твоих страниц проникновенных
Младенческая простота.
Резец, и карандаш, и кисти,
И струны, и певучий стих –
Еще светлей, еще лучистей
Творят ряд образов твоих
Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник
Все, все учились у тебя.
И сколько гениальных мыслей
С тобой неведомо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.
Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь – алтарь пред человеком
О Библия! О Книга Книг!
Ты правда тайны сокровенной,
Ты – откровенье, ты – завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет.

Фёдор Тютчев

Вещая душа
О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.
Ты как жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный
Как откровения духов.
Пускай страдальческую грудь
Тревожат страсти роковые.
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

В дни поста
Во дни поста, дни покаянья,
Рой грешных помыслов оставь;
Страшися, грешник, воздаянья;
Свой ум ко Господу направь.
Приди во храм не с гордым оком,
Как фарисей не лицемерь;
В уничижении глубоком
Стучись в помилованья дверь.
Как древний мытарь со смиреньем –
Поникнув головой склонись;
С чистосердечным сокрушеньем
«Помилуй, Господи!» – молись...
Проливши слёзы умиленья,
Да будет от греха чиста
Твоя душа, – чужда сомненья,
Принять достойная Христа.

Василий Жуковский

Утешение
Слезы свои осуши, проясни омраченное сердце,
К небу глаза подыми: Там Утешитель, Отец!
Там он твою сокрушенную жизнь, твой вдох и молитву
Слышит и видит. Смирися, веруя в благость Его.
Если же силу души потеряешь в страданье и ужасе,
К небу глаза подыми: силу он новую даст.

Сергей Соловьев


Сестре
В рассветный час пошли мы двое,
Росу стряхая с сонных трав,
Неся из смирны и алоя
Благоухающий состав.
Мы шли, не думая о чуде,
В холодном, розовом луче.
Ты миро в глиняном сосуде,
Склонясь, держала на плече.
И так нам страшно вспомнить было
Его позор и смерть и боль…
Как раны знойные омыла
Твоих волос ночная смоль.
Как из его ладоней гвозди
Ты, тихо плача, извлекла,
Смотря на кровь, что, как из гроздей,
Густыми каплями текла.
Мария Мать и ты – вы обе -
Его приняли от солдат
И положили в новом гробе,
Возлив на тело аромат.
Смотри: минула ночь субботы,
И новый день сменяет мрак.
Сестра, скажи мне, отчего ты
Нежданно ускоряешь шаг?
Уж близок сад. Вот лилий чаши
Сверкнули из рассветной мглы.
Сестра, зачем одежды наши
Так неестественно белы?
Как ветви здесь нависли густо.
Давай сосуд. Пришли. Пора.
Вот и пещера. Где Он? Пусто!
Кто взял Его? О, кто, сестра?
Кем вход в пещеру отгорожен?
Что совершилося в ночи?
Пустой покров белеет, сложен,
В пещере – белые лучи.
Где труп? Где стража? Где ограда?
Все – только белые цветы.
Бегу навстречу! Нет… не надо.
Ты возлюбила – встретишь ты!

Александр Пушкин

«Отче наш»
Я слышал – в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
«Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!..»

Подготовил Артемий Бугров

Сценарий

вечера, посвященного духовной поэзии

«Живи, Россия Православная»

Ведущий: Добрый день, дорогие гости, уважаемые учителя и гимназисты.

Ведущая : Сегодня мы проводим вечер, посвященный духовной поэзии и музыке

«Живи, Россия Православная».

Эпиграфом нашего вечера мы взяли строки поэта Евгения Санина:

До небес плывет

Песня плавная:

Оживает Русь

Православная!

Ведущий: И предлагаем начать наш разговор об известном и любимом миллионам русских людей православном поэте иеромонахе Романе (Александр Матюшин)

Ещё не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.

И всюду - Лик Распятого Христа,
И всюду - продолжение Голгофы.

(иеромонах Роман)

Ведущая: Иеромонах Роман родился в 1954 г., в семье сельской учительницы. Учился в университете на филологическом факультете, преподавал в школе.

Ведущий : Иеромонах Роман, автор духовных стихов и песен, член союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого православия. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом.

Ведущая: Сейчас для вас прозвучит стихотворение иеромонаха Романа «Блажен, кто Истину не продал…»

Блажен, кто Истину не продал,
Блажен, кто в Правде устоял.
Речь не о вас, певцы свободы,
(И не о нас, душе моя).

А ты, поэт? О чём вещаешь,
Держа плакатный материал?
К какой свободе призываешь,

Свою свободу потеряв?

Бесстрастие - удел немногих,
Познай, зовущий в никуда:
Свобода истинная в Боге,
Она - Христом и для Христа!

Поэт - кто, суету отбросив,
Перечеркнёт плотское «Я».
Поэт - всегда хоругвеносец
На крестном ходе бытия.

С тех пор, как Бога позабыли,
Народы шествуют во лжи.
И люди Истину разбили
На много правд - своих, чужих.

И мыслят страстные поэты,
Хотят друг друга побороть.
Но Истина не будет чьей-то:
Она для всех, Она - Господь.

И если Бог святую лиру
В перста избранные вложил,
Не оскверни служеньем миру,
Ему, Единому, служи.

Ведущий : Уже ранние Стихи Александра отличаются поэтической грамотностью. Призвание к монашеству он ощутил ещё в юности. В 1983 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре , потом служил на приходах Псковщины, в Киево-Печерской лавре после её открытия. В рукоположен в иеромонахи (мать его, Зоя Николаевна, также приняла монашеский постриг под именем Зосимы).

Ведущий: В 2003 г. иеромонах Роман затворился от мира, дал обет молчания. Сейчас он живет в скиту, общается с внешним миром только посредством записок, он тяжело болен и никого не принимает.
Но его стихи продолжают свою жизнь в этом мире. Дай Бог ему здоровья!

Ведущая: Сейчас прозвучит стихотворение Иеромонаха Романа «Радость моя, наступает пора покаянная …»

Радость моя, наступает пора покаянная,
Радость моя, запожарилась осень вокруг.
Нет ничего на земле постоянного,
Радость моя, мой единственный друг.

Радость моя, эта суетность грешная
Даже на паперть швыряет листы.
Но возжелали покоя нездешнего
Белые Церкви, Святые Кресты.

Белые церкви плывут в бесконечности,
О, кладенцы неземной чистоты!
Непокоренные граждане вечности,
Белые церкви, Святые Кресты.

Ведущая: Предлагаем послушать ещё одно замечательное стихотворение «Талант без Бога - у себя в плену»

Талант без Бога - у себя в плену.
Он, словно цепи на груди острожной.
С ним хорошо нырять, идти ко дну,
Ну а взлететь - взлететь, увы, не можно.

И, все-таки, однажды он поймет,
Что только в Небе смысл и откровенье,
И что свободу принесет полет,
А чистота Лазури - очищенье.

Ведущая: Песни на стихи иеромонаха Романа исполняются Олегом Погудиным , Сергеем Безруковым , Максимом Трошиным , Еленой Ваенгой, Жанной Бичевской . Позже мы предложим вам песни на стихи иеромонаха Романа в исполнении Жанны Бичевской.

Ведущий: Следующая страничка нашего вечера посвящена творчеству монаха Варнавы

(поэта Евгения Санина) ,

Монах Варнава - российский писатель, поэт, драматург, автор более 100 книг и брошюр, в том числе исторических повестей и романов, рассказов для детей и поэтических сборников, а также автор текстов около ста песен.

Взирая на жизненную панораму,
Я прихожу к такому итогу:
Что за дорога,
Если она не ведет к храму?

Что за слово,
Если оно не ведет к Богу?

Монах Варнава

Ведущая : Родился 10 июля 1954 года. Детство и юность прошли в Буденновске Ставропольского края. В 1975 г. окончил факультет журналистики Львовского военно-политического училища. По профессии - военный журналист. По увольнении из армии работал в областных газетах Вологодской, Волгоградской, Тульской и Московской областей, затем перешёл на писательскую работу. 10 октября 2009 года принял монашеский постриг в малую схиму с именем Варнава, в честь преподобного старца Варнавы Гефсиманского Чудотворца.

3. http://www.portal-slovo. ru

http :// www . esanin . ru (сайт монаха Варнавы)

Материал подготовила

Печенежская Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы,

Православная гимназия, г. Ноябрьск.

Поделиться: