Минные заградители и тральщики. Черноморские «Фугасы

Специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения . Являются основной составляющей минно-тральных сил.

  • контактные - представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
  • акустические - предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
  • электромагнитные (соленоидные) - аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.

Впервые тральщики применены российским флотом в Порт-Артуре в 1904 году .

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления : не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолетов-тральщиков (22÷24 машины).

В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52 . В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тральщик" в других словарях:

    См. траулер Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. тральщик сущ. траулер Сло … Словарь синонимов

    - (Mine sweeper) военный корабль, предназначенный для обнаружения и уничтожения мин тралами и имеющий для этого специальное оборудование. Существуют следующие типы Т.: 1) быстроходные Т., предназначенные для следования совместно с флотом или его… … Морской словарь

    Боевой корабль для обнаружения и уничтожения морских мин с помощью тралов и для проводки через минные заграждения кораблей (судов) вслед за тралами. Тральщики бывают морские, речные и др … Большой Энциклопедический словарь

    ТРАЛЬЩИК, тральщика, муж. 1. Небольшое рыболовное судно, снабженное тралами (спец.). 2. Военное судно, снабженное тралами для вылавливания подводных мин (воен. мор.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ТРАЛЬЩИК, а, муж. Военное судно для траления (ранее также то же, что траулер). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    тральщик - боевой корабль, предназначенный для поиска, обнаружения, уничтожения морских мин и проводки кораблей за тралами через минные заграждения. Различают эскадренные, базовые, рейдовые, речные тральщики. Водоизмещение 100 1300 т, оснащены минными… … Морской биографический словарь

    ТРАЛЬЩИК - боевой корабль, предназначенный для поиска, обнаружения, уничтожения морских мин и проводки кораблей (судов) за тралами (см. (2)) через минные заграждения. Различают Т.: морские, базовые, рейдовые, речные; оснащаются они корабельными тралами,… … Большая политехническая энциклопедия

    А; м. 1. Рыболовное судно, снабжённое тралами (1 зн.); = траулер. 2. Военное судно, вылавливающее подводные мины тралами (3 зн.) и уничтожающее их. 3. Военный минёр на таком судне. * * * тральщик боевой корабль для обнаружения и уничтожения… … Энциклопедический словарь

    - (см. трал) 1) военный корабль, предназначенный для обнаружения и уничтожения мин; 2) то же, что траулер. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. тральщик [англ. trawler] – 1) военное судно небольших размеров и с небольшой осадкой,… … Словарь иностранных слов русского языка

    I м. 1. Рыболовное судно, снабженное тралами [трал 1.]. 2. Судно, предназначенное для обнаружения и уничтожения мин тралами [трал 2.]. II м. 1. Тот, кто руководит ловом рыбы при помощи трала [трал 1.]; тралмейстер. 2. Тот, кто ведёт работу по… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Вечный» Ли-2 – дальний бомбардировщик, военно-транспортный и десантный самолет , Маслов, Михаил Александрович. На этом легендарном самолете 9 мая 1945 года были доставлены в Москву Знамя Победы и Акт о капитуляции Германии. Этот авиа-шедевр, выпускавшийся в СССР по американскойлицензии и прозванный…

Тральщики «Клюз» (ТЩ №54/ТЩ №56) и «Ударник» (ТЩ №53/ТЩ №57) были построены на Путиловском заводе г. Петрограда и приняты в строй в 1917 г. В 1937 г. корабли были перевооружены. «Клюз» погиб в 1941 г., а «Ударник» — в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 190 т., полное – 210 т.; длина – 43,7 м, ширина – 6,1 м; осадка – 2,5 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – 2 паровых машины и 2 паровых котла; мощность – 350 л.с.; запас топлива – 18 т. нефти; дальность плавания – 1,1 тыс. миль; экипаж – 37 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 47-мм зенитное орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 36 мин.

Тральщики «Патрон» и «Пламя» были построены на британской верфи «Smiths Dock» по заказу России и приняты в строй в 1914 г. «Патрон» погиб в 1941г, а «Пламя» разоружен в 1947 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 500 т., полное – 613т.; длина – 44,4 м, ширина – 7,5 м; осадка – 4, м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 600 л.с.; запас топлива – 100 т. угля; ;дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 37-мм зенитное орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 45 мин.

Серия тральщиков проекта №3 состояла из 8 единиц («Заряд», «Буй», «Патрон», «Фугас», «Трал», «Минреп», «Груз», «Щит»), построенная на заводах №190 и №201 и принятая в строй в 1936-1938 гг. Тральщики «Трал» и «Щит» были списаны в 1955 и 1956 г. Остальные корабли погибли в 1941-1943 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 428 т., полное – 445 т.; длина – 62 м, ширина – 7,2 м; осадка – 2 м; скорость – 18,5 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,9 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; ;дальность плавания – 2,9 тыс. миль; экипаж – 42 человека. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 20 глубинных бомб; 31 мина.

Серия тральщиков проекта №53 состояла из 10 единиц (Стрела», «Трос», «Подсекатель», «Проводник», «Веха», «Чека», «Взрыватель», «Искатель», «Мина», «Защитник») построенная на заводах №190 и №201 и принятая в строй в 1938 г. Тральщики «Взрыватель» и «Защитник» погибли в 1942 и 1943 г. Остальные корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 410 т., полное – 503 т.; длина – 62 м, ширина – 7,2 м; осадка – 2,3 м; скорость – 17,8 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,5 тыс. л.с.; запас топлива – 60 т. соляра; ;дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 70 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм и 1х20-мм зенитное орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 20 глубинных бомб; 28 мин.

Тральщик «Т-205» (Гафель)

Серия тральщиков проекта №53-У состояла из 15 единиц («Гафель», «Верп», «Шпиль», «Шкив», «Кнехт», «Гак», «Рым», «Штаг», «Крамол», «Бугель», «T-215», «T-216», «Контр-адмирал Юрковский», «T-218», «Контр-адмирал Хорошхин») построенная на заводах №363 и №370 и принятая в строй в 1939-1944 гг. Тральщики «Верп», «Шкив», «Кнехт», «Штаг», «Крамол», «Бугель» и «T-216» погибли в 1941 г. Остальные корабли были списаны в 1955-1961 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 417 т., полное – 480 т.; длина – 62 м, ширина – 7,4 м; осадка – 2,2 м; скорость – 18,2 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,9 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; ;дальность плавания – 2,8 тыс. миль; экипаж – 70 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм и 1х20-мм зенитное орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 31 мин.

Серия тральщиков проекта №58 состояла из 7 единиц («Параван», «Капсюль», «Якорь», «Гарпун», «Взрыв», «T-412», «T-413») построенная на верфях №201 и принятая в строй в 1938-1941 гг. Тральщики «Взрыв» и «T-413» погибли в период войны. Остальные корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 406 т., полное – 459 т.; длина – 62 м, ширина – 7,4 м; осадка – 2,2 м; скорость – 18,5 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,8 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; дальность плавания – 3,3 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 28 мин; 20 глубинных бомб.

Из серии морских тральщиков проекта №59 в период войны было построено два корабля «Владимир Полухин» и «Василий Громов», введенные в строй в 1942 и 1943 гг. Корабли были построены на заводах №363 и №370. Списаны в 1956-1957 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 690 т., полное – 879 т.; длина – 79 м, ширина – 8,1 м; осадка – 2,5 м; скорость – 22,4 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 8 тыс. л.с.; запас топлива – 190 т. нефти; дальность плавания – 2 тыс. миль; экипаж – 125 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм орудие; 3х1 – 37-мм и 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета; бомбосбрасыватель; 20 мин; 20 глубинных бомб.

В состав первой серии «М-1» тральщиков проекта № 253-Л входило 34 единицы («Т-351» — «Т-364», «Т-370» – «Т-389») построенные на Ленинградских заводах №189, №190, №370 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 6 кораблей погибло, остальные были списаны в 1953-1957 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 113 т., полное – 127 т.; длина – 38 м, ширина – 5,7 м; осадка – 1,4 м; скорость – 14 узл.; энергетические установки – 3 дизельных двигателя; мощность – 690 л.с.; запас топлива – 10 т. соляра; дальность плавания – 2,5 тыс. миль; экипаж – 21 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 12 мин.

В состав первой серии «М-2» тральщиков проекта № 253-Л входило 58 единицы, построенные на Ленинградских заводах №189, №190, №370 и принятых в строй в 1945 г. Корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 128 т., полное – 143 т.; длина – 38 м, ширина – 5,7 м; осадка – 1,4 м; скорость – 12,5 узл.; энергетические установки – 3 дизельных двигателя; мощность – 480 л.с.; запас топлива – 12 т. соляра; дальность плавания – 3,1 тыс. миль; экипаж – 21 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 12 мин.

Серия тральщиков типа «РТ» состояла из 28 близких по ТТХ и архитектуре кораблей переоборудованных из рыболовных траулеров. Корабли были построены в 1928-1939 гг. и мобилизованы в состав Северного или Балтийского флота в 1941 г. В период войны 7 кораблей погибло, остальные после войны были разоружены. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1 – 1,5 тыс. т.; длина – 48 — 57 м, ширина – 9 м; осадка – 4,5 – 5 м; скорость – 9 — 12 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой двигатель; мощность – 650 – 700 л.с.; дальность плавания – 4 – 6 тыс. миль; экипаж – 43 – 54 человека. Вооружение: 2х1 – 76–мм или 2х1 – 45-мм орудия и 1х1- 37-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата или 2-3х1 –7,62-мм пулемета; 2 бомбомета.

Серия рыболовных траулеров треста «Главдальвостокрыбпром» состоявшая из 6 судов («Пластун», «Ара», «Гагара», «Баклан», «Сокол», «Терек»), построенных в 1929 – 1933 гг. была мобилизована в 1933-1938 гг. и в 1935-1939 гг. перестроена в тральщики с обозначением №11 — №17. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1.1 – 1,3 тыс. т.; длина – 50 — 54 м, ширина – 8 — 9 м; осадка – 4 – 5 м; скорость – 8,5 — 10 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 650 — 770 л.с.; дальность плавания –2 — 3,8 тыс. миль; экипаж – 50 — 60 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 76-мм орудие и/или 2х1- 45-мм орудия; 3-5х1 – 7,62-мм пулемета; 40-70 мин.

Серия тральщиков типа «Советская Россия» состояла из 13 единиц бывших грузовых шаланд и грузовых шхун: «Советская Россия», «Кизилташ», «Хаджибей», «Конка», «Сиваш», «Валерий Чкалов», «Хоста», «Белобережье», «Сары-Камыши», «Егурча», «Маныч». Они были построены в 1880 –1922 гг. и мобилизованы в 1941 г. В период войны погибло 5 кораблей, остальные были разоружены в 1944 — 1946 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 0,3 – 1,4 т.; длина – 43 – 74 м, ширина – 8 – 10 м; осадка – 2,4 — 3,8 м; скорость – 6 — 8 узл.; энергетические установки – 1-2 паровых машины; мощность – 230 – 700 л.с.; дальность плавания 0.5 – 1,7 тыс. миль; экипаж – 40 — 44 человека. Вооружение: 3-4х1 – 45-мм орудия; 1х2 — 20-мм зенитных автомата; 2х1 – 12,7–мм пулемета; 50 мин.

Корабль был построен в 1916-1925 г. в качестве посыльного судна. В 1927 г. перестроен в тральщик. В 1929 и 1933 гг. прошел капитальный ремонт. Погиб корабль в 1943 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 400 т.; длина – 40,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 2,9 м; скорость – 7 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 300 л.с.; дальность плавания 300 миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1х1 — 45-мм орудие; 6 мин.

Каботажный пароход был построен в 1898 г. В 1924 г. переоборудован в тральщик. Прошел капитальный ремонт в 1925 и 1930 — 1932 гг. В 1944 г. переклассифицирован в самоходную плавбазу, а в 1945 г. — в опытовое судно. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 500 т.; длина – 46,2 м, ширина – 6,5 м; осадка – 4 м; скорость – 8 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 400 л.с.; дальность плавания — 550 миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 2х1 — 45-мм орудия; 6 мин.

Серия тральщиков типа «Пионер» состояла из 8 переоборудованных грузовых теплоходов Азовского пароходства: «Пионер», «Земляк», «Батрак (Работница/Тракторист), «Работник», «Местком», «Делегат», «Райкомвод», «Судком». Корабли были построены в 1929 – 1930 гг. и мобилизованы в 1941 г. В период войны 3 корабля погибло, остальные были разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 — т.; длина – 74 м, ширина – 10 м; осадка – 3 м; скорость – 10 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 750 л.с.; дальность плавания 3.5 – 3,9 тыс. миль; экипаж – 50 человек. Вооружение: 2х1 — 76-мм и 1-2х1 – 45-мм орудия; 1х2 — 20-мм зенитный автомат; 2х1 – 7,62 –мм пулемета; 120 мин.

Серия тральщиков типа «Хенкин» состояла из 5 единиц бывших буксирных пароходов, мобилизованных в 1941 г. («Байкал», «Геленджик», «Каховка», «Очаковский канал», «Хенкин») построенных в 1890 – 1935 гг. Все они погибли в 1941-1943 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 200 — 345 т.; длина – 31 — 35 м, ширина – 6 — 6,7 м; осадка – 3,5 – 3,7 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – паровая машина; мощность – 350 – 450 л.с.; дальность плавания 1,0 — 1,5 тыс. миль. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 – 7,62–мм пулемета.

Тральщики «Норд» и «Ост» были построены, как пассажирские теплоходы в 1931-1932 гг. и были мобилизованы в 1941 г. Тральщик «Ост» погиб в 1943 г., а «Норд» разоружен в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 285 т.; длина – 37,6 м, ширина – 6,6 м; осадка – 2,9 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – дизельный двигатель; мощность – 375 л.с.; дальность плавания 1 тыс. миль. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 12,7–мм пулемета.

Серия тральщиков типа «Москва» состояла из 35 единиц («Аунус», «Балмашев», «Барометр», «Белуга», «Боевой», «Вал», «Волнорез», «Зарница», «Заряд», «Желябов», «Емельян Пугачев», «Инженер», «Краб», «Ляпидевский», «Лайне», «Москва», «Олонка», «Озерной», «Осетр», «Мороз», «Молотов», «Моряк №1», «Норек», «Петрозаводск», «Пярну», «Сиговец», «Сом», «Север», «Степан Разин», «Радуга», «Тосмар», «Тюлень», «Шуя») бывших буксирных пароходов, ледокольных буксиров, посыльных и гидрографических судов, близких по ТТХ и мобилизованных в 1941 г.

Корабли были построены в 1870 — 1938 гг. В период войны погибло 11 кораблей, остальные были разоружены в 1944 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 140 — 488 т.; длина – 22 — 47 м, ширина – 4,8 — 11 м; осадка – 1,6 — 4 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – 1-2 паровые машины и 2 паровых котла; мощность – 200 — 750 л.с.; дальность плавания 0,2 – 1,3 тыс. миль; экипаж – 30 — 38 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм или 1х1 – 75-мм орудия; 2х1 – 7,62–мм или 12,7-мм пулемета.

Серия тральщиков типа «Ижорец» состояла из 37 единиц («№35», «№37», «№41», «№42», «№43», «№44», «№45», «№46», «№47», «№48», «№59», «№63», «№65», «№80», «№81», «Т-81», «№82», «Т-82», «№83», «№84», «№85», «№86», «№87», «№88», «№89», «№93», «№94», «№103», «№104», «№121», «№124», «№125», «№126», «№127», «№128», «№129», «№175», «№176», «№179», «УК-4») бывших буксирных пароходов мобилизованных в 1941 г. Корабли были построены в 1935 — 1939 гг. В период войны погибло 16 кораблей, остальные были разоружены в 1944-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 140 -150 т.; длина – 23 – 35 м, ширина – 5,5 – 6 м; осадка – 2 – 2,3 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 200 — л.с.; запас топлива – 20 т. угля; дальность плавания 0,6 тыс. миль; экипаж – 30 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 – 7,62–мм пулемета; 6 глубинных бомб.

В 1941 г. 4 буксирных парохода Беломорско-Онежского пароходства («Дзержинский», «Менжинский», «Сергей Киров», «Орджоникидзе»), построенных в 1934 г. были переоборудованы в тральщики «№72, №73, №74 и №75 соответственно. Корабли №73 и №74 погибли в 1941 г, остальные разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 460 — 470 т.; длина – 38 м, ширина – 7,6 м; осадка – 2,3 – 2,6 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 450 л.с.; дальность плавания 0,6 — 1,3 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм; орудия 2х1 – 7,62–мм или 1х1 – 12,7-мм пулемета.

В 1942 г. 5 речных колесных буксирных пароходов Северного речного пароходства («Оборона», «Плеханов», «Лименда», «Нацфлот», «Могучий») было преобразовано в тральщики Беломорской флотилии под обозначением РТЩ №429, РТЩ №430, РТЩ №431, РТЩ №432 и РТЩ №433 соответственно. Корабли были построены в 1931 г. Тральщики разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 200 т.; длина – 38 м, ширина – 6 м; осадка – 0,8 м; скорость – 6 — 7 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 450 л.с.; дальность плавания — 0,6 тыс. миль; экипаж – 26 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 7,62–мм пулемета.

Серия тральщиков типа «Ленинград» состояла из 15 единиц бывших речных колесных буксирных пароходов: «Бабушкин», «Байдуков», «Беляков», «Данилин», «Журавлев», «Кузнецк», «Ленинград», «Мазурук», «Папанин», «Сталинград», «Фрунзе», «Харьков», «Черненко», «Чкалов», «Юмашев». Они были построены в 1932-1938 гг. и мобилизованы в 1935-1941 г. Корабли были разоружены в 1943 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 195 — 290 т.; длина – 47 — 49 м, ширина –13 — 15 м; осадка – 1 — 1,5 м; скорость – 7 — 8 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 200 — 300 л.с.; дальность плавания — 0,9 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм оружие; 2х1 – 7,62–мм пулемета, 40 — 50 мин.

Серия тральщиков типа «Босфор» состояла из 15 единиц бывших буксирных пароходов:. «Патрокл», «Т-18», «Т-19», «Диомид», «Т-22», «Т-23», «Т-24», «Беляков», «Чкалов», «Туча», «Гроза», «Полярник», «Ударник», «Щорс», «Чапаев». Они были построены в 1921-1938 гг. и мобилизованы в 1932-1941 г. Корабли были разоружены в 1994 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 180 — 480 т.; длина – 29 – 41 м, ширина – 5,4 — 7,6 м; осадка – 2,6 — 4,6 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 400 — 750 л.с.; дальность плавания — 0,4 – 2 тыс. миль; экипаж – 37 — 50 человек. Вооружение: 1х1 – 75-мм или 2х1 – 45-мм орудия; 4х1 – 7,62–мм зенитных пулемета; 6 мин.

8 июня 1855 года считается днем рож-дения нового оружия: в этот день впер-вые в истории подорвались на русских якорных минах заграждения, выставлен-ных на подходах к Кронштадту, английские пароходы «Файрфлай », «Вил-ту р», «Бульдог » и пароходо-фрегат «Марлин ». С тех пор мины стали гроз-ной боевой силой флота.

Их могут ставить крейсеры, сторожевики, но существуют и спе-циально для этого предназначенные минные заградители так называемые «минзаги». данного класса стали «Буг» и «Дунай», переобору-дованные в 1891 году из транспортов. Минзаги русского военно-морско-го флота сыграли большую роль в бое-вых действиях на море в русско-япон-скую, первую мировую и Великую Отечественную войны. Ими, в частности, были поставлены большие оборо-нительные заграждения у Порт-Артура, в устье Финского залива, вблизи Крон-штадта. В числе военных кораблей, первыми по-лучивших звание гвардейских, был минный заградитель «Ока» Краснозна-менного Балтийского флота, которым командовал замечательный моряк ка-питан 1 ранга Николай Иосифович Ме-щерский.

гвардейского минный заградитель «Марти»

минные заградители

В отличие от остальных боевых кораблей минные заградители принимают мины не только на палубу, но и во внутренние помеще-ния, так называемые магазины. Благодаря этому устройство минзаги могут взять на борт достаточно большое количество мин. По внешнему виду минные заградители мало чем отличаются от транспортов. Гвардей-ский заградитель «Ока» был, напри-мер, переоборудован из бывшей цар-ской .

минный заградитель «Припять»

На палубах минных заградителей проложены рельсы для размещения, крепления и передвижения мин, а в кормовой части корабля уста-новлены скаты - наклонное окончание рельсов для скатывания их в воду. Однако недостатком этих кораблей остается их слабое во-оружение - две-три универсальные пушки калибра 45 или 100 мм и крупнокалиберные пуле-меты.

тральщики



Россия является родиной не только минного оружия и заградителей , но и тральщиков . Тральщик, как правило, корабль мел-косидящий, небольшого водоизмещения. Он предназначен для обнаружения и уничтожения заграждений и банок.

Во время Великой Отечественной вой-ны этого класса подразделя-лись на быстроходные или эскадрен-ные, базовые и рейдовые.

Эскадрен-ные тральщики самые крупные корабли этого типа. На сегодняшний день это уже исторические корабли. Они обладали большим водоизмещением, хорошей мореходностью и относительно большой скоростью, со-провождали соединения кораблей и проводили их через минные поля. Сре-ди первых тральщиков специальной по-стройки были военные корабли типа «Взрыв».

эскадренный (морской) тральщик

Базовые тральщики имеют меньшее водоизмещение, небольшую скорость и несколько худшую мореходность. Их основная задача - противоминная обо-рона баз, контроль фарвате-ров, проводка отдельных судов и ко-раблей и т. д.

базовый тральщик

Рейдовые тральщики небольшие маневренные корабли, обеспечиваю-щие безопасное передвижение плаву-чих средств, судов и кораблей на рей-дах и в гаванях. Самыми малыми среди них были катерные тральщики , переоборудованные из разъездных и учебных катеров типа КМ, Р и Я.

рейдовый тральщик

Одним из первых гвардейских кораб-лей в Великую Отечественную войну стал быстроходный тральщик Т-205 «Гафель ». Многие офицеры, старши-ны и матросы с тральщиков за муже-ство и отвагу, проявленные при тра-лении мин, удостоены высоких прави-тельственных наград, а особо отличив-шимся присвоено звание Героя Совет-ского Союза. Среди них - командир дивизиона катерных тральщиков Ф. Е. Пахольчук, командир дивизиона базовых тральщиков Г. Я. Оводовский, командиры катерных тральщиков Г. М. Давиденко, И Я Ларин и дру-гие.

Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 Апальков Юрий Валентинович

Морские тральщики пр. 266 - 41 ед

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение, т:

Стандартное 519

Полное 560

Главные размерения, м:

Наибольшая (по KBJI) 52,1 (49,0)

Ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 9,4 (9,4)

Осадка средняя 2,65

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 56 (5)

Автономность по запасам провизии, сут 7

Главная энергетическая установка:

Тип дизельная

Количество х тип ДЦ - суммарная мощность, л. с 2 х М-503 - 5000

Количество х тип движителей 2 х ВРШ

Количество х тип - мощность

источников тока ЭЭС, кВт 2 х ДГ - по 200 + 1 ДГ - 100

Скорость хода, уз:

Наибольшая 16

Экономическая 12

Дальность плавания ходом 12 уз, мили: 1500

Вооружение:

Противоминное:

Количество х тип контактных тралов 1 х БКТ или ПСТ-1 или МТ-1Д

Количество х тип акустических тралов 1 х АТ-3

Количество х тип электромагнитных тралов 1 х ТЭМ-2

Аппаратура управления тралами «Микрон»

Шнуровые заряды ШЗ-1 или ШЗ-2 (длиной до 2200 м)

Противолодочное:

Количество кормовых бомбосбрасывателей 2

Количество стандартных тележек 6

Боезапас 36 ГБ БГБ

Количество мин 9

Артиллерийский комплекс:

Количество АУ х стволов (тип АУ) 2x2- 30-мм (АК-230)

Боезапас 4200 выстрелов

СУАО «Рысь» (МР-104)

Количество АУ х стволов (тип АУ) 2x2- 25-мм (2М-ЗМ)

Зенитный ракетный комплекс:

Наименование «Стрела-3»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1x2 (ПЗРК)

Боезапас 20 ЗР

Радиоэлектронное:

ГАС миноискания «Лань» (МГ-69)

ГАС ЗПС МГ-25

Навигационная РЛС «Нептун» или «Дон-М»*

Станция опознавания «Нихром»

Станция РТР «Бизань-4Б»

Станция постановки активных помех «Тюльпан»

* После модернизации.

Морской ТЩК пр. 266

Морской ТЩК пр. 266 (МТ-62). лето 1987 г.

Морской тральщик пр. 266 спроектирован ЦКБ-363 (Западным ПКБ) под руководством Н.П. Пегова. ТТЗ на разработку корабля было выдано в 1956 г. Эскизный проект разработали в 1957 г., а технический проект утвердили в 1957 г.

Корпус корабля с удлиненным полубаком и двойным дном на всем протяжении, делился водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. В целях снижения магнитного поля он был выполнен из маломагнитной стали* и имел размагничивающее устройство (как с общекорабельными обмотками, так и с местными, компенсирующие магнитные поля наиболее крупных механизмов и элементов оборудования) с системой автоматического регулирования тока и приставкой для компенсации вихревых токов, возникающих при качке. Для снижения акустического поля на корабле предусматривались звукоизоляция шумящего оборудования, вибродемфирующие покрытия фундаментов шумящих механизмов, звукоизолирующие вставки в трубо- и валопроводы, а также воздушное экранирование малошумных гребных винтов большого диаметра, которые имели относительно небольшую скорость вращения. Защита кораблей от не контактных мин с электрическими каналами замыкателей обеспечивалась, в основном, за счет нанесения диэлектрического покрытия на поверхности всех деталей, соприкасающихся с забортной водой, а также электрической изоляцией доннозабортной аппаратуры, валопровода, тральных механизмов и деталей тралов от корпуса корабля. По сравнению со своими предшественниками - ТЩК пр. 254 и пр. 264 - магнитное поле корабля пр. 266 было снижено более чем в 40 раз, а акустическое - почти в два раза.

Главные двигатели располагались эшелонировано и управлялись дистанционно. Поиск якорных мин впереди по курсу корабля обеспечивался ГАС миноискания, а обнаружение плавающих мин в дневное и ночное время - специальной электронно-оитической аппаратурой. Для удобства эксплуатации трального оборудования оно снабжалось гидравлическими приводами и имело автоматическое дистанционное управление. Тралы обслуживались разновременно или в комбинациях при помощи двух гидравлических кран-балок КБГ-5 и лебедки. Они позволяли обеспечивать траление современных мин на глубинах от 25 до 150 м. Мины могли уничтожаться шнуровыми зарядами (IU3-1 или ШЗ-2 длиной до 2200 м). Корабли могли принимать в перегруз второй комплект трального оборудования. Тральщики были приспособлены для действий в условиях применения оружия массового поражения и имели дистанционно управляемую систему водяной защиты. В 1963–1971 гг. в Хабаровске (на Хабаровском ССЗ) и в Ленинграде (на Средне-Невском ССЗ) для советского флота был построен 41 ТЩК пр. 266. Первые два корабля Хабаровского ССЗ (МТ-86 и МТ-53) отличались от серийных ТЩК иной конфигурацией надстройки и наличием визирной колонки для управления огнем 30-мм АУ АК-230. Кроме того, вместо кран-балок КБГ-5 на них использовались кран-балки с электроприводами (аналогичные тем, что имелись на ТЩК пр. 257Д и пр. 257ДМ).

До 1968 г. корабли вступали в строй с навигационной PJ1C «Нептун», которую в процессе эксплуатации или проведения средних ремонтов заменяли РЛС «Дон». Одновременно все ТЩК пр. 266 вооружали двумя 25-мм АУ 2М-ЗМ. Четыре корабля построили в экспортном исполнении по пр. 266Э. Три из них передали Египту, а один - Вьетнаму. Корабли пр. 266 начали выводиться из состава флота во второй половине 80-х годов, и в настоящее время (по состоянию на январь 2007 г.) ни один из них не находится в строю. Главным недостатком МТЩ пр. 266 являлось отсутствие средств поиска и обнаружения донных мин, а также порывистая качка.

Комсомолец Белоруссии (зав. № 980, до 1976 г. - МТ-217). Средне- Невский ССЗ:; 7.11.1964 г. Входил в состав БФ. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

* По некоторым данным впервые в практике мирового кораблестроения.

МТ-159 (зав. № 981). Средне-Невский ССЗ:;; 4.07.1964 г. Входил в состав БФ. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

МТ-62 (зав. N- 982). Средне-Невский ССЗ:;; 5.11.1964 г. Входил в состав ЧФ. В 1989–1991 гг. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Морской ТЩК пр. 266 (Александр Казарский), 2002 г.

Продольный разрез морского ТЩК пр. 266:

1 - кран-балка; 2 - отводитель трала ТЭМ-2; 3 - лебедка-вьюшка; 4 - тральная вьюшка; 5 - 230-мм АУ АК-230М; 6 - подбашенное отделение 30-мм АУ АК-230М; 7 - тамбур (выгородка стреляных гильз); 8 - коридор; 9 - столовая команды (пункт оказания медицинской помощи); 10 - выгородка вентиляторов; 11 - рубка сигнальщиков; 12 - сигнальный мостик; 13 - АГ1 радиопеленгатора; 14-АП РЛС «Рысь»; 15-АП станции «Нихром»; 16 - прожектор; 17-АП РЛС «Нептун»; 18-помещение ВЧ блоков РЛС «Рысь» и «Нептун» (после модернизации РЛС «Дон-М»); 19 - визирная колонка СУАО; 20 - ходовой мостик; 21 - ходовая и штурманская рубка; 22 - кладовые ЗИП; 23 - шкиперская и малярная кладовая; 24 - форпик; 25 - цепной ящик. 26 - трюмный отсек; 27 - помещение рефрижераторной машины; 28 - тамбур; 29 - рефрижераторная; 30 - кладовая сухой провизии; 31 - антенна ГАС «Лань» (МГ-69); 32 - шахта подъемно-опускного устройства (ПОУ); 33 - гидроакустический отсек; 34 - носовой кубрик команды (на 18 человек); 35 - гиропост; 36 - цистерны дизельного топлива; 37 - носовое МО. 38 - цистерны дизельного масла; 39 - носовой пост энергетики и управления ГЭУ; 40 - кормовое МО; 41 - кормовой пост энергетики и управления ГЭУ; 42 - отсек механизма изменения шага (МИШ); 43 - кормовой кубрик команды (на 20 человек); 44 - цистерна котельной воды; 45 - тральная кладовая; 46 - кладовая мокрой провизии; 47 - румпельное отделение; 48 - химическая кладовая.

Гафель (зав. № 983, до 1976 г. - МТ-205). Средне-Невский ССЗ:; 11.02.1965 г. Входил в состав БФ. 1.03.1993 г. тральщик исключили из списков флота и поставили на отстой. 12.05.1994 г. он затонул после пожара. Впоследствии корабль подняли и в Таллинне разобрали на металл.

МТ-47 (зав. № 984). Средне-Невский ССЗ:;; 30.05.1965 г. Входил в состав БФ. В 1992 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

МТ-63 (зав. № 985). Средне-Невский ССЗ:; 20.12.1965 г. Входил в состав КФл. В 1994 г. корабль исключили из списков флота и передачи ОРВИ для утилизации.

Арсений Расскин (зав. № 990). Средне-Невский ССЗ:;; 1965 г. Входил в состав СФ. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

Вице-адмирал Костыгов (зав. № 991, до 1976 г. - МТ-73). Средне-Невский ССЗ:; 30.12.1965 г. Входил в состав БФ. 1.03.1993 г. был исключен из списков флота и поставлен на отстой. В 1994 г. в Таллинне корабль разобрали на металл.

Евгений Никонов (зав. № 992, до 1976 г. - МТ-94). Средне-Невский ССЗ:; 21.01.1966 г. Входил в состав БФ. 1.03.1993 г. был исключен из списков флота и поставлен на отстой. В 1994 г. в Таллинне корабль разобрали на металл.

МТ-6 (зав. № 993). Средне-Невский ССЗ:;; 5.10.1966 г. Входил в состав СФ. В 1992 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

Александр Казарский (зав. № 994, пр. 266). Средне-Невский ССЗ:;; 30.08.1966 г. Входил в состав ЧФ. В 1995 г. тральщик вывели в резерв, а в январе 1996 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-72 (зав. № 995). Средне-Невский ССЗ:;; 30.09.1966 г. Входил в состав СФ. В 1993 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

Фото С.А. Спирихина

Морской ТЩК пр. 266 (МТ-253), лето 1993 г.

Морской ТЩК. пр. 266 (МТ-86 и МТ-53 после замены РЛС «Нептун» на РЛС «Дон»)

Продольный разрез морского ТЩК пр. 266 (МТ-86 и МТ-53):

1 - кран-балка; 2 - отводитель трала ТЭМ-2; 3 - лебедка-вьюшка; 4 - тральная вьюшка; 5 - 230-мм АУ АК-230М; 6 - подбашенное отделение 30-мм АУ АК-230М; 7 - визирная колонка СУАО; 8-тамбур; 9-коридор; 10-столовая команды (пункт оказания медицинской помощи); 11 - помещение холодильной машины; 12-рубка сигнальщиков; 13-помещение ВЧ блоков РЛС «Рысь» и «Дон-М»; 14-АП радиопеленгатора; 15-АП РЛС «Рысь»; 16 - прожектор; 17-АП станции «Нихром»; 18-АП РЛС «Дон-М»; 19-ходовой мостик; 20 - кладовая ЗИП; 21 - перископический визир; 22 - ходовая и штурманская рубка; 23 - рубка радиосвязи; 24 - шкиперская и малярная кладовая; 25 - форпик; 26 - цепной ящик; 27 - кладовые; 28 - трюмный отсек; 29 - текстильная кладовая; 30 - гидроакустический отсек; 31 - антенна ГАС МГ-35; 32 - антенна ГАС МГ-89; 33 - шахта подъемно-опускного устройства (ПОУ); 34 - носовой кубрик команды (на 28 человек); 35 - гиропост; 36 - цистерны пресной воды; 37 - носовое МО; 38 - цистерны дизельного топлива; 39 - носовой пост энергетики и управления ГЭУ; 40 - кормовое МО; 41 - кормовой пост энергетики и управления ГЭУ; 42 - отсек механизма изменения шага (МИШ); 43 - кормовой кубрик команды (на 21 человека); 44 - цистерна котельной воды; 45 - тральная кладовая; 46 - кладовая мокрой провизии; 47 - запасная цистерна пресной воды; 48 - румпельное отделение; 49 - химическая кладовая.

Борис Сафонов (зав. № 996). Средне-Невский ССЗ:;; 15.11.1966 г. Входил в состав СФ. В 1992 г. был исключен из си исков флота и передан ОРВИ для утилизации.

МТ-18 (зав. № 997). Средне-Невский ССЗ:;; 7.01.1967 г. Входил в состав КФл. В 1994 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-179 (зав. № 998). Средне-Невский ССЗ:;; 18.01.1967 г. Входил в состав БФ. 1.03.1993 г. тральщик исключили из списков флота и поставили на отстой. В 1994 г. в Таллинне его разобрали на металл.

МТ-163 (зав. № 999). Средне-Невский ССЗ:;; 02.1967 г. Входил в состав ЧФ. В 1989–1991 гг. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

МТ-253 (зав. № 970). Средне-Невский ССЗ:;; 31.07.1967 г. Входил в состав СФ. В 1988 г. корабль вывели в резерв, а в 1994 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-209 (зав. № 971). Средне-Невский ССЗ:;; 30.08.1967 г. Входил в состав БФ. Входил в состав БФ. В 1991 г. корабль вывели в резерв, а в 1994 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Иван Маслов (зав. № 972). Средне-Невский ССЗ:;; 7.10.1967 г. Входил в состав ЧФ. В 1995 г. тральщик из-за плохого технического состояния корпуса и механизмов исключили из списков флота и передали в ОРВИ для утилизации.

МТ-219 (зав. № 973). Средне-Невский ССЗ:;; 5.01.1968 г. Входил в состав ЧФ. В 1988 г. корабль вывели в резерв, а в марте 1993 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Григорий Вакуленчук (зав. № 974). Средне-Невский ССЗ:;; 12.06.1968 г. Входил в состав ЧФ. В ноябре 1992 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Павел Мальков (зав. № 975). Средне-Невский ССЗ:;; 31.12.1968 г. Входил в состав СФ. В 1992 г. корабль вывели в резерв, а в марте 1993 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Иван Сивко (зав. № 976). Средне-Невский ССЗ:;; 9.07.1969 г. Входил в состав СФ. В ноябре 1991 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

Александр Соколов (зав. № 901). Средне-Невский ССЗ:;; 31.08.1969 г. Входил в состав СФ. В 1993 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Афанасий Матюшенко (зав. № 902, пр. 266). Средне-Невский ССЗ:;; 1969 г. Входил в состав КФл. В 1996 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-86 (зав. № 50). Хабаровский ССЗ:;; 1963 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1991 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-53 (зав. № 51). Хабаровский ССЗ:;; 31.12.1964 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в 1990 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-58 (зав. № 52). Хабаровский ССЗ:;; 7.08.1965 г. Входил в состав ТОФ. В 1990 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-27 (зав. № 53). Хабаровский ССЗ:;; 30.06.1966 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-80 (зав. № 54). Хабаровский ССЗ:;; 12.12.1966 г. Входил в состав ТОФ. В ноябре 1991 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-82 (зав. № 55, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 12.11.1967 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1992 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

ТЩК пр. 266 после модернизации, связанной с заменой РЛС «Нептун» на РЛС «Дон» и установкой двух. 25-мм АУ 2М-3М

МТ-238 (зав. № 56). Хабаровский ССЗ:;; 1967 г. Входил в состав ТОФ. В 1990 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-242 (зав. № 57). Хабаровский ССЗ:;; 30.09.1968 г. Входил в состав ТОФ. В 1990 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-193 (зав. № 58, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1968 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1991 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-200 (зав. № 59, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1968 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1992 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-208 (зав. № 60, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1969 г. Входил в состав ТОФ. В 1990 г. корабль вывели в резерв, а в апреле 1994 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-263 (зав. № 61, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 26.06.1969 г. Входил в состав ТОФ. В марте 1993 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Вице-адмирал Сабанеев (зав. № 62, до 1976 г. - МТ-257, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 12.12.1969 г. Входил в состав ТОФ. В марте 1993 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

ШТ-221 (зав. № 63, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1970 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1991 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

Шичман Павлов (зав. № 64, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1.01.1970 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1991 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

Шина (зав. № 65, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1971 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1991 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

Из книги Русские диверсанты против «кукушек» автора Степаков Виктор Николаевич

Морские «черти» Особо следует сказать о действиях специальных диверсионных частей Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) на северо-западном направлении в 1941 году. Прежде всего, это связано с образованием 11 августа 1941 года при Разведотделе КБФ роты особого назначения

Из книги Правда о Великой Отечественной войне. Красная Армия всех сильней! автора Оганесян Карен

Глава 7 Линкоры и тральщики Флот должен превратиться и превратится, как и вся рабоче-крестьянская армия, в самый нападающий флот. Флагман 2-го ранга Н.Г. Кузнецов. В свое время официальные коммунистические историки любили пугать обывателей мощным военно-морским флотом,

Из книги Советские ВВС против кригсмарине автора Заблотский Александр Николаевич

«Тетушка Ю» с «мышиным хвостиком» Немецкие самолеты-тральщики на Восточном фронте «В 09:02 в Данцигской бухте севернее маяка Хела два самолета Як-9 (ведущий - старший лейтенант Кузьмин) обнаружили один траливший Ю-52… Учитывая ценность самолета-тральщика, наши летчики

Из книги Скифия против Запада [Взлет и падение Скифской державы] автора Елисеев Александр Владимирович

Морские скифы С Троянской войной часто связывают экспансию так называемых «народов моря», хотя не исключено, что сама эта экспансия предшествовала великой войне. Как бы то ни было, но в 13 в. до н. э. Средиземноморье подверглось мощнейшему нашествию неких северных

Из книги Морские кони и морские короли автора Акунов Вольфганг Викторович

Морские кони и морские короли Вольфганг Акунов Отважны люди стран полнощных, Велик их Один бог, угрюмо море. Ария Варяжского гостя. Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга! Боевой клич гридей норвежского конунга Олава Святого. В переводе на русский язык

автора Апальков Юрий Валентинович

Морские тральщики пр. 266М и пр. 266МЭ - 31 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 745- полное 800Главные размерения, м:- наибольшая (по KBJI) 61,0 (56,0)- ширина корпуса наибольшая (по KBJ1) 10,2 (10,0)- осадка средняя 2,9Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 68

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Морские тральщики пр. 12660 - 2 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 1070- полное 1228Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 67,8 (60,0)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 11,0 ()- осадка средняя при полном водоизмещении по обтекателю

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Базовые тральщики пр. 257Д - 20 ед., пр. 257ДМ - 41 ед. и пр. 257В - 1 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 246 или 254 1*- полное 260 или 270 1*Главные размерения, м:- наибольшая (по KBJ1) 40,5 (38,8)- ширина корпуса наибольшая (по KBJI) 7,7 (7,6)- осадка средняя, м

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Базовые тральщики пр. 1252 - 3 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 300- полное 320Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 42,9 (39,0)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 8,25 (7,85)- осадка средняя, м 2,14Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 37

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Рейдовые тральщики пр. 1258 и пр. 1258Э - 55 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 88,3- полное 91,3Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 26,1 (24,2)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 5,4 (5,3)- осадка средняя, м 1,38Экипаж, чел. (в т. ч.

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Рейдовые тральщики пр. 10750 - 9 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 131- полное 135Главные размерения, м:- наибольшая (по КВЛ) 31,5 (28,8)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 6,5 (6,0)- осадка средняя, м 1,53Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 14

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Речные тральщики пр. 12592 - 4 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 61,5- полное 64,0Главные размерения, м:- наибольшая (по КВЛ) 25,0 (24,6)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 4,5 (4,5)- осадка средняя 0,94Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) В

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Рейдовые тральщики на воздушной подушке пр. 1206Т - 2 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- полное 121,0Длина, м:- наибольшая 30,7- ширина корпуса наибольшая 13,2- высота гибкого ограждения 1,5- осадка при полном водоизмещении 1,1Экипаж, чел. (в т. ч.

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Базовые тральщики - волновые охранители пр. 1256 - 2 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 386,0- полное 473,0Главные размерения, м:- наибольшая (по KBJ1) 47,0 (43,0)- ширина корпуса наибольшая (по KBJI) 8,7 (8,0)- осадка средняя 2,36Экипаж, чел. (в т. ч.

Из книги «Трехэтажный» американец Сталина [Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант»] автора Барятинский Михаил

Танки-тральщики Для прорыва минных полей компания Chrysler попыталась создать специальный минный тральщик Т1. На М3 крепился трал, состоящий из сдвоенных дисковых катков и отдельного давящего катка. Но эта машина не имела никаких преимуществ перед английским тралом Scorpion,

Являются основной составляющей минно-тральные силы ВМФ вооружённых сил отдельных государств мира.

История

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления : не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолётов-тральщиков (22÷24 машины) .

В качестве тральщиков может использоваться и авиационная техника . Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС ВС Германии (люфтваффе) Юнкерс Ю 52 . Для борьбы с магнитными минами они были оснащены большими токопроводящими кольцами и отдельными двигателями с генераторами для создания мощного магнитного поля. Недостатками таких систем, кроме усложненного пилотирования, было то, что при излишне чувствительных взрывателях мин они могли детонировать прямо под самолётом, который был вынужден лететь над самой поверхностью воды. Кроме того, так могли быть уничтожены мины только на очень небольшой глубине . В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

Деление

  • контактные - представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
  • акустические - предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
  • электромагнитные (соленоидные) - аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.

См. также

Напишите отзыв о статье "Тральщик"

Примечания

Литература

  • Н. Г. Кузнецов, «Курсом к победе» - М .: Воениздат ,
  • Ф. Б. Мудрак, «На тральных галсах.» - М.: ВИ , 1980

Отрывок, характеризующий Тральщик

Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
Поделиться: