Материал для подготовки к огэ по обществознанию. Материалы для подготовке к огэ по обществознанию

Презентация "Итоговый урок по теме "Социальная сфера" предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к .

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация "Итоговый урок по теме "Сфера духовной культуры" предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.

Презентация "Итоговый урок по теме "Человек и общество" предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.

Презентация "Итоговый урок по теме "Сфера политики и социального управления" предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию, 9 класс.

Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.

Целевая аудитория: для учителя

Презентация "Итоговый урок по теме "Экономика" предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию, 9 класс.

Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.

Целевая аудитория: для учителя

Конспект и презентация "Итоговый урок по теме "Человек и его права" предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ГИА по обществознанию. Представлены задания части А, В, С разного уровня. Ответы представлены как в конспекте, так и в самой презентации. Работа ориентирована на учебник Кравченко А.И., но тем не менее носит универсальный характер, и может быть использована в разных учебных ситуациях.

Целевая аудитория: для 9 класса

Цели и задачи презентации - эффективно подготовить учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию, закрепить материал.
Как работать с презентацией?
В презентации подробно раскрыта один из разделов ГИА по обществознанию - «Сфера духовной культуры».
Презентация содержит 23 слайда. 22 слайда посвящёны темам данного раздела, 23 слайд содержит литературу и интернет ресурсы по разделу.
1 слайд - титульный слайд - содержит информацию об авторе презентации
2 слайд - содержит список элементов (тем), проверяемых заданиями ГИА в этом разделе
В слайдах с 3 по 22 понятно и доступно объясняются основные термины, содержатся практические задания частей А и Б из книги П.А. Баранова «Полный справочник для подготовки к ГИА. АСТ. Астрель. М. 2013.

Целевая аудитория: для 9 класса

Презентация "Право, часть 2" предназначена для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА по обществознанию. К презентации есть методическое сопровождение (задачи, цели, основное содержание, тестовые задания, источники). В презентации понятно и доступно для учащихся раскрыты следующие девять вопросов кодификатора "Право". Тестовые задания из официальных демонстрационных вариантов ФИПИ 2009-2012гг. В презентации содержится большой иллюстративный материал.

Тема №1

Общество и человек

План

1.Общество (широкое и узкое понимание).

2.Структура общества

3.Сферы жизни общества.

4.Ступени развития общества.

5.Развитие общества.

7. Глобализация.

1 .Общество.

Общество – это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему управления. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира(в широком смысле).

Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Нет общества - нет и человека.

Общество (широкое и узкое понимание)

Общество в узком смысле

Общество в широком смысле

Определение

Примеры

Определение

Примеры

Объединение людей по интересам, профессиям, совместная деятельность

Общество книголюбов, педагогическое общество, всероссийское общество охраны природы, общество Красного Креста

Обособившаяся от природы, но тесно связанная

с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием

Исторический этап развития человечества

Рабовладельческое,

феодальное,

капиталистическое индустриальное

Всё человечество в целом, в его

историческом и перспективном развитии

Глобальные проблемы современного общества

Социальное окружение

Дурное общество

Национально-государственное образование

Французское общество,

американское общество,

западноевропейское

общество

2.Структура общества

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Структура общества сложна. В него входят большие и малые социальные группы людей.

Социальная группа - реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности.

Классификация социальных групп

Группы подразделяют на большие и малые.

Большие группы

Большие группы делятся на:

1. Неорганизованные, стихийно возникшие

К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности:

Примеры: толпа, публика, аудитория.

2.О рганизованные, длительно существующие

Примеры : классы и социальные слои, различные этнические(народности, нации), профессиональные и половозрастные группы.

Малые группы

М алой группой называется немногочисленная по составу группа(от 2 до 20 человек), члены которой объединены общей социальной деятельностью. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Малые группы делятся на:

1.Первичные формальные коллективы: семейный, учебный, трудовой, и др.

2.Неформальные коллективы (приятельская компания)

Общественные отношения – это взаимосвязи и взаимозависимость, в которые люди вступают в процессе деятельности.

Общественные отношения характерная черта общества. В ходе развития общества меняются общественные отношения.

Цивилизация – целостность материальной и духовной жизни людей в определённых пространственно-временных традициях.

3.Основные сферы жизни общества

Сфера жизни общества

Характеристика

Экономическая сфера(институт)

Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Социальная сфера(институт)

Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера (институт)

Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера(институт)

Религиозные организации, учреждения культуры и соответствующая деятельность людей. Наука, нравственность, религия, язык, искусство, научные учреждения.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

На сохранение целостности общества и регулирования отношений между людьми направлены социальные нормы.

Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Эти нормы могут иметь форму:

  • Дозволения, т.е. разрешения вести себя определённым образом.
  • Предписания, т.е. указания на требуемые действия.
  • Запрета, т.е. указания на действия, которые нельзя совершать

Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К наиболее значимым нормам относятся моральные и правовые нормы. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается.

4.Ступени развития общества.

Ступени развития общества

Характеристика

Традиционное(аграрное) общество

Господство сельского хозяйства, натуральное хозяйство, сельские жители преобладают над городскими, сословная иерархия, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам, либо церкви, и армии. Господствуют общинные принципы, традиции и обычаи.

Цель общества – поддержать существование человека как вида.

Экстенсивное развитие (количественное), распространение человечества и сбор природных богатств с большой территории.

Индустриальное общество XIX –XXвв.

Преобладает промышленное производство, решающая роль принадлежит промышленникам и бизнесменам. Это общество основано на развитии крупного машинного производства. Характерно использование научных достижений. Растёт численность городского населения. Потребительское отношение к природе.

Цель общества:

Производство товаров массового потребления.

Развитие понимается как увеличение использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники.

Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки.

Постиндустриальное(информационное) общество

Производство ориентировано на качество продукции, на потребителя. Большое значение имеет квалификация, творческий потенциал людей. Главный фактор производства – научно-технический прогресс, информационные технологии. Ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования. Бережное отношение к природе. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями.

В настоящее время начинает развиваться в США, Японии, и ряде стран Западной Европы.

Глобализация, существование, как национальных государств, так и надгосударственных органов власти .

Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии.

Человек властвует над силами природы.

Влияние на природу:

Активное разумное освоение природы. Минимальное загрязнение окружающей среды, безотходное производство.

Цель общества:

Добыча, обработка и хранение информации. Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы. Приоритет отдаётся науке и образованию.

5.Развитие общества.

Движущие силы исторического процесса

Общество как динамическая система

1.Изменяется и развивается общество в целом

2.Изменяются и развиваются его элементы

3.Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга

4.Одни элементы прекращают своё существование, другие появляются

Два направления развития общества

  • Прогресс

Движение общества: по восходящей линии, от низшего к высшему; от менее совершенного к более совершенному;

К большей устойчивости жизнеспособности общества.

  • Регресс

Движение общества по нисходящей линии от высшего к низшему;

от лучшего к худшему; к нестабильности.

Основные формы развития общества

  • Эволюция. Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходят естественным образом
  • Революция. Относительно быстрые изменения, коренной переворот в жизни общества.
  • Реформа. Комплекс мероприятий, направленных на преобразования, изменение в обществе.

6.Наука и общество. НТР и её последствия.

Наука и общество

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация истинных, объективных знаний о действительности, имеющая свой предмет и собственную методологию изучения.

НТР и ее социальные последствия

  • Научно-техническая революция (НТР) - переворот в науке.
  • Нучно-технический прогресс (НТП) - взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства.

Трудовая, производственная деятельность человека неотделима от техники. Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совершенствуется.

Примеры технического прогресса

  • Скачок в развитии техники в эпоху неолита - появление орудий из искусственных материалов (керамика из природной глины, обожженной в огне);
  • Переход от ручного труда к машинному в период промышленного переворота;
  • Появление управляющих машин.

Технические новинки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другими тружениками и потребителями произведенного продукта.

  • Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом науки.
  • Однако только в середине XX в. технические новшества стали прямым результатом развития научных знаний.
  • Она связана с проникновением человека в мир микрочастиц и выходом в космическое пространство, появлением многообразных искусственных материалов (в том числе с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин.

Социальные последствия НТР

  • Положительные достижения

Возрастание роли научных знаний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов, и т. п.

  • Отрицательные последствия

Достаточно вспомнить об экологических проблемах.

Человек становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе - от них страдают и люди.

Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам. Быстрое обновление знаний требует от работника мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на внедрение современных технологий и развитие науки, которая становиться все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых - стресс, уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень.

И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР.

7. Глобализация.

Глобализация (проблемы появляются в XX веке)

Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами

Положительное

  • Способствует развитию экономики
  • Обеспечивает большую толерантность (терпимость)
  • Предостерегает государства от крайних действий

Отрицательное

  • Не всегда ориентирована на развитие отечественного производства (формируется единый стандарт потребления)
  • Диктуются правила выгодные развитым странам
  • Навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур (массовая культура)
  • Появляются глобальные проблемы

Глобальные проблемы

Угрожают всему человечеству. Носят планетарный характер. Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.

Можно выделить следующие глобальные проблемы

  • Угроза новой мировой войны.
  • Экологические проблемы (загрязнение и разрушение природной среды обитания человечества, изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, мелеют крупные реки и др.).
  • Неравномерность экономического развития стран.
  • Увеличение числа техногенных катастроф.
  • Угроза мирового терроризма.
  • Проблема народонаселения (угроза голода).
  • Болезни.
  • Истощение природных ресурсов (поиски новых энергоносителей).
  • Кризис духовности.

Государственная итоговая аттестация 2019 года по обществознанию (общество) для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. В заданиях проверяются следующие умения и способы действий в рамках дисциплины обществознание:

  1. Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли.
  2. Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия.
  3. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства.
  4. Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах.
  5. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
  6. Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
  7. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников).
Даты сдачи ОГЭ по обществознанию (общество) 2019 года:
30 мая (четверг), 4 июня (вторник) .
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют .
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по обществознанию (общество). Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


При выполнении заданий А1-А20 выберите только один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А20 выберите только один правильный вариант.

Термины «Человек и общество»

Общество - сумма связей, система отношений, возникающая в результате совместной жизни и деятельности людей

Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно переходящих из одного в другое.

Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.

Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Регресс - направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ. Частичные преобразования.

Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество как крупная своеобразная социокультурная система.

Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Социализация - процесс освоения индивидом ценностей, норм образцов поведения, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе

Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм

Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих одного человека от других его неповторимая уникальность.

Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции, мотивы, социальные установки)

Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира

Гуманизм - мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

Потребности - необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

Человек - высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

Агенты социализации - люди, учреждения которые способствуют, влияют на обучение и усвоение социальных ролей, норм

Общение - деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения, а также развитие определенных навыков, и умений.

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

Самовоспитание - сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов, способностей, личностных возможностей

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации (единения).

Термины по теме «Социальная сфера»

Малая группа - немногочисленная общность людей, объеденных единой деятельностью, сходными интересами

Страта - общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и тд.);

Социальный статус - положение человека в группе указывающие на степень его влияния в группе на принятие решения.

Социальная роль - закреплённое, ожидаемое поведение человека в группе.

Cоциальная мобильность - изменение индивидом (группой) своего статуса и места в социальной структуре общества.

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими признаками: происхождение, морфология, язык, культура, менталитет осознанием своего единства и отличие от других.

Род - Кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.

Племя - группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.

Народность - историческая общность людей, возникшая из отдельных племён. Характеризуется единством языка, территории, религии, культуры наличием письменного языка, институтов власти.

Нация - крупная социокультурная и политическая общность людей индустриальной эпохи сложившаяся в ходе объединения территорий, интеграции экономики, схожих особенностей культуры, менталитета, литературного языка, члены которой осознают своё единство.

Семья - социальная система основанная на браке или кровном родстве члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью.

Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, для которой характерна упорядоченность, формализация, определённые отношения.

Конфликт - противоборство сторон, возникающее в результате противоположности взглядов, интересов, мировоззрения, ценностных ориентаций.

Обычай - правила поведения людей в быту, сложившиеся в результате длительного применения

Традиции - элементы социально культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению

Межличностные отношения - отношения, которым присуще глубокие эмоциональные переживания.

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию др. людей.

Социальная стратификация - понятие обозначающие структуру общества: деление его на слои по различным признакам, отличающим один слой от другого.

Рабство - форма отношений, когда один человек является собственностью другого и не имеет прав и свобод.

Клан - родственная замкнутая группа, связанная хозяйственными, деловыми и иными интересами, отстаивающая свои общие интересы.

Каста - замкнутая группа, объединенная определённым занятием, членство в которой определяется исключительно рождением.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Класс - социальная группа, занимающая определённое место в системе труда, отношением к средствам производства и доле доходов.

Демография - наука о народонаселении, о его изменениях; исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) и зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов;

Маргинал - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур.

Термины «Право»

Право - система общеобязательных норм поведения установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения

Табу - запрет на какое-либо действие без объяснения, нарушение которого влечет за собой неминуемое наказание

Права человека – 1) гарантированные государством возможности человека в различных сферах жизни.

2) естественные возможности индивида, обеспечивающие жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общества

Источник права - официальный документ принятый государством из которого граждане узнают о обязательных правилах поведения.

Кодекс – систематизированный свод, в котором объедены нормы права, регулирующие какую-либо область общественных отношений

Закон - нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения, принятый высшим представительным органом государства или гражданами путём референдума.

Алименты – выплаты нетрудоспособным членам семьи или детям от др. членов семьи

Правоспособность – способность лица иметь гражданские права и обязанности

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гр. обязанности и исполнять их.

Эмансипация – приобретение несовершеннолетним в установленном законом порядке полной дееспособности до наступления совершеннолетия

Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций присущих для определённой общественной группы

Субъект права - участник правоотношений, обладающий правами и обязанностями

Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях

Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения обеспечивающие общий интерес (международное, конституционное, административное, уголовное право и т.д.)

Частное право - совокупность отраслей права, которые регулируют частные интересы (гражданское право).

Правоотношения - общественные отношения, возникшие при наступлении предусмотренных законом юридических фактов и урегулированные нормами права.

Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определённую работу, подчинятся внутреннему распорядку, а работодатель выплачивать работнику заработную и создавать нормальные условия труда.

Административное право - отрасль права, регулирующие общественные отношения в сфере власти и государственного и муниципального управления

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения

Семейное право - отрасль права, регулирующая отношения связанные с браком, между членами семьи и другими родственниками, а также определяет устройство детей оставшихся без попечения родителей.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности и иные связанные с ней отношения.

Уголовное право - отрасль права, объединяющая правовые норм, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания применяются к лицам их совершивших.

Конституция - это основной закон государства, правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свобод населения, устройства высших органов государственной власти.

Термиты «Духовная жизнь общества»

Культура - совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение.

Наука - сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.

Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием. 2) общепринятые нормы и правила поведения

Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным законам 2. то же самое, что и мораль

Религия - мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил, богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.

Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.

Образование -

1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.

2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижений.

Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление

Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое не требует доказательств.

Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и нравы, верования, знания).

Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах

Массовая культура - форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных и классовых субкультур

Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Термины по теме «Политика»

Политика - сознательная деятельность, направленная на достижение и удержание власти, реализацию желания управления обществом.

Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей.

Государство - важнейший социально-политический институт осуществляющий управление обществом на единой территории. Отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием исключительных прав.

Политическая партия – организация, которая выражает интересы определённого социального слоя, объединяет наиболее активных его представителей, стремится овладеть полностью или частично - государственной властью для достижения поставленных целей.

Республика – форма правления, при которой глава государства, представительные органы государственной власти избираются населением.

Гражданское общество – сфера реализации повседневных интересов людей, совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства

Правовое государство - форма организации государственной власти, при которой государство ограниченно в своих действиях законом соблюдает и обеспечивает права и свободы гражданина и человека. Реализуется принцип разделения власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Патриотизм - чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.

Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти. Осуществляется: равноправие граждан защита их прав и свобод; разделение властей, выборность главы государства и органов власти.

Выборы – способ формирования гражданами с помощью голосования органов государственной власти и местного самоуправления.

Легитимность - положительное отношение населения страны к действующим институтам власти признание их правомерности.

Национально-государственное устройство - форма организации государства, выражающаяся во внутреннем делении и взаимосвязи территории, правовым положением этих частей, организации государственной власти.

Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами - многопартийность.

Термины по теме «Экономика»

Экономика -

1. все виды деятельности людей, которые позволяют человеку удовлетворять свои потребности и обеспечивать материальные условия жизни.

2. наука и деятельность че6ловека направленная на поиск, выбор наилучшего варианта как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить наибольшее количество потребностей.

Рынок - это любая форма контактов продавцов и покупателей, совершающих сделки купли-продажи

государственный бюджет - финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за определённый период.

Налоги - обязательные безвозмездные платежи в государственный и местный бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Собственник - гражданин, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Потребитель- гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предприниматель - человек основывающий новое дело или владеющий и управляющий собственным делом в надежде получить прибыл.

Уровень жизни -

1.(уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

2. - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития общества, производительных сил и производственных отношений данного общества, способа производства.

Прожиточный минимум - стоимость минимума средств необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления сил человека.

Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента

Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразовании.

Инфляция - процесс обесценивания денег, который проявляется в форме долговременного и устойчивого роста цен на товары и услуги.

Предложение - это зависимость между количеством товара, которое продавец готов продать на данный период времени и ценой на этот товар

Спрос - зависимость между ценой товара и его количеством, которое готов купить покупатель в данное время

Экономические системы - типы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по форме собственности, способам распределения ресурсов и регулирования экономики.

Комплементарные блага - дополняющие друг друга блага (товары)

Субституты - заменяющие друг друга блага (товары)

Ресурсы - совокупность природных, социальных, интеллектуальных средств которые могут быть использованы для создания благ.

Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.

Благо (блага) - всё, что удовлетворяет потребности человека.

Представляем вашему вниманию раздел по подготовки к ОГЭ по Обществознанию. Данный предмет является третьим по популярности после обязательных и и первым по популярности среди экзаменов на выбор. С удовольствием приводим для Вас самый полезный и необходимый материал по каждому заданию с подробным пояснением и теорией. Уверены, данный раздел поможет Вам сдать экзамен по обществознанию в 9 классе на отлично!

Общая информация об экзамене

ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 31 задание.

Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом. Вторая часть - 6 заданий с развернутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения данных заданий необходимо:

  • выбрать нужную информацию из текста
  • раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения
  • соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса
  • применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций
  • высказать и обосновать собственное мнение.

Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценке работы.

Теория к ОГЭ по Обществознанию

Краткая теория для успешного выполнения заданий (рекомендуется к прочтению перед разборами вариантов).

Поделиться: