Материал для подготовки к огэ по обществознанию. Материалы для подготовке к огэ по обществознанию
Презентация "Итоговый урок по теме "Социальная сфера" предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к .
Целевая аудитория: для 11 класса
Презентация "Итоговый урок по теме "Сфера духовной культуры" предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.
Презентация "Итоговый урок по теме "Человек и общество" предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.
Презентация "Итоговый урок по теме "Сфера политики и социального управления" предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию, 9 класс.
Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.
Целевая аудитория: для учителя
Презентация "Итоговый урок по теме "Экономика" предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию, 9 класс.
Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.
Целевая аудитория: для учителя
Конспект и презентация "Итоговый урок по теме "Человек и его права" предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ГИА по обществознанию. Представлены задания части А, В, С разного уровня. Ответы представлены как в конспекте, так и в самой презентации. Работа ориентирована на учебник Кравченко А.И., но тем не менее носит универсальный характер, и может быть использована в разных учебных ситуациях.
Целевая аудитория: для 9 класса
Цели и задачи презентации - эффективно подготовить учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию, закрепить материал.
Как работать с презентацией?
В презентации подробно раскрыта один из разделов ГИА по обществознанию - «Сфера духовной культуры».
Презентация содержит 23 слайда. 22 слайда посвящёны темам данного раздела, 23 слайд содержит литературу и интернет ресурсы по разделу.
1 слайд - титульный слайд - содержит информацию об авторе презентации
2 слайд - содержит список элементов (тем), проверяемых заданиями ГИА в этом разделе
В слайдах с 3 по 22 понятно и доступно объясняются основные термины, содержатся практические задания частей А и Б из книги П.А. Баранова «Полный справочник для подготовки к ГИА. АСТ. Астрель. М. 2013.
Целевая аудитория: для 9 класса
Презентация "Право, часть 2" предназначена для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА по обществознанию. К презентации есть методическое сопровождение (задачи, цели, основное содержание, тестовые задания, источники). В презентации понятно и доступно для учащихся раскрыты следующие девять вопросов кодификатора "Право". Тестовые задания из официальных демонстрационных вариантов ФИПИ 2009-2012гг. В презентации содержится большой иллюстративный материал.
Тема №1
Общество и человек
План
1.Общество (широкое и узкое понимание).
2.Структура общества
3.Сферы жизни общества.
4.Ступени развития общества.
5.Развитие общества.
7. Глобализация.
1 .Общество.
Общество – это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему управления. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира(в широком смысле).
Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Нет общества - нет и человека.
Общество (широкое и узкое понимание)
Общество в узком смысле | Общество в широком смысле |
||
Определение | Примеры | Определение | Примеры |
Объединение людей по интересам, профессиям, совместная деятельность | Общество книголюбов, педагогическое общество, всероссийское общество охраны природы, общество Красного Креста | Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения | Пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием |
Исторический этап развития человечества | Рабовладельческое, феодальное, капиталистическое индустриальное | Всё человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии | Глобальные проблемы современного общества |
Социальное окружение | Дурное общество | ||
Национально-государственное образование | Французское общество, американское общество, западноевропейское общество |
2.Структура общества
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Структура общества сложна. В него входят большие и малые социальные группы людей.
Социальная группа - реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности.
Классификация социальных групп
Группы подразделяют на большие и малые.
Большие группы
Большие группы делятся на:
1. Неорганизованные, стихийно возникшие
К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности:
Примеры: толпа, публика, аудитория.
2.О рганизованные, длительно существующие
Примеры : классы и социальные слои, различные этнические(народности, нации), профессиональные и половозрастные группы.
Малые группы
М алой группой называется немногочисленная по составу группа(от 2 до 20 человек), члены которой объединены общей социальной деятельностью. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Малые группы делятся на:
1.Первичные формальные коллективы: семейный, учебный, трудовой, и др.
2.Неформальные коллективы (приятельская компания)
Общественные отношения – это взаимосвязи и взаимозависимость, в которые люди вступают в процессе деятельности.
Общественные отношения характерная черта общества. В ходе развития общества меняются общественные отношения.
Цивилизация – целостность материальной и духовной жизни людей в определённых пространственно-временных традициях.
3.Основные сферы жизни общества
Сфера жизни общества | Характеристика |
Экономическая сфера(институт) | Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. |
Социальная сфера(институт) | Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга. |
Политическая сфера (институт) | Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп. |
Духовная сфера(институт) | Религиозные организации, учреждения культуры и соответствующая деятельность людей. Наука, нравственность, религия, язык, искусство, научные учреждения. |
Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.
На сохранение целостности общества и регулирования отношений между людьми направлены социальные нормы.
Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.
Эти нормы могут иметь форму:
- Дозволения, т.е. разрешения вести себя определённым образом.
- Предписания, т.е. указания на требуемые действия.
- Запрета, т.е. указания на действия, которые нельзя совершать
Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К наиболее значимым нормам относятся моральные и правовые нормы. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается.
4.Ступени развития общества.
Ступени развития общества | Характеристика |
Традиционное(аграрное) общество | Господство сельского хозяйства, натуральное хозяйство, сельские жители преобладают над городскими, сословная иерархия, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам, либо церкви, и армии. Господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Цель общества – поддержать существование человека как вида. Экстенсивное развитие (количественное), распространение человечества и сбор природных богатств с большой территории. |
Индустриальное общество XIX –XXвв. | Преобладает промышленное производство, решающая роль принадлежит промышленникам и бизнесменам. Это общество основано на развитии крупного машинного производства. Характерно использование научных достижений. Растёт численность городского населения. Потребительское отношение к природе. Цель общества: Производство товаров массового потребления. Развитие понимается как увеличение использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники. Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки. |
Постиндустриальное(информационное) общество | Производство ориентировано на качество продукции, на потребителя. Большое значение имеет квалификация, творческий потенциал людей. Главный фактор производства – научно-технический прогресс, информационные технологии. Ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования. Бережное отношение к природе. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями. В настоящее время начинает развиваться в США, Японии, и ряде стран Западной Европы. Глобализация, существование, как национальных государств, так и надгосударственных органов власти . Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии. Человек властвует над силами природы. Влияние на природу: Активное разумное освоение природы. Минимальное загрязнение окружающей среды, безотходное производство. Цель общества: Добыча, обработка и хранение информации. Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы. Приоритет отдаётся науке и образованию. |
5.Развитие общества.
Движущие силы исторического процесса
Общество как динамическая система
1.Изменяется и развивается общество в целом
2.Изменяются и развиваются его элементы
3.Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга
4.Одни элементы прекращают своё существование, другие появляются
Два направления развития общества
- Прогресс
Движение общества: по восходящей линии, от низшего к высшему; от менее совершенного к более совершенному;
К большей устойчивости жизнеспособности общества.
- Регресс
Движение общества по нисходящей линии от высшего к низшему;
от лучшего к худшему; к нестабильности.
Основные формы развития общества
- Эволюция. Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходят естественным образом
- Революция. Относительно быстрые изменения, коренной переворот в жизни общества.
- Реформа. Комплекс мероприятий, направленных на преобразования, изменение в обществе.
6.Наука и общество. НТР и её последствия.
Наука и общество
Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация истинных, объективных знаний о действительности, имеющая свой предмет и собственную методологию изучения.
НТР и ее социальные последствия
- Научно-техническая революция (НТР) - переворот в науке.
- Нучно-технический прогресс (НТП) - взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства.
Трудовая, производственная деятельность человека неотделима от техники. Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совершенствуется.
Примеры технического прогресса
- Скачок в развитии техники в эпоху неолита - появление орудий из искусственных материалов (керамика из природной глины, обожженной в огне);
- Переход от ручного труда к машинному в период промышленного переворота;
- Появление управляющих машин.
Технические новинки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другими тружениками и потребителями произведенного продукта.
- Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом науки.
- Однако только в середине XX в. технические новшества стали прямым результатом развития научных знаний.
- Она связана с проникновением человека в мир микрочастиц и выходом в космическое пространство, появлением многообразных искусственных материалов (в том числе с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин.
Социальные последствия НТР
- Положительные достижения
Возрастание роли научных знаний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов, и т. п.
- Отрицательные последствия
Достаточно вспомнить об экологических проблемах.
Человек становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе - от них страдают и люди.
Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам. Быстрое обновление знаний требует от работника мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на внедрение современных технологий и развитие науки, которая становиться все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых - стресс, уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень.
И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР.
7. Глобализация.
Глобализация (проблемы появляются в XX веке)
Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами
Положительное
- Способствует развитию экономики
- Обеспечивает большую толерантность (терпимость)
- Предостерегает государства от крайних действий
Отрицательное
- Не всегда ориентирована на развитие отечественного производства (формируется единый стандарт потребления)
- Диктуются правила выгодные развитым странам
- Навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур (массовая культура)
- Появляются глобальные проблемы
Глобальные проблемы
Угрожают всему человечеству. Носят планетарный характер. Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.
Можно выделить следующие глобальные проблемы
- Угроза новой мировой войны.
- Экологические проблемы (загрязнение и разрушение природной среды обитания человечества, изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, мелеют крупные реки и др.).
- Неравномерность экономического развития стран.
- Увеличение числа техногенных катастроф.
- Угроза мирового терроризма.
- Проблема народонаселения (угроза голода).
- Болезни.
- Истощение природных ресурсов (поиски новых энергоносителей).
- Кризис духовности.
Государственная итоговая аттестация 2019 года по обществознанию (общество) для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. В заданиях проверяются следующие умения и способы действий в рамках дисциплины обществознание:
- Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли.
- Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия.
- Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства.
- Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах.
- Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
- Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
- Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников).
Даты сдачи ОГЭ по обществознанию (общество) 2019 года: 30 мая (четверг), 4 июня (вторник) . |
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют . |
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
При выполнении заданий А1-А20 выберите только один правильный вариант .
При выполнении заданий А1-А20 выберите только один правильный вариант.
Термины «Человек и общество»
Общество - сумма связей, система отношений, возникающая в результате совместной жизни и деятельности людей
Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.
Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно переходящих из одного в другое.
Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.
Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.
Регресс - направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим себя формам и структурам.
Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ. Частичные преобразования.
Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество как крупная своеобразная социокультурная система.
Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Социализация - процесс освоения индивидом ценностей, норм образцов поведения, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе
Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм
Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих одного человека от других его неповторимая уникальность.
Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции, мотивы, социальные установки)
Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира
Гуманизм - мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека
Потребности - необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития
Человек - высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир
Агенты социализации - люди, учреждения которые способствуют, влияют на обучение и усвоение социальных ролей, норм
Общение - деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.
Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.
Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения, а также развитие определенных навыков, и умений.
Труд - целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ
Самовоспитание - сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу
Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов, способностей, личностных возможностей
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации (единения).
Термины по теме «Социальная сфера»
Малая группа - немногочисленная общность людей, объеденных единой деятельностью, сходными интересами
Страта - общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и тд.);
Социальный статус - положение человека в группе указывающие на степень его влияния в группе на принятие решения.
Социальная роль - закреплённое, ожидаемое поведение человека в группе.
Cоциальная мобильность - изменение индивидом (группой) своего статуса и места в социальной структуре общества.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими признаками: происхождение, морфология, язык, культура, менталитет осознанием своего единства и отличие от других.
Род - Кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.
Племя - группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.
Народность - историческая общность людей, возникшая из отдельных племён. Характеризуется единством языка, территории, религии, культуры наличием письменного языка, институтов власти.
Нация - крупная социокультурная и политическая общность людей индустриальной эпохи сложившаяся в ходе объединения территорий, интеграции экономики, схожих особенностей культуры, менталитета, литературного языка, члены которой осознают своё единство.
Семья - социальная система основанная на браке или кровном родстве члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью.
Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, для которой характерна упорядоченность, формализация, определённые отношения.
Конфликт - противоборство сторон, возникающее в результате противоположности взглядов, интересов, мировоззрения, ценностных ориентаций.
Обычай - правила поведения людей в быту, сложившиеся в результате длительного применения
Традиции - элементы социально культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению
Межличностные отношения - отношения, которым присуще глубокие эмоциональные переживания.
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию др. людей.
Социальная стратификация - понятие обозначающие структуру общества: деление его на слои по различным признакам, отличающим один слой от другого.
Рабство - форма отношений, когда один человек является собственностью другого и не имеет прав и свобод.
Клан - родственная замкнутая группа, связанная хозяйственными, деловыми и иными интересами, отстаивающая свои общие интересы.
Каста - замкнутая группа, объединенная определённым занятием, членство в которой определяется исключительно рождением.
Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.
Класс - социальная группа, занимающая определённое место в системе труда, отношением к средствам производства и доле доходов.
Демография - наука о народонаселении, о его изменениях; исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) и зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов;
Маргинал - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур.
Термины «Право»
Право - система общеобязательных норм поведения установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения
Табу - запрет на какое-либо действие без объяснения, нарушение которого влечет за собой неминуемое наказание
Права человека – 1) гарантированные государством возможности человека в различных сферах жизни.
2) естественные возможности индивида, обеспечивающие жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общества
Источник права - официальный документ принятый государством из которого граждане узнают о обязательных правилах поведения.
Кодекс – систематизированный свод, в котором объедены нормы права, регулирующие какую-либо область общественных отношений
Закон - нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения, принятый высшим представительным органом государства или гражданами путём референдума.
Алименты – выплаты нетрудоспособным членам семьи или детям от др. членов семьи
Правоспособность – способность лица иметь гражданские права и обязанности
Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гр. обязанности и исполнять их.
Эмансипация – приобретение несовершеннолетним в установленном законом порядке полной дееспособности до наступления совершеннолетия
Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций присущих для определённой общественной группы
Субъект права - участник правоотношений, обладающий правами и обязанностями
Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях
Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения обеспечивающие общий интерес (международное, конституционное, административное, уголовное право и т.д.)
Частное право - совокупность отраслей права, которые регулируют частные интересы (гражданское право).
Правоотношения - общественные отношения, возникшие при наступлении предусмотренных законом юридических фактов и урегулированные нормами права.
Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определённую работу, подчинятся внутреннему распорядку, а работодатель выплачивать работнику заработную и создавать нормальные условия труда.
Административное право - отрасль права, регулирующие общественные отношения в сфере власти и государственного и муниципального управления
Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения
Семейное право - отрасль права, регулирующая отношения связанные с браком, между членами семьи и другими родственниками, а также определяет устройство детей оставшихся без попечения родителей.
Трудовое право - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности и иные связанные с ней отношения.
Уголовное право - отрасль права, объединяющая правовые норм, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания применяются к лицам их совершивших.
Конституция - это основной закон государства, правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свобод населения, устройства высших органов государственной власти.
Термиты «Духовная жизнь общества»
Культура - совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение.
Наука - сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.
Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием. 2) общепринятые нормы и правила поведения
Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным законам 2. то же самое, что и мораль
Религия - мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил, богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.
Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.
Образование -
1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.
2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижений.
Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление
Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.
Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое не требует доказательств.
Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и нравы, верования, знания).
Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах
Массовая культура - форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных и классовых субкультур
Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
Термины по теме «Политика»
Политика - сознательная деятельность, направленная на достижение и удержание власти, реализацию желания управления обществом.
Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей.
Государство - важнейший социально-политический институт осуществляющий управление обществом на единой территории. Отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием исключительных прав.
Политическая партия – организация, которая выражает интересы определённого социального слоя, объединяет наиболее активных его представителей, стремится овладеть полностью или частично - государственной властью для достижения поставленных целей.
Республика – форма правления, при которой глава государства, представительные органы государственной власти избираются населением.
Гражданское общество – сфера реализации повседневных интересов людей, совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства
Правовое государство - форма организации государственной власти, при которой государство ограниченно в своих действиях законом соблюдает и обеспечивает права и свободы гражданина и человека. Реализуется принцип разделения власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Патриотизм - чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.
Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.
Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти. Осуществляется: равноправие граждан защита их прав и свобод; разделение властей, выборность главы государства и органов власти.
Выборы – способ формирования гражданами с помощью голосования органов государственной власти и местного самоуправления.
Легитимность - положительное отношение населения страны к действующим институтам власти признание их правомерности.
Национально-государственное устройство - форма организации государства, выражающаяся во внутреннем делении и взаимосвязи территории, правовым положением этих частей, организации государственной власти.
Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами - многопартийность.
Термины по теме «Экономика»
Экономика -
1. все виды деятельности людей, которые позволяют человеку удовлетворять свои потребности и обеспечивать материальные условия жизни.
2. наука и деятельность че6ловека направленная на поиск, выбор наилучшего варианта как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить наибольшее количество потребностей.
Рынок - это любая форма контактов продавцов и покупателей, совершающих сделки купли-продажи
государственный бюджет - финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за определённый период.
Налоги - обязательные безвозмездные платежи в государственный и местный бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Собственник - гражданин, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Потребитель- гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Предприниматель - человек основывающий новое дело или владеющий и управляющий собственным делом в надежде получить прибыл.
Уровень жизни -
1.(уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.
2. - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития общества, производительных сил и производственных отношений данного общества, способа производства.
Прожиточный минимум - стоимость минимума средств необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления сил человека.
Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента
Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразовании.
Инфляция - процесс обесценивания денег, который проявляется в форме долговременного и устойчивого роста цен на товары и услуги.
Предложение - это зависимость между количеством товара, которое продавец готов продать на данный период времени и ценой на этот товар
Спрос - зависимость между ценой товара и его количеством, которое готов купить покупатель в данное время
Экономические системы - типы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по форме собственности, способам распределения ресурсов и регулирования экономики.
Комплементарные блага - дополняющие друг друга блага (товары)
Субституты - заменяющие друг друга блага (товары)
Ресурсы - совокупность природных, социальных, интеллектуальных средств которые могут быть использованы для создания благ.
Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.
Благо (блага) - всё, что удовлетворяет потребности человека.
Представляем вашему вниманию раздел по подготовки к ОГЭ по Обществознанию. Данный предмет является третьим по популярности после обязательных и и первым по популярности среди экзаменов на выбор. С удовольствием приводим для Вас самый полезный и необходимый материал по каждому заданию с подробным пояснением и теорией. Уверены, данный раздел поможет Вам сдать экзамен по обществознанию в 9 классе на отлично!
Общая информация об экзамене
ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 31 задание.
Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом. Вторая часть - 6 заданий с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения данных заданий необходимо:
- выбрать нужную информацию из текста
- раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения
- соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса
- применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций
- высказать и обосновать собственное мнение.
Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценке работы.
Теория к ОГЭ по Обществознанию
Краткая теория для успешного выполнения заданий (рекомендуется к прочтению перед разборами вариантов).