Что такое перестройка чем она завершилась. Перестройка в ссср

Мы ждем перемен...». Эти слова из песни лидера популярной в 80-х гг. группы «Кино» В. Цоя отражали настроение людей в первые годы политики «перестройки». Она была провозглашена новым генеральным секретарем, 54-летним М. С. Горбачевым, который принял эстафету власти после смерти К. У. Черненко в марте 1985 года. Элегантно одевавшийся, говоривший «без бумажки», генсек завоевывал популярность внешней демократичностью, стремлением к преобразованиям в «застоявшейся» стране и, конечно же, обещаниями (например, каждой семье к 2000 г. была обещана отдельная благоустроенная квартира), никто со времен Хрущева не общался так с народом: Горбачев ездил по стране, запросто выходил к людям, в неформальной обстановке беседовал с рабочими, колхозниками, интеллигенцией. С приходом нового руководителя, воодушевленного планами рывка в экономике и перестройки всей жизни общества, у людей возрождались надежды и энтузиазм.
Был провозглашен курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. Предполагалось, что в промышленности сердцевиной этого процесса станет обновление машиностроения. Однако уже в 1986 г. Горбачев и другие члены Политбюро столкнулись с тем, что «ускорения» не происходит. Курс на приоритетное развитие машиностроения проваливался по причине финансовых затруднений. Резко возрос бюджетный дефицит (в 1986 г. в 3 раза по сравнению с 1985 г., когда он составлял 17-18 млрд. руб.). Это явление было вызвано рядом причин: «отложенным» спросом населения на товары (деньги не возвращались в казну, а часть их обращалась на черном рынке), па-дением цен на экспортируемую нефть (поступления в казну сократились на треть), потерей доходов в результате антиалкогольной кампании.
В этой ситуации «верхи» пришли к выводу о том, что все отрасли экономики необходимо перевести на новые методы хозяйствования. Постепенно, в 1986 - 1989 гг., в ходе экономических преобразований были введены госприемка продукции, хозрасчет и самофинансирование, выборы директоров предприятий; вступили в действие законы о государственном предприятии, об индивидуальной трудовой деятельности и кооперативах, а также закон о трудовых конфликтах, предусматривавший право рабочих на забастовку.
Однако все эти меры не только не привели к улучшению экономического положения в стране, но, наоборот, ухудшили его в силу половинчатости, нескоординированности и непродуманности реформ, больших бюджетных расходов, увеличения денежной массы на руках у населения. Нарушались производственные связи между предприятиями по госпоставкам продукции. Усилился дефицит товаров потребления. На рубеже 80-90-х гг. все больше и больше пустели полки магазинов. На местах власти начали вводить талоны на некоторые продукты.
Гласность и эволюция государственного строя. Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачевым был выдвинут лозунг гласности. Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. В речах партийных идеологов и публицистике пропагандировалась идея перехода от «казарменного социализма» к социализму «с человеческим лицом». Изменилось отношение властей к диссидентам. Возвратился в Москву из Горького (так назывался Нижний Новгород) академик А. Д. Сахаров, сосланный туда за критические высказывания по поводу войны в Афганистане. Из мест заключения и ссылки были освобождены и другие диссиденты, закрывались лагеря для политзаключенных. В ходе возобновившегося процесса реабилитации жертв сталинских репрессий в нашу историю «вернулись» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и другие политические фигуры, не удостоившиеся этого при Н. С. Хрущеве.
Процессы гласности и десталинизации ярко проявились в газетных и журнальных публикациях, телепередачах. Огромной популярностью пользовались еженедельник «Московские новости» (редактор Е. В. Яковлев) и журнал «Огонек» (В. А. Коротич). Критика темных сторон советской действительности, стремление найти выход для общества из кризисной ситуации пронизывали многие произведения литературы и искусства, как новые, так и те, которые ранее были запрещены властями, а теперь стали достоянием широкой аудитории. Невероятный по силе общественный резонанс получили романы А. Н. Рыбакова «Дети Арбата», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», изданные на родине произведения А. И. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ» и др.), фильмы Т. Е. Абуладзе «Покаяние», М. Е. Голдовской «Власть соловецкая», С. С. Говорухина «Так жить нельзя».
Раскрепощение общества от партийной опеки, высказывавшиеся в условиях гласности критические оценки советского государственного строя поставили на повестку дня вопрос о политических преобразованиях. Важными событиями внутриполитической жизни стало одобрение участниками XIX Всесоюзной партконференции (июнь 1998 г.) основных положений реформы государственного строя, принятие Верховным Советом поправок к конституции, а также закона о выборах народных депутатов. Суть этих решений сводилась к переходу от выдвижения одного кандидата в депутаты на одно место в органах власти к системе выборов на альтернативной основе. Высшим органом законодательной власти стал Съезд народных депутатов СССР, который из своей среды выдвигал членов Верховного Совета. Однако только две трети депутатов съезда были избраны на основе всеобщего голосования, еще одна треть выдвигалась общественными организациями, в первую очередь КПСС. Выборы Съезда народных депутатов СССР в два тура состоялись весной 1989 г., в конце мая он начал свою работу. В составе съезда сформировалась легальная оппозиция: была создана Межрегиональная депутатская группа. Ее возглавили всемирно известный ученый, лидер право-защитного движения академик А. Д. Сахаров, бывший первый секретарь Московского горкома партии и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин, ученый-экономист Г. X. Попов.
В условиях политического плюрализма одновременно с появлением активной оппозиции в Верховном Совете шло зарождение различных общественно-политических движений, почти все представители которых на первых порах выступали под лозунгами «обновления социализма». Вместе с тем в их деятельности наметились и тревожные для коммунистической власти тенденции. Они в первую очередь были связаны с нарастанием социального недовольства и националистических настроений.
В СССР, как в любом другом многоэтническом государстве, не могли не существовать национальные противоречия, которые всегда наиболее ярко проявляются в условиях экономических и политических кризисов и радикальных перемен. В Советском Союзе эти противоречия обострялись рядом обстоятельств. Во-первых, строя социализм, советская власть не считалась с историческими особенностями народов - происходило разрушение традиционного хозяйства и быта, шло наступление на ислам, буддизм, шаманизм и т. д. Во-вторых, на территориях, которые были присоединены к СССР накануне Великой Отечественной войны и которые дважды (сразу после присоединения и после освобождения от нацистской оккупации) подверглись «чистке» от враждебных элементов, были весьма сильны проявления национализма, распространены антисоветские и антисоциалистические настроения (Прибалтика, Западная Украина, в какой-то степени Молдавия). В-третьих, еще свежи были обиды депортированных в годы Великой Отече-ственной войны народов, возвращенных в родные места (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки), и тем более не возвращенных (немцы, крымские татары, турки-месхетинцы и др.). В-четвертых, имелись застарелые исторические конфликты и претензии разного рода (так, например, армяне Нагорного Карабаха стремились выйти из состава Азербайджанской ССР, абхазы ратовали за передачу автономии из состава Грузинской ССР в состав РСФСР и др.). В годы «перестройки» возникли массовые национальные и националистические общественные движения, наиболее значительными из которых явились «народные фронты» Литвы, Латвии, Эстонии, армянский комитет «Карабах», «Рух» на Украине, русское общество «Память».
«Новое мышление» и окончание «холодной войны». «Перестройка» была тесно связана с коренным изменением курса советской внешней политики - отказом от конфронтации с Западом, прекращением вмешательства в локальные конфликты и пересмотром отношений с социа-листическими странами. В новом курсе доминировал не «классовый подход», а общечеловеческие ценности. Свое теоретическое обоснование этот подход получил в книге М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». В ней говорилось о необходимости создать новый международный порядок, призванный сменить послевоенные международные отношения. Он должен основываться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора странами путей развития, совместной ответственности держав за решение глобальных проблем современности. Горбачев ратовал за концепцию «общеевропейского дома», в котором нашлось бы место и ка-питалистическим, и социалистическим странам.
М. С. Горбачев регулярно встречался с президентами США: с Р. Рейганом (в 1985 - 1988 гг.) и Дж. Бушем (с 1989 г.). На этих встречах были «разморожены» советско-американские отношения, обсуждались вопросы разоружения. Горбачев вел переговоры с позиций разумной достаточности в вопросах обороны и выдвинутой им программы безъядерного мира.
8 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет среднего радиуса действия - советских СС-20 и американских «Першинг-2» и крылатых ракет. Американская и советская стороны обещали соблюдать договор по ПРО в том виде, в каком он был подписан в 1972 году. В 1990 г. был подписан договор о сокращении стратегических вооружений.
С целью укрепления доверия из стран Восточной Европы в одностороннем порядке было вывезено 500 тактических ядерных боеголовок.
9 ноября 1989 г. жители Берлина, уверенные в том, что СССР не вмешается в общегерманские дела, разрушили Берлинскую стену - символ разделенной Германии и Европы. После объединения Германии СССР дал согласие на вступление этого, уже единого государства в НАТО. В 1990 г. участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан договор о сокращении обычных вооружений на территории Европы.
Советское руководство осознало необходимость вывода войск из Афганистана (более 100 тыс.) и в 1988 г. обязалось сделать это в течение 9 месяцев. В середине февраля 1989 г. последние советские воинские части покинули афганскую землю. Кроме Афганистана, советские войска были выведены и из Монголии. После «бархатных революций» в восточноевропейских странах начались переговоры о выводе советских войск из Венгрии и Чехословакии, шел их вывод из ГДР. В 1990-1991 гг. произошел роспуск военных и политических структур Варшавского Договора. Этот военный блок прекратил свое существование. Результатом политики «нового мышления» явилось принципиальное изменение международной обстановки - «холодная война» закончилась. Вместе с тем многие уступки западным государствам, на которые пошел Горбачев, не были достаточно продуманы (главным образом в их конкретной реализации), а это не соответствовало национальным интересам страны.
Кризис власти. После опубликования летом 1988 г. указа о собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях на фоне резкого ухудшения экономического положения в стране начались массовые шахтерские забастовки. Постепенно в обществе нарастало недовольство слишком медленными темпами преобразований; в глазах общества виновником «пробуксовки» реформ представлялось консервативное крыло в руководстве КПСС.
После крушения коммунистических режимов в странах Восточной Европы усилились надежды оппозиции на осуществление радикальных преобразований в Советском Союзе. Если оппозиция «в верхах» состояла из Межрегиональной депутатской группы и демократически настроенных интеллигентских кругов, то в оппозиционное движение «снизу» оказались вовлечены широкие массы жителей крупных городов, население ряда союзных республик в Прибалтике, Закавказье, а Молдавии и на Украине. Политическому пробуждению России способствовали намеченные на март 1990 г. выборы народных депутатов всех уровней. В избирательной кампании четко обозначилось про-тивостояние партийного аппарата и оппозиционных сил. Последние получили организационный центр в лице избирательного блока «Демократическая Россия» (в дальнейшем он преобразовался в общественное движение). Февраль 1990 г. стал месяцем массовых митингов, участники которых требовали ликвидации монополии КПСС на власть.
Выборы народных депутатов РСФСР стали первыми по-настоящему демократическими - после избирательной кампании в Учредительное собрание 1917 года. В результате около трети мест в высшем законодательном органе власти республики получили депутаты демократической ориентации. Результаты выборов в России, на Украине, в Белоруссии продемонстрировали кризис власти партийной верхушки. Под давлением общественного мнения была отменена 6-я статья Конституции СССР, провозглашавшая руководящую роль КПСС в советском обществе, в стране началось становление многопартийной системы. Сторонники реформ Б. Н. Ельцин и Г. X. Попов заняли высокие посты: первый был избран председателем Верховного Совета РСФСР, второй - мэром Москвы.
Важнейшим фактором кризиса «верхов» стало усиление национальных движений, возглавивших борьбу против союзного (в терминологии их представителей - имперского) Центра и власти КПСС. Еще в 1988 г. трагические события развернулись в Нагорном Карабахе и, как тогда говорили, вокруг него. Произошли первые со времен гражданской войны манифестации под националистическими лозунгами, погромы (армян в азербайджанском Сумгаите - февраль 1988 г., турок-месхетинцев в узбекской Фергане - июнь 1989 г.) и вооруженные столкновения (Нагорный Карабах, Абхазия) на национальной почве. Верховный Совет Эстонии провозгласил верховенство республиканских законов над общесоюзными (ноябрь 1988 г.). И в Азербайджане, и в Армении к концу 1989 г. накалились страсти на национальной почве. Верховный Совет Азербайджана декларировал суверенитет своей республики, а в Армении было создано Армянское общественное движение, выступившее за независимость и отделение от СССР. В самом конце 1989 г. компартия Литвы заявила о своей самостоятельности по отношению к КПСС.
В 1990 г. национальные движения развивались по восходящей. В январе в связи с армянскими погромами в Баку были введены войска. Сопровождавшаяся массовыми жертвами военная операция лишь на время сняла с повестки дня вопрос о самостоятельности Азербайджана. Тогда же литовский парламент проголосовал за независимость республики, и в Вильнюс вошли войска. Вслед за Литвой аналогичные решения были вынесены парламентами Эстонии и Латвии, летом декларации о суверенитете приняли Верховные Советы России (12 июня) и Украины (16 июля), после чего «парад суверенитетов» охватил другие республики. В феврале-марте 1991 г. референдумы о независимости были проведены в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии.
Два президента. Осенью 1990 г. М. С. Горбачев, избранный Съездом народных депутатов президентом СССР, был вынужден провести реорганизацию органов государственной власти. Исполнительные органы теперь стали подчиняться непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган - Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Начались разработка и шедшее с большим трудом согласование проекта нового Союзного договора между республиками СССР.
В марте 1991 г. был проведен первый в истории страны референдум - гражданам СССР предстояло высказать свое мнение по вопросу о сохранении Советского Союза как обновленной федерации равных и суверенных республик. Показательно, что 6 (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия) из 15 союзных республик не приняли участия в референдуме. Не менее показательно и то, что 76% участвовавших в голосовании высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и Всероссийский референдум - большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики.
12 июня 1991 г., ровно год спустя после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, состоялись общенародные выборы первого в истории России президента. Им стал Б. Н. Ельцин, в поддержку которого высказались более 57% принявших участие в голосовании. После этих выборов Москва превратилась в столицу двух президентов - общесоюзного и российского. Позиции двух лидеров согласовать было трудно, а личные отношения между ними не отличались взаиморасположением.
Оба президента выступали за реформы, но при этом они по-разному смотрели на цели и пути преобразований. Один из них, М. С. Горбачев, опирался на коммунистическую партию, которая переживала процесс раскола на консервативную и реформистскую части. К тому же партийные ряды стали таять - КПСС покинуло около трети ее членов. Опорой другого президента, Б. Н. Ельцина, были оппозиционные по отношению к КПСС силы. Закономерно, что в июле 1991 г. Ельцин подписал указ, запрещавший деятельность партийных организаций на государственных предприятиях и в учреждениях. События, разворачивавшиеся в стране, свидетельствовали о том, что процесс ослабления власти КПСС и распада Советского Союза приобретал необратимый характер.
Август 1991 года: революционный поворот истории. К августу 1991 г. были разработаны проекты двух важнейших документов - нового Союзного договора и программы КПСС. Предполагалось, что правящая партия встанет на социал-демократические позиции. Проект Союзного договора предусматривал создание на новых основах Союза Суверенных Государств. Он был одобрен главами 9 республик и президентом СССР Горбачевым. Планировалось, что программа будет утверждена на предстоящем съезде КПСС, а подписание Союзного договора произойдет 20 августа. Однако проект договора не мог удовлетворить ни сторонников замкнутой на Центр федерации, ни сторонников дальнейшей суверенизации республик, в первую очередь российских радикальных демократов.
Представители партийно-государственных верхов, считавшие, что только решительные действия помогут сохранить политические позиции КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым методам. Они решили воспользоваться отсутствием в Москве президента СССР, который находился на отдыхе в Крыму.
Рано утром 19 августа телевидение и радио сообщили гражданам, что в связи с болезнью М. С. Горбачева исполнение обязанностей президента СССР временно возложено на вице-президента Г. И. Янаева и что «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения» образован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав этого комитета вошли 8 человек, в том числе вице-президент, премьер-министр В. С. Павлов, силовые министры. Горбачев оказался изолированным на государственной даче. В Москву были введены воинские части и танки, объявлен комендантский час.
Центром сопротивления ГКЧП стал Дом Советов РСФСР - так называемый Белый дом. В обращении «К гражданам России» президент РСФСР Б. Н. Ельцин и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов призвали население не подчиняться незаконным решениям ГКЧП, квалифицировав действия его членов как антиконституционный переворот. Поддержка москвичей придавала стойкости и решимости руководству России. Десятки тысяч жителей столицы и немалое число приезжих граждан пришли к Белому дому, выражая поддержку Ельцину и готовность защищать резиденцию российской государственной власти с оружием в руках.
Противостояние ГКЧП и Белого дома продолжалось три дня. Страшась развязывания гражданской войны, Янаев и его соратники не решились на штурм Дома Советов. На третий день деморализованные представители ГКЧП начали вывод войск из Москвы и вылетели в Крым, надеясь договориться с Горбачевым. Однако президент СССР сумел возвратиться в Москву вместе с прилетевшими «на выручку» вице-президентом РСФСР А. В. Руцким. Члены ГКЧП были арестованы.
Ельцин подписал указы о приостановлении деятельности КПСС и КП РСФСР и издания газет коммунистической ориентации. Горбачев заявил о сложении с себя полномочий генерального секретаря ЦК КПСС, а затем издал указы, фактически прекращавшие деятельность партии и передававшие ее имущество в собственность государства.
Распад СССР и создание СНГ. Последние месяцы 1991 г. стали временем окончательного распада СССР. Был распущен Съезд народных депутатов СССР, радикально реформирован Верховный Совет СССР, ликвидировано большинство союзных министерств, вместо кабинета министров создавался безвластный межреспубликанский экономический комитет. Высшим органом, руководившим внутренней и внешней политикой государства, стал Государственный совет СССР, в который вошли президент СССР и главы союзных республик. Первым решением Госсовета было признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии. Тем временем на местах республиканские власти начали переподчинять себе находившиеся ранее в ведении федерального Центра отрасли народного хозяйства и государственные структуры.
Предполагалось подписать новый Союзный договор и создать уже не федерацию, а конфедерацию суверенных республик. Но и этим планам не суждено было сбыться. 1 декабря на Украине был проведен референдум, и большинство принявших в нем участие (более 80%) высказались за независимость республики. В этих условиях руководство Украины решило не подписывать новый Союзный договор.
7-8 декабря 1991 г. президенты России и Украины Б. Н. Ельцин и Л. М. Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, встретившись в Беловежской пуще, неподалеку от пограничного Бреста, объявили о прекращении существования СССР и образовании в составе трех республик Содружества Независимых Государств (СНГ). В дальнейшем в СНГ вошли все бывшие советские союзные республики, за исключением прибалтийских.

Причины перестройки

Командная экономика не смогла далее провести модернизацию, т.е. глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров.

Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом, в сфере военных технологий.

Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности населения за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы . Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.

Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство.

Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов.

В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции все труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской войны. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.


Характер реформирования советской системы предопределили экономические интересы номенклатуры-советского правящего класса. Номенклатура тяготится коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения. Чтобы обезопасить себя, узаконить свое господство, она стремится изменить общественный строй в своих интересах. Этот шаг расколол единый правящий класс. По одну сторону "баррикад” оказались так называемые "партократы", привыкшие рассматривать государственные должности всего лишь как кормушку и ни за что не отвечать. Другая, большая часть правящего класса, объективно действуя в интересах всего общества, неосознанно поддерживала радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления и реформ. Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части обществе.

Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен. Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. С каждым днем становилось очевидным: для перемен необходимо обновление руководства страны.

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко, на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства М.С. Горбачева . Он не стремился к смене общественно-политического строя, считая, что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны.

Перестройку условно можно разделить на три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными компаниями административного характера - антиалкогольная кампания , «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией.

Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей».

Второй этап (январь 1987 -- июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989 -- 1991). Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями.

С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски - настроенные силы - начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

Итоги перестройки

Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика - все это привело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой.

В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга.


Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 г. и её провал; распад СССР; Беловежские соглашения.

1.Перестройка в СССР. Экономические реформы.
2.Политические реформы в СССР 1985 - 1991 гг.
3.Национальная политика и межнациональные отношения в СССР 1985 - 1991 гг.

Перестройкой принято называть период с марта 1985 по декабрь 1991 ᴦ., когда в СССР были предприняты экономические, политические, социальные, правовые и другие реформы, чтобы осуществить «всестороннее совершенствование социализма» и придать ему новый, более привлекательный облик как внутри страны, так и за её пределами.
Необходимость реформирования социализма диктовали следующие факторы:
снижение от пятилетки к пятилетке ᴛᴇᴍпов развития экономики и её предкризисное состояние к середине 80-х гг.;
неспособность советской экономики обеспечить должный технологический прорыв в новейших областях научно-технического прогресса (компьютеризация, биотехнология, генная инженерия, ресурсосбережение и др.);
постоянное и хроническое отставание развития социальной сферы от потребностей населения и общества в целом (жильё, медицинское обслуживание, обеспечение необходимыми промышленными товарами и т. д.);
серьёзные проблемы, существовавшие в сельском хозяйстве: явно обозначившиеся тенденции экономического оскудения села, неспособность в полной мере обеспечить страну продуктами питания и другой сельскохозяйственной продукцией;
деградация и дальнейшая бюрократизация партийного руководства, его невосприимчивость к реалиям современного мира;
разрастание, несмотря на жёсткий партийный и государственный контроль, таких явлений, как теневая экономика и коррупция во властных эшелонах, усиление оппозиционных настроений в советском обществе;
обострение конфронтации с Западом и необходимость разработки новых подходов во внешней политике;
все возраставший разрыв между оценкой ситуации в стране в документах КПСС и декларациях партийного руководства и реальной жизнью.
Перестройка в СССР началась сверху. В марте 1985 г. после смерти К. У. Черненко на должность Генерального секретаря ЦК КПСС был избран 54 - летний М. С. Горбачёв. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС он провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны, который был конкретизирован на XVII съезде КПСС в феврале - марте 1986 г. Курс на ускорение предполагал приоритетное развитие машиностроения на основе использования достижений научно-технического прогресса, а также проведение сильной социальной политики и активизацию «человеческого фактора».
В результате этого курса страна должна была на основе социализма выйти из состояния застоя. Не ставились под сомнения основные принципы существования Советского государства: руководящая роль КПСС, административно-командная сисᴛᴇᴍа управления и нерыночная, сверхцентрализованная, государственно-монополизированная экономика.
Термин «перестройка» начал широко пременяться только после январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, который был посвящен вопросам кадровой политики.
Перестройка, как и курс на ускорение, предусматривала «обновление социализма» и должна была придать ему больший динамизм, преодолеть застой и сломать механизм торможения.
При этом все эти традиционные шаᴦᴎ не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить только самим интузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратеᴦᴎи экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты - Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.
Реформа исходила из идеи сохранения плановой экономики.
Тем не менее, предполагалось внесение серьёзных изменений в существующую экономическую модель. В общих чертах они предусматривали:
расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через развитие производственной кооперации);
отказ от монополии внешней торговли;
более глубокая интеграция в мировой рынок;
сокращение числа отраслевых министерств и ведомств;
признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств);
возможность закрытия убыточных предприятий;
создание банковской сети.
Ключевым документом реформы стал принятый тогда же «Закон о государственном предприятии», предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. При этом, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства. Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над сисᴛᴇᴍой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности самостоятельной экономической деятельности.
Тем не менее, одним из немногих результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шёл этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась только в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Всё это вело к тому, что началась легализация «теневой экономики», в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчётам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. рублей.
С самого начала «перестройки» лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет 3 раза сократить применение ручного труда. С учётом роста цен увеличить почти на 30 % зарплату работникам производственной сферы. За счёт снятия ограничений с подсобного хозяйства уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться ещё на 600 рублей в месяц.
Началась школьная реформа, главным направлением которой должно было стать предоставление большей самостоятельности учебным заведениям.
Аналогичные меры были приняты и в сфере здравоохранения.
Особое внимание намечалось уделить развитию культурно-просветительских учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).
При этом нарастание экономических трудностей сделало невозможным реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь, - опережающего возможности производства роста заработной платы. Её размер увеличился со 190 рублей в 1985 г. до 530 рублей в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворённый спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. рублей (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению «визитных карточек покупателя», без которых купить было ничего невозможно.
Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись.
Горбачёв согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80 %, то в 1988 г. - уже 88 %). Это были правильные ориентиры, ᴛᴇᴍ более, что можно было проводить их под контролем государства. Но реализация большинства этих мер была отложена до 1991 - 1995 гг.
В сельском хозяйстве ситуация складывалась ещё более траᴦᴎчно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Николай Сивков с двумя помощниками сдавал молоко и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачёв разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была ещё в 30-е годы передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось только 2 % возделываемых земель и содержалось 3 % поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.
Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не работало.
Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.
За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные внешние заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.
Поскольку союзное правительство затяᴦᴎвало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу «500 дней». Она предполагала за этот короткий срок провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия центра.
распад ссср перестройка
После отказа Горбачёва одобрить эту программу руководство России заявило, что начнёт её реализацию в одностороннем порядке. Причём это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а её полный демонтаж. Становилось ясно, что политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступает в решающую фазу.
Главными причинами неудач экономического реформирования в годы «перестройки» стали:
непрерывные корректировки принимаемых экономических реформ;
промедление в осуществлении уже принятых решений;
начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления;
отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни;
обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли центра;
активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны;
утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.
К лету 1991 г. экономические реформы Горбачёва потерпели окончательный крах.
Таким образом, советская экономика в своем развитии в 1985 - 1991 гг. прошла сложный путь от планово-директивной модели к рыночной. Это означало полный демонтаж сисᴛᴇᴍы управления экономикой, работавшей десятки лет. При этом и экономической сисᴛᴇᴍы, основанной на материальном стимулировании производителя, создать так и не удалось. В результате прежние структуры управления оказались разрушены, а новые созданы не были. Коллапс советской экономики в этих условиях был неизбежен.
Важной вехой политических реформ и демократизации общества стали решения XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС (28 июня - 1 июля 1988 г.). Они предусматривали реформирование государственной системы, расширение гласности, борьбу с бюрократизмом, а главное - переход реальной власти от КПСС к Советам.
Однако при этом не была учтена особая роль КПСС в государстве, сложившаяся за весь период советской власти, поэтому быстрое, осуществленное без предварительной подготовки отстранение партии от руководства привело к потере управляемости страной, так как Советы, фактически не участвовавшие в управлении государством, не успели набрать ни опыта, ни авторитета.
В соответствии с решениями XIX партконференции в декабре 1988 г. Верховный Совет СССР внес соответствующие поправки в Конституцию 1977 г. и принял новый Закон о выборах народных депутатов. Учреждался новый высший законодательный орган - Съезд народных депутатов СССР в количестве 2250 человек. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий парламент - Верховный Совет - и его главу - Председателя Верховного Совета СССР. Аналогичные структуры власти создавались в союзных и автономных республиках. В ходе выборов Советов всех уровней предусматривалось выдвижение нескольких кандидатов на одно место депутата.
Весной 1989 г. состоялись выборы делегатов на I съезд народных депутатов СССР. Они проходили в острой политической борьбе между сторонниками и противниками реформ и проведения перестройки в целом.
I съезд народных депутатов СССР состоялся в мае - июне 1989 г. в Москве. Его работа широко транслировалась средствами массовой информации и вызвала огромный интерес как в СССР, так и в мире. На съезде развернулись острые дебаты практически по всем вопросам.
На съезде М. С. Горбачёв был избран Председателем Верховного Совета СССР, хотя его популярность в это время заметно снизилась. Н. И. Рыжков стал Председателем Совета Министров СССР.
Первоначально курс на ускорение и перестройку не предполагал радикальных изменений в политической системе Советского государства. Не ставились под сомнение руководящая роль КПСС, сисᴛᴇᴍа выборов в Советы, принципы деятельности государственных и общественных организаций. При этом провал курса на ускорение социально-экономического развития страны, а также нарастание кризисных явлений в экономике и социальных отношениях свидетельствовали о необходимости политических преобразований.
Важным симптомом изменений в политическом курсе (в первую очередь, в области прав человека) стало освобождение в декабре 1986 г. (по личному указанию М. С. Горбачёва) из горьковской ссылки академика А. Д. Сахарова, который сразу же активно включился в политическую жизнь. Вскоре были освобождены из тюрем и лагерей ещё около 100 диссидентов.
Изменениям подвергалась и кадровая политика КПСС. С одной стороны, заменялись неспособные, бездеятельные, чем-то себя запятнавшие руководители, а с другой - те, кто выступал против Горбачёва и его курса. С 1985 по 1991 гг. было заменено подавляющее большинство партийных и советских руководителей как в центре, так и на местах. Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. признал необходимым в целях ускорения реформ вести кадровую работу на основе главного критерия - руководители должны поддерживать курс на ускорение и перестройку. В результате Горбачёв встретил серьёзное сопротивление со стороны различных слоев партийного руководства.
На этом же пленуме Горбачёв предложил проводить выборы в Советы, Включая в бюллетени для тайного голосования несколько кандидатур, а не одну, как было раньше. Первые такие выборы в местные Советы состоялись летом 1987 ᴦ., но основная масса депутатов была избрана по-прежнему, на безальтернативной основе.
С 1987 г. все более отчётливо стала проводиться линия на демократизацию и гласность, что вызвало недовольство не только в местных, но и в высших эшелонах власти. В руководстве ЦК КПСС консервативные силы пытались опереться на члена Политбюро Е. К. Лигачева. Во главе радикальных сил стал первый секретарь МГК КПСС Б. Н. Ельцин, который на Пленуме ЦК КПСС в октябре 1987 г. подверг критике медленные ᴛᴇᴍпы перестройки. Вскоре Ельцин ушел в отставку и поучил второстепенный пост председателя Госстроя СССР, но он стал символом тех, кто хотел более решительных преобразований. Горбачёв в этих условиях пытался занять центристскую позицию, маневрируя между консерваторами и радикалами.
На I съезде народных депутатов СССР произошло окончательное разделение сторонников перестройки на умеренных во главе с М. С. Горбачёвым и радикалов, ведущую роль среди которых иᴦрали А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. (После смерти А. Д. Сахарова в декабре 1989 г. Ельцин стал лидером радикально настроенных сил). С этого периода усилилась борьба между Горбачёвым и Ельциным за лидерство в реформаторском процессе, завершавшаяся в конце 1991 г.
В марте 1990 г. состоялся III внеочередной съезд народных депутатов СССР. На нем была отменена 6-я статья Конституции СССР, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. М. С. Горбачёв был избран Президентом СССР. Эта должность вводилась в нашей стране впервые. При этом президентская система слабо сочеталась с властью Советов. Это также повлияло на дальнейшее обострение ситуации, так как власть Советов предполагала не разделение властей, а полновластие Советов.
К этому времени явно обозначился общий кризис в КПСС. Начался массовый выход из неё членов партии. За период 1985 - 1991 гг. партия сократилась с 21 млн. до 15 млн. человек.
Одновременно в конце 80-х - начале 90-х гг. стала формироваться многопартийность в стране: возникали разнообразные политические движения, партии, организации. В союзных республиках появились Народные фронты. В Москве сформировались движение Демократическая Россия, Либерально-демократическая партия СССР (впоследствии Либерально-демократическая партия России - ЛДПР), Коммунистическая партия РСФСР (впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации - КПРФ), Демократическая партия России и др.
При этом подавляющее большинство возникших политических партий предлагали ориентироваться не на социализм, а на западную модель.
Летом 1990 г. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. Российское правительство было сформировано из его сторонников и начало подготовку программы радикальных экономических реформ.
12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин одержал убедительную победу на первых президентских выборах в России.
М. С. Горбачёв к этому времени уже показал неспособность к эффективному руководству страной, потерял былую популярность среди подавляющего большинства населения. К концу 1990 г. он занимал посты Президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС, Верховного главнокомандующего вооруженными силами страны, возглавил Совет Федерации и Совет Безопасности СССР, получил право непосредственно руководить правительством. При этом, чем больше он формально концентрировал в своих руках власть, ᴛᴇᴍ меньшей реальной властью обладал. Политические реформы вместо укрепления позиций социализма приводили к обратным результатам. В стране назревал политический кризис.
Демократизация общественной жизни не могла не коснуться сферы межнациональных отношений. Годами копившиеся проблемы, которые власти долго старались не замечать, проявились в резких формах сразу, как только повеяло свободой. Первые открытые массовые выступления прошли в знак не согласия с сокращавшимся из года в год числом национальных школ и стремлением расширить сферу применения русского языка.
Попытки Горбачёва оᴦраничить силу национальных элит вызвали ещё более активные протесты в ряде республик. В декабре 1986 г. в знак протеста против назначения первым секретарем ЦК Компартии Казахстана русского Г.В. Колбина вместо Д.А. Кунаева многотысячные демонстрации, перешедшие в беспорядки, состоялись в Алма-Ате. Расследование злоупотреблений властью, имевших место в Узбекистане, вызвало массовое недовольство в этой республике.
Ещё более активно, чем в прежние годы, звучали требования о воссоздании автономии крымских татар, немцев Поволжья.
При этом зоной самых острых межнациональных конфликтов стало Закавказье.
Β 1987 г. в Нагорном Карабахе (Азербайджанская ССР) начались массовые волнения армян, составлявшие большинство населения этой автономной области. Они требовали передачи территории НКАО в состав Армянской ССР. Обещание союзных властей «рассмотреть» этот вопрос было воспринято как согласие с требованием армянской стороны. А это привело к поᴦромам армянских семей в Сумгаите (АзССР). Характерно, что партийный аппарат обеих республик не только не препятствовал межнациональному конфликту, но и сам активно участвовал в создании национальных движений.
Горбачёв отдал приказ ввести в Сумгаит войска и объявить комендантский час. Таких мер СССР ещё не знал.
На фоне карабахского конфликта и бессилия союзных властей в мае 1988 г. были созданы народные фронты в Латвии, Литве, Эстонии. Если вначале они выступали «в поддержку перестройки», то уже через несколько месяцев объявили конечной целью выход из состава СССР. Наиболее массовой и радикальной из этих организаций стал «Саюдис» (Литва). Вскоре под их давлением Верховные Советы прибалтийских республик приняли решение о провозглашении национальных языков государственными и лишении этого статуса русского языка.
Требование о введении родного языка в государственных и учебных заведениях звучало на Украине, в Белоруссии, Молдавии.
В республиках Закавказья обострились межнациональные отношения не только между республиками, но и внутри их (между ᴦрузинами и абхазами, ᴦрузинами и осетинами и др.).
В среднеазиатских республиках впервые за многие годы возникла уᴦроза проникновения исламского фундаментализма.
В Якутии, Татарии, Башкирии набирали силу движения, требовавшие предоставления этим автономным республикам прав союзных.
Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, делали особый упор на то, что их республики и народы «кормят Россию» и союзный центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их процветание может быть обеспечено только в результате выхода из состава СССР.
Стоит заметить, что для партийной же верхушки республик создавалась исключительная возможность для обеспечения быстрой карьеры и благосостояния.
«Команда» Горбачёва оказалась не готова предложить пути выхода из «национального тупика» и потому постоянно медлила и опаздывала с принятием решений. Ситуация постепенно начинала выходить из-под контроля.
Обстановка ещё более осложнилась после проведения в начале 1990 г. выборов в союзных республиках на основе нового избирательного закона. Почти везде победу одержали лидеры национальных движений. Партийное руководство республик предпочло поддержать их, рассчитывая остаться у власти.
Начался «парад суверенитетов»: 9 марта декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Грузии, 11 марта - Литвы, 30 марта - Эстонии,
4 мая - Латвии, 12 июня - РСФСР, 20 июня - Узбекистана, 23 июня - Молдавии, 16 июля - Украины, 27 июля - Белоруссии.
Реакция Горбачёва поначалу была резкой. В отношении Литвы, к примеру, были приняты экономические санкции. При этом с помощью Запада она сумела выстоять.
В условиях разлада между центром и республиками в роли арбитров попытались предложить себя лидеры западных стран - США, ФРГ, Франции.
Все это заставило Горбачёва с большим опозданием объявить о начале разработки нового Союзного договора.
Эта работа началась летом 1990 г. Против пересмотра основ Союзного договора 1922 г. выстуᴨᴎᴫо большинство членов Политбюро и руководства Верховного Совета СССР. Поэтому Горбачёв начал бороться против них с помощью избранного Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и руководителей других союзных республик.
Основной идеей, заложенной в проект этого документа, была идея широких прав союзных республик, прежде всего в экономической сфере (а позже даже их экономического суверенитета). Но довольно скоро выяснилось, что Горбачёв не готов пойти и на это. С конца 1990 г. союзные республики, обладавшие теперь большой самостоятельностью, решили действовать по своему усмотрению: была заключена серия двухсторонних соглашений между ними в области экономики.
Тем временем резко осложнилась ситуация в Литве, где Верховный Совет один за другим принимал законы, оформлявшие на деле суверенитет республики. В январе 1991 г. Горбачёв в ультимативной форме потребовал от Верховного Совета Литвы восстановить в полном объёме действие Конституции СССР, а после отказа - ввел дополнительные воинские формирования, что привело к столкновению с населением в Вильнюсе, в результате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс по всей стране, ещё раз скомпрометировав союзный центр.
17 марта 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. 76 % населения огромной страны высказались за сохранение единого государства.
Летом 1991 г. состоялись первые в истории России выборы президента. В ходе избирательной кампании ведущий кандидат от «демократов» Ельцин активно разыгрывал «национальную карту», предлагая региональным лидерам России брать суверенитет столько, сколько они «смогут съесть». Это во многом обеспечило ему победу на выборах. Позиции Горбачёва ещё более ослабли. Нараставшие экономические сложности требовали ускорить разработку нового Союзного договора. В этом теперь уже в первую очередь было заинтересовано союзное руководство. Летом Горбачёв согласился на все условия и требования, предъявленные союзными республиками. По проекту нового договора СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, в состав которого на равных условиях входили бы как бывшие союзные, так и автономные республики. По форме объединения это была скорее конфедерация. Предполагалось и формирование новых союзных органов власти. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.
Часть высших руководителей СССР восприняла подготовку подписания нового Союзного договора как угрозу существованию единого государства и попыталась его предотвратить.
В отсутствие Горбачёва в Москве в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который возглавил вице-президент Г. И. Янаев. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий; запретил проведение митингов и демонстраций; установил контроль над средствами массовой информации4 ввел войска в Москву.
Утром 19 августа руководство РСФСР выстуᴨᴎᴫо с обращением к гражданам республики, в котором расценило действия ГКЧП как государственный переворот и объявило их незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг здания Верховного Совета, чтобы предотвратить его штурм войсками. 21 августа начала работу сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву, члены ГКЧП были арестованы.
Попытка членов ГКЧП спасти СССР привела к прямо противоположному результату - распад единой страны ускорился.
21 августа о независимости объявили Латвия и Эстония, 24 августа - Украина, 25 августа - Белоруссия, 27 августа - Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 31 августа - Узбекистан и Киргизия, 9 сентября - Таджикистан, 23 сентября - Армения, 27 октября - Туркмения. Скомпрометированный в августе союзный центр оказался никому не нужен.
Теперь уже речь могла идти только о создании конфедерации. 5 сентября V Внеочередной Съезд народных депутатов СССР фактически заявил о самороспуске и передаче властных полномочий Государственному Совету СССР, в составе руководителей республик. Горбачёв как глава единого государства оказался лишним. 6 сентября Госсовет СССР признал независимость Латвии, Литвы, Эстонии. Это было началом реального распада СССР.
8 декабря в Беловежской пуще (Белоруссия) собрались Президент России Ельцин, Председатель Верховного Совета Украины Л. М, Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич. Они объявили о денонсации Союзного договора 1922 г. и прекращении существования СССР.
Вместо него создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ), объединившее первоначально 11 бывших союзных республик (без Прибалтики и Грузии). 27 декабря Горбачёв заявил об отставке. СССР прекратил существование.
Таким образом, в условиях острого кризиса союзных структур власти инициатива в политическом реформировании страны перешла к республикам. Август 1991 г. поставил окончательный крест на существовании союзного государства.

Таблица 1

Таблица 2.

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Началось преобразование советского общества, которое должна было осуществляться в рамках социалистической системы.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (политика «ускорения »). Его рычагами должны были стать технологическое перевооружение производства и повышение производительности труда. Повысить производительность предполагалось за счет трудового энтузиазма (возрождались социалистические соревнования), искоренения алкоголизма (антиалкогольная компания – май 1985 г.) и борьбы с нетрудовыми доходами.

«Ускорение» привело к некоторому оживлению экономики, но уже к 1987 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем – и в промышленности. Ситуацию осложняли огромные капиталовложения, необходимые для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) и продолжающаяся война в Афганистане.

Руководство страны было вынуждено пойти на более радикальные преобразования. С лета 1987 г. начинается собственно перестройка. Программу экономических преобразований разрабатывали Л. Абалкин, Т. Заславская, П. Бунич. Образцом для перестройки стал НЭП.

Основное содержание перестройки:
В экономической сфере:

  1. Происходит перевод государственных предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Поскольку оборонные предприятия были не способны действовать в новых условиях, проводится конверсия – перевод производства на мирные рельсы (демилитаризация экономики).
  2. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.
  3. Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Директивный государственный план сменился госзаказом.

В политической сфере:

  1. Расширяется внутрипартийная демократия. Возникает внутрипартийная оппозиция, связанная, прежде всего, с неудачами экономических преобразований. На октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС с критикой нерешительности в проведении политики реформ и методов преобразований выступил первый секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин. На XIX Всесоюзной конференции КПСС было принято решение о запрете безальтернативных выборов.
  2. Существенно перестраивается государственный аппарат. В соответствии с решениями XIX конференции (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин (май 1990 г.). В марте 1990 г. В СССР был введен пост президента. Первым президентом СССР стал М.С. Горбачев.
  3. С 1986 г. проводится политика «гласности » и «плюрализма », т.е. в СССР искусственно создается некое подобие свободы слова, предполагающее возможность свободного обсуждения строго определенного партией круга вопросов.
  4. В стране начинает складываться многопартийная система.

В духовной сфере:

  1. Государство ослабляет идеологический контроль над духовной сферой жизни общества. Свободно издаются запрещенные ранее литературные произведения, известные читателям только по «самиздату» - «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Дети Арбата» Б. Рыбакова и т.д.
  2. В рамках «гласности» и «плюрализма» проводятся «круглые столы» по некоторым вопросам истории СССР. Начинается критика «культа личности» Сталина, пересматривается отношение к Гражданской войне и т.д.
  3. Расширяются культурные связи с Западом.

К 1990 г. идея перестройки практически исчерпала себя. Не удалось остановить падение производства. Попытки развить частную инициативу – движения фермеров и кооператоров – обернулись расцветом «черного рынка» и углублением дефицита. «Гласность» и «плюрализм» - главные лозунги перестройки – к падению авторитета КПСС, развитию националистических движений. Тем не менее, горбачевская администрация с весны 1990 г. переходит к следующему этапу политических и экономических преобразований. Г. Явлинским и С. Шаталиным была подготовлена программа «5оо дней», предусматривающая относительно радикальные экономические преобразования с целью постепенного перехода к рынку. Эта программа была отвергнута Горбачевым под влиянием консервативного крыла КПСС.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР о постепенном переходе к регулируемой рыночной экономике. Предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства. Однако эти меры уже не могли спасти социалистическую систему и СССР.

Уже с середины 80-х фактически намечается распад государства. Возникают мощные националистические движения. В 1986 г. происходят погромы русского населения в Казахстане. Межнациональные конфликты возникли в Фергане (1989), в Ошской области Киргизии (1990). С 1988 г. начинается вооруженный армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. В 1988-1989 гг. выходят из-под контроля центра Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Молдавия. В 1990 г. они официально провозглашают свою независимость.

12 июня 1990 г. I Съезд Советов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации .

Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового Союзного договора. Чтобы придать легитимность этому процессу в марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. Большинство населения высказалось за сохранение СССР, но на новых условиях. В апреле 1991 г. начались переговоры Горбачева с руководством 9 республик в Ново-Огареве («Новоогаревский процесс»).

К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. Подписание договора было намечено на 22 августа.

Именно намеченное подписание Союзного договора спровоцировало выступление ГКЧП (19 августа–21 августа 1991 г), пытавшегося сохранить СССР в старой форме. В Государственный Комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП) вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков.

ГКЧП был издан приказ об аресте Б.Н. Ельцина, избранного 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР. Было введено военное положение. Однако большинство населения и военнослужащих отказались поддержать ГКЧП. Это предрешило его поражение. 22 августа члены были арестованы, но подписание договора уже так и не состоялось.

В результате августовского путча был окончательно подорван авторитет М.С. Горбачева. Реальная власть в стране перешла к руководителям республик. В конце августа была приостановлена деятельность КПСС. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых государств (СНГ) – «Беловежские соглашения ». 21 декабря к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Внешняя политика СССР В 1985-1991 гг

Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987-1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе «нового политического мышления ».

Основное содержание «нового политического мышления»:

  1. Признание современного мира единым и взаимозависимым, т.е. отказ от тезиса о расколе мира на две противоположные идеологические системы.
  2. Признание универсальным способом решения международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.
  3. Отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей.

Для нового внешнеполитического курса требовались новые кадры – министр иностранных дел, символ успешной советской внешней политики, А.А. Громыко был заменен Э.А. Шеварднадзе.

Исходя из принципов «нового мышления» Горбачев определил три основных направления внешней политики:

  1. Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении.
  2. Урегулирование региональных конфликтов (начиная с Афганистана).
  3. Расширение экономических связей со всеми государствами независимо от их политической ориентации.

После встреч в верхах (практически ежегодных) СССР и США были подписаны соглашения об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г., Вашингтон) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1, июль 1991 г., Москва).

Одновременно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек.

Разрушена берлинская стена. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачев дал согласие на объединение Германии. 2 октября 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ.

В странах социалистического содружества с лета 1988 г. и до весны 1990 г. происходит серия народных революций («Бархатные революции »), в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к демократическим силам. Начинается форсированный вывод советских войск с военных баз в Центральной и Восточной Европе. Весной 1991 г. оформляется роспуск СЭВ и ОВД.

В мае 1989 г. М. С. Горбачев нанес визит в Пекин. После этого была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Несмотря на некоторые успехи, на практике, «новое мышление» стало политикой односторонних уступок СССР и привело к краху его внешней политики. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро потерял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики стран НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990- 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к странам «Большой семерки».

Перестройка в СССР 1985-1991 годов стало масштабным периодом в истории, охватившем социальную, политическую и экономическую жизнь в государстве. Многие считают именно перестройку этапом, который привел к распаду Советского Союза.

Предпосылки и основные причины перестройки

Период правления Л. И. Брежнева с легкой руки М. С. Горбачева был назван эпохой застоя.

Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

Несмотря на рост благосостояния населения, в экономике наблюдался спад. На рынке наблюдался постоянный дефицит товаров. Только продажа нефти помогала СССР финансово оставаться на плаву, благодаря эмбарго арабских стран. Однако после снятия этого эмбарго цены на нефть стали стремительно падать. Правительство Брежнева не хотело или не могло решить накопившихся экономических проблем, которые могли сказаться при любом изменении ситуации в мире. Это показало несовершенство системы управления. Ко всему прочему война в Афганистане также была экономически невыгодной Советскому Союзу. Капиталистический мир ввел против СССР санкции для прекращения боевых действий, что сократило количество экспорта и сказалось на доходах страны.

Именно эти явления и показали слабость советской экономики.

Перестройка

Март 1985 года стал началом перехода к новой политике М. С. Горбачева, который сразу дал понять, что будет проводить целый ряд изменений. Целями перестройки была реформа социально-экономического развития страны, омоложение кадров в политической системе, смягчение внешнеполитической деятельности и подъем промышленности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В апреле 1985 года Горбачевым впервые был использован термин «ускорение» экономического развития. Его задачами были административные реформы, модернизация машиностроения и тяжелой промышленности. Однако попытки реформирования экономики не дали желаемых результатов и от ускорения было принято решение перейти к глобальной перестройке.

Перестройку было предложено разделить на несколько этапов.

Таблица “События в период перестройки СССР”

Проводимые во втором этапе мероприятия произвели раскол общества на демократов и коммунистов. Это сформировало некоторую напряженность в социальной среде, породившие неуправляемость перестроечных процессов.

В 1985 году Горбачевым была провозглашена гласность. Были оправданы многие жертвы сталинских репрессий, начали печататься литературные произведения Солженицына и других диссидентов, по телевизору начала работать передача «Взгляд», печататься газета «Аргументы и факты», многие запрещенные ранее фильмы (например, «Собачье сердце») вышли на экраны телевидения. Власть позволяла себя критиковать и не проводила реакционных мер на жесткую критику.

Рис. 2. Портрет Солженицына.

Началась перестройка во внешней политике. Советский Союз взял курс на «потепление» отношений с Западом. Холодная война была фактически проиграна, когда Горбачев пошел на существенные уступки США, надеясь на отмену санкций. При переговорах с президентом США Рейганом была заключена договоренность о разоружении, а в 1989 году из Афганистана были выведены все советские войска.

Рис. 3. Вывод войск из Афганистана.

На втором этапе перестройке так и не были достигнуты поставленные задачи по переходу страны к демократическому социализму. Третий этап полностью проходил вне государственного контроля и был пущен на самотек.

Нарастание политических противоречий на втором этапе перестройки повлекло за собой и национальную конфронтацию. Периферийные республики все чаще начинали заявлять о своем неподчинении Москве. Начиная со второй половины 1989 года, в стране прошел парад суверенитетов. Местные власти декларировали о приоритете местных законов перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. В марте 1990 года Литва заявила о выходе из СССР. В том же году была утверждена должность Президента СССР, который избирался путем общего прямого всенародного голосования. Добиться положительных итогов этой реформой не удалось.4.6 . Всего получено оценок: 650.

Поделиться: