Выготский л с кто он. Лев Выготский

Фрейда знают все, Юрга - большинство, Карнеги и Маслоу - многие. Выготский Лев Семенович - имя скорее для профессионалов. Остальные разве что слышали фамилию и в лучшем случае могут связать ее с дефектологией. И все. А ведь это была одна из ярчайших звезд отечественной психологии. Именно Выготский создал уникальное направление, не имеющие ничего общего с трактовкой становления человеческой личности любого из гуру науки. В 30-х годах в мире психологии и психиатрии каждый знал это имя - Выготский Лев Семенович. Труды этого человека произвели фурор.

Ученый, психолог, учитель, философ

Время не стоит на месте. Делаются новые открытия, наука движется вперед, в чем-то восстанавливая, в чем-то заново открывая утраченное. И если устроить уличный опрос, вряд ли много респондентов смогут ответить, кто же такой Выготский Лев Семенович. Фото - старые, черно-белые, размытые - покажут нам молодого красивого мужчину с породистым удлиненным лицом. Впрочем, старым Выготский так и не стал. Возможно, что к счастью. Его жизнь вспыхнула яркой кометой на своде отечественной науки, мелькнула и погасла. Имя предали забвению, теорию объявили ошибочной и вредной. А между тем, даже если отбросить оригинальность и тонкость общей теории Выготского, тот факт, что его вклад в дефектологию, особенно детскую, неоценим, не подлежит сомнению. Он создал теорию работы с детьми, страдающими поражениями органов восприятия и психическими отклонениями.

Детство

5 ноября 1986 год. Именно в этот день в Орше Могилевской губернии родился Выготский Лев Семенович. Биография этого человека не содержала ярких и удивительных событий. Состоятельные евреи: отец - купец и банкир, мать - учительница. Семья переехала в Гомель, и там обучением детей занимался частный педагог - Соломон Маркович Ашпиз, фигура в тех краях довольно примечательная. Он практиковал не традиционные методы преподавания, а почти не использовавшиеся в учебных заведениях сократические диалоги. Возможно, именно этот опыт определил необычный подход самого Выготского к преподавательской практике. Двоюродный брат, Давид Исаакович Выгодский, переводчик и известный литературный критик тоже оказал влияние на формирование мировоззрения будущего ученого.

Студенческие годы

Выготский знал несколько языков: древнееврейский, древнегреческий, латынь, английский и эсперанто. Учился в Московском университете, сначала на медицинском факультете, затем перевелся на юридический. Какое-то время он постигал науку параллельно на двух факультетах - юридическом и историко-философском, в университете им. Шанявского. Позже Выготский Лев Семенович решил, что юриспруденция его не интересует, и целиком сосредоточился на своем увлечении историей и философией. В 1916 году он написал двухсотстраничный труд, посвященный анализу драмы Шекспира - «Гамлет». Позже он использовал эту работу как дипломную. Этот труд был высоко оценен специалистами, так как Выготский применил новый, неожиданный метод анализа, позволяющий взглянуть на литературное произведение под другим углом. Льву Семеновичу на тот момент было всего 19 лет.

В бытность свою студентом Выготский очень много занимался именно литературным анализом, публиковал работы по произведениям Лермонтова и Белого.

Первые шаги в науку

После революции, окончив вуз, Выготский сначала уезжает в Самару, затем с семьей ищет работу в Киеве и, в конце концов, опять возвращается в родной Гомель, где и живет до 1924 года. Не психотерапевт, не психолог, а учитель - именно такова профессия, которую выбрал Выготский Лев Семенович. Краткая биография тех лет может уместиться в несколько строк. Он работал учителем в школах, техникумах, на курсах. Заведовал сначала театральным отделом образования, а затем - художественным, писал и публиковался (критические статьи, рецензии). Какое-то время Выготский даже проработал редактором местного издания.

В 1923 году он был руководителем группы студентов Московского педологического института. Экспериментальная работа этой группы дала материал для изучения и анализа, который мог использовать в своих трудах Лев Семенович Выготский. Деятельность его как серьезного ученого началась именно в те годы. На Всероссийском съезде психоневрологов в Петрограде Выготский сделал доклад, опираясь на данные, полученные в результате этих экспериментальных исследований. Работа молодого ученого произвела фурор, впервые прозвучали слова о зарождении нового направления в психологии.

Начало карьеры

Именно с этого выступления и началась карьера молодого ученого. Выготского пригласили в Московский институт экспериментальной психологии. Там уже трудились выдающиеся ученые-психологи того времени - Леонтьев и Лурия. Выготский не только органично вписался в этот научный коллектив, но и стал идейным лидером, а также инициатором исследований.

Скоро практический каждый практикующий психотерапевт и дефектолог знал, кто такой Выготский Лев Семенович. Основные труды этого выдающегося ученого будут написаны позже, тогда же он был для всех гениальным практиком, лично занимавшимся педагогической и терапевтической деятельностью. Родители больных детей прилагали невероятные усилия, чтобы попасть на прием к Выготскому. А уж если удавалось стать «подопытным образцом» в лаборатории аномального детства - это считалась невероятной удачей.

Как педагог стал психологом?

Что же такого необычного есть в теории, которую предложил миру Лев Семенович Выготский? Психология ведь не была его профильным предметом, он, скорее, лингвист, литературовед, культуролог, практикующий педагог. Почему же именно психология? Откуда?

Ответ - в самой теории. Выготский - первый, кто попытался отойти от рефлексологии, его интересовало осознанное формирование личности. Образно говоря, если личность - это дом, то до Выготского психологи и психиатры интересовались исключительно фундаментом. Конечно, это необходимо. Без этого не будет дома. Фундамент во многом определяет здание - форму, высоту, некоторые особенности конструкции. Его можно улучшать, совершенствовать, укреплять и изолировать. Но факта это не меняет. Фундамент - это всего лишь основа. А вот что будет на ней построено - результат взаимодействия многих факторов.

Культура определяет психику

Если продолжать аналогию, именно этими факторами, определяющими итоговый вид дома, и интересовался Выготский Лев Семенович. Основные труды исследователя: «Психология искусства», «Мышление и речь», «Психология развития ребенка», «Педагогическая психология». Круг интересов ученого со всей очевидностью сформировал его подход к психологическим исследованиям. Человек, увлеченный искусством и языкознанием, одаренный педагог, любящий и понимающий детей - это Выготский Лев Николаевич. Он отчетливо видел, что нельзя разделять психику и продукты, ею производимые. Искусство и язык - продукты деятельности человеческого сознания. Но они же и определяют формирующееся сознание. Дети растут не в вакууме, а в контексте определенной культуры, в языковой среде, которая оказывает большое влияние на психику.

Педагог и психолог

Выготский хорошо понимал детей. Он был замечательным педагогом и чутким любящим отцом. Его дочери рассказывали, что теплые доверительные отношения у них были не столько с матерью, женщиной строгой и сдержанной, сколько с отцом. И отмечали, что главной особенностью отношения Выготского к детям было чувство глубокого искреннего уважения. Семья жила в маленькой квартирке, и у Льва Семеновича не было отдельного места для работы. Но он никогда не одергивал детей, не запрещал им играть или приглашать в гости друзей. Ведь это было нарушением принятого в семье равенства. Если гости приходят к родителям, такое же право пригласить товарищей есть и у детей. Попросить не шуметь какое-то время, как равный равного - это максимум, который позволял себе Выготский Лев Семенович. Цитаты из воспоминаний дочери ученого, Гиты Львовны, позволят заглянуть «за кулисы» жизни выдающегося российского психолога.

Дочь Выготского об отце

Дочь ученого рассказывает, что отдельного, именно ей посвященного времени было не так много. Зато отец брал ее с собой на работу, в институт, и там девочка могла свободно разглядывать любые экспонаты и препараты, а папины коллеги всегда поясняли ей, что, для чего и зачем нужно. Так, к примеру, она видела уникальный экспонат - мозг Ленина, хранившийся в банке.

Отец не читал ей детских стихов - он просто не любил их, считал это безвкусным примитивом. Зато у Выготского была отличная память, и он мог рассказать наизусть множество классических произведений. В результате девочка отлично развивалась в искусстве и литературе, вовсе не чувствуя своего возрастного несоответствия.

Окружающие о Выготском

Также дочь отмечает, что Выготский Лев Семенович был исключительно внимателен к людям. Когда он слушал собеседника, то сосредотачивался на разговоре полностью. Во время диалога со студентом нельзя было сразу разобрать, кто тут ученик, а кто учитель. Этот же момент отмечают и другие люди, знавшие ученого: дворники, обслуга, уборщицы. Все они говорили, что Выготский бил исключительно искренним и доброжелательным человеком. Причем качество это не было демонстративным, выработанным. Нет, это была просто черта характера. Выготского было очень легко смутить, он был крайне критичен к себе, при этом к людям относился с терпимостью и пониманием.

Работа с детьми

Возможно, именно искренняя доброта, способность глубоко чувствовать других людей и относиться со снисходительностью к их недостаткам привела Выготского в дефектологию. Он всегда утверждал, что ограниченные в чем-то одном способности - это не приговор для ребенка. Гибкая детская психика активно ищет возможности для успешной социализации. Немота, глухота, слепота - это всего лишь физические ограничения. И детское сознание инстинктивно пытается их преодолеть. Главная обязанность врачей и педагогов - помочь ребенку, подтолкнуть его и поддержать, а также предоставить альтернативные возможности для общения и получения информации.

Особое внимание Выготский уделял проблемам умственно отсталых и слепоглухонемых детей как наиболее проблемно социализируемых, и добился большого успеха в организации их обучения.

Психология и культура

Выготский живо интересовался психологией искусства. Он считал, что именно эта отрасль способна оказывать на личность критическое влияние, освобождая аффективные эмоции, которые в обычной жизни не могут быть реализованы. Ученый считал искусство важнейшим инструментом социализации. Личные переживания формируют личный опыт, но эмоции, обусловленные воздействием произведения искусства, формируют опыт внешний, общественный, социальный.

Также Выготский был убежден, что мышление и речь взаимосвязаны. Если развитое мышление позволяет говорить богатым, сложным языком, то есть и обратная взаимосвязь. Развитие речи приведет к качественному скачку интеллекта.

В привычную для психологов связку сознание-поведение он ввел третий элемент - культуру.

Смерть ученого

Увы, Лев Семенович был человеком не слишком здоровым. Еще в 19 лет он заразился туберкулезом. Долгие годы болезнь дремала. Выготский, хотя и не был здоров, но все же справлялся с недугом. Но болезнь медленно прогрессировала. Возможно, ситуацию усугубила и развернувшаяся в 30-х годах травля ученого. Позже его семья грустно шутила, что Лев Семенович вовремя умер. Это спасло его от ареста, допросов и заключения, а родственников - от репрессий.

В мае 1934 года состояние ученого стало настолько тяжелым, что ему был предписан постельный режим, а уже через месяц ресурсы организма были полностью исчерпаны. 11 июня 1934 года скончался выдающийся ученый и талантливый педагог Выготский Лев Семенович. 1896-1934 - всего 38 лет жизни. За эти годы он успел невероятно много. Его труды были оценены по достоинству не сразу. Но сейчас многие практики работы с аномальными детьми основываются именно на методиках, разработанных Выготским.

Выдающийся ученый Выготский Лев Семенович, основные труды которого входят в золотой фонд мировой психологии, многое успел за свою короткую жизнь. Он заложил базу многих последующих направлений в педагогике и психологии, некоторые из его идей еще ждут своего развития. Психолог Лев Выготский принадлежал к плеяде выдающихся русских ученых, которые сочетали в себе эрудированность, блестящие риторические способности и глубокие научные знания.

Семья и детство

Лев Выготский, биография которого началась в благополучной еврейской семье в городе Орше, появился на свет 17 ноября 1896 года. Его фамилия при рождении была Выгодский, он поменял букву в 1923 году. Отца звали Симх, но на русский манер именовали Семеном. Родители Льва были образованными и обеспеченными людьми. Мама работала учительницей, отец был купцом. В семье Лев был вторым из восьми детей.

В 1897 году Выгодские перебираются в Гомель, где отец становится заместителем управляющего банком. Детство Льва было вполне благополучным, мама все свое время посвящала детям. В доме также росли дети брата Выгодского-старшего, в частности брат Давид, который оказал сильное влияние на Льва. Дом Выгодских был своеобразным культурным центром, где собиралась местная интеллигенция, обсуждались новости культуры и события в мире. Отец был основателем первой в городе публичной библиотеки, дети с детства привыкали к чтению хороших книг. Впоследствии из семьи вышло несколько выдающихся филологов, и чтобы отличаться от своего двоюродного брата, представителя русского формализма, Лев и поменяет букву в фамилии.

Учеба

Для детей в семью Выгодских был приглашен частный учитель Соломон Маркович Ашпиз, известный своим необычным педагогическим методом, основанном на «Диалогах» Сократа. Кроме того, он придерживался прогрессивных политических взглядов и состоял в социал-демократической партии.

Лев формировался под влиянием учителя, а также брата Давида. Он с детства увлекался литературой и философией. Его любимым философом стал Бенедикт Спиноза, и это увлечение ученый пронес через всю жизнь. Лев Выготский учился дома, но позже с успехом сдал экстерном экзамен за пятый класс гимназии и пошел в 6-й класс еврейской мужской гимназии, где и получил среднее образование. Учился Лев хорошо, но продолжал получать частные уроки по латыни, греческому, древнееврейскому и английскому языкам на дому.

В 1913 году он с успехом выдерживает вступительные экзамены в Московский университет на медицинский факультет. Но довольно скоро он переводится на юридический. В 1916 году он много пишет рецензий на книги современных писателей, статей о культуре и истории, размышлений о «еврейском» вопросе. В 1917 году он решает оставить юриспруденцию и переводится на историко-филологический факультет университета им. Шанявского, который и оканчивает через год.

Педагогика

Окончив университет, Лев Выготский столкнулся с проблемой трудоустройства. Он с матерью и младшим братом сначала отправляется в Самару в поисках места, затем едет в Киев, но в 1918 году возвращается в Гомель. Здесь он подключается к строительству новой школы, в которой начинает преподавать вместе со старшим братом Давидом. С 1919 по 1923 годы он работает в нескольких учебных заведениях Гомеля, также возглавляет отдел народного образования. Этот педагогический опыт стал основанием для его первых научных исследований в области методов воздействия на подрастающее поколение.

Он органично входит в прогрессивное для того времени педологическое направление, которое объединяло психологию и педагогику. Выготский создает экспериментальную лабораторию в Гомельском техникуме, в которой формируется его педагогическая психология. Выготский Лев Семенович активно выступает на конференциях и становится заметным ученым в новой сфере. Уже после смерти ученого труды, посвященные проблемам формирования навыков и обучения детей, будут объединены в книге под названием «Педагогическая психология». В ней будут собраны статьи о внимании, эстетическом воспитании, формах изучения личности ребенка и психологии учителя.

Первые шаги в науке

Еще обучаясь в университете, Лев Выготский увлекается литературной критикой, публикует несколько работ по поэтике. Его работа по анализу «Гамлета» У. Шекспира была новым словом в литературном анализе. Однако систематической научной деятельностью Выготский начинает заниматься в иной сфере – на стыке педагогики и психологии. Его экспериментальная лаборатория вела работы, которые стали новым словом в педологии. Уже тогда Льва Семеновича занимали психические процессы и вопросы влияния психологии на деятельность учителя. Его труды, представленные на нескольких научных конференциях, были яркими и своеобразными, что и позволило Выготскому стать психологом.

Путь в психологии

Первые работы Выготского связаны с проблемами обучения аномальных детей, эти исследования не только положили начало становлению дефектологии, но и стали серьезным вкладом в исследование высших психических функций и психических закономерностей. В 1923 году на съезде по психоневрологии происходит судьбоносная встреча с выдающимся психологом А. Р. Лурией. Он был буквально покорен докладом Выготского и стал инициатором переезда Льва Семеновича в Москву. В 1924 году Выготский получает приглашение поработать в Московском институте психологии. Так начался самый яркий, но короткий период его жизни.

Интересы ученого были очень разнообразными. Он занимался проблемами актуальной в то время рефлексологии, внес значительный вклад в исследование высших психических функций, а также не забывал о своей первой привязанности – о педагогике. Уже после смерти ученого появится книга, объединяющая его многолетние исследования, – «Психология развития человека». Выготский Лев Семенович был методологом психологии, и в этой книге собраны его фундаментальные размышления о методах психологии и диагностики. Особенно важной является часть, посвященная психологическому кризису, чрезвычайный интерес представляют 6 лекций ученого, в которых он останавливается на главных вопросах общей психологии. Выготский не успел глубоко раскрыть своих идей, но стал основоположником целого ряда направлений в науке.

Культурно-историческая теория

Особое место в психологической концепции Выготского занимает культурно-историческая теория развития психики. Он в 1928 году делает смелое по тем временам заявление, что социальная среда является главным источником развития личности. Выготский Лев Семенович, труды по педологии которого отличались особым подходом, справедливо считал, что ребенок проходит стадии становления психики не только в результате реализации биологических программ, но и в процессе освоения «психологических орудий»: культуры, языка, системы счета. Сознание развивается в сотрудничестве и общении, поэтому роль культуры в формировании личности невозможно переоценить. Человек, по мнению психолога, существо абсолютно социальное, и вне общества многие психические функции не могут формироваться.

«Психология искусства»

Еще одна важная, этапная книга, которой прославился Выготский Лев, – «Психология искусства». В свет она вышла через много лет после смерти автора, но даже тогда произвела огромное впечатление на ученый мир. Ее влияние испытали на себе исследователи из разных областей: психологии, лингвистики, этнологии, искусствознания, социологии. Главная мысль Выготского состояла в том, что искусство является важной сферой развития многих психических функций, и его возникновение обусловлено естественным ходом эволюции человека. Искусство является важнейшим фактором выживания человеческой популяции, оно выполняет немало важных функций в социуме и жизни отдельных индивидуумов.

«Мышление и речь»

Выготский Лев Семенович, книги которого до сих пор чрезвычайно популярны во всем мире, не успел опубликовать свой главный труд. Книга «Мышление и речь» была настоящей революцией в психологии своего времени. В ней ученый смог высказать многие идеи, которые много позже были сформулированы и развиты в когнитивистике, психолингвистике, социальной психологии. Выготский экспериментально доказывал, что мышление человека формируется и развивается исключительно в речевой деятельности. При этом язык и речь также являются средствами стимуляции мыслительной активности. Он обнаружил стадиальный характер становления мышления и ввел понятие "кризис", которое сегодня применяется повсеместно.

Вклад ученого в науку

Выготский Лев Семенович, книги которого сегодня являются обязательными к прочтению каждому психологу, за свою очень короткую научную жизнь смог внести немалый вклад в развитие нескольких наук. Его работы стали, в числе прочих исследований, толчком к формированию психоневрологии, психолингвистики, когнитивной психологии. Его культурно-историческая концепция развития психики лежит в основании целой научной школы в психологии, которая наиболее активно начинает развиваться в 21-м веке.

Невозможно преуменьшить вклад Выготского в развитие отечественной дефектологии, возрастной и педагогической психологии. Многие его работы только сегодня получают свою истинную оценку и развитие, в истории отечественной психологии теперь почетное место занимает такое имя, как Лев Выготский. Книги ученого сегодня постоянно переиздаются, публикуются его черновики и наброски, анализ которых показывает, насколько мощными и оригинальными были его идеи и замыслы.

Ученики Выготского являются гордостью отечественной психологии, плодотворно развивая его и собственные идеи. В 2002 году вышла в свет книга ученого «Психология», в которой были объединены его фундаментальные исследования в базовых разделах науки, таких как общая, социальная, клиническая, возрастная психология, а также психология развития. Сегодня этот учебник является базовым для всех вузов страны.

Личная жизнь

Как любой ученый, Выготский Лев Семенович, психология для которого стала делом жизни, большую часть своего времени отдавал работе. Но в Гомеле у него появилась единомышленница, невеста, а впоследствии жена – Роза Ноевна Смехова. Пара прожила недолгую совместную жизнь - всего 10 лет, но это был счастливый брак. У пары родилось двое дочерей: Гита и Ася. Обе стали учеными, Гита Львовна – психолог и дефектолог, Ася Львовна – биолог. Продолжила психологическую династию и внучка ученого – Елена Евгеньевна Кравцова, которая нынче возглавляет Институт психологии имени своего деда.

Конец пути

Еще в начале 1920-х годов Лев Выготский заболел туберкулезом. Он и стал причиной его смерти в 1934 году. Ученый до конца дней продолжал работать и в последний день своей жизни сказал: «Я готов». Последние годы жизни психолога были осложнены сгущающимися тучами вокруг его работы. Надвигались репрессии и гонения, поэтому смерть позволила ему избежать ареста, а его родственников уберегла от расправы.

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ

выдающийся ученый, психолог, профессор, заведующий кафедрой трудного детства МГПИ (МПГУ)

17 ноября 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения Льва Семёновича Выготского – выдающегося российского психолога, в последние десять лет своей жизни, с 1924 до 1934 года, работавшего в нашем университете. В тот период МПГУ назывался Вторым МГУ и затем МГПИ имени А.С. Бубнова.

Свою первую научную работу - трактат «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» (1916) Выготский написал под руководством литературного критика и психолога Ю. И. Айхенвальда (работавшего и в нашем Университете). Спустя более 50 лет известный шекспировед Александр Абрамович Аникст писал: «Последние 60 лет своей жизни я занимаюсь Шекспиром…. Когда впервые взял в руки работу Выготского о Гамлете, то понял, что написавший ее 19-летний юноша - гений». Театр оставался одним из основных интересов Л. С. Выготского до начала 1920-ых гг., когда темой его исследований стала психология. В 1924 г. на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде он сделал три доклада.

В начале 1920-ых гг. роль одного из столпов советской психологии играл профессор Константин Николаевич Корнилов, начавший свой трудовой путь учителем на Алтае, в 1923 г., сменивший Георгия Ивановича Челпанова на посту директора Московского государственного института экспериментальной психологии, и строивший «марксистскую психологию». В 1924 г. по предложению А. Р. Лурии Корнилов пригласил Выготского на работу в Институт.

Педагогический факультет (первый в стране) был создан во Втором МГУ в 1921 году, его первым деканом стал К. Н. Корнилов. В 1924 году Лев Выготский был принят на должность доцента Второго МГУ. В 1927 году он стал старшим научным сотрудником 1-го разряда Исследовательского института педологии при Втором МГУ. Его научные взгляды этого периода расходились со взглядами Корнилова, тем не менее он писал: “Работы Корнилова кладут начало этой методологии, и всякий, кто хочет развивать идеи психологии и марксизма, вынужден будет повторять его и продолжать его путь. Как путь эта идея не имеет себе равной по силе в европейской методологии”. В 1928 году Выготский стал консультантом Бюро заочного обучения Второго МГУ. С 1931 по 1934 год в должности профессора он заведовал кафедрой трудного детства Московского государственного педагогического института имени А.С. Бубнова.

Лев Выготский прожил всего 37 лет (и последнее десятилетие своей жизни болел туберкулезом), но благодаря колоссальной работоспособности успел сделать многое. В 30-летнем возрасте, вместе со своими коллегами А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурией во многом заложил основу развития отечественной психологии на последующие десятилетия, несмотря на то, что в 1936 году труды Выготского оказались под запретом в Советском Союзе.

Л. С. Выготский вошел в историю именно как психолог. Средоточием его научных исканий стала триада «сознание – культура – поведение». В его трудах была сформулирована фундаментальная культурно-историческая теория в психологии и поставлен вопрос об отношении мышления и речи человека. «Мировая наука до сих пор не поспевает за гением», – писал Вячеслав Всеволодович Иванов, чьи работы по семиотике опирались на психолингвистику Выготского.

В последнее время интерес мирового психолого-педагогического сообщества к гению Льва Выготского постоянно растет, его имя объединяет ученых многих стран. Во всем спектре когнитивных наук – от образовательных исследований до медицины – всплеск интереса к его трудам сегодня является беспрецедентным. Особое значение его научное наследие приобрело в Китае – создано Всекитайское общество Л.С. Выготского и Научный центр Л.С. Выготского при Чжэцзянском университете. «Мы в долгу перед русской школой и особенно перед работами, основанными на традиции Выготского», – заявил профессор Лондонского университета Бэзил Бернстайн (Basil Bernstein).

Почти вековой период современной мировой педагогики и психологии основывается на идеях Льва Выготского и его научной школы, представители которой работают и в Московском педагогическом государственном университете.

В нашей работе по модернизации педагогического образования, которую мы сегодня ведем совместно с другими университетами России, нам удается на деле руководствоваться построениями Л. С. Выготского, о его идеях мы говорим на первых же занятиях с первокурсниками и они помогают им на протяжении всего обучения в Университете, на практике в последующей работе в школе. Развертываемые сейчас в Университете когнитивные исследования также в значительной степени продолжают и развивают традицию мировой школы Выготского.

В 2016 году к юбилею нашего профессора Музей МПГУ и Архив МПГУ представляют уникальный документ – Трудовой список Льва Семёновича Выготского в авторском рукописном варианте, благодаря которому впервые можно досконально проанализировать его научно-педагогическую деятельность с 1919 по 1932 год. Все данные подкреплены ссылками на документы. Некоторые содержащиеся здесь сведения не указаны в общеизвестных биографиях ученого и публикуются впервые.

Трудовой список (трудовая книжка) профессора Второго МГУ – МГПИ им. А.С. Бубнова (МПГУ) Льва Семёновича Выготского. 1931 г.

Подпись лица, давшего сведения “Л. Выготский”

Расшифровка трудового списка (трудовой книжки) Л.С. Выготского

Подробно жизнь и научную работу Л.С. Выготского описал в своей статье «Гений психологии. Лев Семёнович Выготский» Исаак Юдовин.

Научное наследие и научную школу Л.С. Выготского рассмотрела в статье «Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии» чл.-корр. РАО, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.Н. Ждан.

Факультет педагогики и психологии МПГУ организовал , посвященную Л.С. Выготскому, его идеям, которые внесли фундаментальный вклад в понимание природы развития личности.

В 2012 году Музей МПГУ издал в цифровом виде биографическую энциклопедию выдающихся ученых МПГУ за 140 лет: 1872-2012 гг., в которой представлена подробная биография Л.С. Выготского.

Он не является автором методик, но его теоретические разработки и наблюдения легли в основу практических систем известных педагогов (например, Эльконина). Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им практическое применение. Особенно актуальными его идеи видятся сейчас.

Биография Л.С. Выготского

Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).

Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.

В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.

В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.

Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.

В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.

В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.

В 1924 - 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.

Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги. Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.

С 1927 - 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.

Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.

Основные направления исследований Выготского

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:

  • сравнение взрослых и детей;
  • сравнение современного человека и древнего;
  • сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.

Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.

Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.

Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны.

Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.

Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

  • ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
  • воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
  • среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Единая трудовая школа

Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.

Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.

На базе школы проверялась педологическая теория:

  • работали кабинеты психологической и педологической диагностики;
  • осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль;
  • создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.

Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.

Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.

Развитие и воспитание особых детей

Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории: социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.

Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу.

Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.

Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. "С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком", — Выготский.

Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.

Теория зоны ближайшего развития

Зона ближайшего развития — это "расстояние" между уровнем актуального и возможного развития ребенка.

  • Уровень актуального развития — это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно).
  • Зона ближайшего развития — это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого).

Это базируется на предположении, что ребенок, обучаясь какому-то элементарному действию, параллельно осваивает общий принцип этого действия. Во-первых, само это действие имеет уже более широкое применение, чем его элемент. Во-вторых, освоив принцип действия, можно применить его для выполнения другого элемента.

Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения.

Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития.

Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.

Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя.

Это зависит:

  • от потребностей ребенка;
  • от его возможностей;
  • от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь) взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Влияние общения на воспитание ребенка

Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.

Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.

С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.

Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.

Критика идей Выготского

Самому яростному осуждению подвергались исследования и идеи Выготского по психологической педагогике.

Его концепция обучения, основанная на зоне ближайшего развития, таит в себе опасность того, что можно подтолкнуть вперед ребенка, не имеющего достаточного потенциала. Это может резко затормозить детское развитие.

Отчасти это подтверждается модной сейчас тенденцией: родители стремятся максимально развивать крошек, не учитывая их способности и потенциал. Это резко нарушает здоровье и психику детей, снижает мотивацию к дальнейшему обучению.

Еще одна спорная концепция: системно помогая выполнять ребенку действия, которые он не осилил самостоятельно, можно лишить дитя независимости мышления.

Распространение и популярность идей Выготского

После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.

Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.

Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.

Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.

Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.

В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.

Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

Сокровищница трудов ученого. Библиография

Лев Семенович Выготский написал более 190 работ. Не все они были опубликованы при жизни.

Книги Выготского по педагогике и психологии:

  • "Мышление и речь" (1924)
  • "Инструментальный метод в педологии" (1928)
  • "Проблему культурного развития ребенка" (1928)
  • "Инструментальный метод в психологии" (1930)
  • "Орудие и знак в развитии ребенка" (1931)
  • "Педология школьного возраста" (1928)
  • "Педология юношеского возраста" (1929)
  • "Педология подростка" (1930-1931)

Основные публикации:

1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926

2. Педология подростка. — М: МГУ, 1930

3. Основные течения современной психологии. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

4. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

5. Воображение и творчество в детском возрасте. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

6. Мышление и речь. — М + Ленинград: Соцгиз, 1934

7. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Госучеб педагог, 1935

8. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М: Эксперимент, дефектол. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936

9. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М: АПН, 1956

10. Развитие высших психических функций. — М: АПН, 1960

11. Психология искусства. Искусство. — М, 1965

12. Структурная психология. — М: МГУ, 1972

13. Собрание сочинений в 6т:

т. 1: Вопросы теории и истории психологии;

т. 2: Проблемы общей психологии;

т. 3: Проблемы развития психики;

т. 4: Детская психология;

т. 5: Основы дефектологии;

т. 6: Научное наследство.

М: Педагогика, 1982-1984

14. Проблемы дефектологии. — М: Просвещение, 1995

15.Лекции по педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1996

16. Выготский. [Сб. текстов.] — М: Амонашвили, 1996

Поделиться: