Развитие левого полушария. Используем метафоры и проводим аналогии

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сегодня речь пойдет о левом полушарии головного мозга, которое отвечает за логическое мышление и речь, а также разберем способы как развить и активировать его функции. В предыдущей статье я описывал его “собрата” — , которое больше отвечает за творческие способности. Сбалансировав работу обоих частей можно достичь больших результатов и успехов во всех сферах жизни, поэтому это важная вещь практически для всех людей.

Левое полушарие мозга иногда называют доминирующим. Во-первых, потому что у 90% людей оно более развито чем правое, а во-вторых, роль его психических функций в деятельности человека сложно переоценить. Рассмотрим их более детально.

Функции левого полушария

Мышление

В мышлении участвуют оба полушария, но они отвечают за разные аспекты. Так левое полушарие, в отличии от правого, которое рассматривает ситуацию в целом, обрабатывает информацию последовательно. Оно анализирует каждый отдельный факт и дает логическую оценку.

Вербальная речь

Одна из основных функций левого полушария — вербальная речь. Это наша способность говорить, читать и писать. У людей с поврежденной левой частью мозга происходит нарушение речевых функций и сложности в восприятии информации. Людям с хорошо развитым левосторонним мышлением проще дается изучение иностранных языков.

Счет

За распознавание символов и чисел также отвечает левое полушарие. С его помощью мы решаем математические задачи и уравнения, можем запоминать даты и номера телефонов.

Установление причинно-следственных связей

Благодаря левому полушарию, люди способны прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. Поэтому левосторонний склад ума еще называют аналитическим. Люди, у которых преобладает такое мышление часто идут работать следователями, аналитиками и т. д.

Положительные эмоции

В ходе последних психологических исследований было установлено, что левое полушарие отвечает за положительные эмоции, а правое за отрицательные.

Контроль над правой стороной

Левое полушарие контролирует работу правой части тела, и наоборот. То есть когда мы пишем правой рукой или совершаем какие-то другие действия, это значит, что сигнал поступил из левой части мозга.

Свойства левостороннего мышления

Перечисленные выше функции, левое полушарие выполняет у всех людей. Но также у него есть свойства более узкой специализации, которые преобладают у людей с левосторонним мышлением. Им присущи такие качества, как целеустремленность, логика, практичность, быстрая обучаемость, организованность.

В статье о правом полушарии я рассказывал о том, что оно отвечает за творчество. Но если у людей с правосторонним мышлением, левое полушарие развито слабо, им тяжело реализовать свои идеи, из-за непоследовательности действий и отсутствия целеустремленности. Поэтому очень важна гармонизация всего головного мозга.

Активация левого полушария

Существуют специальные упражнения, помогающие включить левое полушарие. Но даже если оно у вас и так доминирует, лишняя тренировка не помешает.

Решение задач

Математические и логические задачки отлично развивают левое полушарие мозга. Можно начинать с простеньких, а затем переходить к более сложным.

Хорошо подойдет разгадывание кроссвордов, особенно судоку, так как они построены на цифрах, и для их решения необходимы логика и анализ.

Физические упражнения

Для активации левого полушария нужно задействовать правую сторону тела. Например, выполнять обычные действия правой рукой (писать, чистить зубы, размешивать чай). Для правшей это не составит никакого труда, а вот левшам придется сложнее.

Также выполняя обычную гимнастику уделяйте больше внимания правой стороне тела. Например, можно попрыгать на правой ноге, делать наклоны в правую сторону и т.д.

Самомассаж

На теле человека есть множество точек, которые отвечают за разные органы, в том числе и за мозг. На основании больших пальцев ног находится точка, отвечающая за мозжечок, а под ней располагаются точки больших полушарий мозга. Массируя точку под большим пальцем правой стопы, вы активизируете левого полушарие.

Мелкая моторика рук

Для развития полушарий очень полезна мелкая моторика рук. Для этого есть специальное упражнение. Прислоните кончик мизинца правой руки к кончику большого пальца левой руки, а мизинец левой к большому пальцу правой. Прокручивайте кисти так, чтобы положение пальцев поменялось местами. Затем тоже самое нужно проделать с безымянными и указательными пальцами.

Но самое лучшее для этого средство — это перебирание четок правой рукой. Тогда вы сразу выполняете 3 функции:

  • активизируете левое полушарие
  • медитируете
  • массажируете точки на подушечках пальцев

Боли в левом полушарии

Многих людей мучает головная боль, локализованная в левой части головы. Наиболее распространенное заболевание, вызывающее такие боли — это мигрень. Специалисты выделяют следующие причины:

  • физическая и психологическая истощенность;
  • обезвоживание организма;
  • стресс;
  • плохое кровообращение головного мозга

Для снятия симптомов мигрени необходимо пить много воды и дать организму отдохнуть. Также в этом может помочь медитация. Особенно хорошо подойдет пранаяма. Дыхательные упражнения помогут насытить мозг кислородом и улучшить кровообращение.

Но необходимо учитывать, что боли в левой части головы могут свидетельствовать и о других заболеваниях, более серьезных чем мигрень, поэтому если вы не знаете в чем их причина, то лучше обратиться к врачу.

Я рассказал вам о функциях левого полушария и о его активации, но для более эффективной работы мозга необходимо развивать обе его части. А какое полушарие ведущее у вас, вы можете написать в комментариях к статье. Также буду рад если вы поделитесь своими знаниями об упражнениях на активацию мозговой деятельности. С уважением, Руслан Цвиркун.

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого.

При этом правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге.

Левое полушарие обслуживает правую сторону.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов - композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. - "правополушарные" люди.

Тест 1

Называть цвета, а не то что написано. Правое полушарие мозга - распознает цвета, левое - читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Для безопасности (от глюков у юзеров) - тест начинается и заканчивается "правильными" комбинациями слово-цвет.

Оптические эффекты - светотени формируют трёхмерное изображение. На картинке или фотографии можно видеть лунный кратер, а повернув на 180 градусов - гору, и это не только иллюзия, а особенность зрения, визуальная привычка глаза к тому, что дневной свет солнца идёт сверху вниз.

Лунные кратеры (на фотографии слева) При повороте фото на 180 градусов (справа) - на картинке появляются "горы"

Оптические иллюзии (обман зрения, глюки) - вращение картинки, мерцание и прочие зрительные илюзии. Если смотреть слишком долго, возникает эффект последействия (переведя взгляд в сторону, на белый фон, можно видеть эту же картинку). Медитация, глядя на свечу, действует похоже - в центральном поле зрения, в течение нескольких минут будет виден "отпечаток", оставшийся на сетчатке глаза и в зрительной коре головного мозга (сначала - напоминает желтое пламя на красном и синем эллипсе-фоне с зелёным ореолом и т.д.) В вечернее время и ночью, когда шишковидная железа (эпифиз, "третий глаз") наиболее активна, медитативные, в том числе и дыхательные практики работы с энергией (йога, цигун) - эффективны. В древности данная система служила в качестве своеобразного "прибора ночного видения" ("второе зрение") и для повышения чувствительности.

Обычная, но регулярная (утром и днём) тренировка вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, потягивания вверх, стоя на носках и смотря ввысь) - развивает чувство равновесия и координацию движений, а так же укрепляет психику и стабилизирует определённые полевые структуры человека (устойчивость так называемого астрального тела и т.д.)

В случае повышения артериального давления, появления головных болей и головокружения во время тренировки - временно сконцентрировать внимание на обеих точках E36 (цзу-сань-ли), или выполнить лёгкий точечный массаж, для выравнивания своей энергетики по меридианам. Вовремя заземляться - повседневными, домашними делами, физкультурой и спортом, прогулками на природе.

Примечание: смотреть на картинки «Оптические иллюзии» - не дольше 15 минут подряд, дабы не расшатать свою психику.

Тест 2

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Тест 3

Что вы видите? Если девушка у вас развито правое полушарие мозга. Если старуха левое

Тест 4

Найдите мужскую голову на этой картинке

Если Вы справились с задачей:

  • менее чем за 3 секунды то ваше правое полушарие вашего мозга развито лучше, чем у большинства людей
  • в течение 1 минуты - это нормальный результат
  • если в течение 1-3 мин. - ваше правое полушарие развито плохо, вам нужно есть побольше мясного протеина.
  • если поиск занял у вас больше 3-х минут - плоховато...

Тест 5

Ниже представлена картинка, при рассмотрении которой, в зависимости от того, какое полушарие мозга у вас активно, объект будет двигаться в определенном направлении. В данном случае, вертеться вокруг своей оси либо по часовой стрелки, либо против. Итак...

По часовой или против часовой стрелке. Если вы видите эту девушку, движущуюся по часовой стрелке, то у вас активно правое полушарие в данный момент. Если же она движется против часовой стрелки, то вы используете левое полушарие. Некоторые могут видеть ее движущейся в обоих направлениях.

Попробуйте заставить ее двигаться в противоположном направлении, используя другое полушарие. Вы можете это сделать.

Эксперименты показали, что две разные области мозга отвечают за разные виды умственной деятельности. Ниже эти деятельности разбиты по полушариям.

Левое полушарие:
  • Логические процессы
  • последовательные или следствия
  • Рациональные
  • аналитические
  • объективные
  • когда человек смотрит на отдельные части, а не на целое
Правое полушарие активно при работе с чем то:
  • выбранным наугад, случайным или беспорядочным
  • интуитивным
  • целостным
  • синтезирующим
  • субъективным
  • рассматривает все в целом, а не отдельные части

Обычно люди используют только одно полушарие, свойственное их типу мышления. Но бывают индивидуалы, работающие с обоими полушариями.

Существуют школы отдающие предпочтение одному полушарию, а не другому. Так школы, развивающие левое полушарие концентрируют свое внимание на логическом мышлении, анализе и точности. В то время как школа правостороннего полушария фокусируется на эстетике, чувствах и творчестве.

Посмотрите в сторону и вновь смотрите на девушку, через некоторое время она начнет двигаться в противоположном направлении. Так же некоторые люди открыли, что можно смотреть на ее ноги и она опять же сменит направление движения.

Человек отошел от мира животных и стал разумным существом. Он стал по-другому воспринимать мир, который его окружает. Люди стали общаться между собой, научились писать, освоили какие-то инженерские азы. Всему этому способствовало развитие мозга человека. Мышление, логика, воображение перешли на новый уровень. Чтобы понять, как развить мозг на 100 процентов, нужно в первую узнать за какие функции он отвечает.

Краткий обзор мозга человека

Мозг - самый загадочный орган в человеке. Иногда его называют компьютером. Люди на протяжении всей своей жизни познают что-то новое. Нужную информацию человек запоминает и хранит пока она ему нужна. Но то, что уже не пригодится «уничтожается» в мозге человека.

Головной мозг выполняет следующие функции:

  • Мышление;
  • Речь;
  • Сознание;
  • Чувства;
  • Координация движений;
  • Управление сном;
  • Составление планов.
Этот список значительно больше. Многие психологи пишут целые книги на тему мозга. Его очень сложно изучить и любое физическое вмешательство приводит к необратимым последствиям.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Одно из них называется правым, а другое левым. Они соединены между собой мозолистым телом. Через него проходит обмен информацией двух полушарий. Если повредить левую часть головного мозга, то это повлечет повреждение правого полушария. Справедливо и обратное. Конечно, бывали случаи, когда человеку отрубало полностью левую часть. После этого он продолжал жить полноценной жизнью. Правое полушарие стало выполнять функции уже несуществующего левого полушария.

Мозг человека делится на две части. Каждое полушарие выполняет свои определенные функции. Их назначение представлено ниже.

Левое полушарие производит последовательную обработку информации. В нем происходит пошаговый анализ. Вся информация подвергается анализу в строгом порядке. Левое полушарие работает с числами и цифрами.

Правое полушарие обрабатывает информацию, которая идет от органов чувств. Оно воспринимает музыку, цвета и отвечает за ориентацию в мире. Правое полушарие способно проводить синтез уже имеющейся информации. Оно по этой причине позволяет решать головоломки и действовать не по шаблону.

Этого достаточно, чтобы понять как сложен человеческий мозг.

Как развить способности мозга?

Психолог Юнг сравнивал сознательную часть и бессознательную с айсбергом. Его верхушка - сознание. В свою очередь, то, что находится под водой, является бессознательным. Здесь неизвестно на какую глубину прогружен айсберг.

Это же предположение можно отнести к головному мозгу человека. Он задействует всего 10 процентов своих потенциальных возможностей. Людям нужно развивать свои способности. Трудно вообразить каким будет человек, у которого мозг задействует все сто процентов своих возможностей.

Скорее всего, произойдет новая научная революция. Последуют открытия за открытиями.

Чтобы начать развивать способности мозга, нужно придерживаться следующих советов:

Избавиться от гиподинамии. Она возникает у малоподвижных людей. В группу риска попадают водители, любители постоянно смотреть телевизор и сидеть за компьютером. При гиподинамии жировые кислоты не расщепляются. На сосудах появляются холестериновые бляшки, мешающие прохождению крови. Кровь снабжает все органы кислородом. Мозг не получает O2 и начинает плохо функционировать.

Следует обеспечить поступление в организм углеводов и фосфатов .Если человек желает развить способности мозга, то нужно отказаться от водки, вина и т.п. Но если выбирать меньшее из зол, то употребление пива значительно пагубнее влияет на нейроны, чем спирт. Вообще, любой спиртосодержащий напиток убивает нейроны. Пиво также содержит много углекислого газа. Происходит двойной удар. Человеческий мозг отравляется спиртом и углекислым газом.

Следует употреблять много негазированной воды. Она выводит из организма большую часть токсинов и шлаков.
Способности мозга помогает развивать вода. Она обеспечивает лучшую связь между полушариями. На 30 килограмм веса следует пить 1 литр воды. В стрессовых ситуациях объем увеличивается. От воды человеку хуже не станет.

Способы поддержания и развития деятельности головного мозга

  • Занятие спортом не реже двух раз в неделю. Стараться больше общаться с другими людьми. Это общение должно происходить с живым человеком непосредственно.
  • Питаться едой богатой витаминами и энзимами.
  • Давать организму высыпаться.
  • Избегать стресса.
  • Следует научиться расслабляться и освоить методы релаксации.
  • Придерживаясь этих пяти пунктов, можно почувствовать, что потенциальные способности мозга возросли и медленно начинают активизироваться.
Как развивать полушария мозга


Развивать только одно полушарие нецелесообразно. Можно хорошо решать уравнения, но при этом не понимать красоты природы и всего искусства. Также человек прекрасно пишущий стихи и рисующий картины не всегда умеет сложить или умножить два числа между собой.

Не зря в школах, техникумах и вузах присутствуют не только профилирующие предметы. Например, физики изучают также русский язык, историю, психологию и другие гуманитарные дисциплины. Аналогично происходит и у филологов. Совместно с гуманитарными дисциплинами у них имеются строго математические предметы.

Выше приведенные примеры сообщают, что развивать нужно оба полушария параллельно . Для этого существуют упражнения для развития мозга.

Упражнение 1.

Сначала нужно поглаживать рукой свой живот по часовой стрелке. Поле выполнения этого упражнения левой рукой следует постукивать себя по голове вертикально сверху вниз. Освоив и это движение, человек должен выполнить их одновременно. На первый взгляд все просто. Но после комбинирования почти у всех начнут путаться руки. Левая рука автоматически будет стараться совершить круговые движения. После того как цель будет выполнена и путаница прекратится, следует поменять положение рук.

Упражнение 2.

Положите обе ладони на живот. Левая рука строго находится на правой. Теперь необходимо сделать выдох. Он должен походить на задувание свечи. На это упражнение отводится одна минута.

Упражнение 3.

Это упражнение позволяет активно синхронизировать работу обоих полушарий.

Нужно поднять обе руки вверх или перед собой. От человека потребуется рисовать в воздухе левой рукой квадрат, а правой звезду. Все это делается одновременно. Как только проявится прогресс, меняется положение рук.

Упражнение можно усложнить. Для этого потребуется делать рисунки других форм. Все зависит от фантазии того, кто выполняет упражнение.

Для развития полушарий головного мозга была создана специальная программа - нейробика. Такие упражнения позволяют посмотреть на повседневные дела по-новому. Иными словам, нужно попробовать сделать что-то обычное непривычным способом.

Упражнение 4.

Попытайтесь встать с кровати с другой ноги. Можно попробовать почистить зубы другой рукой. Выпивая чай, сахар следует размешивать левой, а не правой рукой.

Упражнение 5.

Это упражнение следует выполнять с хорошим другом. Нужно завязать себе глаза и ходить вместе со своим спутником.

При выполнении этого упражнения нужно будет дать ответы на вопросы ниже.

  • Как происходила борьба с неуверенностью?
  • Какие органы чувств активизировались?
  • Какие звуки выделялись?
  • Что из услышанного настораживало, а что успокаивало?

Как развить правое полушарие мозга

Как было сказано выше, требуется развивать оба полушария. Например, в один день отдавать предпочтение логическим тренировкам, а в другой заниматься воображением и искусством.

Вначале был вопрос о том, а как развить мозг на 100 процентов. Выход один - развить оба полушария.

Дисбаланс развития обоих полушарий начинается уже с детства. Люди не умеют мыслить абстрактно и сопереживать.

Упражнение 1.

Человек должен начать рисовать. Правое полушарие синтезирует, а не анализирует. Нужно воспринимать окружающий мир абстрактно. Для этого можно стать дизайнером собственной квартиры. Научиться доверять своей интуиции в выборе обоев и цвета.

Упражнение 2.

В психологии есть понятие эмпатия. Человек должен не просто сопереживать другим людям, от него требуется смотреть на мир глазами другого. В этом случае происходит глубокая сопричастность к происходящему в жизни других людей. Данное упражнение развивает правое полушарие.

Упражнение 3.

Человеку необходимо часто слушать душевную музыку, под которую можно помечтать или просто расслабиться. Музыкальная композиция не должна сковывать человека.

Все считают важным тренировать свою память и интеллект, делать что-то для совершенствования тела. Но лишь немногие уделяют внимание тренировке мозга, а ведь именно от мозга изменение всего вышеназванного и зависит. Ведь тело не станет меняться, если мозг к этому не будет готов!

Мозг сформирован из двух полушарий, отвечающих за совершенно разные функции. У одних людей сильнее развито левое полушарие, у других правое, а есть и такие счастливчики, у которых хорошо работают оба. Таких людей действительно можно назвать счастливчиками, ведь они могут максимально использовать все природные возможности своего мозга.

Левое полушарие несёт ответственность за логическое мышление, а правое – за творческое мышление. Но ведь встречаются математики, у которых прекрасно функционирует левое полушарие, но которые так и смогли придумать ничего уникального.

А есть «творцы», которые выдают множество идей, но никак не могут реализовать ни одной из них, все их поступки непоследовательны и нелогичны. И всем этим людям нужно совершенствовать собственный мозг, настраивать его на гармоничное и согласованное функционирование – только тогда они смогут чего-то достичь в этой жизни.

Как сделать работу обеих полушарий мозга согласованной и гармоничной?


Психофизиологи смогли сформировать целый комплекс упражнений, способствующих гармоничной работе обеих полушарий мозга человека. А основным инструментом для повышения активности мозга являются руки. Когда человек действует обеими руками, равномерно развиваются оба полушария его мозга.

Что же это за упражнения? С большинством из них все мы давно знакомы.

1. «Ухо-нос» . Правой рукой нужно держать левое ухо, а левой рукой надо держаться за кончик носа. Руки нужно убрать одновременно, хлопнуть в ладоши, после чего поменять положение рук на противоположное.

2. «Зеркальное рисование». На чистом листе нужно двумя руками в одно и то же время рисовать картинки, зеркально отображающие друг друга. При этом глаза и руки должны расслабиться, ведь когда работают сразу оба полушария, существенно возрастает эффективность работы мозга в целом.

3. «Колечко» . По очереди перебираем пальцы рук, образуя кольцо из большого пальца и указательного, затем среднего, безымянного и мизинца. Для начала можно проделывать такое упражнение по очереди левой и правой рукой, затем сразу двумя руками.

4. Упражнения со школьных уроков . К примеру, такое: достать левой рукой до колена правой ноги и наоборот.

Техники НЛП, помогающие согласовать работу обеих полушарий мозга

Заставить мозг функционировать более эффективно, а его полушария действовать согласованно, поможет нейролингвистическое программирование (НЛП). Существует специальная техника НЛП под названием «Скорая помощь» – она способствует снятию психического напряжения и усталости, повышению работоспособности, улучшению памяти и внимания.

Упражнение «Скорая помощь» хотя и тяжёлое, но очень интересное. Действия такие.

На бумаге написана большая часть букв алфавита, а под каждой из них указаны буквы Л, П или В. Верхнюю букву нужно проговаривать, а по указанию нижней буквы двигать руками: Л – надо поднимать левую руку, П – соответственно, правую руку, В – поднять надо обе руки сразу. Казалось бы, это очень легко, тем не менее, говорить и поднимать при этом руки оказывается не так уж и просто. Проделывать упражнение надо от первой буквы до последней, потом в обратном порядке.

Запись выглядит так:

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Тренируйтесь с удовольствием, развивайте и совершенствуйте свой мозг! Совсем скоро вы сможете ощутить разницу между тем, какой вы были прежде, и тем, какой стали после тренировок.

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

Поделиться: