Личностная психокоррекция и гармонизация личности. Круг гармонии

ВВЕДЕНИЕ

В наш век - век новых и новейших технологий, движение жизни стремительно. Колоссальное количество получаемой и передаваемой информации, общедоступное разнообразие средств общения и возможность быстро перемещаться позволили человечеству не только быстро развиваться, но и почувствовать бремя этих возможностей; которые зачастую испытывают человека на прочность. Способность вычленить из вихревого потока информации необходимую, понять свое предназначение, определить собственное место в жизни и стремиться к поставленным целям, вот качества которые характеризуют гармоничного человека. Но, к сожалению, надо признать, что часто мы видим обратное.

О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально, потому что, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. И стремление личности к гармонии, есть нормальное проявление здорового человека.

Целью данной работы является изучение гармонии личности, как гуманитарной проблемы и обзорное ее освещение.

Понятие гармонии личности

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia«) означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Гармония личности -- это также правильное соотношение между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония -- это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле.

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. В западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека ни более гармоничным, ни благополучным, ни счастливым.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек -- одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек -- живой организм и субъект поведения, в психологическом -- носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном -- член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии -- согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального.

Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенности необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах -- природной, предметной, социальной.

В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность и т. д.), естественнонаучные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие и т. д.). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. “Согласованный” означает достигший единства, “стройный” означает имеющий правильное соотношение между своими частями. Напомним еще раз, что с античных временгармонию связывают с равновесием противоположно направленных сил. Все эти три понятия, помогающие уточнить содержание гармонии, необходимы и для уточнения характеристик личностной гармонии.

Гармония - более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость - более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с адаптированностью. Интегрированность личности - это ее целостность (в соответствии с этимологией термина “интеграция”). Понятия гармонии и интегрированности довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной. Но - не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Единство, цельность или целостность, согласованность - очень близкие понятия. Но о какой именно согласованности идет речь применительно к личности? И какая несогласованность - чего с чем, приводит к нарушению гармонии? С нашей точки зрения, в ответах на эти вопросы на передний план выступает согласованность разных планов бытия человека. Гармония личности - это согласованность и соразмерность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Соразмерность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как соразмерность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония - это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности - например, в адлеровском смысле).

В изучении личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных планах ее бытия: физическом (предметном), витальном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии - согласованность всех планов ее бытия.


Физическое бытие (существование в физическом пространстве) - это существование в мире тел и предметов, включенность в мир неживой природы (включенность индивида как тела). Никакое функционирование человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне мира предметов и вещей, без адекватного отражения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне определенные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Витальное бытие (существование в витальном пространстве) – это жизнедеятельность, включенность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне мира живой природы.

Социальное бытие (существование в социальном пространстве) – это социальная жизнь, включенность в мир людей как личности, как члена макро- и микросоциума. Социальное бытие – это погруженность в межличностные отношения, реализация стремления сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т.п. Вне социального пространства человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В социальном пространстве представлены прошлые поколения данного социума и его история. Оно сохраняет их в виде традиций, устоявшихся социальных норм, правил и т.д. Но социальное пространство является, в первую очередь, пространством современников, пространством ныне живущих, сообществом людей, проявляющих активность, непосредственно общающихся друг с другом и влияющих друг на друга.

Духовное бытие – это духовная жизнь, включенность в мир духовного как субъекта, имеющего духовные потребности, это приобщение к высшим ценностям человеческого бытия (идеалам нравственности…). Духовная жизнь – это и реализация стремления сделать свой вклад в сохранение высших ценностей. Это также деятельность, направленная на то, чтобы расширялся круг людей принимающих те ценности, которые обоснованы субъектом или ценности, к которым он присоединился как последователь.

В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Это пространство существует не только в настоящем времени, а в более широком масштабе: прошлом, настоящем и будущем. Духовное пространство шире пространства социума или этноса. Духовный мир аккумулирует опыт предыдущих поколений, сохраняет то, что прошло проверку временем, что приобрело статус вневременных ценностей.

Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали выступают предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие, духовность человека, духовный мир личности - предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством - все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.

Пространство духовного бытия - особое. Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых…), которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могло бы существовать, если бы у отдельной личности не было бы ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.

Духовный мир относительно независим от остальных пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку влияние природных, экономических и других изменений жизни на него опосредованное.

Эти пространства для человека внешние. Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы личности - все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние пространства представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении, так или иначе, отражается внутренняя жизнь личности.

Таким образом, внешнее пространство и внутреннее пространство не разделены, эти пространства пересекающиеся. По этой причине, точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.

Для гармонии личности важно равновесие событийной наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока - экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события на таком пути развития приобретают все большее значение. В этой сфере личность до определенной степени автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.

В субъективном аспекте, гармония - это переживание благополучия в разных его аспектах. Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении.Витальное (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

Личностная психокоррекция предусматривает гармонизацию личности, которая охватывает, в частности, нивелирование внутренних зажимов и препятствий относительно овладения специальности практического психолога.
Э. Шостром указывает на важность помощи субъекту в развитии творческой и открытой личности.
Это развитие происходит благодаря близкому контакту между людьми, поэтому важным в психотерапевтическом процессе является возникновение особых, оптимальных условий для человеческих отношений. Человек заболевает, когда нет условий для ее развития, происходит задержка нормального процесса психологического становления. Разновидности проблем, отягощающих индивида, могут соответствовать или его реальном возрастном уровню, или более раннему периоду развития, если не произошло его преодоления должным образом... Если проблемы оказались слишком опасными или слишком сложными для решения, он либо останавливается в своем развитии, или наращивает раковину защитных механизмов, которая ослабляет и искажает его продуктивный потенциал »
Такой человек оказывается неспособным к психологического роста, которое, по мнению А. Адлера, заключается в движении от центрированости на себе к кооперации с другими людьми и конструктивного овладения социально полезными навыками, развивающие потенциал субъекта и является показателем психологического здоровья.
Если обратимся к классическим исследований психоаналитического направления, то в З. Фрейда находим рассуждения о том, что профессия психоаналитика призвана осуществлять лечебно-педагогическое воздействие на субъекта. Это влияние предполагает преодоление психологических сопротивлений, является существенной частью аналитического лечения. Поэтому ни психоаналитик не продвинется в своей работе, если не преодолеет собственных комплексов и внутреннего сопротивления. К. Г. Юнг, развивая собственную теорию, замечал, что люди с неуравновешенной психикой часто хотят стать психиатрами, потому что такая деятельность дает возможность видеть других хуже себя, избавляться от комплекса неполноценности. Следовательно, психотерапевт может оказать профессиональную помощь другим людям, лишь преодолев собственные психологические трудности. Необходимость прохождения психоаналитиком курса психоаналитической терапии отмечал австрийский психоаналитик Ральф Р. Гринсон. Он замечал, что профессиональное мастерство охватывает способность познавать собственно бессознательное, а также предусматривает степень разрешимость внутренних конфликтов самого психоаналитика. Овладение навыками соотнесения сознательных мыслей, чувств, поведения с бессознательными аспектами психики, которые уже опознаны психоаналитиком, развитие и использование собственной интуиции, рефлексия личного жизненного опыта в сочетании с регулярным посещением терапевтических сессий позволяет добиться успеха в профессиональной деятельности. При таких условиях достигается личностная открытость: «аналитик должен принимать незнакомое, странное и эксцентричное в пациенту с открытым умом, а не с тревогой или отвращением, иметь свободный и гибкий образ« Я »и долю дружественного скептицизму. Прежде всего он должен иметь жизненный интерес к людям, их образа жизни, эмоций, фантазий и мыслей... ». В. Франкл отмечал, что решение человеком внутренних психологических проблем ведет к осознанию уникальности, индивидуальной неповторимости и ответственности за содержание и смысл собственной жизни.

Сущность гармонического развития человека раскрыто в исследованиях гуманистического направления. Если психоаналитики изучали преимущественно симптоматические проявления невротических субъектов и особенности их бессознательной сферы, то исследователи экзистенциально-гуманистического направления (Э. Фромм, А. Маслоу, Р. Ассаджоли, К. Роджерс) обратились к изучению психологически благополучных лиц, имеющих способность чувствовать счастье, удовольствие от процесса творческой самореализации, развития собственных ресурсов и потенциала. Э. Фромм называет одной из основных задач психоаналитической терапии выявления регрессивных тенденций психики для усиления любви к жизни, познание человеком своей природной сущности и открытие потенциала, существующего на латентном уровне. Согласно его гуманистической этики, цель развития зрелой личности - быть самим собой, а условие достижения этого - быть «человеком для себя», которая реализует свой жизненный интерес. Это не значит эгоистического и сугубо потребительского отношения к окружающей действительности, прежде всего это отсутствие равнодушия к собственному «Я» (следовательно, и к другим людям) и знание его истинных потребностей, принятие ответственности за свое существование и поведение. Такая позиция приводит достижения высшей степени «человечности» - состояния плодовитости, реализации возможностей, активизации потенциальных сил людини1. Социально успешный человек является психологически зрелой, творчески воспринимает жизнь, способная создать или «оживить» внешний и внутренний мир благодаря спонтанной активности собственных психических сил, имеет перспективное и объективный взгляд на реальность, предусматривающий освобождение от внутренних деструкций. Если предприятие находится в плену деструктивности, то им «двигают ненависть, злость, ревность, зависть, иррациональные поезда», он «находится в полной зависимости от них и полностью покорен им». Поведение тогда не является свободной и умеренной, а противоречит собственному разуму, интересам субъекта, который незаметно для себя подавляет свою сущность, становится все жестче и подчиняется вредным стереотипам. Психологическая зрелость предполагает освобождение от стереотипности поведения и деструкций и неравнодушие к природе собственного «Я». Она дает возможность принимать и любить себя (без себялюбия и эгоизма), формировать гуманистические ценности и доверять им. Зрелая личность не ставит целью эксплуатацию другого человека, она способна воспринимать рациональную критику, идти на риск обнаружения собственной некомпетентности, быть ответственной и адаптированной относительно окружения с сохранением незыблемых свойств характера. Она умеет быть счастливой, обогащать мир своей энергией; сочетает в себе репродуктивную и творческую функции, взаимодействие которых создает благодатную характер; видит другого таким, какой он есть, уважает его индивидуальность и уникальность; умеет прислушиваться к своему внутреннему голосу; верит в естественный положительный потенциал человека.

Исследователь-гуманист А. Маслоу отмечает, что вместо приближения к самоактуализации , раскрытие собственного потенциала люди часто предают себя, находясь в сплошном застое, регрессе «только от страха перед смертью, а не во имя развития». Переживанию тревоги, отчаяния, тоски, неумение радоваться жизни, неизменные чувства вины и пустоты, несамостоятельности уничтожают творческий потенциал. Человеку трудно преодолеть привычный образ жизни: «То, что сначала наполняет радости, потом может уже огорчать, ее импульсы, желания и удовольствия становятся для него плохими советчиками в жизни. Она вынуждена не доверять импульсам и удовольствием, бояться их, потому что они «сбивают его с пути». В результате лицо обречена стать жертвой конфликта, расстройства, нерешительности; коротко говоря, она становится «ареной гражданской войны».
Личность, способная к самоактуализации, является психологически здоровой .
Такие люди удовлетворяют базовые потребности (поскольку признают и принимают их), способные стремиться к высшим потребностям в самоактуализации, склоняются к ценностям темпами развития, чем регресса; характеризуются адекватной спонтанной реакцией в любых жизненных ситуациях, способностью делать правильный жизненный выбор; толерантны к разочарованиям и страданий, умеют рефлексировать в ситуации неудач, разграничивать психическую и объективную реальность; бескорыстно узнают других людей и мир; способны к здоровому развитию, предусматривающий формирование адекватной «системы координат», ценностей. Человек, находящийся на уровне самоактуализации, способная решать противоречия и внутренние конфликты (например, творческий зов и профессия сливаются в единое целое), она приобретает определенную автономности, разграничивая собственное «Я» и «Я» других людей; обладает способностью к эстетическому восприятия мира. Самоактуализации требует умения отказаться от детского желания центрации на себе всего мира и принять зрелую позицию осознание того, что ресурсы и возможности человека заложены в ней самой, взять на себя ответственность за их реализацию, интегрируя объективную и психическую реальность. Процесс самоактуализации характеризуется субъективным ощущением удовлетворенности жизнью, ценности эмоциональных переживаний и внутренней жизни.
Итальянский психоаналитик Р. Ассаджоли, анализируя достижения предыдущих исследователей (3. Фрейда, К. Юнга и др.) в теории психосинтеза, отмечает развития целостной и гармоничной личности в единстве ее сознательных и бессознательных аспектов. Он считает, что незнание и непонимание себя нивелирует способность управлять собой, вызывает у человека самоощущение «единого целого» и одновременно «внутренней разобщенности». Познавая собственную бессознательную сферу с ее конфликтами, противоречиями, страхом, субъект имеет возможность исследовать себя, избавиться от страха, слабости, чувства вины и взять контроль над собой. Через познание бессознательной сфере происходит осознание центра личности - истинного «Я», высвобождение психической энергии, которая может быть направлена на перестройку, обновление личности. Этот путь, по мнению исследователя, предусматривает формирование представления о новой личность, которая соотносится с развитием и жизнью каждого конкретного субъекта. Такая трансформация требует напряжения душевных сил и проходит критические стадии, связанные с регрессом и даже деструктивными поведенческими проявлениями, характеризующие процесс объединения частей дезинтегрованных личности. Высокая степень самопонимания, представление о настоящей сущности, путь к которой еще нужно проложить, преодолевая трудности самостановления, способствует обновлению личности, превращению и сублимации энергии бессознательной сферы, развития чувства внутренней независимости, устойчивости, доверия к себе, самостоятельности.
К. Роджерс в своей теории клиент-центрированной психотерапии отмечал необходимость помочь субъекту раскрыть и реализовать потенциал, который является врожденным стремлением к самореализации. Поэтому важной является практика эмпатийных отношений, заботы и искреннего психологического климата, обуславливающей глубокие личностного изменения: субъект приближается к собственному идеалу «Я», его психика становится целостной, открываются возможности приобретения нового опыта и овладения приемлемых форм поведения.
Как видим, указанные выше характеристики успешной, самоактуализированных, обновленной личности подобны показателей психического здоровья, благополучия, на достижение которого направлена и на котором основывается личностная психокоррекция. Предполагается учета объективных характеристик психологического здоровья и субъективных индивидуально неповторимых аспектов, которые являются положительными, полезными, развивающими для конкретного лица. Как видно из рассматриваемых исследований, конструктивные изменения личности предполагают ее выход за пределы определенной «усереднености» в реализации потребностей развития творческого потенциала, а не только достижение психологического благополучия. Так, Р. Ассаджоли сосредоточивает внимание на том, что невротические субъекты стремятся приблизиться к «норме», приобрести оптимального психического состояния равновесия, не выделяться деструктивностью зпомиж других людей. Обновленная личность преодолевает этот этап и движется в направлении самореализации.
Согласно психодинамической теории психическая энергия, высвобождаемая путем познания бессознательного, может быть направлена на профессиональную самореализацию. Последовательность и непрерывность процесса личностной коррекции, которая переходит в самокоррекции, обеспечивает психологу прозрачность профессионального взаимодействия: внутренний мир другого человека становится для него понятным, появляется возможность ценить текучесть момента, владеть ситуацией «здесь и теперь», эмпатийное чувство эмоционального настроения человека. При этом нивелируется стереотипный подход к субъекту, что дает возможность корректировать его поведение в зависимости от индивидуально-неповторимых свойств психики. К тому же психолог обладает феноменом дистанции, может при необходимости сокращать или увеличивать ее, сохраняя оптимальные отношения с другими людьми на протяжении длительного времени.
В связи с этим возникает вопрос об определении критериев личностной откорректированности, которые не противоречили бы гуманистической ориентации развития индивидуальности, реализации потенциала каждой личности, однако открывали бы перед будущим психологом пути личностного роста. Они могут дать некоторое представление о «идеальную» модель практического психолога и психологически благополучной личности в целом.

Характеристики откорректированной личности, если их обобщить, не указывают на необходимость формирования личности «усредненной», не предусматривают определение степени психологической «завершенности», совершенства как границы личностного роста, однако могут служить ориентиром будущим практическим психологам в понимании сущности личностной откорректированности.
К таким общим характеристикам относятся:
1) глубинное познание собственной бессознательной сферы и личностных характеристик, принятие истинных потребностей и возможностей, понимание природы «Я»;
2) принятие мира и других людей такими, какие они есть, знание потребностей и возможностей людей, способность децентровать внимание и понимать интересы других;
3) формирование системы гуманистических ценностей, которая не противоречит индивидуальной неповторимости собственной психики и способствует творческой реализации в социуме;
4) достижение состояния психологической зрелости, предполагает способность брать на себя ответственность за собственные поступки, жизненную и профессиональную самореализацию,
5) интеграция и гармонизация рационального и эмоционального аспектов личности, открытость к приобретению нового опыта и познавательного его обработки;
6) склонность к объединению психической и объективной реальности, минимизация отступлений от реальности и искажений,
7) умение абстрагироваться от эмоций, чувство психологической слабости и превращать себя в объект исследования для самопознания и самокоррекции;
8) способность сублимировать психическую энергию в общественно полезный труд и умение испытывать удовольствие от процесса самореализации;
9) умение овладевать профессиональными знаниями в их целостности и взаимосвязях;
10) способность к конструктивному сотрудничеству и партнерских отношений с людьми при сохранении личной независимости и самоуважения;
11) комфортное самоощущение в ситуациях общения и профессионального взаимодействия в рамках психологической защищенности;
12) понимание собственного вклада в ситуацию общения;
13) выраженное чувство благодарности другим людям.

Личностная откорректированность - это не состояние совершенства, это процесс работы над собой, прежде всего - это обретение способности к децентрации внимания и самоанализа как анализа проблем других людей, гуманистическая настроенность, способность к самореализации. С точки зрения практической психологии, откорректированность предполагает понимание собственных защитных тенденций, осознание отступлений от реальности под влиянием болезненных точек «Я».

Гармония личности - что стоит за этими яркими словами? Когда мы говорим, что личность гармонична, а когда нет? Многие из нас хотели бы достичь внутренней гармонии, гармонии себя как личности. Каждый из нас для себя может честно ответить на вопрос, является ли он гармоничной личностью или же нет. Мы чувствуем это, но что означает такое чувство, с чем оно связано?

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia «) означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое (опр. БСЭ). Тогда если мы говорим о личности, то из каких же «различных компонентов» она состоит, что в итоге составляет нашу личность, «органическое единое целое»?

Различные компоненты нашей личности возникают тогда, когда мы попадаем в разные жизненные ситуации. Для примера рассмотрим пять базовых ситуаций, которые есть практически у каждого человека. Первая ситуация - общение в дружеской компании, например за столом или на прогулке. Другая ситуация, когда мы находимся на работе и делаем свое дело, каким бы оно ни было. Третья ситуация - романтическая, интимная. В ней мы находимся только с любимым человеком. Семейная ситуация, когда мы решаем какие-то бытовые вопросы или вместе с детьми идем на пикник. И пятая ситуация - творческая. В ней мы одни и занимаемся чем-то очень интересным для нас, например готовкой новых блюд, решением кроссвордов, написанием музыки, компьютерными играми, просмотром видео, одинокой прогулкой за размышлениями - всем чем угодно, если это не требует участия других людей и при этом полностью нас увлекает.

Думаю, можно смело сказать, что если во всех данных ситуациях человек себя чувствует хорошо - это очень похоже на гармонию. Если у человека все прекрасно на работе, в творчестве, в интимной жизни, в семье и с друзьями, то вряд ли он будет жаловаться, что у него проблемы. Отсутствие гармонии проявляется и в речи человека. Он говорит: «Все хорошо, да не знаю, что с детьми делать», «Все хорошо, только вот на работе проблемы» или «Все хорошо, только вот жена…» Разумеется, если человек говорит, что все плохо, то это также далеко от гармонии.

Как же мы утрачиваем гармонию нашей личности и нашей жизни?

Когда жизнь становится пустой?

Почему так получается, что у нас в какой-то из жизненных ситуаций все идет не так? Почему у нас может быть все хорошо в семье, но что-то не ладится с друзьями? Или мы можем легко и профессионально работать, много зарабатывать, но при этом быть в семье тираном. Или можем быть прекрасным другом, отличным коллегой по работе, но в романтических ситуациях вести себя совсем не подходящим образом, что приводит к проблемам в интимной жизни. Все эти случаи - примеры негармоничной личности, примеры нарушения гармонии.

Я знаю мужчин, которые годами приходят домой с работы очень поздно. Причем сначала они жалуются на то, что это новая работа и нужно показать себя с лучшей стороны, следовательно, необходимо задерживаться. Затем оказывается, что их оценили и обещают повышение, поэтому нужно оправдать надежды. После им повышают зарплату, должность, и работы тоже не становится меньше. И так далее… Годы идут, жена дома привыкает все больше общаться с телевизором и меньше с мужем. Уже и скандалы пропали, так как за много лет стало ясно, что это бесполезно. Он прекрасный работник, и денег на жизнь хватает, но в один прекрасный день он может обнаружить, что жена от него ушла.

Или другой пример. Женщина много времени уделяет детям, перестает следить за собой. И конечно, у этого есть важнейшие причины! Ведь дети растут, за ними нужен глаз да глаз. Начинается школа, уроки, родительские собрания, первые проблемы подросткового периода, а потом институт - все это требует максимума ее внимания. Затем она обнаруживает, что муж уже давно ходит «налево». А она и не заметила, когда это случилось.

Или когда любящие родители сообща воспитывали детей, всегда за ними ухаживали, обучали их всему с самого детства. Дети прекрасно учились в школе, затем поступили в институт, получили отличное образование, конечно, в том числе благодаря стараниям родителей. Потом случилось счастливейшее событие: у ребенка, уже выросшего, появилась семья, свои дети, и родители стали дедушкой и бабушкой. И вдруг молодые приняли решение уехать жить за границу. Родители крайне рады, что дети их так многого достигли! Но вдруг обнаруживают, что их жизнь опустела, причем сразу и полностью. И они не знают, что хотят делать теперь, когда у детей уже все хорошо, и выросшие дети далеко, а маленькие внуки учатся говорить на другом языке.

Заметьте, мы рассмотрели варианты, где личности, которые были участниками наших примеров, - это вовсе не какие-нибудь лодыри или бездельники. Каждый из них преследовал исключительно хорошие, можно сказать, важнейшие цели, вот только почему же их жизнь так легко стала пустой?

Кто мы?

Конечно, это связано с отсутствием гармоничного устройства жизни людей. Ведь когда мы руководим подчиненными на работе или делаем в полном одиночестве свое любимое дело - это совсем не похоже на то, как мы общаемся, воспитываем детей или разговариваем с любимым человеком. Это совсем разные наши роли, у которых есть названия, например: «начальник», «умелец», «отец», «любовник». Именно это и есть, согласно определению гармонии, наши «различные компоненты», слияние которых образует в нас то самое «органическое целое», называемое личностью. И если в нашей личности представлены все роли, которые нам нужны, то мы говорим, что личность гармонична. Если же одна или несколько из нужных нам ролей отсутствуют, то личность негармонична, и, скорее всего, это со временем негативно скажется на жизни в целом. Как и в наших примерах, это может привести к большим сложностям.

Например, в ситуации, когда муж много и хорошо работает, достаточно зарабатывает - он отличный «начальник». И скорее всего, хороший «коллега» и «друг». Но его части «любовник», «отец» не проявляются. Приходя домой, он остается «начальником», «другом», но только не тем, кем хотели бы видеть его в семье. И как только его семья рушится, он либо испытывает серьезнейший шок, сопровождаемый скандалами, либо находит замену. Но замену, скорее, ждет та же участь, если он не изменится сам.

В примере с женщиной, посвящающей себя ребенку, ясно, что она, конечно, отличная «мать». Однако зачастую и «подруга», и «любовница» - это не про нее. Я направленно не использую слова «муж» и «жена», так как вместо них я употребляю слова «любовник» и «любовница», подчеркивая именно интимный аспект общения супругов. Слова «муж» и «жена» в нашей культуре во многом утратили эту часть.

А если мы говорим о родителях, вместе воспитывающих своих детей и преданных друг другу, то они, конечно, хорошие «отец» и «мать», а затем «дедушка» и «бабушка». Однако когда дети уезжают от них, оказывается, что они уже не знают, кто они без детей или внуков. Они не нуждаются и могут быть предоставлены сами себе - это творческая ситуация. Но они к ней не готовы. Возможно, она могла бы быть «художником» или «модельером». Возможно, он мог быть «ученым» или «музыкантом», но они про это забыли. Они потеряли эту часть своей личности, и теперь им придется учиться жить заново, но как?

Как сделать жизнь гармоничной?

Ответ на вопрос, как стать гармоничной личностью, совсем не прост. Если бы это было легко, мы давно бы уже применяли это и повсеместно встречались бы с гармоничными людьми. Однако мы знаем, что чаще как раз приходится сталкиваться с обратным. В этой статье мы с вами рассмотрим только один из аспектов того, в чем секрет гармоничных личностей, к чему имеет смысл стремиться, чтобы наша жизнь стала гармоничной.

Для того чтобы человек был гармоничной личностью, нужно понять все ее части. Задайте себе вопросы: «Какие жизненные ситуации для Вас важны: дружеские, романтические, семейные, рабочие, творческие, какие-то еще? Кем вы хотите быть в этих важных для Вас ситуациях? Кем являетесь сейчас? Какие способности у Вас есть, чтобы стать тем, кем Вы хотите? Какие стоит развить? Как Вы должны себя вести в этих ситуациях? Как Вы ведете себя в них сейчас?»

Ответив на все эти вопросы, вы явно увидите, почему ваша жизнь не похожа на гармоничную. Или обнаружите, что она такая (с чем вас и поздравляю!). Все указанные пять базовых ситуаций - это общие для всех людей важные обстоятельства, которые должны быть ярко проявлены в жизни. И у вас, конечно же, могут быть личные ситуации, важные только для вас.

После того как человек определяет для себя те «роли», которые он выбирает для своей жизни, ему остается только распределить свое время. Время - единственный ограниченный и невосполнимый ресурс нашей жизни. Оно всегда идет вперед, и мы ничего не можем переделать. Поэтому, если даже вы определите все те «роли», которые вам нужны в жизни, но одной из них будет уделена огромная часть вашего времени, а какой-то ничего, то это не сделает вашу жизнь гармоничной. Когда ваши «роли» будут вам понятны, посчитайте (хотя бы на листочке), сколько часов в месяц вы уделяете той или иной роли. Вложите в это свое драгоценное время, составьте таблицу. Удивитесь, увидев результаты. Подумайте, как это распределение влияет на Вашу жизнь?

Подводя итоги.

Итак, «гармония» - греческое слово, означающее слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гармоничная личность - это такая личность, в которой представлены все различные роли, которые ей нужны в жизни. И каждой из этих ролей уделено достаточно времени, чтобы в полной мере ее реализовать.

Как уже говорилось, вопрос этот сложен и многогранен. Но если вы начнете с того, что устроите свою жизнь именно так, как описано в этой статье, она изменится и станет гораздо ближе к тому, что мы называем гармонией.

УДК 316.664: 61

Пазекова Галина Евгеньевна

кандидат психологических наук Ульяновский государственный университет

fimeizhi@mail. ш

Еливанова Наталья Евгеньевна

Поволжская академия государственной службы (филиал в г. Ульяновске)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЗДОРОВЬЯ*

Статья посвящена теоретическим аспектам психологии гармоничной личности и детерминант её внешнего и внутреннего благополучия с позиций целостного акмеологического подхода к проблеме здоровья. В статье рассматриваются научные подходы к содержанию понятия «гармония», раскрывается суть психологической гармонии личности.

Ключевые слова: гармония, психологическая гармония личности, гармонический тип личности, индикаторы психологической гармоничности: баланс, целостность, развитие, интегративная модель здоровья.

В настоящее время, в эпоху глобальных социальных и политических изменений и научно-технического прогресса, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные отношения и преобразовывать себя, проблема здоровья, эффективности человеческой деятельности, актуализации и развития человеческого потенциала встает качественно новым образом. По своей актуальности и значимости проблема здоровья считается одной из сложнейших проблем современной науки и не уступает таким направлениям, как проблема охраны природы, окружающей среды. Многочисленные исследования показывают, что в течение последних 10 лет наблюдается неуклонное ухудшение здоровья российской нации. Статистика свидетельствует, что 60-70% общей численности населения нуждается в реабилитации физического и психического состояния. Более половины работающих имеют рейтинг здоровья ниже трех по шестибалльной системе. Около 6,5 млн человек нуждаются в психиатрической помощи (включая наркологическую), из них почти 80% составляют больные алкоголизмом, умственной отсталостью, психотическими расстройствами. Все эти данные, приведенные в материалах научных медицинских и образовательных конференций и семинаров, говорят о том, что для здоровья нации необходима «единая политика здоровья» . Решение проблемы здоровья нуждается в новых подходах: нужны комплексные интердисциплинарные исследования, с помощью

которых можно было бы изучить важнейшие взаимосвязи между основными свойствами человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Методологической основой для данного представления является целостная (холистическая) модель здоровья . Мы рассматриваем здоровье как единство соматической, психической и духовной составляющих, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Но сам организм, который имеет такое целостное выражение, не изолирован, он находится в системе «человек - социум - вселенная», где действуют внутриличностные, социальные условия и экологические факторы. Все эти системы взаимосвязанно взаимодействуют между собой, и нарушение со стороны соматики влияет на психическую сферу, и, наоборот, психические измерения влияют на соматику, а изменения в социальной и экологической среде оказывают воздействие и на соматику, и на психику. В то же время сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом, устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных и экзогенных факторов, которые взаимосвязаны, начиная еще задолго до рождения ребенка, и которые проявляются, существуют в течение всей его индивидуальной жизни, сохраняются до конца жизни, формируются в виде видовой памяти и передаются следующим поколениям (Н.Б. Бехтерева, Л.Н. Гондарева).

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уровень здоровья зависит на

* Статья подготовлена в рамках проекта реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГК № П2408 от 18.11.2009.

© Пазекова Г.Е., Еливанова Н.Е., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010!

50% от условий и образа жизни, на 20% - от экологических факторов, ещё на 20% - от генетических и только на 10% - от медицинских и других факторов . Перед научной психологией встает важная задача изучения детерминант эффективного и экологичного функционирования человека в области объективных результатов деятельности и внутреннего психологического благополучия (В.И. Моросанова, А. Ануашвили,

О.И. Мотков, О.А. Ольвинская и др.).

Актуальные проблемы современной психологии развития личности связаны с изучением гармонизации личности как детерминанты здоровья и определяются наличием объективных и субъективных противоречий, среди которых необходимо выделить противоречия между:

Все более возрастающими требованиями к формированию здоровой, творческой, активной, социально ответственной личности и её неготовностью или неумением обеспечить этот процесс;

Потребностью личности реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации и регуляции поведения;

Потребностью быть независимым, самостоятельным человеком и неспособностью брать на себя ответственность за значимые ситуации;

Потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы и неспособности разрешать внутренние и внешние конфликты, что неизбежно приводит к необходимости поиска путей управления саморазвитием личности и гармонизации личности, ее внешнего и внутреннего пространства.

Кроме того, актуальность изучения гармонии личности как исходного и желанного состояния обусловлена, во-первых, высокой социальнокультурной значимостью проблемы гармоничной личности в современном обществе; во-вторых, потребностью в понимании этого феномена, т.к. многие расстройства психики начинаются с различной глубины дисгармонии личности; в-третьих, необходимостью научного анализа природы дисгармонии, который можно осуществить лишь в сопоставлении с гармонией.

Философскими предпосылками изучения гармоничности в современной отечественной психологии являются исследования в области соотношения внешнего и внутреннего, проводившиеся в рамках научных школ С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского.

В психологии предпринимались попытки описать гармонический тип личности. В западной психологии важные характеристики гармоничной (психически здоровой) личности можно найти прежде всего в гуманистической психологии у К. Роджерса, А. Маслоу и др., психологии К.Юн-га, телесно-ориентированной психологии В. Райха, онтопсихологии А. Менегетти, психосинтезе Р. Ассаджиоли, трансперсональной психологии С. Грофа, квантовой психологии РА. Уилсона и др.

В российской психологии личности описание гармонического типа личности и ее мотивационных отношений встречаются в работах Л.Н. Соб-чик, Э.М. Александровской, А.Б. Орлова и др.

В разработке методов оценки гармонии личности важную роль играют работы, связанные с самоактуализацией, самоменеджментом, саморазвитием, саморегуляцией (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Н.И. Козлов, Е.Б. Лисовская, В.И. Моросанова, Н.Ю. Синягина, В.И. Панов и др.).

Мы рассматриваем каждого человека как целостную высокоорганизованную систему, способную развиваться и саморегулироваться на физическом, эмоциональном, социальном и духовном уровнях, что подразумевает повышенную чувствительность к внутренним и внешним сигналам, адекватную их обработку, что дает возможность трезвой оценки ситуации и эффективных, осознанных действий и способности управлять своей жизнью в соответствии со своими истинными потребностями, идеалами и стремлениями.

В целом можно выделить следующие достаточно распространенные подходы к понятию гармония . В широком круге научных работ термин «гармония» чаще всего используется не как специфическое научное понятие, а метафорически, как оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром (например, «музыкальная гармония», «числовая гармония», «структурная гармония систем», «гармоничный образ жизни» и т.д.).

Гармония личности - это также правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой), точнее, между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их доста-

точно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония - это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адле-ровском смысле.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек -одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек - живой организм и субъект поведения, в психологическом - носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном - член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии - согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального. Личность - феномен одновременно индивидуального, и социального бытия. Рассмотрение вопросов основ личности предполагает и обсуждение вопросов гармонии личности. При этом следует отметить, что внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой. Многообразные связи личности с окружающим миром определяют интегративную структуру личности, ее внутренний мир. В свою очередь, сформировавшиеся устойчивые личностные качества регулируют объем и меру активности социальных контактов, образуя собственную среду развития. При этом наступает взаимообусловленность двух интегративных структур - самой личности и социального окружения. Жизнь создает меняющиеся условия, которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и перестройке или совершенствованию самого себя.

Таким образом, понятие гармонии, как понятие высокого уровня обобщенности, необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах - природной, предметной, социальной.

В психологическом плане гармонию личности можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости . Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть крепкой и длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

Поэтому изучать гармонию личности можно и нужно в разных сферах жизни, поскольку, как мы уже говорили, бытие человека многомерно. Человек существует одновременно в разных средах, мирах - мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы (как живая система), мире людей (как единица определенного общества). Существование в этом триединстве находит свое отражение в личности каждого человека, в протекающих в личности процессах.

Следует отметить, наличие в психике человека непроизвольного, не всегда осознаваемого стремления к гармонизации своего жизненного функционирования, качеств своей личности отмечали многие психологи -У. Мак-Дауголл, А. Маслоу, Г. А. Мюррей, П.В. Симонов и др.

Психологическая гармония рассматривается нами как самоуправляемая система психологической организации и функционирования индивида, выражающаяся в оптимальной соразмерности, согласованности психологических характеристик человека друг с другом и с внешними средами его жизни.

С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней. Достижение высокой степени гармонии позволяет человеку заняться созидательным трудом, гармонизовать окружающий мир, создавать бесконфликтную среду вокруг себя и людей - творить добро и реализоваться как человек. При таком подходе человек становится гармони-затором, источником жизни.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

В современную эпоху быстрых социальных изменений, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные отношения и преобразовывать себя, проблема использования и развития человеческого потенциала встает качественно новым образом. Особенно актуальным становится вопрос о необходимости создания условий для самоактуализации, развития творческого потенциала, мотивации к личностному росту психологов, педагогов, воспитателей, врачей, социальных работников, в сферу профессиональной деятельности которых входит воспитание, обучение и оказание помощи другим людям. Для людей этих специальностей высокий уровень личностной зрелости, психическое здоровье и степень самоактуализации являются не только профессионально значимыми характеристиками, но и основными факторами, определяющими эффективность работы.

Гармоничность психологической организации личности определяется:

Сформированностью интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности;

Сбалансированностью (соразмерностью) развития интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности;

Интегрированностью (тесной взаимосвязью и внутренней согласованностью) интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности, происходящих в интра- и интерперсональных планах.

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. - М., 2001. - C. 3-19.

2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Академия, 2001. - C. 352.

3. Воробьева Т.М, Колядко С.П. Биоуправление: теория и практика. Новосибирск, 2008. - C. 202.

4. Розин В.М. Здоровье как философская и социальная - психологическая проблема // Мир психологии. - 2000. - №1. - С. 12-30.

5. Ольвинская Ю.Л. Возможности практической психологии в обеспечении развития потенциала личности и организаций в системе современного предпринимательства // Материалы научно-практической конференции «Особенности предпринимательства в переходной период экономики». - Мн., 2000. - С. 38-43.

6. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. ГС. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. - C. 607.

7. Разработка стратегий по достижению здоровья для всех к 2010 году: руководящие принципы и общие вопросы. - Женева: Исполнительный комитет ВОЗ, 2000. - C. 265.

8. Братченко С.Л., МироноваМ.Л. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 1997. - C. 44.

9. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - 2008. - Т. 4. - Вып. 2. - С. 366.

Поделиться: