Федор бортник сын. Смоктуновский называл бортника гением, а высоцкий посвящал ему свои песни

Спустя два месяца после смерти Ивана Бортника его вдова рассказала, как тяжело уходил из жизни любимый всеми артист, и сколько испытаний выпало на его долю. За несколько лет до смерти звезда фильма «Место встречи изменить нельзя» лишился зрения. Его глазами стала жена, которая не отходила от него ни на шаг.

Слепота стала следствием отслоения сетчатки. Актер перенес три операции по восстановлению зрения, прежде чем врачи сказали, что больше ничем не могут ему помочь. С тех пор Иван Бортник находился в четырех стенах и не больше принимал гостей.

«Сначала он стал плохо видеть, различал только черное и белое, а потом ослеп. Мне его очень жалко было. Читать не можешь, телевизор смотреть не можешь, ничего. Он только слушал радио. С друзьями не общался, не хотел, чтобы его запомнили в таком виде», - рассказала вдова актера в программе «Ты не поверишь».

За несколько месяцев до смерти с артистом случилась беда: он сломал шейку бедра. А врачи в больнице долго не могли сделать ему операцию, мешал целый букет заболеваний, при котором хирургическое вмешательство грозило ему смертью. Поэтому актер, по мнению жены, слишком долго пролежал в больнице, что ухудшило его общее состояние.

После операции Иван Бортник ненадолго воспрял духом и даже освоил ходунки, чтобы не быть в тягость жене. Но чуда не произошло. Народный артист подхватил воспаление легких и умер на руках у любимой супруги.

«У него начала подниматься температура, попросил попить. Я ему дала один раз, потом второй. И вдруг он захрипел. Я стала поворачивать его на бок, а уже все. Сердце остановилось», - рассказала вдова о смерти мужа.

Напомним, что Народный артист России Иван Бортник скончался 4 января. Похороны звезды фильма «Место встречи изменить нельзя» и «Родня» состоялись на Троекуровском кладбище в Москве. Проститься с ним пришли родные, коллеги и поклонники. Иван Бортник и Татьяна Борзых прожили вместе 50 лет. Единственный сын 31-летний Федор, который работает осветителем в театре, сейчас во всем поддерживает мать.

05 января 2019

Народный артист России скончался на 80-м году жизни.

Печальную весть в один из первых дней наступившего года узнали любители отечественного кино – актёр , сыгравший множество ролей в кино и на сцене Театра на Таганке.

Были в его послужном списке и главные роли в кинофильмах, такие как русский солдат Иван в сказке «Иван да Марья» и Андрей Немчинов в «Зеркале для героя», однако большинству зрителей он был известен как бандит по кличке Промокашка из фильма «Место встречи изменить нельзя». Да, благодаря не слишком яркой внешности режиссёры чаще давали ему второстепенные роли. Но удивительный талант позволял Бортнику в каждую из этих небольших ролей вдохнуть столько жизни, что запоминались его образы ничуть не меньше, чем образы главных героев.

В последнее время он уже не снимался и не играл на сцене из-за своего возраста, проблем со зрением и со здоровьем в целом. В августе он обращался за неотложной помощью с серьёзными болями, вот только ложиться в больницу не захотел. Через несколько дней его всё же , но дело оказалось в другом – у Ивана Сергеевича нашли перелом шейки бедра и желудочное кровотечение.

Поздним вечером 4 января Бортник скончался. Как сообщили его супруге, Татьяне, врачи, причиной смерти, скорее всего, стал оторвавшийся тромб. сайт выражает искренние соболезнования родным и близким выдающегося актёра, коллегам и всем поклонникам его творчества. А нашим читателям мы предлагаем вспомнить несколько интересных фактов из жизни Ивана Бортника.

Интеллигент из подворотни

Бортник — представитель интеллигентной московской семьи. Его отец Сергей Васильевич Бортник был главным редактором Гослитиздата (ныне – издательство «Художественная литература»), мама Мария Сергеевна Горячкина — доктором филологических наук, старшим научным сотрудником Института мировой литературы имени М. Горького. Сам Ваня не отставал от родителей, он с детства очень много читал и занимался музыкой — играл на виолончели.

Родители, тем не менее, много работали, мальчик часто был предоставлен самому себе и воспитывала его, как практически всех советских детей, улица. Он вырос в Красносельском районе столицы, между Сокольниками и тремя вокзалами, где водилось немало шпаны. Вместе с приятелями Иван хулиганил, а однажды ему даже пришлось стоять «на шухере», пока те грабили ларёк. Это был единственный криминальный эпизод в его жизни, но опыт, полученный за годы дружбы с дворовыми ребятами, после окончания Щукинского училища пригодился ему в актёрской работе.


Гоша Куценко и Иван Бортник в фильме «Антикиллер»

«Место встречи изменить нельзя»

Роль члена банды «Чёрная кошка» Промокашки в легендарном советском сериале не изобиловала словами. Можно сказать, что их там не было совсем. Все реплики, которые произносит с экрана Иван Бортник, он придумал сам. Как говорил позже Станислав Говорухин , Иван по сути сам создал эту яркую роль, превращая сцены со своим участием в бенефис, и главное было — не мешать ему.

«Режиссер выпускал меня на площадку и самоустранялся: «Когда Иван махнет рукой, тогда и кончайте снимать», — рассказывал сам артист корреспонденту издания «Советский экран».

Бортник импровизировал, сверкал и искрился. Он настолько вошел в роль, что его Промокашка даже плюнул в лицо Глебу Жеглову, немало удивив этим всю съемочную группу. Актёр с помощью жаргона, жестов и мимики так хорошо изобразил блатного, что консультант фильма, замминистра МВД СССР Константин Никитин настоял на том, чтобы самые яркие реплики при монтаже вырезали, иначе такие Промокашки появились бы в каждом советском дворе.

Но некоторые важные сцены, такие как арест героя, в фильме остались, правда, бортниковского бандита в ней постарались «приглушить». Многие слова звучат как бы на заднем плане, а если хорошенько вслушаться, то можно расслышать, например, фразу «Володя, открой, открой же, волк позорный! Я тебе кадык выгрызу».

Один из настоящих друзей Высоцкого

С Владимиром Семёновичем Высоцким Бортник подружился в 1967 году, когда пришел работать на Таганку. На протяжении последующих 13 лет они вместе играли на сцене этого театра и стали действительно хорошими товарищами.

Не все знают, но Высоцкий выдвигал кандидатуру своего друга Вани на роль Шарапова в «Месте встречи…». Говорухин , впрочем, посчитал, что со своим талантом Бортник в этой роли будет слишком выделяться, и сделал его Промокашкой.

Позже друзья могли сняться вместе еще в одной картине – «Иван да Марья». Высоцкий в ней должен был играть Соловья-разбойника, но из-за разногласий с режиссером отказался от участия в проекте. А вот Бортнику досталась главная роль.

«Грустно! Едет на курорт никак…
Как же я без Вани Бортника!
Я бы Ваню оттенял.
Как же Ваня без меня?!»

(В. Высоцкий, экспромт - И. Бортнику, 1973)

С главными ролями в театре ему везло гораздо меньше и лишь однажды режиссёр Юрий Любимов предложил ему заменить Высоцкого в роли Гамлета. Это был серьёзный шанс в карьерном плане, но принять его и согласиться — означало предать Володю. Бортник от этого предложения отказался без раздумий.


2003 г. Иван Бортник и Никита Высоцкий на похоронах матери Владимира Семёновича. Источник: GLOBAL LOOK PRESS

Дружба их была крепкой, они помогали друг другу и мотивировали, обменивались советами. Высоцкий часто брал Ивана с собою в поездки и во время одной из них, 13 октября 1978 года в Ленинграде, объявил на сцене, что сейчас исполнит зарисовку, которая называется «Письмо Ване Бортнику из Парижа». Эту песню многие знают как «Письмо другу», но не всем известно, кому она посвящена.

«Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу
И то, что слышу, и то, что вижу,
Пишу в блокнотик, впечатлениям вдогонку.
Когда состарюсь – издам книжонку

Про то, что, Ваня, мы с тобой в Париже
Нужны – как в бане пассатижи…».

Вопреки словам из песни, прогуляться по Парижу с Высоцким Бортник всё же смог. Это случилось в 1977 году, когда Театр на Таганке выехал на гастроли во Францию. За 45 дней Иван Сергеевич сыграл роли в 65 спектаклях в Париже, Лионе и Марселе. На премьерном спектакле зал целых 30 минут аплодировал русским артистам стоя.


«Место встречи изменить нельзя» стал единственным фильмом где Бортник и Высоцкий появились в кадре вместе

Смоктуновский считал его гением

По оценкам коллег, Бортник всегда выделялся своей честностью, открытостью и порядочностью, которая некоторых откровенно выводила из себя. И всех, конечно же, восхищала его невероятная игра.

Вспомним роли Бортника в кино. , Гитлер из «Мама, не горюй», Клоп в фильме Кончаловского. Сам Никита Михалков , увидев Бортника на премьере фильма «Антикиллер», встал и заявил, обращаясь к зрителям в зале:

«Вы знаете, кто это? Это же великий русский артист!»

Иннокентий Смоктуновский и вовсе считал Бортника гениальным. Когда в начале 80-х на Таганке появился новый руководитель Анатолий Эфрос , то Смоктуновский сказал ему, что в их труппе есть единственный гений и это Иван Бортник.


Иван Бортник. Кадр из фильма

Две большие любви Ивана Бортника

В отличие от многих популярных людей современности Иван Сергеевич не менял жён как перчатки и в его жизни было лишь две большие любви. Первой из них стала актриса Инна Гулая . Эти двое были безумно влюблены и счастливы, однако столкновение слишком сильных характеров не дало им ужиться под одной крышей. Инна после расставания страдала паранойей, она не могла работать и мучилась необъяснимыми страхами. Однажды, не выдержав, женщина наглоталась таблеток и умерла.

Бортник страдал, однако всё изменилось, когда он встретил Татьяну Николаевну Борзых . Эта девушка закончила театрально-художественное училище, после чего стала преподавать в том же училище звукорежиссуру. Она любила мужа, поддерживала во всём и была с ним рядом до самого конца.

Гены знаменитого актёра продолжают жить в новых поколениях. Их с Татьяной сын Фёдор Бортник , появившийся на свет в 1969 году, по стопам отца не пошёл, а стал художником по свету. Фёдор женат, вместе с супругой Еленой они воспитывают дочку.


Сын актёра — Фёдор Бортник.

В начале июля состоялось очередное судебное разбирательство по взысканию алиментов, которые вокалист группы «Би-2» Игорь БОРТНИК (настоящее имя Левы) должен выплачивать на своего восьмилетнего сына Федора бывшей супруге Ирине МАКЕЕВОЙ . Развелись они в 2007 году. Позже выяснилось, что Лева исполнял решение суда по уплате алиментов не в полной мере и задолжал почти три миллиона рублей! Поклонники «Би-2» были в шоке: неужели их кумир жалеет денег на родного сына?

На недавней тусовке мы попросили прокомментировать ситуацию юриста Игоря Джерапова :

По решению мирового судьи Долгопрудненского района на Леву возложили алиментные обязательства в размере 50 тысяч рублей, которые он выплачивает ежемесячно. Вот посмотрите, тут у меня все платежки с 2007 года. После вынесения судебного решения Лева считал, что все точки над i расставлены. Но Лева - личность творческая и не в полном объеме следит за изменениями, происходящими в законодательстве. После индексации, которая за последние три года проходила три раза, сумма алиментов выросла: была 50 тысяч стала 200 тысяч. Отсюда и существует задолженность в три миллиона рублей, так как Лева выплачивал алименты в размере старой суммы.

- А сколько сейчас зарабатывает музыкант?

Доход Левы составляет 100 тысяч рублей в месяц. Сами посудите, откуда он может платить 200 тысяч?! У него есть второй ребенок Авив от его нынешней любимой женщины - Аси Мельниковой . Мальчику нет и трех лет. А в августе появится на свет еще ребенок. Просто бывшая жена Левы Ирина Макеева считает, что у него баснословные гонорары, которые он скрывает. Также она считает, что он должен оплачивать обучение ребенка в специализированной школе в Италии !

- Лева видится с сыном? Наверняка, мальчик очень переживает из-за происходящего.

Лева неоднократно обращался к бывшей супруге, чтобы сходить с ребенком в кино или на спортивную площадку. Но госпожа Макеева считает, что он не достоин общения с сыном. Лева любит Федора, но он любит и Авива, и еще не родившегося ребенка. Он за то, чтобы родительская любовь распространялась между детьми одинаково.

«Лева до сих пор меня любит»

Деньги, которые мы требуем, идут исключительно на ребенка, - объясняет адвокат Макеевой Филипп Шишов . - Как только речь зашла об алиментах, Лева тут же начал скрывать то, что зарабатывает. У нас есть документ, согласно которому в 2006 году он подарил все свои авторские права партнеру по группе - Шуре. Там миллионы, и сейчас их получает другой человек. А Лева говорит, что платить ему нечем.

- Юрист Левы говорит, что у него нет дорогой недвижимости, крутых машин…

А что же он сам сообщает в интервью, что купил квартиру за полмиллиона долларов? Ездит он на дорогой машине. А вот на кого он все это оформил, уже другой вопрос. Я так понимаю, что квартиру он оформил на свою нынешнюю спутницу - Асю Мельникову.

Давайте посчитаем его доходы, - предложила Ирина Макеева. - Сколько он получает за концерт? 16 тысяч евро! Данная цифра заявлена на всех сайтах. Концертов Лева дает 6 - 7 в месяц. Итого 112 тысяч евро. Я согласна на одну шестую, даже на одну десятую от этой суммы.

- А почему вы хотите, чтобы ребенок учился в Италии?

Я выхожу замуж в Италии и уезжаю туда. Буду работать в школе, в которой станет учиться мой ребенок. Обучение стоит 600 евро ежемесячно. Неужели это так много?! Вот подруга Левы - Мельникова ежемесячно выплачивает за квартиру три тысячи долларов кредита, не работая при этом!

- Игорь Джерапов упоминал о том, что вы препятствуете общению Левы с сыном.

Да я ему раз 15 предлагала! Мы месяц были в Гималаях . Недавно приехали. Я предлагала: «Лева, встреться с ним, подари ему бинокль, он просит». Ни слуху, ни духу.

- Как сам Федя реагируют на эту ситуацию?

Ну как ребенок будет реагировать, когда папа себя так ведет? У папы ведь даже фотографий ребенка нет, потому что его любимая женщина с ними что-то сделала.

Ирина показала нам личную переписку с бывшим мужем. Практически в каждом письме Лева признается Ирине в любви. При этом он живет с другой женщиной и скоро станет отцом второго их совместного ребенка! Похоже, знаменитый музыкант сильно запутался.

- Ирина, получается, что Лева вас до сих пор любит?

Только из-за этого у нас и проблемы. Ему, видите ли, не нравится, что меня рядом не будет в Москве .

Электронные письма Левы бывшей жене

Thu, 04 Mar 2010 04:48:49 +0300 письмо от Арье < [email protected] >: Ира, я тебя прошу, прости меня! Просто прости. Я мудак. Я пожинаю посев своей беспечности. Я искалечен воспоминаниями о тебе. Я одержим тобой навечно... В этих противоречиях я и ненавижу тебя, и люблю. Лева.

Sat, 06 Mar 2010 14:20:34 +0300 письмо от Арье < [email protected] >: Привет! Алименты предлагаю увеличить до двух тысяч евро. На квартиру у меня нет денег. По крайней мере пока. Стану богатым - куплю не задумываясь. Или возьму в кредит. И вообще мои финансовые возможности сильно преувеличены средствами информации и твоим адвокатом. Красная ванная стоит столько же, сколько обычная. Короче, согласен помогать по возможности. Если ты мне будешь мешать зарабатывать деньги, то в данном случае ничем помочь не смогу. Я зарабатываю с концертов. Других вариантов нет. Лева.

Шура Би-2: “Журналистов мы никогда не били”

Изначально участники “Би-2” просто хотели показать нескольким журналистам студию своей мечты, которую они нашли не в Австралии и не в Великобритании, а в ближайшем Подмосковье. Музлаборатория под названием Stasrecords, находящаяся в частном особняке, действительно производит весьма благоприятное ощущение. Прямо на глазах у прессы музыканты всего с двух дублей записали новую песню, а некоторое время спустя уже показали сведенный вариант.

Там же, среди подмосковных лесов, несколько дней назад Шура и Лева встречали телевизионную группу. По словам музыкантов, журналисты хотели записать интервью о звездном отдыхе, но разговор довольно быстро перешел на алименты, которые вроде как не выплачивает своей бывшей супруге Лева Би-2. Артистам эта тема не понравилась, от комментариев они отказались и быстро покинули место действия. Как и подобает опытным охотникам за сенсациями, телевизионщики решили заснять “отступление” рок-звезд и устремились за ними. Но, на свою беду, попали в помещение, которое хозяин студии просил не снимать ввиду незаконченного ремонта. Там в дело вмешалась охрана. “Вообще-то журналистов мы никогда не били, — заметил Шура, комментируя все произошедшее. — К тому же в данном случае мы были с ними в разных весовых категориях, так что просто не смогли бы причинить им вреда, даже если бы захотели. Подъехавшая милиция тоже над этим посмеялась”. Сейчас идут разговоры о том, что телекомпания может потребовать компенсации ущерба, имея в виду поврежденный световой прибор на камере, вырванные шнуры и изъятую кассету.

Лева Би-2: “Я все еще надеюсь, что спор с моей бывшей женой решится мирным путем”

Впрочем, несмотря на все обстоятельства, сопровождающие это неудачное интервью, есть подозрение, что процесс века никому не грозит. Другое дело невыплаченные алименты, которые неизбежно становятся не самой лучшей записью в резюме. Раньше о проблемном разводе говорила только Ирина Макеева, бывшая супруга Левы и мать его сына Федора. В разных комментариях она указывала на многомиллионную задолженность и упорное нежелание бывшего мужа ее возмещать. До этого момента из лагеря “Би-2” не было никаких комментариев, однако для “МК” коллектив решил сделать исключение.

“Все это время Лева не хотел выносить сор из избы и очень надеялся, что проблемы решатся мирным путем. Все-таки у него и Ирины общий ребенок, которому нужно полноценное воспитание, и Лева в этом готов принимать активное участие”, — заявил “МК” юрист группы Игорь Джерапов.

В 2007 году было вынесено судебное решение по разводу, где указывались алиментные обязательства Левы как отца Федора в размере 50 тысяч рублей. С тех пор, по заверениям г-на Джерапова, все алименты исправно выплачивались, чему есть документальное подтверждение. Однако после индексации минимального размера оплаты труда, исходя из которого и рассчитываются алименты, музыкант должен был платить по 200 тысяч ежемесячно.

“В результате у моего клиента образовалась трехмиллионная задолженность, которую не позволяют выплатить его доходы, — говорит юрист коллектива. — В то же время г-жа Макеева ставит в одну плоскость возможность общения с ребенком и финансовую задолженность и не позволяет отцу видеться с сыном”.

Сейчас судом подтвержден ежемесячный доход лидера группы “Би-2”. Он равняется 100 тысячам рублей. По мнению защиты, даже выплата 50 тысяч в качестве алиментов ставит в неравное положение детей Левы от разных браков. Для общественности не секрет, что любимая женщина Левы Ася Мельник в 2008 году родила музыканту еще одного сына, Авива, а осенью снова готовится стать мамой. Все это, по мнению юриста группы, является достаточным основанием для встречного иска об уменьшении задолженности. Кроме этого у юриста вызывают недоумения угрозы, исходящие от Ирины Макеевой в адрес “Би-2”.

“Она постоянно пишет электронные письма (и я могу их предоставить), в которых утверждает, что у нее есть знакомый прокурор и что она посадит всю группу за укрывание доходов, — говорит Игорь Джерапов. — И чтобы этого не произошло, она требует купить ей квартиру и выплатить 6 тысяч евро на учебу Федора в Италии, не объясняя при этом целесообразность такого шага. Наши доводы об отсутствии финансовых возможностей не производят на нее никакого впечатления”.

Вероятно, это лето для “Би-2” не станет безмятежным временем отдыха и накопления творческих впечатлений, хотя сами музыканты все же надеются, что все завершится благополучно. “МК” следит за развитием событий.

Отец – Бортник Сергей Васильевич (1895–1979), заместитель главного редактора Гослитиздата (ныне – издательство «Художественная литература»). Мать – Горячкина Мария Сергеевна (1912–1987), доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени М. Горького. Супруга – Борзых Татьяна Николаевна (1947 г. рожд.), заведующая кафедрой, преподаватель звукорежиссуры Театрально-художественного колледжа. Сын – Бортник Федор Иванович (1969 г. рожд.), художник по свету, старший инженер компании «Бинар».

Иван Бортник родился в районе трех вокзалов, на Красносельской улице. Рос очень застенчивым, и это удивительное для профессии актера качество осталось в нем до сих пор. Мать Ивана, Мария Сергеевна, занималась XIX веком, писала о народниках, о творчестве Н.С. Лескова, М.Е. Щедрина. Иван очень гордился тем, что его отец, Сергей Васильевич, учился в Петербургском технологическом институте, потом закончил знаменитый Брюсовский институт в Москве, видел царя.

Первый раз Иван Бортник выступил перед зрителями в возрасте 6 лет – на новогодней елке в Гослитиздате, где работал отец. Мальчика поставили на стул, и в присутствии самого К.И. Чуковского он прочитал свое стихотворение под названием «Песня моряка», на что Корней Иванович в шутку заметил: «Песня моряка Ивана Бортника», поставив ударение в его фамилии на последнем слоге.

До 5-го класса Иван учился в подмосковном поселке Кратово, а затем переехал в Москву и в 1957 году закончил среднюю школу № 317. Родители много работали, и Ваня часто был предоставлен самому себе. В московском городском Доме пионеров в переулке Стопани он занимался в театральной студии, посещал киностудию в Центральном парке культуры и отдыха. Родители хотели, чтобы сын занимался музыкой, и отдали его в класс виолончели. Дома была огромная библиотека – Иван рано начал читать, полюбил книги, писал стихотворения, подражая А. Блоку и С. Есенину.

Но музыканта или литератора из Бортника не получилось. Он выбрал актерскую профессию и сразу после окончания школы поступил на актерский факультет Щукинского училища, что стало полной неожиданностью для родителей. Иван Бортник попал в мастерскую В.А. Этуша.

Ю.П. Любимов поставил на курсе отрывок из пьесы А.Н. Островского «Без вины виноватые», в котором Иван сыграл роль Незнамова. Работа с Любимовым стала для Бортника неожиданным открытием. В дипломном спектакле «Горячее сердце» в постановке В.А. Этуша И. Бортник сыграл Хлынова. Принимал участие в отрывках по А.П. Чехову, К.А. Треневу, А.М. Горькому.

В 1961 году, после окончания Щукинского училища, талантливого актера приглашали многие театры. Но Иван по совету А.Г. Коонен выбрал Театр имени Н.В.Гоголя, где начал работать с прекрасным режиссером П.П. Васильевым и талантливыми актерами – В.И. Хохряковым, А.С. Краснопольским, А.Н. Толбузиным, П.В. Крыловым, И.А. Смысловским, Е.П. Калининой. Иван Бортник играл главные роли в спектаклях «Передай улыбку», «Свидания у черемухи», «Сестры-разбойницы», «Тарас Бульба», «Красные дьяволята» и другие и со временем стал ведущим артистом театра. К сожалению, П.П. Васильев через некоторое время ушел, и, как это часто бывает, режиссеры в театре стали часто меняться.
Проработав в Театре имени Н.В. Гоголя шесть лет, в 1967 году Иван Бортник пришел к Ю.П. Любимову в легендарный Театр драмы и комедии на Таганке и стал одним из его корифеев. В театр на Таганке стремились попасть все, там царила особая атмосфера, в которой проходила творческая жизнь актеров, выходили спектакли, каждый из которых становился событием. О постановках Театра на Таганке много лет пишут диссертации искусствоведы. И. Бортник оказался в театре на пике его взлета и сыграл много блистательных ролей в любимовских постановках. Ю.П. Любимов говорит: «Дар импровизатора – счастливый и редкий дар. Фантазирует Бортник безудержно».

Иван начал с главной роли Павла Власова в нашумевшем спектакле «Мать» по пьесе М. Горького. В «Пугачеве» сыграл две роли – Шигаева и Чумакова. Участвовал в спектаклях: «Что делать?», «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», «Три сестры» (Соленый), «Ревизская сказка» (Акакий Акакиевич Башмачкин и Коробочка), «Пир во время чумы» (Моцарт), «Живой», «Гамлет» (Лаэрт), «Деревянные кони» (Павел), «Борис Годунов» (Пимен), «Владимир Высоцкий».

В 1977 году Театр на Таганке выехал на гастроли во Францию. На открытии гастролей в Париже зал аплодировал стоя – овация длилась в течение получаса. Иван Бортник был занят в спектаклях «Мать», «Гамлет», «Послушайте!», с успехом принимаемые в Париже, Лионе и Марселе и за 45 дней сыграл 65 спектаклей. В Париже актер побывал и спустя десять лет – в 1987 году, когда во Францию привозили спектакль театра на Таганке «На дне», поставленный А.В.Эфросом, где Бортник блистательно играл Сатина. Владимир Высоцкий однажды сказал об Иване Бортнике: «Работать он может бесконечно, и это тоже счастливый дар – все время пребывать в творческом состоянии».

В любимовском спектакле «Пир во время чумы», поставленном по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина, И. Бортник великолепно играл роль Моцарта. Их дуэт с Леонидом Филатовым стал поистине уникальным – актеры словно заряжались друг от друга и оставляли у зрителей неизгладимое впечатление. Великолепную игру Ивана Бортника в этой постановке отмечали все столичные газеты, актера всегда по достоинству оценивала критика.
В кино И.С. Бортник начал сниматься в 1962 году, сыграв в фильме «Исповедь» главную роль художника-семинариста Василия. Следующую роль в кино он сыграл после длительного перерыва. В 1970 году вышла драма Павла Любимова «Впереди день», а в 1974 году актер сыграл главную роль в фильме-сказке «Иван да Марья». С этого времени режиссеры все чаще стали приглашать Бортника в кино. Он сыграл в фильмах Ильи Авербаха «Чужие письма» (1975) и «Объяснение в любви» (1977), киноповести Николая Кошелева «Старшина» (1979) и других.

Иван Сергеевич часто придумывает тексты своим героям, а это особый талант, ведь нужно обладать даром прочувствовать персонаж, и написать в стиле того образа, который исполняет актер. Бортник принял участие в работе над текстом спектакля «Живой» по произведению Б. Можаева «Из жизни Федора Кузькина». Когда автор переиздавал книгу, внес в нее текст, придуманный актером.

В фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979) его Промокашка значился просто как «молчаливый парень в шестиклинке», но в процессе съемок актер практически из ничего создал ярчайший персонаж, все слова придумал сам и сделал роль невероятно достоверной. Сцену, где бандиты выходят из подвала сдаваться, Иван Сергеевич придумал, пока переодевался – заматывал шарф, надевал кепку и сапоги. Его появление с песней «И на черной скамье, на скамье подсудимых...» стало для всех полной неожиданностью. Зрители, собравшиеся за ограждением съемочной площадки, устроили актеру настоящую овацию.

Когда Иван Бортник начинает играть, он забывает обо всем. Прекрасный актер Виктор Павлов, сыгравший в фильме «Место встречи изменить нельзя» роль Левченко, однажды сказал: «…Я думаю, что самую яркую роль в картине сыграл Иван Бортник». Говорухин беспрекословно доверял Бортнику, никогда с ним не репетировал – просто рассказывал сцену, описывал предлагаемую ситуацию, и актер сам решал, что будет делать дальше. Иван Сергеевич вообще обладает редким даром удивлять своих коллег. Станислав Говорухин после съемок картины говорил: «Иван Бортник всегда поражает, это актер феноменальный, с нераскрытыми возможностями».

После выхода фильма «Место встречи изменить нельзя» Ивану Бортнику стали приходить письма. Одна из зрительниц, работавшая в суде, написала: «Увидев Вас в картине, я была поражена. В фильме “Место встречи изменить нельзя” сыграло много прекрасных актеров, но видно было, что они играют – хорошо, превосходно… Но Вы не играли. Я много лет работаю в суде, и видела много уголовников… Где Вы нашли эту походку? Манеру одеваться?.. Я понимаю, что над картиной вместе с Вами работали художники, но все это нужно было увидеть и сделать… Вы не были актером, Вы были самым настоящим уголовником… Что-то было в Вас ущербное, тупиковое, безысходное».

В 1980 году Никита Михалков утвердил И. Бортника на роль Вовчика в картине «Родня». Иван Сергеевич считает эту роль одной из лучших своих работ. В 1987 году Владимир Хотиненко пригласил И.С. Бортника на одну из главных ролей в фильме «Зеркало для героя», и картина вновь открыла зрителям талантливого актера.

Иван Сергеевич предпочитает работать с режиссерами, которых знает и любит. Он всегда импровизирует, свободно распоряжается текстом и своими действиями. С особой теплотой актер вспоминает работу с Н. Михалковым, Г. Полокой, В. Хотиненко. Для него актерство – это не профессия, а образ жизни. Иван Бортник, сыгравший в кино роли, многие из которых не являются главными, занимает место рядом с самыми яркими мастерами экрана. У него редкое свойство – сливаться со своими героями так органично, что зрители уверены: Промокашка из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979), Вовчик из «Родни» (1981) и другие его персонажи – это и есть настоящие «близнецы-братья» любимого актера. Снимаясь в картине «Смерть в кино» (1990), Бортник каждую ночь писал тексты своей роли, а утром сверял написанное с режиссером фильма К.П. Худяковым, который почти всегда утверждал его вариант.

Поделиться: