Что такое вард в доте 2. Варды и вардинг

В играх высокого уровня открытость карты является практически самой важной составляющей победы, ведь грамотно установленный вард может спасти от ганга чужого мидера. Ценность видимости соперника, а значит и ценность вардов, на чемпионатах мирового уровня всегда настолько высока, что сапорты зачастую могут ходить вообще без вещей, лишь бы команда была спокойна относительно отсутствия засад со стороны противников.

Большинство игроков в пабах Dota 2 уверено, что вся суть вардинга – ставить вард в любое место, откуда будет хороший обзор, однако профессиональные игроки поддержки уверяют – обеспечение видимости далеко не единственный способ окупить приобретенный вард.

Виды вардов

В Dota 2 имеется два вида духов-наблюдателей, каждый из которых выполняет свои весьма специфические функции, вследствие чего место, где их ставить, может меняться:

  1. Observer wards, наблюдатели. Их покупают для обеспечения обзора в любой точке карты, где вообще разрешено их ставить. Хоть видимый радиус и меньше, чем у самого героя, зато сам вард невидим и живет максимум 6 минут. Раньше продавался этот вард пачкой из двух штук, однако после недавнего патча они приобретаются по одному.
  2. Sentry wards, сторожа. Они не могут похвастаться большим радиусом обзора, однако благодаря пассивной способности «Взгляд правды» имеют возможность видеть невидимые объекты вроде героев в инвизе, поэтому на линии против Broodmother, например, ставить их нужно постоянно. Время, которое стоит такой вард - 3 минуты. При отсутствии денег на Gem of True Sight «сентрики» - единственное, что способно спасти вас от нападений входящих в невидимость героев соперников.

Однако, как уже говорилось, в Dota 2 использовать каждый отдельно взятый вард можно не только по предписанным назначениям.

Способы использования

Каждый вард в игре можно ставить ради достижения одной из следующих целей:

  1. Избегание гангов. Видя потенциального врага, от его атак и скилов легче уклониться, если вы видите, откуда движется угроза. При наличии определенных навыков можно даже уничтожить незадачливого гангера, навсегда отбив охоту появляться на вашей линии.
  2. Отслеживание рун. Изначально в Dota 2 спавнилась только одна руна, а потому ее подбор мог существенно повлиять на исход игры, поэтому ставить наблюдателей было принято с самого начала игры. С выходом одного из патчей рун стало две, а значит вступать в смертельный бой за руну больше не нужно, однако сама суть рун по-прежнему важна (если конечно целью является ганг, ан е банальное наполнение ботла): Пудж с хастой с гораздо большей вероятностью убьет противника, нежели с руной на золото против бегающего СФа. Игроки, в основном играющие за сапортов, предпочитают ставить вард на каждом из спавнов рун, для большего спокойствия.
  3. Прекращение спавна нейтралов. Если во вражеской команде есть игрок, который играет в лесу, то ничто не может остановить его фарм лучше, чем установленные непосредственно в лагерях вардики, ведь если лагерь к моменту появления нейтралов освещен – монстры не появляются. В Dota 2 лесникам всегда нужно время, чтобы обрести силу, а если вам мешает чужой сапорт – сделать это не так уж и просто. Если же ваш союзник жалуется на отсутствие нейтралов – купите сентрики и уберите помеху.

Места установки

Конечно, полный список мест для обеспечения видимости каждый формирует самостоятельно, однако ключевыми местами являются:

  1. Руны. Видимость возможных бонусов – залог хорошего настроения у мидера.
  2. Лес на легкой линии. Чтобы не стать жертвой гангов, защищайтесь от вражеских лесников и мидеров самым безопасным способом – обзором.
  3. Чужой лес. Видеть раненого лесника из чужой команды крайне полезно, ведь его можно быстренько убить.

Помните: если сапорт не справляется с вардингов ввиду отсутствия денег – помогите ему, ведь 75 золота не такие уж и большие деньги.

Гайд варды в дота

I Предисловие
Уже было много гайдов по вардингу.Но большинство из них не полные, либо не до конца раскрывают суть установки варда в конкретном месте, а некоторые просто устарели.Я практически не буду разделять по категориям места установки вардов, так как они обычно имеют несколько функций и не всегда одинаковых для двух сторон.Я обьясню в каких ситуациях, зачем и куда ставить обсервы.Про сентри практически говорить не будем так как все прекрасно знают как ими пользоваться.

II Виды вардов
Observer Wards (200)

Ставиться на землю и освещает темную территорию.Не обнаруживает невидимых юнитов.Стоит 6 минут и можно использовать 2 раза.
- этот тип вардов, используется для наблюдения за территорией.Можно купить одновременно 2 пачки вардов (4 штучки в сумме) после чего начинается кулдаун в магазине и через 6 минут можно будет купить снова.

Показывают территорию 1600 AOE имеют 200хп.

Sentry Wards (200)

Ставиться на землю и имеет свойство видеть невидимых врагов. Длительность составляет 3 минуты и использовать можно 2 раза.

Обнаруживают невидимых вражеских юнитов в радиусе 800AOE имеют 200хп.
- этот тип вардов определенно не для наблюдения, так как у него небольшой радиус освещения и небольшая длительность действия. Он работает как временный Gem. Вы могли бы подумать что этот вид вардов бесполезный, однако его цель заключается не только в том чтобы обнаруживать невидимых героев, но также и в том чтобы обнаруживать чужие варды. Поэтому часто приходится использовать комбинация Sentry Wards и Observer Wards, чтобы полностью контролировать местность и не дать противнику сделать этого.

III Вардинг

a)Варды на рунах


Может использоваться 2 сторонами, но в основном используется каржами.

Контроль руны

Защита от гангов противника с мида, или леса.

В основном используется сентами.

Контроль руны

Защита от гангов с мида или снизу


Тоже самое что и место выше, только тут появляется еще 1 функция.

Контроль рошана.

Ставится на ранней стадии игры если есть герои которые способны убить рошана в одиночку и быстро урса или лукан к примеру.

И в середине или конце игры, что бы не дать врагу забрать рошана всей командой.

Используется 2 сторонами.

Контроль руны

Зашита от ганга с топа

Вард ставиться именно за деревом на горке, а не перед ним.С помощью этого варда видно кусочек леса, что помогает следить за фармом леса врагом.

Используется каржами.

Контроль руны

Защита от гангов с леса или низа.

Зачастую, что бы убить фармящего героя на миде несколько врагов обходят его по той дорожке где стоит вард, удобнее наблюдать тогда за врагом не желе если бы вард стоял на одной из горок.Горки часто проверяют на наличие вражеских вардов, место показанное на скрине мение банально, поэтому у вас больше шансов, что ваш вард не снимут.

Используется 2 сторонами.

Защита от гангов

Контроль руны

Слежение за героями фармящими в лесу

b)Помощь в фарме на миде

Зачастую сложно фармить когда враг не подпускает тебя к крипам нанося удары из тени стоя на горке.Этот вард поможет вам в фарме на миде, вы будете видеть врага на горке сможете его атаковать, также вы будете видеть все, что происходит около вышки.(Тп врагов, ганг и тд)Используется офк сентами.

Все аналогично с описанием 1 места, но это место выгоднее.Оно еще даст вам возможность видеть ганг на вас через лес, большинство гангов снизу проходят именно по этим маршрутам.Также если враг фармит ваш лес, то он обязательно будет обходить вас именно с этой стороны.

Вард используется 2 сторонами.

В случае сентов контроль руны и обзор территории на миде.

В случае коржей контроль руны и защита от гангов из вашего леса, в том числе и фармящими ваш лес вражескими героями.

Вард используется каржами.

Контроль руны

Обзор мида противника

Контроль нейтралов-вы можете словить врага когда он будет убивать нейтралов в этой точке.Либо убить накопленных отводами нейтралов для вражеского керри.

c)Варды в лесу каржей и сентов

Каржи:

Применяется 2 сторонами.

Для каржей:

Защита от ганга на союзника фармящего лес

При атаке на 2 вышку на топе дает полезную информацию, где находятся враги в данные момент.Обычно они пытаются обойти дефящих вышку с леса, вард не даст им этого сделать.

Для сентов:

Помощь в гангах на фармящего лес врага

Помощь при пуше на 2 вышку топа, дает информацию где именно находятся враги в данный момент.

Используется сентинелами.

Предотвращает респаун нейтралов, тем самым «не позволяя» отводить крипов с линии.

Дает информацию о происходящим за вышкой врага(помощь в ганге)

Дает информацию о фармящем в лесу враге.

Используется сентами.

Предотвращает респаун нейтралов, не давая делать отводы или отводы в 2 точки.

Защита от гангов с леса на топ.Часто враг делает тп и обходит вас с леса, тогда вард на руне не помогает.Либо есть враг фармящий свой лес, он иногда гангает линию, этот вард спасет вам жизнь не раз.

Используется 2 сторонами.

Для сентов:

Защита от обхода врагами через лес при пуше вышки.

Помощь в ганге на врага фармящего лес.

Для коржей:

Защита от ганга при фарме леса союзником

Часто враги ждут пока вы будете отбивать или зайдете на горочку в лес посмотреть, если ли там кто нить из врагов.На этом они пытаются вас поймать забрать пару героев и снести вышку.Вард не даст им этого сделать.

Сенты:

Используется каржами.

Предотвращение респауна нейтралов

Защита от гангов

2 сторонами.

Для сентов:

Защита от гангов фармящего лес союзника.

Защита от неожиданного нападения через лес, при пуше каржами 2 вышки мида.Очень часто каржи прячутся в лесу и хотят словить нескольких сентов на отбивании мида, либо они неожиданно обходят стоящих под вышкой сентинелей.Этот вард не даст вашей команде глупо отдаться по одному.

Для коржей:

Помощь в ганге на вражеских героев фармящих лес.

Защита от обхода через лес при пуше 2 вышки.Часто сентинели обходят через лес врагов пушащих мид и нападают неожиданно с заде.

Используется 2 сторонами.

Для каржей:

Остановка респауна нейтралов в этой точке.

Помощь в ганге на фармящих лес героев.

Для сентинелей:

Защита от ганга через лес нижней линии или героев фармящих лес(вард ставится ниже что бы не останавливать респаун нейтралов)

Помощь в дефе вышки, дает информацию о всех передвижениях противника.

2 сторонами.

Как обычно защита от гангов через лес, помощь в гангах.Защита от обхода через лес при пуше вышки на миде.

d)Помощь в пуше

1)1 вышки

Используется в данном случае каржами, а вообще 2 сторонами.

Вард ставится за 1 вышками мида и низа для каржей, и мида и топа при пуше сентинелей.

Видите все тп героев, видите если герои собираются для дефа вышки.Поможет вашей команде пропушить без потерь, либо вовремя отойти.

2)Базы

Тут все понятно, варды на базе врага дадут вам нужную информацию исходя из которой вы примите верное решение.Либо пушить либо отходить и тд, также поможет с помощью таких героев как венга или пудж забрать 1 героя вне базы.

Для пуша сентов:

Для пуша каржей:

E)Рошан

За каржей понятно где ставить варды, что бы удачно забрать рошана.А ниже скрин где ставятся варды за сентинелей:

Не забудьте перед этим снять вражеский вард с руны.

IV Заключение

Ставить варды надо тоже грамотно, мой гайд несомненно поможет новичкам разобраться в этом деле, и не только новичкам.Я попытался в нем изложить все как можно понятнее, надеюсь вам понравилось.

Это гайд не является общепризнанным, но для начинающих будет в помощь

P.S. не судите строго^^

Контроль карты с помощью вардов является непросто важным аспектом игры, а иногда является залогом победы или поражения. Очень часто значимость вардов недооценивается на низких уровнях игры. Новички просто игнорируют возможность обеспечить хороший вижен для своей команды, отдавая предпочтение артефактам, а не тратя деньги на какие-то варды. Чаще всего удачные ганги в начале игры получаются за счет того, что вы видите передвижения врага и знаете место положение всех противников на карте. Добиться такого результата можно само собой только с помощью грамотно расставленных вардов. Точно также варды могут стать главной причиной, почему вам удается вовремя отступать назад и занимать более оборонительную позицию и не отдавая фраги врагам. Первой причиной почему начинающие игроки не используют варды заключается в том, что артефакт стоит денег и конечно жалко тратить кровно заработанные на деньги на какой-то дополнительный обзор. Второй причиной редкого использования вардов является то, что игроки просто не знаю куда лучше эти самые варды поставить и получить от них выгоду. Третья причина заключается в том, что начинающие игроки редко смотрят на мини карту и попросту не видят, что около установленного варда пробежал враг и они не заметили ганг. То есть вард вроде бы и есть, но пользы не приносит.

Все виды вардов могут быть использованы не только для того, чтобы обеспечить обзор или заметить невидимых врагов, но и как средство для блокирования появления нейтральных лесных монстров на своих респаунах.

Варды можно спокойно передавать своим союзникам, для этого нужно взять вард из инвентаря и, удерживая клавишу мышки, передать его союзнику. Если вы один раз щелкните на вард, а затем попытаетесь передать его союзнику, то вард просто поставится на месте союзника.

В-третьих, вард должен устанавливаться в правильном месте, чтобы обеспечивать максимально большой обзор и контролировать важный участок карты. Не нужно тыкать варды где попало. Если у вас нет возможности отойти в сторону, чтобы поставить вард, то лучше немного подождать, чем впустую использовать важный расходник. Стоит помнить о том, что обычный вард () в принципе видит как герой, то есть вард не может видеть через деревья или какие-либо другие препятствия. Также вард не будет видеть местность, которая находится выше уровнем. Таким образом выгодно ставить варды на возвышенностях, чтобы они имели максимально эффективный обзор. Также, установленный на возвышенности вард, может стать проблемой для героев ближнего боя, так как они просто не смогут до них добраться и уничтожить. Более подробно о хороших местах для установки вардов мы поговорим чуть ниже.

В-четвертых, варды очень хорошо располагать в тех местах, где предполагается битва. Если к примеру ваша команда собирается убивать Рошана, то лучше всего заранее поставить парочку вардов на стороне врага, чтобы видеть приближения вражеских чемпионов и быстро среагировать. Точно также, хорошо располагать варды за башней, которую вы собираетесь уничтожить. Другими словами, если вы видете врага за пару секунд до его нападения, то вы имеете огромное преимущество, так как можете более грамотно спланировать свою атаку или оборону.

В первую очередь стоит разобраться какие же вообще бывают виды вардов. В магазине вы найдете два различных вида вардов: и .

Также на начальном этапе игры есть смысл использовать Сентри для того, чтобы заранее зачищать те места, где собираетесь совершить ганг. К примеру вы направляетесь в ганг на одну из линий и занимаете позицию в лесу. Есть вероятность, что враг вас видит и просто не подает виду. В этом случае вы будете просто терять много времени, а противник будет занимать более оборонительную позицию и ждать. Чтобы таких ситуаций не возникало, нужно заранее предупредить своих союзников о ганге и возможно они сообщат вам о том, что где-то рядом есть вард и ваше появление не будет столь неожиданным. В любом случае всегда стоит следить за поведением врага. Если например противники начинают резко отступать к своей башне, то скорее всего вы где-то пробежали мимо вражеского варда и дальнейшее наступление будет бессмысленным.

Обратите внимание на то, что также, как и обычный вард, не дает возможность видеть объекты, которые находятся выше уровнем. Если например вы ставите вард на реке и хотите увидеть вард на возвышенности, то вам необходимо героем подняться на эту возвышенность или подсветить ее каким-нибудь образом.

Важно понимать, что если вы отправляетесь уничтожать вражеский вард, то команда противника будет вас видеть и на более позднем этапе игры не рекомендуется уничтожать вражеские варды на территории противника в одиночестве.

На более позднем этапе игры для эффективного девардинга и просветки невидимых героев нередко используется артефакт . Преимущество предмета в том, что он дает постоянный вижен в радиусе 1100, то есть вам не надо гадать куда воткнуть вард. Недостатком же артефакта является то, что он стоит достаточно дорого и в случае смерти выпадает на землю и его могут спокойно подобрать враги. Таким образом, покупая гем, нужна стараться более аккуратно и получить максимальную пользу. Минимум надо постараться уничтожить бо́льшую часть вражеских вардов на карте. Лучше всего, чтобы данный артефакт носил с собой герой с максимальной живучестью. Это не всегда возможно, так как количество мест в инвентаре ограничено.

В Dota 2 хороший старт может не просто задать темп всей последующей игры, но серьезно повлиять на исход всего матча. Таким образом возможность получить преимущество за счет правильно расставленных вардов, является одним из ключевых моментов. Главная задача вардов на начальном этапе игры, это отслеживание передвижения врага и защита от ганга.

Для начала стоит упомянуть то, что на старте игры каждая команды может сразу купить лишь 2 варда (), но даже эти варды можно использовать очень эффективно. Первый вард лучше установить на руне, причем той, которая прилегает ближе к вашей сложной линии. Таким образом для команды света вард лучше поставить на верхней руне, а для команды тьмы на нижней. Объясняется это тем, что основная угроза будет исходить от легкой линии врага и основная часть гангов будет проводиться за счет сапортов или лесников, которые чаще всего находятся в районе своей легкой линии. Установив вард, мы одновременно контролим руну и помогаем союзнику на центральной линии. Также этот вард немного помогает вашему союзнику на сложной линии, так как противники уже не смогут обойти его по воде. Второй вард на руну ставить не стоит, в этом слишком мало смысла. Руну, которая находится ближе к вашей легкой линии, могут спокойно контролить союзные сапорты. Как правило один сапорт находится в лесу и ему достаточно лишь немного отойти в сторону и чекнуть руну. Давай те разберемся, что же тогда делать со вторым вардом. Второй вард может пригодится абсолютно на любой линии. Если к примеру на центральной линии у вас стоит герой, который может играть крайне агрессивно и убивать врагов (например , или ), то варду можно отдать мидеру. Этот вард союзник может поставить на возвышенности врага и в этом случае он сможет спокойно харасить врага. Также вард можно отдать вашему герою на сложной линии. Этот вард может быть использован для того, чтобы заблочить лагерь нейтралов и враги некоторое время не смогут делать отводы. Соответственно герой на сложной линии сможет получить больше опыта. Также этот вард может быть использован для того, чтобы союзник чувствовал себя более спокойно на линии и враги не могли на него легко нападать. Ну и наконец, второй вард может быть использован даже на легкой линии. При этом вард устанавливается максимально близко к башне противника. Таким образом вы будете постоянно видеть передвижения врага и сможете при каждом его приближение нападать на несчастного врага.

Устанавливаемый вард на руне, может быть защитным или агрессивным, то есть выставлять на своей территории или территории врага. Если вы ставите агрессивный вард, то обязательно убедитесь в том, что враги вас не видят и ваш вард будет давать максимально хороший обзор. Также не забывайте о том, что установка агрессивного варда немного рискованнее, так как есть вероятность столкнуться с врагом. Теперь давайте рассмотрим наиболее популярные места для вардинга рун. Все описанные ниже варды могут быть использованы обеими командами, как бы зеркально. То есть те варды, которые будут защитными для команды света, будут агрессивными для команды тьмы.

Вардинг руны для команды света:

Для начала мы рассмотрим защитные варды.

Данный вард дает хороший обзор руны, вражеской рампы на центре и заранее предупреждает о приближении врагов с верхней линии. Также вард дает обзор Древних монстров, что также не мало важно. Плюс варда в том, что он дает действительно хороший обзор, поставить его можно максимально безопасно и враг не увидит момент когда вы ставите вард. Минус данного варда в том, что с большой вероятностью враги будут предполагать наличие этого варда и будут стараться его уничтожить.

Этот вард очень похож на прошлый, но есть существенная разница. Главное преимущество этого варда в том, что он более хороший обзор на возвышенности врага в центре и в некоторых случаях это может быть очень полезно. Вард также дает обзор руны и заранее предупредит вас о приближении врага. К минуса варда можно отнести то, что его уничтожить немного проще и вард не дает обзора Древних монстров.



Следующие два варда по сути ставятся в одно и тоже место, но между ними есть небольшая разница. Первый вард (картинка слева) это достаточно стандартный вард, который устанавливается на место нарисованного глаза. Этот вард дает обзор руны и подходов к ней. Также вард дает небольшой обзор на возвышенности врага. Второй вард (картинка справа) ставится немного левее стандартного места. В этом случае сохраняется обзор руны, но в целом обзор около руны становится немного хуже. Плюс этого варда в том, что враг может поставить на воде около руны и дальности обзора Сентри может не хватить, чтобы зацепить этот вард и соответственно он простоит дольше стандартного.

Данный вард особенно хорошо подойдет для вашего союзника на центральной линии. Дело в том, что вард дает обзор не только руны, но и части возвышенности врага. Так же вард дает интересный вижен рампы врага, которая уходит в лес. Таким образом можно иногда заметить приближение врага из леса или моменты, когда вражеский мидер отходит в свой лес. Агрессивный вард нужно ставить таким образом, чтобы враг вас не заметил. Это можно сделать очень быстро на старте игры или аккуратно подойти со стороны руны в тот момент, когда враг будет увлечен крипами.

Главное преимущество данного агрессивного варда в том, что он дает обзор части вражеского леса. При этом сохраняется обзор руны. Этот вард будет крайне полезен в том случае, если в команде противника есть лесник.

Вардинг руны для команды тьмы:

Напомню что вардинг будет затрагивать нижнюю руну и для начала мы рассмотрим защитные варды.

Данный защитный вард является одним из лучших. Он обеспечивает обзор руны и вражеской возвышенности. С помощью этого варда можно заранее увидеть передвижение вражеского мидера к руне и видеть врагов, которые идут в ганг через этот участок карты. Плюс варда еще и в том, что он дает обзор перед входом к Рошану. К минусам разве что стоит отнести то, что скорее всего враги будут искать вард именно в этом месте.

Этот вард дает примерно такой же обзор, как и прошлый. Плюс варда в том, что его немного сложнее уничтожить, и обычно он стоит чуть дольше. Минус в том, что он хуже видит вражескую возвышенность.

Теперь рассмотрим агрессивные варды.

Этот вард является одним из самых популярных и место для его установки даже отмечено специальным знаком. Вард дает хороший обзор области вокруг руны, а также видит обе вражеские рампы.

Данный вард дает очень хороший обзор вокруг руны и части вражеского леса. Мимо этого варда практически невозможно пройти незамеченным. К тому же вард не так легко найти, особенно если враг использует Сентри около самой руны.

Этот вард дает не самый лучший обзор, но все же он позволяет контролировать руну и основную рампу врага. Плюс варда в том, что он имеет необычную постановку и обычно его там не ждут. К тому же вард блокирует респаун больших крипов.

Отличнейший вард, который дает очень хороший обзор вражеского леса. Этот вард особенно хорошо подойдет для вашего героя на сложной линии, так как он будет постоянно видеть передвижение вражеских сапортов и они не смогут неожиданно нападать из леса. Вард также хорошо видит руну. По сути вард можно в некотором смысле назвать одновременно, и защитным, и агрессивным.

Постановка второго варда

Чуть выше мы уже говорили о том, что первый стартовый вард обычно ставится на руну, а второй на ту линию, где предположительно могут быть проблемы у вашего союзника или где этот вард действительно необходим. Для начала давайте рассмотрим несколько мест для сложной линии. Напомню, что сложная линия для команды света это верхняя, а для команды тьмы это нижняя линия.

Варды на сложной линии для команды света:

Для начала давайте рассмотрим места постановки второго варда на сложной линии для команды света.

Данный вард отлично подойдет в том случае, если вы точно знаете что враг будет делать отводы и вы хотите контролировать этот процесс. Вард дает обзор ближнего маленького лагеря нейтралов, а также прилегающего леса. Важным плюсом варда является то, что он позволяет видеть движение крипов на линии или даже время от время прибегающего курьера.

Эти два варда ставятся примерно в одно место. Первый вард (картинка слева) блокирует появление нейтралов в большом лагере, дает обзор леса и немного захватывает линию, что также бывает очень полезно. Второй вард (картинка справа) также блокирует появление нейтралов в большом лагере, дате обзор леса, а также позволяет следить за тем, когда враги начинают делать отводы, используя маленький лагерь нейтралов.

Бывают ситуации, когда вам необходимо максимально надолго заблочить появление нейтральных монстров в маленьком лагере. В этом случае врагам будет сложнее делать отводы и герой на сложной будет спокойно получать опыт. Если обзор во вражеском лесу особо не нужен, но требуется блокировка маленького лагеря нейтралов, то лучше использовать более скрытные варды. На картинке ниже будут показаны несколько мест для вардов, которые будут блокировать появление нейтралов и которые будет сложнее найти.

Варды на сложной линии для команды тьмы:

С вардами для команды света мы немного разобрались, теперь давайте рассмотрим несколько вардов для команды тьмы.

Ранее мы уже рассматривали этот вард, как хороший контроль руны, но также этот вард дает великолепный обзор вражеского леса и враги не смогут незаметно напасть из леса на героя на сложной линии.

Этот вард отличнейший обзор леса около линии, а также будет давать информацию об отводах маленького лагеря нейтралов. Таким образом герой на сложной может более безопасно заходить в лес и мешать делать отводы. Также вард дает небольшой обзор области на линии, что также будет очень полезно.

Также как и на верхней линии, герой на нижней сложной линии также может испытывать трудности от того, что враги начинают делать очень много отводов. Для того, чтобы помешать им это делать, используются блокирующие варды. Давайте рассмотрим несколько из них.

Данный вард будет особенно актуален в том случае, если в команде противника есть лесник. В этом случае можно заблокировать важный лагерь нейтралов и не дать врагам использовать его для фарма некоторое время. Преимущество этого варда в том, что он также используется для контроля руны и важной лесной рампы.

Данный вард является своего рода уникальным, так как позволяет одновременно заблокировать сразу два лагеря нейтралов и дает хороший обзор вражеского леса. Главным минусом варда является то, что его достаточно опасно ставить, так как приходится заходить глубоко во вражеский лес и частенько враги ожидают наличие этого варда.

Если вам не особо нужен обзор, а нужно лишь максимально долго заблокировать маленький лагерь нейтралов, тов этом случае использовать более скрытные варды, например те, что показаны на картинках ниже.

Стоит понимать, что варды, описанные выше могут быть использованы зеркально. То есть варды на сложной линии для команды тьмы, могут быть использованы как варды на легкой для команды света.

Если подытожить все выше сказанное, то главная задача вардов на начальном этапе игры это контроль рун и обеспечение обзора для безопасного передвижения между линиями. При этом расположение самих вардов напрямую зависит от стиля игры вашей команды. Чем вы играете агрессивнее, тем соответственно и варды будут агрессивнее. Если к примеру вы играете за команду тьмы и начинаете активно пушить первую башню на нижней линии, то есть смысл заранее выставить вард за башней (показано на картинке ниже). Таким образом у вас появляется обзор всей области вокруг башни и вы можете заранее заметить приближение подкрепления и более грамотно организовать свою атаку.

На более позднем этапе игры можно все еще использовать варды на рунах. Дело в том, что мимо рун герои пробегают на протяжении всей игры. К тому же рядом с рунами находятся важные споты нейтралов: Древние монстры, Рошан.

Использование вардов в середине и конце игры играют особое значение. Дело в том, что обычно на этом этапе игры уже нету первых, а то и вторых, башен на линиях и обзор становится минимальный. Любое передвижение в одиночку становится очень опасным, так как отступать по сути уже некуда. В такой ситуации хороший обзор карты дает колоссальное преимущество. Также стоит отметить то, что обычно к этому моменту обе команды начинают активно использовать дым , чтобы организовать хороший ганг. Если вы замечаете врага с помощью грамотно выставленных и , то ганг врага может сыграть против него. Другими словами вы можете делать вид, что не подозреваете о наступлении врага и просто загнать противника в заготовленную ловушку. На позднем этапе игры варды уже расставляются по всей карте и обнаружить их достаточно сложно, по-этому для хорошего девардинга частенько покупается артефакт .

Уже с середины игры, герои начинают активно передвигаться по всей карте и фармить не только на линии. К примеру, хороший фарм можно получить в лагерях Древних монстров и желательно эти места контролировать. При необходимости эти лагеря можно точно также заблочить и не давать противнику активно их фармить. Для контроля Древних монстров со стороны света можно использовать вард, которые мы уже ранее описывали, а именно:

Если вы играете за стороны Тьмы, то вард уже можно поставить в другом месте:

В этом случае вы не просто контролите место респауна Древних монстров, но блочите их появление. Также вард дает обзор руны и в целом является хорошим агрессивным вардом.

Если вы точно знаете, что противник будет активно фармить Древних монстров и вы хотите сильно этому помешать, то лучше всего использовать скрытые варды, которые будут блочить их появления. Ниже мы рассмотрим несколько вардов, которые хорошо блочат Древних со стороны света и со стороны Тьмы.

Если вы присмотритесь, то заметите, что на карте есть несколько мест, которые обозначены специальным значком в виде нарисованного глаза. Эти места отмечены не просто так. В этих точках очень хорошо устанавливать варды и они будут давать очень хороший обзор. Само собой варды в эти места расставляются не просто так. Если к примеру вы атакуете врага, то варды ставятся на территории врага, если же вы сидите в защите, то варды ставятся на своей половине. Ниже будут показаны 4 варда, которые как раз отлично подойдут, и для атаки, и для защиты.

Стоит понимать, что расположение вардов местах, указанных выше, является очень явным и чаще всего враги будут искать варды именно на этих возвышенностях. Из-за этого не редко варды ставятся в других местах, обеспечивая обзор только какой-то конкретной области (то есть меньше), но при этом такие варды будут стоять гораздо дольше. Подобных вардов может огромное количество, по-этому их мы рассматривать не будем. Обычно подобные варды ставятся непосредственно перед атакой или защитой. К примеру, если ваша команды движется ко второй башне врага, то вы немного заранее можете выставить вард в районе второй башни и заранее видеть приближение врага. Особенно подобные варды будут полезны в тех случаях, когда в команде противника есть мощные инициаторы, которые прячутся в тумане войны и ждут удобного момента для нападения. К примеру, если за счет варда, вы видите где стоят такие герои как: может играть решающую роль в бою. По-этому за Рошана разворачиваются не шуточные битвы и само собой, если ваша команда отправляется убивать самого мощного нейтрала, то заранее нужно иметь обзор этого участка карты. Конечно Рошана можно убивать и без вардов, оставив у входа одного из своих союзников, но он все равно не даст такой хороший обзор как варды. Если вы играете за команду тьмы, то очень хорошо расставлять варды не у самого входа к Рошану, а во вражеском лесу. Чем раньше вы заметите приближение врага, тем лучше. Можно к примеру использовать варды, контролирующие нижнюю руну, которые мы рассматривали раньше. Если же вы играете за команду света, то хорошо ставить вард около потайной лавки и обязательно стоит поставить вард на возвышенности над Рошаном (картинка ниже). Дело в том, что этот вард дают хороший бзор области за Рошаном и враги не смогут стоять там в тумане войны и готовить нападение на вашу команду.

Напоследок хотелось бы сказать то, что варды описанные выше, это лишь основная часть и в первую очередь нужно научится пользоваться основными местами для их установки. Безусловно, чем больше вы используете вардов за игру, тем больше шансов на победу. В большинстве случаев экономия на вардах ни к чему хорошему не приводит. Также важно понимать, что варды расставляются в зависимости от того, как разворачивается игра и в каких конкретных местах происходят сражения. Если к примеру обе команды пытаются убить Рошана, а вы отчаянно ставите варды на верхней руне, то смысла от этого будет мало. В идеале, любое сражение, любой ганг и любое передвижение вашей команды, должны происходить под пристальным наблюдением ваших вардов. Знание того, где находится противник дает огромнейшее преимущество. Зачастую хороший вардинг может даже вытащить игру. Например вы можете за счет вардов постоянно выискивать каких-то одиноких врагов, пытающихся фармить лес и убивать их. Также хороший вижен может кардинально перевернуть исход боя. Например враг идет на вас с использованием , но вы заранее замечаете его на установленном варде , подставляете одного своего союзника и в момент нападения, контратакуете врага. В этом случае велика вероятность, что вы разменяете 1-2 своих союзников на всю команду врага. Думаю любой игрок понимает, что если на карте открыть туман войны, то есть сделать всю карту видимой, то выиграть в такой ситуации будет гораздо проще.

Не забывайте о важности девардинга. Если противник лишается обзора, то через некоторое время, он будет вынужден играть боле оборонительно и в этом случае вы можете взять инициативу в свои руки.

Даже если 80% установленных вами вардов будут бесполезны, то 20% могут обеспечить победу. Не забывайте об этом и используйте варды.

Разработчики «Доты» существенно переделали карту в патче 7.07. Они удалили несколько холмов, переместили святилища и изменили ландшафт. Изменились и многие хорошие позиции для вардов. Мы рассказываем, как теперь с этим жить.

Хотя Valve удалила из игры несколько холмов для вардов, другие еще стоят. Это стандартные и предсказуемые позиции, за которые постоянно идет борьба, поэтому заострять на них внимание не будем. Стоит упомянуть, что не все точки для вардов, о которых пойдет речь, появились с последним патчем - некоторые были и раньше. И, наконец, добавим, что хотя мы и делим позиции на Свет и Тьму, ситуации бывают разные. Многие точки могут использовать обе команды. Главное - следить за игрой, думать над тем, какие цели сейчас перед вами стоят и где для этого будет нужен обзор.

Свет

Типичная позиция на средней линии в начале игры. Так как на миде идет борьба за обзор, этот вард стоит поставить чуть дальше лестницы. Зачастую Sentry Ward ставят прямо на реку либо в районе руны. Если расположить вард правильно, то его будет не так легко найти - он находится между двумя стандартными точками.

Так как святилище уехало глубже в лес, ставить вард на лестницу в ранней игре теперь не так важно. Зато на более поздних этапах можно поставить его немного дальше, особенно если у врагов есть герои, которые хорошо справляются с древними крипами.


Верхняя руна. Особенно хорошая позиция для мидера Света - можно видеть, где стоит оппонент, а еще следить за ганками от саппортов.


Саппортам Света теперь легче незаметно обеспечить обзор за первой вышкой на центральной линии. Хорошо помогает в атаках на мидера и убийстве курьера. За Тьму такой вард поставить сложнее.


Агрессивный вард в лес Тьмы. Видны точки для фарма, святилища и типичные маршруты.


Второй агрессивный вард в лес Тьмы. Тут лучше видно вышку. Можно поставить его ближе к лестнице слева, и тогда у команды будет более глубокий обзор.


Для того чтобы некоторые варды стали полезнее, нужно рубить деревья. А иногда надо от них избавиться, чтобы просто поставить вард. Минус в том, что иногда уничтоженные деревья выдадут позицию соперникам. Но конкретно на этой точке это действительно стоит сделать.


Позиция на нижней линии Света. Хорошо помогает следить за офлейнером и выгонять его с линии. Также защищает керри от неожиданных телепортов. Вард можно установить незаметно, если пройти в деревья. А если соперник планирует сидеть в лесу рядом с линией, то полезнее будет расположить его левее.


Секретный магазин Тьмы. Эта позиция позволяет наблюдать за нижней руной, руной богатства и проходом в лес. Если срубить деревья, еще можно смотреть на окрестности лагеря древних крипов.


Специальная позиция в лесу Тьмы была удалена, но в этом районе все еще можно поставить вард. Обзор у него не идеальный, но его можно поставить прямо с реки - то есть саппорт в этот момент будет менее заметен. Эта позиция позволит команде лучше понимать, кто перемещается по лесу или даже по реке - точка дает небольшой обзор и там. Если смотреть за миникартой, этого достаточно.


Эффективный вард для офлейнера. Видно не только проходы, по которым перемещаются саппорты, но и лагерь крипов. Если соперник попытается отвести туда крипов через маленький лагерь, офлейнер будет точно об этом знать.


Еще один вард для офлейнера, на этот раз дальше в лесу. Особенно полезен для героев, которые меньше боятся харасса и атак оппонента. С его помощью можно следить и за тем, забрали ли руну богатства. А если срубить деревья внизу, то обзор становится еще лучше.


Позиция, с которой можно наблюдать за боковым лесом Тьмы и центральной линией. Обычно вард устанавливают ближе к лестнице, но если сделать это правее, его будет сложнее найти, так как Sentry Ward часто ставят рядом со святилищем.


Удачный вард для атаки на базу соперника, если саппортам удастся поставить его ночью. Днем к этой позиции невозможно подобраться, если вышка еще на месте. Конечно, удобнее было бы расположить вард рядом с деревьями между линиями, но эта позиция слишком предсказуема и часто проверяется. Такой же вард есть у оппонента на нижней линии.



Тьма

Еще одна типичная позиция на центральной линии, теперь на стороне Тьмы. И снова - такие варды желательно ставить чуть дальше от спуска, чтобы попасть между двумя типичными точками установки Sentry Ward.


Этот вард можно незаметно поставить в начале игры. Главное - не наткнуться на соперника при отходе. Так как вышку Тьмы передвинули, теперь такой же вард можно поставить и на другой стороне реки. Особенно полезная точка для игроков за Dire, так как мидеру с таким обзором проще защищаться от атак саппортов с нижней линии.


С этой позиции можно наблюдать за нижней частью карты. Видно руну, проходы на мид, а также подъемы к лесным лагерям Света и Тьмы. Точку могут использовать как игроки за Тьму, так и их соперники. А если срубить деревья справа, то можно еще следить за руной богатства.


Специальный холм рядом с лагерем древних крипов удалили, но там все еще можно ставить вард. Он больше не даст обзора в лес слева, но позволит смотреть на руну, Рошана и подходы на мид.


Вард против офлейнера Света. Как и вард для другой команды, можно поставить незаметно, если пройти в деревьях.


Еще одна хорошая точка для контроля офлейнера Света. Видно руну богатства, святилище и выход на реку. Кроме того, таким вардом можно заблокировать возрождение крипов в лагере справа. Полезно, если соперник часто отходит туда пофармить, а наказывать его не получается или не хочется.

Если хочется больше информации о перемещениях, то можно поставить вард немного ниже. Он полезен после ранней стадии, когда руны богатства уже не так важны.


Точка для контроля древних крипов Света, отсюда же видно руну. Позиция достаточно очевидная, можно переместить вард ближе к святилищу или левее. Обзор может получиться хуже, но зато его будет сложнее найти.


Вард Тьмы для атаки на нижние бараки. Как и в случае со Светом, пока стоит вышка, незаметно его можно поставить только ночью.


Новый патч вызвал серию изменений в игровом процессе: как прямо, так и косвенно влияющих на игру. Одна из основных проблем — ландшафт. Непривычно ходить по новым тропинкам, искать пути отхода и фармить лес. Сложнее стало и найти место для хорошего варда.

В 7.00-доте слишком много мест, которые нужно увидеть — помимо стандартных передвижений и контроля рун, теперь хочется увидеть состояния Bounty-рун и святынь соперника. Количество вардов не увеличилось, поэтому теперь саппортам придется не только привыкать к новым точкам для вардинга, но и делать нелегкий выбор между контролем тех или иных положений.

Впрочем, некоторые из начальных вардов остались на прежнем уровне — по-прежнему очень важен контроль своей легкой линии и хайграунда на центральной линии.

В то же время на сложной линии контролировать соперника стало сложнее. Хочется получить контроль и над частью леса, а не только типичными перемещениями саппортов вражеской триплы, но охватить все почти невозможно. Чаще упор делается все же на вражеский лес и основные пути — обратите внимание на подобные варды.

Кроме того, в начале игры есть смысл установить вард для контроля основных рун, если это имеет важное значение для мидера. Точки их установки почти не поменялись, за исключением обзора на верхнюю руну со стороны верхней линии. Некоторые из них станут полезными в других ситуациях — например, вард на первой картинке дает Dire не только контроль над появлением руны, но и вижн на святыню противника, а также фарм лагеря древних крипов, располагающийся рядом. Интересно, что аналогичный вард сил Света такой же полной информации не дает (картинка сверху справа). В то же время получая видимость на Потайную лавку и Святыню, вы теряете из вида руну.

На верхней руне тоже можно поставить интересные варды — причем стоит напомнить, что контроль именно этой точки имеет решающее значение в борьбе за Рошана, вход в пещеру которого расположен теперь прямо над руной. Небольшое преимущество в этом случае уже у светлой стороны: остается неплохой вариант с бонусным обзором на лес противника (кажется, так стало даже лучше).

Для Dire есть несколько стандартных вариантов — это или свой хайграунд, или Древние крипы противника. Кстати, если поставить вард чуть дальше, можно заблокировать этот лагерь и получить информацию о перемещениях противника в этой части леса. Интересный вариант варда представлен на картинке слева снизу — из-за деревьев он не даст вижна на кемп Древних, но позволит следить за другим лагерем, который обычно фармит оффлейнер.

Немаловажную роль играет также видимость вражеской святыни и руны богатства, до которой в случае чего будет возможно добраться. Такие варды реже используются на старте игры, но к мидгейму могут помочь поймать тайминг на использование ауры Святыни или провести грамотную драку на чужой половине. Выше мы увидели, что за нижними святынями нам помогут наблюдать простейшие варды, которые довольно часто использовались и до их появления.

Верхнее строение у Сил Света поможет контролировать довольно известный, но редко применяемый в прошлом патче вард на горе. Теперь без внимания не останется ни Потайная лавка, ни Святыня, ни непосредственные перемещения противника по этой части леса (например, попытка забрать Рошана).

В то же время Святыня Dire расположена глубоко в лесу. Для ее контроля достаточно установить вард на входе в лес или чуть выше, на ступеньках к лагерю нейтралов, но обзора такой разведчик вам даст, увы, не так много.

Как и в предыдущей версии, Valve оставили несколько точек для вардов на возвышенностях. На следующих изображениях видно, насколько много информации они дают и насколько важны как для атакующей, так и для защищающеся команды.

В завершении материала — парочка интересных лесных вардов.

Надеемся, что данный материал поможет вам найти несколько новых интересных позиций для вардов и использовать их в игре. Удачи!

Поделиться: